что такое социокультурная технология
Сущность понятия «социально-культурная технология»
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Это определение передает, на наш взгляд, реальную специфику социально-культурной деятельности, включая в сферу ее педагогического влияния как отдельного человека, гак и всю систему социального взаимодействия во всем многообразии проявлений, выдвигая в качестве основной задачи построение социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчеркивает технологичность социально-культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «совокупность педагогических технологий» и «технологично определяют социализирующие воспитательные процессы». Дефиниция социально-культурной деятельности, предложенная Н.Н, Ярошенко, по нашему мнению, является наиболее исчерпывающей и содержательной.
Актуальность рассмотрения технологических основ социально-культурной деятельности с позиций педагогических технологий обусловлена тем, что на эмпирическом уровне технологический процесс теоретиками и практиками понимается недостаточно четко. Не все из них, по мнению Новиковой Г.Н., обладают навыками и умениями грамотно определять цели и задачи предполагаемой акции, варьировать отдельными структурными элементами технологического процесса, использовать новейшие управленческие приемы и организационные формы,
Таким образом, по мнению Новиковой Г.Н., социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и
методологических средств, направленных ни достижение планируемых результатов
2.Цели и содержание социально-культурной технологии
Технологии социально-культурной деятельности направлены на развитие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как главный смысл воспитания. Проблема цели и содержания социально-культурных технологий является основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, научно определенной, социально значимой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.
Технология сложна по своей структурной организации. Главным и определяющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями, своего рода социальным заказом. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимым уточнение и определение «проблемного поля», главной стратегической цели, формирование тактических целей и задач, требующих последовательности действий и интеграции усилий различных элементов социально-культурной деятельности, направленных на поэтапную реализацию главной цели.
При определении целей в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возможности социально-культурных институтов, запросы и интересы социально-демографических групп, характер их трудовой деятельности и производственных условий, возможности координации усилия различных социальных структур и институтов, временные характеристики циклов воздействия.
Определение целей зависит не только от самого факта многосубъектности социально-культурной деятельности, но и от разнообразия объектов влияния. Ими могут являться различные государственные структуры, институты и специалисты, многочисленные общественные и религиозные организации, формальные и неформальные группы, инициативные движения, частные, коммерческие, кооперативные и другие организации и, конечно же, отдельные личности.
Детальное определение конечного результата и точных действий специалиста для его достижения в социально-культурных технологиях строится на основе специально отобранного проектантом содержания инструментария как совокупности форм, методов, средств, условий, диктуемых педагогическими целями формирования качественно новых социальных отношений с заданными генеральной целью параметрами.
Содержание технологического процесса в социально-культурной сфере
— это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между людьми, социально-демографическими группами, участниками социально- культурных акций и организаторами, учредителями, это то, чем наполняется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание технологий социально-культурной деятельности включает элементы отдыха, обучения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт поведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.
Именно сфера человеческого взаимодействия, сфера отношений несет в себе содержательное и предметное наполнение (обучение, груд, бытовое обустройство и т.п.), которое разворачивается в поле социальных отношений, порожденных культурой. Отношение в этом случае рассматривается как социально-психологический феномен и составляет содержание социальнокультурного процесса, поскольку именно ради взаимоотношений приходит человек в учреждения культуры на встречу с любимым артистом, друзьями, направляется на занятия в художественную студию.
Содержание отношений человека с окружающей действительностью беспредельно; для достижения поставленной цели их необходимо ограничить той совокупностью отношений, которая значима для человека и носит название «ценностные ориентации».
Формирование отношения к человеку как наивысшей ценности занимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных технологий. Если человек выступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызывает необходимость формирования следующих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отношениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гуманизмом.
Вторым ключевым элементом содержания технологического процесса социально-культурной деятельности является ценностное отношение к жизни признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено па формирование следующих позиций: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к различным проявлениям жизни; восприятие жизни во всем разнообразии, разновидностях, этапах, формах; содействие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в активном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы человеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообразии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование ценностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братство» и др.
Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «сообщество», т.е. различного рода объединения людей во имя достойной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, чго он усваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регулятором поведения человека в социуме, формирует образ социального устройства, осознание которого приходит к человеку год влиянием жизненного опыта и через различные каналы социальной коммуникации. Важными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельности общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.
Ориентация содержания технологических социально-культурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлекательна тем, что их система позволяет более конкретизировано формировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величинами, как «индивидуализм» и «альтруизм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.
И здесь появится необходимость в соединении содержания, форм, методов, средств, цели в единое целое, которое выражается в прогнозировании как процесса, так и результатов. В конечном счете все выливается в своеобразный проект, который раскрывает конкретные цели и задачи, разрабатывает поэтапно пути достижения поставленной цели и определяет условия, способствующие более эффективному протеканию технологического процесса
Технология социально-культурной деятельности позволяет вносить существенный вклад в развитие личности, объединяя социально значимые и личностные цели.
Представляя собой сложную систему педагогического влияния на личность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объединяя их в конкретном проекте или программе.
Таким образом, процессы, основанные на использовании социально культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т.е. основаны на целеполагании, планировании, проектировании. включают поэтапную диагностику, широко используют возможности варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оптимальных вариантов достижения поставленной цели.
В условиях конкуренции социально-культурные технологии; должны быть эффективны по результатам и оптимальны но затратам, гарантируя при этом определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.
2.1. Технологии социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность является производной от культурной деятельности, социальной работы в социокультурной сфере, социальной педагогики, в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительская работа.
Согласно концепции М. А. Ариарского и Н. Н. Ярошенко сущность социально-культурной деятельности:
• выстраивается на основе ценностей культуры;
• осуществляется в сфере свободного времени;
• реализуется на основе добровольности, активности и инициативы ее участников;
• характеризуется свободой выбора.
Социально-культурная деятельность может быт разделена на профессиональную и непрофессиональную. М. А. Ариарский и Н. Н. Ярошенко отмечают, что профессиональная деятельность в этой области, тесно связана с педагогикой свободного времени и должна отвечать определённым требованиям и нормативам.
Педагогику свободного времени можно определить как область социальной педагогики, раскрывающей закономерности, принципы, средства и методы просвещения, организации активного отдыха и развития творческих потенций личности в условиях досуговой деятельности и нерегламентированного общения.
Непрофессиональная (любительская) культурно-досуговая деятельность, согласно тем же авторам, предполагает творческое саморазвитие и самореализацию личности, осуществляемую в свободное время. Свободное время требует целенаправленной организации и изучения познавательных интересов и потребностей личности и отдельной семьи.
Культурно-досуговая деятельность направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоёв населения, и, прежде всего, семьи.[14]
Основной целью социальной работы с семьёй является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил семьи, активный поиск потенциальных резервов её совершенствования.
Социально-культурная работа с семьёй – одно из направлений использования возможностей сферы культуры и досуга для разновозрастных групп населения и семей различного типа. На сегодняшний день в этой области разработано множество интересных, эффективных технологий, позволяющих на практике решать сложные задачи оптимизации жизнедеятельности семьи.
Существуют разные определения понятия технология. Согласно толковому словарю В. И. Даля: «Технология – это совокупность приёмов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».[15]
Для социальной сферы совокупность технологий представляет важнейший компонент, на котором строится практическая деятельность специалистов. В зависимости от того, на каком уровне внедряются технологии, различают: крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона; макротехнологии в отдельных городах, сообществах, профессиональных объединениях и микротехнологии, которые направлены на определённые общественные процессы и рассчитаны на отдельные группы людей.
Описание педагогических технологий содержится в работах П. Р. Атутова, В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В. М. Монахова, В. Ю. Питюкова, Г. К. Селевко и др. Принято рассматривать три уровня процесса реализации технологии: научный, описательный и процессуально-действенный. На первом уровне ставятся цели, задачи, определяются содержание и методы обучения. На втором проектируются педагогические процессы, прогнозируются результаты обучения. На третьем осуществляется технологический процесс с применением различных методов и средств обучения.
По мнению Е. И. Григорьевой, структура педагогической технологии включает следующие составные элементы:
• концептуальность, опору на определённую научную концепцию, учитывающую философию, социально-психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая предполагает логику и целостность процесса, взаимосвязи всех его частей;
• управляемость, предполагающую разработку и реализацию проектов и учебных программ, диагностику и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
• эффективность, которая выражается в результатах и оптимальных затратах на разработку и внедрение технологий;
• воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
По мнению Т. Г. Киселёвой и Ю. Д. Красильникова, технология – это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. Е. И. Григорьева дает более развёрнутую характеристику этого понятия: «Технология – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания».[16]
Технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, подразделяют на общие, функциональные и дифференцированные.
Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, процесс внедрения хозрасчётных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).
Функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т. е. совокупность методов и средств для реализации определённого содержания сферы культуры и досуга.
Функциональные технологии подразделяются на:
• технологию информационно-познавательной и просветительской деятельности;
• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;
• технологию организации отдыха и развлечения.
Современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений это совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Она направлена на самосовершенствование личности и создание условий для самореализации участников групп любительской направленности.
Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
В социально-культурной сфере активно используются новейшие достижения педагогики, психологии, культурологи, биологии и медицины.
Культурно-досуговые проекты и программы внедряют такие формы работы, которые способствуют восстановлению эмоционального равновесия людей; возможности участия населения в возрождении народных традиций; акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
Дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
К числу дифференцированных технологий относят:
• методику организации досуга детей и подростков;
• методику молодёжного досуга;
• методику семейного досуга;
• методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
«Разнообразие современных технологий является следствием смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности».[17]
Сегодня рамки социально-культурной деятельности расширяются, и многие авторы предлагают иную классификацию её технологий. К ним они относят культурно-охранные и культуротворческие технологии; рекреативные и образовательные технологии; социально-защитные технологии; управленческие технологии (социокультурный менеджмент); исследовательские технологии; проективные технологии; альтернативные (инновационные) технологии; коммуникационные и информационно-рекламные технологии; а также этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества.[18]
Учитывая, что социально-культурная сфера представлена большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определённые функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений показали необходимость осуществления организационной перестройки системы руководства в развитии самодеятельных масс в сторону возрождения художественно-бытовых традиций.
Например, педагогические инновации связаны с технологиями проектного обучения, которые ставят задачу осмысленной защиты творческих проектов. Главная идея проектного обучения состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как социокультурной лаборатории, в которой происходит процесс познания, что исключительно благоприятно для развития познавательной активности в сфере досуга.
Любая педагогическая технология включает в себя:
• научные идеи, на которые опираются;
• систему действий учителя и ученика;
• критерии оценки и качественно новый результат.
Цель проектного обучения:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого обучающего: позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать адекватную самооценку.
2. Обучать эффективно созидать в команде единомышленников: вдохновлять детей на развитие социальных навыков, прежде всего коммуникабельность, умение сотрудничать.
3. Обеспечить механизм развития критического мышления, умения искать пути решения поставленных задач.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения, наблюдение, обобщение, аналитическое мышление, развитие речи, перенос знаний в новые ситуации.
Проектное обучение даёт хорошие результаты во внеклассном, факультативном, дополнительном образовании. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Каждый учащийся в процессе самостоятельной работы над проектом, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению новых процессов, объектов и т. п.
Работа в команде единомышленников предполагает соблюдение определённых правил и принципов:
• В команде нет лидеров, все члены команды равны. Команды не соревнуются, все получают удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они совместно выполняют проектное задание.
• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Имея персональное задание, никто не отсиживается «за спиной» партнёров.
• Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Постепенно педагог-организатор передаёт руководство ходом работы участникам проекта. Этапы работы выстраиваются по логике основных звеньев учебного процесса:
1. Постановка цели: выявление проблемы, формирование задачи.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования или хода работы, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка, оформление и т. д.
6. Обобщение результатов и выводы.
7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
В практике социокультурной работы могут применяться разные виды проектов:
1. Информационный и исследовательский проект.
Например: «История женских художественных рукоделий в России».
Например: «Современные этнокультурные технологии и способы их сочетания».
3. Продукционный проект.
Например: «Создание образцов сочетанного творчества».
4. Организационный проект.
Например: «Оформляем тематическую выставку».
Например: «Обучение народным промыслам в социокультурной работе с семьёй»
Успешно реализуется социальный проект «Народные промыслы как фактор интеграции семей в общество» в клубной форме работы социальной клиники при Санкт-Петербургском Государственном институте психологии и социальной работы. Идея проекта направлена на создание условий социализации населения микрорайона, прежде всего семьи, привлечение большего числа семей с детьми к художественному творчеству (Приложение 10 – иллюстрации).
Проекты могут быть разными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, буклет, интервью с мастерами прикладного творчества, журнальный репортаж, тематическая выставка и т. д.
Педагогическая технология проектного обучения широко внедряется в практику работы с разными поколениями в ОУ (образовательных учреждениях), КЦСОН (комплексных центрах социального обслуживания населения), КДУ (культурно-досуговых учреждениях), УДОД (учреждениях дополнительного образования детей).
Самодеятельное художественное творчество всё более осознаётся и становится важной сферой самореализации личности в любом возрасте. Наметилась устойчивая тенденция к возрождению и сохранению традиционной культуры, самобытных форм, национальных культур народов, проживающих в Российской Федерации. Особая роль в активизации процесса восстановления культурных традиций принадлежит самодеятельным собирателям старших возрастных категорий. Благодаря изучению и использованию опыта старейших во многих областях России собирается обширная коллекция образцов этнической и танцевально-песенной культуры в рамках проекта «Возрождение народных традиций культуры». В подготовке к международному фестивалю «Мы – одна семья на планете Земля» принимают участие коллективы, состоящие из нескольких поколений семьи. Опытные мастера проводят «Мастер-классы» с молодёжью, прививая любовь к забытым промыслам, возрождая старинные технологии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое социокультурная технология
1. Определение понятия «технология».
2. Структура технологического процесса в учреждениях культуры:
3. Классификация технологий.
4. Сущность технологий.
5. Элементы технологий.
В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.
Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает» научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в терминологию социально-культурной сферы.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.
Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:
1) по уровню применения;
2) по философской основе;
3) по ведущему фактору психического развития;
4) по ориентации на личностные структуры;
5) по характеру содержания и структуры;
6) по типу организации и управления познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».
Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена ‘большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
• концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,