что такое сознание в философии
Всё о сознании
Человек единственное существо на планете, которое имеет развитое сознание. Эта особенность отличает людей от животных и растений. Животные не умеют завидовать, ненавидеть и им не свойственно желание ответить на причинённый ущерб. Рыбы не в состоянии вспомнить вчерашний день. Растение не способно чувствовать, ведь оно не может осознанно изменить свою природу, так как рост заложен в ДНК. Сегодня подробней разберёмся, что такое сознание, а также как это понятие трактуется философии и психологии.
В конце статьи рассмотрим несколько теорий, которые по-своему объясняют такую способность личности, как сознание. Для самых любознательных будет увлекательное видео.
Сознание: разбор понятия
Сознание — это психическая способность людей, которая позволяет воспринимать окружающий мир и реагировать на его изменения. Люди в отличии остальных существ Земли способны:
Яркий пример с книгой
Старая книга, взятая из библиотеки. Она потрёпанная, но видно, что о ней заботятся. В ней три романа Агаты Кристи. Знакомые советовали прочитать восточный экспресс. Открывая книгу, в воздухе появляется характерный запах старой бумаги и клея. Этот аромат напоминает старые повести Шерлока Холмса, прочитанного в детстве.
Читайте также: Что такое логика
За мгновение в голове проносятся поток мыслей, образов и связанных с ними эмоций. Личность за короткое мгновение вспоминает прошлое, представляет будущее и определяет настоящее. В каждом моменте он испытывает чувства, закреплённые за определённым действием. Подобная способность ощущать мир — это психическое сознание человека.
Сознание: понятие в психологии
В психологии сознание — это определение знаний о самом себе, об окружающем мире. С точки зрения науки — понимание субъектом кто он такой, и в каком мире он находится. Данная способность является высшей функцией личности.
Пример, индивидуум понимает кто он такой, и умеет отличать свою личность от других людей. Человек способен предсказывать или предугадывать последствия событий.
Индивидуум управляет своим телом, чувствует изменения в организме. Личность способна проявлять чувства и эмоции, с помощью вербального контакта с людьми (разговор) и невербального способа (мимика, жесты, письменно).
Сознание: понятие в философии
Философы считают сознание и реальность неразделимыми понятиями. Благодаря такому умению личности, как сознание появилась способность ощущать себя в реальном мире. Индивидуум на основе окружающего мира имеет возможность:
Направления философии в определении термина
Дуализм разделяет сознание индивидуума и материю. В подобной трактовке дух-сознание личности неразрушимо, а тело-материя — быстро разрушается. В дуализме дух человека важнее тела, так как после смерти он продолжит существовать.
Идеализм считает, что окружающий мир не существует без его осознания человеком. Данное направление философии ставит на первое место сознание.
Материализм определяет сознание, как способность высокоразвитой материи людей созидать что-то из ничего.
Сознание: иллюзия контроля
Дэниел Деннет профессор в США занимается изучением природы возникновения такой способности, как сознание. Профессор пытается объяснить причины возникновения образов и процессов создания мыслей в биологической плоскости.
Деннет рассказывает студентам, что сознание личности только на первый взгляд сложный процесс. Оно похоже по своему действию на не всегда идеальную память.
Что такое ложная память
Ложная память — это феномен, который интригует множество исследователей. Элизабет Лофтус известный психолог работает в этом направлении. На одной из своих лекции она рассказала о мужчине, обвинённого в изнасиловании. Жертва ошиблась, спутав невиновного человека похожего по комплекции и внешнему виду на преступника.
В первый раз, давая показания, женщина испытывала некоторые сомнения, но во второй раз уже была полностью уверена в виновности мужчины. Через несколько лет был пойман настоящий преступник, а невиновного мужчину отпустили на свободу. Проведя несколько лет в тюрьме, под давлением и стрессом мужчина деградировал. Он не смог приспособиться к жизни в обществе и вскоре умер.
Сознание: схожесть с памятью
Человеческая память, как и сознание, совершает ошибки. Индивидуум неспособен заметить мыслительные процессы. Каждое решение личности планируется мозгом за несколько мгновений до их принятия. С неполными воспоминаниями мозг использует туже схему. Он быстро заполняет пустые места предполагаемой или неточной информацией.
Особа неспособна контролировать важные процессы мышления и памяти. Мозг — это сеть миллиардов нейтронов благодаря их работе индивидуум думает, что он всем управляет. Сознание — совокупность приёмов мозга, управляющего разумом личности.
Дарвин и естественный отбор
Естественный отбор Дарвина описывает эволюцию видов. В теории описывается развитие животного мира путём выживания сильного. Миллионы лет потребовалось на эволюцию когнитивных мыслительных процессов человечества. Данными процессами наделены все представители животного мира.
Читайте также: Что такое адаптация
Когнитивные способности шимпанзе намного превосходят мыслительные возможности комнатных рыбок. Человек наделён наиболее развитой способность, которую называют сознание. Благодаря эволюционным когнитивным процессам, индивидуум способен отдавать себе отчёт о предпринимаемых действиях. Совершая какие-либо поступки, личность способна дать ответ об их причинах.
Данная способность позволяет людям:
Делая выводы и предугадывая события человек, делятся информацией с определённым кругом лиц. На подобное способен только Homo Sapiens.
Культурная среда и мемы
Естественный отбор генов не единственный фактор эволюции когнитивных способностей. Культурное развитие такой способности, как сознание основано на отборе мемов. Ричард Докинз учёный, специализирующийся на эволюции и генетике считает что мемы — культурная единица информации, распространяющаяся с помощью копирования. Выживают лучшие мемы, способные лучше других копировать себя.
Мем — это единица информации, которая достаточно популярна в культурной среде. Мем передаётся как вирус от человека к человеку. Он может быть идей, символом, действием, и мем распространяется посредством вербального или невербального способа общения в обществе.
Сознание: радикальные теории
Из-за недостатка информации учёные не могут изучить сознание. Нейробиологи исследуют части мозга ответственного за некоторые функции, а именно боль и счастье, но наука о сознании рассказывающая о взаимосвязях, не даёт объяснений возникновения мыслей и идей.
Учёные после нескольких десятков исследований определили, что некоторые участки мозга ответственны за сознательные реакции. Понять причину, почему так происходит, они не смогли. Последнее десятилетие стало временем инновационных открытий в работе области мозга, но это не помогло учёным ответить на главный вопрос.
Теория иллюзии
По мнению, Дэниела Деннета, в таком понятии, как сознание нет ничего сложного. Деннет предложил идею, что мозг создаёт только иллюзию такой способности, как сознание. Основываясь на теорию иллюзий, нужно сосредоточиться на изучении функций мозга.
Многие исследователи соглашаются с идеей такого понятия, как иллюзорное сознание, но для доказательства теории нужно совершить огромное количество научных исследований.
Теория фундаментальности
Теория фундаментальности была создана теми, кто не был согласен с идеей иллюзии. Дэвид Чалмерс предложил рассмотреть сознание в форме фундаментального нечто. Фундаментальными понятиями в физике принято считать:
Данные законы являются основными единицами исследований в физике. Благодаря им, находят новые принципы. Фундаментальные законы воспринимаются научным сообществом как аксиома, не требующая доказательств. С их помощью строят картину мира. Чармерс предполагает, что такая теория, как фундаментальное сознание откроет новые возможности для изучения законов управляющих функциями мыслительных процессов.
Сознание: теория панпсихизма
Теория под названием панпсихизм одна из самых безумных идей, которую предложил Чармерс. Данная гипотеза предполагает, что некоторые зачатки такой способности, как сознание есть у всех веществ.
Фотоны, электроны и прочие мелкие частицы наделены примитивными ощущениями существования. Несмотря на нелепость теории панпсихизма, некоторые люди воспринимающие человека и природу одним целым, а также они находят гипотезу логичной.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Сознание (философия)
Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.
В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.
Содержание
Философские теории сознания
В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).
Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая со-отнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то]. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект. В то же время, термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесенности с миром.
Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.
Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:
Дуализм
Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.
Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.
Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.
Логический бихевиоризм
Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.
Идеализм
Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».
Индуизм
В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы»). [4]
Материализм
Функционализм
Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д. И. Дубровского.
Двухаспектная теория
Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.
Феноменологическая теория
Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Феноменология пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.
Эмерджентная теория
Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 11. Сознание
Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, таким же древним, как сознание.
Человек с рождения попадает в мир предметов, созданных руками предков, и формируется как таковой лишь в процессе обучения по их использованию. Способ отношения человека к действительности определен не его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми через общение с другими людьми навыками предметных действий. Овладевая исторически выработанными способами предметной деятельности, особенно языком, человек получает объективное знание о свойствах предметов мира. Человек выделяется и противопоставляет себя объективной действительности благодаря целенаправленным действиям, т. е. его активная жизнедеятельность направляется представлениями или знаниями о реальных свойствах объектов. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.
Без понимания и знания, которые несут с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенным смыслом в системе приобретенных через общественную деятельность знаний. Знания сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом. Однако нельзя отождествлять сознание только с логическим мышлением. Вне чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического мышления вообще не существует. Если бы человек только производил одну за другой логические операции, но на практике не ощущал, не чувствовал, не переживал бы постоянного соотнесения значения своих понятий с активными действиями и восприятиями действительности, то он не понимал бы и не осознавал ни действительности, ни себя самого, т. е. не обладал бы ни сознанием, ни самосознанием. Однако нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы за порогом сознания. Сознание, впитывая в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проект будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Лекции по искусству. Книга 1
Первые шаги в науку. Как проводится исследование? Учебное пособие для школьников и педагогов
Ольга Германовна Левина
Методика взыскания долгов. Полный курс
Лаконичная философская энциклопедия. ЛАФИЭНИЯ ЛФЭ. Третье издание
Олег Сергеевич Кривченко
Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие
Основы философии. Опорный конспект
Сергей Анатольевич Поваляев
Краткий курс философии для бакалавров
Галим Рамилевич Башаров
Методологические основы изучения возникновения и развития личности. Монография
Философия науки и техники. Проблемы начала XXI века
Международные экономические отношения: конспект лекций
Физическая культура – поурочные планы для 1-го класса
Артем Юрьевич Патрикеев
Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 1 (А)