что такое современный урок

Современный урок. Какой он?

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для форм ирования ее нравственных основ.

Какие требования к современному уроку сегодня? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого? Все мы задаем эти вопросы ежедневно, готовясь к уроку.

Основными задачами современного образования является не просто вооружение ученика фиксированным набором знаний, а сформированность у него умения и желания учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.

Особое место в образовательном процессе занимает система УУД учащихся:

Современный урок определяет следующие образовательные идеи:

1. Идея субъектности. На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество.

2. Идея мотивации обучения. Что здесь приходит на помощь:

Центры обучения письму. Разместите в классе туристическое бюро, приемную Айболита, космическую станцию, рабочий кабинет и т.п. Подготовьте настоящие бланки, формы, конверты и т.п., чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Дети показывают понимание целей письма, прибегая к письменным формам коммуникации в ходе ролевой игры.

Изучаем площадь и периметр. Учащимся предлагают реальные предметы и ситуации, в которых они должны сравнить площади и периметры предметов. Учащиеся выбирают предметы из своего непосредственного окружения, чтобы измерить с их помощью площади.

3. Активизация обучения. Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности педагога. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных и инициативных действий. Какие же приёмы произвольной, внутренней активизации используются на современном уроке? (так называемые смыслообразующие стимулы): творческие задания; связь с личным опытом; индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно; поиск, исследование; самоконтроль; самоанализ; рефлексивные вопросы; обращение к личности учащегося; проблемы, предложенные учащимися; запуск поисковой, творческой активности; задачи с недостаточной информацией.

4. Индивидуально-личностный подход. Он осуществляется:

5. Рефлексивное осмысление результатов урока.

Характеристика современного урока

В свете новых стандартов выдвигаются определённые требования к современному уроку:

А также предъявляются требования к заданиям на уроке: Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета

Основные типы уроков

Кроме всего выше сказанного, в стандартах второго поколения, в отличии от прежнего, учитель при подготовке к урокам составляет технологическую карту урока, а не конспект.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Можно ознакомиться с примерной структурой технологической карты.

Технологическая карта включает в себя несколько разделов: этап, деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД.

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы.

Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного.

На этом этапе идёт формирование таких УУД, как регулятивные (учащиеся самостоятельно определяют последовательность выполнения действий и выполняют учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено), коммуникативные и познавательные (сотрудничество учащихся друг с другом, при решении задач).

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала). После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока. Знакомство с новыми терминами, правилами. Формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач). На этом этапе учащиеся применяют полученные знания и умения на практике. Ребята высказывают свои мнения, исправляют ошибки. Закрепляют полученные знания. Формирование таких УУД, как регулятивные, коммуникативные, познавательные.

V этап. Рефлексия. Итог урока.

На этом этапе урока закрепляем содержание учебного материала через приёмы рефлексии. Учащимся предлагается проанализировать свою работу во время всего урока. Формирование регулятивных УУД.

Современный урок – это современный учитель.

Источник

Современный урок — это прежде всего урок!

автор: Маканова Мадина Миннебаевна

учитель физики ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» Сабинского муниципального района РТ

Современный урок — это прежде всего урок!

Современный урок — это прежде всего урок.



Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами: учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, ученик посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира.

Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок :современный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

— что происходит с современным уроком;

— насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

— как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;

— как меняется позиция учителя и другие вопросы.

Планируя современный урок мы знаем:

Чему учить; ради чего учить; как учить В распечатках представлена система дидактических принципов технологиидеятельностного метода.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:

Сопоставление традиционного и современного урока.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
Однозначного ответа нет, так как

Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

очень умный человек учится на ошибках других,

просто умный – на своих,

а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.

Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. В нашей школе работают творческие учителя, к этому педсовету было проведено 8 открытых уроков. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Критерии эффективности современного урока

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт» Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов

Требования, предъявляемые к современному уроку

Основные компоненты современного урока

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему;определить место темы в учебном курсе;определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока., УУД- в распечатках.

3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала;воспроизведение; применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой ситуации;творческий подход к знаниям,упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;задания, способствующие осмыслению материала учеником;задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Источник

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…»

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо, чтобы урок постоянно вбирал в себя новые педагогические тенденции, совершенствовался в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям, был «современным».

Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.

Основные различия между традиционным и современным уроком.

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм

Организатор сотрудничества, консультант

Отсутствие интереса и мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива и интереса

Проблемные, поисковые, исследовательские

Ведущий тип деятельности

Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый в настоящее время за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

(Английский писатель и мыслитель Бернард Шоу)

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии:

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволяют учителю:

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

В нашей школе организована работа проблемных групп по различным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий.

«Современная педагогическая технология «мастерских» — составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС»

У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые французские педагоги и психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Всякое подлинное знание – это результат собственного опыта познания.

Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время

— сам сделал какое-либо открытие,

— сам пережил какое-либо событие,

— удивился, казалось бы, известному факту,

— сам разрушил старое представление об окружающем мире и

— сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе,

самооценка и «восхождение» к себе.

Почему данная технология получила название «Мастерская»? Учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером, создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Мастер не преподносит детям готовые знания, а вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец, свободная личность. Поэтому основная идея технологии французских «мастерских» – все способны!

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Основные этапы мастерской:

Правила и методические приёмы:
1. Учитель

— четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока,

— подбирает материал в соответствии с поставленной целью,

— ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
2. Учащиеся

— размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы,

— знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Концептуальные соображения:

этот современный урок.

Отвечает требованиям ФГОС и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает

Источник

Что такое современный урок

Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»

Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»

Населенный пункт: г. Москва

Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования определены требования к основной образовательной программе. Данные требования касаются структуры программы, условий реализации, а также результатов освоения образовательной программы начального и основного общего образования. В связи с этим урок должен соответствовать запросам государства и отвечать требованиям государственных образовательных стандартов.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, одной из ключевых категорий которого является «деятельность». Поэтому в настоящее время урок рассматривается не только как деятельность учителя, но и деятельность ученика, то есть современный урок строится с учетом партнерства учителя и ученика, их взаимодействия, личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. Слова К.Д. Ушинского являются весьма актуальными для современного образования: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Таким образом, цель данного курса – помочь педагогам в освоении современных подходов при проектировании современного урока.

1. Что такое урок?

Несмотря на развитие системы российского образования и введение стандартов нового поколения, урок остается одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса, однако меняются задачи урока.

2. Что отличает современный урок от традиционного?

Также важным отличием является подход к домашнему заданию: для традиционного урока характерно, как правило, одно задание для всех учеников, на современном уроке ученикам дается выбор, т.е. учитываются индивидуальные особенности. Мы перечислили только некоторые отличия современного урока от традиционного, но в общем виде можно сказать, что требования к организации урока значительно выросли.

Кроме того, можно отметить типичные недостатки оценивания деятельности учащихся на уроке при традиционном подходе. Во-первых, ориентация на оценку результата, а не на процесс его достижения. Процесс имеет важное значение: при оценке процесса можно проанализировать самостоятельную деятельность учащихся, их активность и другие показатели, играющие немаловажную роль в процессе обучения. То есть проведение оценки по принципу «правильно – неправильно». Во-вторых, ориентация на ЕГЭ и ГИА уже начинается в начальной школе. Здесь все достаточно очевидно, уроки не должны быть посвящены только лишь решению тестовых заданий. Из данного пункта логично вытекает третий недостаток: оценивание только предметных результатов (без оценки метапредметных и личностных).

Любой урок (современный или традиционный) строится в соответствии с определенной структурой. В общем виде в структуре урока можно выделить три компонента.

Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов. Далее давайте рассмотрим типы современных уроков в зависимости от цели:

1. Уроки изучения нового материала.

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного материала.

4. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков.

5. Комбинированные уроки.

На уроке должны быть не только четко определены цели учителя и учащихся, но и представленные цели должны быть согласованы между собой и с содержанием урока. Решение поставленных задач также должно быть согласовано с целями и направлено на их достижение. Цели должны быть конкретными, понятными и достижимыми. Современный урок отличается вариативностью приемов сообщения цели. Например, сообщение цели в виде проблемного задания, постановка целей через показ конечных результатов урока, «ассоциативный ряд» и др. Первый этап современного урока характеризуется активным целеполаганием учащихся, учащимся должна быть понятна практическая значимость изучаемого материала, что повышает мотивацию к изучению. Стоит отметить, что добиться эффективности на данном этапе возможно при систематической организации целеполагания на уроке.

Далее давайте обратим внимание на структурные элементы любого урока. В педагогической практике, как правило, выделяют следующие элементы:

Перечисленные структурные элементы являются примерными и могут быть изменены учителем в зависимости от цели урока, выбранных форм и методов.

Традиционно выделяю три формы организации деятельности на уроке: фронтальная форма, групповая (в т.ч. парная) и индивидуальная. Методов гораздо больше, как правило, выделяют три группы методов: методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а также методы контроля и самоконтроля. Важным является использование таких средств и методов, которые направлены на включение каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Мы уже упоминали о понятии «рефлексия». На уроке, построенном в соответствии с ФГОС, педагог обучает учащихся осуществлять рефлексивные действия, необходимые для формирования умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, корректировать процесс своего обучения, формулировать получаемые результаты. Для данного этапа урока эффективными являются рефлексивные вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения. Можно отметить, что рефлексия может быть применена не только в конце урока, но и в начале.

При проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровьесбережения.

Помещение оборудование должны соответствовать требованиям СанПин, должен быть соблюден воздушно-тепловой режим и др. Подробный перечень требований представлен в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»». Кроме того, важным является включение в урок физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики переутомления и нарушения осанки.

4. Технологическая карта

Разработку урока удобно представлять в виде такой формы планирования как технологическая карта, которая позволяет эффективно организовать учебный процесс, определить УУД, реализовать планируемые результаты.

Наиболее целесообразным является составление технологической карты в виде таблицы с учетом следующих разделов:

Таким образом, технологическая карта позволяет описать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы, учесть необходимые условия. Кроме того, технологическая карта позволяет спланировать не только деятельность учителя на уроке, но и деятельность учеников. Проектирование современного урока с помощью технологической карты способствует осуществлению формирования результатов обучения осознанно.

5. Критерии современного урока

Важным критерием современного урока является его результативность. Сюда можно отнести объем и прочность полученных на уроке знаний и умений, развитие познавательной активности учащихся.

Структура современного урока была рассмотрена выше, она также является одним из основных критериев. Современный урок должен гармонично сочетать в себе учебную и творческую деятельность учащихся, урок должен быть направлен на самореализацию потенциала каждого ученика. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию, это может быть работа в парах или группах, диалог учителя и ученика. Современный урок – это метапредметный урок, который способствует целостному восприятию мира.

Несмотря на применение различных новых подходов при организации урочной деятельности, не стоит забывать, что современный урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам:

Принципы непрерывности и преемственности направлены на непрерывный образовательный процесс учеников и преемственность между всеми ступенями образования.

Принцип целостности связан с формированием у учащихся обобщенного системного представления о мире, т.е. целостной картины мира.

Принцип научности означает не только представление научно достоверных фактов, но и формирование умений учеников определять необходимые способы решения, разрабатывать соответствующие методы.

Принцип гуманизации связан с ориентацией содержания урока на личностные и социально значимые проблемы. Урок, с точки зрения идеи гуманизации, включает в себя три блока: здоровье ребенка, культуру общения и психолого-педагогическую культуру учителя.

Принцип культуросообразности направлен на становление культурной, гражданской и личностной идентификации учащихся.

Таким образом, мы перечислили одни из основных критериев современного урока.

6. Что включает в себя урок в настоящее время?

Современный педагог должен владеть различными схемами урока с целью успешного достижения разнообразных целей. Урок, построенный в соответствии с ФГОС, является многокомпонентным и направлен не только на усвоение предметных знаний, но и на достижение метапредметных результатов (формирование познавательных универсальных учебных действий). Построение такого урока возможно с помощью личностно-ориентированного подхода.

Для современного урока характерно применение учебной ситуации, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия и исследуют его в процессе совершения различных учебных действий.

Современный урок имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение заданий на выбор по форме или разному уровню сложности. Кроме того, современный урок необходимо строить с учетом дифференцированного подхода. Дифференциация индивидуальных особенностей учащихся может осуществляться по возрасту, здоровью, типу восприятия, уровню умения учиться, скорости усвоения информации или другим показателям. В связи с этим важным моментом является выбор учителем метода изучения той или иной темы, а также процесс его реализации в процессе обучения. Но при любом методе обучения урок необходимо строить таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.

Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха позволяет решить педагогу определенные задачи: сформировать у учащихся интерес и мотивацию к обучению, уверенность в своих силах, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе. Также ситуация успеха на уроке позволяет ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, не боясь ошибиться. Таким образом, можно сформулировать еще одно отличие современного урока от традиционного: традиционный подход в педагогике связан с внешней стимуляцией действий учащихся, современный урок строится преимущественно таким образом, чтобы сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию.

Некоторые этапы современного урока направлены на формирование внутренней мотивации ученика. Одна из проблем при формировании внутренней мотивации заключается в том, что в условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно (только при условии сформированности у учащихся данного навыка). Педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса.

Кроме того, для современного урока характерно использование деятельностных методов и приемов. Давайте обратим внимание на другие возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:

Работу в группах или парах;

С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.

Урок, разработанный в соответствии с современными образовательными требованиями, носит интерактивный характер в отличие от линейного урока, на котором, как правило, используются фронтальные методы работы с классом. Интерактивное обучение предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных навыков наиболее эффективно при использовании групповой формы обучения. Помимо интерактивного обучения современный урок может строиться с учетом применения и других образовательных технологий. Среди них следуют выделить:

Мы перечислили лишь некоторые современные педагогические технологии, и в рамках данного курса мы не будем останавливаться на них подробно.

В настоящее время педагоги широко применяют ИКТ на уроке. Чаще всего используются презентации, которые позволяют повысить наглядность, мотивацию, интерес к обучению.

Однако не стоит включать презентации в каждый урок. Материал для презентации должен быть тщательно проработан, презентация должна быть качественной и способствовать решению поставленных задач.

В заключении

Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения. Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний. Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *