что такое социокультурная среда определение

Социокультурная среда

Смотреть что такое «Социокультурная среда» в других словарях:

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА — культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек … Словарь терминов по психологическому консультированию

Среда — окружающая человека социальное пространство (в целом как макросреда, в конкретном смысле как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. (Черник Б.П.… … Педагогический терминологический словарь

Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

СКС — Свердловские коммунальные системы ОАО г. Екатеринбург, организация Источник: http://www.regnum.ru/expnews/235768.html СКС Союз казаков Семиречья Казахстан Источник: http://www.ln.mid.ru/ns dgpch.nsf/899815d7b7f8b5c143256da40037af72/b2b4b4294425c9e… … Словарь сокращений и аббревиатур

Индустриальные субкультуры — (от лат. industria деятельность, усердие, то же, что «промышленность») или урбанистические субкультуры (англ. urbanization, от латинских слов urbanus городской, urbs город) современные молодёжные субкультуры[1][2][3]… … Википедия

Лаптенок, Сергей Данилович — (р. 01.05.1935) белорус. философ, спец. по этике и теории воспитания; д р филос. наук, проф. Род. в дер.Васильевка Березин ского р на Минской обл. (Белоруссия). Окончил фи лол. ф т Белорус. гос. ун та (БГУ) (1958); асп. БГУ по кафедре истории… … Большая биографическая энциклопедия

Левит, Светлана Яковлевна — (р. 22.06.1944) спец. по истории филос., филос. культуры, культурологии; канд. филос. наук. Род. в Москве. Окончила филос. ф т МГУ (1968), асп. того же ф та (1971). С 1972 работает в ИНИОН РАН: сначала мл. н.с, затем (с 1980) ст. н.с, с 1989 и по … Большая биографическая энциклопедия

Пространство деятельности детских общественных объединений — места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения или помещения,… … Официальная терминология

КОНФЛИКТ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родители дети». Значительное число К. д. с р. в семье порождается комплексом условий (особенности возраста и личности ребенка, внутрисемейные отношения и социокультурная среда), что составляет социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родитель ребенок». К. п. с р. порождаются комплексом условий, наиболее существенными из которых являются: особенности возраста, внутрисемейные отношения, социокультурная среда, составляющие в целом социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Характеристика понятия термина «Социально-культурная среда».

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

Понятие «среда» вошло в культурологические науки сравнительно недавно. В отечественной науке разработана теория «среды». Культурологический термин «среда» означает устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, класс, общество) и которые оказывают влияние на его деятельность по созданию и освоению духовных ценностей и благ, на его духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры

Социально-культурная среда – конкретное непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это – конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Значение социально-культурной среды в процессе динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создаёт условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества.

Вещественную сторону социально-культурной среды следует рассматривать как совокупность определённых культурных ценностей в данном социуме и их использования в деятельности инвалида, включённого в данную среду. Следовательно, сюда следует отнести также характер организации и механизм функционирования духовных ценностей. В перечень общечеловеческих ценностей среды необходимым составляющим включается и толерантность, как принцип построения взаимоотношений между членами социума. И от того, как будет сформулирована ценностная модель толерантного отношения между субъектами, зависит уровень результативности.

Личностная сторона среды – это люди, окружающие личность, воздействующие (положительно или отрицательно) на её формирование, складывание духовных потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций. Категории «социокультурная среда» и «личность» тесно связаны друг с другом. Личность без среды не существует, но понятие социально-культурной среды становится бессмысленным, если мы не соотносим его с личностью.

Личностная сфера социокультурной среды дифференцируется в зависимости от следующих аспектов: во-первых, от уровней воздействия среды на личность. В данном аспекте различают макросреду и микросреду. Под «макросредой» понимают само общество и социальные группы, информационное пространство. Под «микросредой» понимают среду ближайшего окружения. «Макросреда» состоит из множества «микросред». Культурное взаимодействие макросреды и личности осуществляется посредством межличностных контактов и приобретённым индивидуальным опытом. Именно, своеобразие различных уровней социокультурной среды во многом определяют формирование общих (типовых) и особенных (индивидуальных) признаков личности инвалида.

Индивид, групповое сознание, взгляды, представления, чувства, установившиеся традиции, культура речевого общения и средства массовой коммуникации, составляют духовную атмосферу и отражают сущностные характеристики отношений (инвалида со средой, среды к инвалиду). Как предметная среда, так и духовная атмосфера представляет непосредственное окружение личности, определяя её ценностные ориентации и установки, нормы и правила поведения её в той или иной бытовой общности.

Среда ближайшего окружения неоднородна, может включать в себя и положительные и отрицательные элементы.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны представить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «Обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако, на практике такое «обживание», как правило, сводится к освоению предложенных кем-то извне и реализованных идей и проектов.

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

В содержание этого термина входит целый ряд важных составляющих компонентов.

Информационно-познавательная, просветительная составляющая характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего их мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни.

Досугово-творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самостоятельное культуротворческое начало.

Создавая новые условия функционирования социокультурной среды, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации культурно-досуговой деятельности, так и к целям и методам их реализации.

Социально-культурная среда – конкретное непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных условий его жизнедеятельности и социального поведения, это – его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это – конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Значение социально-культурной среды в процессе динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как она создаёт условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяет духовную жизнь общества.

Но на теоретическом уровне сущность социально-культурной среды как социального феномена не вполне осознана, что является препятствием к её формированию как социологической категории и созданию дополнительных возможностей для развития различных видов и форм социально-культурной деятельности в границах социально-культурной среды.

Первые попытки теоретического анализа социальной среды можно отнести к началу 1980 года, когда в работах М.В. Лашиной и ряда других учёных была исследована сущность этой категории.

Для лучшего понимания специфики категории «Социально-культурная среда», в которую включаются различные феномены социальной и культурной жизни, отечественные социологи и культурологи предлагают рассматривать исходные понятия «социум» и «культура» как относительно автономные реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.

Социум можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также социальных взаимодействий, отношений.

Культура, как результат человеческой деятельности, представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих социальную принадлежность, индивидуальное самоопределение личности.

«Социальное» и «культурное» тесно переплетены, так как в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Сущность социума – делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры – способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению её социальноролевой ограниченности в процессе ценностно-ориентированной активности.

Анализируя различия между культурной и социальной системами, можно рассматривать их не просто как отдельные и взаимозависимые, но и как взаимопроникающие системы. Определённые аспекты культурной сферы не могут быть понятны безотносительно к фактам социальной сферы, и наоборот, социальная сфера не может анализироваться без её соотнесения к культуре. В этом смысле культурная и социальная системы не могут быть отделены друг от друга, хотя и могут трактоваться как аналитически независимые.

Источник

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Смотреть что такое «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА» в других словарях:

Социокультурная среда — конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это совокупность различных (макро и микро ) условий его жизнедеятельности и социального… … Педагогический терминологический словарь

Среда — окружающая человека социальное пространство (в целом как макросреда, в конкретном смысле как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. (Черник Б.П.… … Педагогический терминологический словарь

Список русскоязычных японистов — составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

СКС — Свердловские коммунальные системы ОАО г. Екатеринбург, организация Источник: http://www.regnum.ru/expnews/235768.html СКС Союз казаков Семиречья Казахстан Источник: http://www.ln.mid.ru/ns dgpch.nsf/899815d7b7f8b5c143256da40037af72/b2b4b4294425c9e… … Словарь сокращений и аббревиатур

Индустриальные субкультуры — (от лат. industria деятельность, усердие, то же, что «промышленность») или урбанистические субкультуры (англ. urbanization, от латинских слов urbanus городской, urbs город) современные молодёжные субкультуры[1][2][3]… … Википедия

Лаптенок, Сергей Данилович — (р. 01.05.1935) белорус. философ, спец. по этике и теории воспитания; д р филос. наук, проф. Род. в дер.Васильевка Березин ского р на Минской обл. (Белоруссия). Окончил фи лол. ф т Белорус. гос. ун та (БГУ) (1958); асп. БГУ по кафедре истории… … Большая биографическая энциклопедия

Левит, Светлана Яковлевна — (р. 22.06.1944) спец. по истории филос., филос. культуры, культурологии; канд. филос. наук. Род. в Москве. Окончила филос. ф т МГУ (1968), асп. того же ф та (1971). С 1972 работает в ИНИОН РАН: сначала мл. н.с, затем (с 1980) ст. н.с, с 1989 и по … Большая биографическая энциклопедия

Пространство деятельности детских общественных объединений — места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения или помещения,… … Официальная терминология

КОНФЛИКТ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родители дети». Значительное число К. д. с р. в семье порождается комплексом условий (особенности возраста и личности ребенка, внутрисемейные отношения и социокультурная среда), что составляет социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ — – разновидность семейного конфликта «родитель ребенок». К. п. с р. порождаются комплексом условий, наиболее существенными из которых являются: особенности возраста, внутрисемейные отношения, социокультурная среда, составляющие в целом социальную… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Социокультурная среда: особенности, составляющие элементы, факторы

Кардинальная трансформация системы политико-административных, социально-экономических и нормативно-правовых отношений, произошедшая за последние десятилетия, привела к осознанию обществом важности социальной стабильности. На социальной структуре сказываются любые изменения, происходящие в содержании и характере взаимодействия социальных слоев и групп, в уровне, природе и масштабах неравенств, выборе устремлений, жизненных целей и предпочтений.

Социальная стабильность и стабильное общество

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение Вам будет интересно: Беспризорные дети: определение, причины и последствия

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

С общефилософской точки зрения, социальная стабильность представляет собой не только устойчивость конкретных сфер жизни общества, но и интегральное свойство общества, не являющееся суммой стабильности всех его сторон. Одновременно с этим стабильность подразумевает воспроизведение социальных процессов, структур и отношений в категориях целого общества. Упомянутое воспроизводство должно быть не бездумным повторением предыдущего, но его изменением.

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение Вам будет интересно: Культурные конфликты: определение, виды причины и способы урегулирования

Социальная стабильность лежит в основе взаимодействия социальных групп, слоев, институтов и прочих единиц. Упомянутое взаимодействие проявляется как на макро, так и на микроуровне в человеческих отношениях, поведении и деятельности. Являясь интегральным явлением, она обеспечивается факторами и процессорами, одновременно выступающими в роли условий, предпосылок и средств.

Социокультурная среда

Основным фактором является социально-культурная среда, от которой зависит социализация индивида и его способность к усвоению общекультурных ценностей. Представления человека об окружающем мире и его месте в нем формируется на ее основе, она способствует созданию так называемой модели поведения на основе морально-нравственных ориентиров. Реформы общественной системы, проведенные в 1990-х годах в стране, не обошлись без сложностей изменения основных составляющих социокультурной среды, увеличения напряженности в социуме и углубления напряженности в нем, роста неопределенности.

Игнорирование перечисленных процессов может спровоцировать изменение социальной структуры, что может стать причиной гражданской революции. По этой причине изучение факторов, влияющих через призму социально-культурной среды на личность и социально значимые процессы, немаловажно.

Определение среды

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

Философы определяют социокультурную среду тремя компонентами:

Изучение социокультурных проблем

По сути, формирование и развитие социокультурной среды происходит только в процессе взаимодействия разных людей и под влиянием культурных, социально-экономических и других факторов. Сама среда предоставляет условия, мотивирующие людей для свершения ежедневных действий. Логично, что она влияет на предпочтения, устремления и жизненную позицию, необходимые для самореализации и удовлетворения основных потребностей. В случае изменения вектора развития трансформации могут подвергнуться факторы и особенности социокультурной среды.

Факторы среды

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение Вам будет интересно: Харьковский художественный музей: обзор экспозиции, отзывы посетителей

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

Качественные изменения, произошедшие в социально-культурной среде за последние десятки лет, затронули не только содержание мотивационной направленности, но и структуру представлений индивидов и целых групп о ключевых аспектах жизни общества. Объясняется это тем, что социальные и культурные значения и смысл всех действий человека и его жизни обусловлены тремя типами факторов.

Индивидуальное развитие

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

Состояние современной социокультурной среды во многом считается результатом процессов, проходящих в обществе, отражая в себе все конфликты и проблемы отдельно взятого социума. Одновременно с этим среда позволяет преодолеть перечисленные трудности.

В современной философии среда воспринимается как решающий, но отнюдь не единственный фактор, влияющий на индивидуальное развитие. Акцентируется в первую очередь взаимозависимая и пространственно-объемная связь индивида с окружающим его миром.

Социально-культурная среда и образование

Социокультурная образовательная среда в современной философии характеризуется как субстанция, обладающая определенными свойствами, способствующими взаимодействию разных объектов.

По мнению ученых, основные механизмы влияния среды заключаются в следующем:

Элементы среды

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

В социально-культурную среду входят три обязательных элемента: субъекты активной социокультурной деятельности, представленные социальными группами, институтами и индивидуумами; условия, возможности и факторы для ее воплощения; все этапы этого процесса.

Влияние на детей

Субкультура способствует формированию и развитию ребенка. Для нее характерно сочетание направленности на социализацию и человеческий мир с утверждением и индивидуализацией неповторимого «Я». В этот период социокультурная среда детей становится зависима от общества сверстников.

Отношения, определяемые социально-культурной средой, состоят из огромного количества контактов с природой, социальным миром, областью искусств, взаимодействиями с ближайшим социальным окружением. Совокупность упомянутых отношений оказывает влияние на творческие способности ребенка посредством психолого-педагогических механизмов.

В процессе творчества и воспитания социокультурная среда влияет на личностные факторы, выступающие в качестве стимула для дальнейшего движения и развития человека.

Семья и социокультурная воспитательная среда

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

Характеристики семьи как среды

Для потенциала семьи как воспитательной среды характерны следующие явления:

Функции социокультурного института семьи

что такое социокультурная среда определение. Смотреть фото что такое социокультурная среда определение. Смотреть картинку что такое социокультурная среда определение. Картинка про что такое социокультурная среда определение. Фото что такое социокультурная среда определение

Одновременно с этим семья выполняет социально-педагогические функции. К их числу причисляют:

Факторы воспитания

Воспитание ребенка в семье осуществляется под воздействием разных факторов. При рассмотрении семьи как одного из факторов учитываются процессы или явления, оказывающие непосредственное влияние на воспитательную деятельность родителей и социально-культурную среду семьи. Перспективы, трудности, успешность и проблемы в воспитании ребенка прогнозируются исходя из влияния социокультурной среды и ее отдельных факторов.

Источник

Понятие «Социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

Социокультурная среда, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

— относительной стабильностью и устойчивостью,

— связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

— побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

— «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

— достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

— направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда – современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность младшего школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.

2) макросреда – общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда – социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом младшего школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для младшего школьника. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время «индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я». В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится «саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке». Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится «выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *