что такое социологические исследования и зачем они нужны
Виды социологических исследований
Содержание
Что такое социологическое исследование?
Социологическое исследование (СИ) представляет собой деятельность, направленную на получение объективных знаний (данных) о социальных отношениях, явлениях, процессах. Данная деятельность является системой логически последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур, которые связаны между собой одной целью.
Социологические исследования получают знания о социальном мире, основываясь на сборе точных фактов и их дальнейшем логическом объяснении. Во время осуществления таких исследований применяется систематизированный ряд шагов для обеспечения максимальной объективности при изучении проблемы. Идеальный вариант социологического исследования состоит из поэтапной процедуры, хотя это не всегда бывает возможным на практике.
Какие бывают социологические исследования?
Различают 3 вида социологических исследований:
Пилотажное социологическое исследование
Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов, работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.
Описательное социологическое исследование
Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей, для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.
Аналитическое социологическое исследование
Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.
Типы социологических исследований
Точечное (разовое) или повторное социологическое исследование
Определение зависит от изучения предмета в статике или динамике. Точечное отображает моментальные данные по характеристикам объекта. Повторные исследования могут быть трендовыми, панельными и лонгитюдными.
Панельные социологические исследования
Исследование через одинаковые промежутки времени одних и тех же людей, требующее соблюдения единообразия.
Лонгитюдные социологические исследования
Если для повторного исследования выбираются моменты с учетом генезиса изучаемой совокупности; как правило, в данных СИ изучается только молодежь.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Что такое социологические исследования и зачем они нужны
Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования социальных процессов.
Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.
Конкретные социологические исследования позволяют:
— получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять «снимок состояния»;
— выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных отношений;
— дать прогноз социальных ситуаций;
— определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий;
— осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.
Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т. д.
Для проведения социологического исследования нужна теоретическая основа, определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.
При планировании социологического исследования выделяют четыре основные стадии: подготовка; проведение; обработка и анализ данных; оформление результатов, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Проведение исследования иногда называют полевым периодом. В это время обеспечиваются сбор первичной информации и контроль над ходом исследования, а также ввод полученных данных в компьютер. На эту стадию затрачивается примерно 20% отведенного времени.
Обработка и анализ полученных данных занимает примерно 40% всего времени исследования. Эта стадия включает в себя не только счетно-вычислительные работы по принятой программе, связанные с обработкой массива информации, но и подготовку промежуточных отчетов. Анализ результатов предусматривает систематизацию, обобщение, интерпретацию полученных данных, что может носить в значительной мере творческий характер, так как выявляемые в ходе исследования закономерности не всегда очевидны. На этой стадии подготавливаются выводы и рекомендации.
На составление итогового отчета отводится примерно 10% времени. Результаты предоставляются заказчику, подписывается акт приемки. В некоторых случаях результатом могут быть научный отчет и публикации. В отчете, передаваемом заказчику, следует избегать избыточных таблиц и малозначимых деталей. Основное внимание необходимо уделить выводам и рекомендациям, их содержательным доказательствам.
Итак, под организацией социологического исследования понимается деятельность, обеспечивающая все необходимые условия для осуществления эффективного научного поиска.
Субъектом организации социологического исследования может выступать отдельный ученый или группа исследователей.
Объектом организации должны выступать идеи и люди.
В организации социологического исследования выделяют два аспекта: методологический и социальный.
Методологическая организация обеспечивает выработку и реализацию единого идейно-теоретического замысла исследования. Целью социальной организации является обеспечение эффективного взаимодействия исследователей в соответствии с единым идейно-теоретическим замыслом исследования и его программой.
Методологическая и социальная организация составляют единство, однако приоритет должен отдаваться методологической организации социологического исследования. Подбирать соответствующие кадры и формировать единый коллектив лучше всего тогда, когда сформулирован замысел исследования, определены научные задачи, когда ясно, куда и как направлять научный поиск.
Социологическое исследование включает в себя следующие основные компоненты.
1. Научная проблема, подлежащая изучению.
2. Объект исследования (для одной и той же научной проблемы могут быть выбраны различные объекты).
3. Предмет исследования (мыслительная конструкция, которую необходимо создать в ходе методологической организации исследования).
4. Познавательные задачи, решаемые в исследовании.
5. Гипотезы (основные и производные).
6. Методы исследования.
7. Этапы исследования.
8. Схема организации взаимодействия между участниками исследования.
9. Ожидаемые результаты исследования и формы их представления.
Необходимость социологического исследования
Виктория Леденёва
Что такое социологическое исследование и его роль в изучении социальных процессов и отношений.
Социологическое исследование – это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Прикладное социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. В соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач определяются процедуры проведения социологического исследования, на¬правленные на практическое решение очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло¬жить конкретные способы действий в определенные сроки. Социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надежной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии.
Специфика исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов, а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
Социологическое исследование осуществляется только там и только тогда, где и когда в этом возникает общественная потребность. Последняя определяется наличием проблемы. Таким образом, главное – это выявление необходимости изучение какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не ясны.
Социологические исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие исследований в социологии
Социология отличается от других общественных наук активным использованием эмпирических методов:
Виды исследований в социологии
Среди видов социологических исследований выделяют разведывательные (зондажные, пилотажные), описательные и аналитические.
Разведывательные исследования являются самым простым видом социологического анализа, позволяющим решать только ограниченные задачи. Когда используется данный тип исследований, то испытывается инструментарий (методические документы): анкета, опросный лист, карточка и т.д.
Программа и инструментарий подобного исследования характеризуется упрощенностью и обследуемые совокупности – небольшими размерами (20-100 человек).
Разведывательным исследованием, как правило, предваряется глубокое изучение какой-либо проблемы. В ходе него идет уточнение целей, гипотез, задач, вопросов и их формулировки.
Описательные исследования выступают более сложным видом социологического анализа. Его посредством изучается эмпирическая информация, дающая относительно системное представление о социальном явлении или процессе. Объектами такого анализа выступают, как правило, большие социальные группы, например, трудовые коллективы больших предприятий.
В рамках описательного исследования может применяться один метод или несколько, последнее способствует повышению достоверности и полноты информации, формулированию более глубоких выводов и обоснованных рекомендаций.
Готовые работы на аналогичную тему
Самым серьезным видом социологических исследований является аналитическое, делающее возможным не только описание элементов изучаемого явления либо процесса, но и выяснение причин, лежащих в его основе. Оно предполагает изучение совокупности множества факторов, которыми обосновывается определенное социальное явление. Аналитическими исследованиями, как правило, завершаются разведывательные и описательные, в рамках которых собирались данные, позволяющие предварительно представить определенные элементы изучаемого социального явления или процесса.
Этапы социологического исследования
Социологическое исследование, как правило, состоит из трех основных этапов:
Все данные этапы отличаются чрезвычайной важностью и поэтому требуют особенного внимания. Программа исследования включает два раздела:
Методологический раздел включает теоретико-методологические основы проведения исследования.
Методический раздел состоит из таких пунктов, как цель исследования, обоснование актуальности, объект и предмет, задачи, анализ и операционализация основных понятий, выдвижение гипотез. Второй этап во многом определяется выбранным типом социологического исследования и методик.
Что касается третьего этапа, то анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, отражается, в большинстве случаев, в отчете, создаваемом для заказчика. Структура отчета об исследовании определяется логикой операционализации основных понятий, но при подготовке этого документа социологом часто используется дедукция, то есть постепенное сведение социологические данные в ряд показателей. Разделы в отчете, как правило, соответствует гипотезам, сформулированным в программе.
Социология. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Социология». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6. Социологическое исследование и его виды (начало)
Социологическое исследование — это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение точных объективных данных об изучаемом социальном явлении.
Социологическое исследование не имеет унифицированной формы, но всегда включает следующие этапы:
· подготовка: обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов обработки и т. д.;
· сбор первичной социологической информации: необобщенные сведения в различной форме, записи исследователя, выписки из документов и т. д.;
· подготовка собранной в ходе социологического исследования информации, ее обработка;
· анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Вид социологического исследования зависит от характера поставленных целей и задач, глубины анализа социального процесса и т. д.
Различают три основных вида социологических исследований:
1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления, для получения дополнительной информации о предмете и объекте. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), степень эффективности только что проведенных мероприятий;
2) описательное — более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; позволяет произвести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними;