что такое социальный символ
Символы Вашего социального статуса
Символы Вашего социального статуса.
Каждый человек принадлежит к тем или иным социальным группам, классам.
Эта принадлежность наделяет его какими-то отличительными чертами и характеристиками.
Но не только социальная группа формирует человека.
Зачастую ему самому приходится поддерживать и чем-то обозначать свое положение в обществе, выгодно «выделяться» из всей массы людей.
Символы статуса – они показывают, в том числе и достаток человека.
С их помощью узнают «своих», находят ключ к общению с окружающими.
Итак, Символы Вашего социального статуса
В категорию общих символов статуса относят вещи, подчеркивающие высокий доход или общественную значимость владельца.
Специфической принадлежности не имеют, иногда используются многочисленными группами людей на большой территории.
Вот общие символы статуса современного молодого человека
Примите во внимание возможные различия менталитета, специфики территории и другие факторы.
Собственное жилье
Собственное жилье во всем мире служит признаком богатства.
Уровень оплаты труда, позволяющий купить квартиру или дом, в оценке наемного работника значат признание заслуг специалиста.
В оценке бизнесмена эти признаки выдают эффективного управленца и рачительного хозяина.
Собственное авто
Собственный автомобиль имеет несколько знаковых значений.
Для мужчин авто, в первую очередь, — аналог рыцарских доспехов и коня.
Другими словами, символ власти, силы, мужественности.
Для женщин машина олицетворяет подобие средневековой кареты – средства передвижения с роскошью, выделяющего хозяйку из толпы.
Во вторую очередь, марка и состояние авто подчеркивают богатство владельца.
В третью — показывают принадлежность владельца к социальному слою.
Семья
Семья тоже имеет ряд значений.
Так, для женщины семья выступает одной из главных целей в жизни, и одновременно площадкой для полной реализации.
Для мужчин же семья служит признаком состоятельности и организационных возможностей.
Одновременно по семье оценивают уровень возможностей мужчины.
Так, холостому часто не светит высокая должность.
Обувь
Обувь, точнее, ее состояние, воспринимается вместе с положением дел у человека.
Сверкающие туфли мужчины — часть безупречного образа успешного человека.
Элегантная, чистая обувь женщины — часть образа успешной леди.
Одежда
Одежда отражает занятия человека.
Безусловно, в некоторых слоях общества единственно приемлемым стилем считается классический костюм.
Однако, едва заметные складки и потертости одежды выдают владельца с головой.
Например, слишком дорогой костюм у начинающего бизнесмена потенциальным инвесторам указывает на транжиру, слабо заинтересованного в работе предприятия.
И да, в дешевом костюме мужчина выглядит солидней, чем в дорогих джинсах и свитере.
Дорогая, но со вкусом подобранная одежда на женщине показывает заработок ее мужа.
Наручные часы для мужчин отображают уровень заработка и стиль занятий.
В подавляющем большинстве исключительно мужских.
Галстук
Галстук является одним из фаллических символов и «вторичным половым признаком» в мужской одежде.
Одновременно указывает на вкусы владельца и способность достигать поставленные цели.
Классический символ успешного мужчины — синий галстук в полоску.
Татуировки
Татуировки — отдельная тема в символах успеха.
Выделяют декоративные, специфические и опознавательные татуировки.
К специфическим татуировкам относят уголовные.
Они могут наноситься добровольно или принудительно, как, например, «перстняк подлости».
Опознавательными служат большинство армейских и флотских татуировок.
Иногда люди, занимающиеся экстремальными хобби, наносят татуировки с указанием группы крови.
Декоративные татуировки отражают интересы владельца и служат средством выделиться.
Рекомендуем: Как по взгляду узнать мысли собеседника
Военная служба
Военный билет с записью о прохождении службы.
В большинстве регионов страны с патриархальным укладом, а часто и центральных, воспринимается как единственно нормальное удостоверение здоровой личности мужского пола.
Записи типа «не служил» или отсутствие военного билета вызывают сомнение: мужчина или серьезно болен, или судим, или неправильной сексуальной ориентации.
Тест создан специально для читателей сайта GORNNISA.RU
Изменять текст и иллюстрации, а также использовать материалы теста полностью или частично в любых собственных проектах запрещено лицензией.
Благодарим за внимание
Оставайтесь с нами
Если Вам понравился тест – поделитесь с друзьями
Символика социальная
Символика социальная включает символы самого различного содержания, относящиеся к социальным общностям и социальным институтам любого уровня, отражающие самые разнообразные стороны социальных отношений, включая символы социальных коммуникаций. Каждый символ несет тройную нагрузку: информативную, коммуникативную и консервативную. С общественным характером символики социальной связана и такая присущая ей черта, как конвенциональность. Никакой знак не может превратиться в символ, пока приписываемый ему смысл не станет общепринятым какой-либо социальной общностью. Возникновение символики социальной связано, прежде всего, с социальным познанием. Без символики языка не был бы возможен современный уровень знаний об окружающем мире. Все человеческое мышление символично. Буквы являются символами звуков, слова — символами предметов и явлений реальности (объективной или субъективной), символически отраженной в сознании с помощью речи. Стереотипы объекта мышления глубоко индивидуальны, потому что каждый символ абстрактен (т.е. является обобщенным образом, не отражающим всей сущности конкретного явления и всех его качеств) и воспринимается каждым чел. в соответствии с его личным знакомством с обозначаемым явлением.
Еще более неопределенны символы абстрактных понятий. Отражая определенные знания людей, символика социальная используется, прежде всего, для передачи этих знаний, она закрепляет знания (истинные или ложные) о социально значимом предмете или процессе и «предлагает» поддерживать сложившиеся общественные отношения, тем самым способствует превращению их в нормы поведения. Символика социальная может принимать форму ритуальных действий во время церемоний, которые имеют или воспринимаются как имеющие жизненно важное значение. Символическое действие ведет происхождение от рационального действия, предназначенного принести удовлетворение какой-либо индивидуальной или общественной потребности. Тем не менее с изменением производительных сил и общественных отношений рациональные действия превращаются в традиционно-символические и в конце концов могут терять смысл и отмирать.
Специфическую группу составляет статусная символика, обозначающая положение человека, социальных общностей, социальных институтов и даже отдельных обществ на ранговой шкале или в горизонтальных стратах. Символы статусов возникли в первобытном обществе и связаны с групповым самосознанием, различающимся приверженностью к определенным представлениям о своем роде, фратрии, племени. В классовых обществах часть старой символики сохраняется как пережиток или трансформируется в новые символы, часть исчезает. Часто упоминаемую исследователями группу составляют символы престижа, неправомерно называемые символами статуса. К ним нередко относятся и псевдосимволы высокого социального положения, и псевдосимволы высокого уровня потребления. Например, потребление кем-либо отдельных дорогих товаров и услуг может поднять престиж в глазах отдельных людей, но еще не говорит о повышении его престижа в обществе и уж тем более не повышает социальный статус.
Иногда и явления, не относящиеся к результатам физических, интеллектуальных, экономических, социальных, политических или идеологических достижений или успехов людей, ошибочно воспринимаются как символы достигнутого. Например, болезненный румянец может рассматриваться как символ здоровья, случайно доставшаяся дорогая вещь — как символ богатства и т.д. Широко применяется символика и в художественном творчестве, искусстве. Художественные символы, являясь результатом творчества отдельных людей, приобретая общественное признание, превращаются в символику социальную.
Теория символики социальной разрабатывалась философами, социологами, этнографами и культурологами. Среди них Платон, считавший символы знаками, обозначающими идеи из «первичного» мира «истинного бытия», Г. Гегель, 3. Фрейд, К. Юнг и др. Представитель марбургской школы неокантианства Э. Кассирер утверждал, что процесс познания (рассматриваемый им как процесс образования понятий) не может обойтись без символизации материальных объектов или процессов, понимаемых им как «мыслительные продукты». Он выделил и ряд «символических форм», включающих язык, религию, миф, науку, искусство и т.п. Идеи Кассирера развивали У. Урбан, С. Лангер и др. Близка к ним и точка зрения отечественных философов М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского, рассматривающих символ как «оболочку», внутри которой находится «содержательность» сознания, представляющего собой «единственную реальность». Дж. Мид разрабатывал проблемы познания через символическое посредство языка, однако рассматривал его как средство познания не объективной реальности, а субъективного мира множества ситуаций, в которых действуют субъекты. Исследование символов социального статуса одним из первых провел Паккард в 1959 году. П. Бурдье пришел к выводу, что на социальный статус человека оказывают влияние вкус и предпочтения. Философ Ю.И. Семенов справедливо отметил, что символическая деятельность первоначально направлялась на достижение намеченной цели, но неправомерно отнес ее к паразитарной практике, которая не способна привести к желаемому результату. Изучением значения символики в художественном творчестве занимались мн. философы, культурологи, поэты, писатели, публицисты.
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 413-414.
Что такое социальный символ
Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
Социальный символизм
Социальный символизм. Невербальная демонстрация уважения к собеседнику. Уважение демонстрируется сдержанностью, приветливостью, минимальной жестикуляцией, сохранением достаточно большой дистанции. Демонстрировать уважение к женщине, подавая ей пальто или помогая выйти из транспорта, подав руку, не принято, в то же время открывание дверцы машины является демонстрацией уважения.
Чтобы показать уважение к гостям, американцы что-нибудь готовят сами, а не подают готовое или разогревают готовые полуфабрикаты.
Невербальная демонстрация добрых чувств, расположения к собеседнику. Демонстрацией такого расположения является приглашение в дом, показ своего хозяйства, сокращение дистанции общения, рассказ о личных проблемах. Громкий смех – тоже признак расположения к собеседнику.
Неприлично, некультурно. Некультурным считается ходить на работе в неофициальной одежде. В официальной, деловой обстановке требования к одежде очень строгие. Деловая женщина даже в страшную жару носит на работе туфли на каблуках, колготки и костюм; мужчины носят костюм и галстук. Во время еды обе руки должны быть на столе, неприлично держать одну руку на коленях под столом. Некультурно наклоняться близко к соседу за столом, нарушая его прайвеси, а также держать свои ноги под стулом соседа за столом.
При этом в Америке не считается некультурным:
— сидеть в кресле, развалясь;
— сидеть, держа ногу «четвёркой»;
— бросать верхнюю одежду на ручку кресла;
— есть и пить во время лекции или урока;
— сидеть на занятии в шапке или бейсболке;
— вставать и ходить по классу во время занятий, урока, лекции;
— жевать жевательную резинку в разговоре;
— сидеть в транспорте, не уступая места старикам или беременным женщинам;
— подзывать указательным пальцем.
Культурно. В деловом общении проявлением культуры считается наличие дорогого костюма, а также часов.
Красиво / некрасиво. Красиво для американца всё большое. Многие американские мужчины делают маникюр – это считается красиво. Не считается некрасивым ходить в шортах и майках, причем независимо от того, идут они им или нет: главное – чтобы было удобно.
Многие женщины, даже преклонного возраста, носят брюки, кроссовки, что у русских считается неподобающей одеждой для данного возраста. Женщины носят мини-юбки независимо от того, красивые у них ноги или нет. Многие американские женщины, с точки зрения русских, одеваются неженственно, не следят за собой, не стараются выглядеть привлекательными в повседневной жизни после замужества.
Символика одежды. Дорогая одежда – символ престижа. На работе надо быть одетым официально, на отдыхе можно быть одетым крайне неофициально. Дома одежда должна быть опрятной; не принято ходить в старой одежде.
Символика цветовых оттенков. Зелёный цвет (цвет доллара) приносит счастье.
Символика цифр и чисел. Американцы боятся цифры 13, многие отели не имеют 13-го этажа.
Символика подарков. День Матери – дарят цветы, драгоценности, конфеты. Делают корзинки для рукоделия, кошельки, пляжные сумки, сумки для пикника.
День Отца – покупают шнурки для кроссовок, кассеты с любимыми записями. Можно помыть отцу машину, вычистить обувь, купить набор инструмента, гамак.
Рождество – подарки обязательны. Их обычно кладут в чулок и преподносят в Рождественское утро или их могут спрятать под ёлкой. На Рождество делается много благотворительных подарков.
Пасха – дарят конфеты в пасхальных корзинках, раскрашенные яйца, фигурки зайчат, крольчат, цыплят.
День Святого Валентина – подарки покупные или самодельные: корзиночки, шкатулки, дерево любви, конфеты, кондитерские изделия в праздничной упаковке, перевязанные лентой с соответствующей символикой.
Halloween – подарками служат шутливо-страшные сувениры, домашняя выпечка в подписанных пакетиках.
В Америке не принято дарить подарки учителям и преподавателям; принято просто благодарить. Не приняты денежные подарки руководителю; руководители обычно не принимают подарков вообще.
Символика посещения общественных мест. Добропорядочным считается посещать по воскресеньям церковь.
Символика угощения. Необязывающим угощением считаются безалкогольные напитки. Если в ресторане американец предлагает своему спутнику выбрать всё, что тот хочет, не принято стесняться – угощающий располагает средствами, раз он такое предложил.
Символика отдельных блюд. Кофе – самый популярный в США напиток в любое время суток. Чай менее популярен, чем кофе. Часто подают чай со льдом. На втором месте после кофе у американцев стоит кола, затем молоко и фруктовые соки. В ресторанах также обычно подают холодную воду со льдом перед едой.
Хот-доги и гамбургеры являются чисто американским изобретением и основным блюдом в сети закусочных по быстрому приготовлению пищи, например, в Макдональдсе. Очень популярны овощные салаты в любое время года. Многие американцы, стремясь сбросить лишний вес, тщательно подсчитывают потребляемые калории, поэтому в меню можно обнаружить в большом количестве низкокалорийные блюда. В магазинах вам предложат большой выбор продуктов с низким содержанием жиров – от мороженого до супов и морепродуктов. Диетиче-ские напитки, например, кола или имбирное пиво, также весьма популярны. Традиционным набором блюд являются мясо, домашняя птица, рыба, но они редко подаются в один заход. Исключение составляют морепродукты, например, омары или маринованная сельдь.
В определённые праздники на столе обязательно наличие традиционных блюд:
Новый год – обязательно шампанское и напиток на основе взбитых яиц, сливок, с добавлением мускатного ореха, сахара, рома (для взрослых).
День Президента – пирог с вишнями или кекс в форме ствола дерева, украшенный вишнями.
День Независимости – традиционные блюда для пикника: хот-доги, гамбургеры, картофельный салат, бобы. Клубника, голубика на белом фоне мороженого.
День труда – ирландская тушенка, домашний хлеб, яблочный пирог.
День Благодарения – жареная индейка, фаршированная ароматизированным хлебом, клюквенное желе, картофельное пюре, тыквен-ный или яблочный пирог.
Рождество – индейка, ветчина, сладкий картофель, овощи, клюквенный соус, фруктовый торт, сливовый пудинг, сладкий пирог.
Пасха – ветчина или баранина, раскрашенные яйца, горячие булочки с крестом.
Halloween – фрукты, овощи, блюда из тыквы, орехи, кукуруза, зелень.
День Св. Патрика – пьют много пива.
Символика украшений. Не принято много украшений в течение рабочего дня.
Символика покупок, денег, материальных затрат. Дорогой автомобиль, наличие плавательного бассейна дома, смена автомобиля на новый, членство в престижном гольф-клубе и т. п. являются в Аме-рике признаком зажиточности и преуспевания.
Символика запахов. Американцы не так чувствительны к запахам, как англичане, но принято, чтобы собеседник не чувствовал запаха своего собеседника. Это достигается определённой дистанцией общения и ежедневным приёмом душа.
Символика манеры речи. Принято говорить хорошо, коммуникативно грамотно; изучение принципов эффективного и грамотного общения является обязательным условием для всех, кто работает с людьми.
Символика праздников. Новогодний день – новогодние ёлки, украшения, иллюминации.
День древонасаждений – выставки, плакаты, посвящённые охране окружающей среды.
День Матери – красные (живым матерям) и белые (на могилы умершим матерям) гвоздики.
День Отца – красные (живым отцам) и белые (на могилы умершим отцам) розы.
День Памяти – национальные флаги, цветы и венки на могилы погибшим, салют.
День Независимости – национальные цвета (красный, белый, синий) во всём, всюду национальные флаги.
День Благодарения – индейка, тыква, клюква, кукуруза.
Рождество – Рождественская ёлка, Санта Клаус, олени, запряжённые в сани, подарки. Цвета – красный, зелёный.
Пасха – раскрашенные яйца, фигурки крольчат, цыплят, весенняя зелень, цветы.
День Св. Валентина – красные розы, сердца, ленты, банты, купидон.
День Св. Патрика – трилистник, зелёный цвет в украшениях, одежде.
Символика регионов. Аппалачи – деревенщина, необразованность населения, низкий уровень жизни, прекрасная народная музыка.
Восточное побережье (New England) – образованность, либеральность и «ужасный снобизм».
Ньюйоркцы выделяются тем, что очень быстро говорят. Регион вокруг Нью-Йорка и Нью–Джерси иногда называют «борщевым поясом» (borsht belt): здесь много выходцев из Восточной Европы, есть особый вид юмора – borsht belt humour.
Юг Америки ассоциируется со светской манерностью, особенно по отношению к женщинам, хотя большинство американцев считает южан малообразованными и расистами.
Значительная часть Юга и Среднего Запада известна как Bible Belt из-за распространения наиболее консервативной формы протестантства. Жители Юга говорят более медленно, растягивают гласные, монофтонгизируют дифтонги и опускают в произношении “r”.
Средний Запад – сердце Америки. Среднезападный диалект считается образцом произносительного стандарта. Жители – эталон консерва-тизма, честности и трудолюбия, но считаются ханжами и занудами.
Американский Запад – земля ковбоев. Западное побережье, особенно Калифорния, представляет собой место, где любая мечта может стать реальностью. Ироническое отношение к местным жителям основывается на их легкомыслии, самовлюблённости, чрезмерном увлечении материальными благами.
Литература
66 Dahl, S. Communications and Culture Transformation. Cultural Diversity, Globalization and Cultural Convergence / S. Dahl // Project pre-sented to the European University, Barcelona. June 1998. Retrieved February 27, 1999 from the World Wide Web: http://www.stephweb. com/capstone/index.htm (1.htm, /2.htm, /3.htm, /4.htm, /5.htm, /6.htm).
79 Jones, S. D. Finding Success in Russia / S. D. Jones. // Retrieved February 21, 1999 from the World Wide Web: http://www.ewbs. com/index.html.
БогатиковаЛюдмила Ивановна
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
СТАТУСНЫЕ СИМВОЛЫ И ОДЕЖДЫ
Оказывается, статус можно рассматривать в качестве элемента не только социальной структуры общества, но и культуры. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами, знаками и атрибутикой. Чем выше ранг, тем больше почестей и ярче отличительные знаки статуса. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, предписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки различия, которые определяются иерархией воинских званий. У рядового, майора, генерала различные нагрудные знаки, погоны, головные уборы, цвет и форма одежды.
Статусные символы— внешние знаки отличия социального ранга. Это могут быть одежда, речь, прическа, жесты, головной убор, домашняя утварь и мебель, а также многое другое. «Мигалка» на крыше персонального автомобиля — очень мощный статусный символ. Мобильный телефон поначалу выступал статусным символом преуспевающего бизнесмена, а затем стал необходимым средством связи среднего класса во всем мире. Часы «Ро-лекс» — статусный символ для банкира средней руки, а личный зоопарк — для губернатора. Rolex — великий брэнд, который у многих вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это культовые часы, а золотой Rolex — символ успеха, но с другой — Rolex носит тот, кто разбогател совсем недавно, это первые часы богатого человека. Быть богатым или хотя бы казаться богатым хотят многие. Поэтому ни одни часы в мире не подделывают так неутомимо, как Rolex. И эти подделки — не просто дешевые копии. «Липовый» Rolex
бывает золотым с бриллиантами, с качественным механизмом. На Манхэт-тене такие часы обойдутся в 5 тыс. долл. Фальшивые Rolexдаже передают по наследству.
Статусные различия определяют, кто должен начинать беседу и кто — ее заканчивать, кто может нарушить личное пространство других и кто — нет, и т.д. «Синие воротнички», т.е. рабочий класс, и «белые воротнички» — рядовые служащие, могут получать одинаковую заработную плату, но при этом по-разному использовать деньги. Рабочие, в отличие от служащих, владеют меньшим числом машин и телевизоров, пьют меньше пива и водки, имеют меньше удобств, покупают мебель по отдельности, а не в наборе и т.д. Социологи отмечают, что уровень образования и престиж профессии сильнее влияют на стиль жизни, чем доход.
В России в наиболее отчетливой форме статусные позиции среднего слоя формируются из директоров и главных специалистов предприятий, т.е. управленцев среднего и высшего уровней. Причем высокая статусная позиция представителей этих групп закрепляется путем включения в условия труда, в средства производства многих предметов статусного потребления. Символы положения — персональный автомобиль, отдельный кабинет, дорогая офисная мебель и др.
Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); кроме того, они маркируют род войск.
В средневековой Европе торжественный обряд, называемый «оммаж» (от лат. homo — человек), скреплял статусные отношения между королем и бе-нефициарием: король делался сеньором («старшим»), бенефициарий («облагодетельствованный») становился вассалом (от гэльского gwas — человек). Именно в средние века возникло выражение «мои люди» в отличие от антич-
Wilson E.K. Sociology: Rules. Roles, and Relationships. Homewood, 1966.
Врезка
Ж. Бодрийяр «Стэндинг»
В рамках «общества потребления» понятие статуса как критерия, определяющего достоинство члена общества, имеет тенденцию все более упрощаться, совпадая с понятием «стэндинга». Конечно, «стэндинг» определяется и такими факторами, как власть, авторитет, ответственное положение, но ведь в конечном счете «нет настоящей ответственности без часов марки «Лип»! Реклама всякий раз откровенно отсылает к вещи, как к некоторому императивному критерию: «О вас станут судить по тому. », «Элегантная женщина опознается по тому. » и т.д. Разумеется, вещи всегда составляли систему социальных опознавательных знаков, но лишь параллельную и вспомогательную по отношению к другим системам (жесты, ритуалы, церемонии, язык, родовое происхождение, кодекс нравственных ценностей и т.д.). Для нашего же общества характерно то, что другие системы опознавания все более поглощаются одним-единственным кодом «стэнлинга». Естественно, этот код выступает с большей или меньшей императивностью в зависимости от социальной среды и уровня экономического развития, но в том и заключается коллективная функция рек-
ламы, чтобы обращать нас в его религию. Это моральный кодекс, поскольку он санкционирован социальной группой и всякое его нарушение так или иначе сопровождается чувством вины. Это тоталитарный кодекс — от него никому не уйти; даже если мы не поддаемся ему в своей частной жизни, это еще не значит, что мы не соучаствуем каждодневно в его коллективной
выработке. Можно не верить в него, а всего лишь верить, что в него верят другие, и этого уже довольно, чтобы участвовать, пусть иронически, в его игре. Общество, подчиненное этому кодексу, держит в зависимости от себя даже попытки ему противиться. Источник: Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 161-162.
В 1636 г. тюльпаны превратились в предмет большой биржевой игры. Появились спекулянты, рисковавшие перекупать «бумажные» цветы в течение лета, чтобы продать их еще дороже следующей весной перед началом сезона. Современник описывал сценарий подобных сделок так: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов и сразу продает их кресть-янину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов и их иметь не стремится. И так покупается, продается, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии». Цены росли, как на дрожжах. Луковицы тюльпанов Admiral de Maan, стоившие 15 флоринов за штуку, продавались через два года уже по 175 флоринов. Художник Ян ван Гойен за десять луковиц заплатил гаагскому бургомистру аванс 1900 флоринов, в залог остальной суммы предложил картину Саломо-наван Рёйсдаля, а также обязался написать собственную.
