что такое социальный долг
Что являют собой нравственный и моральный долги? В чём их отличия?
Содержание:
Такие понятия, как общественный и моральный долг, зачастую поднимаются в литературе. Известные авторы посвящали свои работы нравственности, восхваляли совесть. Нравственный долг — это важнейший координатор жизни общества. Он регулирует семейные, социальные, законодательные принципы, без которых невозможно существование людей. Ключевым аспектом является взаимное проявление уважения, помощи, поддержки между людьми. Именно моральный долг сдерживает людей ото лжи, предательства, нарушения чужих свобод и прав.
Нравственный долг — понятие в обществознании
Долг в целом относится к фундаментальным понятиям, которые ложатся в основу формирования современного социума. Он обеспечивает связь между людьми, образует некоторый круг обязанностей:
Долг формирует обязательства перед окружающими людьми. Человек поможет попутчику, выполнит определенные рабочие задачи, поддержит друга в трудный момент. Нравственный долг – это следование собственным ценностным ориентирам и принципам, которое заставляет человека соблюдать основные правила общественной жизни.
Что такое совесть кратко
Совесть – это способность человека внутренне контролировать свои поступки. Понятие устанавливает нравственный барьер, через который переступать нельзя по моральным канонам. По мнению психологов, совесть нельзя отнести к личному чувству индивида. Она не регулируется доводами интеллекта. Даже сам человек не всегда способен понять, на каком основании он отказывается от выполнения некоторых поступков. Она выступает источником морального контроля. Теория доказывает, что люди по-разному понимают совесть. У каждого свои ценностные рамки и ограничения. Под совестью понимают:
Что такое моральный долг
Моральный долг — это понимание необходимости выполнения определенных работ, действий, оказания помощи на основании моральных идеалов и принципов. Регуляторами выполнения морального долга являются совесть, мнение общества. Если говорить о том, где проявляется моральный долг – примеры можно привести в виде благотворительности, помощи детским домам, волонтерской деятельности.
Понятие морального долга является индивидуальным, никто не живет без определенных канонов, которые выстраивает самостоятельно. Моральный долг измеряет степень ответственности перед обществом. За нарушение человеку не полагается наказание. Единственным регулятором является совесть. При нарушении моральных принципов индивид страдает от угрызений совести.
Что такое общественный долг — примеры
Общественный долг — это совокупность обязанностей перед социумом, народом и обществом, которые все люди должны выполнять. Основные контролеры выполнения – законодательство государства, общественное мнение. Примеры общественного долга – служба в армии, жизнь в соответствии с законами. Основные принципы:
В качестве примера можно рассмотреть пребывание офицера полиции в рабочее время без формы. Безбилетный проезд в транспорте. В большинстве случаев за несоблюдение общественного долга полагается административная ответственность в виде штрафа или работ.
Как соотносятся понятия долг и совесть
Понятия честь, совесть, долг относятся к взаимосвязанным принципам. На протяжении жизни человек руководствуется ими. Совесть помогает избежать порочных, низких поступков. Она способствует развитию ответственности, благородства, доброты. Долг опирается на совесть, как на фундамент. Оба понятия неотрывно связаны между собой:
Многие люди не всегда выполняют свой долг. Например, не возвращают заемные деньги или не идут служить в армию. При этом их не преследуют угрызения совести. Другие личности иначе относятся к пониманию долга, обязанности. Они живут по совести.
Обязательства – это предписанные человеку моральные и законодательные правила. Их выполнение также напрямую зависит от совести. Например, обязательство помогать пожилым родителям. Некоторые дети осознают необходимость выполнения долга. Но есть и другая категория детей, которые предпочитают отказаться от своих обязательств в пользу собственных увлечений, работы. Они поступают не по совести, не соблюдая долг перед родителями.
Известный философ Демокрит рассуждал на тему взаимозависимости между долгом и совестью. Он был уверен, что каждый индивид должен испытывать стыд за себя. Иными словами, в социуме принято искать в окружающих недостатки, поэтому каждому есть чего стыдиться. Однако это не является принудительным обязательством, каждый сам выбирает, как относиться к себе и обществу.
Кант выделял четыре типа долга:
Все философы по-разному рассматривают теорию соотношения двух понятий, но пока единая точка зрения не установлена. Предмет самого анализа заключается в человеческом восприятии. Оно индивидуально у каждого индивида. Человек имеет собственные убеждения, принципы. Это не позволяет комплексно подойти к исследованию.
Общественный долг — что это за понятие и для чего существует?
Общественный долг
В Уголовном кодексе России содержится такое понятие как «общественный долг». К нему отсылают ряд статей закона, например, 63я. В ней речь идёт об обстоятельствах, отягчающих наказание. Так, преступление, совершённое в отношении лица, исполнявшего общественный долг, наказывается строже.
Что же это за понятие?
В настоящее время в законодательстве отсутствует чёткое определение для этой формулировки. Исходя из смысла слов можно прийти к двум выводам: когда общество что-то должно, либо же, когда обществу что-то должны. Судя по смыслу норм УК РФ, речь, скорее, нужно вести о втором смысле. Поэтому, будем отталкиваться именно от этого.
Получается, что некий индивид или группа лиц что-то должна обществу, как более крупной общественной форме. Следовательно, возникают правоотношения, в которых мЕньшая по численности группа должна бОльшей. Предполагается, что мЕньшей группой, в основном, является гражданин, а бОльшей — государство.
Если кто не в курсе, государство тоже кое-что должно как индивиду, так и народу в целом. Согласно ст. 4 Конституции РФ, государство должно признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Что может быть должен индивид общественной надстройке, понимаемой большинством как государство? Часть завесы этого вопроса приоткрывает всё тот же Основной закон. Так, в ст. 44 упоминается об обязанности заботиться о сохранении памятников культуры и истории. Ровно такая же обязанность существует и в отношении природы (ст. 58).
Так долг или обязанность?
Тут нужно обратить внимание на соотношение понятий долг и обязанность. Говоря об общественном долге, следует подразумевать понятие «долг» в его философском понимании. Существенным отличием тут является то, что это обязательство, принимаемое добровольно, «по совести».
Бережное отношение к природным богатствам, установленное Конституцией — тот самый долг «по совести». Ибо если не сбережём мы, то что достанется нашим потомкам? Тут Главный закон абсолютно прав.
Поэтому основное отличие долга от обязанности тут — это добровольность. А значит — осознание, понимание, до которого индивид дошёл сам или его к этому подвели окружающие. То же общество, допустим.
О материальности долга
Тот долг, который следует отличать от долга денежного, всегда выражается в некотором действии. Он всегда материален и выражается в действиях, поступках и словах. Долг, остающийся исключительно в мысленном поле и не получающий физического выражения (слова также являются им), таковым не является.
Параметр «общественный»
Общественный — принадлежащий обществу, имеющий к нему непосредственное отношение. Применительно к долгу, это что-то, что общество будет требовать от каждого своего члена. Это что-то должно обществу приносить пользу (но требует оно это «что-то» не из-за пользы).
Долг журналиста
Общественный долг журналиста существует в соответствующем законе о СМИ, в ст. 49. В последнем абзаце этой статьи государство гарантирует журналисту свою защиту как лицу, выполняющему О.Д.
Исходя из многочисленных интерпретаций общественного долга журналиста можно сделать один вывод. Журналист должен быть правдив и не вводить общество в заблуждение, это и есть его долг. А освещение событий и их интерпретация — это уже другое.
Об общественном долге присяжного
Ещё одна «добровольно-обязательная» гражданская повинность. Является условно-обязательной, поскольку от неё не сложно отказаться. Достаточно сослаться на религиозные убеждения — проверить их никто не сможет.
На этом, пожалуй, всё.
Суды и их толкования
Как это частенько бывает, то, что не делает законодатель, «подчищает» за него суд.
Верховный суд в одном из своих документов дал толкование понятию О.Д. По мнению высокого суда, это не что иное, как совершение общественно-полезных действий. Например, пресечение правонарушений. Но это уже, скорее, долг гражданский.
Гражданский долг
Где грань между двумя долгами — гражданским и общественным не знает никто. Суды, которым законодатель отвёл во всём этом разбираться, одно и то же действие считают и таким и таким долгом.
Поэтому, будем считать, что эти понятия, как минимум, тождественны. Грань очень тонка — общественный долг это долг перед обществом, а долг гражданский — это долг гражданина, как члена гражданского общества.
В итоге
Общественный долг можно охарактеризовать как действия индивида на пользу обществу, в котором он находится и которые он совершает, ведомый своим внутренним убеждениями и моралью. Однако, долг может быть и возложен обществом на гражданина, но это, в большинстве случаев связано со службой государству. Т.е., опять же, добровольным выбором индивида.
О.Д. ведёт к постепенному улучшению общества, за счёт действий каждого его члена, основанных на принятых в обществе нормах и правилах. Порой, даже за счёт самопожертвования.
Ещё по теме «Общественный долг — что это за понятие и для чего существует?»:
Что такое социальное обязательство?
Этот термин позволяет оценить влияние решений, принятых группой. Эта оценка может быть отрицательной или положительной и относится к этическим, правовым или другим областям.
Социальная ответственность или обязательство устанавливает, что каждый человек имеет обязательства перед остальным обществом, потому что он принадлежит ему.
Общество состоит из каждого человека, который участвует в нем, и то, что он делает или не делает, даже если это минимальное действие, оказывает влияние на общественную жизнь.
Обязательство или обязанность каждого человека лежит на остальной части общества, чтобы получить коллективное благосостояние и способствовать социальному равновесию.
Происхождение этого термина и то, что он представляет, дается созданием термина «исторический материализм», где человек играет основополагающую роль в развитии общества, где он несет ответственность за то, чтобы научиться самостоятельно решать проблемы, которые его окружают..
Социальная приверженность в истории
Человек с тех пор, как он начал свою жизнь в обществе и в обществе было создано, был вынужден соблюдать определенные правила для лучшего сосуществования.
Эти правила адаптированы к месту и времени, поэтому постоянно развиваются.
Древняя Греция
В древней Греции чувство социальной приверженности присутствовало. У граждан была общественная жизнь, в которой они должны были проводить дебаты, участвовать и высказывать свое мнение в диалогах, проводимых на главной площади или в агоре..
Поэтому участие каждого из них было вкладом для всего сообщества..
Средневековье
Тогда в средние века все руководствовались правилами, которые были сделаны согласно религиозным убеждениям. Каждое действие было сделано для того, чтобы получить спасение.
Если кто-то действовал против религии, он был наказан. Обязанность состояла в том, чтобы требовать уважения к религии, чтобы ее правила выполнялись.
Современная эпоха
Позже появилось интеллектуальное движение, которое характеризовало современность. На этом этапе причина была основным руководством. Права человека были развиты, и рабство начало исчезать.
Ответственность или социальное обязательство были основаны на защите свободы и прав человека в обществе..
Государство также приобрело обязанность защищать людей и требовать уважения и соблюдения социальных правил того времени..
Современный век
В современную эпоху научно-технический бум охватывает все сферы жизни общества..
Образование, эффективность, результативность и навыки общения были одними из требований, чтобы быть частью функционального общества.
Кто определяет социальные обязательства?
В каждой эпохе чувство добра и зла меняется в зависимости от исторического и культурного развития общества.
Ответственность народа лежит на нравственном обществе. В дополнение к этому, правила сосуществования диктуются субъектом, который на тот момент обладает большей властью, поэтому его можно упомянуть церкви, государству или компаниям..
Социальная приверженность в настоящее время
Ответственность или социальное обязательство считается необязательной нормой или мягким законом.
Это нашло отражение в различных международных соглашениях. К ним относится «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека», принятая ЮНЕСКО.
Эта концепция была распространена на учреждения или секторы, где разрабатываются предложения, чтобы осознать социальную приверженность, которая должна быть выполнена.
Таким образом, большинство компаний и учреждений несут ответственность за то, чтобы показать свой долг перед обществом, свою приверженность посредством действий, способствующих социальному обеспечению.
Многие компании имеют приоритет в своих целях, действуют как полезная организация для общества посредством создания и обучения человеческих талантов, сотрудничают с технологическим развитием страны и способствуют развитию ее экономики, в частности..
Области, где применяются социальные обязательства
Жизнь в обществе включает в себя все сферы, понимание здоровья, экономики, окружающей среды, продуктов питания, образования, среди других.
Все вместе помогают формировать жизнь в обществе, поэтому социальная приверженность охватывает все эти области.
Решения о здоровье связаны с окружающей средой. Чем более дружелюбны к экосистеме действия, предпринимаемые каким-либо учреждением или компанией, тем более защищенным будет здоровье людей..
Кроме того, если есть контроль за здоровьем и адекватной окружающей средой, пища может быть обеспечена.
Государство несет ответственность за продвижение и применение определенных стандартов для обеспечения безопасности в этих областях..
Образование также имеет первостепенное значение. Государство или самая влиятельная фигура в этой среде имеет целью продвижение качественного образования, которое охватывает всех людей для лучшего развития гражданской жизни и общества в целом..
Для хорошей работы в сфере образования, остальные области должны быть охвачены.
Что такое социальный долг
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.
Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.
Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Россиянам назвали способы избежать наследования чужих долгов
Руководитель практики разрешения споров адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Анастасия Подковко в разговоре с «Известиями» разъяснила, как наследники могут избавиться от нежелательной ответственности по чужим долгам. По словам эксперта, таких способов только два — отказаться от наследства или попытаться оспорить его.
Наследством в России считаются не только вещи и иное имущество, но и имущественные права и обязанности, в том числе долги. «При этом размер ответственности по долгам умершего для наследников ограничен стоимостью имущества, которое они получили в наследство. Иными словами, больше, чем наследник получил от умершего, по долгам последнего ему отдавать не придется», — рассказала юрист.
Материалы по теме
Терпение и труд.
Коррупция, кумовство и бедность.
Избежать чужих долгов можно путем полного отказа от наследства. Прежде чем принять такое решение, целесообразно предварительно узнать, каким имуществом владел родственник перед смертью и сколько он должен. В некоторых случаях разумно будет все же принять наследство и погасить долги, присвоив оставшуюся часть имущества, считает Подковко.
Если долг возник или его требуют незаконно, можно оспорить наследство в суде. В первом случае следует самому подать иск об оспаривании основания возникновения задолженности (например, оспорить договор), а во втором — дождаться взыскания кредиторов и затем возразить против возникновения долга. В остальных случаях наследникам придется погасить задолженность в пределах стоимости полученного имущества.
Зампред комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко в ноябре подготовила поправку к закону «О потребительском кредите (займе)», направленную на защиту россиян от долгов умерших родственников. По словам Костенко, в некоторых случаях после смерти застрахованного заемщика банки предъявляют претензии к его наследникам вместо того, чтобы обратиться напрямую в страховую компанию. Депутат предложила обязать банки в течение 10 дней после наступления страхового случая требовать возмещения кредита у страховщика.