что такое спинакер на яхте
Спинакер – 11 сакральных ремарок!
Подписаться на рассылку наших новостей можно: здесь. Если вам интересно, расскажите друзьям.
Как сделать так, что бы так не произошло 🙂
Ремарка #0. Про что эта статья
Это не пособие на тему ‘Как поставить спинакер’. Учиться этому лучше на практике, когда вам руками покажут, что куда крепить и почему. Эта статья, скорее, траблшутинг пособие для продвинутого юзера, а именно человека, который в принципе знает как поставить спинакер, но не совсем уверен в конечном результате 🙂 Enjoy!
Если вы хотите попробовать все это на практике, в спокойной обучающей обстановке, ждем вас на наши супер-популярные курсы ‘Гоночный Ликбез (с)‘.
Глоссарий:
Ремарка #1. Увал перед постановкой.
Начнем с простого. Перед постановкой и уборкой вам следует увалиться. Все об этом знают, но почему-то половина новичков об этом забывают в самый важный момент, а именно, когда спинакер надо поставить или убрать 🙂
Зачем это делать? Во первых, чем глубже курс тем менее эффективен спинакер и более контролируема яхта. Совсем не интересно улететь в брочинг в тот самый момент когда вы хотите спинакер наконец убрать. Поэтому уваливайтесь, уважаемые, и будет вам счастье. Второе – ветровая тень, если вы увалитесь, то спинакер будет в ветровой тени стаксель и грота. И не будет тянуть как очумелый паровоз. Особенно при сильном ветре.
Исключение. Иногда можно убирать спинакер ‘на ветер’, не увалившись, но только если вы планируете отстрелить спинакер из карабина у реи. Тогда уваливаться не обязательно. Но вас все равно брочнет, рано или поздно и баковый улетит в воду 🙂
На самом деле, очень легко сделать так, что бы это не произошло.
Ремарка #2. Вынос спинакера к рее, а рею подальше от штага. Или ‘на ушко’, в простонародье
После того, как спинакер пристегнут и брас проведен через клюв реи, не спешите сразу выбирать фал. Вы себе сэкономите массу нервных клеток, если немного поможете спинакеру. И самому себе, ведь это ваши нервные клетки!
После того как рея поднята и зафиксирована топенантом реи, вам надо подвести к рее наветренный угол спинакера. ПЕРЕД тем как выбирать фал.
Для этого, выберите наветренный брас, это тот, который проходит через клюв реи. Одновременно, баковый поможет углу спинакера выйти из сумки и дойти до клюва. А после того, как угол паруса дошел до клюва, продолжайте добирать, еще метр, полтора – отведите рею на метр/полтора от форштага. И закрепите брас на лебедку.
Зачем это нужно? Что бы, когда спинакер начнет работать, рея не ушла на форштаг и не сломалась пополам. Что часто происходит, если не закрепить брас, в сильный ветер. Особенно если подветренный шкотовый тоже ошибся и добрал шкот раньше времени, тем самым заставив спинакер работать.
Ремарка #3. Наветренный шкот всегда сверху реи.
Наветренный шкот всегда СВЕРХУ реи. Клик для большой фотографии.
Перед постановкой, во время Ремарки #2, добирайте наветренный шкот по мере добора наветренного браса, Если у вас двойная проводка, то есть, с каждого борта у вас пара: брас и шкот, тогда во время добора наветренного браса, так же добирайте наветренный шкот. Зачем? Что бы шкот не упал с верха клюва реи. Если шкот упадет под рею/брас, то вам будет сложно сделать поворот фордевинд под спинакером. Наветренный брас должен лежать на клюве реи а не болтаться под ней. Иначе брас не выскочит из реи, когда вы возьмете давление на шкоты, перед поворотом. Все просто 🙂
Так же, после поворота, когда давление несется на шкотах, доберите наветренный брас и только после этого плавно растравливайте наветренный шкот. Тогда шкот снова окажется сверху реи и браса. Чудеса!
Ремарка #4. Растяните спинакер по нижней шкаторине.
Если растянуть спинакер по нижней шкаторине перед подъемом, то вероятность ‘лифчика’ уменьшается..
Растяните спинакер по нижней шкаторине перед постановкой, используя подветренный шкот. Это уменьшит вероятность ‘лифчика’ и позволит спинакеру подняться немного быстрее. Но не закладывайте на лебедку и не добирайте шкот до того момента, пока спинакер не поднят до самого верха. Только после того, как топовый угол дошел до блока, доберите шкот и спинакер встанет.
Преждевременный добор шкота заставит спинакер начать работать и поднять его до топа будет сложно. Или во всяком случае меееедлееееннноооооо, пока заложите на лебедку, пока будете ее мучительно крутить, пока мачтовый вам сообщит, что уже все, пройдет еще как минимум минута. Так что не добирайте шкот раньше времени.
Ремарка #5. Заполаскивание наветренной шкаторины.
Трим спинакера. Наветренная шкаторина.
Если наветренная шкаторина не заполаскивает, спинакер работает не эффективно. Не думайте, что когда дело доходит до спинакера, то принцип крыла перестает работать. Новички часто думают, что спинакер это парус для фордака, и ветер просто толкает спинакер вперед. Это абсолютно неправильно, принцип крыла/тяги работает так же замечательно на спинакере, как и на стакселе/гроте.
Соответственно, худшее что мы можем сделать это ‘передушить’ спинакер, так же как мы можем это сделать с гротом или стакселем. Вы отлично знаете, что если перебрать стаксель или грот, то яхта встанет. Эффект катастрофический, и со спинакером все то же самое.
Растравливайте подветренный шкот пока наветренная шкаторина не начнет заполаскиваться и ‘играть’. Это ваш оптимальный угол атаки. Если наветренная шкаторина не двигается, угол атаки не оптимален.
Ремарка #6. Двойная проводка.
Двойная проводка шкотов и брасов очень хорошая идея. На маленьких яхтах, где нет лебедок, например, это не особо актуально, в большинстве случаев все можно вынести на руках, а если нельзя, то лучше пить чай дома, чем быть на воде, но на больших яхтах это крайне актуально, так как делает поворот гораздо легче и позволяет менять один спинакер на другой без потери скорости.
Как это устроено. С каждого борта у нас не одна веревка, а две. Брас и шкот. Они, обычно, разного цвета. Соответственно, все вместе у нас 4 конца, брас и шкот слева и брас и шкот справа. На конце всех 4 концов, карабины. И карабин шкота прицеплен к кольцу (не к самому карабину) браса. А на самом брасе, перед карабином, вплетена шайба.
Со стороны реи (с наветренной стороны, то есть) всегда рабочий брас и нерабочий шкот. А с подветренной стороны, рабочий шкот и нерабочий брас.
Во время поворота мы берем давления на шкоты, с обеих сторон, тем самым сняв давление с браса. Если на брасах нет давления, их легко поменять местами, тем самым сделав эту часть поворота фордевинд предельно простой.
Ремарка #7. Мачтовый
Перед поворотом, если у вас не хватает рук и на вашей яхте рея переносится на другой борт через нос (dip pole gybe), а именно, поднимается вверх по мачте одним концом и опускается вниз топенантом другим концом, то тогда вы можете заранее поднять рею по мачте, тем самым сэкономив на ‘мачтовом’ матросе. Это может сделать баковый, перед поворотом, а потом опустить, после поворота. Во всяком случае, если ветер умеренный. В сильный ветер давление на рею не позволит это сделать эффективно, вам все-таки понадобится мачтовый.
Но если ветер адекватный, то тогда все что вам надо сделать это потравить топенант, баковый переносит рею на другой борт, крепит новый брас и топенант доберется в исходное положение, рея ‘в горизонте’. Ну а затем можно опустить рею по мачте, в исходное положение.
Отстреливает брас, в этом случае, баковый, у мачты, а потом уже перемещается на бак, но это относительно быстро.
Ремарка #8. Правило большого пальца
Большой палец – ваш друг!
Перед поворотом, если баковый берет новый брас всегда той рукой, на каком борту находится брас, то большой палец руки всегда показывает как брас должен входить в клюв реи. Стандартная ошибка бакового это продеть новый брас не тем концом через клюв реи. Да и опытные баковые тоже любят так накосячить. Но есть один трюк, если всегда брать новый брас нужной рукой, то тогда большой палец будет показывать в нужную сторону. И баковый не ошибется.
Например. Мы идем правым галсом. Рея с правой стороны. С правой стороны работает брас. Мы планируем поворот фордевинд. Баковый с ЛЕВОГО борта берет ЛЕВОЙ рукой подветренный брас и идет на бак. Этот ЛЕВЫЙ брас баковый вложит в клюв ЛЕВОЙ рукой. Большой палец ЛЕВОЙ руки будет показывать вперед, в сторону паруса. Ошибиться сложно!
И наоборот, если новый брас справа, то берем правой рукой и идем на бак. И так далее.
Ремарка #9. Разбейте поворот на 3 четкие команды
Слаженная работа экипажа, путь к хорошей карме!
Команды на борту должны быть четкие 🙂
И нас счет ‘Три’ поворот будет блестяще выполнен, гарантируем. Ну а кто и что делает на ‘Раз’, на ‘Два’ и на ‘Три’, это тема целой отдельной, следующей статьи. Читайте в ближайшем будущем на страницах Кабестана. Лучший способ научиться – приехать на недельный буткамп, где мы с утра до вечера делаем именно это. См. Гоночный Ликбез (с)
Ремарка #10. Почтовый ящик.
Почтовый ящик. Немного дольше, но более результативно и предсказуемо!
Это не то, что вы подумали, писать письма на Шаболовка, 37, не обязательно. Это так метод уборки спинакера называется, он работает в любой ветер и прощает ошибки неопытного или нерасторопного экипажа.
Основная проблема с уборкой в том, что если быстро не убрать спинакер, то он может опять надуться, вырваться из рук экипажа, улететь в воду, яхта на него может наехать, намотать на винт и так далее, да и вообще, лучше конечно до этого не доводить. Это часто происходит, если экипаж а) не уваливается перед уборкой, б) не ставит сначала стаксель г) не использует способ ‘Почтовый ящик’.
Кстати название это калька с английского ‘Letterbox’.
Что нужно сделать? Провести с подветренной стороны брас (он не работает, в двойной проводке, с подветренной стороны, у нас работает шкот), так вот, провести этот брас между гиком и нижней шкаториной грота. И при уборке, тянуть за этот брас, тем самым втягивая спинакер между гиком и гротом, в щель. Тем самым, схлопывая его раз и на всегда. Вероятность, что вы упустите спинакер – минимальна.
Ремарка #11. Требуйте добора после отстрела
При повороте фордевинд, если после отстрела браса, шкотовый быстро выберет несколько метров наветренного шкота и немного потравит подветренный, то тогда после поворота спинакер окажется на правильной стороне яхты, на подветренной, и соответственно никогда не намотается на штаг. как часто случается, когда спинакер вдувается между форштагом и мачтой.
С двойной проводкой, во время поворота, спинакер несется на шкотах. Если после отстрела сильно добрать наветренный шкот, то спинакер растянется на наветренной стороне. А так как, в это время, происходит непосредственно сам поворот, то он тут же окажется на подветренной и начнет работать. И не намотается. Метра полтора-два добора шкота должно хватить на 40-футовой яхте.
Простой способ добавить порядка в хаос поворота и деморализовать соперника!
Заключение
Мы надеемся, что наши советы помогут вам достичь дзена. Если вы хотите максимально быстро и максимально качественно научиться гоняться, ждем вас на наш мега-курс ‘Гоночный Ликбез (с)‘. Удачи!
Награждение команды Кабестан, Rolex Middle Sea Race 2015, Coastal Race
Спинакер
Спинакер – парус, который помогает яхтсменам, тем кто участвует в парусных гонках, развивать большую скорость, используются как дополнительные. Нельзя что бы парус “оставался без ветра”, в этом одна из главных сложностей, не простая задача постоянно следить и поправлять парус. Есть множество разновидностей спинакера, которые отличаются по крою и ткани, в данной статье мы рассмотрим основную информацию о таком парусе.
Спинакер
Управление спинакером, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства яхтсмена.
Постановка спинакера осуществляется из парусного мешка — кисы́ или специально выделенного под парус пространства, расположенного на баке лодки. Фал и брасы закрепляют на соответствующих углах паруса, устанавливают спинакер-рей. Резко выбирают фал, контролируя положение шкотовых углов с помощью браса и реи, заставляют спинакер раскрыться и наполниться ветром. Неправильное подсоединение брасов к шкотовым углам при подъёме ведёт к скручиванию спинакера.
Управление спинакером заключается в том, чтобы парус не обезветривался. Управление осуществляется регулировкой положения спинакер-рея и брасов. Оптимальным положением является расположение двух нижних углов спинакера на одном уровне, при максимальном выносе наветреннего браса. Неправильная работа со спинакером или тяжелые погодные условия могут привести яхту к брочингу.
Снятие спинакера не всегда является простой процедурой, особенно при сильном ветре. Основным правилом при снятии спинакера является его обезветривание, для этого, например, парус прикрывают гротом. Обезветренный спинакер обвисает, и в этом случае возможна его быстрая уборка в штатное место, и по необходимости правильная укладка в кису.
По виду покроя спинакеры различают:
Спинакерами укомплектовываются многие яхты, особенно гоночные крейсерские. Их использование на парусных регатах украшает соревнования и придает им зрелищности, поскольку это красивый, большой и привлекающий взгляды зрителей парус. Недаром именно на нем обычно размещают рекламные материалы.
Спинакер где устанавливают?
Этот легкий парус дает хороший эффект на полных курсах от фордевинда до галфвинда. При выходе из мест стоянки обычно используют только основные паруса — грот и стаксель. Спинакер же ставят в большинстве случаев на ходу яхты для достижения максимальной скорости при переходе с острого на полный курс или уже при следовании полным курсом. Площадь этого паруса сравнима или превышает обмерную площадь штатных парусов яхты. Поэтому и благодаря жестким условиям его постановки на полном ходу постановка спинакера – дело рискованное. Недаром матрос, участвующий в данном процессе, должен быть одет в спасательный жилет и быть обвязан страховочным концом.
Подготовка спинакера к постановке
Для успешной постановки спинакера необходимо тщательно подготовить его путем укладки специальным образом в заранее приготовленный жесткий мешок из непромокаемой ткани, приспособленный пакет-короб или пластиковое ведро. Существует два основных способа укладки. При первом способе ее начинают с середины нижней части паруса таким образом, чтобы из упаковки торчали сначала нижние его углы, а сверху его фаловый угол. Матрос, устанавливающий спинакер, должен не ошибиться при разборке углов и правильно заложить фал и брасы.
Правильно уложенный в упаковку парус спинакер ставится легко и без задержек. При втором способе разложенный спинакер постепенно собирают к центральному шву аккуратными вертикальными складками в длинную колбаску, которую потом укладывают змейкой в пакет по размеру упаковки. Этот пакет укладывают в мешок, оставляя торчащими два нижних угла и сверху один верхний угол. Лучше перевязать пакет тонкой, но прочной ниткой, под которую закладывают линь. После подъема спинакера в свернутом виде за фаловый угол тянут за линь, он разрывает нитку – и парус раскрывается, наполняясь ветром.
Другой способ
Есть и более удобный способ установить спинакер. Где устанавливают его в этом варианте? Ответ: от вант. Для килевых яхт спинакер ставят у подветренных вант, для швертботов — в пространстве между наветренными вантами и мачтой. При этом наличие матроса на баке требуется только для установки спинакер-гика. Да и эту операцию часто можно выполнить заранее. Удобство при этом способе заключается в том, что раннему раскрыванию дополнительного паруса препятствует прикрывающий его грот.
Хождение под спинакером
Невозможно до конца выяснить вопрос, что такое спинакер на яхте, без уяснения, как его носить. А это довольно сложная задача. Необходимо постоянно регулировать шкот и брас этого паруса, то выбирая, то потравливая их, чтобы он был наполнен ветром. Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость.
Признаком того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.
Смена галса
Когда ветер слабый, спинакер на курсе фордевинд может не заполняться ветром и не стоять. В этих случаях желательно поменять галс. Если и это не заставляет парус работать, то следует взять курс бакштаг. Путь яхты удлиняется, но выигрыш возможен за счет увеличения скорости яхты, поскольку на этом курсе спинакер меньше загораживается гротом и работает даже на слабом ветре. На курсе бакштаг регулировкой браса и шкота устанавливают спинакер-гик в положение, промежуточное между наветренным вантом и штагом. Смену галса при несении спинакера проводят методом фордевинд.
При этом необходимы четкие согласованные действия почти всей команды – рулевого и матросов, управляющих спинакером и гротом. В этом случае удается сменить галс без рывков, не теряя наполненности ветром спинакера и, следовательно, без потери скорости. Но такой результат достижим только путем многократных тренировок членов команды под руководством опытного шкипера. Смену галса оверштаг при несении спинакера не производят.
Снятие спинакера
При необходимости поменять курс круче бакштаг, а это при проведении соревнований бывает часто, приходится спинакер убирать. Это непростая операция, особенно при сильном ветре. Парус убирают прямо в кокпит, быстро потравливая спинакер-фал, при этом один матрос со средствами страховки должен убирать мякоть паруса, не давая ему вновь наполниться ветром. Если матрос не будет поспевать за скоростью протравливания фала, то парус упадет в воду. При этом возможен его порыв, или он утонет. Поднятие паруса на палубу необходимо выполнять только за один угол и быстро. Иначе он будет действовать как плавучий якорь и скорость яхты упадет.
Разновидности спинакеров
В яхтенной практике встречается много различных типов этого паруса, отличающихся формой, покроем, площадью и другими признаками. Для одной и той же яхты используют разные спинакеры при разной силе ветра. При слабом ветре применяют наиболее пузатый парус с большой площадью. В штормовую погоду можно использовать специальный штормовой спинакер, наиболее плоский и наименьший по площади. Так же более плоский и меньшего размера парус применяют на курсах галфвинд, поскольку в этом случае обычный спинакер мешает работе грота и тормозит, цепляя нижней шкаториной за волны.
Похожий парус
Наряду с означенным на яхтах применяют и другие дополнительные паруса. Похожими по назначению являются генакер и спинакер. Генакер – это парус несимметричной формы, средний по размеру между парусами генуя и спинакер. Кстати, название «генакер» и произошло от сочетания этих двух слов. По сравнению со спинакером генакер имеет ряд преимуществ.
Брасы и спинакер
Ситуация, при которой спинакер беспомощным флюгером развевается на фале, а выхлестнувшиеся брасы трепещут вне досягаемости за бортом, хоть и редко, но случается, особенно в сильный ветер. Забыли завязать «восьмерки», нечетко сработал шкотовый… Вернуть парус на бак и сохранить его невредимым в подобной ситуации бывает чрезвычайно сложно. А между тем неприятностей можно избежать, если сделать брасы из одного троса — неразрезанными. Такой «круговой» брас никогда не выхлестывается, даже если снасть вырвет из рук, упрощается смена спинакера на остром курсе.
Швартовное устройство
Кстати, при смене спинакера этой работой у нас занимаются трое. Матрос в рубке готовит заранее уложенный в кису спинакер: три угла паруса, помеченные надписями «фал», «правый», «левый», торчат из кисы. Этим гарантируется, что регистрационный номер на парусе окажется на его наружной стороне. Кису предварительно привязываем штертом за педаль помпы, стойку камбуза и т. п., чтобы она не улетела при постановке. Второй матрос берет в руки брас и шкот (брасоловку нужно временно отстегнуть), снимает со стопоров. Рулевой в одну руку берет спинакер-фал, расправляет бухту. Первый матрос, высовываясь наполовину из люка, берет в одну руку спинакер-шкот на участке от шкотового угла до обводной кипы на фальшборте, другой — открывает эксцентриковый стопор спинакер-фала.
По команде рулевого шкотовый быстро отпускает брас, первый матрос за шкот затягивает обезветренный спинакер под грота-гиком к себе в рубку, рулевой вытравливает (не бросает!) фал, пока весь парус и три конца — брасы и фал не будут в рубке. Теперь перестегивают карабины на приготовленный спинакер и вновь выбирают фал. Шкотовый наполняет парус ветром, работая на брасах.
Стопорный двухшкивный блок гика-шкота
После нескольких тренировок сменить спинакер таким методом нетрудно даже вдвоем. Мы неоднократно убеждались в том, что привычка задирать весь спинакер как можно выше или делать то же самое с ноком спинакер-гика ничем не оправдана. Таким образом можно «уменьшить водоизмещение» (по Э. Твайнэйму) легкого гоночного швертбота, но никак не крейсерской яхты. Попытки закрепить обводные блоки брасов в самом широком месте яхты или только на корме можно признать теоретически верными лишь для идеально скроенного паруса и определенного курса относительно ветра.
На своей яхте мы крепим обводные стопорные блоки брасов в районе стойки кормового релинга, а еще одну пару простых обводных блоков с карабином или скобой переставляем по перфорации фальшборта в зависимости от курса и паруса (на «РТ» — три спинакера — два радиально-горизонтального покроя и один штормовой, три-радиальный). Немного поэкспериментировав с каждым из спинакеров на разных курсах относительно ветра, нетрудно найти места для установки обводных блоков и даже пометить их. Впрочем, паруса вытягиваются со временем и положение меток изменится.