что такое списание тмц
Методика учета товарно-материальных ценностей (нюансы)
Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете
Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?
В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно использовалось в терминологии действовавшего до 2021 года ПБУ 5/01, которое собственно и называлось «Учет материально-производственных запасов». С 2021 года ПБУ 5/01 отменено, а ему на смену пришел ФСБУ 5/2019, в названии которого также фигурирует слово «запасы». Если быть точнее, стандарт именно так и называется.
О том, что новый бухстандарт изменил в учете МПЗ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019, в состав запасов входят:
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.
Таким образом, понятия МПЗ и ТМЦ обозначают одни и те же классы активов и являются тождественными.
Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ
Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике.
Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен.
От выбора варианта учета будут зависеть бухсчета, на которых должен вестись учет поступления и наличия МПЗ в организации: 10, 15, 16. Подробнее об использовании этих счетов читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.
Все способы подробно разобраны в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?».
Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.
Подробно о методах списания материалов, которые применимы и к остальным МПЗ, читайте в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».
Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам.
Как правильно учитывать материальные расходы в налоговом учете при расчете налога на прибыль, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный досуп к системе.
Бухгалтерский учет ТМЦ на примере
Продали партию из 6 шт. на сумму 42 000 руб. (в т.ч. НДС 7 000 руб.)
Также фирма закупила партию штор, готовых к продаже, в количестве 30 шт. на сумму 90 000 руб. (в т.ч. НДС 15 000 руб.).
Продали 4 шт. на сумму 16 500 руб. (в т.ч. НДС 2 750 руб.)
О специфике бухучета ТМЦ в торговле читайте здесь.
Регламент учета материальных ценностей на предприятии
Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:
Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.
Итоги
Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.
Как проводится учет товарно-материальных ценностей
Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится на основании первичных документов (статья 9 ФЗ №129 от 21.11.1996 года). Он должен соответствовать всем нормативным актам. Существуют правила учета, утвержденные различными Методическим указаниями и Постановлениями.
Что представляют собой ТМЦ в бухучете?
ТМЦ – это статистический показатель. В его состав могут входить:
Бухгалтер обязан отражать все хозяйственные операции с ТМЦ: поступление, передвижение внутри предприятия, списание.
Методы учета ТМЦ
Методы учета прописаны в Методических указаниях №119.
Сортовой метод
Учет выполняется при помощи карточек сортового типа. В них фиксируется наличие объектов, а также их движение. В пунктах под номерами 136-140 Методических указаний описаны особенности метода. Учет может вестись следующими способами:
Сортовой метод используется тогда, когда хранение ТМЦ осуществляется по названию и сорту. При этом не проводится учет времени поставки ценностей, их стоимости. На каждую из номенклатур заводится отдельная карта складского учета. Отличается одна номенклатура от другой по следующим показателям:
Карточки будут актуальными в течение всего года. В них должна быть изложена вся информация о принятом объекте. Их требуется зарегистрировать в соответствующем реестре. После этого в карточках проставляются индивидуальные номера. Регистрацией обязаны заниматься сотрудники бухгалтерского отдела. Если весь лист карточки заполнен, открываются новые листы. Их обязательно требуется пронумеровать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все записи, вносимые в карточки, должны подтверждаться первичной документацией.
Плюсы и минусы сортового метода
Сортовой метод отличается следующими преимуществами:
Однако есть и существенные недостатки – сложности в классификации товаров одного сорта по разной стоимости.
Вопрос: Как отражается в учете хранителя оказание услуг по договору складского хранения, в том числе получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на ответственное хранение и их возврат по окончании срока договора?
Посмотреть ответ
Партионный метод
Партионный метод предполагает порядок учета, аналогичный сортовому методу. Отличие заключается в том, что раздельно регистрируется каждая партия ТМЦ. О партионнном методе написано в пункте 242 Указаний. Он используется и на складе, и в бухгалтерском отделе. Предполагает отдельное хранение каждой партии. На каждую из партий должен быть соответствующий транспортный документ.
ВАЖНО! Продукция, которая перевозилась одним транспортом, товары с одним названием и одновременным поступлением от единственного поставщика – все это можно считать единой партией.
Партию нужно зарегистрировать в журнале поступления ТМЦ. Ей присваивается индивидуальный регистрационный номер. Он используется для проставления отметок в расходной документации. Регистрационный номер ставится рядом с названиями ТМЦ. Необходимо открыть две партионные карты. Одна будет использоваться в складском отделении, другая – в бухгалтерском. Форма карточки определяется типом продукции.
Плюсы и минусы партионного метода
Методика отличается следующими преимуществами:
Выбор конкретного метода будет зависеть от приоритетов предприятия, размеров складского помещения.
Учет ТМЦ
Учет производится на основании первичной документации, составленной по унифицированной форме.
Поступление
Оформление будет зависеть от следующих факторов:
При приемке составляется акт. Оформить его нужно по форме №ТОРГ-1. Сотрудники при поступлении ТМЦ должны действовать в соответствии со следующим алгоритмом:
Регламент должен быть зафиксирован во внутренних актах предприятия.
Проводки при поступлении
При поступлении ТМЦ от поставщика будут использоваться следующие проводки:
ТМЦ могут поступать не только от поставщиков, но и от учредителей и прочих лиц. В этом случае открывается соответствующий субсчет счета 10. Проводки будут следующими:
Если ТМЦ поступили для перепродажи, следует использовать счет 41.
Внутренние передвижения ТМЦ
Под внутренними передвижениями товарно-материальных ценностей нужно понимать их перемещение в границах предприятия. К примеру, отпуск сырья со склада в производственный цех. Как правило, при внутренних перемещениях оформляется накладная. Она актуальна в следующих случаях:
Накладная составляется, согласно Постановлению №71а, по форме №М-11.
Списание
Списание ТМЦ – необходимая процедура, обеспечивающая соответствие фактического количества ценностей с зафиксированным в бухгалтерских документах. Для оформления составляется акт о списании. Ценности, указанные в нем, не подлежат дальнейшему применению. Документ утверждается руководителем. В акте нужно указать всю информацию об объекте списания: вес, номер, причину выбытия.
Задача бухгалтера – отражение стоимости списываемых ценностей. Определяться она может следующими методами:
ВАЖНО! Если списание производится в связи с тем, что ценность морально устарела, то акт не составляется.
Проводки при списании
При списании могут использоваться следующие проводки:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При выбытии с балансового счета списывается и стоимость ценности, и амортизационные начисления по ней.
Пример списания
При списании оргтехники в бухучете появляется следующая запись:
Учет по выбытию ведется в специальном журнале.
Списание товарно-материальных ценностей
Автор: Кирилл Юрьевич Обновлено: 21 мая 2019
В каждой организации, работающей с товарно-материальными ценностями (далее ТМЦ) наступает момент, когда их необходимо списать. Причин этому может быть множество — истечение срока годности, поломки, выход из строя, потеря качества, порча товаров.
Списываются ТМЦ согласно инструкции, разработанной организацией. Все материально ответственные лица, работающие с такими ценностями, должны письменно подтвердить то, что они ознакомлены с ней.
Зачем списывать ТМЦ?
Списание ТМЦ необходимо для того чтобы их реальное количество соответствовало данным бух. учета, а также с целью избежать злоупотребления должностных ли, работающих с этими ценностями.
Как списать ТМЦ?
Выбытие товарно-материальных ценностей оформляется актом о списании. Его составление свидетельствуют о том, что материалы и (или) другие ценности не подлежат дальнейшей эксплуатации.
Списание ТМЦ должно проводиться в присутствии специально созданной комиссии, однако на деле такая возможность редко бывает. В особых случаях необходимо присутствие сотрудника органов санэпидемстанции.
Акт утверждается руководителем организации. Он же определяет источник за счет которого списывается товар. Это может быть себестоимость, материально ответственное лицо, прибыль и т.д.
В Акте на списание должна быть указана информация о товаре — наименование, единица измерения, количество, масса, цена, артикул, причина списания. Подписывается документ всеми сотрудниками входящими в комиссию и материально ответственным лицом. Проставляется дата и место списания.
Необходимо убедится в том, что для списания были предоставлены запрашиваемые материальные ценности. В зависимости от партии цена на одни и те же товары и материалы может отличаться на 10-20%. В случае ошибки может произойти искажение данных бухгалтерского и налогового учета.
Акт составляют в 3 экземплярах — один сдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица, а третий в документы организации.
Способы оценки ТМЦ
Задача бухгалтера при списании ТМЦ правильно отразить стоимость выбываемых ценностей.
Для этого существуют несколько способов:
Списываются ТМЦ следующими проводками:
Как видите списание товарно-материальных ценностей не такой уж сложный процесс.
Если вы делаете это по правилам — внимательно и аккуратно, то выбытие материалов и прочих ценностей не будет для вас проблемой.
Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)
Методы списания производственных материалов в бухучете
С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н), ПБУ 5/01 утратило силу.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроиться на новый порядок вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
П. 36 ФСБУ 5/2019 (до 01.01.2021 — п. 16 ПБУ 5/01) допускает 3 варианта списания МПЗ:
Выбранный фирмой метод списания необходимо закрепить в учетной политике и применять последовательно от периода к периоду. В течение года сменить применяемый метод можно только в одном случае: если данный способ отменен законодательно.
Выбор метода списания материально производственных запасов — важный организационно-учетный момент, поскольку стоимость МПЗ формирует себестоимость готовой продукции и в конечном счете влияет на величину исчисленной по нормам бухучета прибыли.
Каждый из способов имеет свои особенности:
Смотрите примеры расчета средней себестоимости и расчета себестоимости способом ФИФО в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Фирмы, применяющие автоматизированные учетные системы, по избранному методу учета формируют алгоритмы, с помощью которых автоматизируется процесс списания материалов.
У микропредпиятий, применяющих упрощенные способы учета и отчетности, есть возможность списывать МПЗ единовременно в полной сумме, а не постепенно по мере использования (п. 2 ФСБУ 5/2019, до 01.01.2021 — п. 13.2 ПБУ 5/01).
Пример упрощенного учета затрат на приобретение запасов микропредприятием можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.
По любому вопросу, возникающему у вас в ходе ведения учета материальных ценностей можно проконсультироваться на нашем форуме. Например, тут можно узнать, как приходуются материальные запасы в программе Смета КС.
Отраслевые нюансы списания материалов
Описанные в предыдущем разделе методы списания МПЗ едины для всех фирм независимо от их отраслевой принадлежности. Однако отраслевая специфика все же оказывает влияние на порядок списания материалов.
Так, у производственных организаций регулярно образуются остатки незавершенного производства. С 2021 года НЗП классифицируется, как МПЗ, и учитывается по правилам, которые устанавливает новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Организовать учет НЗП в соответствии с новым стандартом вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к этому и другим материалам системы предоставляется бесплатно.
И конечно, отраслевые нюансы списания МПЗ есть у таких отраслей, как строительство и сельское хозяйство.
Строительство
Специфичным нюансом данной отрасли является разнообразие списываемых материалов и оформляемых при этом первичных документов.
Для документального обоснования списания материалов в строительстве необходим целый набор документов:
Кроме того, строительная специфика заключается в необходимости ежемесячной оценки израсходованных материалов открытого хранения: щебня, песка, гравия и прочих сыпучих материалов. Их расход в течение месяца документально не оформляется, и для определения фактического расхода остатки материалов необходимо инвентаризировать. По результатам такой инвентаризации производится списание МПЗ.
Если у вас есть доступ к К+, смотрите Типовую ситуацию «Как списать материалы в строительстве». Если доступа нет, оформите бесплатный пробный доступ к К+ и изучите рекомендации.
Сельское хозяйство
Для списания материалов сельхозпредприятием также требуются специфические первичные документы (наряду с повсеместно применяющимися требованиями, такими как накладные и лимитно-заборные карты).
Среди них, к примеру, можно назвать:
Однако просто заполнить акт или ведомость недостаточно. Необходимо профессиональное обоснование того или иного события. Например, при падеже животных списание их стоимости будет обоснованным, если в акте объективно и всесторонне раскрыты причины выбытия животных и обозначен диагноз. При этом если животное погибло по вине работника сельхозпредприятия, его стоимость отражается в учете в виде задолженности данного работника (с дооценкой до рыночной цены) и взыскивается с него в установленном порядке.
По какой стоимостной оценке производится списание пришедших в негодность материальных запасов
В процессе обычной деятельности фирмы нередки случаи списания материалов, пришедших в негодность. Этот процесс обладает своими учетными нюансами в зависимости:
Стоимость испорченных (пришедших в негодность) материалов списывается в пределах норм естественной убыли на счета производственных затрат, а сверх норм — на прочие расходы.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Обратите внимание: не следует относить всю сумму потерь или ее часть на виновных лиц. Ведь вы должны списать в расходы балансовую стоимость утраченных (испорченных) запасов в периоде выявления недостачи (порчи). Кроме того, списание выявленных потерь (сверх норм естественной убыли) в расходы отвечает требованию осмотрительности.
Сумму возмещения, подлежащую получению от виновного лица или удержанию из его заработной платы, включите.
Как учесть возмещение от виновного лица, смотрите в К+. Пробный доступ бесплатен.
Как составить приказ о списании материальных запасов — форма и образец
Процедура списания состоит из нескольких этапов, среди которых существенное место занимает распоряжение руководителя о назначении комиссии, которой поручено провести необходимые мероприятия.
Если возникает необходимость, в документе можно привести регламент работы комиссии. Однако обычно порядок работы такого формирования устанавливается в начале работы компании, чтобы не расписывать его каждый раз.
При выборе именно такого варианта в очередном приказе остается отразить: название компании, порядковый номер и дату распоряжения, цель формирования комиссии, ее персональный состав и, наконец, подпись директора.
Образец приказа о списании материальных запасов вы можете посмотреть на нашем сайте.
Как выглядят проводки по списанию материалов по различным основаниям
Списание материалов подразумевает набор документально оформленных операций, в результате которых кредитуется основной счет по учету МПЗ — счет 10 «Материалы». При этом дебетуются «затратные» счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и др.), а также счета по учету прочих расходов (91 «Прочие доходы и расходы») и финансовых результатов (99 «Прибыли и убытки»).
Основные проводки по списанию материалов приведены в таблице.
Порядок списания ТМЦ с забалансового счета
На каких забалансовых счетах учитываются ТМЦ?
К товарно-материальным ценностям (ТМЦ) относятся материальные запасы, готовая продукция, товары (п. 3.15 Методуказаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).
ВАЖНО! С 2021 года учет материалов нужно вести согласно новому ФСБУ 5/2019 «Запасы», т.к. ПБУ 5/01 утратил силу.
Что нужно изменить бухгалтеру в своей работе в связи с принятием ФСБУ 5/2019, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.
Забалансовые счета предназначены для соблюдения требования имущественной обособленности (п. 5 ПБУ 1/08, утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).
ВАЖНО! Вести забалансовый учет — обязанность юрлица (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/08) в целях соблюдения требования о достоверности отчетности. Предприниматель не обязан вести бухучет, но может это делать по собственной инициативе — в таком случае и забалансовые операции тоже следует отражать правильно.
На забалансовых счетах учитываются ТМЦ в следующих случаях:
Рассмотрим подробнее процедуру списания материалов с этих забалансовых счетов.
Как списать с забалансового счета материалы?
Проводки по оприходованию и списанию со сч. 002 выглядят так:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Принятие ТМЦ на ответхранение
Выбытие ТМЦ, принятых на ответхранение
Списание ТМЦ со сч. 002 осуществляется на основании:
Для операций с давальческим сырьем организация-исполнитель использует забалансовый сч. 003:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Получены материалы в переработку
Переданы переработанные материалы заказчику
Если из давальческого сырья изготавливается продукция, то записи в забалансовом учете могут быть следующими:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Получены материалы в переработку
Давальческое сырье передано в производство
Оприходована продукция, изготовленная из давальческих материалов
Изготовленная продукция передана заказчику
Со сч. 003 материалы списываются на основании:
При продаже товаров по договору комиссии в учете у комиссионера по сч. 004 будут следующие бухпроводки:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Оприходованы товары, полученные по договору комиссии
Реализованы товары, принятые на комиссию
Списание ТМЦ с забалансового сч. 004 осуществляется на основании первички, оформляемой при реализации ценностей — ТОРГ-12, счета-фактуры, УПД или иной документации, согласованной участниками договора комиссии.
Списание материалов на забалансовый счет
Организация может учитывать за балансом не только чужие материальные ценности, но и собственные. Примером может служить малоценное имущество, хозпринадлежности и инвентарь, которые используются более 1 года, стоимостью ниже лимита принятия объекта к бухучету в качестве ОС (данный лимит организация устанавливает самостоятельно в учетной политике, но он не может быть больше 40 000 руб. в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01).
ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит слу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020, согласно которому лимит в бухгалтерском учете налогоплательщик сможет устанавливать самостоятельно. Применять ФСБУ можно уже сейчас, закрепив новые положения в учетной политике.
Что еще изменится в учете ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
Такие материалы списываются в расходы единовременно. Но из-за длительного срока использования необходимо организовать контроль над их сохранностью (п. 8 ФСБУ 5/2019). Можно завести для этого ведомость учета хозпринадлежностей и инвентаря в эксплуатации, а можно вести забалансовый учет. В Плане счетов, утв. приказом № 94н, нет специального счета для этих целей, так что организация может разработать забалансовый счет самостоятельно и утвердить выбранный порядок списания малоценных материалов в учетной политике.
Если вы используете для бухучета компьютерную программу «1С:Предприятие», то в плане счетов данной программы для учета малоценных материалов, списанных за баланс, предусмотрены специальные забалансовые счета:
Если компания приняла решение учитывать малоценку за балансом, то проводки будут следующие: