что такое споттинг в аэропорту
Споттинг! Или что это такое! Part.1
«Споттинг ( Плейн Споттинг ) (от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»); также — Авиационный споттинг) — особый вид хобби, ведение реестра самолетов, сопровождается фотографированием и видеосъемкой летательных аппаратов, чаще всего самолётов.
Главное для плейн-споттера определить что за самолет, его бортовой номер, серийный номер, все это конечно сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.»
Вот такая вот дрянь этот споттинг. И мало будет сказать, что хочется съездить на споттинг летним теплым днем когда ну соовсем делать какбэ нечего. Так ведь ради него иногда получается выкроить целый день и придумать занятия на время между прилетами и вылетами самолетов.
Итак. Ибо цифрозеркалка у меня относительно недавно на споттинг я ездил во время зимней сессии и надо сказать не раз. Ну поехали
Аэродром Усть-Каменогорск 2 класса, имеет две взлетно-посадочные полосы и способен принимать воздушные суда типов Ил-76 (151,5 т), Ту-154, Ту-134, Як-42, Ан-12, Ил-18, Airbus A320 и более лёгкие.[1] Имеет светосигнальныое оборудование ОВИ I категории ICAO.
ВПП: 12-30 с магнитным склонением 124* и 304* соответственно.
В данном блоге читатели увидят такие типы ВС как Аirbus 319, Аirbus 320, Ан-24, Embraer 190 и птиц неизвестный
Начнемс 🙂
Плейнспоттинг в России: как снимать самолёты
Плейнспоттинг зародился в Великобритании в годы Второй мировой войны. Гражданское население обучили фиксировать воздушные суда и сообщать о них противовоздушной обороне. С тех пор споттинг стал популярным увлечением, которое приветствуют аэропорты по всему миру. О том, как стать споттером в России и чем споттинг отличается от авиационной фотографии, — в нашем материале. Поехали!
Плейнспоттинг — наблюдение за воздушными судами для ведения их учёта, которое сопровождается фотосъёмкой. Профессиональные споттеры определяют самолёт, его модель, а также фиксируют бортовой и серийный номера.
Плейнспоттинг VS авиационная фотография
Не путайте профессиональный споттинг с авиационной фотографией. Споттинг подразумевает именно ведение статистики бортов и запечатление бортового номера на снимке. Если видите красивые кадры носа воздушного судна или часть крыла самолёта на закате — это авиационная фотография.
«На профессиональном снимке споттера самолёт запечатлен боком — в стоячем или летящем положении. Бортовой номер хорошо виден — как правило, он расположен на фюзеляже в хвостовой части или на передней стойке шасси. На снимке обязательно запечатлены название авиакомпании и ливрея целиком. Снимок споттера — довольно протокольная фотография, которую в народе прозвали „батоном“. Профессиональных споттеров в России всего около 20 человек», — рассказывает профессиональный споттер и авиационный фотограф Дмитрий Осипов. В его коллекции более десяти тысяч фотографий воздушных бортов.
По бортовому номеру на сайтах Airfleets.net или Russianplanes.net можно узнать историю самолёта. Собственные фото с информацией споттеры публикуют в альбомах на платформе Flickr, на страницах в социальных сетях или на тематических сайтах вроде Ruspotting.net, Airliners.net, JetPhotos.net.
Зачем вести учёт самолётов?
Среди споттеров есть те, кто стремится увидеть все воздушные судна конкретной авиакомпании или запечатлить все борта, посещающие определенные аэропорты. Кто-то охотиться за ливреями или мечтает увидеть конкретный тип самолёта.
Чтобы узнать, какой борт появится на взлётно-посадочной полосе или отследить движение конкретного воздушного судна, многие споттеры используют сервис Flightradar24. Он позволяет в режиме реального времени видеть на карте летящие самолёты во всем мире.
Если кликнуть на один из них, откроется фотография самолёта и краткое досье — авиакомпания, тип судна, бортовой номер, аэропорт отправления и посадки, а также высота, скорость и координаты борта. Работа сервиса основана на получении в реальном времени сигналов с самолётов, оборудованных технологией автоматического зависимого наблюдения-вещания (АЗН-Б). Каждую секунду система во время всего полета генерирует и отправляет открытые радиосообщения, которые содержат актуальные данные о рейсе. Flightradar24 использует по всему миру приёмники, которые получают информацию от самолётов и отправляют её на сервер.
Споттинг в диких условиях
Точки для хороших ракурсов за воротами аэродромов публикуют в группах споттеров и любителей авиационной съёмки, на форумах и в тематических сообществах вроде Spotting locations Russia. Пользователи делятся новостями, анонсами, советами картами с указанием точек для хороших снимков вблизи российских аэропортов.
В случае такой фотоохоты приготовьтесь к тому, что придется ходить по лесу, преодолевать метровые сугробы и, возможно, стоять в болоте в ожидании удачного кадра — выбирайте соответствующую одежду и обувь.
Летом возьмите с собой дождевик, средства от клещей и солнцезащитный крем. Зимой вам пригодится термобельё и термос с горячим чаем.
Как правило, сотрудники аэропорта не выгоняют фотографов, ожидающих рейсов за ограждениями. Исключение — прибытие и вылет высокопоставленных лиц.
Официальные споттинг-мероприятия
Крупнейшие аэропорты России регулярно организовывают мероприятия для съёмки воздушных судов.
Плейн- и радарспоттинг, или я болен авиацией
Я болен авиацией. Да, именно так и никак иначе. На моем ноутбуке хранится куча мануалов к различным самолётам от Boeing и Airbus, пособия по радиообмену, фильмы по авиационной тематике. Помимо всего этого я слушаю авиадиапазон с помощью портативной радиостанции (которая, кстати, не имеет возможности передавать на этих частотах, только слушать!). И плюс ко всему я регулярно, раз или два в месяц выбираюсь к аэропорту Шереметьево и фотографирую самолёты, заходящие на посадку. В этом посте я расскажу, как докатился до такой жизни. Может быть кто-то из вас, уважаемые читатели, тоже заболеет авиацией.
Кому интересно — прошу под кат.
Предыстория
Так получилось, что живу я в относительной близости от аэропорта «Шереметьево», а если быть точнее, то в городе Лобня. Помню, как в детстве, услышав рокот турбин, выбегал во двор и искал глазами на небе источник. И, находя, провожал взглядом. Со временем интерес к этому делу у меня пропал. Ну летит и летит самолет, чего уж там. Но, однажды полетав, я вновь заболел авиацией и, думаю, надолго.
Первый раз я летел в небольшом Аэробусе Чешских Авиалиний. Сел в кресло, запихнул рюкзак под сиденье спереди и стал смотреть в окно. Это было не менее интересно. Ведь вся инфраструктура аэропорта спрятана за трехметровым бетонным забором. Оказалось, что помимо самолётов еще куча всего шныряет по аэродрому: грузовые машины с надписью «Аэромар», маленькие Шевроле Нивы, автобусы, машины, высотой, примерно, в полтора метра, и еще другие, о назначении которых я мог только догадываться. Вон на заднем плане пронесся самолет, а через пару секунд он показался над лесом стремительно набирая высоту и убирая шасси. От наблюдения всего этого меня отвлек небольшой предполетный инструктаж. Стюардессы показывали, где находятся аварийные выходы, как пристегивать ремни и как надевать кислородную маску (мне безумно нравится фраза «дышите нормально»). Но вот раздался звук «динь» и зажглось всем известное табло «Пристегните ремни». Стюардессы прошли по салону, проверяя, все ли пассажиры пристегнулись или есть особо смелые, которые этого делать не желают. Самолет начал движение. Почему-то задом. Он подрагивал и ехал медленно-медленно. Я думал:«Ничего себе шумоизоляция! Двигателей вообще не слышно.» Но вот мы остановились. Мгновение тишины и в уши ворвался гул двигателей, но мы еще стояли. Гул усилился и самолёт покатился. Однако, это был еще не взлет. Самолёт ехал к взлетно-посадочной полосе. Через несколько минут мы развернулись на 180 градусов и остановились. Спустя несколько минут бортпроводница сообщила по громкой связи «Наш самолет готов к взлету». Я увидел, что женщина, сидевшая через проход от меня, украдкой перекрестилась. И вот рев двигателей во много раз усилился и воздушное судно начало разбег. Скорость была все больше, и вдруг я почувствовал, что моё тело вдавило в кресло, и увидел, как стремительно удаляется земля. Всё, я летел. Это было незабываемо!
Ну что, %habrauser%, ты почувстовал себя на борту самолёта? Тогда добро пожаловать на крейсерский эшелон, мы продолжаем наш полёт!
Плейнспоттинг или просто споттинг
Что же такое споттинг? Споттинг (от слова spot — наблюдать) — это вид хобби, при котором люди (споттеры) наблюдают за самолетами. Существует две разновидности споттинга: плейнспоттинг и радарспоттинг. О втором виде я расскажу чуть позднее. Обязательно советую посетить крупнейший и старейший плейнспоттерский сайт http://airliners.net/
Лучшие кадры получаются обычно с взлетно-посадочной полосы, и это логично. Но для этого надо как-то попасть на территорию аэропорта. Ниже будет описано как это сделать.
Вне аэропорта самые хорошие фотографии получаются вблизи глиссады. Глиссада — это такая часть траектории движения самолёта, на которой происходит непосредственное снижение перед посадкой. Самолет на ней двигается уже очень низко и поэтому его проще снимать. Если брать «Шереметьево», то глиссада проходит приблизительно по этой точке. Находиться в этой точке интересно, поскольку самолёты пролетают точно над головой, но для фотографирования она не особо подходит. Лучше пройти несколько десятков метров в сторону путей «Аэроэкспресса». Их видно с этой точки. Тогда можно получить вот такие кадры:
Это Airbus A320.
А это уже Falcon Aviation Services Embraer ERJ-135BJ Legacy 600.
Boeing 737. Следовал из Ростова-на-Дону в Москву.
Это всё, конечно, зашибись, но ни в какую не сравнится со споттингом внутри аэропорта. И этой осенью моя мечта сбылась! Я попал на такое мероприятие. И, причем, очень просто: всё, что я сделал, это вовремя заполнил и отправил анкету. А когда увидел своё имя в списке аккредитованных, то прыгал до потолка. И я не шучу.
Так почему же это так круто? Достаточно увидеть вот такой снимок.
Вот это настоящая красота! В десятке метров от тебя садится вот такая железная птица… Где еще такое можно сфотографировать?
Вот еще пара изображений с осеннего споттинга в Шереметьево.
A321 убирает шасси после взлёта. Рейс – AF 1145, Париж.
И в аэропорту бывают пробки. 🙂
Радарспоттинг
Автор, а зачем тебе радиостанция?
-Нордвинд 1563, занимайте 25 левая.
-Занимаю 25 левая. Пересекаю 25 правая. Нордвинд 1563.
-К взлету готов. Нордвинд 1563.
-Нордвинд 1563, взлет разрешаю.
-Нордвинд 1563, набирайте дедум 25 еко.
-Набираю дедум 25 еко. Нордвинд 1563.
-Нордвинд 1563, работайте с Москва-подход на 129.8 Мгц.
-Понял вас. Спасибо, досвидания. С новым годом вас. Нордвинд 1563.
-Спасибо, и вас.
-Благодарю.
Описание аэропорта Шереметьево, со всеми частотами, можно найти на здесь — http://www.radioscanner.ru/airbase/1.html.
И все частоты можно слушать онлайн в реальном времени тут — http://live.radioscanner.net/audio/32159.
А радиостанция мне нужна, потому что у меня не всегда есть интернет, а слушать хочется всегда.
А я слышал, что можно погоду точную получить… Это так?
Да, это так. Есть две такие штуки — METAR и TAF.
METAR, (METeorological Aerodrome Report) — метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме. Этот код содержит данные о скорости и направлении ветра, дальности видимости, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, точке росы, атмосферном давлении, плюс состояние взлетно-посадочной полосы. Обновляется один раз в 30 минут.
TAF — Terminal Aerodrome Forecast — прогноз на 24 часа или меньше. Действителен для 8-км зоны вокруг аэропорта.
Получить коды METAR и TAF можно из командной строки Ubuntu Linux, если установить из репозитория приложение «metar».
А затем ввести в терминале
Здесь UUEE — код аэропорта Шереметьево. Вывод приложения будет примерно таким:
На этом хочу откланяться и пожелать всем счастливого Нового Года! Надеюсь, вам было интересно читать мою статью и вы также заболеете самолётами, как я. 🙂
Что такое споттинг
Четыре утра. В сонном аэропорту собирается небольшая группа немного странных людей. У них нет чемоданов, зато есть большие рюкзаки, обвешанные яркими бирками. Куда же и зачем собираются эти люди?
Увидеть, засечь, опознать
В любую погоду
Доступно каждому
Если и вы решили попробовать свои силы в фотографировании самолетов, не обязательно ждать отпуска. Открывайте любимое приложение с картами и поезжайте к ближайшему аэропорту. Проще всего начать с той точки, где лайнеры пролетают прямо над головой — с торца взлетно-посадочной полосы. А узнать, с какой стороны посадка и какой именно борт летит, поможет бесплатное приложение Flightradar24.
Для споттинга идеально подходят зеркальные и беззеркальные камеры с «дальнобойным» зумом. Но пусть техника не ограничивает ваше творчество: ведь известно, что снимает не камера, а фотограф. В авиации так много сюжетов, что отличные кадры можно получить и экшн-камерой, и даже смартфоном.
Стоит, разумеется, помнить о безопасности, а также с уважением относиться к местным законам и правилам. Во-первых, не следует очень близко подходить к забору аэропорта. Правила в разных странах отличаются, но чаще всего расстояние в 5-10 м защитит вас от возможных конфликтов со службой безопасности и полицией. Во-вторых, ни в коем случае не запускайте дроны рядом с аэропортом: это везде строго запрещено и карается большими штрафами.
Внутри терминалов снимать не запрещено, но есть исключения — пункты проверок и их сотрудники. На перроне перед посадкой в самолет фотографировать не разрешают: для таких съемок лучше дождаться, когда аэропорт организует официальный споттинг. Ну а на борту самолета всегда лучше поинтересоваться у бортпроводника. Во время руления, взлета и посадки снимать не разрешается, поскольку фотоаппарат или смартфон — это электронные приборы, которые должны быть отключены.
Официальные споттинги в аэропортах проводятся, как правило, несколько раз в год. Для того чтобы не пропустить это мероприятие, необходимо подписаться на интересующие вас аэропорты и авиакомпанию Utair в социальных сетях, приготовить паспортные данные и, как только увидите анонс, сразу же отправить заявку: ведь желающих много! А после того как вы посетите споттинг, не забудьте отправить ваши фотошедевры в пресс-службу аэропорта или авиакомпании, и выложить в инстаграм с хештегом #utair. И, конечно, попытайте удачу на главном сайте всех авиафотографов планеты — Airliners.net.
До встречи на перроне! Ах да… что же это за странные бирки на рюкзаках споттеров? Эти небольшие тканевые полоски с надписью Remove Before Flight, в просторечии именуемые «ремувками», — главные сувениры тех, кто увлечен авиацией. Начинайте «споттить» — вы даже не успеете заметить, как и ваш рюкзак обрастет целой гирляндой ярких «ремувок»!
Как подготовиться к споттингу
• Составьте чеклист для сбора вашего оборудования.
• Зарядите батареи, подготовьте карты памяти, протрите объективы.
• Если съемка запланирована на вечер, не забудьте штатив.
• Заранее прикиньте точки для съемки и маршрут к ним.
• Не забудьте взять документы.
• Позаботьтесь о связи: заряженный смартфон с необходимыми приложениями и дополнительная «зарядка» очень вам пригодятся.
• Одевайтесь по погоде, зимой утепляйтесь вдвойне! Летом стоит бросить в рюкзак легкий дождевик.
• Обязательно возьмите воду и перекус: время на споттинге летит незаметно.
Текст: Олег Иванов
(Для бортового журнала авиакомпании Utair (май 2019)
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Споттинг – это популярное сегодня увлечение, которое заключается в фотографировании летательных аппаратов и ведении своеобразного реестра самолетов. Захватывающий мир авиации пленяет многих людей, ведь полеты
стремительных истребителей или огромных пассажирских авиалайнеров по-настоящему завораживают и вызывают множество самых невероятных эмоций. Запечатлеть грациозный полет многотонных машин – это настоящая
находка для фотографа. Качественная авиационная фотография позволяет подчеркнуть динамичность, изящность и красоту различных летательных аппаратов, которые устремляются в небо на заоблачную высоту.
Споттинг от английского слова «spot» — «увидеть», «опознать»
Поклонников такого увлечения принято называть споттерами. Они занимаются тем, что в свое свободное время пытаются сфотографировать самолеты и другие летательные аппараты с близкого расстояния. Возможность для такой
фотосъемки представляется нечасто, ведь многие аэропорты являются стратегическими объектами и получить разрешение на ведение съемки непосредственно с летного поля очень не просто. Споттерам зачастую приходится довольствоваться фотосъемкой из-за пределов территории аэропорта. Наилучшие же возможности для съемки предоставляются обычно во
время проведения авиасалонов и авиационных шоу, на дне открытых дверей на базах Военно-воздушных сил. Кроме того, в некоторых аэропортах, например, в московском аэропорту Домодедово, существует практика организации официальных фотосессий, благодаря которой споттеры и любители авиации получают шанс запечатлеть на снимках пассажирские
авиалайнеры и другие самолеты. Сам же процесс авиационной фотосъемки требует от фотографа определенных знаний и навыков. Запечатлеть на фотографии объект, который проносится в небесной синеве с огромной скоростью или движется по взлетно-посадочной полосе, — задача непростая.
Для получения красивого и запоминающего кадра здесь важно правильно оценить момент и спустить затвор фотоаппарата в нужную долю секунды. В этом и состоит прелесть авиационной фотографии.
Некоторые вводят в заблуждение, говоря что плейн споттинг это фотографирование самолетов, это далеко не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.
Основная сложность авиационной фотографии – это, конечно, съемки самолетов и других летательных аппаратов в воздухе. Трудность заключается в том, что расстояние до объекта съемки будет постоянно меняться в силу высокой скорости и широкого диапазона высот, на которых летит самолет. Поэтому для ведения подобной съемки лучше всего
использовать фотокамеру с высокой скоростью серийной съемки, оснащенную светосильным телеобъективом. Это позволит получить качественные фотографии авиационной техники в полете и реализовать множество самых
разнообразных сюжетов. При съемке самолетов, находящихся в статичном положении на территории аэропорта, рекомендуется применять широкоугольный объектив, дающий возможность неторопливо выстроить кадр и запечатлеть самые интересные детали объекта.
Для съемки летательных аппаратов непосредственно во время их полета используется техника съемки с проводкой, которая применяется во многих видах фотографии, где требуется запечатлеть на пленке быстро движущиеся
объекты. Ведь фотография должна передавать движение и динамичность самолета, отрывающегося от взлетно-посадочной полосы или стремительно летящего по небу. Для съемки с проводкой необходимо правильно выбрать точку съемки исходя из предполагаемого движения самолета, положения солнца и направления ветра. Надо отметить, что угадать наиболее выгодную точку съемки практически невозможно, однако, опыт и общие закономерности движения летательного аппарата должны подсказать фотографу оптимальное решение.
При съемке самолета, который скоро наберет ход и оторвется от земли, лучше всего занять позицию как можно ближе к предполагаемой точке его отрыва от взлетно-посадочной полосы. Точка отрыва самолета зависит от его веса, мощности двигателей, направления и скорости ветра. Поэтому правильный выбор наиболее выгодной точки съемки в большинстве случаев определяется опытом фотографа и его знаниями авиационной техники.
Для съемки самолетов и других летательных аппаратов обычно применяют короткие выдержки, однако, порой это влечет за собой непредсказуемые результаты в виде смазанных изображений. Даже у опытных споттеров иногда
получаются неудачные снимки, поэтому нужно быть готовым к этому. Поскольку для споттинга главный объект съемки – это непосредственно сам летательный аппарат, снимать его необходимо крупным планом. В этом смысле споттинг чем-то похож на макрофотографию.
Самолет должен быть снят крупно и располагаться посередине фотографии. Тем не менее, авиационная фотография оставляет широкое поле для экспериментов, нахождения интересных сюжетов и ракурсов. В кадр могут попасть облака, тени, солнце, дым от ревущих двигателей самолета, тепловые ловушки в момент их отстрела, срывы воздушного потока и другие детали, которые позволят создать цельную и гармоничную картину. Если имеется такая возможность, то лучше всего внимательно изучить программу выступления пилотажных групп на авиашоу заранее или последить некоторое время за взлетающими и приземляющимися самолетами в аэропорту. Это позволит определить выигрышные ракурсы и, в конечном счете, получить фотографии, которые будут смотреться наиболее эффектно и интересно.
Успех в споттинге зависит от самого фотографа, его способности следить за «поведением» самолетов, изучать особенности движения авиационной техники. Только такой опыт позволит фотографу предугадывать, что произойдет в следующий момент, а значит, получить привлекательные и яркие снимки. Любителям споттинга никогда не стоит забывать о собственной безопасности и безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов. Нужно быть всегда готовым к общению с представителями службы авиационной безопасности аэродромов и строго следовать их указаниям.
Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей заснять советский самолёт, так как в СССР фотографировать аэропорты и самолёты было запрещено.
В 2009 году к Москве присоединился Иркутск, когда 13 ноября «Аэропорт Иркутск» провёл первую споттинг-сессию[5]. Пока только эти два города России проводят это мероприятие.
Наиболее известные в мире места для споттинга:
Пляж Махо рядом с аэропортом Принцессы Джулианы на острове Святого Мартина;
Сквер возле ресторана In-N-Out возле аэропорта Лос-Анджелеса;
Закрытый ныне Гонконгский аэропорт Kai Tak;
Правовое положение такого хобби не определено ни в одной стране, но в России к любителям плейн споттинга традиционно относятся жёстче, чем в западных странах. Хотя, известен случай, когда в 2001 году греческая полиция задержала 14 споттеров (12 британцев и двух граждан Нидерландов), когда те снимали в окрестностях базы греческих ВВС Каламата. Им грозил срок по 20 лет по обвинению в шпионаже.
Через 6 недель им было предъявлено другое обвинение — в незаконном сборе информации, их выпустили под залог в 9000 фунтов стерлингов. В апреле следующего года, уверенные в своей невиновности, они подали ответный иск против Греции. Итог был неожиданным: восьмерых приговорили к трем годам заключения, остальных — к одному году.. В ноябре того же года с 11 британцев были сняты все обвинения.
Фотографы любят самолёты с редкой раскраской фюзеляжа. Например, Boeing 747-400, Малазийские авиалинии
Тем не менее, иногда встречаются и обратные примеры, когда споттерские мероприятия организовываются официально. Например, 22 мая 2007 года в «Домодедово».