что такое совесть в психологии
Что такое совесть
Понятием совесть принято именовать способность личности, выражаемую в самостоятельной формулировке нравственного долга, норм и реализации морального самоконтроля, требовании от собственной персоны их выполнения и оценивании производимых самой личностью деяний. Являет собой одно из проявлений нравственного самосознания. Обнаруживается одновременно в рациональном понимании нравственного значения производимых действий эмоциональных переживаний, выражаемых чувством вины, «муками» совести. Проще говоря, описанные два аспекта связывают воедино эмоциональную составляющую с разумом.
Совесть, как психологическая проблема
Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.
Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.
Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.
Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).
Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.
Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.
Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.
Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.
Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.
Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.
Внутренняя конфронтация между тягой удовлетворить стремления человека и смиряющими их установками совести есть той питательной средой, на которой плодятся неврозы.
Как её воспитывать
Рассматриваемое понятие определяется в качестве нравственного сознания, чутья либо чувства в индивиде. Совесть является внутренним пониманием добра и лиха. Она – это способность идентифицировать качество поступка. Анализируемое понятие побуждает индивида к истине, ведёт к добру, отвращает ото лжи.
Существует множество аргументов, свидетельствующих, что совесть в её адекватном проявлении является естественным и нужным свойством личности, сохраняющим ей здоровье и удлиняющим жизнь.
Люди, имеющие чёткие нравственные ценности, пользуются уважением социума. С ними комфортнее и надёжнее, поэтому многие именно таких людей предпочитают иметь в друзьях или деловых партнёрах. Умение действовать согласно собственным выработанным принципам, идеалам, понятиям о добре и зле также придаёт твёрдости, решимости, уверенности и самому индивиду.
Совесть у детей начинает активно развиваться примерно с шестилетнего возраста. Воспитать мораль и совесть в собственных чадах – является долгом каждого родителя, невзирая на то, что они являются абсолютно разными категориями по сути. Мораль состоит из бесконечного числа «табу» иногда оправданных, но порой нет. Что аморально в Европе, считается нормой в Азии.
Для малышей родители являются своеобразными внешними цензорами. Их первоочередная задача сделать так, чтобы ребенок смог отличать хорошее от дурного. Для крох надобно установить границы допустимого.
Можно выделить 3 главных принципа в формировании рассматриваемой способности: развитие морального осознание добра и зла, воспитание стремления действовать правильно и выработка адекватного реагирования на свой ошибочный поступок.
У малышей следует выработать :
– внутренний навык нравственное решение;
– способность распознавать добро и зло;
– систему ценностных ориентиров, которыми кроха должен руководствоваться;
– реакцию на отклонение от собственных ценностей;
– желание действовать правильно.
Человек, взрослея, вырастает из правил, рождённых в детстве. Вначале подобное наблюдается в пубертате, когда индивиду постепенно становится тесно в старых рамках и ограничениях. Потом это возникает в юности, когда происходит формирование своей философии жизни. Если личность индивида на этом этапе активно развивается, то он перерастёт собственную совесть, на замену которой приходят осмысленность и ответственность.
Поэтому человеку надобно понимать, что ответственность за его деяния лежит полностью на нём. Не следует стараться переложить вину за собственные поступки на обстоятельства или окружение. Попытки оправдать себя к хорошему не приводят. Эффективнее и конструктивнее научиться исправлять негативные последствия неблаговидных действий.
Какой человек без совести
Анализируемое понятие является своеобразным механизмом нравственной оценки действий, поведения и слов. Сопоставление происходит с духовной системой ценностей. Как раз поэтому часто бывают бесполезны попытки пристыдить громкую молодёжь либо призвать пьяницу к совести. Невозможно вызвать чувство стыда у людей, когда происхождение проблемы или подоплёка разговора для индивида не представляет ценности. Вот что такое совесть, примеры которой наряду с примерами её отсутствия постоянно можно увидеть в повседневной жизни.
Совесть рознится от субъекта к субъекту. На выработку внутренних нравственных ориентиров влияет манера семейного воспитания, индивидуально-психологические личностные особенности, социальная среда и условия развития, состояние социума, уровень интеллекта, общественная культура. Таким образом, описываемая способность является отражением внутренних принципов, установок и ценностей индивида, его внутреннего мира.
Невзирая на то, что совесть разнится, она присутствует у всех здоровых индивидов и отсутствует у психопатов – лиц, имеющих асоциальное личностное расстройство. Такие индивиды не способны сочувствовать, эмпатия им неизвестна, эмоции они не понимают и не признают потребности других индивидов. Для них существуют лишь они сами и их персональные цели.
Однако не только лица, имеющие отклонения психики, бывают бессовестными. Здоровые лица также страдают отсутствием «внутреннего цензора». Бессовестные люди, прежде всего, являются агрессорами, им неведома жалость. Они считают себя сильными, умными, ловкими, хитрыми. Вначале их жизненной стези им везёт, они на гребне успеха. Люди, не имеющие совести, наслаждаются благами цивилизации, постепенно теряя душу. Сегодня они обманули, завтра перешагнули через родню, предали любовь, продали дружбу. Так и шагают по жизни бессовестные лица, теряя близких, постепенно становясь ненужными никому. Не существует вещей страшнее одиночества и забвения. Лица без совести несчастные люди.
В учебных заведениях часто задают написать сочинение-рассуждение, что такое совесть, дабы заставить будущее поколение задуматься насколько важен «внутренний цензор» в жизни. Ведь нет будущего у общества без совести. Определение данного понятия представляет собой нравственное сознание индивида. Совесть хранит шаблоны хорошего и дурного, правильного и неверного. Также она ответственна за реагирование на противоречие или соответствие действий другого человека или своих нравственных ценностей.
Что делать, если настигли муки совести
Убежать от поедания совести невозможно. Она словно карающий меч настигнет везде. Поэтому и бегать от неё не стоит. Бороться с «внутренним цензором» тоже бесполезно. А раз нельзя побороть, то следует подружиться с ним. Ниже приведено несколько рекомендаций, позволяющих ликвидировать муки совести.
Как уже писалось, не следует убегать от испытываемых ощущений, равно как и заглушать их глас. Нужно устроить «рандеву» с причиной, породившей чувство вины, дабы разобраться, что препятствует душевному спокойствию. Установив причину можно действовать, например, попытавшись исправить, либо осознать, что былые действия хоть и неблаговидные, но они уже совершенны, поэтому надобно сделать вывод, дабы в дальнейшем избегать таких действий и шагать дальше по жизни под внимательным руководством совести.
А может просто следует переоценить собственные установки, вооружившись приобретённым жизненным опытом: ведь бывает, что мучает уже неактуальная проблема. Некоторые убеждения в процессе бытия переосмысливаются людьми, а принципы делаются личным достижением. Ведь совесть также даёт толчок к самосовершенствованию.
Самым действенным методом считается раскаяние и следующее за ним искупление. Порой индивиды долгие годы стараются побороть чувство вины, оправдываясь обстоятельствами, не признавая собственную вину. В определённый момент его силы в этом противостоянии подходят к концу. Следствием становится понимание, что именно он ответственен за собственный проступок, а не окружение или обстоятельства. После чего остаётся лишь отыскать способ устранить ошибку прошлого. Нередко случается, так что выполнить это не представляется возможным, но глас совести обязательно намекнёт на выход.
Тихая совесть – понятие неоднозначное. Конечно, приятно погружаться в Морфеево царство, не ощущая её голоса, мечтать, представляя светлое будущее, не обременённое тяжестью вины. Дабы так жить, следует в любых действиях прислушиваться к «внутреннему цензору».
Однако, с иной стороны, голос совести необходим словно дыхание. Он является той путеводной звездой, направляющей человека к светлому будущему.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое совесть в психологии
Совесть – это умение человека, проявляемое в индивидуальном формировании моральной ответственности, нравственных принципов и осуществлении нравственного самообладания, запросов от своей личности, исполнение этих запросов и оценка совершаемых человеком действий.
Совесть является одной из составляющих этического самопонимания. Обнаруживается одновременно в рациональном понимании нравственного значения производимых действий эмоциональных переживаний, выражаемых чувством вины, «муками» совести. Обобщая всё выше описанное, совесть имеет непосредственную связь с эмоциональным проявлением разума.
Совесть в роли психологической проблемы
Понятие «совесть» относится к области этики, в то же время данное понятие активно изучается другими дисциплинами (философия, психология, социология). Психология проявляет выраженный интерес, поскольку нередко совесть выступает в роли психологической проблемы личности.
К. Г. Юнг, психиатр из Швейцарии, причислял изучаемое определение «совести» как умение человека оценить действия и помыслы с точки зрения морали. По мнению ученого, данное понятие является осознанным соблюдением этических норм и принципов. Существует неразрывное соединение с самообладанием и самопониманием.
Можно поделить совесть условно на 2 ступени: субъективная (личностные ценности) и объективная (ценности общества). Проявление совести начинается при задевании субъективной ступени. Человек сопоставляет что такое 4хорошо и что такое плохо со своей персоной. При затрагивании объективной стороны совести (например, плохо поступает посторонний человек), личность может злиться, обижаться, возмущаться, но не будет испытывать собственных мук совести.
Возможные варианты выражения совести:
Но бывают ситуации, когда человек может и не осознавать проявлений мук совести. Совестливый маячок часто выражается в наших сновидениях, тревожных и беспокойных проявлениях эмоций, выражаться страхом, угрызениями чувства вины.
В психологии совесть имеет определение как качество личности, связанное с осознанием человека морального долга, этических норм и принципов, несение ответственности перед обществом за свои деяния. Совесть присуща только человеку, только обществу. Животные, к примеру, не имеют такого понятия.
Совестливые переживания – это неудовлетворение человека собственной персоной, ощущение вины, оплошности перед другими. Данные переживания представляют собой ответную реакцию на действия, которые противоречат моральным принципам личности.
Исследуемая характеристика является проблемой психологии, если переходит в острое ощущение чувства вины. Угрызения совести снижают самооценку, человек теряет самоуважение к себе, такое положение нередко приводит к развитию депрессивных состояний у личности.
Совесть – это необходимая составляющая души. Если человек находится в состоянии баланса со своими моральными принципами и ценностями, то он полностью удовлетворен своей личностью. Если приходится постоянно переступать через собственные ценности, то человек начинает испытывать страдание и угрызения совести.
Совесть представляет собой начало высоконравственного становления человека, она стимулирует моральном самоконтролю личности, нравственной оценки себя. В то же время строгое соблюдение нравственных устоев и принципов заставляют личность испытывать мучительные угрызения совести, ощущение никчемности. Такое подавляющее отношение совести может приводить к развитию психических заболеваний.
Душевное противоборство желания удовлетворять свои желания и потребности и ограничительное воздействие совестливого стопора являются базисной ступень к развитию различных нервозных состояний у человека.
Методы воспитания совести
Совесть рассматривается как качество морального осознания, инстинкта или эмоции личности. Данное понятие как разграничитель между добром и злом. Она способна распознавать характер и свойства поступков. Рассматриваемое качество заставляет личность стремиться к истине, творению добра, отворачивает человека от вранья.
Совесть есть природное и необходимое качество индивида, она может сохранять здоровье и продлевать жизнь человека, если ее проявление происходит в адекватной степени.
В общество большим авторитетом пользуются люди с устаканенными моральными принципами и нормами. Такие люди излучают комфорт и надежность, именно поэтому многие предпочитают налаживать с ними отношения (дружеские или деловые). Способность руководствоваться собственными моральными принципами, иметь определенные идеалы и представление о добре и зле придают человеку больше терпимости и уверенности в себе.
В детском возрасте зарождение совести начинается в возрасте шести лет. Ответственность за воспитание у ребенка понятия совесть полностью возлагается на родителей, несмотря на то что у них разные понятия об этом. Нормы морали представляют собой множество запретов, обоснованных и необоснованных (к примеру, что запрещено в странах Европы, считается нормальным в странах Азии).
Родители для детей играют роль своеобразных оценщиков. Главной целью родителей является научить свое чадо различать добро и зло. Для этого необходимо установить грани разумного.
Среди приоритетов в воспитании совести выделяют три основных принципа: выработка нравственного понятия о добре и зле, развитие морального осознание добра и зла, привитие желания поступать хорошо и правильно, формирование адекватной реакции в ответ на неудачный собственный опыт.
У детей необходимо вырабатывать:
С возрастом люди вырастают из запретов и правил, которые им прививались в детстве. Первый этап, когда начинается несоблюдение этих правил, это пубертатный период. Подросток ощущает себя стесненным в куче ограничений. Второй этап отвержения – юность, когда формируется личностное понимание смысла жизни. Если человек развивается и растет в плане нравственности, то вместо совести появляется осмысленное отношение к своим деяниям.
Ответственность за совершенные действия и поступки возлагается на человека, совершившего свои деяния, перекладывать вину на других у вас не получится. Оправдание тоже не даст человеку избежать ответственности. Важно научиться прорабатывать отрицательные деяния и ликвидировать последствия от них.
Человек без совести. Какой он?
Рассматриваемое понятие совести – это своеобразный способ оценивания деяний с точки зрения нравственности. Сравнение совершенного идет с внутренним положением моральных ценностей. Не имеет смысла, например, взывать к мукам совести компанию молодых людей, слушающих громко музыку; пытаться образумить беспробудного пьяницу. Не представляется возможным пристыдить человека, когда для него разговор не имеет нравственной ценности. Отсюда и вытекает вопрос «что такое совесть?», если в обычной жизни мы мало ощущаем ее присутствие.
Понятие совести разнится от человека к человеку. На формирование собственных моральных ориентиров воздействуют стиль воспитания в семье, психологические особенности индивидуума, окружающее общество, уровень интеллекта, глобальное развитие культуры в обществе. Отсюда следует вывод, что рассматриваемое качество человека представляет собой зеркальное отображение духовных ценностей, принципов и направлений личности.
Психически здоровые люди могут тоже не иметь внутреннего стопора. Данные индивиды выступают в большем количестве случаев зачинщиками агрессии, они не имеют понятия жалости. Воспринимают себя умнее, сильнее и хитрее окружающих. На первых порах таким личностях везет, они даже пользуются успехом в обществе. Постепенно они утрачивают моральные ценности. Для них становится обыденным обманывать окружающих и своих близких, отказываться от друзей и любви. Перешагнуть через человека – это проще простого. Со временем бессовестный человек начинает терять свое окружение, попадает в небытие.
Вспомните, в школе часто задавали написать сочинение «Что такое совесть?», чтобы выяснить понятие подрастающего поколения об этом качестве и заставить задуматься о применении его в жизни. Социум считается потерянным, если в нем не ценится совесть. Из определения данного понятия следует, что это моральное самосознание личности. На совесть возлагается ответственность за возникновение реакции на противоречивое или соответствующее деяние человека и своих моральных ценностей.
Совесть – что это. Проблема совести в психологии
«Меня совесть замучила», «мне совесть не позволяет», – говорим иногда мы. Но мало кто может сформулировать определение совести и рассказать, что это такое. Что это: врожденное или приобретенное качество, особенность психики или продукт социализации, обязательный элемент или необязательное условие развития личности – давайте разберемся.
Понятие совести в психологии
Совесть изучают разные науки: философия, этика, социология, психология. Для нас особый интерес представляет психологическая теория. Многие психологи посвятили свои исследования проблеме совести, но особый вклад внес швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг.
Согласно его определению, совесть – это способность личности критически относиться к нравственности поступков и мыслей. Это сознательное следование внутренней системе ценностей. Совесть связана с сознанием и самосознанием личности, а также волевой саморегуляцией.
Совесть состоит из двух уровней: субъективные и объективные ценностные суждения. Совесть начинает мучить в том случае, если нарушаются субъективные ценности. То есть то, что личность соотносит с собой, что плохо и хорошо для нее. Если нарушаются объективные ценности, то есть аморально поступает кто-то другой, то человек может испытывать злость, разочарование, сожаление, но не будет страдать от чувства вины.
Совесть принимает разные формы:
Голос совести не всегда осознается самим человеком. Внутренний контролер может заговорить во снах или намекать при помощи беспокойства, страха, тревоги, чувства вины. А постоянные разногласия с совестью, сознательное и бессознательное ее игнорирование приводит к неврозам и психосоматическим расстройствам.
Интересный факт: совесть – продукт социального в человеке. У животных совести нет.
Совесть есть у всех людей?
Совесть – это механизм моральной оценки действий, поступков и слов индивида. Сравнение происходит с внутренней системой ценностей. Именно поэтому попытки пристыдить шумную молодежь или призвать алкоголика к совести оказываются бесполезными. Вы не вызовете чувство стыда, если корень проблемы, причина разговора не представляет для человека ценности.
Таким образом, совесть и мораль отличается от человека к человеку. На формирование внутренней системы ценностей влияет стиль семейного воспитания, условия развития, социальная среда развития, состояние общества, уровень интеллекта, индивидуально-психологические особенности личности, общественная культура. Совесть – это отражение внутренних убеждений и ценностей личности, ее внутреннего мира.
Совесть отличается, но она есть у всех здоровых людей. Чего нельзя сказать о психопатах. Так называют людей с асоциальным расстройством личности. Такие люди не умеют сочувствовать, у них нет эмпатии, они не признают эмоции и потребности других людей. Для психопата существует только он сам и его цели. У них нет совести.
Что такое угрызения совести, чем опасны
Муки совести – это недовольство человека собой, разочарование в самом себе, чувство вины и страх. Возникает в ответ на действия, противоречащие внутреннему миру личности. Постоянные угрызения совести снижают самооценку, лишают человека самоуважения и даже могут загнать в депрессию.
Совесть – часть души (психики человека). Если мы живем в гармонии со своими ценностями, то испытываем удовлетворение. Если же постоянно нарушаем собственные установки, то мучаемся и страдаем. Совесть – это нравственное сознание личности. В нем хранятся стандарты хорошего и плохого, правильного и неправильного. Оно же отвечает за реакцию на соответствие или противоречие действий личности или другого человека и нравственных ценностей.
Нравственное сознание: развитие
Нравственное сознание начинает формироваться в дошкольном возрасте, но пик его становления приходится на подростковые годы. В структуру нравственного сознания входит:
Нравственность, или совесть человека, отражается на трех уровнях:
Нравственное сознание развивается в процессе социализации личности. В частности на его становление оказывает влияние нравственное воспитание в семье и школе.
Нравственное сознание состоит из двух уровней: общее и личное. На первом уровне расположены нормы, традиции, обычаи общества и семьи, в которых живет человек. На втором уровне расположены личные принципы и убеждения индивида. Как правило, общее сознание плавно переходит в личное. Однако если человек меняет окружение или страну, то могут возникнуть противоречия между внутренними убеждениями (опытом) и настоящим. Из этого и вытекают конфликты, споры о моральности и аморальности чего-либо.
Нравственное сознание – динамичное образование. Ценности, убеждения и установки личности могут меняться. Более того, они видоизменяются и трансформируются постоянно по мере взросления человека и развития личности. Так что пробудить совесть, как и усыпить ее, вполне реально. Для этого нужны соответствующие условия и люди, транслирующие иные ценности.