Рис. 15. В 1630-е гг. Голландию охватило массовое увлечение тюльпанами
Когда разведением тюльпанов занялись рядовые граждане и за новое дело взялся крупный бизнес, цены на них упали, тюльпаны стали доступными
Петухов С. Цветочная лихорадка // Деньги. 2000. № 43(294).
всем слоям населения. Ныне они потеряли присущую им статусную символику, хотя не лишились эстетической привлекательности.
Статусным символом выступала княжеская дружина — личная охрана правителя, ядро войска, инструмент сбора дани. Княжеская дружина трансформировалась в царскую свиту, и это тоже статусный символ, но уже эксклюзивный, доступный лишь первому лицу в государстве. Сегодня мы видим личную охрану у «новых русских». Она тем многочисленнее, чем выше статус ее хозяина.
ВЕРБАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Статусная символика проявляет себя не только в материальных вещах, но и в человеческой речи. В любом языке существуют общепринятые формы вежливости: «Будьте добры», «Прошу прощения», «Вас не затруднит?» Формулы вежливого обращения очень важны в разговорном языке, ими нужно научиться
Врезка
Пурпур и нувориши
В середине 1990-х гг. только ленивый не иронизировал по поводу малиновых пиджаков «новых русских». Но почему нувориши облачились именно в эти цвета? Почему не выбрали, например, коричневый, черный, желтый, зеленый? Интересный ответ нашла группа под руководством кандидата филологических наук Александра Василевича из Института языкознания РАН. Исследователи считают, что цвет пиджаков «новых русских» выбран вовсе не случайно. Это своеобразный отголосок имперского сознания, отражающего подсознательное стремление с помощью цвета приобщиться к власти если не по существу, то хотя бы по форме. Дело в том, что в России до сих пор сохраняется особый статус слова «пурпурный», которое пришло к нам с Запада. Поначалу так называли улиток, обитающих в Средиземном море и выделяющих желтый секрет, который на воздухе темнел и превращался в пурпурный. Легенда рассказывает, что первыми пурпур в качестве красителя стали использовать финикийцы. Собака пастуха царя Фонник-са случайно разгрызла засохшую раковину, и ее морда стала пурпурно-кровавой. Так выяснилось, что моллюски после высушивания дают яркий цвет. Тогда и началось производство красителя. Пурпур был очень дорогим: для получения одного грамма красителя требовалось выловить 10 000 моллюсков! Не удивительно, что носить одежду этого цвета могли позволить себе только высокие сановники и императоры. Кстати, пурпур имел множество оттенков, но из всех особо выделялся так называемый «императорский», или «тирский». Именно он стал цветом Римской империи, цветом плаща прокуратора Иудеи Понтия Пилата и знаком гонения, насилия и жестокости.
Этот цвет еще долго оставался символом высокого сана, а в народном сознании ассоциировался с властью, чаще всего жестокой и высокомерной. Возможно, по этой причине им никогда не украшали народные костюмы. В русский язык слово «пурпур» пришло в эпоху Петра I вместе с его ореолом — принадлежностью к власти. Годы шли, а пиетет к нему остался. Скажем, в советские времена в пурпурный цвет красили занавесы ведущих театров и скатерти, покрывающие огромные столы для торжественных заседаний. Он украшал официальные мундиры дипломатов.
На Западе изначальный ореол слова давно исчез. Правда, мантии епископов и почетных докторов Оксфордского университета по-прежнему пурпурные, но само слово активно используют для обозначения цвета. А в российской среде, как показывают исследования ученых, оно и сегодня не употребляется всуе. Язык упорно не допускает его низведения до уровня обыкновенного наименования цвета. Поэтому у новых русских нет шанса носить «пурпурные пиджаки»: в сознании обычных людей они не избранные и не власть. Так что пусть утешатся «малиновыми». Источник: Российская газета. — http://www.rg.ru.
хорошо владеть. К примеру, вежливые обороты «Пожалуйста», «Не будете ли Вы так любезны» всегда служили приметой благородного сословия и воспитанных людей, прежде всего интеллигенции. Напротив, нецензурная речь и употребление грубых выражений характеризовали рабочий класс и представителей социальных низов. Интеллигентные люди, например профессор и студент, обращаются друг к другу, употребляя слово «глубокоуважаемый». До революции 1917г. словом «уважаемый» обращались к половому в трактире, к извозчику. «Уважаемый товарищ» — это классический советизм.
Так называемые транзитивные статусы, а именно возрастные, могут обозначаться совершенно неожиданным образом. Задумывалисьли вы когда-нибудь над тем, почему к ребенку мы обращаемся по имени, а к пожилому человеку — по имени и отчеству? Действительно, никто не называет 5-летнего ребенка, 14-летнего тинейджера или даже 19-летнего студента по имени и отчеству. Студенты 1-го и 2-го, а нередко и 3-го курсов подписывают свои письменные работы, как и в школе: «Николай Анисимов» или коротко «Н. Анисимов», но почти никогда «Н.В. Анисимов». Появляется невидимая грань, начиная с которой отношение человека к самому себе, точнее сказать, к своему общественному состоянию, начинает меняться. Уже на 4-м курсе студенты чувствуют себя не совсем ловко, когда к ним обращаются только по имени. И уж совсем дискомфортно ощущает себя 50-летний мужчина, когда незнакомый или малознакомый человек обращается к нему по имени. Точно также неловко почувствует себя пятиклассник, если к нему обратятся по имени и отчеству.
Существует несколько исключений из сложившихся возрастных правил. Во-первых, нарушение правил происходит в сословно-классовой иерархии: к шестилетнего царскому отпрыску все обращаются на «вы» и называют его исключительно по имени и отчеству. Статус сына короля вынуждает подданных держать почтительную дистанцию, даже на вербальном уровне. По имени разрешается называть его только родителям и близким родственникам. На противоположном конце социальной пирамиды обращение на «ты» вышестоящего — общее правило. Помещик никогда не называл по имени и отчеству пожилого крестьянина или своего дворового, разве что в исключительных случаях. В XVIII в. у русских крестьянок были в ходу такие имена, как Василиса, Мавра, Федосья и Фекла, а у дворянок: Александра, Екатерина, Елизавета, Мария, Наталья, Ольга, Юлия.
Вербальное статусное поведение проявляется в процессе коммуникации и не требует обращения ни к каким материальным символам, например медалям, погонам, дипломам, деловому костюму или дорогому автомобилю. Воспитанного человека видно уже из того, каким языком он говорит и как обращается к собеседнику. При этом в России воспитанный человек чаще всего ассоциируется с высокостатусными позициями, например представителем аристократии, элиты общества, дипломатических кругов или писательской среды.
См. аналитический разбор статусной ситуации из этого произведения в: Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 2002. С. 262-270.
хозяин усадьбы устанавливает статусную дистанцию между собой и своим собеседником и одновременно обозначает свой статус (подчеркнутые характеристики джентльмена) посредством церемонной фразы: «Я имею честь выпить за Ваше здоровье и надеюсь, что дождь Вам не повредил». Гость поддерживает предложенную дистанцию, поклонившись в ответ. Выражение: «Я имею честь выпить за Ваше здоровье» — атрибутика книжной речи. Соответствующий речевой жанр усиливается рядом видимых признаков социального статуса — осанкой, позой, жестикуляцией, мимикой, длительностью и направленностью взгляда, ритуальными действиями.
Свой статус можно выразить нейтральными словами, а можно — стилистически маркированными словами: ругательства в речи начальника, распекающего подчиненных; официально холодное обращение к другу, при помощи которого показывают утраченную сокровенность отношений. Фраза «Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста», обращенная к старинному приятелю, может вызвать у него если не шок, то недоумение: что случилось в их взаимоотношениях. Но если привычная для дружеского общения сло-