что такое совесть простыми словами для детей
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»
Лариса Покидова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»
Цель: формирование у воспитанников понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности нашего общества.
— познакомить детей с понятием «совесть»;
— формировать личностно-ценностное отношение к окружающим людям;
— помочь воспитанникам понять, что значить жить в ладу со своей совестью;
— формировать способность и готовность к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни;
— воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: сердечко из картона, цветные квадраты по количеству детей, атрибуты к сюжетно-дидактической игре «Поможем Машеньке».
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных качеств»,чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Толстой «Косточка».
I. Сообщение темы и цели занятия.
— Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Совести. В этой стране познакомимся с честностью, справедливостью, и поможем ее жителям научиться жить, не обижая друг друга.
— Как вы понимаете пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».
— Совесть помогает человеку быть неравнодушным к чужим проблемам.
— Работать по совести – значит стараться все сделать как можно лучше.
— Совесть не позволяет человеку поступать неправильно даже тогда, когда его никто не видит.
— Совесть позволяет нам поступать справедливо в любых ситуациях.
Вопрос к детям: «Как вы понимаете, что такое совесть?»
II. Чтение сказки А. Лопатиной, М. Скребцовой «Голос сердца».
Беседа по вопросам:
1. Как ты думаешь, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
2. Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?
3.Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?
4. Какую роль в жизни человека играет сердце?
5. Как ты думаешь, «о чем стучит твое сердце»?
III. Проблемная ситуация «Как поступить?».
Мальчики во дворе играли в мяч. Миша неудачно бросил мяч и разбил стекло.Мама спросила: «Кто разбил стекло?». Все промолчали.Мама сказала: «Если виновный не признается, все будут лишены прогулки в зоопарк».
1. Скажешь, что это сделал Миша?
3. Спокойно попросишь Мишу признаться?
— Что значит поступить справедливо?
— Что значит поступить честно?
IV. Физкультминутка «Друзья».
Мы шагаем дружно в ногу, я твой друг и ты мой друг.
(Ходьба на месте, руками указывать на себя и на друга).
Только дайте мне дорогу, обойдём мы всё вокруг.
(Руки вперёд, ладони вверх, ходьба на месте, руки вниз).
Дружим с лесом, полем, лугом.
(Остановиться, обозревают верх и низ).
Крепко дружим мы друг с другом.
(Взяться за руки, сомкнутые руки поднять вверх).
V. Чтение стихотворения А. Лопатиной, М. Скребцовой.
— Мама, что такое совесть?
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
Вопросы к стихотворению:
1. Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?
2. Что значит «поступать по совести»?
VI. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».
Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз на Мишуткин день рождения. Вместе с любимым котом Мурзиком Машенька направилась в дом трех медведей.Она украсила дом к празднику: вымыла везде полы, постелила мягкие коврики, а на стол решила поставить вазочку с цветами. Машенька нечаянно уронила вазу, когда наливала воду. Ваза разбилась, а это была любимая ваза мамы – медведицы. И Машенька решила сказать, что вазу разбил кот Мурзик.
Дети объясняют, как бы они поступили на месте Машеньки, и обосновывают свой выбор.
VII. Игра «Сердечко совести»
Дети стоят в кругу, у каждого по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко совести», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко совести».
Продолжи фразу: «Поступать по совести – это значит…» (При ответах помочь детям раскрыть понятие «совесть»).
1. Алпатова К. А., Барсукова С. А. Когнитивный подход к проблеме формирования нравственности и совести // Философия, вера,духовность: истоки, позиции и тенденции развития: Монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Кн. 26. Воронеж, 2011.
2. Барсукова С. А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». Т. 1. 2009. № 4. С. 15–21
3. Барсукова С. А. Проблема исследования нравственных представлений (на примере исследования представлений о совести). М., 2013.
Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.
Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: Развивать внимание,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.
Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.
Конспект НОД «Что такое совесть»
НОД по духовно-нравственному воспитанию.
«Что такое совесть».
Формирование базовой культуры духовно- нравственного воспитания у детей дошкольного возраста на основе нравственных ценностей.
-Углублять представление детей о добре, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, (следовать морально-нравственным нормам и правилам).
-Развивать способность чувствовать окружающий мир, проявлять к нему доброе отношение.
— Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
-Уметь отражать свои впечатления в рисунке.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей д. в. является игровая деятельность содержание программы «Добрый Мир» организованно как тематические игры-путешествия. Эти формы носят интегрированный, вариативный характер, реализуя на основе содержания программы принципы интеграции с образовательными областями «Коммуникативно-речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД.
Самый лучший тот на свете,
Кто, как луч весенний, светел,
Кто поможет, руку даст,
Даст поплавать новых ласт,
Лыж, ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Это чувство доброта.
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое хорошо, что такое плохо. И почему нужно поступать хорошо.
Я хочу задать вам вопрос: А вы знаете кто такой Творец? (ответы детей).
Тот, кто сотворил наш мир, природу, нас, всех животных. Он сделал это, потому, что очень добрый, и чтобы мир был тоже добрым.
Он дал нам всем правила для доброй жизни. Если человек выполняет эти правила, он поступает хорошо, а если нарушает- поступает плохо.
А, еще наш Творец поместил внутри каждого человека доброго помощника. Этот помощник наша совесть. Совесть приносит человеку сообщение (весточку) о том хорошо поступает человек или плохо. Например, тебе подарили игрушку. Совесть подсказывает тебе: не жадничай – поделись с тем, у кого ее нет. Поделился-хорошо, ну а если чувствуешь жалко, сам буду играть – поступаешь плохо. Совесть как яркий огонек светит в душе человека. И если ты спросишь у своей совести хорошо ли ты поступаешь, то она обязательно даст тебе ответ, и ты почувствуешь, как тебе поступить.
А еще у совести есть 3 главных противника. Противник это тот, кто не хочет нам добра, противится тому, чтобы мы сделали что-то хорошое. Один из них всегда говорит – «Не хочу», второй – «Сделаю попозже», третий – «А почему это должен делать я?». И если нам удастся побороть в себе этих трех противников, то мы будем поступать хорошо и совершать хорошие поступки. И поверьте никакое хорошее дело не пройдет зря.
Давайте будем стараться делать что-то доброе и поступать хорошо.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам угадать несложные загадки. Если вопрос о вежливости и добре,вы все хором отвечаете:
«Это я, это я, это все мои друзья», а если вопрос вам не по душе – промолчите.
• Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?
• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?
• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».
• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись.
А, сейчас давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Вокруг солнышка»
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся,
И в кружочек соберёмся.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ребята, сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Угадай правильные ситуации».
Показ картинок на интерактивной доске. В каких ситуациях дети поступают хорошо, а в каких плохо.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Дети, сегодня мы много говорили о том, что такое хорошо, что такое доброта. Посмотрели ситуативные картинки, в каких случаях дети поступали хорошо, а каких неверно.
А, сейчас я хочу предложить вам нарисовать солнце. И пусть у этого солнца будут столько лучей, сколько хороших и добрых поступков вы вспомните. У детей картинки на которых нарисованы три хмурые тучки (три противника совести).
Самостоятельная деятельность детей. Дети рисуют. Звучит песня с мультфильма про Леопольда «Если добрый ты».
После, все рисунки детей расставляются на выставку детских работ.
Воспитатель: А, сейчас я хочу вам подарить вот таких улыбающихся человечков, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.
Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Задачи: Образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных.
Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.
Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.
Как объяснить ребенку, что такое совесть?
Понятие совести
Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.
Основы совести
Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям. Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию. Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.
Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью. Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину. Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение. Все это, формирует понятие совести у ребенка.
Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия. По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди. Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.
Формирование совести
Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений. Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки.
Как доходчиво объяснить ребенку, что такое совесть
Совесть – абстрактное понятие, неощутимое, бесформенное, не имеющее ни веса, ни объема. Значение этого термина в нашей жизни понять не просто: заступился за друга перед начальником (учителем) – сам попал в немилость, вернул лишнюю сдачу – себе в убыток, а если еще и вернул найденный кошелек, телефон… Какая из этого прямая польза, выгода? Только убытки и неприятности.
Прямые последствия всегда сразу видимы и ощутимы. Совесть не апеллирует к простым понятиям. Ее достижения косвенны: крепнет дружба, ведь успешно пройдена на нее проверка, растет авторитет у других и уважение к самому себе.
Одно из главных достижений «жизни по совести» – это ваше душевное спокойствие.
Жизнь по законам совести. Что это значит? По каким законам? Как объяснить их значение и научить следовать им вашего ребенка? Для получения ответов на эти вопросы мы предлагаем обратиться к нашей статье.
Совесть с позиции религии
Носителем законов общечеловеческой морали всегда являлась религия. В прошлом людям с детства доносилось понятие совести в основных религиозных принципах и постулатах.
Но в наше время религия утратила свое значение и влияние по ряду причин: развитие науки привело к распространению атеизма, а на постсоветском пространстве еще и в силу историко-политических событий, истинная же вера трансформировалась в следование традициям и ритуалам.
Если вы истинно верующий человек, вам не придется дополнительно объяснять ребенку, что есть совесть и как жить по ее законам – это жизнь по законам православия.
Что должен понять ребенок
Поступки против законов совести:
Поступки по законам совести:
Для более доходчивого объяснения нужно помочь ребенку транспонировать плохой поступок – «перенести» на себя: психологически представить то чувство, какое может вызвать у человека чья-то бессовестная выходка. Для этого надо прибегнуть к проигрыванию тестовых ситуаций с ролевыми замещениями и с ответами на вопрос: а что чувствую я, если со мной поступают аналогичным образом.
Объясните ребенку следующую особенность хороших поступков по совести, которую вам придется повторять неоднократно: не ждать взаимной отдачи, сиюминутного и незамедлительного ответного действия.
В одном известном детском мультфильме добрый волшебник учил: «Делай добро и бросай его в воду». Оно вернется, может не от этого человека, может совсем нескоро, возможно обернется только личной победой совести, но все-таки победой.
Предпосылки для формирования совести
В раннем дошкольном возрасте дети получают уроки из жизни и примеры главных составляющих любви и заботы: сочувствия, жалости, сопереживания по отношению к себе и другим, ощущают гамму ответных чувств – это происходит закладка базовых основ сострадания, дружбы и любви. Но ребенок должен не только испытывать ответные чувства благодарности, но и сам учиться дарить добро.
На этом возрастном этапе в маленьком человеке закладывается как эгоизм, так и альтруизм. А совесть сможет зародиться на хорошо удобренной любовью и уважением почве.
Тогда он сможет уважать и любить других. Закладывайте в нем эти важные личностные качества.
Ребенок должен испытывать уважение и доверие к себе в семье, не быть под гнетом давления, тотального контроля и категоричной критики. С его мнением должны считаться, он должен участвовать в принятии некоторых решений, быть вовлеченным в общее дело, а значит, чувствовать свою роль и значение, пусть даже пока небольшое.
Совесть распространяется и на прилежное качественное выполнение своих обязанностей, трудовых и учебных.
Поэтому очень важна роль приобщения ребенка к труду, к самостоятельности, а значит к собственным обязанностям и ответственности за их выполнение.
Детям нужны примеры из книг, мультфильмов, фильмов, в которых герои поступают правильно, когда перед ними встает трудный выбор, часто не в свою пользу и даже в ущерб своим интересам, зато по законам совести.
Возрастные особенности
В период младшей школы дети внутренне знакомятся с чувством стыда за неэтичное поведение и страха за плохой поступок, особенно перед родителями и значимыми для них людьми, например, учителями из-за того, что их причислят к категории нехороших детей.
Один ребенок младшего школьного возраста при проведении психологической лекции-беседы сравнил совесть с внутренней сигнализацией. Потому что дети еще руководствуются чувством страха.
Подросток уже понимает, что сигнализирует о случившемся страх, а совесть должна не допустить бессовестного поступка, предотвратить его на этапе только зарождения мысли и желания его совершить.
Если ребенок прошел «подготовительную» школу взращивания ростков совести, то в дальнейшем он сможет осуществлять самоконтроль – предварять свои недостойные действия, останавливать себя, когда только начинает задумываться о поступке во вред другому человеку.
А взрослые люди способны испытывать угрызения совести не на этапе совершенного поступка, а даже от того, что вовремя не пришли на помощь, не оказали поддержку – упустили возможность помочь, совершить нравственной поступок.
Личный пример
Проведите собственное тестирование ваших собственных и семейных правил и установок:
Заключение
Замечательно просто и верно о совести сказал Лев Толстой: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть».
Способствуйте зарождению у своего ребенка совести, развивайте ее, и вы направите его на путь к истинному счастью.
ЮЛИЯ ИВАШУТКИНА, специально для Evrikak.ru
Видео к материалу
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Совестливость как одно из важнейших нравственных качеств личности
Нравственная чистота – величайшая ценность, дающая человеку право быть гордым и считать себя порядочным человеком. Нравственная чистота означает, что человек в любых ситуациях и обстоятельствах остается верным требованиям этической морали, никогда не отступает от них. Механизм регулирования нравственного поведения связан также с такими понятиями, как долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и добро.
Совесть – категория этики, которая обозначает чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и его внутреннюю моральную потребность поступать в соответствии со своими убеждениями о нравственном.
Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, перед обществом.
Голос совести – это преобразованный голос общественных требований к человеку, которые стали для него требованиями собственными. Совесть побуждает человека к одним действиям и предостерегает от других. В сознании совести объединены рациональный и эмоциональный компоненты. Они включают в себя, с одной стороны, понимание ответственности за свое поведение, а с другой – моральное удовлетворение (или страдания), выражающиеся в чувстве радости, гордости (или же стыда и раскаяния) за совершенные поступки. В совести своеобразно отражается ответственность человека перед самим собой, близкими, коллективом, обществом, человечеством. Голос совести является внутренним судьей человека, сознанием его правоты и удовлетворения (или же неправоты и досады, вины и стыда). Совесть может превратиться в самонаказание человека, в стыд, “в своего рода гнев, только обращенный вовнутрь” (К.Маркс), Моральные страдания, которые причиняют поступки, совершенные вопреки совести, бывают сильны. Они не только наказания за совершенную вину, но и предостережение на будущее.
Если у человека совесть не развита, его нельзя назвать свободным; он не может управлять собой сам, а окружающие управляют им с помощью кнута и пряника. Когда же совесть у человека вполне развита, только она управляет человеком, отвращая его от других поступков. Одни древний мудрец сказал: “Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести”.
Надо сказать, что угрызения совести терзают человека только тогда, когда он совершил некий обдуманный поступок. Если человека спровоцировали на заведомо вредное для него и окружающих действие, им овладевает раскаяние. Когда он совершает нечто дурное неумышленно и необдуманно, его охватывает горе. Совесть развивается, если человек анализирует свои поступки и чувства, соотносит свои поступки с тем, что должно, делает правильные выводы и не повторяет совершенных однажды ошибок. Узнает человек, что должно и что не должно делать, не только на практике, но и из книг.
Однажды Аристотеля спросили: “Какая тебе польза от философии?”
Он ответил: “Благодаря ей я по своей воле делаю то, что другие делают из страха перед законами”.
Естественно, что уровень развития совести у разных людей различен, и не каждого человека она побуждает к благородным поступкам. Так, есть люди, которые идут на “сделку с совестью”, оправдывая себя разными обстоятельствами: “Указано сверху”, “Мы люди маленькие” и т.п. Такие люди спокойно пройдут мимо безобразий (“Не нам наводить порядок”), не вступятся за обиженного (“На это есть милиция”), не станут защищать справедливость и даже могут стать соучастниками не благовидных дел.
Развитие у ребенка совести – основа морального воспитания детей в семье. Забота о становлении и укреплении совести будущего гражданина – гражданский долг родителей перед обществом.
Совесть не дается ребенку от рождения в готовом виде. Ребенок наивен и беззлобен, и его помыслы чисты, но, не зная еще моральных норм и не умея их применять для регуляции своего поведения, ребенок сам по себе не обладает совестью. Поэтому и не надо начинать формирование совести с того, чтобы “совестить” ребенка. К сожалению, в обыденном сознании многих взрослых людей закрепилось однобокое понимание “совести”: совесть – то, что не дает человеку покоя после проступка, совесть проявляет себя в “угрызениях”. Взрослым кажется естественным сводить всю работу совести к чувству вины. Но при этом не учитывается особенность детской психики. Детская психика более приспособлена для позитивных, чем для негативных, впечатлений и переживаний. Поэтому совесть, которая только обличает и порицает, превращается во внутреннего прокурора, против самой воли ребенка начинает рассматриваться им как нечто неприятное, нежелательное: естественная жизнерадостность ребенка, оптимизм приводит к тому, что голос совести – прокурора затихает, заглушается в хоре других внутренних голосов. Важно вовремя объяснить ребенку (что не рано сделать уже в 4-5 лет), что совесть может не только ругать, но и хвалить за благородные, великодушные поступки, что совесть – справедливый судья, которого не надо бояться, но с которым надо почаще советоваться.
Маленький Сережа очень расстраивался, когда его называли бессовестным, если он провинится. Он плакал и твердил: “Я не бессовестный!”
Другие слова его как то не трогали. Почему слово “бессовестный” было таким обидным, он не мог понять и объяснить. Что такое “совесть” он не знал и не мог его себе представить. Хотя часто слышал это слово от взрослых. В автобусе даже как-то прочитал: “Совесть – лучший контролер”. А помог ему в этом разобраться рассказ А.П.Гайдара “Совесть”.
По дороге ей встретился мальчик с букварем в руке. Нина хотела над ним подшутить, назвав его прогульщиком. Но мальчик так удивленно посмотрел на Нину своими добрыми, доверчивыми глазами и сказал, что его испугала большая собака. Нина пошла провожать мальчика; оставив свои книги и завтрак в роще, потому что поднять их перед малышом ей было стыдно. Собака тем временем вышмыгнула из-за кустов и съела завтрак. Нина вернулась и заплакала. “Нет! Не жалко ей было завтрака. но слишком хорошо пели птицы свои веселые песни над ее головой. И очень тяжело было на сердце, которое грызло беспощадная совесть”.
Для понимания уместно задать следующие вопросы:
– Почему Нина решила не идти в школу?
– Почему Нина прошла в рощу украдкой?
– Как Нина решила подшутить над мальчиком.
– Почему Нина, провожая мальчика, не взяла с собой книги и завтрак?
– Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?
Можно продолжить разговор о совести, анализируя пословицу: “Есть совесть – есть и стыд; а стыда нет – и совести нет.
В 3–4 классах можно провести беседу “Когда мы так говорим”, используя следующие афоризмы:
Люди с чистой совестью.
Совесть нечиста.
Со спокойной совестью.
Угрызения совести.
Поступать по совести.
Свобода совести.
Этот поступок лежит на его совести.
На совесть делать.
Для очистки совести.
По совести говоря или по совести.
Надо и совесть знать (иметь).
По совести сказать.
И как только у него совести хватило.
Как вам не стыдно.
Совестливый человек.
Без зазрения совести.
Не за страх, а за совесть.
Человек без стыда и совести.
И как вам не совестно.
Совесть предполагает преодоление наивного, инфантильного эгоцентризма, умение увидеть себя адресатом собственных поступков – радоваться от собственных добрых дел и страдать от недобрых
Совестливый человек – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо – счастливый человек.