что такое спортивный объект
Что такое спортивный объект
Статья 37. Объекты спорта
1. Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
2. Объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц.
3. Потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки.
4. Размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами.
5. Проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта.
6. Лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Собственники, пользователи объектов спорта, используемых для проведения официальных спортивных соревнований, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения таких соревнований, позволяющее осуществлять контроль за наличием у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
7. Спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 108-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий.
9. Места проведения официальных спортивных соревнований должны иметь необходимую инфраструктуру, системы видеонаблюдения, позволяющие осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований, и техническое оборудование в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
(часть 9 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
10. Собственники, пользователи объектов спорта, используемых для проведения официальных спортивных соревнований, обязаны:
1) обеспечивать надлежащее содержание инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований, и технического оборудования в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;
2) обеспечивать беспрепятственный въезд в места проведения официальных спортивных соревнований транспортных средств, в том числе автомобилей оперативных служб;
3) осуществлять эвакуацию зрителей и участников официальных спортивных соревнований с мест их проведения в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации.
(часть 10 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)
Статья 37. Объекты спорта
Статья 37. Объекты спорта
1. Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
2. Объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц.
ГАРАНТ:
Часть 3 статьи 37 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2010 г.
3. Потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки.
4. Размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами.
5. Проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в часть 6 статьи 37 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
6. Лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ статья 37 настоящего Федерального закона дополнена частью 6.1, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
6.1. Собственники, пользователи объектов спорта, используемых для проведения официальных спортивных соревнований, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения таких соревнований, позволяющее осуществлять контроль за наличием у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 108-ФЗ часть 7 статьи 37 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
7. Спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, приватизации не подлежат, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
8. Использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ статья 37 настоящего Федерального закона дополнена частью 9, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
9. Места проведения официальных спортивных соревнований должны иметь необходимую инфраструктуру, системы видеонаблюдения, позволяющие осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований, и техническое оборудование в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ статья 37 настоящего Федерального закона дополнена частью 10, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
10. Собственники, пользователи объектов спорта, используемых для проведения официальных спортивных соревнований, обязаны:
1) обеспечивать надлежащее содержание инфраструктуры объектов спорта, систем видеонаблюдения, позволяющих осуществлять идентификацию физических лиц во время их нахождения в местах проведения официальных спортивных соревнований, и технического оборудования в соответствии с правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;
2) обеспечивать беспрепятственный въезд в места проведения официальных спортивных соревнований транспортных средств, в том числе автомобилей оперативных служб;
3) осуществлять эвакуацию зрителей и участников официальных спортивных соревнований с мест их проведения в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 37 настоящего Федерального закона
Классификация спортивных объектов
Педагогический институт
Саратовского государственного
университета им.
Классификация спортивных объектов
Одним из факторов, определяющих современное развитие физической культуры и спорта, является укрепление её материально-технической базы, основу которой составляют спортивные (физкультурно-спортивные) сооружения. Помимо расширения сети спортивных сооружений традиционных типов создаются новые (применительно к спортивным технологиям) сооружения, что обусловлено как появлением и активным развитием новых видов спорта, так и развитием собственно спортивных технологий.
В настоящее время применительно к спортивным объектам руководствуются терминами и определениями, введенными постановлением Госкомспорта СССР № 2/2 от 4 апреля 1988 года, а также терминами и определениями, сложившимися и используемыми в практической работе.
В силу того, что для реализации целей спортивной деятельности с течением времени требуются все более и более сложные спортивные сооружения и их комбинации, в последние годы наметилась тенденция фиксировать не спортивные сооружения, а спортивные объекты.
В настоящее время законодательно закреплено понятие объектов спорта: объекты спорта — это объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения. Таким образом, объекты спорта могут быть разделены на спортивные сооружения и другие объекты недвижимого имущества (комплексы недвижимого имущества), опосредованно предназначенные для проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
С учетом изложенного при определении спортивного объекта мы исходили из того, что в определении необходимо отметить составляющие спортивной деятельности (состязание и подготовка к ним), так как объект может предоставлять различные возможности для их реализации. Помимо этого необходимо отметить, что спортивная деятельность происходит в какой-то среде. Также необходимо указать, что определяет границы объекта. Результатом стало следующее определение.
Спортивный объект – это объект недвижимого имущества или комплекс недвижимого имущества, специально предназначенный для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Таким образом, в общем случае спортивный объект как комплекс недвижимого имущества включает собственно спортивное сооружение и другие объекты недвижимого имущества, опосредованно предназначенные для проведения физкультурных и спортивных мероприятий (например, административные здания, медико-восстановительные центры, спальные корпуса, ремонтные мастерские и т. п.). В случае отсутствия в составе спортивного объекта других объектов недвижимого имущества данный спортивный объект отождествляется со входящим в его состав спортивным сооружением. При этом наименование спортивного объекта соответствует наименованию спортивного сооружения.
При типологизации спортивных объектов мы отталкивались от следующих посылок:
— соревнования существуют не ради самих себя, а для того, чтобы удовлетворить потребность социума в зрелище хода состязания;
— соревнования в принципе могут проходить и без зрителей;
— тренировочная деятельность может проводиться на объектах, не отвечающих условиям проведения соревнований.
Данный подход позволил выделить три типа спортивных объектов:
— зрелищно-соревновательные — это объекты, на которых реализуется непосредственно-естественный показ хода официальных соревнований зрителям;
— соревновательно-тренировочные — это объекты, на которых происходит соревновательный или тренировочный процесс в условиях, строго соответствующих действующим правилам спортивных соревнований, утвержденных в установленном порядке;
— тренировочно-подготовительные – это объекты, на которых происходит учебно-тренировочная физическая подготовка спортсменов и прочих граждан.
Основное отличие зрелищно-соревновательных объектов от соревновательно-тренировочных — наличие инфраструктуры обслуживания зрителей: мест для наблюдения за соревнованиями (трибуны, ложи и т. п.), мест питания (кафе, закусочные и т. п.), мест получения-передачи информации (средства телекоммуникации), мест для комментаторов, мест для восстановления (комнаты отдыха, гостиницы и т. п.). Следует отметить, что соревновательно-тренировочный объект всегда предполагает возможность проведения тренировок, а тренировочно-подготовительный объект допускает отсутствие мест для соревнований, отвечающих правилам. Физкультурно-оздоровительная деятельность допускается на объектах всех типов.
При выделении видов спортивных объектов было изначально определено, что объективным основанием к выделению видовых признаков должна стать степень решения задач спортивной деятельности, а не комфортность ее условий при ее решении. Последнее обстоятельство во многом определяется размерами, структурой и особенностями архитектуры сооружения, входящих в спортивный объект.
Для определения видов спортивных объектов предварительно была произведена фиксация всех возможных отличий спортивных объектов по различным, не архитектурным, признакам.
По степени общности спортивные объекты подразделяются на:
— моновидовые — объекты, на которых возможно проведение соревнований и тренировок только по одному виду спорта;
— многовидовые — объекты, на которых возможно проведение соревнований и тренировок по видам спорта одной группы (например, гребные виды спорта, лыжные виды спорта и т. п.);
— поливидовые — объекты, на которых возможно проведение тренировок и соревнований по видам спорта разных групп.
По времени действия спортивные объекты подразделяются на:
— постоянные — объекты, габариты и состав которых остаются постоянными;
— временные объекты, габариты и состав которых существуют только на время решения задач соревновательной или тренировочной деятельности;
— комбинированные — объекты, в которых присутствуют свойства постоянных и временных объектов.
По физической общности спортивные объекты подразделяются на:
— цельные — объекты, габариты которых составляют единое целое;
— дробные — объекты, габариты которых состоят из пространственно не взаимосвязанных частей (например, место соревнования, место подготовки к старту и места для зрителей в авиационных видах спорта);
— неопределенные — объекты, габариты которых определяются применительно к каждому спортивному мероприятию (например, велосипедные гонки на шоссе).
Логический анализ показал, что указанные видовые особенности характерны для всех типов спортивных объектов. Поэтому для их видовой определенности было решено прибегнуть к выделению ключевых (классификационных) терминов.
Анализ современного состояния семантики русского языка позволил определить следующие виды спортивных объектов:
— для соревновательно-тренировочного типа объектов – арены (спортивные объекты, на которых происходит соревновательный или тренировочный процесс в условиях, строго соответствующих действующим правилам спортивных соревнований);
— для тренировочно-подготовительного типа объектов – места подготовки (объекты или сооружения, на которых происходит тренировочный или подготовительный процесс).
Все места подготовки в общем виде могут быть классифицированы на спортивные площадки (поля) и спортивные трассы (дистанции).
При этом под спортивной трассой (дистанцией) понимается пространство между двумя точками, регламентируемое целями соревновательно-тренировочной деятельности, а под спортивной площадкой (полем) – плоскостное сооружение для определенного вида занятий или спортивных игр.
На спортивных объектах помимо, собственно говоря, спортивных сооружений могут быть и вспомогательные сооружения. Вспомогательные сооружения подразделяются на:
— обслуживающе-подсобные (раздевалки, гардеробы, душевые и т. п.);
— административно-служебные (классы, кабинеты и т. п.);
— хозяйственно-технические (места хранения инвентаря, мастерские и т. п.).
Для стадионов вспомогательные сооружения являются обязательными, для арен – желательными, для мест подготовки – предполагаемыми составляющими.
Таким образом, анализ существующих нормативных документов в области управления спортивными объектами, правил соревнований показывает, что предлагаемая классификация наиболее полно отражает вопросы классификации спортивных сооружений.
Ю. Олимпийские комплексы спортивных сооружений. М., 1976.
Крытые стадионы – универсальные спортивные сооружения будущего. М., 1969.
Физкультурно-спортивные центры. М., 1989.
М. Универсальные зрелищно-спортивные залы. М., 1969.
Д. Архитектура универсальных зрелищно-спортивных залов. Минск, 1980.
Статья 9. Объекты спорта и спортивные сооружения
1. Объектами спорта являются объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.
Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Информация об изменениях:
Законом Челябинской области от 31 мая 2012 г. N 319-ЗО в часть 2 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.
2. Спортивными сооружениями являются инженерно-строительные объекты, созданные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющие пространственно-территориальные границы.
Использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий.
3. Орган исполнительной власти Челябинской области в сфере физической культуры и спорта ведет единый перечень физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, находящихся на территории Челябинской области, независимо от форм собственности, и необходимых для осуществления полномочий в сфере физической культуры и спорта.
Информация об изменениях:
Законом Челябинской области от 30 января 2014 г. N 646-ЗО в часть 4 статьи 9 настоящего Закона внесены изменения
4. Не допускается создание новых областных государственных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, кроме организаций дополнительного образования, без физкультурно-спортивной базы, а также ликвидация физкультурно-оздоровительных, спортивных, спортивно-технических сооружений, находящихся в государственной собственности Челябинской области, без создания равнозначных сооружений.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые основы профессиональной деятельности в спорте
Понятие, общая характеристика и правовой режим спортивных объектов (сооружений)
Статья 2 Федерального закона о спорте определяет объекты спорта как объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения. Под спортивным сооружением в ст. 2 Федерального закона о спорте понимается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. К ним относятся стадионы, дворцы спорта, бассейны, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения и т.д.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона о спорте объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
В силу ст. 6 Федерального закона о спорте к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся: организация строительства и реконструкции объектов спорта (п. 14), а также обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта (п. 19).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 38 Федерального закона о спорте к расходным обязательствам Российской Федерации относится реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе строительство и реконструкция объектов спорта.
Объекты спорта могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона о спорте федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут оказывать содействие спортивным клубам посредством:
Потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки.
Размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами.
Проектирование и строительство объектов спорта должны осуществляться с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта
Спортивные сооружения, находящиеся в государственной собственности, не подлежат приватизации.
Использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных, спортивных и культурных мероприятий и для их обслуживания.
Формирование и ведение Всероссийского реестра объектов спорта осуществляет Минспорт России, который также устанавливает порядок формирования и ведения Всероссийского реестра объектов спорта, предоставления сведений из него и внесения в него изменений.
Объект спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта, не может использоваться для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, за исключением случая, если объект спорта впервые используется для проведения официального физкультурного или спортивного мероприятия.
Сведения об объектах спорта, содержащиеся во Всероссийском реестре объектов спорта, являются открытыми и общедоступными, за исключением персональных данных лиц, в собственности которых находятся объекты спорта.
Лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения физкультурных дли спортивных мероприятий в соответствии с требованиями технических регламентов, национальных стандартов, нормами, правилами и требованиями, установленными органами государственного контроля (надзора), санитарными правилами, и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта
В соответствии со ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение 10 дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин нарушения и определения лиц, его допустивших.
В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы:
Такое заключение подлежит опубликованию.
В качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред, могут принимать участие заинтересованные лица (застройщик, заказчик, лицо, выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство, либо их представители, представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства) и представители граждан и их объединений. Указанные лица в случае несогласия с заключением могут оспорить его в судебном порядке.
Лица, в собственности или во владении которых находятся объекты спорта, несут ответственность за причинение вреда жизни или здоровью лиц, осуществляющих занятия физической культурой и спортом на таких объектах спорта в соответствии с нормами § 2 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина
В свою очередь, в соответствии с и. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона о спорте спортсмены обязаны соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, учебно-тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта.
В соответствии с ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии со ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ леса могут использоваться для рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При этом в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и их благоустройство (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
На лесных участках, используемых для рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.
Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Их использование не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах.
В целях проведения благоустройства предоставленных лесных участков лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, осуществляют уход за лесами на основании проекта освоения лесов.
В целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах допускается проведение рубок лесных насаждений на основании проекта освоения лесов.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.
Статья 50 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ предусматривает возможность использования водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта), которое должно осуществляться с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со ст. 6 Водного кодекса. Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (гл. 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Необходимо отметить, что при реализации вышеназванных прав в отношении природных ресурсов следует иметь в виду ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Так, в силу ст. 15 этого Федерального закона на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий.
Специальными законами могут быть предусмотрены также особые правила поведения в отдельных спортивных сооружениях. Например, согласно ст. 6 Федерального закона от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» в целях снижения вредного воздействия табачного дыма в закрытых спортивных сооружениях запрещается курение табака, за исключением курения в специально отведенных для этого местах.
Поскольку в соответствии с подп. «е» п. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, правовой статус спортивных объектов (сооружений) определяется не только федеральным законодательством, но и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Закона о спорте г. Москвы органы исполнительной власти города в пределах своей компетенции создают в Москве объекты спорта, предоставляющие жителям города физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
Глава 5 Закона о спорте г. Москвы посвящена городской спортивной инфраструктуре. Статья 23 возлагает на департамент физической культуры и спорта г. Москвы учет спортивных сооружений и иных объектов спорта, составляющих спортивную инфраструктуру города.
Ликвидация находящихся в собственности Москвы объектов спорта до создания на территории того же района города равноценных объектов спорта не допускается.
Нормативы обеспечения районов города объектами спорта определяются Правительством Москвы на основе региональных нормативов градостроительного проектирования в г. Москве, установленных законами Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Москвы о градостроительной деятельности.
Статья 24 Закона о спорте г. Москвы определяет особенности правового регулирования режима объектов спорта в г. Москве и земельных участков, на которых размещены объекты спорта. В соответствии с данной статьей функциональное назначение находящихся в собственности города объектов спорта может быть изменено только по решению Правительства Москвы. Изменение основного вида разрешенного использования земельных участков, на которых размещены объекты спорта, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством г. Москвы.
Ведущие мировые державы отличаются не только высоким промышленным и финансовым потенциалом, но и широкой сетью спортивных сооружений и других объектов спорта различного уровня, видя в этом необходимое условие для развития спорта высших достижений, массового спорта, проведения досуга, подъема культуры в целом.