что такое сознание подсознание бессознательное
Сознание и подсознание — что это простыми словами
В этой статье я попробую объяснить Вам, что такое сознание и подсознание простыми словами. Правда, Вы это и сами знаете — только не знаете, что знаете. Другими словами, сознание может думать, что Вы этого не знаете. А подсознание знает многое, и о самом себе и о сознании и обо всем на свете. Не буду больше Вас путать, давайте начнем разбираться.
Заодно узнаем, как можно сознательно влиять на подсознание и изменять свою жизнь в лучшую сторону. Думаю, это полезно для всех.
Содержание статьи:
Что такое сознание и подсознание?
Наверное, у всех эти понятия ассоциируются с мышлением, пониманием, памятью, принятием решений, а значит с функцией головного мозга. Так оно и есть. Только функционируют и участвуют они во всех этих процессах немного по-разному. Что-то – явно, а что-то скрытно; что-то больше, а что-то – меньше. Но то и другое используется ежедневно.
Сознание – это то, что мы используем или активируем, когда нам надо о чем-нибудь подумать, что-то осмыслить или решить. Мы что-то делаем, отдавая себе в этом отчет. Действуем «осознанно» или «сознательно». Считается, что при этом задействуется кора головного мозга.
Сознанием мы пользуемся в активное время суток – в состоянии бодрствования. Во время сна сознание нам неподконтрольно. Оно отдыхает.
Подсознание – это процессы, происходящие в нашей голове вне зависимости от нашей воли. В подсознании находится все, что мы когда-либо видели, слышали и чувствовали.
Вы наверное слышали выражение: «У меня это записано на подкорке»? Область подсознания расположена под корой головного мозга. А еще в подсознании находится информация, имеющаяся у нас с самого рождения.
Подсознание функционирует постоянно и без отдыха. Днем мы его почти не замечаем – нам кажется, что все свои действия мы совершаем осознанно.
Что значит сознание в психологии и философии?
Основной интерес к сознанию с точки зрения психологии связан с осознанием самого себя, знанием о своем существовании и реальности. Самосознание — это мыслительное и психическое явление, формирующее в человеке целостную и единую личность, имеющую определенное представление (образ) о себе и своих качествах. Этот образ является осознанием своего «Я».
В философии сознание тоже рассматривается с точки зрения самосознания и его развития.
Самосознание является постоянно продолжающимся процессом формирования отношения человека к внешним условиям, начиная от восприятия своего физического тела в окружающем мире, затем осознания себя частью социума, и до формирования устойчивого и индивидуального образа — «Я».
Самосознание ориентировано, в основном, не во внутрь себя, а на внешний мир — на окружающих людей и их отношения, на происходящие вокруг события и свою роль в них.
Есть философское выражение: «Бытие определяет сознание». Самосознание характеризуется собственным сформированным отношением к событиям окружающей реальности.
Сознание и подсознание – в чем разница?
Не смотря на то, что сознание и подсознание – добрые соседи, живущие в одной голове, найти им друг с другом общий язык и договориться бывает нелегко. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения.
При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет ДО 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.
Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, курения) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать!
Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.
Сознание – это как оперативная память компьютера. Она маленькая. В ней хранится только информация, актуальная «на сейчас» и ближайшее время. Все остальное находится в подсознании.
Оно похоже на жесткий диск и его объем несравнимо больше. Там находится, в том числе, и информация, что нам (почему-то) нужно, например, есть много сладкого или нужно (зачем-то) курить. Что поделать? Так там записано.
Сознанием мы легко можем управлять. Своей волей решаем, куда нам пойти или поехать, что посмотреть, как составить планы на неделю.
Решение прочитать эту статью тоже принимало ваше сознание. А вот расшифровкой заученных в далеком детстве символов (букв и слов) оно себя не утруждало. Этим, незаметно, занималось подсознание.
С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно (по своей воле) в нем разобраться или что-то найти.
Силой своего сознания мы способны «вытаскивать» из недр подсознания вредную для нас информацию и заменять ее другой, более полезной. О том, как это делать, читайте ниже.
Как работает подсознание?
Подсознание – словно огромный резервуар с информацией, находящийся в нашей голове. Он хранит всю нашу память, творческие возможности, убеждения, рефлексы и инстинкты. В нем записано все, что мы когда-либо видели, слышали, учили и делали.
Так как большую часть этой информации мы уже давно никак не используем, нам кажется, что мы давно уже забыли.
Однако подсознание ничего не забывает, а все бережно хранит, сложив по полочкам. Оно практически полностью управляет нашей жизнью. Подсознание контролирует все жизненно важные процессы — дыхание, сердцебиение и пищеварение.
В нужный момент оно находит и использует любую хранящуюся в нем информацию. Правда, не всегда с пользой для нас.
Когда мы спим и видим сны – это подсознание выдает нам какую-то информацию. Известный психолог и психотерапевт Карл Юнг придавал снам очень большое значение. Он изучал и интерпретировал сны пациентов, которых ему приходилось лечить.
Юнг считал, что с помощью снов подсознание человека говорит о чем-то важном, хочет предостеречь или о чем-то предупредить. Карл Юнг также стал автором понятия «коллективного бессознательного».
Очень важно осознанно относиться к тому, что мы смотрим или слушаем в течение дня – какой информацией мы наполняем наш мозг. От этого во многом будет зависеть наше мироощущение, восприятие реальности и вся наша жизнь.
Например: у меня есть знакомая, которую в детстве сильно испугала и укусила кошка. Теперь этой женщине 33 года и она до сих пор испытывает неосознанный панический страх при виде кошек. Этот страх передается и ее детям, которые видят ее реакцию на животное.
Также формируются и другие страхи, фобии, привычки, убеждения и программы поведения. Часто для этого даже, бывает, не нужен личный пережитый опыт – достаточно ребенку услышать высказывания родителей или людей, представляющих для него авторитет.
Много лет назад у меня несколько раз были ситуации, когда мне доводилось возвращаться с корпоратива на машине, находясь в сильно подвыпившем состоянии. Ехать приходилось из незнакомого района города. Дорогу домой я не знал.
Так как мое сознание, — сами понимаете, было измененным, а точнее – полностью отключенным (иначе я бы не сел за руль), работало только подсознание – «автопилот».
Оно «довозило» меня домой быстро и точно. Очнувшись утром, я обнаруживал свою машину аккуратно припаркованной в ряду плотно стоящих автомобилей. Так мое подсознание выручало меня, активировав записи моего пути на корпоратив.
Это НЕ пример того, как надо добираться домой после банкета. Это о том, как подсознание записывает всю информацию, поступающую в наш мозг.
Не стоит винить судьбу, свое окружение, обстоятельства или что-то еще. Хотя, конечно, это легче и удобнее всего. И еще так безопаснее для тех, засевших в подсознании, убеждений, которые привели человека к такой жизни и его удерживают в ней.
Как же нам добраться до своего подсознания?
Мы регулярно видим и слышим некоторые сигналы своего подсознания во сне. Единственная сложность с правильной расшифровкой увиденного. К тому же, чаще всего, если нам что-то бывает нужно отыскать в архивах мозга, то что-то другое.
Поговорить со своим подсознанием и получить ответы на любые вопросы мы можем во время медитации. Медитировать можно, например, удобно расположившись в тихом месте, в помещении или на природе.
Можно включить спокойную тихую музыку. Надо закрыть глаза и полностью отключиться от своих мыслей, прислушиваясь только к своему внутреннему голосу, внутренним ощущениям.
Каких-либо строгих правил медитации нет, каждый сам может подобрать подходящий способ полного расслабления.
Некоторые люди способны, даже находясь в активном состоянии, слышать свой внутренний голос, свою интуицию.
Коллективное бессознательное
Как Вы думаете, Ваше подсознание полностью принадлежит только Вам? Оказывается, мы рождаемся уже сразу с некоторым набором психических установок и архетипов, являющихся структурной частью передающегося нам наследия — коллективного бессознательного.
Одним из первых это понятие использовал Швейцарский психолог Карл Юнг. Он считал, что весь эмоциональный опыт предыдущих поколений людей, живших на нашей планете в течение миллионов лет, накапливается и имеет способность передаваться по наследству.
Своего рода генетическая память.
Коллективное бессознательное не зависит от индивидуальных особенностей психики каждого человека и является общей психической основой для всего человечества.
Оно позволяет всем живущим на Земле людям иметь общие стереотипы (архетипы) эмоционального восприятия и поведения в определенных ситуациях.
К архетипам коллективного бессознательного относятся также образы отца и матери в человеческом восприятии, понятия внутреннего мужчины у женщины и внутренней женщины у мужчины.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели, что такое сознание и подсознание простыми словами. Надеюсь, статья была полезной для Вас и поможет понять истоки того, что происходит в Вашей жизни.
Сознание, подсознание, бессознательное
Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое сознание, подсознание и бессознательное и как они связаны друг с другом.
Видеоверсия статьи
И все это я буду рассказывать с позиции ИДЕАЛ-метода. Итак, поехали.
Давайте по-простому, кратко и без сложных определений.
Сознание – это то, что мы можем контролировать.
Когда человек полностью что-то контролирует, значит он сознательный. Мы сознательны, когда мы полностью можем чем-то управлять и получать предсказуемые результаты.
Например, мы хотим включить свет. Мы подходим к выключателю и включаем его. Это полностью сознательное действие и предсказуемый результат.
В нашем сознании находится наш жизненный опыт, те выводы к которым мы пришли на протяжении нашей жизни. Например, что если подойти к выключателю и нажать на него – то зажжется свет.
Сознание наделяет нас правом выбора. Мы может принимать решения – поступать нам так или иначе: включить свет или сидеть в темноте.
Подсознание – это автоматические инстинкты выживания (модели мышления и поведения) для адаптации к среде.
Большинство подсознательных установок мы получаем от наших предков. Если сказать обобщенно, то предки это созидатели нашего подсознания.
И все эти установки мы получаем через гены, мы наследуем их. В генах содержится очень иного информации. 1 ген содержит 10 в 9 степени бит информации. Т.е 1 миллиард бит информации в одном гене!
Получается в каждой клеточке нашего организма хранится вся информация о наших предках до 4 колена. Все их взаимодействия между собой и окружающим миром (доход, браки, смерти, измены, достижения, работы, учебы, дети и т.д.)
В общем, все, что они делали, говорили и думали. И все это является нашими подсознательными установками. Получается, что мы наследники моделей мышления и поведения наших предыдущих поколений.
Если говорить условно, то мы наполовину папа, наполовину мама, на четверть бабушка, на четверть дедушка, на одну восьмую прабабушка, на одну восьмую прадедушка.
И те ситуации, взаимодействия и выводы к которым в свое время пришли эти наши предки, сейчас являются нашими подсознательными установками.
Например, сознательно мы будем хотеть включить свет, но подсознательно будем саботировать достижение этой цели, потому что когда-то нашего дедушку шандарахнуло током.
И теперь у нас будет подсознательный страх включать свет. Это же касается денег, отношений и здоровья. Сознательно мы можем желать одного, а получать другое из-за подсознательных установок, доставшихся нам от наших предков.
Бессознательное – это то, что скажем так работает под управлением Бога, природы, высших сил, законов мироздания и т.д.
Это деление клеток, выработка нужных гормонов, вращение электронов, вращение планет по орбитам, развитие и рост эмбриона и т.д. Это некий автопилот, благодаря которому все существует и мы в том числе.
Это идеальная программа жизни, по которой работает все мироздание. И она всегда работает без сбоев. Это какие-то общие законы, которые влияют на всех нас.
И эта идеальная программа есть в каждом из нас по факту рождения. Если мы следуем этой идеальной программе (этим законам), то у нас в жизни все будет ок.
Если продолжать аналогию со светом, то идеальная программа это наличие работающего выключателя: какой-то высший интеллект создал выключатель, который работает таким образом, что если его включить, то появится свет.
Но у подавляющего большинства людей это не получается – потому что у нас, кроме этой идеальной программы жизни, есть ряд надстроек: наше подсознательное и сознательное.
Которые могут искажать эту идеальную программу, идти с ней в разрез – и тогда мы получаем различные деструктивные результаты в своей жизни, которые являются мотивацией для того, чтобы мы приблизились (вернулись) к идеальной программе жизни.
Человек счастлив и в достатке, когда он выровнен на уровне сознания и подсознания с идеальной программой жизни.
Теперь давайте разберем, как это работает в динамике.
Допустим, у нас есть цель – хочу 1 миллион рублей. Это наша сознательная цель.
Далее цель погружается с подсознание и там происходит поиск различных вариантов у предков, что же у нас было касательно денег, т.е. как к этому запросу относились наши предки.
Если были раскулачивания, смерти из-за денег и прочие неприятности, то наш запрос корректируется и уходит в окружающую среду.
И вот здесь вступает в силу 3 закон Ньютона – сила действия равна силе противодействия или что посеешь, то и пожнешь.
В нашем сознании создается конструктивный запрос – хочу 1 миллион. Этот запрос проходит через подсознание (через сверку с различным опытом наших предков касательно денег) и может обрести деструктивную окраску: например, если будет много денег, то придет беда.
Этот вывод возник на основании того, что в генах у нас записан такой опыт – он был у нашего дедушки, которого раскулачили.
И этот запрос корректируется подсознанием и превращается в запрос «ну его нафиг эти деньги – от них одни проблемы»: и подобный запрос «излучается» в окружающую среду.
И от бессознательного (окружающей среды) мы получаем соответствующие результаты – деньги в нашу жизнь не приходят.
Хотя изначально в бессознательном есть все и всего в избытке. Но запрос проходя через призму подсознательного (через призму опыта наших предков) искажается и мы получаем соответствующий результат.
В общем, если мы хотим достигать своих целей без искажений, то нужно «вносить правки» в подсознание. Другими словами разбираться с предками – с их моделями мышления и поведения, приводить их в соответствие с идеальным законом жизни.
А идеальный закон жизни гласит: человек создан для радости и у него для этого есть все необходимое. На самом глубинном бессознательном уровне человек рожден для радости.
Плюс на уровне бессознательного нам все достается даром – мы не просили, чтобы нам вращали электроны, чтобы делились клетки, чтобы наши железы вырабатывали нужные элементы и т.д. – мы получили это в дар.
Пока человек излучает РАДость – в ДАР он получает все блага жизни.
Как только во вне мы начинаем излучать отрицательные эмоции (по ряду сознательных или бессознательных причин), то мы начинаем вступать в диссонанс с окружающей средой и идеальным законом жизни – и это приводит к получению деструктивных результатов.
Так вот ИДЕАЛ-метод Тойча как раз-таки и позволяет исправить (скорректировать) наши бессознательные модели поведения, унаследованные от предков так, чтобы они не входили в диссонанс с окружающей средой.
И это позволит нам с легкостью достигать наших целей и желаний.
Надеюсь, теперь вам стало более понятно, что такое сознание, подсознание, бессознательное, в чем между ними разница и как они взаимодействуют в динамике.
5 различий между сознательным, бессознательным и подсознательным
Содержание:
Мы еще многого не знаем о человеческом разуме. Многие вопросы еще ждут ответа. И в этом контексте разные психологи и неврологи на протяжении всей истории вносили свои идеи, теории и гипотезы о функционировании психических процессов.
Но что такое сознание? А бессознательное? А какую роль играет подсознание? Как они связаны друг с другом? Где каждый? В чем разница между ними? Они такие разные? Если вы хотите найти ответы на эти и многие другие вопросы, вы попали в нужное место. В сегодняшней статье мы исследуем нейропсихологические различия между сознательным, бессознательным и подсознательным.
Что такое сознательное, бессознательное и подсознательное?
Прежде чем детализировать их основные различия в форме ключевых моментов, очень важно поместить себя в контекст и понять точно и индивидуально, что такое сознательное, бессознательное и подсознательное. Итак, давайте определим три концепции. Давай пойдем туда.
Сознательный: что это?
Это самый поверхностный слой разума, который дает нам возможность воспринимать реальность, осознавая все, что происходит в вашей жизни, иметь возможность воспроизводить, комментировать и делиться всем, что связано с самими переживаниями, эмоциями и чувствами. что они производят.
Люди сознательно учатся, рассуждают, судят, планируют, решают и говорят. Вся эта сознательная мысль рождается на этом поверхностном уровне разума. что, как и в случае с двумя другими концепциями, мы не очень ясно понимаем его природу с чисто неврологической точки зрения.
Благодаря сознательному мы развиваем интеллект и приобретаем знания. Его можно использовать как существительное для обозначения «местоположения» определенных психических процессов, которые составляют ясное функционирование нашего разума, или как прилагательное, таким образом служащее для определения психического состояния.
Бессознательное: что это?
Это понятие очень часто используется в качестве прилагательного, применимого к человеку, который действует, не принимая во внимание последствия или риски своих действий, но правда в том, что на психологическом уровне оно содержит гораздо больше секретов.
Бессознательное определяет те действия, которые мы выполняем не задумываясь, и является «местом», где обнаруживаются подавленные воспоминания, неконтролируемые мысли, впечатления, импульсы и т. Д.Точно так же это уровень, на котором находятся феномены личности, происхождение которых мы не можем объяснить.
Подсознание: что это?
Как бы то ни было, мы можем понимать подсознание как слой, который находится ниже порога сознания, но не становится недоступным «местом», как бессознательное. Подсознание состоит из всего, чему мы сознательно научились, но в настоящее время делаем, не слишком задумываясь об этом.
Таким образом, это уровень разума, который мы можем запрограммировать для выполнения задач с очень низким уровнем сознания. Это дверь доступа к тем вещам, которыми вы жили и которые, хотя они и не находятся на сознательном уровне, могут определять ваш образ поведения и ваши личные качества.
Даже так, если вы приложите усилие, вы можете вспомнить их и вернуть в сознание для анализа. Скажем, это мост между бессознательным и сознанием, который, несмотря на то, что он окружен множеством метафорических идей, может помочь разрешить травму, преодолеть болезненные переживания и даже отказаться от зависимости.
Он также известен как предсознательное, и, хотя говорят, что сны рождаются из этого подсознания, правда в том, что современная психология отказалась от его использования, сосредоточившись только на различии между сознательным и бессознательным. И все, кажется, указывает на то, что это подсознание больше реагирует на мистическое, чем на истинную человеческую неврологию.
Чем отличаются сознание, бессознательное и подсознание?
После анализа трех концепций, несмотря на их сложность, несомненно, стали проясняться различия между ними. Тем не менее, если вы хотите или вам необходимо получить информацию в более наглядном виде, мы подготовили следующую подборку различий между сознательным, бессознательным и подсознательным в виде ключевых моментов.
1. Сознательное и бессознательное признаются психологией; подсознание, нет
Все три концепции в свое время были частью психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Но дело не только в том, что подсознание было синонимом бессознательного, но и со временем термин «подсознание» устарел, и сегодня современная психология не признает его. По этой причине в настоящее время разум делится на два уровня: сознательный и бессознательный. Подсознание было отнесено к более мистической и метафорической области разума. но это не соответствует хорошей нейропсихологической основе.
2. Сознание содержит информацию, к которой мы имеем доступ в любое время.
То есть сознание содержит всю информацию, к которой мы имеем доступ в любое время, воспринимая и анализируя реальность и принимая решения на основе опыта и предыдущих знаний, которые мы сохранили в «папке» для быстрого доступа.
5. Сознание контролирует интеллект; бессознательное, физиологических функций
Наконец, сосредоточив внимание на двух уровнях разума, признанных современной психологией, важно подчеркнуть, что, в то время как сознание берет на себя контроль над интеллектом; бессознательное выполняет физиологические функции.
То есть мы сознательно принимаем решения, планируем, говорим и, в конечном итоге, контролируем все, что связано с интеллектом. Но вместо, мы не контролируем дыхание, пищеварение, частоту сердечных сокращений, память, инстинкты или эмоции. Все это опосредовано бессознательным.
Люди со СПИДом: это ваши особые потребности
Живое Предание
Психология и Священное Писание о подсознательном
Психология может дать ответы на многие вопросы. Но если к научному измерению личности добавить духовное, нам откроется невероятно глубокий мир человеческой души. Как связаны наши психологические проблемы и внутренние конфликты с духовной жизнью? Об этом в своей книге «Знаешь ли ты себя? Психологические проблемы и духовная жизнь» размышляет известный греческий духовник и психолог архимандрит Симеон (Крайопулос).
Возродившимся, святым человеком не правят внутренние состояния, которых он не может даже осознать. Им правит благодать Божия, напитавшая его до самой глубины существа.
Представим себе, что мы видим озеро. Вода кажется спокойной или иногда чуть колышется, но никто не знает, что скрывается в глубине. Однако если у человека есть определенный опыт (например, он аквалангист), он может нырнуть и опуститься на метр, два или три, добраться даже до дна озера и, увидев, что же там в самой глубине, рассказать нам. Иногда это может помочь принять соответствующие меры.
Попытаемся и мы нырнуть в глубину своего существа, чтобы увидеть и исправить некоторые процессы, происходящие в нас, — процессы, которые вызывают аномалии и в нашем внутреннем мире, и в отношениях с другими людьми.
Сознание, подсознание, бессознательное
Согласно современной психологии, человеческая душа состоит из трех пластов: сознание, подсознание и бессознательное.
В сознании находится то, что понимает, чувствует, ощущает и может контролировать человек: «Вот, у меня есть то и это, и еще вот это. Я ощущаю себя так и вот так». Глубже, чем сознание, находится подсознание, а еще глубже — бессознательное. В подсознании и бессознательном скрыто очень многое, неизвестное нам; мы почти ничего об этом не знаем. Человек на одну десятую состоит из сознательного и на девять десятых — из подсознательного и бессознательного. Приведу пример.
Представьте себе арбуз в озере, в пруду или в резервуаре с водой. Из воды торчит лишь одна десятая арбуза, а девять десятых под водой, их не видно. Так же и в человеческой душе: одна десятая — это то, что мы видим, знаем и контролируем. А это значит, что девять десятых в самих себе нам неизвестны.
Одна часть, скажем, три десятых, — это подсознание; оно находится чуть ниже пласта сознания, и у нас есть некое ощущение того, что там происходит. Но шесть десятых — это бессознательное, этакий темный подвал, о котором мы не имеем совершенно никакого представления. И вопрос не только в том, что этот пласт нам совершенно незнаком. В нем сосуществуют тысячи стремлений, влекущих нас в противоположные стороны, а потому в глубине нашего существа возникают столкновения и конфликты: одно стремление старается уничтожить другое.
Несмотря на то что мы находимся в неведении относительно всех этих процессов, потому что они происходят в глубине нашего существа и их не видно, они все равно очень сильно влияют на нашу жизнь, ведь они внутри нас, а не вовне. Очень часто нами управляют и руководят именно эти скрытые на глубине явления: заставляют говорить одно или другое, вести себя тем или иным образом, занимать ту или иную позицию.
Например, бывают матери, которые совсем не обращают внимания на успехи ребенка, видят только то, что он написал неправильно или некрасиво, и за это отчитывают. Такая мать думает, что, ведя себя подобным образом, она совершает важную воспитательную работу, помогает ребенку вырасти трудолюбивым, старается для его блага. Но на самом деле в ее подсознании есть нечто, о чем она не догадывается, что действует без ее ведома и толкает в ту или иную сторону. Именно это «нечто» принуждает такую женщину видеть орфографические ошибки, а не правильно написанные слова.
Так и в любом человеке есть невидимая, но значительная часть существа, которая им руководит и управляет.
Священное Писание о подсознании
Об этом говорится и в Священном Писании. «Глубоко сердце паче всех», — читаем мы в Книге пророка Иеремии (Иер 17:9). В сердце человека есть глубина, и сколько бы мы ни продвигались внутрь своего «я», как бы ни пытались себя понять, как бы хорошо себя ни знали, какая-то часть всегда будет неизведанной.
Отцы Церкви делали все возможное, чтобы познать себя. Они старались как можно глубже погрузиться в свою сущность, изучая эту неизведанную часть души, чтобы всю ее осенила, просветила и освятила благодать Божия. Поэтому действия и поведение возрожденного, святого человека не обусловлены внутренними состояниями, которых он даже не осознает. Он действует совершенно сознательно. Он знает, что делает и чего хочет. По сути говоря, им управляет и движет благодать Божия, оросившая его до самых недр его существа.
Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни
В начале XX века бессознательное было совершенно не изведано с научной, психологической точки зрения. Однако святые отца знали о нем. Отцы Церкви сказали все, что нужно по этому вопросу, и сами действовали соответствующим образом, так что стали святыми.
В первой четверти XX столетия появились выдающиеся психологи, которые специально занялись этим вопросом — постарались как можно глубже погрузиться в человеческую душу, исследовать определенное поведение человека. Почему человек действует так или иначе? Почему ведет себя неправильно, не осознавая этого? Если человек не отдает отчет в своих действиях, значит, он чем-то ведόм.
Итак, хотя отцы Церкви знали об этом уже давно, наука лишь относительно недавно обнаружила пласт подсознания и бессознательного. Начали применяться методы психоанализа, который теперь используют специалисты во всех европейских государствах, пытаясь помочь людям, страдающим различными душевными недугами. Но суть в том, что, как бы ни старался человек, если он действует без Бога, он не получает таких результатов, как мог бы получать при содействии благодати Божией. А иногда вместо пользы наносится даже и вред.
Первым зазвучал голос Зигмунда Фрейда, который, конечно, сделал и правильные наблюдения, но одновременно с этим у него были и ошибочные идеи, а также множество богохульного и греховного. Альфред Адлер и Карл Юнг, ученики Фрейда, осознали, что не все постулаты учителя верны, перестали с ним соглашаться и отделились от него. Адлер открыл новый путь в психологии, Юнг тоже пошел своим путем и продвинулся дальше, но во многих вопросах и он заблуждался.
Конечно, любой человек может быть неправым. Это касается не только ученых, которые ставят опыты, проводят исследования и, естественно, время от времени ошибаются. Это касается и тех, кто занимается самыми святыми и духовными вещами: мы должны знать, что как люди мы будем допускать ошибки, как люди можем заблуждаться. Хотя в Греции и много нас, интересующихся и старающихся жить духовной жизнью, но мы всё только портим и искажаем, потому что недостаточно еще познали себя, чтобы начать что-то делать. А причина кроется в следующем: каждый нас считает, что он всё делает идеально и остальные должны поступать так же. А правда в том, что любое дело, совершаемое людьми, — каким бы оно ни было, даже если ему содействует благодать Божия, — прежде всего несет человеческую печать. И если мы решим, что эта человеческая печать есть печать Божия, то наше дело сразу перестанет быть духовным и вместо добра принесет вред.
Если даже духовники, которые непосредственно занимаются духовными вопросами, могут заблуждаться, насколько вероятнее это может случиться с остальными. А потому неудивительно, что и Фрейд, и Адлер, и даже Юнг заблуждались.
Помню, когда я изучал мнение Юнга по определенным вопросам психологии, некоторые из его утверждений меня не удовлетворяли. Они совершенно не соответствовали тому, что говорят святые отцы, что говорит Священное Писание и предполагает дух христианства.
Не так давно мне в руки попала книга, написанная психиатром и психоаналитиком Карен Хорни, которая, как видно, была серьезным, выдающимся психологом и в Америке, где она жила, предлагала людям самую разную психологическую помощь. Когда-то и Карен была ученицей Фрейда. Но на меня произвело большое впечатление, что она не соглашается с основными положениями своего учителя, которые принесли миру, да и самой психологии, много зла. Также мне запомнились слова, которые она пишет о Юнге: «Хоть в этом месте Юнг утверждает то-то и то-то, я с ним не согласна, и правильнее будет, думаю, то-то и то-то», — дальше высказывается собственное мнение.
Итак, Хорни не согласна с определенными положениями Юнга. А Юнг считается религиозным человеком (он был протестантом) и не раз говорит, что люди, вместо того чтобы посещать психиатров, лучше бы посещали священников. Но так как священники часто бывают неквалифицированными, пишет он, люди и прибегают к психиатрии.
Юнг говорит много хорошего, но некоторые его положения, как я уже сказал, меня не удовлетворяли. А вот позиция Хорни удовлетворяет меня гораздо больше.
Данные психологии в духе отцов Церкви
Так как я не специализировался в этих вопросах психологии и у меня не было времени и возможности отдельно заниматься этими темами, я не могу сформировать собственной школы, собственной методики и теории. Но я возьму то хорошее, то правильное, что говорили известные специалисты, — как берут данные медицинского исследования. Потому что определенные вещи в психологии и психиатрии примерно совпадают с тем, что утверждается в целом в медицине. Врачи исследуют симптомы, проводят опыты и приходят к выводам, например: чтобы прошла эта боль, нужно принять аспирин; чтобы избавиться от этого недуга, нужно сделать операцию. Или: у тебя болит здесь, но причина на самом деле — в желудке. Так как они специально учились медицине и теперь разбираются в ней, мы обязаны с ними соглашаться, с той только оговоркой, что мы смотрим на их выводы в духе Евангелия, в духе святых отцов, в духе христианства и Откровения.
Архимандрит Симеон (Крайопулос) (1926–2015)
Так же и в психологии. Сегодня эта наука в результате исследований, опытов, наблюдений, открытий пришла к определенным выводам. И непозволительно нам сейчас одним росчерком пера перечеркнуть всё и объявить: «Да ладно, пусть они говорят, что хотят», если в определенных вопросах они могут нам помочь. По крайней мере, таково мое смиренное мнение.
Даже подвижник и величайший святой, если у него заболит живот, будет, конечно, мужественно относиться к своему недугу, терпеть, но, когда поймет, что Бог его не исцеляет, обратится к врачам. Мы встречаем людей святой жизни с Афона, которые приезжают в Салоники делать операции и лечиться в больницах, чтобы избавиться от заболевания. Бог мог бы их исцелить, но Он будто бы говорит: «Раз существует способ получить помощь от докторов, Я не буду тебя исцелять; иди к ним и лечись».
Так же и в психологии. Так как сегодня встречаются заболевания психики и у нас есть данные исследований ученых и врачей на этот счет, почему бы нам их не использовать? Непозволительно игнорировать все это и говорить: «Мы этого не принимаем». Мы примем это. Но посмотрим на открытия психологии в духе святых отцов, в первую очередь отцов-исихастов. Конечно, святые отцы понимали психологические проблемы иначе, иначе на них реагировали и в конце концов победили, преодолели их и стяжали святость.
Сегодня наука открывает мир человеческой психики по-своему. Но беда в том, что она смотрит на него сухо, исключительно с рациональной точки зрения, так что, бывает, специалисты, вместо того чтобы помогать людям, нередко делают им только хуже. Говорю из собственного, пусть небольшого, опыта.
Но если использовать открытия психологии в духе Христовом, в духе Евангелия и святых отцов, они становятся полезными.
С помощью новых данных психологии, а также в духе отцов Церкви постараемся немного погрузиться вглубь самих себя, чтобы узнать себя лучше. Так мы сможем освободиться от множества плохих вещей. Если Бог нам поможет и мы поймаем эту «рыбку», плавающую в нас и причиняющую нам столько вреда, то избавимся от больших страданий и почувствуем себя более легко и свободно, и те, кто действительно желает жить духовной жизнью, смогут начать ею жить.
Человек, у которого внутри все запутано и который из-за этого внутренне заблокирован, не может по-настоящему раскрыться навстречу Богу. Конечно, он не совсем пропадет. Если он будет вести себя мужественно, терпеливо и скажет: «Во мне есть проблемы, что же делать? Раз я не могу с ними разобраться, буду надеяться на Господа, на то, что Он меня спасет», — и, если действительно будет иметь терпение и надежду, Бог его спасет; только такой человек не сможет положить начало духовному совершенствованию в своей земной жизни. Но разве у запутавшихся людей может быть столько терпения? Ведь внутренние психологические проблемы создают такую тьму и так сбивают человека с толку, что не дают ему положиться на Бога, довериться Ему, дабы получить успокоение, умиротворение и ощутить хоть немного благодати.
Зло незаметное
Признаём мы это или нет, но каждый из нас при внимательном рассмотрении оказывается заложником некоего внутреннего состояния, подобного лабиринту. Мы — жертвы тысячи различных процессов, сокрытых в нас. Нами правят те или другие переживания, которые действуют, не ставя нас об этом в известность, не находясь под контролем нашего сознания. И хоть, будучи жертвами всех этих темных явлений, мы их не замечаем.
Конечно, плохо быть жертвой. Плохо, что мы, созданные по образу Божию хорошо весьма (см.: Быт 1:31) — простыми, а не сложными, — живем в таком состоянии. Но еще хуже, что мы не знаем, что с нами происходит. Ведомые дурными состояниями, мы принимаем их за нечто хорошее, считаем сокровищем своей души.
Эти состояния дурным образом проявляются и в отношениях с другими людьми, причиняя всем вред. При этом мы уверены, что действуем так правильно, как до нас не поступал никакой другой человек! И это, повторю, самое ужасное.
Перенесем сказанное в духовную сферу.
Как говорят святые отцы, зло не только в том, что мы грешные. Сие Богу известно. Гораздо большее зло — не осознавать состояние греховности, не делать должного, чтобы освободиться от этого состояния, а конкретнее — не идти к Тому, Кто исцеляет от греха.
Плохо не только то, что мы грешны, но и то, что мы не идем за исцелением к нашему Освободителю. Итак, зло заключается в том, что в глубине нашего существа таится лабиринт с множеством темных, неведомых нам сил, которые иногда сражаются друг с другом, прогоняют друг друга (как будто бы стремятся к взаимоуничтожению), а иногда выходят наружу, чтобы вредить окружающим. Причем мы в этот момент можем считать, будто оказываем услугу людям, благодетельствуем им.
Зло чуждо нашей природе
Все эти явления, создающие запутанный лабиринт внутри нас, действуют так, что об их существовании мы едва догадываемся. Они так сильно вплетаются в наше существо, так сильно смешиваются с естественным состоянием души и соединяются с самой ее сутью, что мы считаем эти темные силы частью своего «я». Но на самом деле они совершенно чужды нам и не происходят от естества нашей души.
Эти психопатологические состояния, эти грехи, эти темные чувства не имеют субстанции. Кто за ними стоит? Бог их не создавал. За всем стоит Бог — Тот, Кто сотворил все. Но Бог создал только хорошие вещи. А все плохое — последствие падения.
И потому, хоть все эти процессы в нас существуют, они чужды нашей природе.
Мы поступаем очень неправильно, когда не принимаем это во внимание даже в отношениях с маленькими детьми. Скажем, у ребенка есть какой-то недостаток, например он все время плачет, а мы, вместо того чтобы сказать «он сегодня печальный» или «ему грустно», говорим: «Этот ребенок — плакса». Мы навешиваем ярлык и соединяем недостаток с самой сущностью ребенка. Или говорим: «он врун», «он трусливый» и так далее. Это очень плохо.
Так мы поступаем не только со своими детьми, но и с самими собой. На свои грехи мы смотрим так, будто они объединены с нашим существом, отождествляем их с нашим «я». Мы не можем посмотреть на свою сущность как «хорошую весьма», увидеть, что она создана по образу Божию, а все плохое пришло извне и прилипло к нам, переплелось с существом, но не перестает быть чуждым, — результатом падения. Именно из-за этого смешения, когда наша душа и все эти отрицательные явления становятся одной смесью (как тесто из муки с водой, которое уже не разделить на составляющие), нам не удается разглядеть в себе эти отрицательные черты.
Вот в чем состоит большое зло. У каждого из нас есть недостатки, но беда начинается тогда, когда мы не понимаем, что в нас это зло есть, и не пытаемся от него избавиться.
Важно, кто мы в глубине души
Я вновь хочу подчеркнуть: большое значение имеет, что собой представляет человек в глубине души, — каждый человек, каждый из нас. Как мы мыслим, как действуем. Также очень значимо наше глубинное отношение к единственной подлинной реальности, которая есть Бог, а затем — и к любой другой реальности. Правильную ли мы занимаем позицию или нет? Это важно не только в миру, где у нас часто нет возможности и средств, необходимых, чтобы добиться некоторых духовных успехов, но даже и в пустынях, и в монастырях. Например, можно увидеть подвизающегося человека: он молится, читает духовные книги, старается, не спит ночами. И что из этого выходит? Он ничего не может добиться. Причем, повторяю, это происходит не только в миру, но и в жилище отшельника. Один пустынник бдит, не смыкает глаз, постится, ничего не ест, придерживается самого строгого устава, и все-таки кажется, что его не касается благодать Божия. А с другой стороны, мы видим обычного монаха, который, может быть, даже утруждает себя меньше, чем другие молчальники, совершает меньше подвигов, чем его братья-пустынники, но все же благодать Божия посещает его более других. Почему так? Потому что вопрос не в том, кто что делает. «Я делаю то и это, и еще вот это, потом подсчитываю все вместе, и в сумме все это делает меня таким-то». Нельзя так ставить вопрос. Вопрос в том, какое отношение у моего глубинного «я» к Богу, к любви Божией, к действиям Божиим и к внешней реальности. То же самое говорит нам и современная психология.
Из книги «Знаешь ли ты себя? Психологические проблемы и духовная жизнь». — М.: Никея, 2021
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания