что такое средства в проекте

Технология. 5 класс

Конспект урока

Технология, 5 класс

Урок 2. Методы и средства творческой и проектной деятельности

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.

Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету.

Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.

Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.

Эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. / В. С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014.

3. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В жизни каждому человеку приходится решать множество задач. Они бывают стандартными и не стандартными. В стандартных ситуациях человек хорошо знает, что и как нужно делать, у него есть опыт действий в таких ситуациях, и он уверен, что, действуя, как прежде, добьется нужного результата. Чтобы добраться от своего дома к школе, вам не нужно ничего придумывать, поскольку вы это делали много раз. Если добраться до школы нужно быстрее, необходимо выработать новое решение, так как ситуация становится не стандартной.

Решая сложные, нестандартные задачи, нужно не только иметь хорошее понимание окружающего мира, но и обладать развитой способностью принимать решения о том, как действовать в этом мире.

Хотя многие люди убеждены, что они умеют хорошо решать практические задачи своей жизнедеятельности, это в большинстве случаев заблуждение. Чтобы хорошо ставить цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, нужно осваивать специальные средства и методы, которые наработаны в опыте всего человечества. Наилучшие возможности для освоения таких методов и средств предоставляет проектная деятельность.

Для того чтобы изготавливаемое изделие стало особенным, его изготовитель использует в работе творческие способности и фантазию.

Для воплощения замыслов в конкретные изделия, т. е. для выполнения творческого проекта, необходимо пройти несколько этапов:

• наметить цель работы — обосновать выбор изделия (материального блага) или темы (для нематериального блага) проекта и обосновать необходимость его выполнения;

• определить назначение изделия или услуги;

• подобрать материалы, инструменты и оборудование, необходимые для изготовления изделия;

• определить соответствие предстоящей работы изученному теоретическому материалу;

• сделать предварительные расчёты затрат на изготовление изделия и определить, не превышают ли затраты стоимость подобных изделий, которые можно приобрести в магазинах;

• составить план работы;

• рассчитать продолжительность выполнения проекта.

В плане определяется, что надо делать и в какой последовательности.

Творческий замысел, план создания чего-либо, включающий в себя описание, расчёты, чертежи, макеты, модели и т. п. называется проектом. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла. Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.

С учётом назначения изделия определяются материалы, из которых оно будет изготовлено, задаются размеры изделия. Разрабатываются чертежи, эскизы, технические рисунки, планы выполнения работ в виде технологической карты изготовления изделия. Все эти документы составляют техническую и технологическую документацию.

В заключительной части выполнения творческого проекта определяют затраты труда, материалов и денежных средств. Сравнивают материальную ценность полученного результата с расходами на проектирование и изготовление изделия. Такие расходы называются себестоимостью.

Результатом творческого проекта может быть новый продукт, предназначенный для личного употребления или для продажи. При продаже полученные от этого деньги позволят возместить все затраты и начать выполнение нового проекта. Однако будущие покупатели не знают о созданном проекте. Поэтому следует организовать рекламу нового продукта творческого труда.

Реклама – это распространение информации для привлечения внимания к объекту с целью формирования или поддержания интереса к нему.

Реклама выполняет несколько основных функций: сообщает о товарах; придаёт значимость фирме или товару; убеждает людей в необходимости приобретения товара; постоянно напоминает о товаре.

Любой творческий процесс, потребность в чём либо, изменении или создании нового продукта, может приводить к возникновению проблемной ситуации.

Проблемной называется ситуация, в которой:

1) есть актуальная потребность в чем-то, т.е. обнаруживается несоответствие между тем, “что есть” и тем, “что требуется”;

2) неизвестно, как устранить это несоответствие.

Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать.

Способы решения проблемы различаются своей результативностью и эффективностью.

Результативность – это характеристика действий, показывающая, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели.

В отличие от результативности эффективность – это такая характеристика действий, которая учитывает не только полученный результат, но и затраты на его получение.

Степень эффективности определяется соотношением между результатами и затратами при условии, что результат соответствует поставленной цели. Если это условие не выполняется, то действие, процесс признаются неэффективными.

Действия могут быть результативными, но малоэффективными. Это происходит тогда, когда, действуя иначе, тот же самый результат можно получить с меньшими затратами, либо за меньшее время.

Поиск решения проблем – дело творческое. Здесь не существует жестких правил, приводящих к желаемому результату. Но существуют методы, позволяющие лучше организовать мыслительный процесс и повысить его результативность.

Метод «мозгового штурма»

Когда проблема поставлена, и мы уверены, что хорошо понимаем то, что требуется, можно приступать к поиску ответа на вопрос: “Что мы можем сделать, чтобы решить проблему?” В случаях относительно несложных проблем можно сразу приступать к разработке идей их решения. Для этого можно воспользоваться методом “мозгового штурма” или “мозговой атаки” (брейн-шторминг). Это метод групповой генерации (разработке) идей. Он ориентирован на получение большого количества идей, благодаря созданию специальных условий побуждающих творческую активность членов группы.

Оптимальная численность группы, участвующей в обсуждении идей 10-15 человек, но численность группы может быть и меньшей, и большей.

Процедура мозгового штурма начинается с того, что ведущий объявляет вопрос, на который нужно ответить. Например, что мы можем сделать, чтобы изменить качество какого-нибудь изделия.

После мозговой атаки группа экспертов (специалистов в области разработки решения) оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые целесообразно подвергнуть более детальной проработке. В экспертную группу могут входить как участники генерации идей, так и привлеченные специалисты.

Принцип решения сложных проблем

В случаях сложной проблемы, попытки решить ее “в лоб” чаще всего не удаются. В таких случаях нужно использовать другой принцип поиска решения. Этот принцип состоит в том, чтобы:

а) разделить проблему на части (подпроблемы),

б) найти решения частных проблем,

в) объединить решения частных проблем в решение общей проблемы.

Разделение проблемы на части называется ее структурированием. Структурировать проблему значит представить ее как состоящую из связанных между собой частей.

Если какие-то частные проблемы сами будут сложными для решения, то их тоже следует структурировать.

Таким образом, сложные проблемы решаются путем их разделения на части и решения по частям. Из решений частных проблем собирается решение общей проблемы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Решите кроссворд.

1. Как называется стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) затрат.

2. Что необходимо составить, чтобы определиться, что надо делать и в какой последовательности.

3. Творческое стремление к достижению желаемого результата.

4. Результат выполнения творческого проекта.

Источник

Тема 5. Обеспечение информационной поддержки управления проектами

Цель:

освоение базовых понятий создания систем управления проектами.

Задачи:

Оглавление

5.1. Методы и средства управления проектами

Проект — это комплекс работ (задач, операций), в результате выполнения которых к установленному сроку и при ограниченных ресурсах должна быть достигнута заранее определенная система целей.

Проект, как объект управления, обладает таким набором особенностей, которые требуют использования специальных приемов и методов для управления им. В течение примерно сорока последних лет управление проектами сформировалось как особая профессиональная область деятельности и самостоятельная дисциплина, вооружающая руководителей проекта технологиями и инструментальными средствами планирования, контроля и координации осуществления проектов.

Современная техника управления проектами начала формироваться в США во время работы над такими крупномасштабными проектами, как «Манхэттан» (атомная бомба), «Поларис» (создание подводных лодок с баллистическими ракетами) и «Аполлон» (космическая программа).

В конце 50-х годов в числе первых методов управления проектами были разработаны методы сетевого планирования и управления:

Диаграмма Ганта (Gantt chart — разделение всего проекта на определенную последовательность составных частей) — широко используется в современных пакетах прикладных программ по управлению проектами;

В 60-е годы начался поиск новых методов управления и организационных структур проектов, способных быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям.

В 70-е годы широкое внедрение компьютерных систем обработки информации, растущие масштабы и сложность деятельности предприятий в условиях жесткой конкуренции способствовало тому, что все большее число компаний стало развивать и использовать методы управления проектами.

В настоящее время уже и малые фирмы, осуществляющие относительно небольшие проекты, все чаще начинают систематически подходить к подготовке, планированию и контролю осуществления своих проектов с использованием методов и средств управления проектами.

Применение методов и средств управления проектами позволяет не только достичь результатов проекта требуемого качества, но и экономить деньги, время, другие ресурсы, снижает риск и повышает надежность, так как помогает:

Выбор соответствующих методов и средств управления проектами, определяется, прежде всего, сложностью, масштабом и типом проекта.

5.2. Программная реализация управления проектами

Первые программы для управления проектами были разработаны почти сорок лет назад. В основе данных систем лежали алгоритмы сетевого планирования и расчета временных параметров проекта по методу критического пути. Первые системы позволяли представить проект в виде сети, рассчитать ранние и поздние даты начала и окончания работ проекта и отобразить работы на временной оси в виде диаграммы Ганта. Позже в системы были добавлены возможности ресурсного и стоимостного планирования, средства контроля за ходом выполнения работ.

Использование систем долгое время ограничивалось традиционными областями — крупными строительными, инженерными или оборонными проектами и требовало профессиональных знаний. Однако за последнее десятилетие ситуация в области использования программного обеспечения управления проектами резко изменилась.

Благодаря повышению мощности и снижению стоимости персональных компьютеров, а также при участии таких корпораций, как Microsoft и Symantec, буквально заваливших рынок дешевыми системами для управления проектами, программное обеспечение и методики управления, доступные раньше только состоятельным организациям, пришли на рабочие столы и вошли в повседневную практику менеджеров и сотрудников средних и малых компаний.

В настоящее время на рынке представлено значительное количество универсальных программных пакетов для персональных компьютеров, автоматизирующих функции планирования и контроля календарного графика выполнения работ.

Развитие информационных технологий последних лет практически свело на нет различия между системами по объемным показателям мощности систем (размеры планируемого проекта по работам и ресурсам, скорость пересчета проекта). Даже дешевые пакеты сегодня способны поддерживать планирование проектов, состоящих из десятков тысяч задач и использующих тысячи видов ресурсов. Изучая матрицы сравнения основных функций систем, также достаточно трудно найти существенные пробелы в той или иной системе. Выявить отличия в реализации отдельных функций часто удается лишь при детальном изучении и тестировании системы.

Пакеты управления проектами можно разделить на профессиональные и настольные (непрофессиональные). Профессиональные системы предоставляют более гибкие средства реализации функций планирования и контроля, но требуют больших затрат времени на подготовку и анализ данных и, соответственно, высокой квалификации пользователей. Второй тип пакетов адресован пользователям-непрофессионалам, для которых управление проектами не является основным видом деятельности. От пользователей, использующих пакеты планирования лишь время от времени, при необходимости спланировать небольшой комплекс работ или ввести фактические данные по проекту, трудно ожидать серьезных затрат времени и усилий на то, чтобы освоить и держать в памяти какие-либо специфические функции планирования или оптимизации расписаний. Для них более важным является простота использования и скорость получения результата.

Различия между пакетами могут заключаться в поддерживаемых ими вычислительных платформах, мощности, наличии дополнительных средств и в качестве реализации предоставляемых ими функций.

Оценка мощности пакета включает в себя тестирование качества работы системы (скорость вычислений, печати, изменения экранов) и качество представления информации по проекту (диаграммы Ганта и PERT), а также оценку полноты и гибкости функций, необходимых для разработки плана и оперативного управления.

При оценке мощности системы для управления проектами обычно оцениваются следующие основные функциональные возможности:

1. Средства описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временных характеристик.

2. Средства поддержки информации о ресурсах и затратах по проекту и назначения ресурсов и затрат отдельным работам проекта.

3. Средства контроля за ходом выполнения проекта.

4. Удобные графические средства представления структуры проекта (диаграмма Ганта, сетевая диаграмма, иерархическая диаграмма проекта), а также средства создания различных отчетов по проекту.

Кроме того, следующие дополнительные возможности должны быть рассмотрены при выборе пакета планирования:

Важными для пользователя являются простота изучения и использования системы, а также качество дополнительной консультационной поддержки данной системы на рынке.

5.3. Основные функциональные возможности систем управления проектами

Как правило, современные системы управления проектами, распространяемые на рынке, обеспечивают основной набор функциональных возможностей, которые включают в себя:

Набор базовых функциональных возможностей систем данного класса представлен в табл. 5.1.

Базовые функциональные возможности системы календарного планирования

Средства описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временных характеристик

Средства поддержки информации о ресурсах и затратах по проекту

Средства контроля за ходом выполнения проекта

Графические средства представления структуры проекта, средства создания отчетов по проекту

Менеджер и команда проекта могут эффективно применять автоматизированные системы управления проектом на разных его этапах.

На прединвестиционном этапе или на этапе тендера. Примерно оценить временные и стоимостные параметры проекта, его реализуемость и эффективность, потребности в ресурсах и производственных мощностях; сформировать качественную тендерную документацию или бизнес-план.

На этапе планирования. Рассчитать и оптимизировать плановые сроки реализации проекта с учетом существующих ограничений. В системе управления проектом менеджер может легко проиграть различные варианты реализации проекта — при жестких временных или ресурсных ограничениях. Во все такие системы заложены математические алгоритмы оптимизации использования ресурсов, значительно упрощающих следующие задачи:

На этапе реализации проекта. Система управления проектом позволяет хранить в своей модели плановые показатели по проекту (сроки, стоимости, объемы и т. д.) и вводить фактические данные в ходе его реализации. Конечно же, исходный календарный план «плывет». Но система позволяет увидеть эти отклонения, оценить их последствия в целом, проиграть и выбрать оптимальный вариант реакции на изменения, при необходимости перепланировать оставшуюся часть проекта с учетом новых реалий, оперативно внести изменения в документацию. Именно на этом этапе система проявляет свои лучшие качества: модель живет вместе с реальным проектом. Менеджер получает в свои руки не только инструмент контроля за свершающимися событиями, но и прогнозирования предстоящих. В то же время удобные, простые средства генерации отчетов по проекту позволяют легко довести необходимую информацию до всех заинтересованных лиц в требуемой форме.

На этапе завершения проекта. Накопление статистических данных по проектам компании (описание ресурсов, типовые наборы работ, стоимостные оценки и т. д.) в дальнейшем помогает существенно повысить качество планирования и управления проектами.

5.4. Модель проекта в системе сетевого планирования и управления

В основе модели проекта в системе управления проектом лежат три элемента:

Структура работ по проекту представляет собой перечень этапов и работ, внутри которого определяются: правила вложенности (одна работа состоит из набора других); взаимосвязи между работами (стартовать после завершения, стартовать одновременно и т. п.); ориентировочная длительность работ. По перечисленным параметрам система рассчитывает календарный график проекта, определяя даты начала и завершения отдельных работ и всего проекта, а также временные резервы.

Сами работы тоже могут иметь различные характеристики:

Менеджер проекта на основании проектной документации, директивных указаний руководства или условий контракта определяет состав работ и рассчитывает продолжительность проекта. Возможны два подхода к разработке расписания (графика):

Особенностью планирования в СКПК является то, что здесь, как правило, работы не привязываются к конкретным датам, а лишь указываются их структура, взаимосвязь и длительность. Это позволяет системе в дальнейшем использовать различные алгоритмы оптимизации проекта и в ходе реализации динамически отслеживать изменения календарного графика.

Используя процедуры оптимизации календарных планов по методу критического пути, варьируя параметры работ, характер связей между ними, менеджер может существенно сократить первоначальный срок реализации проекта, не учитывая на данном этапе ограничения проекта по ресурсам.

Структура ресурсов проекта: персонал, механизмы, материалы, финансы. Обычно в компаниях ведутся электронные справочники ресурсов с описанием их основных характеристик: стоимости, производительности, доступного количества. Для некоторых типов ресурсов можно задавать календари их использования и другие параметры.

Матрица назначений ресурсов показывает, какие ресурсы, каких типов, каким образом используются при работе над проектом.

В системе хранятся данные о потребностях в ресурсах, их свойствах и количестве, календарный план работ. Менеджер назначает ресурсы на определенные задачи и пересчитывает календарный план с учетом их ограничений.

При этом решается классическая дилемма: увеличить срок реализации проекта или за счет привлечения дополнительных мощностей повысить стоимость проекта.

Собственно оптимизация использования ресурсов заключается в том, что для разных типов ресурсов решаются разные управленческие задачи:

Удобство динамической модели проекта состоит в том, что система хранит не конкретный вариант календарного плана проекта, а набор параметров, характеристик элементов (работы, их объемы, ресурсы, назначения). Исходя из этого, формируются календарные графики, диаграммы, таблицы и т. д. Менеджер проекта, поменяв один параметр, например стоимость бетона, автоматически получает измененный план. В данном случае изменится профиль затрат на проект и стоимость всего проекта.

Это особенно важно на этапе контроля реализации проекта. По вводимым фактическим данным о выполнении работ, расходовании материалов, сроках система динамически пересчитывает календарный план. Менеджер может сравнивать плановые, фактические и прогнозируемые показатели проекта (с учетом реального хода исполнения) и своевременно принимать управленческие решения.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. Учеб/ пособие. М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — 304 с.

Жарковская Е. П. Антикризисное управление: Учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. М: Омега-Л, 2004. — 336 с.

Источник

Методы и средства проектирования

Проектирование— процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния.

Основные средства проектирования:

-стандартные средства операционных систем, обеспечивающих автоматическое прохождение на ЭВМ определенного класса задач;

-процедуры, реализующие типовые процессы обработки данных, например контроль выходной информации и ее сортировку;

-инструментальные средства, к которым относится совокупность взаимосвязанных специальных программных средств, предназначенных для инструментальной поддержки отдельных элементов процесса проектирования АИС. Это создание и актуализация словаря данных, документирование проекта, автоматизация контроля проектирования и др.;

-системы автоматизированного проектирования (САПР), предполагающие использование ЭВМ на всех этапах создания АИС и занимающие высшую ступень в эволюции средств проектирования системы.

В методах проектирования различают классы и подклассы:

типовое проектирование. Подклассы: элементы, подсистемы, объектное, групповое. Средства: стандартные средства операционных систем; типовые компоненты (ТПР, ППП); некоторые инструментальные средства.

автоматизированное проектирование. Подклассы: модульное; др. Средства: стандартные средства операционных систем САПР; взаимосвязанный комплекс инструментальных средств.

Средства проектирования подразделяются на :

Общие требования к средствам проектирования:

-полный охват всего процесса создания АИС;

-совместимость, требующая согласованных решений как в процессе создания системы и ее обеспечивающих подсистем, так и в процессе их функционирования;

-универсальность в своем классе, допускающем возможность применения одних и тех же средств для различных объектов;

-д.б. легко доступными, не требующими особых усилий в освоении и просты в реализации;

-возможность организации процесса проектирования в режиме интерактивного взаимодействия разработчика системы, проектировщика и ЭВМ;

-д.б. адаптированными и экономически эффективными.

Типовое проектирование— индустриальный метод создания АИС, использующий ТПР и ППП, характеризуется наличием апробированных, типовых организационно-экономических, технических, информационных, математических и программных средств автоматизации управления. Достоинства: уменьшает трудоемкость, снижает стоимость и сокращает сроки проектирования, повышая его качество путем более полного охвата задач функциональных подсистем, строгого соблюдения требований нормативных документов, применения передовых технических решений. Типовое проектирование призвано устранить дублирование проектов, создать основу для расширения обмена готовыми типовыми компонентами, облегчить разработку рекомендаций по изменению организационной структуры и методов управления с учетом отраслевых и внутрихозяйственных особенностей. Процесс типового проектирования заключается в выборе и привязке указанных средств в соответствии с треб-ми конкретной системы. Типовая часть АИС представляет собой комплекс информационного, программного и технического обеспечения. Типовой характер первого достигается путем строгого соблюдения единства структуры информационной базы, состава массивов, форм входных и выходных документов; второго- на использовании ППП, и последнего в результате применения ЭВМ одного или совместных типов.

ТПР создаются по модульному принципу, когда каждое проектное решение расчленяется на отдельные составные части- модули, которые реализуют определенную часть ТПР. Это позволяет создать проект новой автоматизированной системы путем сочетания отдельных типовых модулей.

При использовании подсистемного метода проектирования предполагается более высокая степень интеграции типовых элементов системы, когда для каждой подсистемы создаются проекты решений и пакеты прикладных программ. Выделение подсистем- в зависимости от объекта хозяйственно-производственного процесса. Для каждой из подсистем разрабатывается свое автоматизированное проектное решение и ППП, которые могут быть общесистемного или функционального назначения. К первой группе относятся ППП управления данными, типовых процедур их обработки, методовматематической статистики и дискретного программирования, решения непрерывных задач, например дифференциальных уравнений. Во вторую группу входят пакеты, ориентированные на промышленные предприятия с дискретным или непрерывным характером производства, на непромышленную сферу, отраслевое управление.

Важное требование, предъявляемое к ППП,- совместимость, т.к. при проектировании АИС целесообразно использовать сразу несколько пакетов. Проектирование систем с применением ППП фактически сводится к привязке выбранных по определенным параметрам пакетов к конкретным условиям объекта автоматизации. Достоинства: менее трудоемкий процесс, занимает меньше времени по сравнению с оригинальным проектированием, реализует прогрессивные методы обработки данных, упрощает документирование проекта, т.к. используется документация пакетов, повышается надежность проектируемых систем.

Метод объектного проектирования базируется на применении типовых проектов автоматизированных систем управления. Применяется недостаточно широко, т.к. слишком много разнообразных объектов, а модификация типового проекта системы в соответствии с конкретными условиями объекта автоматизации требует больших трудовых и материальных затрат. Отдельной группой выделяется метод группового проектирования. Его сущность: предварительно подбирается группа объектов, однотипных по характеристикам их информационных систем, среди них выбирается базовый объект, для которого и разрабатывается проект, причем могут использоваться различные методы и способы проектирования, главное- это обеспечение его высокой адаптивности. Основная сфера применения этого метода- непромышленные объекты (например склады), т.к. они более устойчивы с позиции экономической информационной системы.

Разработкой, внедрением, сопровождением и эксплуатацией корпоративных информационных систем (или сокращенно КИС) занимаются специалисты по информационным технологиям (ИТ).

Информационные технологии являются очень широким понятием, поскольку они определяют методы и средства создания, сбора, регистрации, передачи, обработки, хранения и выдачи информации в информационных системах.

В настоящее время наряду с названием Корпоративные информационные системы (КИС) употребляются, например, следующие названия:

· Автоматизированные системы управления (АСУ);

· Интегрированные системы управления (ИСУ);

· Интегрированные информационные системы (ИИС);

· Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *