что такое социальный анархизм
Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники
Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.
Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.
Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.
Идеи анархизма
Анархистский идеал – это:
свобода от принуждения;
Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.
Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.
Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.
По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.
Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.
Основоположники анархизма
Анархизм сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются немецкий философ Макс Штирнер и французский мыслитель Пьер Прудон. Русский анархизм ассоциируется с именами Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно, сражавшийся на полях Гражданской войны (1918-1920 годы).
Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.
Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.
Пьер Жозеф Прудон. herzenlib.ru
Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.
В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.
Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно
Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).
Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.
Михаил Бакунин
Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.
Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.
Петр Кропоткин
Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.
Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.
Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.
Нестор Махно. РИА «Новости
С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.
Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.
История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.
Виды анархизма
Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.
Базовый принцип анархо-индивидуализм а заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.
Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.
Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.
Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.
Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.
Социальный анархизм
Социальный анархизм используется для четкого определения и описаний тенденций в рамках анархизма, акцентирующихся на коммунитаризме и кооперативных аспектах анархистской теории и практики. Социальный анархизм включает в себя (но не ограничен ими) анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, некоторые формы либертарного социализма, анархо-синдикализм и социальную экологию.
В Соединенных Штатах термин «социальный анархизм» широко используется, будучи предложен Мюрреем Букчиным. Букчин идентифицирует социальный анархизм с «левыми» идеями, которыми он обращается к «великой традиции человеческой солидарности и вере в потенциальные возможности гуманизма», интернационализм и конфедерализм, демократический дух, антимилитаризм, и рациональный атеизм. Однако религиозные анархисты и так называемые «левые верующие» вообще возразили бы против идентификации левых с «рациональным атеизмом», поскольку есть и было много влиятельных левых религиозных движений, таких как Теология освобождения и Движение за гражданские права.
Содержание
Коллективистский анархизм
Коммунистический анархизм
Отвечая тем, кто пытался приписать анархо-коммунистам стремление загнать человечество силой в коммунистическое общество, которое будет организовано по типу аскетичной казармы или тюрьмы, Кропоткин писал:
Мы вовсе не хотим складывать в кучу все пальто, чтобы потом распределять их (хотя даже и при такой системе те, которые дрожат теперь от холода без одежды, все-таки остались бы в выигрыше).ПлатформизмСиндикалистский анархизмВ начале XX столетия в качестве особого направления в анархизме возникает концепция анархо-синдикализма [24] Сосредоточив свое внимание на рабочем движении, синдикалисты исходили из того, что организация радикальных профсоюзов сможет создать потенциальную силу для социальных изменений в обществе, заменив государственную власть и капитализм новым обществом, базирующимся на самоуправлении трудящихся. Новые направленияДальнейшее развитие социального анархизма вобрало в себя анархистские составляющие из социальной экологии, демократии участия и партисипативной экономики. Демократия участияДемократия участия — это политическая теория и политический проект, которые стремятся к прямой демократии, экономической демократии в безгосударственной, безденежной и безрыночной экономике, самоуправлению (демократия в социальной сфере) и экологической демократии. Теоретический проект Демократии участия (ДУ; пример политического проекта, который является частью демократических и автономистских традиций) зародился в работе политического философа, давнего академика и активиста Такиса Фотопулоса (Takis Fotopoulos) «Towards An Inclusive Democracy» и был позднее развит им и другими авторами в журнале «Democracy & Nature» и её преемником «The International Journal of Inclusive Democracy», электронном журнале, находящемся в свободном доступе, издаваемом Международной сетью за Демократию участия (International Network for Inclusive Democracy). Партисипативная экономикаОсновные ценности, которые parecon стремится осуществить, это равенство, солидарность, разнообразие, рабочее самоуправление и эффективность (эффективность в данном случае означает достижение целей без растраты впустую высокоценных активов). Эти цели предлагается достигнуть главным образом через следующие принципы и институты: Альберт и Хэнель подчеркивают, что parecon предназначен только для обращения к альтернативной экономической теории и должен сопровождаться одинаково важными альтернативными видениями в областях политики, культуры и родственных (семейных) отношениях. Авторы также обсуждали элементы анархизма в области политики, поликультурализма в области культуры, и феминизме, в области семьи и гендерных отношений, как возможную основу альтернативных видений в будущем в этих сферах общества. Социальная экологияСоциальная экология — это философская концепция, разработанная в 1960-е годы Мюрреем Букчиным. Он считал, что нынешние экологические проблемы глубоко коренятся в социальных проблемах, в первую очередь в доминирующих иерархических политических и социальных системах. Они привели к некритическому принятию конкуренции — философии расти-или-умри. Это предполагает, что этому нельзя сопротивляться отдельными действиями, такими как этическое потребительство, но что необходимо обращаться к более этическому мышлению и коллективной деятельности, основанных на радикальных демократических идеалах. Подчеркивается сложность взаимоотношений между людьми и природой, а также важность создания социальных структур, принимающих это во внимание. [31] Социальный анархизмТермин «левый анархизм» относится к тем формам анархизма, которые подпадают под определение «левая политика». Таким образом левое крыло анархизма расходится со сторонниками свободного рыночного анархизма, по-другому — или «правого анархизма» (представителем которого является Мюррей Ротбард). Анархо-синдикалистка Ульрика Хайдер различает левый, правый и зелёный анархизмы, соответственно классифицируя их как левый анархизм, правый анархизм (анархо-капитализм) и зеленый анархизм. Социальный анархизм используется для четкого определения и описаний тенденций в рамках анархизма, акцентирующихся на коммунитаризме и кооперативных аспектах анархистской теории и практики. Социальный анархизм включает в себя (но не ограничен ими) анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, некоторые формы либертарного социализма, анархо-синдикализм и социальную экологию. В Соединенных Штатах термин «социальный анархизм» широко используется, будучи предложен Мюрреем Букчиным. Букчин идентифицирует социальный анархизм с «левыми» идеями, которыми он обращается к «великой традиции человеческой солидарности и вере в потенциальные возможности гуманизма», интернационализм и конфедерализм, демократический дух, антимилитаризм, и рациональный атеизм. Однако религиозные анархисты и так называемые «левые верующие» вообще возразили бы против идентификации левых с «рациональным атеизмом», поскольку есть и было много влиятельных левых религиозных движений, таких как Теология освобождения и Движение за гражданские права. Социальный анархизм стремится «к свободной ассоциации людей, живущих вместе и сотрудничающих в свободных сообществах». Социальный анархизм был описан как коллективистское или социалистическое крыло анархизма, а также как представляющий формы анархизма, ориентированные на социализм, в отличие от либерально-социалистического крыла, представленного индивидуалистическим анархизмом. Тем не менее, некоторые из этих коллективистских или коммунистических анархистов поддерживали свои теории на радикальных индивидуалистических основаниях, рассматривая коллективизм или коммунизм как лучшую социальную систему для реализации индивидуальной свободы. Сама идея разделения индивидуалистов и социалистов также оспаривается, поскольку индивидуалистический анархизм в значительной степени социалистичен и влияет друг на друга. Карл Ландауэр резюмировал разницу между индивидуалистами и социальными анархистами, заявив, что «коммунистические анархисты также не признают никакого права общества принуждать человека. Они отличаются от анархических индивидуалистов своей верой в то, что люди, если они будут освобождены от принуждения, войдут в общественные объединения коммунистического типа, в то время как другое крыло считает, что свободный человек предпочтет высокую степень изоляции ». СОДЕРЖАНИЕОбзорДругие названия, которые использовались для обозначения социального анархизма или анархизма классовой борьбы, включают: В то время как некоторые анархо-капиталистические теоретики и ученые делят анархизм на взаимоисключающий индивидуалистический анархизм ( капитализм ) и социальный анархизм ( социализм ), теоретики и ученые анархизма это отвергают. Анархисты не видят такой борьбы между индивидуалистическим анархизмом и социальным анархизмом, которые рассматриваются как взаимодополняющие, а не взаимоисключающие, причем их различия в основном основаны на средствах достижения анархии, а не на их целях. Некоторые анархисты утверждали, что борьба внутри анархизма ведется не между социалистами и капиталистами, а скорее между анархистами и неанархистами. Социальный анархизм был описан как коллективистское или социалистическое крыло анархизма, а также как представляющий формы анархизма, ориентированные на социализм, в отличие от либерально-социалистического крыла, представленного индивидуалистическим анархизмом. Тем не менее, некоторые из этих коллективистских или коммунистических анархистов поддерживали свои теории на радикальных индивидуалистических основаниях, рассматривая коллективизм или коммунизм как лучшую социальную систему для реализации индивидуальной свободы. Сама идея разделения индивидуалистов и социалистов также оспаривается, поскольку индивидуалистический анархизм в значительной степени социалистичен и влияет друг на друга. Карл Ландауэр резюмировал разницу между индивидуалистами и социальными анархистами, заявив, что «коммунистические анархисты также не признают никакого права общества принуждать человека. Они отличаются от анархических индивидуалистов своей верой в то, что люди, если они будут освобождены от принуждения, войдут в общественные объединения коммунистического типа, в то время как другое крыло считает, что свободный человек предпочтет высокую степень изоляции ». СОДЕРЖАНИЕОбзорДругие названия, которые использовались для обозначения социального анархизма или анархизма классовой борьбы, включают: В то время как некоторые анархо-капиталистические теоретики и ученые делят анархизм на взаимоисключающий индивидуалистический анархизм ( капитализм ) и социальный анархизм ( социализм ), теоретики и ученые анархизма это отвергают. Анархисты не видят такой борьбы между индивидуалистическим анархизмом и социальным анархизмом, которые рассматриваются как взаимодополняющие, а не взаимоисключающие, причем их различия в основном основаны на средствах достижения анархии, а не на их целях. Некоторые анархисты утверждали, что борьба внутри анархизма ведется не между социалистами и капиталистами, а скорее между анархистами и неанархистами.
|