что такое специализированная электронная площадка
Что представляют собой электронные площадки для торгов
Рыночная площадь – именно она во все времена была «сердцем» любого города, местом, где решались важные вопросы, производилось движение по денежным «артериям». Сегодня, когда значительная часть процессов перешла из реальной в виртуальную плоскость, вести торговлю можно не только при личной встрече. Электронные торговые площадки (ЭТП) стали с успехом заменять настоящие аукционы, облегчая взаимодействие сторон.
Вопрос: Компания, применяющая УСНО и исчисляющая налог с разницы между доходами и расходами, подала заявку на участие в госзакупке. Вправе ли она учесть в составе расходов выплату вознаграждения оператору торговой площадки аукциона и электронных торгов?
Посмотреть ответ
Из статьи вы узнаете, в чем особенности такого способа торговых отношений, какие виды ЭТП функционируют в сети Интернет, сможете сопоставить плюсы и минусы электронной торговли, а также сравнить несколько самых популярных электронных площадок.
Определение и суть электронной торговой площадки
Электронная торговая площадка (ЭТП) – это интернет-ресурс, дающий возможность взаимодействия сторон при осуществлении торговых операций.
Сущность работы этого ресурса – в предоставлении организационных, технических, информационных возможностей для заключения сделок в электронном виде, то есть определенный сервис, благодаря которому эффективность торговой деятельности резко возрастает.
Если в результате использования интернет-сайта была заключена сделка между продавцом и покупателем, поставщиком и заказчиком, значит, можно говорить об использовании ЭТП.
Существуют специально оптимизированные сайты, ставшие удобными и популярными для такого рода деятельности. Чаще всего посредством ЭТП проводятся такие торговые операции:
Стороны электронной торговли
Покупатель или заказчик инициирует проведение торгов, потому что ему выгодно улучшить условия для приобретения необходимых ему товаров или оказания услуг. В свою очередь, продавец (поставщик) помещает свои предложения для их выгодной реализации. Их взаимодействие происходит через посредника, которым выступает оператор электронной связи либо владелец сайта, где происходит торговля.
Для участия в торгах нужно получить аккредитацию на выбранной электронной площадке, а для этого сначала зарегистрироваться. Статус – покупатель или продавец – выбирается самостоятельно. Если не пройти аккредитацию, можно будет только знакомиться с информацией на сайте, никак повлиять на процесс не получится.
ВАЖНО! Для взаимодействия посредством ЭТП обеим сторонам процесса необходима электронная подпись.
Функции ЭТП
Виды электронных площадок для торговли
ЭТП классифицируют по их основной направленности, то есть цели, с которой производится торговля.
Плюсы и минусы электронной торговли
Перенесение значительной части торговых процедур в Интернет, безусловно, является прогрессивным. Ведь самое сложное при поиске необходимых товаров или услуг – это не только найти подходящего поставщика, но и оптимальные условия по ценам, доставке и другим параметрам.
Выгода для покупателя
Рассмотрим преимущества для покупателя, связанные с возможностями электронных площадок:
Выгода для продавца
Преимущества ЭТП для продавца (поставщика товаров или услуг) напрямую связаны с их деятельностью. Любой продавец хочет сбыть свой товар на своих условиях, важно только найти покупателя, которого устроят именно такие условия. Хотелось бы, чтобы при этом о твоей организации был проинформирован максимальный круг потенциальных клиентов. ЭТП позволяет с легкостью решить эти проблемы без лишних затрат:
Риски
В нашем мире ничто не совершенно, в системе электронных торгов также есть риски и слабые места. Возможные минусы использования электронных торговых площадок:
Электронные торговые площадки: особенности и виды
Определение
Интернет-ресурсы, предназначенные для организации операций купли-продажи, называются электронными торговыми площадками (ЭТП).
Площадка предоставляет пользователям выбор способов закупок в соответствии с алгоритмами, регулируемыми регламентом данной ЭТП и её внутренними правилами, не противоречащих действующему законодательству.
Участниками ЭТП являются:
Заказчиками на ЭТП могут выступать государственные и коммерческие организации, поставщиками — любые юридические и физические лица и ИП.
ЭТП стали появляться вместе с распространением глобальной сети. Первые площадки возникли к концу 90-х годов ХХ века. Они были очень просты и имели подобие доски объявлений, благодаря которой покупатели и продавцы находили друг друга. В первых ЭТП были реализованы лишь функции размещения заказов.
С дальнейшим развитием технологий возникли электронные торговые площадки в виде многофункциональных информационно-технических комплексов.
С принятием закона № 44-ФЗ закупки в рамках государственного заказа были переведены в электронную форму. С 2019 года порядок обеспечения государственных нужд в товарах, услугах и работах посредством проведения тендеров стал обязательным для всех госучреждений РФ.
Торги на ЭТП проходят в рамках конкурентной борьбы. Затраты участников торгов на приобретение и продажу товаров, работ и услуг — оптимизируются.
Операторы электронных ресурсов для проведения аукционов обеспечивают взаимодействие покупателей и продавцов посредством разработки и поддержки комплекса решений:
Оператор ЭТП не имеет права официально оценивать правомерность действий заказчиков и поставщиков и применять к ним меры властного воздействия, так как он не обладает полномочиями:
Полномочиями по пресечению незаконных действий заказчика либо поставщика при проведении закупки в электронной форме обладают исключительно государственные контролирующие органы и суд.
Для работы на ЭТП покупатели и поставщики обязаны:
На каждой площадке действует своя электронная цифровая подпись. После получения ЭЦП оператору необходимо предоставить оператору требуемые документы, заверить их электронной подписью.
С начала 2019 года в связи с вступившей в силу ст. 24.2 44-ФЗ на федеральных ЭТП, отобранных для госзаказа, порядок получения аккредитации кардинально изменился. Участники торгов должны быть зарегистрированы в единой информационной системе (ЕИС), которая доступна по адресу zakupki.gov.ru.
Проходить аккредитацию на каждой отдельной федеральной ЭТП теперь не требуется.
Получить доступ к электронным торговым процедурам можно по изложенной ниже схеме.
Если не выполнить требований, предъявляемых к участникам ЭТП, доступ можно получить только к открытой части площадки, что позволяет просмотр размещенной информации. Принимать участие в торгах не получится.
Посетители ЭТП после прохождения процедур регистрации становятся заказчиками или участником торгов, проводимых посредством электронного документооборота.
Общие принципы работы ЭТП заключаются в следующем:
Функции
ЭТП выполняют такие функции:
ЭТП дают возможность участникам торгов выполнить такие действия:
Преимущества
К преимуществам торговли на ЭТП следует причислить факты того, что все торги:
Заказчики получают следующие преимущества:
Среди преимуществ для поставщиков:
Закупки товаров, работ и услуг делятся на такие виды:
В соответствии с действием ФЗ площадки подразделяют на две группы:
Государственные и муниципальные учреждения обязаны делать закупки только на федеральных площадках.
Правило касается органов власти разных уровней и бюджетных учреждений всех населенных пунктов: детские сады, школы, больницы и прочие, финансируемых из бюджетов разных уровней.
Федеральных ЭТП на начало 2020 года всего 9:
Федеральные ЭТП относятся к типу B2G (business-to-government). Заказчики здесь только госучреждения. Их работа регламентируется 44-ФЗ. Выбор площадки для размещения заказа делает сам заказчик.
Полная информация о проводимых гостендерах размещается на сайте zakupki.gov.ru.
Список площадок для торгов по 223-ФЗ никем не зафиксирован. Правила их работы определяются самими ЭТП.
Коммерческие площадки подразделяются на несколько подвидов:
В зависимости от сферы охвата экономики торговые площадки подразделяется на:
ЭТП можно подразделить также за их предназначением для определенного типа лиц:
По системам торговли бывают ЭТП для:
Коммерческие электронные торговые площадки разделяются на:
Общедоступные площадки формируют информацию с целью облегчения взаимодействия поставщиков и заказчиков.
Компании, работающие по 223-ФЗ, проводят закупки в электронном виде добровольно, используя либо собственные площадки, либо коммерческие. Часто они осуществляют торговые сделки на тех же ЭТП, на которых проводятся закупки по 223-ФЗ.
Коммерческие ЭТП относятся к типу B2B (business-to-business). Заказчики на них — любые юридические лица частной формы собственности, физические лица, индивидуальные предприниматели. Таких площадок на территории РФ около 5-6 тысяч, однако самыми популярными являются около сотни.
Отдельным типом ЭТП следует выделить те, что предназначены для продажи имущества банкротов в соответствии с требованиями Федерального закона 127-ФЗ.
Стоит отметить ЭТП:
Наиболее популярные площадки различных типов входят в «Ассоциацию электронных торговых площадок» (АЭТП). Для ознакомления с их полным перечнем необходимо перейти по адресу http://www.aetp.ru/etp/list.
Электронные площадки способствуют упрощению работы для заказчиков и поставщиков, минимизируют издержки на проведение торгов, устанавливают единые правила торгов по ФЗ, помогают найти наиболее выгодные условия сделки. Процедуры осуществляются прозрачно и открыто, минимизируются коррупционные риски. Среди минусов следует назвать наличие абонентской платы, скрытая платность, необходимость приспосабливания к алгоритмам каждой ЭТП.
Тендерные площадки: какие бывают и их перечень
В этой статье мы расскажем все о видах тендерных площадок и максимально осветим весь их список. К участию в закупках необходимо подойти осведомленно. А лучшим решением данного вопроса станет тендерное сопровождение.
Электронные торговые площадки
Такие электронные площадки взимают определенную плату за размещение тендеров с заказчиков и за возможность участвовать в закупке с поставщиков. На этих порталах необходимо пройти аккредитацию, предоставив запрашиваемые документы и получить ЭЦП.
Электронные торговые площадки по 44-ФЗ
Электронные площадки для торгов, где проводятся государственные закупки, государственные торговые площадки для проведения тендеров:
Торговые площадки электронных торгов, список площадок по 44 федеральному закону.
Аккредитация на электронных торговых площадках
На электронных торговых площадках поставщику необходима аккредитация.
Для этого получите электронную подпись и пройдите регистрацию в ЕИС.
Срок аккредитации на ЭТП до 5 рабочих дней, существует ускоренная аккредитация от 1 часа.
Федеральные ЭТП
Внимание! Получение ЭП для ФТП возможно только в авторизованных УЦ.
Группы площадок
Все о бесплатных официальных тендерных площадках
Тендерная политика активно врывается во все сферы бизнеса и коммерческой деятельности, и это не удивительно. Благодаря им возможно получить выгодные цены на определенный вид товаров и услуг, при этом сэкономить время на поиск надежного поставщика. Рассмотрим более детально все тонкости данного процесса.
Тендерные площадки — электронные ресурсы для проведения конкурса на поставку товаров или услуг от компаний. Они относятся к государственному или коммерческому сектору и позволяют свести к минимуму расходы на желаемый продукт.
Для того чтобы подать заявку на участие, не обязательно быть юридическим лицом. К конкурсу допускаются и физические лица.
Данные площадки имеют ряд положительных преимуществ, к которым относится:
Перечень электронных торговых площадок, на которых можно работать с квалифицированной электронной подписью
Федеральные ЭТП
Коммерческие ЭТП
Подпись для торгов «Расширенная» дает дополнительную возможность участвовать в торгах на:
Подпись для торгов «Максимальная» дает дополнительную возможность участвовать в торгах на:
Электронные торговые площадки по 223 Федеральному закону
Электронные площадки для малых закупок
Список сайтов, работающих с усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП)
Чтобы получить ЭЦП, вам потребуется квалифицированная помощь юристов.
Таким образом, в большинстве случаев усиленная квалифицированная подпись используется на государственных порталах, где любое физическое или юридическое лицо может поучить государственную услугу через Интернет (зарегистрировать недвижимость, сменить адрес, подать декларацию в ФС по РАР, заказать объявление в Вестнике, узнать задолженность по налогам, подать иск в суд и др.).
Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Список электронных площадок по реализации имущества (при процедурах банкротства):
Список коммерческих торгово-закупочные систем
Аккредитованные:
Неаккредитованные:
Коммерческие закупки
Государственные тендеры
Приобретение товаров, услуг или работ для нужд страны или муниципалитетов регламентируется федеральными законами 44 и 223. Первый документ применяется в случае, когда заказчики — бюджетные учреждения и унитарные предприятия. Второй регулирует госзакупки со стороны естественных монополий, организаций с преобладающей долей государства в уставном капитале, компаний с регулируемой деятельностью и т. п. Помощь в госзакупках лучше всего получить от профессиональных юристов.
Особенности заключения сделок через конкурсы:
44‑ФЗ простым языком. Часть 1
Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Заказчик
Поставщик
Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:
15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
ЭТП
Федеральные органы власти
Что регулирует 44-ФЗ?
Что не регулирует 44-ФЗ?
Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации
Принципы контрактной системы
Важные определения
Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,
Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.
Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.
Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.
Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.
Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.
Единая Информационная Система (ЕИС)
Сейчас содержит
Появится в 2021 году
Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.
Организация ЭДО
Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:
Национальный режим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.
Способы проведения закупок
В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.
Планирование
Основной документ заказчика — п лан-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.
Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.
В описании каждой закупки есть:
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.
Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.
Начальная цена контракта
Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.
Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:
Электронные торги
Из нашей статьи вы узнаете:
Электронные торги — это процесс выбора поставщика или покупателя, который проводится на специальных сайтах — электронных торговых площадках. Участие в электронных торгах позволяет продавать свои товары и услуги бюджетным и госучреждениям, а также крупным корпорациям. Кроме того, поставщик получает новые рынки сбыта.
Электронные торги в сфере закупок регулируются законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Коммерческие закупки, в которых заказчиками выступают частные компании и ИП, не должны противоречить ГК РФ, 615-ПП и 135-ФЗ.
Способы проведения электронных торгов
Закупки по 44-ФЗ могут быть конкурентными и неконкурентными. Основные способы конкурентных закупок:
Конкурс проводится тогда, когда важна не только низкая цена, но и другие параметры. Конкурс также может быть открытым или закрытым, с ограниченным участием и двухэтапный. Заказчик обращает внимание на срок выполнения, стаж компании, техническую оснащённость и другие факторы. Конкурс не предполагает торгов подобных электронному аукциону, участники закупки указывают свои цены сразу. Но при этом у участников закупки, допущенных к участию в открытом конкурсе в электронной форме, есть право подавать окончательные предложения о цене контракта. Участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта. Если он таким правом не воспользовался, то заказчик будет рассматривать его первоначальное предложение о цене контракта. Выигрывает конкурс тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта.
Запрос котировок похож на аукцион, но максимальная стоимость заказа не может превышать 3 млн. рублей. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену.
Запрос предложений похож на конкурс — участники направляют заказчику цены и характеристики своих услуг. Выигрывает тот, кто предложил оптимальные условия исполнения заказа.
Неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика. Этот способ возможен в ряде случаев, которые закреплены в ст.93 закона 44-ФЗ.
Закупки по 223-ФЗ могут проводиться разными способами, но чаще всего используются конкурс и аукцион. Неконкурентный способ тоже возможен, но никакого списка случаев, когда он допустим, нет. Заказчики ограничены только законом о защите конкуренции.
Этапы электронных торгов
Получение электронной подписи
Для регистрации и работы в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) и на электронной торговой площадке необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. С её помощью участники заверяют справки, документы, подписывают контракты.
Приобрести КЭП можно в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи РФ, ГК «Астрал».
Регистрация в ЕИС
Для участия в электронных торгах нужно зарегистрироваться в единой информационной системе в сфере госзакупок — ЕИС.
Для регистрации в ЕИС нужно выполнить следующие шаги:
После регистрации в ЕИС участник получит аккредитацию и сможет работать на восьми федеральных ЭТП.
Аккредитация на электронной торговой площадке
ЭТП, которые не являются федеральными, устанавливают свои требования к участникам. Они могут включать в себя специальное расширение для электронной подписи и пакет документов для аккредитации. Поэтому перед регистрацией следует уточнить эти нюансы.
Аккредитация на ЭТП проводится в электронном виде. Участник готовит документы, подписывает их электронной подписью и отправляет оператору. Оператор проверяет заявку и принимает её или отклоняет. Если заявку отклоняют, то обычно поясняют причину отклонения.
Обеспечение заявки с помощью спецсчёта или банковской гарантии
Спецсчёт — это обычный счёт в банке, который используется для обеспечения заявок при участии в закупках. Участники торгов переводят свои деньги на спецсчета, и на время проведения конкурса или аукциона эти деньги замораживаются банком.» После окончания торгов деньги размораживаются у всех, кроме победителя. Если он отказывается подписывать контракт, деньги списываются в пользу заказчика. Если соглашается, то счёт размораживается, и часть денег автоматически уходит на оплату комиссии электронной площадке.
Другой способ обеспечения — получение банковской гарантии. Гарантия — обещание банка заплатить за клиента деньги, если он не выполнит свои обязательства. Клиент покупает это обещание на определённую сумму и срок. Если клиент не выполнит заказ, банк сам выплатит сумму обеспечения заказчику.
Поиск торгов
Искать заказы можно вручную на электронных торговых площадках или воспользоваться специальным сервисом. Все заказы в сфере госзакупок можно найти через ЕИС. Если закупки там нет, она либо ещё не объявлена, либо недействительна.
Упростить поиск закупок поможет «Астрал.Тендер». Сервис находит государственные и коммерческие закупки, оценивает шансы на успех, предоставляет информацию о заказчике и конкурентах.
Подготовка документации для участия
Для того чтобы поучаствовать в выбранном тендере, нужно собрать документы. Список необходимых документов указан в документации к закупке, поэтому очень важно внимательно ознакомиться с текстом документации.
КОММЕНТАРИЙЭКСПЕРТА:
При подготовке заявки на участие в закупке внимательно изучайте инструкцию по ее заполнению. На практике в работе заказчиков встречаются две крайности. Это формальный подход к оформлению в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки или наоборот, излишне подробная, запутанная для восприятия с многочисленными уточнениями, ссылками и т.д. В случае возникновения сомнений в правильности понимания содержания инструкции во избежание отклонения вашей заявки уточняйте условия закупки через направление заказчику запросов на разъяснение документации. Если ответ на запрос не прояснил ситуацию – целесообразно направить жалобу в орган по контролю. При этом следует помнить, что жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки только до окончания установленного срока подачи заявок.
Обычно в перечень необходимых документов участника входят:
Их предоставляют в электронном виде и подписывают электронной подписью руководителя.
Подача заявки
Заявка на аукцион состоит из двух частей, каждая из которых может быть доступна для просмотра заказчику в разное время. Обе части заявки направляются оператору электронной площадки одновременно.
Первая часть содержит полную информацию о предлагаемых товарах, работах и услугах. Она рассматривается 3-5 дней, после чего организации разрешается участвовать в аукционе. Во второй части указаны реквизиты поставщика, она анализируется в течение 4-6 дней после завершения торгов. На её основании принимается решение о заключении сделки.
Заключение контракта
Проект контракта содержится в закупке изначально. После подведения итогов закупки в него вносятся сведения о победителе и его предложение по цене и условиям исполнения контракта. Сроки заключения контракта по результатам закупки в электронной форме различаются в зависимости от способа закупки:
Если победитель уклоняется от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, занявшим второе место.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:
Результат: Выполнение/жалобы/закрывающие документы
По исполненному контракту составляются документы о приемке. В настоящее время приемка может быть с использованием бумажного документооборота или проводится в электронной форме. Подписание документов о приемке является точкой отсчета для срока оплаты по контракту. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а если закупка проводилась только для субъектов малого бизнеса – 15 рабочих дней.
Расторжение контракта может произойти по следующим причинам:
В этом случае заказчик указывает в Реестре контрактов статус «Исполнение прекращено».