что такое справедливость сочинение аргументы

Итоговое сочинение: Что такое общественная справедливость?

(426 слов) Как правило, в наши дни справедливость определяется законом, который исходит от власти. Источником права является нормативный акт, который регламентирует поведение граждан. Но бывает и так, что люди не согласны с позицией официального суда, потому что даже самые передовые реформы не учитывают всех тонкостей и аспектов дела, а потому их постоянно меняют. В этом случае речь идет об общественной справедливости — точке зрения, которая опирается на мораль, а не на закон. Рассмотрим примеры, чтобы лучше разобраться в теме.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Дубровский». Главный герой был лишен своего имущества по приговору суда. Чиновников подкупил богатый барин, и никто не мог помочь Владимиру оспорить это решение. В ту пору закон был на стороне богатых и влиятельных. От огорчения и бесправия умер отец Владимира, и молодой герой был очень зол на тех, кто лишил его всего. Крестьяне встали на сторону того господина, которого они знали и любили. Люди объявили бунт, сожгли дом Дубровского и ушли в леса, чтобы не доставаться Троекурову. А Владимир вместе с мужской половиной деревни стал разбойничать, чтобы наказать тех, кто его обманул и ограбил. Эти действие — яркий пример общественной справедливости. С моральной точки зрения, Владимир и его крестьяне правы, они не подчинились произволу и пошли против настоящих преступников. Но с точки зрения закона, их позиция неправильная, ведь они стали бандитами и держали в страхе всю округу. В данном случае закон и справедливость были противопоставлены друг другу, потому что у общества есть свое видение ситуации.

Не менее интересный пример продемонстрировал А.К. Толстой в романе «Князь Серебряный». Когда Никита Романович возвращался домой из Литвы, он увидел ужасную картину: всадники с собачьими головами на седлах разоряли деревню. Герой принял их за разбойников и решил наказать. Но вскоре узнал, что теперь так себя ведут государевы люди. По мере приближения к Москве он стал узнавать все больше подробностей новой жизни на Руси. Простой народ, пострадавший от действий опричников, стал собираться в вооруженные отряды и давать отпор врагам. Многие герои романа потеряли невест, сестер, жен из-за неудержимой похоти и жестокости слуг царя. За это они мстили им и преуспевали в своей борьбе. С точки зрения закона, они были смутьянами и бунтовщиками. А с точки зрения морали, они были правы, ведь защищались от тех, кто на них нападал без какого-либо разумного обоснования. Это и есть общественная справедливость: люди поднялись против произвола власти, чтобы себя обезопасить, раз закон этого сделать не может.

Таким образом, общественное видение справедливости совпадает с моральными законами, которые все мы должны уважать больше, чем законы. Система права постоянно совершенствуется и подстраивается под нравственные каноны только потому, что люди проявляют неповиновение и защищают свои права. Именно так и строится гражданское общество.

Источник

Сочинение на тему «Справедливость». Что такое настоящая справедливость?

Закон и мораль

Сочинение-рассуждение на тему «Справедливость» сложно в исполнении тем, что ученику не всегда понятно то, с какой точки зрения рассматривать это понятие. В общем и целом справедливость представляется в двух плоскостях: в законе и морали.

С законом все понятно: есть прописанные правила, где определено наказание, мера и граница дозволенного. А вот с моралью дело обстоит намного сложнее. Каждый человек обладает своим набором ценностей и принципов, согласно которым действует в обществе. Так что понятие справедливости является исключительно индивидуальным представлением. Поэтому сочинение на тему «Справедливость» стоит писать исходя из того, что это понятие является личным представлением.

Сочинение: Что такое справедливость?

Сочинение по тексту: “О несправедливости го­ворят и пишут с древних времён….” Ильин И. А

Что такое справедливость? Ответить на этот сложнейший вопрос помогут размышления великого русского мыслителя И. А. Ильина.

Автор пишет, что проблема понимания справедливости искажена страстями и окутана предрассудками, в которых «застревают» целые поколе­ния. Это связано с тем, что на земле нет двух одинаковых людей, и поэтому справедливость нельзя высчитать арифметически, ее сущность находится в нравственной плоскости и подразумевает индивидуальный подход к каждо­му с учётом его своеобразия: помощь слабому, снисхождение к уставшему, строгость к безвольному и пр.. Ильин отмечает, что справедливость располагает человека к состраданию.

Итак, справедливость, по мысли философа, – это особое искусство, точнее, «искусство неравенства».

