что такое средний товарный запас
По какой формуле рассчитывается средний товарный запас?
Для чего необходим расчет товарного запаса?
Товарный запас (далее — ТЗ) — это готовые к продаже товары, продукция, размещаемые на складе организации в ожидании отгрузки или находящиеся там на хранении. В некоторых случаях в структуру ТЗ включаются товары, находящиеся в пути (например, из производственного подразделения на склад), а также зарезервированные (пока их не оплатил покупатель и права собственности на товар не перешли к нему).
Можно отметить, что экономический анализ различных показателей, характеризующих ТЗ, осуществляется главным образом только по тому ТЗ, который размещен на складе: если он в пути, то неизвестно достоверно, прибудет ли он в расчетном количестве на склад и не будет ли отозван, а если товар законтрактован, он в любой момент может быть выкуплен заказчиком и списан с баланса фирмы.
ТЗ — один из ключевых ресурсов организации, обеспечивающих устойчивость ее бизнес-модели. Спрос на товары, выпускаемые предприятием, может достаточно часто меняться:
Кроме того, запасы пригодятся, если возникнут какие-либо сложности на производстве, и оно временно остановится или замедлится.
Таким образом, назначение ТЗ заключается в обеспечении бесперебойной работы механизма взаимодействия предприятия с рынком:
В экономической науке разработано достаточно много подходов к анализу показателей ТЗ на предприятии. В числе самых востребованных — исчисление среднего ТЗ за конкретный временной период, например за определенное количество дней. Рассмотрим, каким образом он может рассчитываться.
Исчисление среднего товарного запаса в днях (формула и нюансы)
Если речь идет о том, чтобы вычислить за определенное количество дней средний товарный запас — формула должна задействоваться следующая:
СТЗ = [(ТОВ1 / 2) + ТОВ2 + ТОВ3 + (ТОВ (ДЕНЬ) / 2)] / (ДНИ – 1), где:
СТЗ — средний товарный запас;
ТОВ1, ТОВ2, ТОВ3 — товарный запас, соответственно, в 1-й, 2-й и 3-й день анализируемого периода;
ТОВ (ДЕНЬ) — товарный запас в последний день анализируемого периода;
ДНИ — общее количество дней в анализируемом периоде.
Допустим, в фирме есть ТЗ (телевизоры):
Если задействовать указанную формулу расчета товарного запаса в среднем выражении, то соответствующий показатель за 5 дней составит:
СТЗ = [(100 / 2) + 120 + 170 + 70 + (120 / 2)] / (5 – 1) = 117,5 телевизоров.
В случае если в анализируемом периоде только 2 даты, может быть применена упрощенная формула:
СТЗ = (ТОВ1 + ТОВ2) / 2.
Так, если в 1-й день анализируемого периода на складе фирмы — 100 телевизоров, а во второй — 70, то средний ТЗ в этом случае составит:
СТЗ = (100 + 70) / 2 = 85 телевизоров.
Аналогичным образом могут рассчитываться средние ТЗ по месяцам, кварталам и другим периодам, если это необходимо для решения тех или иных задач в бизнесе.
Итоги
ТЗ — важнейший ресурс фирмы с точки зрения поддержания функционирования ее бизнес-модели. Его величина важна при применении управленческих решений, направленных на поддержание удовлетворения спроса на рынке, а также решений, связанных с оптимизацией производства. Величина ТЗ может быть представлена в среднем выражении за тот или иной период.
Ознакомиться с особенностями применения иных финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятия вы можете в статьях:
Управление товарными запасами в розничном магазине: анализ показателя, формулы расчета, основные способы
— Белый хлеб есть?
— Нет.
— А молоко топленое?
— К сожалению, только что закончилось.
— Да что у вас за магазин такой, что ни придешь к вам, вечно ничего нет.
Немного терминов и определений
Товарный запас
В учебниках по торговле и экономике есть несколько определений товарного запаса. Все они сводятся к следующему:
Товарные запасы делятся на:
Обычно при расчетах используют величину среднего товарного запаса за период времени: неделю, месяц, квартал и так далее. Средний товарный запас рассчитывается по несложной формуле:
ТЗср = (ТЗ1 + ТЗ2 + ТЗ3… + ТЗN) / количество дней в периоде
Считать по этой формуле можно как в деньгах, так и в натуральном выражении: штуках, упаковках, килограммах и так далее.
Система управления товарными запасами
Коэффициент оборачиваемости товара
Один из ключевых показателей в торговле. Коэффициент оборачиваемости товара показывает, за сколько продукция проходит один оборот цикла “товар-деньги-товар”. Считается по формуле:
КО = выручка / средний товарный запас
Это общий показатель оборачиваемости. Сам по себе он ничего не значит и используется в расчет коэффициента оборачиваемости в днях. Формула расчета такая:
оборачиваемость в днях = количество дней в периоде / коэффициент оборачиваемости
Полученная цифра показывает уже прикладные вещи:
Требования к товарному запасу
Теперь отвлечемся от формул и порассуждаем. Итак, у нас есть магазин с полками и витринами и склад. Здесь лежит какое-то количество товара, которого хватит на определенное время. Главная задача сделать так, чтобы продукция не успевала заканчиваться до прихода новых партий. Можно пойти несколькими путями:
Итак, главное: товарный запас должен покрывать потребности розничного магазина в продукции, а затраты на обслуживание и хранение при этом должны быть минимальными.
Схема формирования заказов по потребностям
Как определить, сколько товара надо хранить на складе
Для расчета берем во внимание такие критерии, как:
На практике делается так: все показатели изучаются и анализируются, после чего формируется некая красная линия, ниже которой опускать товарный запас нельзя. Если магазин только открылся, составляется план продаж, а на его основе определяется товарный запас. А дальше корректируем показатели в зависимости от того, что и как продается.
Минимальная величина товарного запаса называется неснижаемым остатком. Как только показатель приближается к этому значению, нужно сразу делать заявку поставщику. При этом нужно учитывать и сроки поставки, чтобы сделать это заранее. Если товар везут неделю, успеете все распродать и остаться без продукции. В этом случае неснижаемого остатка должно хватать приблизительно на 10 дней, чтобы компенсировать возможные задержки поставки и оставить себе время для маневра.
Неснижаемый остаток рассчитывается для каждой позиции в отдельности. У продукции различное время хранения и реализации, разные сроки поставок, продаются они тоже по-разному. Что-то уходит за несколько часов (хлебобулочные изделия, молочка, полуфабрикаты), в то время как другие позиции стоят на витрине месяцами (деликатесы, элитный алкоголь).
Элементы системы управления товарными запасами
Методы управление товарными запасами
Прежде чем переходить к способам управление запасами товара, подведем небольшой итог из предыдущих частей статьи. Итак, нам известна величина товарного запаса и неснижаемого остатка, которые нужно поддерживать на складах, делая своевременные заявки поставщику. Для этого есть несколько подходов.
Ручное управление
Вести такой учет можно как удобно: в тетрадке, вордовском файле, писать заметки на смартфоне или скачать на него простенькое приложение для товароучета. Главное держать ситуацию под контролем и вовремя делать заявки снабженцам.
Товароучет в Excel
Пример ведения учета в Excel-таблицах
Управление товарными запасами при помощи программ складского учета
Здесь все делается в автоматическом режиме при минимальном участии человека. Вы просто задаете величину неснижаемого остатка, при достижении которого программа сама делает заявки поставщикам. Риск остаться без товара в разгар продаж исключается полностью. Как это работает: товароучетка интегрируется с онлайн-кассами и каждый проданный товар моментально списывается с остатков. При достижении неснижаемого порога программа формирует и отправляет заявку снабженцам, а товар привозят на склад. Персонал при этом не задействован вовсе.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Читайте также
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Пользователь» –
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222
Как экономить деньги, считая оборачиваемость
Если вы не знаете, сколько в среднем товар лежит на складе, пока не продастся, вам приходится прикидывать всё на глаз: на сколько хватит запасов, сколько и когда закупить, какую попросить отсрочку. Чтобы узнать, сколько обычно времени требуется товарам, чтобы превратиться в деньги, посчитайте оборачиваемость.
Зачем считать оборачиваемость
Когда магазин покупает товары, он вкладывает в них деньги. Товары поступают на склад и лежат там, пока их не купят посетители. Получается, что деньги, превращённые в складские запасы, заморожены: они как бы остались в магазине, но потратить их нельзя. Чтобы вернуть себе деньги, надо всё распродать.
Чем быстрее магазин распродаёт товар со склада, тем быстрее он возвращает себе деньги. Короткий цикл деньги-товар-деньги — это выгодно: средства магазина не залёживаются на складе, а возвращаются на счета, чтобы можно было платить зарплаты и делать новые закупки. Поэтому чем быстрее товары продаются, тем лучше.
Скорость превращения товаров в деньги называют оборачиваемостью. Её полезно считать, чтобы понимать, как долго товары задерживаются у вас на складе. Это поможет:
Важно: оборачиваемость можно посчитать у чего угодно, но сравнивать показатели можно только у товаров из одной категории. То есть оборачиваемость пирожков нет смысла сравнивать с оборачиваемостью коньяка. Это слишком разные товары: пирожки стоят дёшево и быстро портятся, а бутылка коньяка может стоить 5000 ₽ и лежать на складе несколько месяцев. Другое дело — сравнивать оборачиваемость коньяка и виски: это товары из одной категории. Давайте так и сделаем.
1. Собрать данные
Чтобы посчитать оборачиваемость за месяц, вам понадобятся:
Если вы не знаете, откуда взять эти цифры, кажется, вам пора начать вести товарный учёт в электронной системе. Вы легко сможете подсмотреть там необходимую статистику.
Если у вас онлайн-касса «Эвотор», вы можете поставить товароучётную систему через личный кабинет. Там есть специальные приложения для магазинов, в них удобно смотреть складские остатки.
Скачать систему товарного учёта для магазина
Представим, что мы решили посчитать оборачиваемость для водки, текилы, коньяка и виски в продуктовом магазине. Мы залезли в товароучётную систему и вытащили оттуда нужные данные:
Товар | Продажи за месяц, шт. | Остаток на складе в начале месяца, шт. | Остаток на складе в конце месяца, шт. |
---|---|---|---|
Коньяк | 20 | 14 | 11 |
Виски | 72 | 20 | 18 |
Водка | 144 | 88 | 120 |
Текила | 19 | 22 | 30 |
Мы считаем оборачиваемость в январе, в нём 31 день. Теперь у нас есть все необходимые данные для расчётов.
2. Посчитать средний товарный запас
Оборачиваемость считают за какой-то период, например, за месяц. Чтобы узнать оборачиваемость, надо посчитать, сколько товара в среднем было на складе за этот месяц, этот показатель называют «средний товарный запас». Возьмём среднее арифметическое между остатком на складе в начале и в конце месяца:
средний товарный запас = (остаток на складе в начале + остаток на складе в конце) / 2
Товар | Остаток на складе в начале месяца, шт. | Остаток на складе в конце месяца, шт. | Средний товарный запас за январь, шт. |
---|---|---|---|
Коньяк | 14 | 11 | (14 + 11) / 2 = 13 |
Виски | 20 | 18 | 19 |
Водка | 88 | 120 | 104 |
Текила | 22 | 30 | 26 |
Обратите внимание: мы выбрали самый простой способ подсчитать средний товарный запас — взяли среднее арифметическое между двумя остатками в начале и в конце месяца. Метод подойдёт, чтобы посчитать оборачиваемость за короткий промежуток времени и сделать первые выводы, но для расчётов за длительный срок нужно использовать более точную формулу:
средний товарный запас = (О[1] / 2 + О[2] + О[n] / 2) / (n — 1)
О[1] — остаток в конце первого периода
О[n] — остаток в конце последнего периода
n — количество временных отрезков, которые хотим охватить. Например, если считаем оборачиваемость за шесть месяцев, то n=6.
С такой формулой средний товарный запас получится точнее: мы учтём больше колебаний товара на складе. Например, если просто взять среднее арифметическое между остатком на складе за первое августа и тридцать первое января, оборачиваемость будет некорректной: мы не берём в расчёт, что происходило на складе за полгода.
Применим простую и сложную формулы, чтобы найти средний товарный запас за шесть месяцев, с августа по январь:
Товар — водка | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь |
---|---|---|---|---|---|---|
Остаток в конце месяца | 83 | 101 | 76 | 89 | 88 | 120 |
Простая формула: средний товарный запас = (120 + 83) / 2 = 101,5
Сложная формула: средний товарный запас = (83 / 2 + 101 + 76 + 89 + 88 + 120 / 2) / (6-1) = 91,1
Сложная формула даёт более точный результат: в нашем примере 91 ближе к среднему, чем 101. Используйте сложную формулу, если рассчитываете средний товарный запас за длительный период, например, за полгода или год.
3. Рассчитать оборачиваемость
Чтобы узнать оборачиваемость, разделим средний товарный запас на количество проданных товаров за месяц, а потом умножим на количество дней. Результат получится в днях:
Оборачиваемость = средний товарный запас / продажи * количество дней
Товар | Средний товарный запас за январь, шт. | Продажи за январь, шт. | Оборачиваемость за январь, дней |
---|---|---|---|
Коньяк | 13 | 20 | 13 / 20 * 31 = 20,2 |
Виски | 19 | 72 | 8,2 |
Водка | 104 | 144 | 22,4 |
Текила | 26 | 19 | 42,4 |
Оборачиваемость — это скорость, с которой средний запас товара превращается в деньги: проходит путь от склада до покупателя. Она прямо пропорционально зависит от количества купленного товара и обратно пропорционально — от количества проданного.
Например, мы узнали, что 13 бутылок коньяка — а столько в среднем было на складе в январе — оборачиваются где-то за 20 дней. А вот виски в январе проводит на складе меньше всех и превращается в деньги даже быстрее, чем водка, хотя её покупают чаще. Скорее всего, водка оборачивается медленно, потому что объём закупки очень большой.
Чтобы не считать всё вручную, скачайте таблицу и подставьте в неё свои данные. Формулы посчитают всё за вас.
4. Считать оборачиваемость несколько месяцев подряд и рассчитать средние значения
Оборачиваемость за один месяц скажет вам очень мало: сложно делать выводы, отталкиваясь от одной цифры. Может быть, в январе текила оборачивалась так долго, потому что мы много закупали посреди месяца — запаслись на новогодние праздники, — но спроса не было. То есть мы прогадали: инвестировали в текилу, а она возвращает деньги медленнее всех. Скорее всего, это не значит, что в текилу невыгодно вкладывать, просто её стоит меньше закупать в январе.
Чтобы набрать побольше данных, рассчитаем средние товарные запасы и оборачиваемость за каждый месяц на протяжении полугода: с августа 2019 по январь 2020. Чтобы было, с чем сравнить, посчитаем среднюю оборачиваемость для всех товаров:
Товар | Средний ТЗ за август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Средний ТЗ за полгода |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Коньяк | 15 | 10 | 9 | 14 | 12 | 13 | 12 |
Виски | 22 | 25 | 28 | 30 | 24 | 19 | 25 |
Водка | 85 | 90 | 79 | 95 | 99 | 104 | 91 |
Текила | 22 | 24 | 22 | 25 | 26 | 26 | 23 |
Товар | Оборачиваемость за август, дней | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Средняя за полгода |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Коньяк | 27,6 | 24 | 30 | 28 | 18,4 | 20,2 | 24,7 |
Виски | 19 | 20,1 | 19 | 15,2 | 13 | 8,2 | 15,8 |
Водка | 24 | 25,5 | 22,3 | 24 | 22,2 | 22,4 | 23,4 |
Текила | 29 | 31 | 31,9 | 36 | 45 | 42,4 | 35,8 |
Теперь мы видим, что низкая оборачиваемость виски в январе — сильное отклонение от среднего, которое на самом деле больше двух недель. Просто к Новому году его меньше осталось на складе и запасы быстрее раскупили. Если снизить объём закупок — средний товарный запас и, следовательно, оборачиваемость тоже снижаются.
А текила, наоборот, в среднем оборачивается чуть лучше, чем вокруг Нового года. Учитывая, что средний запас на складе примерно одинаковый все полгода, скорее всего, в тёплые месяцы оборачиваемость низкая, потому что текилу лучше покупают. Растут продажи — уменьшается оборачиваемость.
5. Использовать результаты
Изучить, на сколько дней хватит запасов. Допустим, вы знаете, что около ста бутылок водки — такой средний товарный запас был в нашем примере в декабре и январе — два месяца подряд продаются примерно за 20 дней. Сто бутылок — это пять ящиков. Заглянув на склад и заметив, что у вас осталось два с половиной ящика, вы можете сделать прогноз: водки хватит на 10 дней.
Скорректировать объём закупки. Считая оборачиваемость, вы находите средний товарный запас. Оборачиваемость зависит от него прямо пропорционально: чем выше запас, чем дольше оборачивается товар. Поэтому долгий цикл оборачиваемости можно сократить за счёт снижения объёмов закупки.
В нашем примере средний товарный запас водки в январе составил пять ящиков. В сравнении с другим алкоголем это много. Водка оборачивалась в 2,7 раз медленнее, чем виски, несмотря на то, что её продали в два раза больше. Чтобы ускорить цикл деньги-товар-деньги для водки, её можно закупать меньшими партиями, но чаще. Так магазин перестанет надолго замораживать оборотные средства в запасах водки и сможет пустить их на закупку других товаров.
Другой пример: у вас продуктовый магазин, и вы закупаете сметану. Её срок годности обычно не больше 14 дней. Вы начали следить за оборачиваемостью и через полгода выяснили, что средняя оборачиваемость сметаны за последние несколько месяцев ни разу не опускалась ниже 15,5 дней. Получается, что сметана в среднем лежит у вас на складе дольше, чем составляет её срок годности. Скорее всего, вы покупаете слишком много.
Скорректировать цены. Если какой-то товар в розничном магазине оборачивается слишком долго из-за низких продаж, например, несколько месяцев, это становится проблемой. Товар занимает полезное место на складе и долго не возвращает вам деньги. Чтобы решить эту проблему, вы можете снизить цену залежавшегося товара: так выше вероятность, что его купят. Придётся смириться с тем, что по первоначальной цене его не продать, зато вернётся хотя бы часть вложенных средств.
Рассчитать условия отсрочки платежа. Если у вас есть возможность договориться об отсрочке, ориентируйтесь на среднюю оборачиваемость за прошлые месяцы. Допустим, вы знаете, что ящик виски на складе превращается в деньги через 14 дней. То есть вам будет выгодно, если поставщик согласится на отсрочку платежа минимум в две недели. За это время вы успеете распродать виски, и деньги уже будут на руках.
Закрепим
1. Оборачиваемость — это срок, за который товар на складе превращается в деньги. Чем она ниже, тем выгоднее: значит, товар быстро продаётся и возвращает вложения.
2. Чтобы рассчитать оборачиваемость, нужно вести товарный учёт: вам как минимум нужно знать остатки на складе в начале и в конце месяца, а также сумму продаж.
3. На основе оборачиваемости за месяц не получится сделать выводы. Нужно собирать данные несколько месяцев подряд и только потом проанализировать.
4. Зная оборачиваемость за последние месяцы, вы сможете прикинуть, на сколько хватит текущих запасов товара.
5. Если оборачиваемость товара высокая относительно аналогов, хотя он хорошо продаётся, будет выгодно снизить объём закупки. Так оборотные средства будут меньше времени оставаться замороженными на складе.
6. Средняя оборачиваемость товара не должна быть дольше срока годности. Если это так, скорее всего, нужно снизить объёмы закупки.
7. Если оборачиваемость товара больше нескольких месяцев и его плохо покупают, попробуйте снизить цену: возможно, продажи вырастут и вы вернёте хотя бы часть денег.
8. Вам выгодна отсрочка платежа сроком не меньше оборачиваемости.
Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.