что такое срс в универе
ЧТО ТАКОЕ СРС
В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.
Одной из важных задач в подготовке специалистов с высшим образованием является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самостоятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Это важно как для юриста, работа которого постоянно связана с поиском истины, так и для представителей других профессий. Основной формой самообразования является самостоятельная работа.
СРС может быть истолкована в двух смыслах.
Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспектирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.
Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле СРС является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.
СРС можно подразделить на плановые (предусмотренные в учебных планах) и неплановые.
К плановым относятся:
– написание рефератов, курсовых и контрольных работ,
– подготовка к семинарским (лабораторным) занятиям, экзаменам и зачетам.
Внеплановыми видами СРС (как правило, для дневного отделения) являются:
– подготовка рецензий, выполнение домашних контрольных работ,
– письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, изучение нормативных актов и литературных источников по определенной теме с последующей устной беседой с преподавателем;
– проведение коллоквиумов, особенно по предметам, где нет семинарских (практических) занятий;
– проведение дискуссий по определенным проблемам на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, юридической практики; просмотр кино-и телефильмов и т. д.;
– посещение органов государственной власти, правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов (присутствие на заседаниях, изучение практики, документов, организации их работы и делопроизводства);
– изучение и обобщение опубликованной и неопубликованной (местной) судебной и иной практики; подготовка списков литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике и другие виды работы.
Все виды внеплановой работы проводятся в часы, свободные от обязательных аудиторных занятий. Общий объем СРР определяется установленным ГОС (Государственным образовательным стандартом) объемом недельной загрузки студента (54 часа) за вычетом установленных вузом в соответствии с конкретными формами обучения объемов аудиторной нагрузки.
Самостоятельная работа студентов в профессиональной образовательной организации: требования, структура, алгоритм разработки
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов составляет важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО).
Выполнение студентами внеаудиторной самостоятельной работы направлено на достижение следующих целей:
Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу студентов (СРС) по учебной дисциплине (УД) или междисциплинарному курсу (МДК), определяется учебным планом и представляет собой разницу между максимальной и обязательной аудиторной учебной нагрузкой. На СРС по всем циклам образовательной программы, в соответствии с ФГОС СПО отводится 50% времени от обязательной аудиторной нагрузки. Во время прохождения практики СРС не предусмотрена.
В соответствии с ФГОС СПО (п.7.15) образовательная программа «должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям», «внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение».
Методическое обеспечение внеаудиторной работы может представлять из себя – методические указания или рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Отсутствует современная нормативная база, регламентирующая планирование и организацию самостоятельной работы студентов в условиях действия ФГОС СПО. Однако имеется Письмо Минобразования РФ от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», основные положения которого не противоречат требованиям ФГОС СПО.
Преподаватель в процессе творческой деятельности должен самостоятельно подобрать виды СРС в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, выработать свои формы и методы контроля результатов выполнения работы, сформировать собственную систему руководства СРС [2].
Затраты времени на выполнение различных видов самостоятельной работы определяются преподавателями УД или МДК эмпирически, на основе собственного педагогического опыта [2].
Варианты видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, в соответствии с письмом [2], представлены в таблице.
Таблица – Виды СРС в соответствии с целью ее проведения
для овладения знаниями
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
составление плана текста;
графическое изображение структуры текста;
работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными документами;
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и другое
для закрепления и систематизации знаний
работа с конспектом лекции (обработка текста);
повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
составление плана и тезисов ответа;
составление таблиц для систематизации учебного материала;
изучение нормативных материалов;
ответы на контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ);
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тематических кроссвордов;
тестирование и другое
для формирования умений
решение задач и упражнений по образцу;
решение вариативных задач и упражнений;
выполнение чертежей, схем;
выполнение расчетно-графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
упражнения на тренажере;
упражнения спортивно-оздоровительного характера;
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и другое
При разработке видов заданий СРС рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен провести инструктаж по выполнению задания, который включает указание цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение УД/МДК [2].
СРС может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной СРС может осуществляться в пределах времени, отведенного на аудиторные занятия по УД или МДК, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта самостоятельной деятельности студента. В качестве форм и методов контроля СРС могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и другое [2].
Рекомендуемая авторами статьи структура методических рекомендаций по организации и выполнению СРС:
Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС представлен на рисунке.
Рисунок – Алгоритм разработки методических рекомендаций по организации и выполнению СРС
Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему, не предполагает ее исследования в сравнении и анализе.
Методические рекомендации при работе над рефератом или докладом для студентов
Желательная структура реферата:
Приложения — дополнительный материал.
Показатели оценивания реферата/доклада:
— глубина проработки темы;
— свободное владение материалом по теме реферата;
— логичность и обоснованность представления и анализа информации;
— соответствие презентационного материала содержанию реферата и доклада.
Четвертый шаг – сформировать список рекомендуемых источников информации, необходимых для выполнения СРС.
Пятый шаг – заполнение макета методических рекомендаций по организации и выполнению СРС, утвержденного в образовательной организации.
После окончания разработки методических рекомендаций необходимо продумать обращение к студентам перед выполнением СРС. Обращение должно быть кратким, вызывать интерес и создать мотивацию к выполнению СРС.
Прохождение внешней рецензии методических рекомендаций по организации и выполнению СРС у преподавателей смежных дисциплин (курсов) или у работодателя не является обязательным требованием ФГОС СПО и других нормативных документов.
В заключение важно отметить, что цель создания методического обеспечения СРС – эффективная организация данного вида учебной деятельности и формирование у студентов результатов обучения (умений и знаний), необходимых для формирования профессиональных и общих компетенций.
Список литературы:
Что такое срс в универе
Есть ли жизнь между сессиями? Как меняется самостоятельная работа студента
Время на прочтение статьи
Какие модели и методики СРС эффективны? Как выстроить мотивацию? Как модернизировать СРС в условиях сокращения аудиторной нагрузки? Нужно ли проверять самостоятельность выполнения СРС? Как сделать СРС индивидуальной? В четверг, 18 марта, эти и многие другие вопросы обсудили эксперты из высших учебных заведений на дискуссии «Есть ли жизнь между сессиями? Как меняется самостоятельная работа студента». Модерировала обсуждение Снежанна Чернакова, обозреватель Образовательной платформы «Юрайт». В начале своей речи она подчеркнула актуальность темы: «Мы все знаем, что при грамотной организации самостоятельная работа студентов способна как снизить нагрузку преподавателя, так и развить творческие способности студента; улучшить эффективность коммуникации преподавателя и студента; повысить качество образования». Однако перед педагогами встает множество вопросов по правильному встраиванию СРС в рабочий процесс — именно их обсудили участники дискуссии.
Марина Морозова, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, отметила, что интерес является главным и наиболее сильным мотивом для самостоятельной работы. Таким образом, предоставление студентам возможности выбора здания может повысить и мотивацию, и качество выполнения работы. Среди трендов в организации самостоятельной работы студентов Марина Морозова назвала расширение видов учебного контента и его практикоориентированность: «Я вижу перспективу развития СРС в разнообразии заданий, по возможности их связи с освоением навыков практической деятельности, в том числе в рамках взаимодействия с работодателями». Примером может служить приобщение студентов к курированию проектной деятельности школьников, что позволит им получить опыт сопровождения таких проектов.
Марина Федорова, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, считает, что для учащихся необходимо создавать профессионально-ориентированные ситуации, так как проектная деятельность имеет большие возможности для формирования опыта студента и реализации его личностного потенциала. Эксперт выразила опасения о потере формирования личности обучающегося: «В качестве направления будущего нужно подумать о формах организации самостоятельной работы, в основе которых будет сохраняться принцип диалогизации и личностного взаимодействия». Помимо этого, спикер напомнила коллегам о важности постоянного расширения и развития своих профессиональных компетенций.
Марина Мазниченко, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета, поделилась опытом своего вуза в реализации проектной деятельности, где средством повышения мотивации выступают элементы инфраструктуры, в частности бизнес-инкубатор. Кроме того, в СГУ выпускная работа реализуется как стартап. Среди других способов увеличить мотивированность студента Марина Мазниченко назвала разнообразие типов заданий, которые даются студенту для самостоятельного выполнения: «Для индивидуализации работы и повышения мотивации лучше не давать конкретных заданий, а предлагать выбор как минимум из трех типов: учебное, научное и творческое».
Федор Ковалев, директор Центра независимой оценки результатов обучения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, кандидат физико-математических наук, уверен, что в образовательном процессе необходима организация уровневой системы и активное использование цифровых сервисов: «Разделение индивидуальных траекторий студентов на уровни и реализация через онлайн-платформы открывают широкие возможности». Говоря о soft skills, эксперт выразил опасения, что их наработка может негативно отразиться на перспективных студентах, если это будет происходить в ущерб основным базовым курсам, которые тоже необходимы. Он отметил, что иногда реализация проектов даже вынуждает отказаться от чтения отдельных дисциплин, что не должно происходить.
В завершение дискуссии модератор Снежанна Чернакова поблагодарила всех участников и отметила, что было затронуто множество тем, которые можно обсудить в отдельных онлайн-классах от «Юрайт.Академии».
Организация самостоятельной работы студентов (СРС)
Организация самостоятельной работы студентов (СРС)
Федорова Наталия Борисовна, заместитель директора по методической работе высшей квалификационной категории, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 5 ДЗМ»
Тимофеева Евгения Витальевна, методист высшей квалификационной категории, преподаватель высшей квалификационной категории. МБОУ ДПО «Учебно – методический образовательный центр (повышение квалификации)»
С амостоятельная работа – это форма организации теоретического обучения, а также упражнения в период производственного обучения, сущность которых заключается в самостоятельной познавательной деятельности.
К.Д. Ушинский считал, только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления обучающихся.
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении СПО и Рекомендациям по разработке рабочих программ, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, а также обязательным содержательным компонентом каждой учебной темы рабочей программы. В Федеральном Законе РФ «Об образовании» 1992 года и в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. №160, самостоятельная работа характеризуется как форма организации учебного процесса и объективное условие формирования познавательной активности и самостоятельности студентов при обучении. В профессиональной школе – это, прежде всего, умение применить на практике знание теории, т.е. приобретение конкретных умений и навыков, определённых требованиями государственных образовательных стандартов и Рабочих программ.
Каков педагогический смысл самостоятельной работы студентов? Какие цели она выполняет? Необходимость выполнения самостоятельной работы студентов состоит в
Возможности участия студентов в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах учебно-
исследовательских работ, в творческой деятельности.
Использовании мотивирующих факторов контроля знаний при рейтинговой/накопительной
Поощрении студентов за успехи в учебе и творческой деятельности и санкции за плохую
Свободе выбора дифференцированных заданий, индивидуального темпа их выполнения.
Методисты и преподаватели учреждений СПО в вопросах организации самостоятельной работы студентов руководствуются «Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО» (приложение к письму Министерства образования РФ от 29.12.2000г.).
В разделе «Общие положения» этого документа четко определен объем времени на самостоятельную работу, ее основные виды (аудиторную и внеаудиторную) и общие цели, такие как:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
развитие познавательных и аналитико-синтетических способностей умст венной деятельности, исследовательских умений и навыков работы с различной по объему и виду информацией ( нормативной, справочной, учебной, научной и т.п.);
развитие навыков самоорганизации и (само)контроля за эффективностью самостоятельного учебного труда и т.д.
Задача преподавателя, ознакомившись с этими, представленными в нормативном документе общими целями самостоятельной работы:
конкретизировать их применительно к своей дисциплине;
ранжировать по значимости и потребностям практического применения;
интегрировать в различные сферы учебной деятельности с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей;
планировать и конструировать свою дальнейшую педагогическую деятельность с целью разработки соответствующего методического обеспечения и анализа качества достижения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных целей.
При планировании содержания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель определяет наиболее оптимальные формы и методы контроля ее результатов, устанавливает содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, ориентируясь на задания, рекомендованные в примерной и рабочей программах, а также отраженные в календарно-тематическом плане дисциплины.
Задача методиста, в соответствии с установленными « Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», помочь преподавателю:
четко сформулировать цели СРС и пути их достижения (не только применительно к деятельности студента, но и к собственной деятельности);
выбрать оптимальные виды, формы и методы СРС, адекватные интеллектуальному уровню развития конкретного студента;
осуществить наиболее эффективное планирование и организацию самостоятельной работы;
наметить промежуточные этапы СРС и определить время на выполнение каждого этапа работы;
провести необходимую коррекцию и контроль результатов работы с помощью специально разработанных для этого критериев оценки;
грамотно оформить методические материалы с учетом требований дидактики, методики и психологии.
Самостоятельная работа студента имеет большое значение для его личностного роста. Попытаемся объяснить нашу точку зрения.
Виды ( формы и методы) заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер. Они должны учитывать специфику специальности подготовки студентов, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
познании: «Я хочу узнать то, что мне надо»;
свободе выбора: «Я хочу все делать, пробовать сам, без излишней опеки»;
контактах: «Я страдаю от отсутствия контактов, активно ищу общения с теми, кто дает мне возможность чувствовать себя счастливо и радостно»;
самовыражении: «Хочу показать окружающим, какой я, что могу, что знаю» и т.п.
Методически грамотная и корректно реализованная самостоятельная работа студентов способствует тому, что учебная деятельность студента:
становится осмысленной для него самого;
развивает такие универсальные (общеучебные) умения как умение САМостоятельно учиться, принимать решения, проектировать свою деятельность и ее результаты, проводить исследования, осуществлять и реализовывать коммуникацию;
формирует потребность в мотивации своих достижений (САМоконтроль и САМооценка);
учит проводить рефлексию, т.е. формулировать полученные результаты, намечать и корректировать цели дальнейшей работы и пути их достижения;
позволяет познать радость самостоятельных побед, творческого поиска в конечных результатах своей деятельности.
Таким образом, преподаватель, планируя и организуя СРС при помощи и консультации методиста (если это необходимо) должен осуществить следующие действия:
отобрать наиболее эффективные формы и виды, способы организации деятельности студентов;
разработать критерии оценки СРС;
подготовить методическое обеспечение для всех видов самостоятельной работы студентов согласно рабочей программе и КТП учебной дисциплины;
при предъявлении видов заданий для СРС использовать дифференцированный подход к студентам, предложив задания разного уровня сложности;
перед выполнением СРС провести инструктаж по выполнению задания (за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины), который включает в соответствии с « Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО:
цель задания, его содержание;
ориентировочный объем работы;
основные требования к результатам работы;
указание на возможные типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания;
в качестве форм и методов контроля СРС использовать семинары, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защиту и презентацию творческих работ и др.
Одним из наиболее важных и актуальных этапом деятельности преподавателя при планировании и организации СРС является разработка критериев оценки, так как
Разработка критериев оценки чрезвычайно важна, так как, несмотря на трудоемкость, дает возможность понять преподавателю стратегические и тактические цели и задачи обучения, а студентам – как, чему и зачем учиться.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Методисту следует рекомендовать преподавателю не просто формулировать критерии, но и по каждому из них определять конкретные параметры оценки в баллах. В этом случае удобно представить критерии оценки в табличной форме. Предлагаем модель таблицы критериев оценки СРС.
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СРС
Глубина раскрытия темы
Тема не раскрыта, терминология употребляется неточно или отсутствует
Тема раскрыта фрагментарно, есть ошибки и неточности в употреблении терминологии
Тема раскрыта полностью, продемонстрировано знание в рамках программы изучения дисциплины, термины употребляются точно
Тема раскрыта полностью, продемонстрировано знание за пределами программы изучения дисциплины; научные и специальные термины употребляются точно и грамотно
Разнообразие источников информации
Большая часть использованной информации к содержанию работы не относится
Объем информации незначительный, из ограниченного числа однотипных источников
Достаточно полная информация из разнообразных источников
Качество выполнения работы и содержание информационного, расчётного, наглядного материала
Работа не выполнена
Выполненная работа не вполне соответствует требованиям качества (актуальность, эстетика, практическая значимость и/или удобство использования)
Выполненная работа соответствует требованиям качества (актуальность, эстетика, практическая значимость и/или удобство использования)
Умение самостоятельно выполнить работу, (произвести расчёты, применить интеллектуальные и исследовательские приёмы)
Работа выполнена не самостоятельно, самооценка отсутствует, использование/применение оборудования, дидактического материала, ТСО происходит с посторонней помощью
Выполнение работы, самооценка, использование/применение оборудования, дидактического материала, ТСО происходят с посторонней помощью
Работа выполнена самостоятельно, произведена самооценка, продемонстрированы навыки самостоятельного использования/применения оборудования, дидактического материала, ТСО
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа стандартная, шаблонная, демонстрирует формальное отношение автора
Автор проявил интерес, но не продемонстрировал самостоятельность и творческий подход в работе
Работа самостоятельная, демонстрирует попытку представить личный взгляд на тему, применяются элементы творчества
Работа отличается новизной, нестандартным, творческим подходом к теме, решению задачи, оформлению
Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть работы отсутствует и/или сдана не в срок
В работе отсутствуют установленные рекомендациями преподавателя порядок и структура (например, отсутствует содержание, нумерация; аккуратность) допущены серьезные ошибки в оформлении. Сдана с небольшим опозданием
Исполнение работы частично соответствует рекомендациям преподавателя по оформлению, структуре, аккуратности исполнения. Сдана в срок
Работа выполнена своевременно, отличается четким и грамотным исполнением в соответствии с рекомендациями преподавателя
Качество презентации работы
Презентация работы не произведена
Презентация произведена, автор уложился в регламент, но в выступлении имели место незначительные нарушения норм литературной речи и он не смог заинтересовать аудиторию
Презентация произведена, автор смог заинтересовать аудиторию, нарушений норм литературной речи нет, но он не уложился в регламент
Автор смог заинтересовать аудиторию, уложился в регламент, выступление соответствовало нормам литературной речи
Также, согласно « Рекомендациям по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО» в качестве критериев оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы могут использоваться параметры, представленные в более общей форме:
уровень освоения студентом учебного материала/умения;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений/знаний (и тогда следует определить и указать, каких именно);
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями преподавателя/документа.
Однако, на наш взгляд, применение таких критериев в современной педагогической деятельности малоэффективно, так как не позволяет осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход к результатам деятельности студентов. Поэтому мы предлагаем использовать общие критерии в основном для дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального, гуманитарного и социально-экономического циклов, но более детально прописать и иерархически ранжировать каждый их параметр.
Пример разработки критериев оценки внеаудиторной СРС
Максимальное количество баллов
Достаточно полно излагает тему
Дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов
Может обосновать свой ответ, привести примеры
Правильно отвечает на дополнительные вопросы
Правильное, но неполное изложение
При изложении допущены 1-2 несущественные ошибки
Дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов
Может обосновать свой ответ, привести примеры
Правильное, но неполное изложение
При изложении допущена 1 существенная ошибка
Задание выполнено недостаточно логично и последовательно
Неполное (менее 50 %) изложение
При изложении допущены существенные ошибки
Структура методической разработки или пособия для СРС может различаться в зависимости от целей, содержания и формы проведения. В самом общем виде компоненты методической разработки представлены в таблице.
РЕКОМЕНДАЦИИ по СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ/ПОСОБИЯ по СРС
Должен соответствовать требованиям унифицированного документа МК или МУ
Должна соответствовать тематическому плану рабочей программы или плану работу ОУ на учебный год
В соответствии с тематическим планом рабочей программы
С учетом практической целесообразности на данный вид работы
В целом соответствует общим видам заданий для С/Р (см таблицу): для овладения ЗУН, закрепления и систематизации, формирования умений.
Могут быть включены воспитательные цели
Формулируются в зависимости от конкретного вида, методов и приёмов СРС: освоить…, различать…, отработать…, систематизировать…, объяснить важность…, обосновать выбор действий…, отобрать необходимую информацию и т.д.
Актуальность темы (задания)
Связь с будущей практической деятельностью
Значимость данной работы для (само)образования студента
Обращение к студенту
Последовательность действий для реализации поставленной задачи (включает не более 8-10 пунктов)
ТРЕБОВАНИЯ К ПОЭТАПНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ
Выбор темы (из перечня), подбор литературы
Выделение основных объектов содержания
Графическая подача объектов содержания
Подготовка электронной версии работы и тезисов презентации
Подготовка к защите/презентации СРС
Грамотность, четкость, логичность, научность, полнота текста и пр.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Структура работы (титулы, список литературы, пр.)
Рецензирование и пр.
В описательной форме или побалльно
По сумме баллов за каждый этап работы
*Может содержать несколько заданий, систему заданий
ПОШАГОВЫЙ ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Это образец решения поставленной задачи: выполняется преподавателем, согласно предполагаемому (описанному выше) алгоритму, с указанием конкретных действий по каждому этапу работы
Это образец идеальной работы: представлен в том виде, который соответствует требованиям, предъявляемым к выполнению и оформлению задания
(не менее 3-х наименований, рекомендованных преподавателем)
Основная (соответствует учебнику (ам) колледжа
Дополнительная (находится в библиотечном фонде, легко доступна для пользователя)
При определении видов и форм внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель должен учитывать примерные затраты времени на их выполнение.
По нашим наблюдениям, средний студент затратит на выполнение реферата, развернутого конспекта статьи /главы учебника от 2-х до 4-х часов. На подготовку информационного блока, опорного конспекта, презентации, сообщения или доклада уйдет не менее 1.5 часов. Создание сводной (обобщающей) таблицы/классификации, схемы с пояснением, беседы, плана-ухода, алгоритма действий, ситуационной задачи с эталоном ответа, подбор иллюстративного материала потребует до 1 часа. Не менее 0.5 часа необходимо для составления тестов, словаря понятий и терминов, графоструктур.
С целью систематизации методического обеспечения можно рекомендовать преподавателю составить сводную таблицу с указанием видов СРС, согласно тематическому плану рабочей программы и ее содержанию. При этом в перечне тем следует сохранять соответствующую нумерацию разделов и тем. Отметив знаком (+) наличие методического материала определенного вида, преподаватель получит возможность не только проанализировать полноту, состав и качество УМО, но и более эффективно осуществить дальнейшее планирование и организацию собственной деятельности по данному направлению.
Сводная таблица методического обеспечения СРС