Я разделяю точку зрения автора. Быть справедливым означает быть добрым, уметь сочувствовать, разделять чужую боль, понимать другого человека, т.е. возлюбить ближнего, как самого себя. Так поступает юный Гринев по отношению к самозванцу Емельяну Пугачёву: вспоминаются знаменитый заячий тулупчик как символ благодарности и последнее прости перед казнью.

Справедливость, основанная на милосердии, способна изменить человека. Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» бабушка, будто не заметив обмана внука, все-таки привозит ему из города обещанный печатный пряник.

Это был справедливый и мудрый поступок, который мальчик запомнил на всю жизнь, осознав свою вину, а позже и великодушие бабушки.

Здесь искали:

Пример работы

Даже мини-сочинение на тему «Что такое справедливость?» стоит писать по собственным убеждениям. Можно в работу добавить аргументы из литературы, но тогда текст уже превысит формат «мини». В общих чертах такой пример может иметь следующий вид:

Я думаю, что справедливость – это черта человеческого характера. Только сильные духом могут следовать законам морали, защищая слабых и наказывая виновных. Справедливость – это когда каждый получает то, чего заслуживает.

Говорят, что она основывается на принципе равенства. Только там, где есть люди разных сословий, присутствует неравенство и несправедливость. Но это скорее социально-экономический момент, не имеющий никакого отношения к морали. На деле несправедливость проявляется в том, что некоторые люди начинают ставить себя выше других, умаляя их достоинства.

Справедливость выражается в отношении к другим людям. Каждый самодостаточный человек будет следовать по закону добродетели. Он точно знает, что такое правильно и неправильно, именно на таких людях держится общественная гармония.

Услуги психолога — получить консультация онлайн

Любовь — это чувство, которое захватывает целиком. Она возникает не потому, что у другого человека есть определенные свойства, способности, своеобразие, она видит только носителя этих качеств.

«Я люблю тебя, по­тому что ты — это ты».

Избыток любви делает человека слепым к недостат­кам и слабостям партнера и поэтому мешает наладить от­ношения, соответствующие реальности. Здесь всегда есть опасность, что один из партнеров долгое время будет терпеть конфликты, но в один прекрасный день чаша терпения переполнится и это приведет к сильному эмоциональному взрыву.

Теоретическая база

Прежде чем приступать к сочинению на тему «Справедливость», необходимо ознакомиться с некоторыми секретами простого написания. Точнее – со структурой хорошего и полноценного текста. Он должен включать в себя:

Опираясь на эти рекомендации, можно написать отличное сочинение на тему «Справедливость».

Как составить план сочинения

Чтобы сочинение «Что такое справедливость» было написано идеально, необходимо составить для ребенка план изложения мыслей. Это несложно: достаточно просто взять во внимание основные требования к таким заданиям. План может быть следующим:

Такой план поможет ребенку в правильной очередности изложить свои мысли и получить хорошую оценку за свои старания.

Месть или справедливость?

При встрече с неразумным, или даже агрессивным человеком нет особого смысла реагировать на его поведение ответной агрессией. Жизнь проявляет законы справедливости и без наших потуг. Если человек действительно действует негармонично, реальность так, или иначе находит способ скорректировать его поведение.

Если вас нагло подрезали на дороге, или где-нибудь в метро наступили на ногу, или вы идете по узкой тропе, а человек идущий на встречу, не уступает дорогу, имеет ли смысл переживать и опускаться до мести? Неразумная личность и без наших потуг найдет свои грабли. Жизнь так устроена, что по-настоящему грубые качества неизбежно встречают ответную неприветливую реакцию. Иными словами, глупость и грубость наказывает себя самостоятельно.

Дон Хуан говорил, что «жизнь – это отражение нашего Духа». Встречая на пути наглядные отражения собственных качеств, мы растем над собой.. Наглец неизбежно встречает другого наглеца, и когда это происходит, они бессознательно вдвоем начинают работать над своими качествами в непростых условиях. Иногда люди годами мастерски избегают подобной проработки, но чем дольше побег от себя, тем дольше длятся страдания. Злой человек мучается от собственной злости, наглец от наглости, глупец от глупости. И в этом, как ни прискорбно, проявляется справедливость жизни.

Однако нет смысла втихомолку тешить торжествующими мыслями о том, что кто-то будет заслуженно страдать. Такие мысли – это все та же болезненная двойственность, лежащая в основе негативных переживаний. Мстительность создает негативный эмоциональный фон, приводит к недоверию и вражде.

Назначение наказания за убийство

По нашему мнению, ее удачно отразил Пленум Верховного суда РФ в п.

20 постановления от 22 декабря 1992 г.

При назначении наказания за умышленное убийство судам предписывается учитывать совокупность всех обстоятельств, при которых оно совершено: вид умысла, мотивы и цель, способ, обстановку и стадию совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Равным образом должны быть исследованы данные, относящиеся к личности потерпевшего, его взаимоотношения с подсудимым, а также поведение во время происшествия. Реализация рекомендаций Пленума Верховного суда на практике будет способствовать назначению лицам, виновным в убийстве, справедливого наказания.

2. Вопрос о справедливости наказания, особенно по делам об убийстве, имеет принципиальное значение.

Miassats.Ru

«Наказание — это справедливость за допущенную несправедливость».

(Аврелий Августин) Своим высказыванием автор хотел донести до нас следующую мысль: совершая преступление, человек лишает другого его собственности: жизни, имущества или права, и лишь наказание преступника является справедливым решением,которое вправе отнять и его часть, отомстив за другого.

Со словами Авралия Августина я согласна. Он поднимает проблему актуальную в наши дни.

Ведь уровень преступности в мире растёт и с этим нужно бороться.

Существует два вида правонарушения: проступок и преступление. Преступление от проступка отличается тяжестью содеянного.

Однако за любой из этих видов следует наказание. Действительно, каждый обязан отвечать за то, что он совершил. Существует несколько видов наказания: от предупреждения до лишения свободы. И каждая из них помогает справедливости восторжествовать. В 1750х годах до н.э. был создан свод законов Хаммурапи.

Преступление, которое не совершали

«Мы думали, что показатели успеха будут в районе 30%, а на деле мы получили 70%, — сказала мне Шоу.

Рекомендуем прочесть: Как правильно пишется уведомление об исполнении

— У нас была лишь горстка людей, которые не верили нам». После трех попыток разбора полетов, 76% студентов заявили, что помнят ложное эмоциональное событие; почти столько же, 70%, вспомнили вымышленное преступление.

Шоу и Портер не оказали чрезмерной нагрузки на студентов; на самом деле, они относились к ним по-дружески. Все, что для этого понадобилось, было предложением от авторитетного источника, а воображение испытуемого сделало все остальное.

Точно так же, как Мюнстерберг говорил о сыне фермера, студенты, казалось, были полностью готовы к собственному инкриминированию.Одна молодая женщина закрутила сюжет о своего рода любовном треугольнике. В первом опыте она вспомнила инцидент — драку между ней и другой девушкой.

Во втором она вспомнила, что бросила небольшой камешек в свою врагиню, после того, как девушка опустила оскорбительный намек в ее адрес.

Справедливость – нематериальна

Истинная справедливость – это мера нашего опыта. Чем больше мы пережили, чем больше трудностей и проблем разрешили, тем большей глубины понимания жизни мы по справедливости достигаем. В этом смысле справедливость измеряется обретаемой мудростью.

Если у человека с рождения проблемы со здоровьем, именно благодаря этим проблемам, он учится проявлять волю к жизни, вкус которой большинство здоровых людей не знают. Его награда – сила духа, которой позавидовал бы спортсмен. Эти качества по справедливости человек обретает, когда не сдается даже в тяжелых условиях.

Среди материально богатых людей есть немало мудрецов, самооценка которых не зависит от престижности внешних проявлений их личности. Такие люди могут одеваться скромно, водить недорогую машину, и владеть относительно недорогим жильем. Проработка экономит уйму энергии, времени и средств. Если пестование ЧСВ и потакание самолюбия не является основной прерогативой, человек может радоваться жизни в любых условиях. Мудрец проявляет учтивость и понимание. Глупец следует сомнительным принципам до тех пор, пока результаты этих тенденций не проявятся во всей красе.

Источник

Итоговое сочинение: Что такое справедливость? (2 варианта)

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

Источник

Аргументы: «В чем заключается сущность справедливости?» из жизни и литературы.

что такое справедливость сочинение аргументы. Смотреть фото что такое справедливость сочинение аргументы. Смотреть картинку что такое справедливость сочинение аргументы. Картинка про что такое справедливость сочинение аргументы. Фото что такое справедливость сочинение аргументы

Команда Литероведа задумалась над вопросом «В чем заключается сущность справедливости?» и пришла к определенным выводам, ориентируясь на аргументы из жизни и литературы, из народной мудрости, а также афоризмы мудрецов, классиков литературы, политиков и критиков. Данная работа поможет при написании итогового сочинения, а также сочинения-рассуждения ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Проблема

Что такое справедливость и в чем заключается ее сущность?

Отношение автора к проблеме

Справедливость – это одно из самых важных нравственных качеств. Это умение правильно взвесить все происходящее, рассудить по совести и поступить по законам морали.

Аргументы

Синонимы к слову заключаться

Дневать и ночевать, быть, заточаться, состоять, делается вывод, иметься, перезаключаться, содержаться, сосредотачиваться, приниматься, воплощаться, заканчиваться, крыться, устанавливаться, завершаться, скрыть, совершаться, сводиться, находиться, совершаться.

Синонимы к слову сущность

Явленность, дух, эссенция, естество, экстракт, ипостась, существо, квинтэссенция, суть, мимезис, субстанция, нутро, эйдос, основа, содержание, первооснова, смысл, природа, секрет, природность, бэкграунд, присущность.

Синонимы к слову справедливость

Правда, верность, правосудие, достоверность, законность, правильность, честность, объективность, истинность, справедливое отношение, правдивость, праведность, беспристрастность, понятность, непредвзятость, достойность, непредубежденность, нелицеприятность, заслуженность, беспристрастие, жэнь, Астрея.

Эпитеты к слову сущность

Астральная, чужая, демоническая, единая, метафизическая, магическая, глубинная, первоначальная, сокровенная, древняя, потусторонняя, чужая, божественная, основная, изначальная, прежняя, звериная, творческая, подлинная, настоящая, истинная, вторая, бессмертная, чистая, двойственная, огненная, реакционная, экономическая, классовая, небесная, духовная, неведомая, энергетическая, религиозная, животная, трагическая, мистическая, злая, неизменная, темная, абстрактная, тайная, драконья, иная, ангельская, абсолютная, нечеловеческая, собственная, греховная, моральная, биологическая, моральная, действительная, неизвестная, родовая, преступная, подлая, космическая, внутренняя, всеобщая, непостижимая, конкретная, человеческая, живая, предательская, жизненная, природная, поэтическая, самостоятельная, психологическая, сверхъестественная, реальная, агрессивная, уникальная, дьявольская, волчья, телесная, невидимая, индивидуальная, социальная, могущественная, мужская, скрытая, вечная, идейная, отдельная, женская, независимая, первичная, идеальная, нравственная, разумная, объективная, физическая, призрачная, психическая, универсальная, таинственная, ментальная, фундаментальная, деятельная, материальная.

Эпитеты к слову справедливость

Социальная, космическая, высокая, абстрактная, настоящая, вселенская, полная, элементарная, политическая, отвлечённая, земная, божественная, экономическая, историческая, человеческая, поэтическая, совершенная, всеобщая, идеальная, должная, простая, строгая, суровая, абсолютная, объективная, небесная, мировая, естественная, сущая, революционная, вечная, общественная, истинная, подлинная.

Источник

Сочинение Что такое справедливость? По тексту А.Алексина 9 класс

Аргументы

Справедливость

Эпитеты к слову сущность

Астральная, чужая, демоническая, единая, метафизическая, магическая, глубинная, первоначальная, сокровенная, древняя, потусторонняя, чужая, божественная, основная, изначальная, прежняя, звериная, творческая, подлинная, настоящая, истинная, вторая, бессмертная, чистая, двойственная, огненная, реакционная, экономическая, классовая, небесная, духовная, неведомая, энергетическая, религиозная, животная, трагическая, мистическая, злая, неизменная, темная, абстрактная, тайная, драконья, иная, ангельская, абсолютная, нечеловеческая, собственная, греховная, моральная, биологическая, моральная, действительная, неизвестная, родовая, преступная, подлая, космическая, внутренняя, всеобщая, непостижимая, конкретная, человеческая, живая, предательская, жизненная, природная, поэтическая, самостоятельная, психологическая, сверхъестественная, реальная, агрессивная, уникальная, дьявольская, волчья, телесная, невидимая, индивидуальная, социальная, могущественная, мужская, скрытая, вечная, идейная, отдельная, женская, независимая, первичная, идеальная, нравственная, разумная, объективная, физическая, призрачная, психическая, универсальная, таинственная, ментальная, фундаментальная, деятельная, материальная.

Аргументы из литературы

Сочинение Что такое справедливость? По тексту А.Алексина 9 класс

Справедливость – одно из важнейших нравственных качеств человека. Благодаря ему он способен объективно оценивать ситуацию, действовать беспристрастно и принимать решения, следуя голосу совести. Чтобы доказать свои рассуждения, приведу примеры из текста А.Алексина и личного жизненного опыта. В данном произведении герой восхищается своей мамой. Она умна и справедлива, умеет принимать верные решения. Поэтому Кольке и его отцу нравилось выполнять все поручения матери. Ведь они считали их справедливыми, и от этого жизнь героев преображалась, становилась ярче и веселее.

В литературных произведениях можно встретить много героев, которые действуют по справедливости. Одним из них является Емельян Пугачев из повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Предводитель восстания после взятия военной крепости начал проводить массовую казнь над всеми, кто ему не присягнул. Петр Гринев, главный герой произведения, тоже был приговорен к смерти. Но атаман, вспомнив милость, оказанную ему Гриневым, помиловал его и даже помог спасти невесту Машу. Емельян Пугачев, несмотря на свою жестокость, был справедливым человеком и не забывал оказывать добро тем, кому был за что-то благодарен. Именно поэтому он и оставил Петра Гринева в живых.

Вспомним главного героя рассказов Артура Конан Дойля – Шерлока Холмса. Он всегда старался отстаивать справедливость. Особенно много усилий сыщик прилагал тогда, когда под подозрением оказывался невиновный человек. В рассказе «Голубой карбункул» как раз говорится об этом. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Горничная и служащий отеля похищают у одной из постоялиц редкий бриллиант, обвинив в воровстве паяльщика, который в этот момент чинил в номере каминную решетку. Шерлок Холмс смог найти виновных и помог снять обвинения с ни в чем не повинного человека. Даже в отношении преступника известный сыщик проявил благородство. Он отпустил его, так как решил, что парень вряд ли пойдет на повторение своего преступления.

Таким образом, можно сделать вывод, что справедливость – лучшее свойство души человека. Оно помогает ему стать более милосердным, благородным и целеустремленным.

Полезный материал по теме:

Аргументы из жизни

Почему понятия «закон» и «справедливость» не эквивалентны?

Почему понятия «закон» и «справедливость» не эквивалентны?

На любом этапе развития человечества вопрос о соотношении понятий «справедливость» и «закон» оставался важным и неоднозначным. Справедливость является одним из главных принципов, которые регулируют взаимоотношения между людьми на основе представлений о должном, о сущности человека и его правах.

На мой взгляд, справедливость не имеет отношение к закону, поскольку изначально она субъективна, но при гармонизации интересов заинтересованных сторон становится истинной. Исследование данной проблемы, связанной с определением понятий справедливость и закон, уяснения роли справедливости в правотворчестве, видится мной актуальным в развитии правовой системы мира, так как данную проблему освещали и философы разных поколений. Древние историки саму способность людей жить цивилизованно связывали с утверждением справедливости, воплощенной в законах. На общественный характер справедливости обратили внимание еще Платон, считавший ее основной добродетелью и Аристотель, в своей работе «Этика», где определил справедливость, как юридическую категорию и приравнивал ее к законности. Он писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно, и каждое отдельное его Постановление мы называем справедливым».1 Соответственно нарушение закона Аристотель рассматривает в качестве первого вида несправедливости. В наши дни американский философ Дж. Ролз, автор сочинения «Теория справедливости», подчеркивал, что «справедливость является главным достоинством социальных институтов так же, как истина — систем мышления». Таким образом, через всю историю человечества проходит мысль, что данные понятия не просто выступают в качестве социального феномена, но являются

1. Аристотель, «Этика», https://www.libok.net/

ключевыми в общественной жизни человека.

В «Большом энциклопедическом словаре» разъясняется, что справедливость является категорией морально-правового и социально-политического сознания, понятием о должном, связанном с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Оно «содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость»1.

Авторы «Философского словаря» утверждают, что справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей. Справедлив ли указ Ивана IV 1581г. о «заповедных летах», запрещающий переход крестьян в Юрьев день? Конечно, нет, так как крестьяне лишались свободы и такой закон изначально не обладает признаками всеобщей справедливости. Но с точки зрения исторических условий, он был необходим, для того чтобы сохранить российское государство. Закон — это проявление определенной воли в конкретных исторических условиях, и

потому нельзя говорить о его абсолютной справедливости, а только применительно к конкретному обществу. От справедливого закона люди ожидают реализации справедливого результата. Но в ходе применения справедливого закона не всегда гарантирован справедливый результат, т.к. закон может быть неверно истолкован или неверно применен. Вспомним манифест 19 февраля 1861г. об отмене крепостного права. Крестьяне были освобождены, но начались бунты и восстания. Все потому, что закон был неверно истолкован крестьянам, которым объяснили, что вместе со свободой они получат землю. Могут ли существовать эффективные законы если они несправедливы? На мой взгляд нет. В этом случае не имеет никакого значения, что данный закон несет благо для многих, за счет ущемления свобод других людей. Например, древнейших Свод законов Хаммурапи. В законах отчётливо проступает классовый характер законодательства Вавилонского царства, в котором права рабовладельцев полностью защищены от “строптивого” раба.

В современном мире многие законы, выполняющие регулятивную функцию, призваны координировать и направлять поведение участников, регулировать их отношения, например, правила дорожного движения. Такие законы сложно оценивать с точки зрения справедливости. Если говорить об участниках судебного процесса – адвокатах, которые обязаны по закону защищать обвиняемого, то им не приходится говорить о справедливости, это просто их профессия. В уголовном законодательстве существуют такие институты как давность в совершении преступления, амнистия и помилование, которые позволяют освободить виновного от наказания. В таком случае обязательность наказания по принципу справедливости уступает место милосердию. Наверное, еще много примеров можно привести, доказывая, что понятие «справедливость» не эквивалентно понятию «закон». И тем не менее, в последнее время все больше стали обращать внимание на цель принятия закона при его оценке, обращаясь к справедливости. Это четко прослеживается на уровне Верховных и Конституционных судов государств, а так же Европейского суда по правам человека. Это вызвано тем, что рассматриваемые там вопросы как раз связаны с тем, чтобы восстановить права человека, нарушенные законом.

Какова точка зрения жителей г.Зеленодольска по соотношению двух понятий? Я провела небольшой социологический опрос, состоящий из трех вопросов.1)Что такое справедливость? 2)Что такое закон? 3)Равнозначны ли понятия «справедливость» и «закон»?

Итак, завершив рассуждение на тему бесконечно актуальной проблемы, я пришла к выводу, что на протяжении всей истории человечества люди задумывались о соотношении «справедливости» и «закона». Справедливость воспринимается как понятие о должном и правильном. Она является базовым понятием для права. Мысль о том, что справедливость получает свое закрепление только в праве, на мой взгляд, нельзя назвать правильной, хотя суть права именно в регулировании отношений справедливым образом. Поэтому нельзя сводить право только к справедливости и наоборот, так как эти понятия не совпадают, а лишь пересекаются. В юридическом пространстве справедливость это та категория, на которую должно ориентироваться право и которая является критерием его оценки.

4. Дж. Ролз, «Теория справедливости» https://kant.narod.ru/rawls.htm

Аргументы из народной мудрости

Афоризмы

Соотношение права и справедливости

Существует 2 противоположные точки зрения относительно соотношения права и справедливости. Одна утверждает, что справедливость — это неправовая категория, более того, она не имеют отношения к праву и правовой теории, а, наоборот, “ведет к смешению категорий права и морали”. Справедливость — категория оценочная. То, что справедливо для одних, часто оборачивается несправедливостью для других. Причем, каждая сторона искренне убеждена в истинности, самоочевидности и справедливости только своей позиции. Когда дело идет о справедливости, было бы неверно опираться на чувства при оценке происходящего. Наиболее верный подход заключается в том, чтобы вообще оценивать явления, не являясь вовлеченным в них. Посторонний наблюдатель наиболее объективен в этом вопросе, поскольку его собственные интересы не затрагиваются. Необходимо осознавать, что уже изначально справедливость содержит в себе элементы несправедливости, доля которых зависит от уровня развития общества. Принципы всеобщей справедливости, которые были бы универсальными и устраивали абсолютно всех, сформулировать не то что сложно, а просто невозможно. Потому понятие справедливости всегда связано с определенным историческим и культурным контекстом. Эта позиция абсолютно не новая. Она, в частности, всегда была характерна для юридического позитивизма. Эта теория не игнорирует справедливость, а лишь считает, что она находится за пределами закона. Справедливость — это требование морали, а не права. Категории справедливости, должного, хорошего и плохого именно в связи с тем, что они достаточно произвольны, субъективны и изменчивы, конечно же, имеют право на существование, но никак не в рамках теории права. Ганс Кельзен, создатель “чистого учения о праве”, по этому поводу не уставал повторять, что моральные ценности, в том числе справедливость, относительны и при всей своей необходимости представляют собой недостижимый идеал. Это некий идеал жизни общества, а, следовательно, государства и права как ее составных частей. Чем больше принцип справедливости отражается в праве, тем более «здоровым» можно назвать общество и государство. Но достичь полного же согласия по вопросу справедливости, как и абсолютной справедливости в праве невозможно. Поэтому, задачу государства нужно свести минимум к тому, чтобы законы не только не являлись явно несправедливыми, но и их принятие устраняло бы максимальное число несправедливостей.

Другая теория утверждает: право должно быть справедливым. По смыслу, оно в любом случае восходит к справедливости, обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость. Богиня справедливости Фемида является явным подтверждением этого факта. Символические средства, используемые для данного образа: завязанные глаза, означающие равный правовой подход ко всем, весы, меч, прямо указывают на такую категорию, как справедливость. Может быть только 2 варианта: либо право рассматривается как воплощение справедливости, либо люди стремятся привести его в соответствие с ней. Раньше в отечественной юридической литературе право определялось как “нормативно закрепленная справедливость”. Справедливость — это высшая ценность в праве. Например, В.С.Нерсесянец в “Философии права” пишет: “… справедливость — категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). Более того, только право и справедливо.” Хоть право и должно быть справедливым, но то, что помимо него нет справедливости, согласиться нельзя. Такое утверждение подходит только для древних систем, где право еще не выделилось в особую отдельную форму регулирования поведения людей. Со справедливостью можно отождествить и ведийскую концепцию “рита”, толкуемую как универсальный мировой закон, которому подвластны и боги, и природа, и человек, и аналогичную древнекитайскую идею “дао” (пути), и даже более узкое, распространяемое только на человека, индийское понятие “дхарма”, т.к. они охватывают все существующие формы поведения человека. Но когда происходит выделение различных социальных регуляторов: религии, морали, права, обычая и т.д., то полностью отождествлять право со справедливостью нельзя (хотя совпадение этих двух понятий достаточно часто встречающееся явление в жизни). Если право формально и бездушно, то справедливость, наоборот, всегда одухотворена и человечна. Поэтому следующее определение закона, предложенное английским юристом Блэкстоуном: «Закон есть норма гражданского поведения, предписанная верховной властью в государстве, указывающая на то, что верно и справедливо, и запрещающая то, что неверно и несправедливо», нельзя не подвергнуть критике. Право нельзя определять лишь содержанием справедливости. Именно поэтому правовой поступок не всегда можно назвать моральным и вполне возможно, не нарушая права, не считаться со справедливостью. Ведь право не всегда опирается на мораль.

Справедливость — это внутреннее свойство и качество права, правовая категория и характеристика. Право по сути справедливо. Поэтому вопрос о справедливости или несправедливости закона можно смело интерпретировать как вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву.

Право потому справедливо, что воплощает общезначимую правильность, другими словами всеобщую правомерность. Право выступает как одинаково справедливая для всех субъектов права мера регуляции. Все то, что выражает право, соответствует праву и следует праву справедливо. И с другой стороны действовать по справедливости — значит действовать правомерно, соответственно всеобщим требованиям права. Но по природе справедливость у каждого своя.

Поэтому какой-либо другой формы выражения, кроме правовой, справедливость иметь не должна или регулирование общественных отношений посредством права приобретет субъективный характер.

Отрицание правового характера справедливости неизбежно ведет к тому, что за справедливость начинают выдавать какое—нибудь неправовое действие. Тем самым всеобщее значение справедливости подменяется неким произвольным содержанием, единоличными притязаниями, отдельным и частичным интересом (индивидуальным, групповым, партийным, классовым и т.д.). Но это не значит, что право должно игнорировать различные особенные интересы и притязания, наоборот они должны найти в праве свое надлежащее признание, удовлетворение и защиту.

Правовой справедливости часто противопоставляют требования моральной, нравственной, политической, религиозной и иной «справедливости», возлагая на первую только регулятивно—охранительную функцию, а соблюдение справедливости, оставляя за иными регуляторами. Но этого делать нельзя, т.к.,

Во-первых, мораль и религия сами порой выходят далеко за рамки справедливости, а во-вторых, именно правовая справедливость выступает как критерий правомерности или неправомерности всех других действий. Справедливость — это сущностное свойство именно права, а не морали, нравственности, религии и т.д.

В сферах, урегулированных правом, т.е. в правовом (юридическом) пространстве право — ключевой инструмент, регулирующий жизнь человека, и именно оно должно обеспечивать достижение справедливого результата в юридическом пространстве.

Установление принципа справедливости в праве

Слово “справедливость” можно было часто услышать в лозунгах всех революций. Да и на сегодняшний день это слово в качестве лозунга в борьбе за свои права не потеряло своей актуальности. Ради нее жертвуют благополучием, личным счастьем и даже жизнью. Но в реальной жизни отстаивание справедливости требует не подвига, а повседневной работы по устройству общества (а точнее правовой системы) наиболее правильным образом.

Несмотря на то, что избежать несправедливости трудно, мы должны стремиться к тому, чтобы соотношение справедливости и несправедливости было в пользу первого, чтобы уровень справедливого в регулировании общественных отношений, в положении членов общества неуклонно рос, а степень несправедливости так же неуклонно шла на снижение. В этом и состоит основная задача государства и общества.

Исходя из изложенного, следует признать, что справедливость и несправедливость едины. Многие правовые нормы, уже изначально содержат в себе оба этих элемента и достаточно редко можно встретить закон, который можно назвать абсолютно справедливым.

Таким образом, установление справедливости можно отнети к функции закона (Гоббс), т.к. справедливость способствует регулированию отношений, устранению всеобщей войны. Отсюда и формулировка: «где нет закона там нет и справедливости». Хотя закон и принято считать справедливым по своей природе, но когда возникает расхождение между ним и “духом”, нужно руководствоваться естественными принципами справедливости, т.к. из них и исходит закон.

Правовая система, чтобы отвечать требованию справедливости, должна наделять людей равными правами и установливать равные обязанности и равную ответственность при одинаковом поведении. Право в действительности закрепляет как равенство, так и неравенство людей, которое существует объективно. При этом право содержит требования всеобщей уравнительности. Так как значительная часть общественных отношений регулируется правом, то вполне логичен вывод, что в юридическом пространстве, как и в реальной жизни, абсолютной справедливости нет. В настоящее время распространено мнение, что основная форма справедливости это именно законная справедливость. Хоть законная справедливость — это исключительная сфера государства, но она имеет силу везде, где нужно охранять общее благо. Поскольку справедливое законодательство базируется на морали и учитывает культурные традиции народа, то оно и воспринимается народом как то, в отношении чего существует не только законная обязанность его защищать, но и моральный долг. Помимо существования справедливости в рамках закона, допустимо ее существование и в сферах, не урегулированных правом или урегулированных изначально несправедливо. Регулировать общественных отношений только на основе моральных предписаний в наше время невозможно, что связано с усложнением жизни общества. В результате необходимость позитивного права все более возрастает. Если изначально право состояло из небольшого количества правовых норм, то впоследствии оно разрослось до сотен тысяч правовых норм в каждой стране, стало делиться на отрасли каждая со своим предметом и методом регулирования. Поэтому если при зарождении права каждый человек представлял себе, как он должен действовать, чтобы защитить свои права, то на сегодня ситуация такова, что даже человек с высшим образованием не способен своими действиями самостоятельно реализовать свои права. Он не способен сам ни заключить сделку, ни отстоять свои права в суде. Для того чтобы это сделать, он вынужден обратиться к профессионалам, которые знают и могут толковать право. Напрашивается вывод, что только закрепления в праве справедливых норм не вполне достаточно, а необходимо создать справедливый механизм их реализации и защиты. В современном праве наблюдается тенденция направленности правовой деятельности таким образом, чтобы результат был, прежде всего, законным. Основной правоприменитель — суд все дальше идет от результата справедливого к результату законному. При этом не имеет никакого значения, справедлив закон или нет, главное, чтобы поведение людей ему соответствовало. Его справедливость уже предполагается изначально, хотя эти понятия не являются совпадающими. Т.е. поскольку закон изначально справедлив, то и его исполнение и есть проявление справедливости. На данной позиции, в ее крайнем проявлении, стоял Ницше, утверждая что «право и бесправие существуют лишь как производные от установления закона. Говорить о праве и бесправии самих по себе, лишено всякого смысла». Понятие справедливости здесь подменено формальной справедливостью. Другими словами полученный результат соответствует правовым предписаниям, а не реальной справедливости. В современном правовом пространстве формальная справедливость обосновалась очень прочно. Это вполне оправдывается тем, что вынесение судом решений по справедливости, а не на основании закона привело бы к массовому нарушению прав и анархии ввиду субъективного характера справедливости. Поэтому обращение к справедливости в юридической практике возможно лишь как редчайшее исключение, когда право бессильно как регулятор.

Таким образом, хотя право и имеет некоторые явные элементы несправедливости, в ближайшее время позитивное право все равно будет оставаться основным регулятором в юридическом пространстве, т.к. его наличие устраняет еще большую несправедливость. Именно ясность критериев поведения, характерная для права, и помогает свести несправедливость кминимуму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *