что такое спорная ситуация

Понятие международного спора

Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.

Статья 34 Устава ООН гласит: «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Международные споры классифицируются по объекту спора, по степени опасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Устав ООН предусматривает определенные правовые процедуры урегулирования международных споров: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33), «международные споры» (п. 3 ст. 2), «любой спор», т. е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38), «местные споры» (подп. 2 и 3 ст. 52), «споры юридического характера» (п. 3 ст. 36).

Согласно п. 2 ст. 36 Статута Международного суда ООН правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства. Споры о принадлежности определенного участка территории какому-либо государству составляют особую категорию споров.

Источник

СПОР — что это. Зачем люди спорят?

Спор. Существует мнение, что в споре рождается истина, но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно по сути понять, что такое спор. В большинстве случаев с его помощью стороны самоутверждаются. Истина не нуждается в доказательствах, но существуют моменты, когда спор необходим. Для победы в нем нужно знать специальные приемы.

Спор – что это?

Во время взаимоотношений между людьми может сложиться ситуация, когда общая интересующая их тема вызывает неоднозначную реакцию. На нее у разных сторон появляются взгляды, которые отличаются от других. Уверенный в своей правоте оппонент начинает отстаивать свою точку зрения. Спор это аргументированное обсуждение предмета, по которому возникли разногласия сторон. Он отличается от простого диалога следующими чертами:

Зачем люди спорят?

Спорящий человек осознанно или нет ставит перед собой определенные цели. Причины спора могут быть следующими:

Виды спора

Столкновения различных мнений могут проходить в нескольких формах. Различают следующие типы спора:

Спор-дискуссия

В публичной сфере проводится под руководством специально назначенного ведущего, который направляет ход мероприятия в нужное русло. Суть дискуссии заключается в обсуждении мнений с целью нахождения приемлемого результата. В конце этого действия взгляды собравшихся на рассматриваемую тему могут оставаться неизменными. Однако при вынесении финального заключения они могут быть учтены. В процессе проведения дискуссии допускаются только корректные приемы. Мероприятие достигнет успеха, если все участники согласятся с достигнутым результатом.

Спор-полемика

Это слово в греческом языке означает «воинственный». Образно говоря, вступать в полемику значит объявлять войну своему оппоненту. Ее цель – всяческими способами отстоять свою правильную позицию и уничтожить ложные взгляды оппонента. Вопросы, выносимые на баталии этого вида спора, могут быть философской, политической, оценочно художественной направленности. Можно привести ряд примеров современной полемики:

Спор-эклектика

Этот термин обозначает искусственное смешение разнородных идей, смыслов, понятий. Между собой они никак не связаны, а в некоторых случаях могут быть прямо противоположны. Отстаивание своего мнения при помощи эклектики подразумевает «закидывание» оппонента массой бессмысленных доводов, один из которых может тут же опровергать предшествующий аргумент. В этом виде спора главное – напор и натиск аргументации. Противник должен стушеваться и потерять смысл своих доводов в потоке бессмыслицы, обрушившейся на него со стороны оппонента.

Спор-софистика

В его основе лежит умение рассуждать во вред смыслу. В этом типе спора главное выстроить логически правильную цепочку аргументов и убедительно ее подать. Аргументированность и убедительность – основные уловки спора софистов. Законы логики здесь призваны запутать оппонента при помощи подмены смыслов и понятий известных терминов. В итоге, говоря правильными словами, спорщик-софист может дать прямо противоположные смыслы и перевернуть содержание сказанного «с ног на голову». При помощи логической уловки за истину он выдает умышленно искаженное ошибочное рассуждение.

Стадии спора

Специалисты в области риторики выделяют пять ярко выраженных этапов этого процесса:

Как вести спор?

Психологи советуют избегать споров по любому поводу. Если образование спора миновать не удается, необходимо знать, как его вести:

Правила спора

Если этот процесс не контролировать, он может создать конфликтную ситуацию. Есть вероятность разрушить гармонию межличностных взаимоотношений и оставить неприятный осадок в душе. Искусство спора основывается на определенных правилах:

Как победить в споре?

Рекомендуется выстроить определенную тактику, ведущую к победе. Можно использовать следующие аргументы в споре, чтобы победить:

Как не спорить?

Словесное состязание любого формата может отнять массу физических и моральных сил. Всеми способами нужно избегать спора. Для этого существуют простые советы психолога:

Источник

Международный спор

что такое спорная ситуация. Смотреть фото что такое спорная ситуация. Смотреть картинку что такое спорная ситуация. Картинка про что такое спорная ситуация. Фото что такое спорная ситуация

Исходя из данного определения, в качестве основных характеристик международного спора можно выделить следующие:

Таким образом, «международный спор» – это не просто общие состояние взаимной неприязни или враждебности между государствами. Две нации могут испытывать антипатию по отношению друг к другу, но при этом не иметь каких-либо конкретных разногласий; и наоборот, два государства могут быть в дружеских отношениях, но в то же между ними могут возникать разногласия по отдельным вопросам. Более того, «международный спор» означает нечто большее, чем ситуация, в которой одна нация испытывает чувство обиды или гнева по отношению к другой; до тех пор, пока это чувство обиды не будет сформулировано в виде конкретного требования, которому противопоставляется требование другой стороны, между ними «спора» не возникает.

Международные споры являлись и являются неизбежным элементом международных отношений во все времена. Как бы ни старалось международное сообщество искоренить самые истоки конфликтов, конфликты и споры будут возникать снова и снова. В этих условиях становится актуальным развитие и совершенствование механизмов и процедур, призванных на основе международного права предотвращать и разрешать споры.

Классификация и виды международных споров.

Классификация международных споров может производится по различным основаниям:

Деление споров на политические и юридические относительно. Международное право представляет собой целостную систему, поэтому трудно утверждать, что те или иные виды споров по существу выходят за рамки компетенции суда или арбитража даже в том случае, когда стороны выразили свое согласие на судебное разбирательство. Действительно, Международный суд ООН никогда не отказывался решать споры, ссылаясь на то, что они «политические», а не «правовые»; более того, подобное решение Суда привело бы к тому, что пришлось отклонить большое число дел, так как большинство международных споров имеют политическую окраску.

Международный спор и спорная ситуация.

Спорная ситуация представляет собой столкновение интересов государств, не сопровождающееся взаимным предъявлением явных претензий, но порождающее напряженность в отношениях между ними.

Спорная ситуация понятие более широкое чем международный спор. Общее между ними – существование столкновения интересов государств. Однако в отличие от ситуации международный спор характеризуется наличием в отношениях государств четко сформулированных, взаимно предъявляемых претензий в отношении одного и того же предмета спора.

В основе любого спора лежит спорная ситуация, но не каждая ситуация перерастает в спор. Спорная ситуация появляется до возникновения спора и может продолжаться после его урегулирования.

Различие между спором и ситуацией также имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член Совета обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации — не обязан. В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор (ст. 34 Устава ООН), рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования (ст. 36), а также условия разрешения спора (ст. 37).

Международный спор и международный конфликт.

Международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основным признаком спорной ситуации является наличие разногласия (взаимонесовместимых, взаимоисключающих целей и интересов); международного спора — наличие претензии одной стороны спора, отвергнутой другой. Признаком конфликта также является наличие разногласия, сопровождающегося резким обострением отношений между сторонами. Обострение ситуации обычно проявляется в поведении сторон конфликта.

Конфликт не является обязательным спутником международного спора или спорной ситуации. Спорная ситуация, как и международный спор, могут протекать без нагнетания международной обстановки, без крайнего обострения разногласий, хотя эскалация отношений может произойти в любой момент.

Спорная ситуация перерастает в международный спор, когда стороны сформулируют свои претензии и предъявят их друг другу (или одна сторона другой) и претензии будут взаимно отвергнуты (или одной из сторон). Ни предъявление претензий, ни их отклонение еще не порождает конфликта. Если стороны не склонны доводить обострение отношений до предела, разногласия могут быть урегулированы в рамках конструктивного сотрудничества.

Международный спор переходит в стадию международного конфликта, когда одна из сторон (или обе) осознают наличие непосредственной опасности для важных для себя интересов. Собственно конфликт начинается с момента первого столкновения сторон. Такое столкновение не обязательно проходит с использованием вооруженной силы. Оно может сопровождаться устными угрозами, демаршами, ультиматумами, введением санкций и другими неконструктивными способами разрешения проблемы, когда разногласия между сторонами обостряются до предельного. Именно такого рода международные споры можно назвать международными невооруженными конфликтами. Если для его разрешения применяются вооруженные силы, то спор становится вооруженным конфликтом.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Классическое международное право признавало войну в качестве правомерного средства решения споров между государствами. Лишь с началом XX в. стал развиваться процесс формирования принципа мирного разрешения международных споров.

В 1907 г. была принята Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений. Однако приоритет мирных средств решения споров в данной Конвенции не устанавливался в качестве императивной нормы: государствам предлагалось всего лишь «прилагать усилия», да и то «по возможности».

Устав Лиги Наций, принятый в 1918 г., налагал на государств-членов этой организации более жесткие обязательства: не начинать войну, пока не пройдет три месяца со дня принятия решения относительно определенного спора международным арбитражем, судом или Советом Лиги Наций. В 1920 впервые был создан всемирный судебный орган – Постоянная палата международного правосудия.

Первым в истории международного права документом, предусматривавшим запрещение применения силы при разрешении международных споров, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога).

Принцип мирного разрешения международных споров окончательно оформился лишь в 1945 г. с принятием Устава ООН, ст. 2 которого устанавливает, что государства должны разрешать свои споры мирными средствами и только мирные средства являются единственно правомерными.

Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров.

Принцип мирного разрешения международных споров является общепризнанной императивной нормой (jus cogens) международного права, в соответствии с которой «споры между государствами должны решаться исключительно мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость».

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. Конкретные средства мирного урегулирования международных споров государства выбирают по обоюдному согласию в соответствии с обстоятельствами и характером спора.

В том случае, если спорящие государства не могут урегулировать свой спор при помощи одного из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН.

Средства мирного разрешения международных споров.

Наиболее распространенные и общепризнанные средства мирного разрешения международных споров перечислены в статье 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.

Можно выделить дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров, характеризующиеся тем, что спор улаживается в результате прямого контакта сторон, за которыми остается принятие окончательного решения; и судебные средства, отличающиеся тем, что рассмотрение спора завершается юридически обязательным для сторон решением, а сами стороны ограниченны в возможности влиять на процесс рассмотрения спора. На практике различие между этими методами скорее теоретическое, нежели реальное: конкретный процесс урегулирования может сочетать элементы различных методов.

Дипломатические (согласительные) средства разрешения международных споров.

Переговоры — это процесс обсуждения и согласования позиций сторон, направленный на достижение взаимоприемлемого решения спорных вопросов. Переговоры, как правило, являются основным элементом любого процесса урегулирования разногласий: использование других методов, включая судебное разбирательство, обычно предваряется, сопровождается и организуется в рамках какого-либо переговорного процесса. Выбирая данную технику, стороны сохраняют максимальный контроль как над процессом урегулирования спора, так и над его результатом. Несомненно, переговоры являются наиболее доступным, гибким и эффективным средством мирного разрешения международных споров.

Добрые услуги и посредничество — это способы мирного решения международных споров, в которых государства, неспособные самостоятельно наладить между собой необходимые контакты, обращаются с просьбой к третьей нейтральной стороне или принимают ее предложение о содействии в проведении переговоров. В случае добрых услуг роль третьей стороны обычно сводится к простому привлечению спорящих сторон к прямым переговорам и помощи в их проведении. В случае посредничества посредник принимает более активное участие в переговорах: поддерживает конструктивный характер общения, ищет возможности для компромисса, вносит предложения от своего имени, помогает выработать и сформулировать параметры будущего соглашения.

Обследование (установление фактов) и примирение — это методы мирного урегулирования международных споров, которые применяются в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования или примирения создается международная следственная комиссия, состоящая из равного числа представителей сторон, иногда возглавляемая представителем третьего государства или международной организации. При обследовании работа следственной комиссии ограничиваться лишь установлением фактов, в то время как примирение кроме выяснения фактических обстоятельств, предполагает выработку конкретных рекомендаций сторонам спора. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Судебные средства разрешения международных споров.

Арбитражное разбирательство — это передача спора на рассмотрение третьей стороне (арбитру). Арбитраж создается для решения конкретного дела (арбитраж ad hoc) или действует постоянно. Спорящие стороны сами определяют все стороны деятельности арбитража, включая его формирование, предмет спора, процесс и применимое право. Хотя решение арбитража, как правило, является юридически обязательным, стороны могут договориться, что оно будет иметь лишь рекомендательный характер.

Судебное разбирательство — это передача спора на рассмотрение в Международный Суд или другой постоянно действующий судебный орган, призванный решать споры на основе международного права и принимать юридически обязательные решения. Как и в случае арбитражного разбирательства, если учредительные документы суда позволяют, стороны могут договориться не о юридически обязательном решении, а о консультативном или экспертном заключении, либо о декларативном суждении, определяющим принципы, которыми стороны должны руководствоваться при разрешении своего спора.

Урегулирование споров международными организациями.

В отдельных случаях стороны могут обратиться к ООН, или к другой международной или региональной организации за содействием в разрешении их спора; либо ООН или другая международная организация может по собственной инициативе вмешаться в спор между государствами с целью его мирного урегулирования. Иногда вмешательство международной организации может запросить третья сторона. Такое содействие может, в частности, осуществляться в форме добрых услуг, посредничества, обследования или примирения. Права и обязанности сторон международного спора и полномочия организации регламентируются в уставах и других учредительных актах соответствующих организаций, впоследствии уточняются и развиваются на основе их практики.

Источник

Сущность, принцип и виды международно-правовых средств разрешения международных споров

Сущность мирного урегулирования международных споров

В Уставе ООН закреплен принцип мирного разрешения международных споров, подтвержденный Декларацией о принципах международного права 1970 года. Он принуждает государства разрешать «свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость» (п. 3 ст. 2).

В 1982 году Декларация о мирном разрешении международных споров получила единодушное одобрение 37-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, которая признает решающей роль Совета Безопасности в мирном урегулировании споров (п. 1 разд. I). Она гласит, что именно переговоры служат тактичным и действенным способом улаживания споров (и. 10 разд. I).

Принцип мирного разрешения споров продолжил свое совершенствование в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этом Совещании была подписана Декларация принципов определяющая целостную связь данного принципа с принципом запрета на использование силы и угроз.

Данная декларация обязывает государства в кратчайшие сроки решать споры между собой и не применять различные акции, чтобы не усугубить конфликт.

Понятия спор и ситуация

«Спор» и «ситуация» — два разных тезиса. Для корректного разрешения конфликта между странами необходимо понимать, что ситуация (мировая) представляет собой неспокойное положение между двумя или более странами, а спор «произрастает» из сложившейся ситуации, например, по вопросу толкования или области применения интернационального договора.

Разногласия между странами не стоит спешить называть спором. В отличие от ситуации, в параметрах спора изначально присутствуют экспоненты, потому как его зарождение связано с одинаковыми взаимными претензиями стран в отношении предмета спора.

Ситуация же, в свою очередь, имеет более широкое значение. Ситуация может быть всегда, независимо от спора: до его появления, в момент и после его решения. Практическим значением этого разграничения является процесс их рассмотрения в Совете Безопасности. При рассмотрении ситуации сторона имеет право не воздерживаться от голосования, а при рассмотрении спора принимающая в нем участие сторона отказывается от выбора.

Средства решения международных споров

Международно-правовые средства разрешения международных споров — это всевозможные законные инструменты, методы для мирного решения конфликтов между странами, не прибегая к помощи армии.

Мирные способы урегулирования споров между странами можно подразделить на:

Государство независимо в праве выбора того или иного способа разрешения конфликта.

Одним из наиболее важных и эффективных средств мирного урегулирования межгосударственных споров принято считать именно переговоры.

Этот многогранный, радикальный и результативный метод по праву стоит на первом месте 33 ст. Устава ООН. Важность переговоров состоит в том, что, какой бы мирный способ не выбрало государство, избежать диалога не удастся. В момент проведения переговоров происходит обсуждение спорной ситуации, возникшей между странами. Стороны обозначают при этом процесс и выбор метода для решения конфликта.

Переговоры помогают спорящим сторонам получить более четкое представление о соображениях друг друга и встречных исках и, в результате, достигнуть решения, удовлетворяющее всех участников спора. Это можно считать их достоинством.

Переговоры можно разделить на следующие виды:

Процедуру начала, ведения и срока проведения переговоров нельзя назвать упорядоченной, поскольку в мировом законодательстве не существует порядка, регулирующего данный способ разрешения споров.

Одновременно с этим страны обязаны соблюдать ряд очевидных всеобщих взглядов:

Одной из вариаций переговоров признаются консультации, проходящие как на двусторонней основе, так и на многосторонней. Данные рекомендации необходимо проводить для определения коллективной точки зрения сторон по интересующим их проблемам, а также, касательно, межнациональных вопросов, которые представляют обоюдный интерес. Существуют специальные соглашения о таких консультациях (с Францией, Англией, Италией, Канадой и другими странами), включенные в договорно-правовую практику России. Специальная форма консультаций применяется с целью мирного разрешения межнациональных разногласий.

Бывают такие случаи, когда разногласия возникают между странами, не состоящими в официальных дипломатических отношениях. И, соответственно, возникает необходимость в обращении за помощью к третьим государствам. Такая помощь может быть оказана в виде посредничества или добрых услуг. То, что в принятии решения по спору участвует независимая третья сторона, и, не имеющая отношения к спорящим, является единым обстоятельством при урегулировании споров между странами посредством мирных действий.

Процесс добрых услуг и посредничество

Конвенция о мирном решении международных столкновений 1907 г. регулирует процесс добрых услуг и посредничества, поскольку между этими понятиями можно увидеть конкретные отличия. Различия характеризуются особенностью участия в решении конфликта третьего государства, его правовой позиции и последовательностью появления мирных способов.

Добрые услуги направлены на установление прямых контактов и начало непосредственных переговоров между спорящими сторонами. Добрые услуги могут быть оказаны третьей стороной в качестве, например, совета по своей воли, либо по просьбе одного или нескольких конфликтующих государств.

Сторона, предоставляющая «добрые услуги» не имеет права участвовать в переговорах и, никоим образом, влиять на ход событий. Несмотря на это, как предложение добрых услуг, так и отказ от них не должны вызывать враждебную, агрессивную реакцию.

Посредничество предполагает наивысшую роль участия третьего государства в разрешении споров. Отличие добрых услуг от посредничества заключается в:

Страны, решающие конфликт, ведут диалог с непосредственным участием третьей стороны, которая выдвигает свои определенные предложения как основу для урегулирования споров, в этом и состоит суть посредничества. Сам же посредник в данной ситуации представляется в качестве деятельного и независимого члена переговоров. Согласно ст. 4 Гаагской конвенции 1907 г. предназначением посредника является «согласование противоположных притязаний и успокоение чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре».

Посредник наделяется немалыми полномочиями для исполнения своих обязанностей с согласия спорящих государств, это также является отличительной чертой посредничества от добрых услуг.

Посредник – это миротворец, его задача не вершить суд, а найти взаимоприемлемое для обеих сторон решение, интенсивно влияя на развитие переговоров.

К наиболее важным показателям посредничества относятся участие в переговорах и предложение своих рекомендаций по сути спора. Помимо имеющихся прав у посредника есть и некоторые установленные обязанности:

Помощь в переговорах может быть оказана в виде рекомендаций, предложений, советов, информации не только по сути спора, но и методики его решения. Тем не менее, конечный вердикт по существу спора выносят участники прений.

Общеизвестные события 1966 г. произошедшие между Индией и Пакистаном стали поводом для оказания добрых услуг и посредничества нашей страной. По итогам встречи участников спора, с оказанием содействия СССР, была подписана Ташкентская декларация, которая предусматривала мероприятия по ликвидации последствий конфликта, урегулирование спора исключительно мирными способами, возврат войск на прежние позиции. Также, согласно декларации, следовало возобновить экономические и торговые отношения и не вовлекать друг друга в свои дела. В 1971 — 1972 гг. наше государство в очередной раз предоставило добрые услуги Индии и Пакистану, по итогам которых спорящие стороны подписали соглашения о прекращении вооруженных столкновений и нормализации взаимоотношений. Но Правительство СССР не только оказывало, но и принимало добрые услуги и посредничество Генерального секретаря ООП из-за кризиса в районе Карибского моря.

Следственные и согласительные комиссии

Зачастую, для разрешения споров у государств возникает необходимость в создании следственных или согласительных комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН «обследование», «примирение»). Задачей следственной комиссии является определение фактов, относящихся к спору. Согласительные комиссии ко всему прочему вносят предложения с целью разрешить конфликт, но не принимают решений по существу. Это прерогатива самих спорящих сторон, которые, основываются на заключениях данных комиссий.

Порядок создания и функционирования следственных и согласительных комиссий регламентируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 г. Подписывается специальное соглашение между спорящими сторонами, на основании которого создаются эти самые комиссии, в большинстве случаев состоящие из граждан спорящих сторон с участием избранных лиц государств, не принимающих участие в споре.

Решение комиссий по сути спора определяется посредством голосования в присутствии всего состава комиссии, и они носят рекомендательный характер для спорящих сторон.

В практике международных отношений имеет место первый в мировой истории опыт создания и обращения к следственным и согласительным комиссиям. В 1905 году, по настоянию Великобритании, была создана следственная комиссия, которая расследовала военный инцидент у Доггер-банки, когда российская эскадра открыла огонь по британским рыболовецким судам, посчитав, что это были японские миноносцы. Комиссия была на стороне России, однако же основные выводы оказались не в ее пользу, и Россия согласилась компенсировать урон, причиненный британским рыбакам.

В практике ведения внешней политики Российским государством появился новый вид согласительных комиссий — институт пограничных представителей для урегулирования пограничных происшествий и конфликтов. Этот институт по своей сути является уникальной формой регулярной согласительной процедуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *