что такое спецоперация определение

О специальных операциях, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации

Юридические науки

Похожие материалы

Организация и проведение специальной операции силами личного состава органов внутренних дел выступает в качестве наиболее сложной формы выполнения боевых задач. Задействованные в хоте таких операций на различных направлениях силы и средства решают разные по объему и характеру задачи. Однако цель у них одна – восстановление общественной безопасности. Подобного рода операции требуют от всего личного состава гигантских физических и моральных затрат, четко налаженной связи и взаимодействия [3, с. 221], [4, с. 141].

Специальные операции, проводимые органами внутренних дел, можно охарактеризовать целым рядом признаков, к основным из которых относятся:

Специальная операция – комплекс служебно-боевых, оперативно-служебных, специальных и технических мероприятий, согласованных по месту, времени, направлению сосредоточения основных усилий действия привлекаемых сил и средств, объединенных в группировку (боевой порядок) в целях пресечения или ликвидации последствий ЧО или ЧС. Специальная операция начинается с момента принятия решения руководителем ОВД о введении в действие оперативных планов при возникновении особых условий [5, с. 154].

К специальным мероприятиям принято относить:

Каждому виду и способу проведения специальной операции свойственна своя комбинация тактических действий и специальных мероприятий, а также последовательность их проведения [6, с. 10-12]. Управление силами и средствами в специальных операциях осуществляет старший оперативный начальник, единолично принимающий решение по способу и виду проведения специальной операции и руководящей ею.

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по способам, видам и направлениям.

Направления напрямую зависят от обстановки. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (катастрофах, стихийных бедствиях и пр.), а также в обстановке, при которой может вводиться режим военного, чрезвычайного или особого положения.

По видам специальные операции разделяют на операции:

Помимо этого, подразделения органов внутренних дел проводят специальные операции следующих видов:

Специальные операции различают по способам их проведения:

Правовой основой деятельности органов внутренних дел при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (при проведении специальных операций) являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Понятие, виды специальных операций

Термин “ специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и

различного рода боевых действий, отличающихся высокой

маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.

Виды специальных операций:

— по задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

— по задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

— по обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

— по пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

— по ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

Частная цель в конкретной специальной операции будет

определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть:

-розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

-освобождение заложников в различных ситуациях;

-пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;

-пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений,

сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

-поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

-пресечение террористического акта;

-борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Источник

Понятие и сущность специальной операции.

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальная операция представляет собой совокупность основанных на законах и нормативно-правовых актах, согласованных и взаимосвязанных по цели (задачам), месту и времени оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий и силовых (боевых) действий, проводимых в определенном регионе или на важном объекте территориальными органами внутренних дел совместно с частями (подразделениями) внутренних войск и другими взаимодействующими силами по единому замыслу и плану под руководством старшего оперативного начальника в целях восстановления нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка, правопорядка и нормального функционирования государственных и иных органов и учреждений, нейтрализации условий, угрожающих здоровью и жизни граждан, нанесением ущерба материальным и культурным ценностям. Она характеризуется применением определенной системы тактических и оперативных действий различных сил и средств, привлекаемых для решения задач в специальной операции, в результате которых достигается ее конечная цель.

К общим целями специальных операций можно отнести:

· защиту жизни и здоровья людей;

· предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

· обнаружение преступников и пресечение (нейтрализация) их преступных действий.

Специальная операция имеет свои черты, существенно отличающие ее от повседневной деятельности органов внутренних дел:

· проводится она в более напряженной обстановке, чем в обычных условиях;

· ее содержание составляет обширный комплекс мероприятий (организационных, правовых, оперативно-служебных, уголовно-процессуальных, психологических, материально-технических и др.), которые лишь в совокупности могут обеспечить выполнение задач в данных условиях;

· проведение специальных операций объективно требует массированного использования значительного количества разнообразных по правовому положению (предназначению) и тактике действий сил и средств милиции, других служб ОВД, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России, которые выступая лишь в качестве единого цельного комплекса и под единым руководством, в состоянии оказать действенное влияние на негативные тенденции развития оперативной обстановки и добиться намеченного конечного результата;

· действия могут проводиться в значительных пространственных границах, размер которых зависит от вида и масштабов ЧО, объема причиненных им отрицательных последствий;

· проведение специальной операции осуществляется строго на плановой основе;

· осуществляемая деятельность проводится под руководством специально образованного органа оперативного управления (объединенного оперативного штаба, оперативного штаба или группы управления), так как ее целенаправленность, размах, интенсивность, разнообразие участвующих в ней сил и средств, реализуемых ими действий, настоятельно требуют выполнения большого объема работ по управлению (организации, регулированию, прогнозированию, планированию, контролю и т.п.).

К категориям (понятиям) специальной операции можно отнести следующие: масштабность, цели, единое руководство (единоначалие), интенсивность и адекватность действий, взаимодействие, законность действий. Рассмотрим основные из этих категорий (понятий).

Масштабность или размах специальной операции характеризуется количеством и составом сил и средств, привлекаемых к выполнению задач в специальной операции, объемом этих задач и важностью объекта преступного посягательства, а также величиной территории, на которой проводится комплекс мероприятий специальной операции.

Ширина и глубина задачи имеет значение при ведении поиска преступников или рассредоточении правонарушителей и определяется руководителем специальной операции в зависимости от способов и характера действий в конкретной специальной операции.

Цель специальной операции должна быть четко выражена и направлена на достижение определенных, конкретных результатов. В зависимости от поставленных целей специальные операции отличаются по способам проведения и способам действий привлекаемых сил, а также и по порядку привлечения оперативных и войсковых резервов выполнения задач в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть следующие:

-розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

-освобождение заложников в различных ситуациях;

-пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;

-пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

-поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

-пресечение террористического акта;

-пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

-пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

-борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Анализ опыта проведенных специальных операций, служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел, служебно-боевой деятельности внутренних войск свидетельствует о том, что они проводятся для достижения более широкого круга частных целей. Так, например, специальные операции проводились при задержании сотрудников органов внутренних дел, оказывающих вооруженное сопротивление после совершения тяжкого преступления или по розыску и задержанию преступников, совершивших групповой побег из исправительно-трудовых колоний или следственных изоляторов.

Под единоначалием, как категорией специальной операции, понимается такая форма организации управления, при которой во главе органа управления специальной операцией стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные для всех участвующих в специальной операции сил, решения. Нормативные акты министерства внутренних дел определяют, что руководят специальными операциями старшие оперативные начальники, к категории которых отнесены министры (начальники управлений) внутренних дел, начальники городских и районных отделов (управлений) внутренних дел, лесных исправительно-трудовых учреждений или по их поручению компетентные должностные лица. В зависимости от этого и определяются уровни управления, к компетенции которых отнесены прерогативы организации и руководства силами в специальных операциях.

Под уровнями управления в специальных операциях понимаются определенные подсистемы МВД России, на которые возлагаются обязанности реагирования на то или иное чрезвычайное обстоятельства, возникшее на обслуживаемой территории. Анализ проведенных специальных операций показывает, что они могут проводиться на тактическом, оперативном и оперативно-стратегическом уровнях управления.

Тактический уровень управления предполагает городской, районный, линейный отдел внутренних дел, в обязанности которого входит реагирование на чрезвычайные обстоятельства, возникшие на обслуживаемой территории.

Под оперативным уровнем управления понимается министерство внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управление внутренних дел края (области), управление внутренних дел на транспорте, управление лесных исправительно-трудовых учреждений и воинской части внутренних войск, дислоцированной на территории данной республики, края, области, которые обязаны реагировать на чрезвычайные обстоятельства и принимать все меры по нормализации обстановки на обслуживаемой территории.

К категориям, характеризующим специальные операции можно отнести и такие понятия как интенсивность и адекватность действий.

В понятие интенсивности как категории специальной операции входят такие показатели: продолжительность, динамичность, напряженность.

Продолжительность действий должна быть подчинена одному из основных требований необходимости проведения специальной операции в сжатые, минимально короткие сроки. Нельзя допустить, чтобы сложная оперативная обстановка, характеризующаяся как чрезвычайное обстоятельство, сохранялась на обслуживаемой территории длительное время. Опыт оперативно-служебной деятельность свидетельствует о том, что специальные операции могут проводиться в пределах от нескольких часов до нескольких суток. Для сокращения сроков проведения специальной операции руководителям различных уровней управления необходимо в совершенстве знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, возможности своих сил и средств по выполнению сложных задач, оперативно анализировать поступающую информацию и принимать целесообразные решения по адекватному и своевременному реагированию на то или иное чрезвычайное обстоятельство. Нерешительность руководителя при принятии решения на применение необходимых, в рамках требований законов и других нормативных актов, мер может повлечь тяжелые последствия и увеличить продолжительность противоправных действий, а, следовательно, и продолжительность специальной операции.

Динамичность в специальной операции может проявляться в скоротечности развития оперативно-служебных и служебно-боевых действий, частых и резких изменения положения как группировки сил и средств, так и участников противоправных действий в районе проведения специальной операции, требует своевременного и широкого маневра силами и средствами. Для достижения динамичности действий необходимо оснащать силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск высокоманевренным транспортом большой проходимости, так как нередко специальные операции проводятся в трудно доступной местности. Часто при проведении специальных операций возникает необходимость в срочном перекрытии новых направлений и рубежей, наращивания усилий на важных и угрожаемых направлениях, ввод в действие резервов в кратчайшие сроки, что требует оснащения войсковых сил вертолетами.

Напряженность действий в специальной операции характеризуется тем, что силы органов внутренних дел и внутренних войск проводят мероприятия специальной операции днем и ночью, с полной отдачей моральных и физических сил. Выполнение служебно-боевых и оперативно-служебных задач может быть прекращено только тогда, когда они будут выполнены или поступит распоряжение старшего начальника о прекращении силовых действий.

Взаимодействие должно быть организовано на всех этапах проведения мероприятий специальной операции и на всех уровнях управления. Взаимодействие организует руководитель специальной операции между подразделениями органов внутренних дел и всеми приданными на период проведения специальной операции силами. Взаимодействие в специальной операции заключается в согласовании по задачам, направлениям (рубежам, районам, объектам) и временным интервалам действий группировки сил в интересах достижения цели (выполнения задачи), поставленной старшим начальником. Основанием для организации взаимодействия служит соответствующее указание руководителя специальной операции.

Анализ проведенных специальных операций и учений позволяет сделать вывод о том, что они проводятся по определенным периодам (этапам), к которым можно отнести: первоначальный или подготовительный (он может стать и завершающим); силовых (боевых) действий в совокупности с проведением и других мероприятий комплекса специальной операции; заключительный или завершающий.

В ходе проведения подготовительного или первоначального этапа проводится весь комплекс воспитательных, оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий в целях разложения, деморализации и, в конечном итоге, склонения преступников или преступной группы к отказу от проведения противоправных действий. При достижении положительных результатов этих мероприятий необходимость проведения остальной части комплекса специальной операции, т.е. проведение силовых (боевых) действий, отпадает. В ходе этого периода могут действовать отдельные служебные наряды органов внутренних дел по выявлению и нейтрализации организаторов преступных акций, а также по убеждению граждан (осужденных) в неправомерности действий отдельных лиц; войсковые (служебные) наряды могут брать под охрану караулами важные объекты, осуществлять охрану общественного порядка путем проведения патрулирования населенных пунктов или улиц, прилегающих к объектам (районам) проведения специальной операции.

Одновременно проводится планирование (уточнение планов) силовых (боевых) действий и создается достаточная для выполнения задач группировка сил и средств. Так, при проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне основная часть личного состава войсковых частей внутренних войск и подразделений органов внутренних дел прибыли из других регионов страны.

Завершающий или заключительный период может иметь цель проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и силовых (боевых) действий по поддержанию общественного порядка, разоружения незаконных вооруженных формирований, рассредоточения участников противоправных действий. Основными способами выполнения задач в этот период будут патрулирование района проведения специальной операции, задержание и конвоирование организаторов, активных участников противоправных действий и исполнителей преступлений, а также обеспечение действий следственно-оперативных групп.

Источник

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — военные мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащенными силами, применяющими методы и способы боевых действий, не характерные для обычных сил. Такие мероприятия проводятся с применением всех видов военных действий и на всех уровнях, самостоятельно или в координации с действиями обычных сил, для достижения политических, военных, психологических и экономических целей. Военно-политические соображения могут требовать использования скрытых, тайных или негласных методов и принятия некоторой степени физического или политического риска, не связанного с обычными операциями.

Смотреть что такое «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ» в других словарях:

ОПЕРАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ — СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ … Юридическая энциклопедия

Специальные войска Польши — польск. Wojska Specjalne Rzeczypospolitej Polskiej … Википедия

Специальные исследования — Исследования, при которых проводятся или один диагностические операции (например, при исследовании отказавших изделий), или диагностические операции в сочетании с ИОПО направлониым изменением состоянии аппаратов (например, при исследовании их иа… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Специальные сигналы для сбора личного состава МВД при ЧС — При чрезвычайных обстоятельствах к действиям привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Задача на проведение специальной операции может поступить в виде … Энциклопедия ньюсмейкеров

Специальные войска — Не следует путать с Войсками специального назначения термином, для обозначения войск специальных операций противника. Не следует путать с Частями особого назначения термином, для обозначения частей выполнявших специальные (особые)… … Википедия

ОПЕРАЦИИ, ПЕРЕУЧЕТНЫЕ — межбанковские кредитные операции, основанные на переучете коммерческих векселей; используются банками для мобилизации денежных средств. П.о. заключаются в следующем: банк, выступающий в качестве заемщика, продает из своего портфеля вексель… … Большой бухгалтерский словарь

ОПЕРАЦИИ, ПЕРЕУЧЕТНЫЕ — межбанковские кредитные операции, основанные на переучете коммерческих векселей; используются банками для мобилизации денежных средств. П.о. заключаются в следующем: банк, выступающий в качестве заемщика, продает из своего портфеля вексель… … Большой экономический словарь

Специальные войска — 1) подразделения и части, предназначенные для выполнения в бою (операции) специальных задач (например, по связи, инженерному обеспечению и др.) и имеющие специальное техническое оснащение. К С. в. в Вооруженных Силах СССР относятся:… … Большая советская энциклопедия

Специальные права заимствования — («Специальные права заимствования») международные резервно расчётные средства в рамках Международного валютного фонда (См. Международный валютный фонд) (МВФ). Существуют в виде записей на специальных счетах стран членов МВФ и… … Большая советская энциклопедия

Источник

Определение «Специальной операции». При возникновении, каких чрезвычайных обстоятельств проводятся Специальные операции с участием ВВ

Содержание

введение. 3

Заключение. 22

Список использованных источников и литературы. 23

Введение

На протяжении всех лет существования Внутренние Войска были, есть и будут одним из основных гарантов стабильности общественной безопасности. Определяя структуру и содержание моей курсовой работы, я посчитал необходимым включить в него разнообразный материал, позволяющий более широко взглянуть на роль и место внутренних войск в системе обеспечения общественной безопасности посредством решения задач по борьбе с различными видами правонарушений и, в первую очередь, в боевом порядке маневренной группе в горной местности.

Моя работа, содержащая характеристику маневренной группе (МГ), дает представление о структуре и практических действиях, элементах боевого порядка и тактики действия в составе МГ.

Рассматривая тему своей работы, я преследовал цель подробного изучения МГ в горной местности. Для её достижения необходимо проанализировать выше обозначенные вопросы:

раскрыть понятия, виды, структуру специальной операции;

дать четкую и полную характеристику МГ.

проанализировать вопрос тактики действий маневренной группы в горной местности.

Определение «Специальной операции». При возникновении, каких чрезвычайных обстоятельств проводятся Специальные операции с участием ВВ.

Специальная операция— это комплекс оперативных, режимных, войс­ковых и других мероприятий, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Специальная операция с участием войсковых сил и средств могут проводиться по:

— задержанию особо опасных и вооруженных преступников;

— пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

— освобождению заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участников местности;

— поиску и задержанию нарушителей, проникших на охраняемую территорию (акваторию) важного государственного объекта.

Этапы специальной операции:

Организация специальной операции:

— постановка задач воинским частям (подразделениям);

— подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в операции;

— организация взаимодействия, воспитательной работы, всестороннего обеспечения и управления;

— сосредоточение сил и средств районе проведения специальной операции, занятие назначенных рубежей и построение боевого порядка группировки сил и средств.

2. Введение специальной операции:

— непрерывное управление действиями подчиненных подразделений в ходе выполнения задач специальной операции;

— оценка обстановки и принятия целесообразного решения на действия подчиненных подразделений в случаях ее резкого изменения.

3. Завершение специальной операции:

— выход подчиненных в район сбора;

— проверка наличия личного состава, вооружения и снаряжения (при необходимости изъятия боеприпасов);

-возможное оказание медицинской помощи пострадавшим;

— определение маршрутов выдвижения к месту дислокации (с подведением итогов).

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для[2]:

участие в освобождении заложников;

участие в пресечении массовых беспорядков в населенном пункте;

участие в ликвидации незаконных вооруженных формированиях;

участие в пресечении массовых беспорядков в исправительных учреждениях уголовного наказания в виде лишения свободы;

участие в предотвращении и пресечении угона воздушного судна;

участие в пресечение захвата важного государственного объекта;

участие в розыске преступников (вооруженных дезертиров);

участие в ликвидации последствий ЧО техногенного и природного характера;

участие в пресечение захвата органов внутренних дел.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа. Правовой же базой деятельности ВВ1 при выполнении задач в условиях ЧО является Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты.

Таким образом, определение Специальная операция и условия возникновения ее весьма сложны и разнообразны, также как и сама обстановка, что предполагает собой множество фактов указанных выше.

Маневренная группа может быть использована в качестве мобильного резерва для оперативного реагирования на резкие изменения обстановки, для оказания помощи другим войсковым нарядам и патрулям (по опыту действий в Северной Осетии может применяться как подвижный КПП или комендантский пост, для обеспечения безопасности граждан, их имущества, грузов), при со­провождении транспортных колонн, для несения службы на участке (в районе) или на указанном маршруте. В маневренную группу назначаются наиболее бое­способные подразделения, усиленные бронетехникой, специальными средства­ми и средствами обеспечения СБД. Наряд подчиняется вышестоящему коман­диру (начальнику). Состав, вооружение, оснащение, экипировка, форма одеж­ды, порядок несения службы определяется командиром с учетом обстановки и характера выполняемых задач[3].

В зависимости от складывающейся обстановки и поставленной задачи МГ располагаются вблизи комендатур, либо выводятся в установленные для них пункты дислокации, либо несут службу в указанном районе, участке или маршруте. Во взаимодействии с другими элементами группировки сил и средств и видами войсковых нарядов МГ могут быть использованы для прове­дения:

— деблокирования района (объекта), дороги.

— осуществления разведки в отдельных районах, участках местности, населенных пунктах.

Служебно-боевые действия войсковой наряд ведет путем наблюдения, выбором места расположения (например, если МГ действует как КПП), скрытым движением, тщательным поиском преступников, осмотром местности и пути следования[4]. В силу разнообразия выполнения СБЗ основными тактическими способами могут быть:

— патрулирование в районе выполнения задач;

— блокирование объекта (местности);

— деблокирование дороги, объекта;

— преследование, вытеснение, сдерживание;

— поиск, сопровождение, захват;

Охрана — есть комплекс войсковых, режимных, инженерно-техни­ческих и иных мероприятий, проводимых силами и средствами подраз­деления с целью обеспечения безопасности объектов.

Патрулирование — действия подразделений по охране общественно­го порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах и в иных общественных местах городов и других населенных пунктов путем несения патрульно-постовой службы.

Блокирование — действия подразделений по изоляции участка мес­тности (района, города, населенного пункта или их части), предполагаемого нахождения правонарушителей.

Блокирование может быть сплошным (непрерывным), выборочным (по направлениям), в один и более рубежей (внутренний и внешний).

Для блокирования назначается рубеж: отделению на закрытой мес­тности — до 250 м, на открытой — до 500 м; взводу на закрытой местности — до 750 м, на открытой — до 1500 м; роте на закрытой местности — до 2 км, на открытой — до 5 км. В ночное время (в тумане) плотность блокирова­ния увеличивается.

Деблокирование — действия подразделений по разблокированию участка местности (района, населенного пункта или их части).

Окружение действия подразделений (войсковых нарядов) по изоляции правонарушителей с целью их захвата (ликвидации).

Подразделениям назначаются рубежи окружения протяженностью: от­делению — 50—60 м, взводу — 300—450 м, роте — 1000—1500 м.

Изъятие — действия подразделений по захвату правонарушителей или наиболее активных участников массовых беспорядков, находящихся в толпе

Рассредоточение — действия подразделений по разделению участни­ков массовых беспорядков на части и вытеснению их с занимаемой тер­ритории.

Вытеснение действия подразделений, по освобождению района про­ведения специальной операции от граждан в целях восстановления общест­венного порядка.

Сдерживание — действия подразделений по разъединению противо­борствующих сторон в различных конфликтах, в том числе по нанесению урона и срыву намерений крупных незаконных вооруженных формирований с целью выигрыша времени для организации действий войск.

Преследование — неотступное движение подразделений (войсковых нарядов), отдельных военнослужащих за лицами, бежавшими из-под охраны войскового наряда с целью их задержания.

Преследование может быть:

— непосредственным — преследуемые находятся в поле зрения пре­следующего войскового наряда, военнослужащего;

— по следам — проработкой следа служебной собакой, по видимым следам человека и транспортных средств.

Поиск — действия воинских частей (подразделений) по обнаружению и задержанию преступников в, местах их вероятного нахождения.

Поиск может быть сплошным или выборочным. При сплошном поиске ос­мотру подвергается весь назначенный район. При выборочном поиске осматри­ваются отдельные участки (объекты).

По способам ведения поиск подразделяется на односторонний, дву­сторонний, по направлениям (участкам), объектам и комбинированный.

Односторонний поиск ведется путем одновременного движения розыскных нарядов (подразделений) в одном направлении в пределах назначенных им по­лос.

Двусторонний поиск ведется путем встречного движения розыскных на­рядов (подразделений) в пределах назначенных им полос.

Поиск по направлениям (участкам) ведется в направлениях (местах) ве­роятного движения (нахождения) преступников.

Поиск по объектам применяется, как правило, в населенных пунктах для осмотра отдельных строений, зданий и сооружений.

Комбинированный поиск включает несколько перечисленных способов ведения поиска.

Для ведения поиска цепью на закрытой среднепересеченной местности (в лесу) интервалы между военнослужащими устанавливаются не более 10 м., средний темп поиска при этом может составлять 1—1,6 км/час. На открытой местности ширина полосы и темп поиска увеличиваются.

Подразделениям (войсковым нарядам) при ведении поиска назначаются рубежи: исходный, уравнительные, встречи (при двустороннем поиске) и конечный. Уравнительные рубежи назначаются через 1—2 часа движения по просе­кам, дорогам и другим, ясно видимым ориентирам с целью выравнивания дви­жения подразделений, уточнения задач и вопросов взаимодействия на местно­сти.

Демонстрационные действия — действия подразделений по введению правонарушителя в заблуждение относительно истинного замысла действий.

Сопровождение — действия подразделений по обеспечению безопас­ности прохождения колонн (эшелонов) с людьми и грузами.

Конвоирование — действия подразделений по сопровождению лиц, взя­тых под стражу в установленные места сбора.

Захват — действия подразделений по штурму места нахождения во­оруженных правонарушителей, их задержанию, а при активном сопро­тивлении— их ликвидации.

Прикрытие — действия подразделений по обеспечению выполнения за­дачи группой захвата (изъятия), поддержке ее огнем, специальными средства­ми.

Подводя итог, необходимо заметить, что на маневренную группу возлагается задача, от выполнения которой будет зависеть результат проведенной операции. Невыполнение возложенных на него задачи может привести к необратимым последствиям, а в частности, прорыв на участке блокирования, создание очагов массовых беспорядков, а соответственно и потерей жизней военнослужащих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *