что такое спо и во в институте
Плюсы СПО или как учиться и зарабатывать с 1 курса. Поступать в вуз или на СПО?
Все еще существует «поверье», что высшее образование – это панацея от всех бед в жизни, что, получив его ты сразу получаешь билет в жизнь, а колледж или ПТУ – это для людей низшего сорта.
В этой статье мы попытаемся развенчать этот миф и расскажем вам о том, что же такое среднее профессиональное образование (СПО) и почему оно не хуже, а местами и лучше, высшего.
Что такое СПО?
Среднее профессиональное образование (СПО) – это промежуточный (средний) уровень обучения профессии между школой и вузом. На СПО представлены как специальности, которые имеют продолжение в вузах, так и уникальные профессии, обучение которым не требует получения диплома университета.
Проще говоря на СПО обучают профессиям среднего звена: сантехник, электрик, парикмахер, продавец, строительные (каменщик, плиточник, маляр) и заводские (оператор ЧПУ, станочник) специальности и прочее. Не смотря на их востребованность их работы для каждого, очередь на обучение этим профессиям возле колледжей не выстраивается, ведь у этих подобных специальностей репутация низкопробной, неумной работы.
Отчасти в этом виновата низкая оплата труда, но зарплата, того же сантехника, по России, начинается от приемлемых 20 000 рублей и достигает 40 000 – 45 000 рублей, а, в зависимости от квалификации мастера, иногда и больше.
Почему стоит пойти учиться на СПО?
У обучения в колледже или техникуме есть ряд сильных преимуществ перед получением «вышки»: стипендия, а затем и оплачиваемая практика, общежитие, короткий срок обучения и почти 100%-е трудоустройство после. Расскажем о каждом из них подробнее, но начнем с главного:
На СПО проще поступить
Поступить на СПО можно как после 9-го, так и после 11-го класса по результатам вашего школьного аттестата. Если вы поступаете после 9-го класса, то вы в усеченном виде получите те же знания, что дадут вам за это время в школе. Усеченные они лишь потому, что в целом все ваше обучение будет направлено на скорейшее получение практических профессиональных навыков.
Вступительные испытания в средние специальные учебные заведения (ссузы) зачастую проводятся самим техникумом и только по тем специальностям, для которых требуется наличие определенных творческих способностей или психологических свойств личности, а также в случае, если количество желающих поступить превышает количество бюджетных мест.
Конкретные критерии отбора и правила приема устанавливаются каждым ссузом самостоятельно, поэтому уточняйте особенности на сайте учебного заведения.
На СПО учатся меньше
У СПО более короткие и насыщенные программы обучения. Как уже было сказано, все СПО направлено на создание готового к работе специалиста, необходимого еще вчера. Поступая после
9-го класса, вы проучитесь примерно 2-3 года, а после 11-го около 1-2 лет, в зависимости от выбранной учебной программы.
Стипендия СПО
Ссуз обычное учебное заведение и сразу назначает всем поступившим на бюджет стипендию, поскольку там больше практических дисциплин, сохранить стипендию на протяжении всего срока обучения немного проще чем в вузе.
На СПО практика с первого курса
Поскольку учебные программы реализуются здесь за короткий срок – студентов сразу окунают в рабочую атмосферу. Они с первого курса проходят летнюю практику на производстве, но и некоторые занятия среди года проводятся сразу на рабочем месте.
Зачастую летняя практика оформляется как временное трудоустройство и оплачивается. Многие студенты во время летней практики находят постоянное место работы.
Общежитие СПО
Если у вас проблемы с жильем, то ваш колледж, при наличии у него жилищного фонда, поможет вам с проживанием. У некоторых техникумов есть свои общежития, некоторые делят их с некрупными вузами.
Если колледж принадлежит вузу, то жилищный фонд у них может быть общим и тогда придется конкурировать за место.
СПО помогает получить высшее образование
Продолжить обучение и получить более высокую квалификацию можно и в самом ссузе, также можно пойти дальше и поступить на продолжение своей специальности в вуз.
Диплом ссуза может заменить вам вступительные экзамены, особенно, если этот ссуз является частью крупного вуза.
Среди прочего обучение на СПО дает такую же отсрочку от армии, как и обучение на вузовской специальности. Также важно то, что, обучаясь на СПО вы не потеряете много времени на неинтересную профессию – внутри ссузов тоже есть правила перевода с факультета на факультет, а в некоторых случаях и совмещение, так что есть возможность «урвать» сразу две профессии за короткий срок.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.
Вуз или техникум: куда поступать, чтобы удачно трудоустроиться и хорошо зарабатывать?
Привет, Хабр! Прошлым летом мы опубликовали статью о результатах мониторинга трудоустройства выпускников вузов. Проект получил активную поддержку от вузов и всех заинтересованных сторон, благодаря чему за прошедший год был проведен ряд улучшений.
Во-первых, были собраны и обработаны данные о выпускниках вузов 2014 и 2015 годов. Данные за 2015 год были обработаны и опубликованы буквально несколько дней назад (возможно, кто-то из читателей заметил недавние публикации в СМИ на эту тему). Так что теперь можно анализировать результаты мониторинга сразу за три года, прослеживая динамику показателей. Но об этом мы расскажем подробнее в следующей статье.
Во-вторых, были собраны, обработаны и опубликованы на портале spo.graduate.edu.ru данные о выпускниках среднего профессионального образования 2013 и 2014 годов выпуска. Для тех, кто не очень разбирается в официальных терминах, – это выпускники «колледжей», «техникумов» и т.п. Вот о результатах этого мониторинга, а также об их сравнении с результатами мониторинга вузов мы и поговорим в данной статье.
Мы старались как можно подробнее рассказать о проекте, поэтому статья получилась довольно объемной и поэтому разделена на несколько частей. В первой мы вкратце поговорим о том, что такое среднее профессиональное образование и что следует ожидать от него. Во второй речь пойдет о результатах мониторинга. Отдельный важный раздел посвящен попытке сравнить результаты выпускников среднего профессионального образования с результатами выпускников вузов. Иными словами, попытаемся хотя бы частично ответить на извечный вопрос «Так ли важно высшее образование?», но с объективной, новой точки зрения, опираясь на сухие цифры.
Если лень читать теорию и прочие пояснения, то можно перейти сразу к самому интересному — результатам, но настоятельно рекомендуем ознакомиться хотя бы с методикой исследования.
Теоретическая часть
Что такое СПО?
Для начала разберемся с терминами, чтобы верно понимать друг друга. Что вообще такое среднее профессиональное образование? Как следует из названия, это, прежде всего, профессиональное образование.
Ведущей задачей данного уровня образования является обучение учащихся за максимально короткий срок ключевым навыкам и знаниям, которых будет достаточно для начала трудовой деятельности. На некоторые специальности можно поступить уже после 9-го класса. Таких выпускников сейчас часто называют «рабочие кадры» или «синие воротнички», т.е. люди, которые работают руками на заводах, складах, в парикмахерских, магазинах и т.д.
Иногда считается, что СПО больше направлено только на получение рабочих или не требующих глубоких знаний специальностей. Однако это не совсем так. Многие, хотя и далеко не все, специальности, которым можно обучиться по программам высшего образования, доступны и в СПО. Конечно, учебные программы и интенсивность подготовки при этом будут отличаться. Следует заметить, что многие вузы также могут обучать по программам среднего профессионально образования.
Здесь и далее под специальностью мы будем понимать «укрупненную группу специальностей и направлений подготовки». Подробнее можно посмотреть в справочниках ФГОС 3+:
Для простоты изложения далее по тексту мы будем называть всех выпускников, получивших среднее профессиональное образование, «выпускниками СПО» или «выпускниками техникумов», а получивших высшее образование, – «выпускниками ВО» или «выпускниками вузов». Хотя формально это и не совсем верно, зато сразу всем понятно.
Стереотипы, особенности, ожидания
Среднее профессиональное образование, как правило, считается менее престижным, чем высшее. Соответственно, считается, что и зарплаты, и трудоустройство у выпускников СПО хуже, чем у получивших высшее образование. Однако, в какой-то момент, начало становиться популярным мнение о возрастающей ценности на рынке труда кадров рабочих специальностей. Речь идет, конечно, о высококвалифицированных профессиях, например, оператор станка с ЧПУ. И, если верить официальным заявлениям, популярность СПО в последние годы действительно растет, в том числе за счет таких проектов, как Worldskills.
Беглый анализ положения дел на рынке труда показывает, что верен скорее первый из стереотипов. Для этого воспользуемся всем известным порталом hh.ru и отберём вакансии, в которых требуется «среднее специальное» или «среднее профессиональное» образование. А затем сравним с теми, где нужно «высшее образование». Рисунок ниже подтверждает, что в основном специалисты с высшим образованием «стоят» дороже:
Рисунок 1. (Данные на 04.07.2017 по региону Россия)
Если посчитать средние предлагаемые зарплаты, то за специалиста с ВО предлагают суммы приблизительно в
Это очень грубая оценка рынка труда. Хотя бы потому что кроме hh есть порталы, специализирующиеся на вакансиях именно для людей с СПО, и там ситуация может отличаться.
При этом нельзя забывать, что у многих специальностей СПО тоже есть «фриланс». Например, всем знакомый пример сантехника, берущего деньги за работу себе в карман, или бригады рабочих, делающих ремонт без оформления договора. Оценить эти доходы и их долю с помощью официальных данных, к сожалению, невозможно.
География обучения
Очевидно, что и средняя заработная плата, и доля трудоустройства сильно зависят от региона. Для начала посмотрим на различия в географическом распределении выпускников. Равномерно ли распределяется популярность ВО и СПО по регионам России? Как оценить, какое образование «преобладает» в регионе? Построим зависимость доли выпускников СПО и ВО от общей численности населения. Учитывая, что не все регионы одинаково хорошо заполнили данные для мониторинга, будем использовать данные официальной статистики министерства (данные взяты за 2014 год, для 2013 года ситуация примерно такая же), а не данные мониторинга.
Рисунок 2
Красным отмечены подписанные регионы. Это регионы, где «перекос» в сторону того или иного образования составляет 2 и более раза. Конечно, в глаза бросаются две наши столицы – это два крупных города, имеющих явный перекос в сторону «вышки».
Теперь посмотрим немного с другого ракурса: рассчитаем долю выпускников, обучавшихся в конкретном регионе, от общего выпуска по соответствующему уровню образования:
Рисунок 3
Большинство точек расположились вдоль прямой, наклоненной примерно под 45 градусов к оси абсцисс — то есть в большинстве городов «вклад в производство» выпускников по программам ВО и СПО примерно одинаков. Но, как и следовало ожидать, Питер и Москва снова выделяются на общем фоне сильным численным перевесом в сторону высшего образования. Однако не стоит упускать из виду, что и по абсолютному числу выпускников СПО эти регионы в лидерах.
Значит, фактор географии следует обязательно учитывать при сравнении показателей ВО и СПО: ведь в Москве и Петербурге ситуация на рынке труда лучше, чем в большинстве регионов. Таким образом, значительной части выпускников вузов будет легче трудоустроиться благодаря «хорошему» расположению их образовательных организаций. В отличие от их коллег из техникумов.
Методика мониторинга
1) Данные, представленные на портале, имеют множество разрезов. Их анализ можно производить различными способами и методами. Мы всячески приветствуем всех, кто хочет выполнить самостоятельный анализ наших данных. Все они бесплатно доступны на graduate.edu.ru для скачивания в различных форматах (требуется регистрация).
Ниже приведен лишь один из вариантов такого анализа, позволяющий в первом приближении оценить результаты, а также сравнить показатели мониторингов СПО и ВО. Целью данной статьи являлся не глубокий научный анализ данных, а краткое знакомство читателей с проектом, его результатами и примерами возможного анализа.
2) Для тех, кто нечасто имеет дело со статистикой. В общем случае, когда речь идет о статистических закономерностях, мы не можем говорить о том, что является причиной, а что — следствием. Хорошие доходы и относительная легкость в трудоустройстве выпускников престижного вуза NN не доказывает исключительную заслугу вуза в этом. Поскольку в престижные вузы поступает множество талантливых и способных учеников, вполне вероятно, что они достигли бы таких же или еще больших высот, обучаясь в другом вузе. Ответ на такие вопросы – тема отдельного большого исследования.
Тем, кто не читал нашу первую статью по этой теме, рекомендуем с ней ознакомиться. Если не с результатами, то хотя бы с методикой мониторинга. Это поможет избежать лишних вопросов.
Если читать лень, то ниже краткое содержание методики:
1) Проект был запущен в позапрошлом году совместно с несколькими министерствами и ведомствами.
2) Данные о выпускниках (специальность, дата рождения, год выпуска и т.д.) заполняют сами образовательные организации в ФИС ФРДО.
3) Затем проверенные и корректные данные передаются в Пенсионный фонд (за исключением продолживших обучение на следующем уровне образования и иностранцев), который возвращает информацию о том, кто какую зарплату получает и в каком регионе работает. Таким образом, учитывается только «белая зарплата».
P.S. Если вы знаете, как достоверно без опросов и блэк-джека узнать «черную зарплату», приглашаем вас со своими идеями в комментарии, ФНС будет очень рада такому проекту, а мы будем рады его реализовать. 😉
В ходе выполнения проекта по СПО мы получили данные о выпускниках 2013 года выпуска и «отследили» их трудоустройство в 2013, 2014 и 2015 годах. То же самое было сделано с выпускниками 2014 года выпуска для 2014 и 2015 годов трудоустройства соответственно. Для простоты в дальнейшем мы будем заменять фразу «выпускники 20хх года выпуска в 20уу году трудоустройства» на «20хх-20уу». Например, «2013-2013», «2013-2015».
К сожалению, не все организации реализующие программы СПО внесли сведения в ФИС ФРДО. В отличие от мониторинга трудоустройства по «вышке», где данные были поданы примерно по 99% выпускников, в ходе этого проекта удалось получить данные лишь по
2/3 выпускников. Это вносит некоторые искажения в результаты, но не мешает оценить картину в целом (мы проводили ряд статистических проверок, которые показали, что средняя доля трудоустройства не зависит от объема выпуска). Будем надеяться, что в следующий раз образовательные организации подойдут к вопросу подачи данных более ответственно.
В каких разрезах может быть проведен анализ? Сбор данных с образовательных организаций — непростое и небыстрое дело. Поэтому если для вузов нам удалось ввести дополнительные разрезы собираемых данных для выпускников 2014 года, то для СПО их нет. О чем идет речь, станет понятно из следующей таблицы:
Таблица 1. Разрезы данных.
Основные результаты
Наконец, перейдем непосредственно к полученным цифрам. Посмотрим на сводную таблицу результатов мониторинга по России в целом:
Таблица 2. Общие результаты мониторинга СПО
Таблица дает представление о порядке цифр. Те, кто помнят предыдущую статью, сразу обратят внимание на относительно невысокую долю трудоустройства и на уровень заработной платы, который оказался ниже среднего уровня по стране (напомню, что у выпускников вузов зарплата примерно равняется средней по России).
Но нам интересно не только само по себе СПО, но и его сравнение с «вышкой». Для этого посмотрим на графики, позволяющие сравнить два этих вида образования по России в целом (для выпускников «вышки» данных по трудоустройству в год выпуска нет):
Рисунок 4. Здесь и далее приведены данные по всем выпускникам, кроме продолживших обучение (если не указано иное).
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Из рисунков можно сделать несколько выводов:
1) Чем больше лет прошло с момента выпуска, тем больше доля трудоустройства и зарплата. Кстати, обратите внимание, что у СПО более высокий рост доли трудоустройства со временем. Есть гипотеза, что это связано с большим числом выпускников, уходящих в армию после выпуска. Но в этой статье мы не будем на ней останавливаться. К тому же, как уже говорилось выше, анализ динамики показателей по годам – тема нашей следующей статьи.
2) У выпускников высшего образования выше как заработная плата, так и доля трудоустройства. Результат вполне ожидаемый, причем разрыв в зарплате почти в 1,5 раза, это даже больше «хэдхантеровского».
3) Выпускники СПО младше, чем выпускники ВО примерно на 4 года. Сам средний возраст довольно высокий: 22,5 и 26,5 лет соответственно. Это не должно смущать: во-первых, не все получают образование сразу после школы, а во-вторых, среди выпускников вузов много получающих на второе высшее.
Вот и все, казалось бы. На графиках выше уже приведено сравнение двух уровней образования. Получили вполне конкретный результат – выпускники вузов лучше трудоустраиваются, получают более высокую зарплату. Но сильная разница в возрасте выпускников, различия между специальностями, а также наши географические изыскания в самом начале статьи говорят, что это была лишь средняя температура по больнице, и сравнивать СПО и ВО вот так вот напрямую — нельзя. Что ж, попробуем рассмотреть вопрос чуть детальнее.
Детальное сравнение ВО и СПО
Перейдем к главному – детальному сравнению двух уровней образования. Сравнение «в лоб» не работает, как мы видели выше. Значит необходимо отобрать те сегменты выпускников ВО и СПО, которые мы можем корректно сравнить между собой.
В следующем разделе будет описана методика сравнения, самые нетерпеливые могут его пропустить и перейти сразу к результатам.
Подготовка данных
Сравнивая выпускников ВО и СПО, мы сравниваем людей, не просто получивших разное образование, но и имеющих разные социально-демографические характеристики:
1) Высокие показатели «вышки» могут быть во многом обусловлены доминированием этого вида образования в Москве и Питере – городах с хорошей (относительно других регионов) ситуацией на рынке труда, где больше возможности и выше зарплаты. Значит, необходимо корректировать расчеты с учетом региона трудоустройства выпускника. Эту особенность мы учтем в нашей метрике, используемой для сравнения (см. ниже).
2) Среди выпускников вузов много получавших второе высшее образование, а также тех, кто обучается заочно или «на вечерке». Обе эти группы имеют очевидное преимущество, так как на момент выпуска из вуза они уже, скорее всего, имеют опыт работы, то есть начинают карьеру не «с нуля». Значит, надо убрать из выборки всех получающих не первое высшее.
3) Среди выпускников вузов встречаются иностранцы, результаты трудоустройства которых редко оказывают положительную динамику на средние показатели. Значит, надо убрать из выборки всех иностранцев.
Таким образом, нам необходимо отобрать выпускников, удовлетворяющих следующим условиям: граждане РФ, очники, получавшие образование впервые. Это позволит несколько выровнять социально-демографические характеристики в обеих выборках.
Как видно из Таблицы 1, все эти данные (гражданство, получение второго высшего, форма обучения) у нас есть для выпускников ВО 2014 года, но нет для выпускников СПО. Впрочем, это не критично ввиду следующих особенностей:
• в отличие от студентов «вышки», из всех получающих СПО по данным официальной статистики только около 16% обучаются не на очной форме обучения;
• получение второго среднего профессионального образования гораздо более редкая ситуация, чем получение второго высшего;
• число иностранных студентов в системе СПО и вовсе колеблется в районе погрешности.
Следовательно, можно допустить, что выпускники СПО удовлетворяют этому отбору по умолчанию и в полном объеме, а из выпускников вузов отберем только тех, кто подходит под описанные выше условия. И далее, если не указано иное, мы будем подразумевать под «выпускниками ВО» именно «отфильтрованных» выпускников.
Посмотрим, дал ли такой отбор нужный нам эффект (напомню, что такая фильтрация стала возможна, начиная лишь с 2014 года выпуска):
Рисунок 7.
Из графика возрастов видно, что мы сравниваем уже гораздо более близкие друг к другу категории граждан. Но, несмотря на то, что средние возраста выборок теперь более близки друг к другу, этого недостаточно. Во-первых, разница все еще больше года, что достаточно много, а, во-вторых, внутри выборки все равно могут встречаться сильно различающиеся по возрасту выпускники.
Значит, нам нужно поискать такие случаи, когда оба выпускника и ВО, и СПО закончат обучение в примерно одинаковом возрасте. За продолжительность обучения в основном отвечает квалификация специалиста (бакалавр, магистр, специалист среднего звена и т.д.).
На длительность обучения также влияет и специальность выпускника. Кроме того, кажется очевидным, что сравнивать надо выпускников, работающих примерно в одинаковых областях (странно сравнивать повара с медицинским работником, даже если они закончили обучение в абсолютно одинаковом возрасте).
Подводя итог, мы будем сравнивать выпускников одинаковых специальностей, возраст которых в момент выпуска примерно одинаков: они потратили на обучение одно и то же количество времени и начинают карьеру условно «с чистого листа». То есть необходимо найти такие сочетания специальностей и квалификаций, для которых возраст выпускников отличался бы несильно (за допустимое примем расхождение в 1 год). Получается своеобразный INNER JOIN выпускников ВО и СПО по условию равенства специальности и возраста окончания обучения.
Чтобы исключить выбросы, уберем из сравнения пары «специальность-квалификация», по которым выпускников в одном из уровней образования было менее сотни. Тогда в сравнении будет участвовать 54 пары.
Метрика сравнения
Как мы помним из прошлой статьи, у нас есть два основных показателя трудоустройства – средняя заработная плата и доля трудоустройства. Для объективного сравнения было бы неплохо учитывать их оба. При этом заработную плату необходимо учитывать как скорректированную на уровень средней заработной платы региона, в котором трудоустроился выпускник. Дело здесь не только в высоких зарплатах жителей столичных мегаполисов, но и, например, в высоких средних зарплатах северных регионов. Выпускник, получающий 50 тысяч в Ростове и на Камчатке, – это две большие разницы.
Таким образом, оценка трудоустройства будет считаться для каждой пары «специальность-квалификация» по формуле:
где:
• – зарплата выпускников по этой специальности и квалификации в i-ом регионе трудоустройства;
• n – число регионов, в которых трудоустроились выпускники данной специальности и квалификации;
• ДТ – доля трудоустройства для этой специальности и квалификации в целом по России.
• Ср. ЗП – соответствующие средние заработные платы за 2015 год по регионам и в целом по России (по данным Росстата).
Простыми словами: мы корректируем зарплату выпускников по каждой специальности и квалификации на уровень зарплат в регионе, в котором они трудоустроились, и на долю трудоустройства выпускников этой специальности.
Результаты сравнения
Наконец, результаты сравнения: в целом, распределение оценок трудоустройства, как и ожидалось, в пользу высшего образования. Для начала посмотрим на их распределение:
Рисунок 9.
Но судя по графику, преимущество ВО нельзя назвать разгромным. Поэтому посмотрим данные таблицы для лучшего понимания ситуации:
Таблица 3. Для экономии места в пост мы вывели только лучшие и худшие строки.
Полная версия таблицы доступна по ссылке. Таблица сгруппирована так, чтобы можно было удобно сравнить результаты по специальностям. Интерактивная версия таблицы в первом комментарии.
Можно обратить внимание, что в некоторых случаях возраст у выпускников базового уровня подготовки выше, чем у выпускников повышенного уровня. Скорее всего, это связано с особенностями длительности обучения на конкретных направлениях подготовки в рамках соответствующих УГСН.
Как и ожидалось, для большинства (но не для всех) специальностей более высокую оценку получили выпускники ВО. В семи случаях «победили» представители СПО, а еще в семи преимущество «вышки» довольно мало (до 2 тыс. руб.). Таким образом, можно говорить, что существуют такие специальности, получение среднего профессионального образования по которым в общем случае не менее «выгодно», чем получение высшего.
Естественно, речь идет только о сравнении в рамках существующих показателей. Конечно же, в каждом конкретном случае необходимо разбираться индивидуально. Первая (как и любая другая) строчка таблицы не должна восприниматься студентами-ядерщиками как доказательство неверности выбора уровня образования :). Также необходимо помнить, что равенство специальностей между двумя уровнями образования означает лишь общую сферу деятельности, но не абсолютную идентичность полученных профессий.
Сравнение выпускников одного вуза
Мы не могли не включить в статью своеобразный «бонус-трек» — анализ вузов, обучающих по одной и той же УГСН как по программам ВО, так и по программам СПО. Вдруг бывает такое, что выпускники СПО трудоустраиваются лучше, чем их сверстники из буквально соседней аудитории?
Пойдем проторенной дорогой и найдем такие случаи, когда возраст выпускников обоих уровней образования примерно одинаков. Только в этот раз вместо разреза квалификации мы будем использовать сам вуз. Кроме того, теперь нет необходимости учитывать регион трудоустройства, поэтому ограничимся долей трудоустройства и средней заработной платой. Также мы исключим слишком маленькие выпуски (деление по парам «специальность-вуз» получается более мелким, чем по парам «специальность-квалификация», поэтому за пороговое значение берем не 100 человек, а 30). На всякий случай, хочется предупредить абитуриентов и их родителей, что эти результаты уж тем более не стоит воспринимать как единственно верное руководство к действию при выборе «вуз или колледж?».
По традиции, сначала распределения, которые вновь идут в пользу ВО, и вновь преимущество не кажется критичным:
Рисунок 10. Распределение доли трудоустройства у выпускников вузов, обучающих как по программам ВО, так и по программам СПО.
Рисунок 10. Распределение средней з/п у выпускников вузов, обучающих как по программам ВО, так и по программам СПО.
А вот и сам список таких вузов:
Таблица 4.
Полная версия таблицы доступна по ссылке.
Ситуация похожа на ту, которая была и при сравнении пар «специальность-квалификация». Общая «победа» снова за ВО. Однако то, что некоторым специальностям СПО удалось обойти ВО как по доле трудоустройства, так и по средней заработной плате, кажется очень занимательным фактом. Надеюсь, данная таблица не демотивирует будущих специалистов по сельскому хозяйству из КГТУ 🙂
Выводы
Мы кратко ознакомили вас с результатами мониторинга трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального образования и провели небольшое сравнение с результатами аналогичного мониторинга по «вышке». Не устаем напоминать, что это лишь одна из возможных методик сравнения, и приветствуем всех, кто решил воспользоваться нашими данными для самостоятельного анализа (напомним еще раз адрес нашего портала – graduate.edu.ru).
Одно можно сказать точно, несмотря на все допущения: СПО проигрывает ВО, но не «всухую». Нельзя забывать и о «черных», и о «серых» зарплатах. Вполне вероятно, что у выпускников СПО их роль в формировании дохода значительно выше, что может сократить преимущество ВО.
К сожалению, пока что нам приходится игнорировать в наших сравнениях один из важнейших факторов – динамику изменения показателей трудоустройства. Например, быстрый рост заработной платы может вполне компенсировать ее низкий первоначальный уровень.
Будем надеяться, что проект мониторинга продолжится и будет развиваться в последующие годы, что позволит отслеживать и динамику, и большее число разрезов. Спасибо за внимание!