что такое социальный помощник
В ТК введут понятие социальных помощников. Узнайте, кто это такие
В Госдуму поступил законопроект № 665903-7 с поправками в главу 55 ТК, который устанавливает меры, направленные на улучшение положения лиц, осуществляющих уход за родственниками и близкими: инвалидами и престарелыми гражданами.
ТК дополняется статьей 351.6. «Некоторые особенности регулирования труда социальных помощников».
Социальным помощником считается лицо, заключившее с организацией в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов (организацией социального обслуживания), трудовой договор о выполнении трудовой функции по комплексному уходу за тяжело — больными (равно престарелыми) гражданами из числа родственников, близких.
Ухаживающие выполняют работу по уходу за инвалидом всю свою (или его) жизнь до самой старости и смерти.
Проект вводит в ТК институт социального помощника, предполагает заключение с осуществляющими уход за инвалидами и престарелыми гражданами трудового договора.
Трудовой договор будет заключаться на основании акта муниципальной организации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов (организацией социального обслуживания).
Авторы проекта — депутаты от КПРФ.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Продукты, лекарства и психологическая поддержка: все о работе социальных помощников
Из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции с 16 марта проект «Московское долголетие» ушел на каникулы. Кроме того, с 26 марта все москвичи старше 65 лет должны соблюдать режим самоизоляции.
Сотрудники отделов социальных коммуникаций и активного долголетия территориальных центров социального обслуживания (ТЦСО) рассказали, как изменилась их работа. Раньше эти специалисты приглашали москвичей старшего возраста в кружки и секции, подбирали места для проведения занятий, искали тренеров, налаживали сотрудничество с парками, школами, фитнес-центрами, занимались документальным оформлением всех этих мероприятий. Сегодня часть специалистов вошла в мобильные бригады, которые оказывают помощь москвичам старше 65 лет и людям с хроническими заболеваниями на дому. Они приносят продукты, получают рецепты и не только.
Не забыть о дне рождения
Социальные помощники весь день в разъездах. Для них крайне важно соблюдать осторожность и правила гигиены. Каждый сотрудник центра соцобслуживания, который будет работать на выезде, с утра получает набор средств индивидуальной защиты.
«Мы обязательно используем перчатки и маски, которые меняем раз в два часа, — рассказывает Андрей Золотов, сотрудник отдела социальных коммуникаций и активного долголетия филиала “Зябликово” ТЦСО “Царицынский”. — Несмотря на ограничительные меры, людей в магазинах немало. Перчатки перед каждым контактом я дезинфицирую антисептиком. Также стараюсь не использовать общественный транспорт, по возможности хожу пешком».
По его словам, подавляющее большинство пенсионеров относятся к угрозе распространения вируса серьезно, соблюдают социальную дистанцию. Однако есть и бесстрашные — могут пригласить на чай или кофе. Приходится вежливо, но твердо отказывать — это строго запрещено. Кроме того, на это просто нет времени. Когда режим самоизоляции только был введен, бригада из пяти человек, в которой работает Андрей, получала по 30–40 заявок в день.
Но общение в безопасной форме никто не отменял. Социальные помощники связываются с пенсионерами, оставившими заявки по телефону горячей линии, чтобы составить список продуктов. Иногда такие разговоры затягиваются. Например, недавно одна жительница района заказала торт — у нее был день рождения. Сотрудники ТЦСО приобрели для пенсионерки угощение за счет средств отдела. Находясь в магазине в преддверии Пасхи, Андрей Золотов решил по собственной инициативе подарить пенсионерке кулич.
«При встрече она рассказала, что давно живет одна и ей было очень приятно», — говорит социальный помощник.
Сотрудники филиала «Зябликово» обзванивают подопечных, поздравляя их с днем рождения. Параллельно обязательно узнают, как они проводят время на самоизоляции и предлагают помощь. Продолжается и другая работа — сейчас центр готовит онлайн-выставку к 9 Мая. Участники проекта «Московское долголетие» уже присылают фотографии своих рисунков и поделок к празднику. Планируется, что их опубликуют на сайте ТЦСО.
Ушли в онлайн
Сотрудники филиала «Бутырский» ТЦСО «Алексеевский» продолжают общаться с участниками «Московского долголетия» в интернете — ведут специальный чат в одном из мессенджеров. Часть тренеров выкладывает занятия в сети: регулярно загружают видеоуроки по плетению лентами или занятия некоторыми видами спорта, например йогой. Многие активные пенсионеры дружат друг с другом, тренерами и сотрудниками центра в соцсетях и общаются между собой.
«Когда мы начинали программу, только некоторые пользовались мессенджерами. Теперь таких большинство. Многие пенсионеры ходили на курсы интернет-грамотности и приобрели или получили в подарок от детей гаджеты, — рассказывает Михаил Якимович, главный специалист по мониторингу отдела социальных коммуникаций и активного долголетия филиала “Бутырский” ТЦСО “Алексеевский”. — Если бы карантин случился, когда “Московского долголетия” еще не было, многие остались бы одни — не у всех же есть дети и внуки. А так они активно общаются между собой, переписываются, созваниваются».
Причем те, кто посещал кружки и секции, обращаются за социальной помощью не так часто. Многие самостоятельно освоили сервисы, которые занимаются доставкой товаров. Зато специалисты «Московского долголетия», работающие в мобильных бригадах, смогли познакомиться с другими пенсионерами района и рассказать им о программе.
Важная задача социальных помощников — получение рецептов и доставка бесплатных медикаментов.
«Мы помогаем тем, кто прописан в нашем районе, даже если они уехали на дачу. Мы кооперировались с теми, у кого есть транспорт, и доставляли лекарства, например, в Химки и в Сергиев Посад. Сейчас медики идут навстречу — выписывают медикаменты на три месяца вперед», — рассказывает Михаил Якимович.
Это не навсегда
С тем, что работа изменилась, соглашается и сотрудница филиала «Чертаново Центральное» ТЦСО «Чертаново» Натия Дгебуадзе: «Раньше мы очень много общались с участниками и преподавателями “Московского долголетия” по поводу кружков и занятий, у нас постоянно открывались новые группы, приходили новые люди, мы составляли расписание, оформляли документы. Сейчас наше личное общение сведено к минимуму. Но мы стараемся всегда быть внимательными во время бесед по телефону с заявителями, когда составляем список покупок. Ведь мы не просто курьеры, доставляющие продукты, мы — социальные помощники».
Социальные помощники, как правило, приобретают товары в ближайших магазинах. Но иногда приходится обходить несколько аптек в поисках нужного лекарства. В случае необходимости социальные помощники поддерживают не только делом, но и словом.
«Бывают ситуации, когда приходишь к пенсионеру, а он жалуется, что находится в изоляции уже продолжительное время, и ему тяжело морально. Но несмотря на это, они не выходят на улицу, проявляют сознательность. Мы можем с ними постоять, поговорить, успокоить, сказать, что это все временно, что они не одни, что мы есть и готовы в любой момент прийти на помощь. И они успокаиваются. Им приятно осознавать, что есть люди, которым не все равно», — говорит Натия Дгебуадзе.
Периодически девушка встречает в районе своих знакомых по проекту «Московское долголетие», которым меньше 65 лет и разрешено выходить из квартиры.
«Они говорят, что очень скучают по общению и физической активности. Ведь с проектом “Московское долголетие” его участники привыкли постоянно быть в движении. Недавно встретила в магазине участницу проекта. Она сказала: “Когда разрешат, первым делом прибегу на занятия”. Конечно, и нам хочется, чтобы все вернулось в прежнее русло. Надеемся, что скоро это случится», — говорит Натия Дгебуадзе.
«Друг, напарник, помощник»: кто такой современный социальный работник
4 октября 2021 года
За десять лет образ социального работника значительно изменился. Раньше при этом словосочетании возникали ассоциации с женщиной в годах, несущей из магазина тяжелые сумки с продуктами для одиноких бабушек и дедушек. Сейчас социальные помощники выглядят совершенно иначе. В Территориальном центре социального обслуживания (ТЦСО) «Жулебино» рассказали, что средний возраст соцработников в их учреждении менее 45 лет.
«Статусность нашей профессии возросла. Это очень радует! Еще десять лет назад под соцзащитой все понимали доставку круп, гречки и других продуктов. Теперь социальный работник перестал быть для подопечных доставщиком еды, а превратился в друга, напарника, помощника», — рассказала заместитель директора ТЦСО «Жулебино» Вероника Сокольникас.
Анна Белова в 2009 году искала работу недалеко от дома, чтобы быть поближе к своему трехлетнему ребенку. В результате она устроилась в ТЦСО. В 2017 году в похожей ситуации оказалась Нелля Стакаева. Ей нужна была такая трудовая деятельность, чтобы можно было успевать отводить ребенка в школу и забирать его домой. Она решила попробовать себя в социальной службе. Спустя два года Нелля привела в центр соцобслуживания свою двоюродную сестру Надежду Багдасарян. В итоге все девушки довольны своим выбором.
Нелля и Надежда имеют экономическое образование, а Анна — медицинское. Однако все они постоянно проходят курсы повышения квалификации работников социальной сферы.
Сегодня каждая из них имеет за плечами свой опыт работы. Девушки также подтверждают, что заметно изменились представления людей о социальном помощнике.
«Современный социальный работник — это человек, который идет в ногу со временем. Он не только помогает подопечным, но и обучает их. Например, некоторые бабушки и дедушки очень интересуются интернетом, гаджетами», — рассказала Нелля Стакаева.
Когда девушки начинали работать, многие их подопечные удивлялись, что к ним стали приходить такие молодые помощницы. Спрашивали: «Вы, наверное, сразу после школы сюда устроились». Социальные работники объясняли, что уже получили высшее образование, а теперь будут помогать людям старшего поколения на дому справляться с их ежедневными заботами.
«Поначалу они побаивались, справлюсь ли я, достаточно ли у меня опыта. Со временем недоверие прошло. Молодость социального работника для них уже становится привычной. Главное, что они считают нас незаменимыми помощниками», — добавила Надежда Багдасарян.
За годы работы девушки пришли к выводу, что особого секрета в общении с пожилыми людьми нет.
«Нужно уметь находить свой подход к каждому: сказать доброе слово, улыбнуться, поддержать, главное, относиться к людям старшего поколения с добром и любовью. Важно приходить к ним с позитивным настроем», — поделилась Анна Белова.
Социальная помощь
В 2020 году в Москве были изменены стандарты и перечень оказания социальных услуг. Одни из корректировок коснулись использования соцработниками интернет-ресурсов. Сегодня специалисты помогают своим подопечным с оформлением онлайн-заказов, оплатой коммунальных платежей, записью на прием к врачу и во многом другом. Самое главное, что дистанционные сервисы позволили столичным социальным помощникам больше времени уделять непосредственному общению. Если раньше основную долю их рабочего времени занимали покупка, доставка продуктов и товаров первой необходимости, то теперь 55 процентов времени специалиста направлено на такие услуги, как приготовление горячей пищи, сопровождение на прогулку, уборка в квартире.
Для того, чтобы оформить надомное социальное обслуживание, необходимо обратиться в любой центр предоставления госуслуг «Мои Документы».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
«Люди становятся как родные». Как устроена работа социального помощника
Зачем люди приходят в соцзащиту? И почему остаются в ней? Мы поговорили с москвичкой, которая уже 10 лет на этой работе — и признаётся, что менять её не собирается.
— Я в соцзащиту вообще-то случайно попала. Мимо шла! — смеётся Валентина. — У меня тогда был на руках маленький ребенок. Решила попробовать. Когда не удавалось оставить ребенка, брала его с собой, бабушки очень радовались, когда нас вместе видели. А по вечерам в институте училась. Мне очень нравится эта работа: всегда на свежем воздухе, нет рутины, я сама себе хозяин. Как будто весь день ходишь по гостям! Тем более я на машине, мне проще закупать и развозить все необходимое.
Валентина Дормидонтова — социальный работник Территориального центра социального обслуживания «Алексеевский». На этой работе она уже десять лет. По образованию — специалист по бизнес-управлению, секретарь-референт. А по призванию — человек, помогающий людям.
На самом деле её «гости», по которым она ходит сейчас, — это ее подопечные, 19 москвичей, которые состоят на надомном социальном обслуживании. Каждого надо навестить, принести продукты и лекарства, помочь с уборкой, приготовлением пищи, выслушать.
— Сейчас, когда прихожу, прошу: «Масочку наденьте». Сами мы тоже носим все защитные средства: маски, перчатки, пользуемся антисептиками. Подопечные часто спрашивают, не устала ли. Я всегда стараюсь улыбаться, говорить о хорошем, подбадривать людей и поддерживать их. Еще мои подопечные могут попросить помочь с оплатой счетов — не все умеют онлайн-сервисами пользоваться — или с решением каких-то других бытовых вопросов.
Кроме москвичей на надомном обслуживании в этот тяжелый период еще социальные работники столицы помогают москвичам в возрасте 65 лет и старше, а также людям с хроническими заболеваниями. Всем им, остающимся дома и нуждающимся в эти дни в поддержке, Валентина тоже помогает, просто не может по-другому. В основном это помощь в покупке и доставке лекарств и продуктов.
— Кто-то первый раз обращается, а многие по несколько раз. Здесь мы оказываем помощь уже бесконтактно. Приносим, оставляем у двери и отходим на безопасное для человека расстояние. Здесь очень важно соблюдать все меры безопасности. А вообще я привыкла помогать. Когда делаешь добро, оно потом к тебе поворачивается.
Алексеевский район для Валентины родной. Здесь она выросла, пошла в школу, потом в институт. Ее тут знают очень многие, и сама она, передвигаясь в течение дня по местным улицам, встречает то одного, то другого знакомого: «Тут как большая деревня!».
10 лет — немалый опыт. Ситуации бывали разные, но у Валентины всегда в приоритете — ободрить, поддержать, порадовать. Был случай, еще до объявления эпидемии в Москве, когда одну подопечную она обнаружила в очень угнетенном состоянии. Бабушка жаловалась на жизнь, была близка к отчаянию. И в выходной день Валентина отвезла её в кафе. А еще покатались по ВДНХ и Сокольникам! Другая бабушка, к которой Валентина пришла месяца полтора назад, чувствовала себя явно неважно. Задыхалась. Валентина предложила вызвать скорую и, как обычно, стала разговаривать. Спокойно и ободряюще, как всегда старается общаться со своими подопечными. Минута, другая, третья. И к концу разговора бабушке заметно полегчало.
— Когда ушла от неё, я перезванивала еще, уточняла, не вызвать ли врачей. Но приступ прошел, — улыбается Валентина.
Времени сейчас часто не хватает даже на любимые увлечения, которых немало. Валентина любит мастерить, может, например, по просьбе знакомых молодых родителей сделать забавный торт из памперсов и пеленок, который не сразу отличишь от настоящего. Иногда вяжет по вечерам. И признается, что не отказалась бы вновь заняться каратэ, которым увлекалась когда-то. Далекоидущих планов она сейчас не строит, про отпуск и не думает. Но говорит, что хотела бы поехать отдохнуть в деревню, на природу, к родственникам в Ульяновскую область, когда будет такая возможность.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Социальные работники, которые обслуживают горожан на дому и трудятся в стационарах, будут получать доплату
Социальные работники, которые взаимодействуют непосредственно с гражданами — обслуживают их на дому и трудятся в стационарах, — будут получать городскую доплату в размере 25 тысяч рублей. Выплаты будут осуществляться в течение трех месяцев — с 15 апреля по 15 июля 2020 года — в дополнение к федеральным. Кроме того, врачи, работающие в психоневрологических интернатах, домах престарелых и стационарных учреждениях семьи и детства, будут получать доплату в размере 46 тысяч рублей в месяц. Такое решение Сергей Собянин принял после разговора с социальными работниками и волонтерами, которые участвуют в проекте «Мой социальный помощник».
«Это очень важно, потому что все они находятся сегодня на переднем фронте, все в зоне риска», — заявил Мэр Москвы. По его словам, тяжелые условия работы, связанные с рядом ограничений, создают большую психологическую нагрузку. Поэтому необходима не только федеральная поддержка, но и городская.
«Еще раз хотел поблагодарить вас всех за удивительную душевную работу, которую вы ведете. Это уже не какие-то штатные обязанности, а действительно работа от души, от сердца, что всегда демонстрировала система социальной поддержки», — сказал Сергей Собянин.
Проблемы, связанные с COVID-19, а также опасность заражения инфекцией никуда не исчезнет в ближайшее время, отметил Мэр Москвы. Поэтому в московский стандарт социальной работы необходимо включать лучшие практики и наработки, полученные в период пандемии. В том числе это касается работы добровольцев на постоянной основе. Так, например, к волонтерской деятельности будут активнее привлекать людей, которые переболели коронавирусной инфекцией. Они с меньшим риском для здоровья смогут помогать тем, кто лечится дома.
«Я должен сказать, что даже когда мы преодолеем эту проблему, те наработки, которые получила служба, должны остаться, они не должны потеряться, потому что это огромный опыт и новый стиль работы, индивидуальной заботы о человеке», — добавил Сергей Собянин.
В свою очередь социальные работники и волонтеры рассказали о том, как изменилась работа системы соцзащиты во время пандемии и какие потребности возникли у горожан. Кроме того, они поделились историями добрых дел и идеями развития волонтерского движения и социальной работы.
Светлана Титова, начальник управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа, рассказала, что 2300 сотрудников, которые до пандемии работали в офисе, присоединились к социальным работникам, которые обслуживают людей по месту их проживания. Они непосредственно стали оказывать услуги на дому. В основном это молодежь.
«Самое главное для нас — сохранить жизнь и здоровье наших жителей, поэтому и с нашими работниками работают волонтеры, как вы правильно отметили, огромная армия волонтеров», — подчеркнула Светлана Титова.
А социальный работник Наталья Моисеева рассказала, что во время визитов к инвалидам и пожилым людям сотрудникам городских служб приходится ежедневно проходить от 15 до 20 километров.
Как пандемия изменила социальные службы столицы
Новая коронавирусная инфекция заставила городские социальные службы полностью перестроиться. Это было сделано всего за две недели в феврале — марте.
Районные центры социального обслуживания начали работать в онлайн-режиме, виртуальными стали мероприятия программы «Московское долголетие». Кроме того, в дистанционном формате стали оказывать неотложные социальные услуги — обеспечение инвалидов средствами реабилитации и выдача электронных социальных сертификатов. При этом надомное обслуживание сохранили всем тем, кто получал эту услугу до пандемии, — это 128 тысяч человек.
«На социальных работников свалилась такая задача и забота — до двух миллионов человек обеспечить всем необходимым, помочь. Понятно, что большей части этих людей помогают родственники, близкие, друзья. Это замечательно, иначе мы бы совсем не справились. Но значительная часть — это в первую очередь одинокие люди — не может обойтись без помощи социальных работников и волонтеров», — отметил Мэр Москвы.
С началом распространения коронавирусной инфекции нагрузка на социальные службы возросла. Потенциальными клиентами стали 1,9 миллиона человек — все жители столицы старше 65 лет и москвичи с хроническими заболеваниями, которые должны находиться в обязательной самоизоляции. Особое внимание уделяется тем, у кого нет родственников или близких людей. К таким людям приходят социальные работники и волонтеры.
«Мы создали целую систему приема звонков, просьб, требований граждан через наш кол-центр, в котором работают сотни людей. За последнее время они приняли миллион звонков, миллион просьб. И значительная их часть перешла к социальным службам или к волонтерам», — рассказал Сергей Собянин.
Как работает проект «Мой социальный помощник»
В рамках проекта «Мой социальный помощник» в столице работает горячая линия для людей, которые находятся в самоизоляции и нуждаются в помощи. Для того чтобы ее получить, нужно позвонить по телефону: +7 (495) 870-45-09 и оставить заявку. В кол-центре работают 370 операторов, они принимают звонки ежедневно с 08:00 до 21:00.
За полтора месяца горожане позвонили в кол-центр более миллиона раз и оставили заявки на получение свыше 370 тысяч услуг. 89 процентов заявок выполнено, остальные находятся в работе. Обычно самые востребованные выполняются в течение дня. Светлана Титова добавила, что чаще всего в кол-центр обращаются люди, чтобы получить консультацию или пообщаться.
«Это огромное количество заявок, которые вы за это время выполнили. Это и покупка продуктов питания, и поход в аптеки, и другие услуги, которые необходимы пожилым людям. Без вас они бы чувствовали себя еще более одинокими и беззащитными», — подчеркнул Мэр Москвы.
Наиболее востребованными услугами стали:
— покупка и доставка на дом лекарств (более 134 тысяч заявок);
— покупка и доставка на дом продуктов питания (более 97 тысяч заявок);
— оформление выплат в период самоизоляции (более 83 тысяч заявок);
— доставка на дачи дров и угля по льготным ценам (более 20 тысяч заявок);
— покупка и доставка товаров первой необходимости (более 10 тысяч заявок);
— помощь для домашних животных (около 10 тысяч заявок). В это число входит восемь тысяч заявок на выгул домашних животных, а также заявки на доставку корма и устройство питомца при госпитализации владельца. Каждый день волонтеры выгуливают 140 собак;
— другие жизненно необходимые услуги: вынос мусора, доставка технических средств реабилитации, абсорбирующего белья (около 17 тысяч заявок).
Во время обращения на горячую линию автоматически определяется, есть ли у звонящего диагноз COVID-19. Если его нет, то заявка отправляется в центр социального обслуживания по месту жительства заявителя. В течение нескольких часов с ним связывается социальный работник, чтобы уточнить детали. После этого информацию передают социальному помощнику для исполнения.
Если заявителю поставлен диагноз COVID-19, то информация направляется в личный кабинет штаба по работе с заболевшими. В этом случае социальные помощники доставляют продукты, лекарства и товары первой необходимости до подъезда. Там их встречают волонтеры Красного Креста в защитной одежде или же волонтеры, которые переболели коронавирусом и сдали тест на иммунитет к заболеванию. Они забирают товары и доставляют их до двери заявителя. По такой схеме выполнено уже 1400 заказов. Заявками занимается команда проекта «Мой социальный помощник». В нее входят 9500 штатных социальных работников и 1400 волонтеров. Волонтерский штаб создали на базе центра занятости «Моя карьера». Операторы горячей линии не только принимают заявки, но и консультируют по вопросам, связанным с пандемией, а также оказывают психологическую помощь. В кол-центре работают 30 профессиональных психологов, еще 300 специалистов оказывают помощь удаленно.
Как стать волонтером
Чтобы стать волонтером, нужно пройти несколько этапов отбора и обучения:
— запись через горячую линию и сайт «Я дома»;
— собеседование с профессиональным психологом-консультантом для определения мотива участия в проекте. На этом этапе отбора занято 70 специалистов-психологов из партнерских некоммерческих организаций, уже проведено более шести тысяч собеседований;
— дистанционное обучение с тематическими блоками о пандемии коронавирусной инфекции, оказании бесконтактной помощи, основах социального волонтерства.
Далее проводится обучение правилам работы и даются инструкции по каждому виду помощи:
— по бесконтактной доставке на дом продуктов питания, лекарств, товаров первой необходимости, корма для животных;
— по выгулу собак. Инструкцию разрабатывали профессиональные кинологи из Российской кинологической федерации, центра реабилитации животных «Юна» и приюта для собак «Красная сосна».
Прошедшие инструктаж волонтеры гуляют с питомцами средних и маленьких размеров. Крупных собак и собак, сложных в обращении, выгуливают специально подготовленные волонтеры-кинологи.
К проекту «Мой социальный помощник» присоединилось более 50 некоммерческих организаций, благотворительных фондов, коммерческих компаний и частных благотворителей. Они предоставляют продукты питания, антисептики, транспортные карты, топливные карты, помогают развозить продукты и выгуливать собак.
С 17 апреля в Москве открыт кол-центр для связи с москвичами, переболевшими коронавирусной инфекцией. Операторы связываются с ними и предлагают стать волонтерами для работы с инфицированными людьми либо донорами плазмы. Желание стать добровольцами выразил 361 человек, 97 из них сдали кровь на антитела (это обязательное условие). 12 человек уже начали помогать. Более тысячи переболевших согласились сдать плазму, из них 225 человек это уже сделали.
Волонтерские проекты
В марте начал работать портал «Я дома — агрегатор добрых дел». На сайте есть специальный раздел, в котором собраны различные способы помощи людям, заразившимся коронавирусом, — службы доставки продуктов и лекарств, советы медиков, ответы на часто задаваемые вопросы и многое другое.
Кроме того, на портале собрано множество образовательных онлайн-ресурсов. Не выходя из дома москвичи могут записаться на курсы компьютерной грамотности, иностранных языков, йоги, рисования.
Еще одна волонтерская инициатива — акция #МыВместе. Она проводится Общероссийским народным фронтом, всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и Ассоциацией волонтерских центров.
Акция проводится по всей России, в Москве ее оператором стал центр «Мосволонтер».
Участники акции #МыВместе доставляют лекарства и продукты, добровольцы-медики и студенты работают в поликлиниках и больницах, юристы и психологи проводят бесплатные консультации. К проекту присоединяются предприятия и организации — они помогают нуждающимся предоставлением своих услуг и товаров.
Всего к акции присоединились более 18 тысяч московских волонтеров. Большинство из них помогают пожилым и маломобильным гражданам — покупают и доставляют им товары первой необходимости.
Кроме того, партнерами #МыВместе в Москве стали 367 промышленных, транспортных, торговых, общественных и других организаций, а также частных лиц. Они предоставляют продукты, транспортные карты, медицинские маски, услуги связи.
С 27 марта в кол-центр #МыВместе поступило около 124 тысяч звонков от жителей столицы. Из них каждый третий звонок — это просьба доставить продукты и лекарства. Всего было оформлено 24 тысячи таких заявок — они все выполнены.
В больницах и поликлиниках сегодня работают 357 волонтеров московского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики». В двухсменном режиме они помогают врачам в 12 стационарах, которые принимают пациентов с коронавирусом, а также в 30 поликлиниках.
«Важно отметить, что эти люди могут выполнять вспомогательные функции. Это административная работа, курьерская служба, хозяйственная помощь. И на самом деле еще очень много разных функций, в которых они могут подстраховать тех, кто со своими компетенциями полезен в первую очередь медикам», — рассказала Дарья Белимова, региональный координатор всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» в Москве.
Волонтеры работают в городской клинической больнице № 40 в Коммунарке, городской клинической больнице № 15 имени О.М Филатова, городской клинической больнице № 31, городской клинической больнице № 64 имени В.В. Виноградова, госпитале для ветеранов войны № 3, Морозовской детской городской клинической больнице, Национальном медицинском исследовательском центре онкологии имени Н.Н. Блохина, Национальном медицинском исследовательском центре радиологии.
Большинство волонтеров — студенты медицинских вузов и колледжей, а также ординаторы и аспиранты. Добровольцы-медики помогают в административной работе и сестринском уходе, в том числе измеряют давление, пульс, температуру, меняют нательное и постельное белье. Волонтерам, которые работают в «грязной» зоне, выдают специальные защитные костюмы, средства индивидуальной защиты и дезинфекции.
«Огромная благодарность тем ординаторам, студентам, которые первыми пришли на помощь больным. Сегодня принято решение о студенческой практике старшекурсников. Будет доплата для студентов, но даже вопрос не в этом. Это огромная школа для того, чтобы вообще понять: ту ты выбрал профессию или нет», — отметил Сергей Собянин.
Психоневрологические интернаты и пансионаты для ветеранов труда, а также центры содействия семейному воспитанию закрылись на самоизоляцию. Сотрудники перешли на 14-дневный вахтовый метод работы. Учреждения полностью обеспечены антисептиками и средствами индивидуальной защиты, ультрафиолетовыми облучателями. Персонал носит защитную одежду, маски и перчатки.
Массовые мероприятия в учреждениях временно не проводятся. Для общения с родными и близкими используется интернет, сотрудники и волонтеры учат пациентов пользоваться мессенджерами. Досуговые и обучающие мероприятия частично переведены в онлайн-формат.