что такое социокультурная технология

Сущность понятия «социально-культурная технология»

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Это определение передает, на наш взгляд, реальную специфику социально-культурной деятельности, включая в сферу ее педагогического влияния как отдельного человека, гак и всю систему социального взаимо­действия во всем многообразии проявлений, выдвигая в качестве основной задачи построение социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчеркивает технологичность социально-­культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «со­вокупность педагогических технологий» и «технологично определяют со­циализирующие воспитательные процессы». Дефиниция со­циально-культурной деятельности, предложенная Н.Н, Ярошенко, по нашему мнению, является наиболее исчерпывающей и содержательной.

Актуальность рассмотрения технологических основ социально-­культурной деятельности с позиций педагогических технологий обуслов­лена тем, что на эмпирическом уровне технологический процесс теорети­ками и практиками понимается недостаточно четко. Не все из них, по мнению Новиковой Г.Н., обла­дают навыками и умениями грамотно определять цели и задачи предпола­гаемой акции, варьировать отдельными структурными элементами техно­логического процесса, использовать новейшие управленческие приемы и организационные формы,

Таким образом, по мнению Новиковой Г.Н., социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и

методологических средств, направлен­ных ни достижение планируемых результатов

2.Цели и содержание социально-культурной технологии

Технологии социально-культурной деятельности направлены на разви­тие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как главный смысл воспитания. Проблема цели и содержания социально-культурных технологий явля­ется основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, на­учно определенной, социально значимой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и оп­ределяющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями, своего рода социальным заказом. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимым уточнение и определение «проблем­ного поля», главной стратегической цели, формирование тактических це­лей и задач, требующих последовательности действий и интеграции уси­лий различных элементов социально-культурной деятельности, направ­ленных на поэтапную реализацию главной цели.

При определении целей в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возмож­ности социально-культурных институтов, запросы и интересы социально-­демографических групп, характер их трудовой деятельности и производ­ственных условий, возможности координации усилия различных социаль­ных структур и институтов, временные характеристики циклов воздейст­вия.

Определение целей зависит не только от самого факта многосубъектности социально-культурной деятельности, но и от разнообразия объектов влияния. Ими могут являться различные государственные структуры, ин­ституты и специалисты, многочисленные общественные и религиозные организации, формальные и неформальные группы, инициативные движе­ния, частные, коммерческие, кооперативные и другие организации и, ко­нечно же, отдельные личности.

Детальное определение конечного результата и точных действий специалиста для его достижения в социально-культурных технологиях строится на основе специально отобранного проектантом содержания инст­рументария как совокупности форм, методов, средств, условий, диктуемых педагогическими целями формирования качественно новых социаль­ных отношений с заданными генеральной целью параметрами.

Содержание технологического процесса в социально-культурной сфере

— это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между людьми, социально-демографическими группами, участниками социально- культурных акций и организаторами, учредителями, это то, чем наполня­ется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание техноло­гий социально-культурной деятельности включает элементы отдыха, обу­чения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт по­ведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.

Именно сфера человеческого взаимодействия, сфера отношений несет в себе содержательное и предметное наполнение (обучение, груд, бытовое обустройство и т.п.), которое разворачивается в поле социальных отноше­ний, порожденных культурой. Отношение в этом случае рассматривается как социально-психологический феномен и составляет содержание социально­культурного процесса, поскольку именно ради взаимоотношений прихо­дит человек в учреждения культуры на встречу с любимым артистом, друзьями, направляется на занятия в художественную студию.

Содержание отношений человека с окружающей действительностью беспредельно; для достижения поставленной цели их необходимо ограни­чить той совокупностью отношений, которая значима для человека и но­сит название «ценностные ориентации».

Формирование отношения к человеку как наивысшей ценности за­нимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных технологий. Если человек вы­ступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызывает необходимость формирования следую­щих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отно­шениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гуманизмом.

Вторым ключевым элементом содержания технологического про­цесса социально-культурной деятельности является ценностное отноше­ние к жизни признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено па формирование следующих позиций: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к различным проявлениям жизни; воспри­ятие жизни во всем разнообразии, разновидностях, этапах, формах; содей­ствие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в ак­тивном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы че­ловеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообразии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование цен­ностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братст­во» и др.

Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «сообщество», т.е. различного рода объединения людей во имя достойной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, чго он ус­ваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регуля­тором поведения человека в социуме, формирует образ социального уст­ройства, осознание которого приходит к человеку год влиянием жизнен­ного опыта и через различные каналы социальной коммуникации. Важ­ными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельности общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.

Ориентация содержания технологических социально-культурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлекательна тем, что их система позволяет более конкретизировано формировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величинами, как «индивидуализм» и «альтру­изм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.

И здесь появится необходимость в соединении содержания, форм, методов, средств, цели в единое целое, которое выражается в прогнозирова­нии как процесса, так и результатов. В конечном счете все выливается в своеобразный проект, который раскрывает конкретные цели и задачи, раз­рабатывает поэтапно пути достижения поставленной цели и определяет условия, способствующие более эффективному протеканию технологиче­ского процесса

Технология социально­-культурной деятельности позволяет вносить существенный вклад в разви­тие личности, объединяя социально значимые и личностные цели.

Представляя собой сложную систему педагогического влияния на лич­ность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объе­диняя их в конкретном проекте или программе.

Таким образом, процессы, основанные на использовании социально ­культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т.е. основаны на целеполагании, планировании, проектиро­вании. включают поэтапную диагностику, широко используют возможно­сти варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оп­тимальных вариантов достижения поставленной цели.

В условиях конкуренции социально-культурные технологии; должны быть эффективны по результатам и оптимальны но затратам, гарантируя при этом определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.

Источник

2.1. Технологии социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность является производной от культурной деятельности, социальной работы в социокультурной сфере, социальной педагогики, в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительская работа.

Согласно концепции М. А. Ариарского и Н. Н. Ярошенко сущность социально-культурной деятельности:

• выстраивается на основе ценностей культуры;

• осуществляется в сфере свободного времени;

• реализуется на основе добровольности, активности и инициативы ее участников;

• характеризуется свободой выбора.

Социально-культурная деятельность может быт разделена на профессиональную и непрофессиональную. М. А. Ариарский и Н. Н. Ярошенко отмечают, что профессиональная деятельность в этой области, тесно связана с педагогикой свободного времени и должна отвечать определённым требованиям и нормативам.

Педагогику свободного времени можно определить как область социальной педагогики, раскрывающей закономерности, принципы, средства и методы просвещения, организации активного отдыха и развития творческих потенций личности в условиях досуговой деятельности и нерегламентированного общения.

Непрофессиональная (любительская) культурно-досуговая деятельность, согласно тем же авторам, предполагает творческое саморазвитие и самореализацию личности, осуществляемую в свободное время. Свободное время требует целенаправленной организации и изучения познавательных интересов и потребностей личности и отдельной семьи.

Культурно-досуговая деятельность направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоёв населения, и, прежде всего, семьи.[14]

Основной целью социальной работы с семьёй является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил семьи, активный поиск потенциальных резервов её совершенствования.

Социально-культурная работа с семьёй – одно из направлений использования возможностей сферы культуры и досуга для разновозрастных групп населения и семей различного типа. На сегодняшний день в этой области разработано множество интересных, эффективных технологий, позволяющих на практике решать сложные задачи оптимизации жизнедеятельности семьи.

Существуют разные определения понятия технология. Согласно толковому словарю В. И. Даля: «Технология – это совокупность приёмов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».[15]

Для социальной сферы совокупность технологий представляет важнейший компонент, на котором строится практическая деятельность специалистов. В зависимости от того, на каком уровне внедряются технологии, различают: крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона; макротехнологии в отдельных городах, сообществах, профессиональных объединениях и микротехнологии, которые направлены на определённые общественные процессы и рассчитаны на отдельные группы людей.

Описание педагогических технологий содержится в работах П. Р. Атутова, В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В. М. Монахова, В. Ю. Питюкова, Г. К. Селевко и др. Принято рассматривать три уровня процесса реализации технологии: научный, описательный и процессуально-действенный. На первом уровне ставятся цели, задачи, определяются содержание и методы обучения. На втором проектируются педагогические процессы, прогнозируются результаты обучения. На третьем осуществляется технологический процесс с применением различных методов и средств обучения.

По мнению Е. И. Григорьевой, структура педагогической технологии включает следующие составные элементы:

• концептуальность, опору на определённую научную концепцию, учитывающую философию, социально-психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

• системность, которая предполагает логику и целостность процесса, взаимосвязи всех его частей;

• управляемость, предполагающую разработку и реализацию проектов и учебных программ, диагностику и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

• эффективность, которая выражается в результатах и оптимальных затратах на разработку и внедрение технологий;

• воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

По мнению Т. Г. Киселёвой и Ю. Д. Красильникова, технология – это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. Е. И. Григорьева дает более развёрнутую характеристику этого понятия: «Технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания».[16]

Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, подразделяют на общие, функциональные и дифференцированные.

Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, процесс внедрения хозрасчётных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).

Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т. е. совокупность методов и средств для реализации определённого содержания сферы культуры и досуга.

Функциональные технологии подразделяются на:

• технологию информационно-познавательной и просветительской деятельности;

• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;

• технологию организации отдыха и развлечения.

Современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений это совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Она направлена на самосовершенствование личности и создание условий для самореализации участников групп любительской направленности.

Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

В социально-культурной сфере активно используются новейшие достижения педагогики, психологии, культурологи, биологии и медицины.

Культурно-досуговые проекты и программы внедряют такие формы работы, которые способствуют восстановлению эмоционального равновесия людей; возможности участия населения в возрождении народных традиций; акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.

Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

К числу дифференцированных технологий относят:

• методику организации досуга детей и подростков;

• методику молодёжного досуга;

• методику семейного досуга;

• методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

«Разнообразие современных технологий является следствием смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности».[17]

Сегодня рамки социально-культурной деятельности расширяются, и многие авторы предлагают иную классификацию её технологий. К ним они относят культурно-охранные и культуротворческие технологии; рекреативные и образовательные технологии; социально-защитные технологии; управленческие технологии (социокультурный менеджмент); исследовательские технологии; проективные технологии; альтернативные (инновационные) технологии; коммуникационные и информационно-рекламные технологии; а также этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества.[18]

Учитывая, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определённые функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений показали необходимость осуществления организационной перестройки системы руководства в развитии самодеятельных масс в сторону возрождения художественно-бытовых традиций.

Например, педагогические инновации связаны с технологиями проектного обучения, которые ставят задачу осмысленной защиты творческих проектов. Главная идея проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как социокультурной лаборатории, в которой происходит процесс познания, что исключительно благоприятно для развития познавательной активности в сфере досуга.

Любая педагогическая технология включает в себя:

• научные идеи, на которые опираются;

• систему действий учителя и ученика;

• критерии оценки и качественно новый результат.

Цель проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого обучающего: позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать адекватную самооценку.

2. Обучать эффективно созидать в команде единомышленников: вдохновлять детей на развитие социальных навыков, прежде всего коммуникабельность, умение сотрудничать.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления, умения искать пути решения поставленных задач.

4. Развивать у учащихся исследовательские умения, наблюдение, обобщение, аналитическое мышление, развитие речи, перенос знаний в новые ситуации.

Проектное обучение даёт хорошие результаты во внеклассном, факультативном, дополнительном образовании. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Каждый учащийся в процессе самостоятельной работы над проектом, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению новых процессов, объектов и т. п.

Работа в команде единомышленников предполагает соблюдение определённых правил и принципов:

• В команде нет лидеров, все члены команды равны. Команды не соревнуются, все получают удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они совместно выполняют проектное задание.

• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Имея персональное задание, никто не отсиживается «за спиной» партнёров.

• Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Постепенно педагог-организатор передаёт руководство ходом работы участникам проекта. Этапы работы выстраиваются по логике основных звеньев учебного процесса:

1. Постановка цели: выявление проблемы, формирование задачи.

2. Обсуждение возможных вариантов исследования или хода работы, выбор способов.

3. Самообразование и актуализация знаний.

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка, оформление и т. д.

6. Обобщение результатов и выводы.

7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

В практике социокультурной работы могут применяться разные виды проектов:

1. Информационный и исследовательский проект.

Например: «История женских художественных рукоделий в России».

Например: «Современные этнокультурные технологии и способы их сочетания».

3. Продукционный проект.

Например: «Создание образцов сочетанного творчества».

4. Организационный проект.

Например: «Оформляем тематическую выставку».

Например: «Обучение народным промыслам в социокультурной работе с семьёй»

Успешно реализуется социальный проект «Народные промыслы как фактор интеграции семей в общество» в клубной форме работы социальной клиники при Санкт-Петербургском Государственном институте психологии и социальной работы. Идея проекта направлена на создание условий социализации населения микрорайона, прежде всего семьи, привлечение большего числа семей с детьми к художественному творчеству (Приложение 10 – иллюстрации).

Проекты могут быть разными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, буклет, интервью с мастерами прикладного творчества, журнальный репортаж, тематическая выставка и т. д.

Педагогическая технология проектного обучения широко внедряется в практику работы с разными поколениями в ОУ (образовательных учреждениях), КЦСОН (комплексных центрах социального обслуживания населения), КДУ (культурно-досуговых учреждениях), УДОД (учреждениях дополнительного образования детей).

Самодеятельное художественное творчество всё более осознаётся и становится важной сферой самореализации личности в любом возрасте. Наметилась устойчивая тенденция к возрождению и сохранению традиционной культуры, самобытных форм, национальных культур народов, проживающих в Российской Федерации. Особая роль в активизации процесса восстановления культурных традиций принадлежит самодеятельным собирателям старших возрастных категорий. Благодаря изучению и использованию опыта старейших во многих областях России собирается обширная коллекция образцов этнической и танцевально-песенной культуры в рамках проекта «Возрождение народных традиций культуры». В подготовке к международному фестивалю «Мы – одна семья на планете Земля» принимают участие коллективы, состоящие из нескольких поколений семьи. Опытные мастера проводят «Мастер-классы» с молодёжью, прививая любовь к забытым промыслам, возрождая старинные технологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Что такое социокультурная технология

1. Определение понятия «технология».

2. Структура технологического процесса в учреждениях культуры:

3. Классификация технологий.

4. Сущность технологий.

5. Элементы технологий.

В настоящее время в России происходит процесс становле­ния новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному само­определению человека, увеличению роли науки в создании педа­гогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает» научную разработку и практическое обоснование но­вых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обу­чения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследо­ваний, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

6) по типу организации и управления познавательной дея­тельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению ос­новных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо от­мечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».

Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержа­ние и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена ‘большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, исполь­зуют множество методов, с помощью которых не только форми­руется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

Таким образом, технологии могут существовать в сфе­рах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *