что такое списание на вклад в сбербанке
«Взбесившийся» счет
Сбербанк подключает клиентам услугу «Сберегательный счет» без их ведома
Ряд клиентов Сбербанка столкнулись с автоматическим подключением услуги «Копилка Сберегательный счет». При этом после отключения услуги она вновь появляется в мобильном банке и списывает со счета определенную сумму.
Сберегай и властвуй
Сервис «Копилка» — это услуга Сбербанка, которая позволяет автоматически перечислять денежные средства со счета дебетовой карты на сберегательный счет. Подключение возможно либо в отделении банка, либо в сервисе «Сбербанк Онлайн».
Например, на вашу карту Сбербанка 20 марта поступила зарплата в размере 30 тыс. рублей. 21 марта 10% от суммы поступлений, то есть 3 тыс. рублей, автоматически переводятся на «Копилку». И так каждый месяц. По данным на сайте Сбербанка, все параметры клиент устанавливает самостоятельно, исходя из собственных желаний и возможностей.
Несмотря на это, клиенты банка столкнулись с автоматическим подключением услуги «Копилка Сберегательный счет». Пользователи уверены, что при открытии новой карты отказались от всех предлагаемых услуг, но «Копилка» все равно была подключена. В пресс-службе Сбербанка не смогли объяснить, связано это с «самоуправством» сотрудников или с ошибкой в системе.
«Копилку» можно закрыть через приложение «Сбербанк Онлайн», что и сделали клиенты банка после того, как им пришли первые уведомления о списанных на «Сберегательный счет» средствах. Интересно то, что услуга «не захотела» закрываться и со счета клиента продолжили уходить деньги. И только после звонка в кол-центр банка и повторного отключения через приложение услуга была отключена.
«Сервис «Копилка» подключается в офисе банка только с согласия клиента, если у клиента есть потребность в регулярных переводах с карты на счет / пополняемый вклад, или же если сервис служит помощником в накоплении на желаемую покупку маленькими суммами. Также клиент может самостоятельно подключить сервис «Копилка» в любом из удаленных каналов обслуживания банка: веб-версии и мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» или в устройстве самообслуживания. После отключения сервиса «Копилка» перестает работать сразу же, сберегательный счет не закрывается. При желании клиент может самостоятельно переводить денежные средства на этот счет или закрыть его в «Сбербанк Онлайн» или в отделении банка», — прокомментировали Банки.ру в пресс-службе Сбербанка.
Касательно списания 5% от расходов — возможны три различных варианта «Копилки» в зависимости от принципа формирования денежной суммы для перевода:
1. Фиксированная сумма — вы устанавливаете конкретную сумму, которая будет перечисляться в конкретную дату, ежемесячно, ежеквартально или с другой периодичностью.
2. Процент от поступлений — вы устанавливаете процент от поступающих на вашу карту денег, который будет автоматически перечисляться на вклад.
Данный вид «Копилки» не учитывает разовые поступления, переводы между своими счетами, операции возврата. Для того чтобы «Копилка» сработала, перечисления должны относиться к одной из категорий:
— различные государственные пособия;
— компенсации по вкладам Сбербанка;
— переводы из банков РФ;
— дивиденды по акциям Сбербанка.
3. Процент от расходов — вы устанавливаете процент от расходов за день. «Копилка» будет пополняться примерно через 3—5 дней после расходных операций.
Расходами не считаются переводы между своими счетами, погашения кредитов и комиссии, операции возврата.
Естественно, у клиентов никто не спрашивал, какие варианты списания они хотят, как и не спрашивали согласия на подключение услуги.
«Попытки навязать какой-то бред»
На горячей линии Сбербанка можно встретить ряд похожих жалоб.
«Что за манипуляции странные стали проводить при выпуске карты? Как обычно, дали карту, ввел первый пин-код, и тут говорят идите пройдите активацию. Думаю, мало ли что изменилось (раньше все активировалось при первой успешной операции), подхожу, карту оказывается «активирует» девушка у простого терминала. По моим наблюдениям, был просто посещен сбербанк онлайн, и попытки навязать подключить какой-то бред. Несмотря на мои отказы, в итоге все равно включили автоплатеж, и какую-то «копилку», что пришлось дома выключать. (Нет я не против этих функций, но они мне нафиг не нужны на карте, которую я специально выпустил для оплаты отдельно в онлайн магазинах). Самое интересное вначале был задан вопрос, «это первая карта или перевыпуск», после ответа что это новая, началось это впаривание», — пишет пользователь портала Банки.ру (орфография и пунктуация авторов отзывов здесь и далее сохранены. — Прим. Банки.ру).
«Сегодня сотрудник Сбербанка умудрилась подключить мне 2 автоплатежа, открыть сберегательный счет и подключить некую услугу «копилка» под различными предлогами, — пишет другой пользователь портала. — К примеру, со слов сотрудника: «для активации моего номера телефона необходимо выполнить в сбербанк онлайн операцию по переводу денежных средств со счета моей карты на номер моего телефона». Получается, что я даю свое согласие на подтверждение номера телефона, а сотрудник подключает мне 2 ежемесячных автоплатежа. Один на перевод денег на телефон, и второй на перевод денег с действующей карты на новую, поскольку на новой карте недостаточно средств и перевод, по словам сотрудника, можно сделать только с этой карты, иначе телефон подтвержден не будет. Как Вам такие сказки? Сберегательный счет был мне открыт под предлогом, что это необходимо для активации баллов «сбербанк спасибо». Смешно, правда? Ну и в конце мне была подключена услуга «копилка» с уклончивым объяснением условий использования данной услуги. Все это происходит в условиях крайней спешки, и клиент даже не успевает увидеть какие именно действия сотрудник выполняет в его личном кабинете и на подтверждение каких операций ему приходят смс, поскольку сотрудник спешит вас ввести в заблуждение и без конца отвлекает и не дает вчитываться в информацию в смс», — рассказывает клиент банка.
«От Сбербанка мне нужна была бесплатная моментальная карта, а от меня Сбербанку, как выяснилось, многое. На входе в отделение я сразу же сказала, что хочу получить бесплатную карту моментум. Меня, как дорогого клиента, отвели в отдельный кабинет к менеджеру, который и приступил к оформлению. «У нас есть отличное предложение», — сказала менеджер, вбивая паспортные данные. «По акции оформим карту «VISA платинум», и первый год обслуживания будет всего 2400, а последующие 4800». Это было не похоже на бесплатную карту моментум и я попросила вернуться к первоначальному плану», — пишет сотрудница Банки.ру.
«Следующим шагом стало предложение перевести пенсию в НПФ. После того, как эту и идею я не поддержала, менеджер сделала последнюю попытку и попросила меня открыть счет для накоплений на старость. «Вы кладете тысячу рублей, а дальнейшие взносы делаете, как вам заблагорассудится, и к выходу на пенсию у вас будут сбережения», — рассказала она. Получив отказ, она удивленно воззрилась на меня и спросила: «А что вас останавливает?». После общения с менеджером началась активация карты и это тоже было непросто. Активировать карту может только сотрудник через свой корпоративный планшет. Для этого надо получить с десяток смс и ввести коды в систему. Эта процедура происходила под бормотание девушки-сотрудника «бред, бред, бред», — вспоминает клиентка банка.
Карту она все же получила, а вместе с ней появился и накопительный счет. «Наверное, банк переживал, чтобы я не осталась без накоплений на старость или еще на что-нибудь. Карта живет своей жизнью, периодически делая какие-то отчисления на этот счет, непонятно, как и зачем», — добавляет она.
Во всем виноват KPI
Все понимают, что такое навязчивое внимание со стороны сотрудников кредитной организации не является их личной инициативой. В Сбербанке строго соблюдаются ключевые показатели эффективности, или KPI. В «Служебном рейтинге» Банки.ру можно найти много жалоб со стороны сотрудников, в том числе и по подключению сервиса «Копилка».
«Столько негативных эмоций, как от работы в Сбербанке, я никогда и нигде не испытывала. Работаю консультантом, устраивалась продавать, а заставляют впаривать копилки, автоплатежи и прочие не нужные клиентам услуги. Эти бедные клиенты боятся нас как смерти», — написала в «Служебном рейтинге» бывшая сотрудница банка.
«Копилка» — самая большая проблема, 95% клиентов она не нужна, считает другой сотрудник. «В итоге, через месяц ее отключают. Много трансакций, а толку мало», — сообщил он в своем послании к председателю правления Сбербанка Герману Грефу.
«KPI по подключению сервиса «Копилка» у нас существует не первый год, — рассказывает один из бывших сотрудников Сбербанка на правах анонимности. — Не всегда это прописано именно в каком-то документе, иногда это может быть просто устным распоряжением от главы офиса. Раньше именно «Копилке» в банке уделялось прямо очень большое внимание, теперь фокус снова сместился на перевод клиентов в дистанционные каналы обслуживания — Герман Оскарович Греф ведь постоянно говорит о том, что мы больше IT-компания, чем банк. Тем не менее планы по росту количества клиентов с подключенным сервисом «Копилка» остаются. И я знаю несколько случаев, когда операционисты хитрили при попытке их выполнить. Например, рассказывали об услуге и предлагали ее подключить, когда клиент читал и заполнял документы на вклад или кредит, он на автомате кивал или говорил «Угу, подключайте», ему и подключали «Копилку». Конечно, обычно о таких случаях так или иначе узнает руководство офиса, в том числе потому, что клиенты жалуются в Интернете, и людей штрафуют или даже увольняют. Но на репутации банка такие истории оставляют не лучший след. На самом деле и на репутации сотрудника такое может отразиться более чем негативно — вплоть до того, что работу в банковской сфере ему можно будет больше не пытаться искать».
При этом в самом банке заявили, что мотивация сотрудникам за подключение «Копилки» существовала до 1 октября 2017 года и после этой даты Сбербанк перестал премировать сотрудников за подключение клиентам этой услуги. И случаев, когда средства клиентов продолжали бы переводиться на сберегательный счет после отключения клиентом сервиса, тоже нет.
«У сотрудников нет вознаграждений (мотивации) и KPI по подключенным «Копилкам». Нам не известно ни одного случая, когда средства клиента продолжали бы переводиться на сберегательный счет после отключения клиентом сервиса», — прокомментировали Банки.ру в пресс-службе Сбербанка.
«Новогодний привет от работников IT-службы»
Для проверки подключения данной услуги у клиента есть два варианта приложения сил — это новогодний привет от работников IT-службы поддержки мобильного банка, то есть ошибка по отображению и подключению услуги, которая появилась из-за действий/бездействия IT-служб, или, второй вариант, ошибка в документообороте и связанном с ним ПО, когда нет физической возможности отказаться от услуги при определенном наборе бонусов от Сбербанка, считает руководитель департамента аналитики компании «Аналитика Онлайн» Глеб Задоя.
Если это ошибка на уровне IT, тогда она разрешится при первом обращении туда с помощью запроса или заявления (по телефону, Интернету или лично). Если эта ошибка возникла из-за разночтения договора, тогда запрос необходимо отправить уже в службу поддержки Сбербанка. В любом случае обязательно нужно делать скриншоты и свои претензии подавать письменно, чтобы можно было потом приложить к запросу, если деньги из «Копилки» вдруг пропадут. Кроме того, если после повторного подключения услуги произошло новое подключение, то можно уведомить о неправомерности навязывания услуг и предложить решить вопрос в арбитражном суде (это касается только организаций и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей).
По мнению советника «Первой юридической сети» Дениса Горулева, вполне вероятно, что услуга «Сберегательный счет» является автоматической (если это указано в договоре или в нем имеется отсылка на документ, имеющийся в публичном доступе, — обычно это правила). В таком случае банку не требуется согласие клиента на подключение данной услуги. Однако это должно быть изначально прописано в договоре. Что касается оповещения клиента, то, согласно федеральному закону № 161 «О Национальной платежной системе», оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов подчеркивает, что в данной ситуации нужно руководствоваться ФЗ «О защите прав потребителей», в частности статьей 16, где в пункте 2 прямо сказано, что нельзя обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). А в пункте 3 говорится, что «Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату». Если клиент Сбербанка считает, что ему навязывают эту услугу, то можно попробовать в судебном порядке решить эту проблему. Возможно, речь идет о дополнительном сервисе, который улучшает работу мобильного приложения и помогает клиенту сделать дополнительные накопления. В этом случае судебная тяжба со Сбербанком перспектив не имеет.
Что такое депозит Сбербанка
Депозит Сбербанка — один из самых востребованных финансовых продуктов главного банка страны. Это вклад. То есть человек кладет деньги на специальный счет, и банк начисляет на этот капитал проценты. Так клиент увеличивает размер своих сбережений и защищает их от действия инфляции.
Рассмотрим, что такое депозит Сбербанка, как он работает, какую прибыль можно получить. Большинство потенциальных вкладчиков выбирают для хранения средств именно этот банк. Причина — в надежности Сбербанка. Это финансовая компания, которой доверяют больше остальных. Что она предлагает вкладчикам — на Бробанк.ру.
Что такое депозитный счет в Сбербанке
В банках можно открывать разные виды счетов. Кому-то реквизиты нужны просто для расчетов, а кто-то желает найти выгодный и надежный вариант сохранения денежных средств. Для последнего как раз и подходят вклады. Иначе их называют депозитными счетами.
Преимущества открытия вклада в Сбербанке:
Часто депозиты в Сбербанке открывают граждане, которые обслуживаются в нем как зарплатные клиенты. Это действительно удобно. Они могут открывать депозитные счета в Сбербанк Онлайн без посещения офиса, могут регулярно переводить деньги с зарплатного счета на депозитный (при условии, что открыт вклад с возможностью пополнения).
Условия размещения вклада в Сбербанке
Сразу при открытии вклада клиент вносит на него деньги. Сбербанк указывает минимальную сумму, которую нужно разместить. Но это — не проблема, так как операция возможна при наличии на руках даже только 1000 рублей.
Действующие клиенты Сбербанка могут открывать вклады онлайн через банкинг. Пополнение проводится с собственной карты или расчетного счета.
Что нужно знать о вкладах
Все российские банки в части депозитных счетов работают идентично. Они разрабатывают ряд программ с различными опциями, чтобы потенциальный вкладчик смог найти лучший для своей ситуации продукт. Сбербанк — не исключение, здесь есть депозиты для всех возможных целей.
Основные моменты, которые следует знать:
Все вкладчики беспокоятся о безопасности своих средств, поэтому часто выбирают именно Сбербанк, потому что доверяют ему. Но по факту вкладчики всех банков защищены законом. Все депозиты автоматически страхуются (за счет банка). Страховая сумма — 1,4 млн. рублей на одного клиента конкретного банка. Если вдруг банк исчезнет, его клиент получает компенсацию.
Эксперты не рекомендуют держать в одном банке более 1,4 млн. На всякий случай. Но именно в Сбербанке люди не бояться разместить более весомый лимит. Компания действительно надежная. Это самый значимый российский банк, опекаемый государством.
Обратная сторона медали — низкие ставки Сбербанка. Именно он устанавливает самую низкую доходность среди банков РФ. Поэтому стоит рассматривать и другие банки для размещения депозита.
Депозитные программы Сбербанка
Мы рассмотрели, что такое депозит в Сбербанке, теперь изучим конкретные предложения. Перед выбором подходящей программы нужно определиться с несколькими важными критериями:
Это основные аспекты, которым стоит уделять внимание при выборе депозитной программы. Для удобства изучения вариантов рассмотрим каждый вклад Сбербанка и сделаем информационную таблицу.
Сохраняй
Классическая депозитная программа без снятия и пополнения. Вы кладете средства на счет на выбранный период и забываете о деньгах. Они работают сами собой, проценты начисляются ежемесячно и подвергаются капитализации. Но можно выбрать вариант их выплаты на карту.
Пополняй
Специальный продукт для граждан, которые желают делать накопления. На таком вкладе удобно копить на крупную покупку, например, на квартиру, автомобиль, первый взнос по ипотеке. Ключевая особенность — возможность пополнения депозитного счета без ограничений. При этом проценты также можно либо капитализировать, либо забирать переводом на карту.
Управляй
Депозит для тех, кто желает максимально свободно пользоваться своими деньгами, но при этом держать их на вкладе. Плюс программы — можно и пополнять счет, и снимать с него частично деньги. Банк установил пороги неснижаемого остатка в 30 000, 100 000 и 400 000 рублей. До этого предела снимать деньги можно без потери процентов. Но чем выше уровень неснижаемого остатка, тем выше доходность.
Пенсионный
Специальное предложение для пенсионеров и для граждан, получающих социальные выплаты. Максимально свободная программа. Можно пополнять счет, снимать с него деньги, для открытия счета достаточно положить на него 1 рубль. Максимально удобна программа тем, что получает госвыплаты через Сбербанк: можно напрямую управлять депозитом через онлайн-банк. Срок заключения договора — строго три года.
Сравнительная таблица депозитов Сбербанка:
Вклад | Мин. сумма | Сроки | Ставки | Пополнение | Снятие |
Сохраняй | 1000 | 1-36 мес. | 1,7-3,5% | нет | нет |
Пополняй | 1000 | 3-36 мес. | 2,3-3,15% | есть | нет |
Управляй | 30 000 | 3-36 мес. | 1,45-2,8% | есть | есть |
Пенсионный | 1 рубль | 3 года | 3,5-3,67% | есть | есть |
Указанные проценты актуальны на третий квартал 2020 года. Текущие показатели могут быть несколько иными, но в сравнении программы все равно будут идентичны по показателям.
О процентной ставке
Обратите внимание, что Сбербанк по каждому вкладу устанавливает сетку процентных ставок. Он указывает диапазон, точный процент зависит от нескольких факторов: где открывается депозит (в офисе или через банкинг), на какой срок, будет ли действовать капитализация, сколько денег лежит на счету.
Для примера — сетка ставок по самой популярной депозитной программе Сбербанка Пополняй. Такими будут проценты, если вклад открывается стандартно через офис:
А такими будут проценты, если речь о действующем клиенте, который открывает депозитный счет через Сбербанк Онлайн. Как видно, в этом случае доходность будет несколько выше:
Так что, прежде чем обратиться в банк для открытия вклада, обязательно просмотрите сетку ставок по выбранной программе. В результате вы сможете определить, при каком сроке размещения прибыль будет максимальной.
Кроме стандартных депозитов в Сбербанке действуют и премиальные программы. Но их нельзя назвать массовыми, они актуальны для привилегированных клиентов, которые пользуются пакетами услуг Первый и Премьер.
Что такое капитализация вклада в Сбербанке?
Вклад с капитализацией процентов — это одна из услуг, которую банковские учреждения предлагают клиентам, желающим разместить свои средства на депозит. Программы с наращиванием процентов отличаются большей прибыльностью, а следовательно, более выгодны потребителю. Капитализация вклада в Сбербанке — это отличная возможность сберечь и приумножить денежные средства в финансовом учреждении, занимающем лидирующие позиции на российском банковском рынке. Рассмотрим, на каких условиях Сбербанк предлагает оформить вклад, а также оценим основные преимущества депозита с капитализацией.
Что значит капитализация вклада в Сбербанке?
Сегодня банки предлагают потребителю открыть два вида депозитных продуктов: с капитализацией процентов либо с ежемесячной выплатой. Капитализация процентов – это опция, позволяющая пассивным образом увеличить доходность вклада. Ее суть состоит в том, через определенный промежуток времени к первоначальной сумме, помещенной на депозит, добавляется сумма начисленных процентов за этот период. В следующем расчетном периоде процент наращивается уже по отношению к первоначальной сумме вклада вкупе с ранее прибавленными процентами за прошлый временной промежуток.
Обычно банки начисляют проценты по вкладу со следующей периодичностью:
Важно понимать, что чем короче расчетный период, тем вклад прибыльнее, поскольку прибавление процентов к сумме депозита осуществляется банком чаще. При выборе вклада важно учитывать, что депозиты с капитализацией всегда имеют более низкие значения процентной ставки. Поэтому необходимо заблаговременно оценить их положительные и отрицательные стороны. Например, при оформлении депозита на небольшой срок капитализация процентов на счете по вкладу в Сбербанке может оказаться невыгодной опцией.
Сбербанк — вклады с капитализацией процентов
Для того, чтобы понять, как считается капитализация вклада в сбербанке, важно знать два ключевых параметра в условиях депозита — сумму вложений, процентную ставку и срок.
Очевидно, что вклады с капитализацией процентов и пополнением в Сбербанке — наиболее гибкие. В Сбербанке таковыми являются программы «Управляй» и «Пополняй» Сбербанка. Преимущество вклада «Сохраняй» перед ними — в более высоком значении процентной ставки в противовес возможности пополнять счет и частично снимать с него средства.
Таким образом, большинство депозитных продуктов, предлагаемых Сбербанком, предполагают расчет с ежемесячной капитализацией. Их достоинство для потребителя неоспоримо: во-первых, капитализация существенно увеличивает доходность вклада. Во-вторых, оформление такого депозита не требует от клиента регулярно посещать отделение банка для снятия процентов. Более подробно с условиями представленных программ можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе «Вложить и заработать». Отметим, что точно рассчитать возможный доход от помещения денег под процент поможет калькулятор вкладов с капитализацией, доступный на интернет-портале Сбербанка.
Как оформить депозит с капитализацией процентов в Сбербанке?
Процедура оформления желаемого вклада в Сбербанке носит упрощенный характер и потому осуществляется в минимальные сроки. Учреждение предлагает два пути открытия депозита. Первый — классический, он подразумевает следующие действия от потенциального вкладчика:
Что напугало вкладчиков Сбербанка и почему они забирают деньги?
Когда слышится звон, главное – не паниковать. Возможно, это гудят не трубы страшного суда, а всего-то звенит колокольчик на тележке мороженщика. Так же и с новостями: который месяц вкладчиков пугают, что с депозитов снимают миллиарды рублей и миллионы долларов. Поведение людей объясняют и волной кризиса, и страшным налогом на вклады, и низкими процентными ставками, и грядущим крахом банковского сектора. Мы отключили эмоции и с холодной головой разобрались, почему клиенты Сбербанка забрали со вкладов почти полмиллиарда долларов.
Вкладчики вновь выносят деньги из Сбербанка: в сентябре клиенты забрали с валютных счетов 441,8 млн долларов. Это больше, чем за последние несколько месяцев, но всё ещё не «дотягивает» до рекорда марта, когда с депозитов сняли 1,39 млн долларов, пишет РБК.
Доходность вкладов упала. Фото: 24smi.org.
Значит, у людей нет денег, и приходится раскупоривать последнюю кубышку? Причём поступают вкладчики себе в убыток – из-за досрочного изъятия теряется доход.
Первая причина – рубль
Забирая деньги из банка до конца действия договора, действительно, лишаешься процентов. С валютными вкладами сработало иначе. Люди забрали деньги, потеряли доход, но выиграли от падения рубля.
С учётом низких валютных ставок, потери были несущественными, объяснил РБК старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин.
Курс доллара резко «скакнул» за месяц – сразу на 5,5 рублей. Национальная валюта слабеет из-за страха перед второй волной пандемии и рисками новых санкций.
Вторая причина – ставки
Банк России опустил ключевую ставку до исторического минимума. Следом снизились ставки по вкладам в рублях, ипотеке и кредитам. ФРС США также удерживает ставку на минимуме. Это влияет на доходность долларовых депозитов.
Ставки по вкладам в Сбербанке в принципе ниже, чем у других банков. Даже у коллег «Сбера» из ТОП−10 доходность выше на 1−3%.
Клиенты Сбербанка могли забрать деньги и перенести в другие банки. Фото: tvoysberbank.ru.
Прибыль от долларовых вкладов вообще невысокая: 0,76% годовых на 4 октября по данным индекса «Выберу.ру». От вкладов в евро многие банки и вовсе отказались.
Третья причина – ипотека
В конце октября заканчивается программа льготной ипотеки под 6,5%. Власти не исключают продления, но пока дело не идёт дальше разговоров. Ипотека с господдержкой вызвала всплеск на рынке жилищного кредитования, выдачи ссуд на покупку жилья побили рекорды прошлых лет.
Возможно, вкладчики конвертировали доллары в рубли и выплатили первоначальный взнос по ипотеке. Аналитики, с которыми беседовал РБК, не исключают этот вариант. На эскроу-счета Сбербанка в сентябре поступило 69 млрд рублей – это деньги физлиц, которые покупают недвижимость по договору долевого участия.
Четвёртая причина – кризис
Нельзя списывать со счетов потерю доходов, растущие траты из-за инфляции и текущие расходы. Вкладчики также могли снимать деньги, чтобы отправиться в отпуск, пока власти снова не отправили всех по домам на самоизоляцию. Или покупают альтернативные финансовые инструменты: ценные бумаги компаний, драгметаллы, криптовалюту.
Вместо вкладов люди отдают предпочтения накопительным счетам: ставки плюс-минус те же, но условия – более гибкие. Можно в любой момент положить или вывести деньги.
В конце концов нельзя исключать миграцию клиентов из одного банка в другой, с более прибыльными ставками. Пока Сбербанк первым раскрыл оборотную ведомость. Оценивать весь сектор по одному госбанку – неправильно. Возможно, вкладчики и правда перенесли деньги из «Сбера» в другую финансовую организацию.