что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста

Социальное развитие ребенка — актуальная задача дошкольного образования

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста галина харламова
Социальное развитие ребенка — актуальная задача дошкольного образования

Чтобы продвинуться в анализе проблемы, необходимо определиться с выбором понятия «социальное развитие». Концепции социального развития ребенка дошкольника выстраиваются вокруг понятий «личность» и «общество», процессы, происходящие между ними, чрезвычайно разнообразны. Мы осознаем полифункциональность процесса социального развития и понятия «социальное развитие» со всем многообразием его смыслов.

Социальное развитие личности рассматривается как средство и результат, один из аспектов ее социализации, понимаемой как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции; как процесс интериоризации индивидом знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (Коломийченко Людмила Владимировна – заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, г. Пермь).

Уместно уточнение, связанное с определением социального развития через дефиницию socialis — общественный, то есть направленный на другого человека.

В учебном пособии Бабуновой Т. М. приводится следующее понятие «социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить».

Методологической основой этого процесса является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности (аксиологический подход, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.

В психолого-педагогической литературе определены содержание педагогической работы, технология формирования социального мира детей.

В программе «Истоки» «социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.

В программе «Детство» содержание и технология социального развития представлены в разделах «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Гуманное отношение»: взрослые ориентируют детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношений. В программе «Детство» социально-эмоциональное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса в ДОУ. Педагог детского сада обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности дошкольника через его эмоциональное приятие себя, своей самоценности и связи с социальным миром.

В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.

Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.

Базисное содержание по интересующему нас направлению: социальное развитие, определено в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (авторы – научный коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца). В этой программе социально-личностное развитие дошкольников определяется широким спектром задач, представленных в разделах «Социальное развитие. Социальная компетентность» и «Сюжетно-ролевая игра. Досуговая игра». Задачи социального развития детей разных возрастных групп связываются авторами программы с понятием «социальная компетентность».

Таким образом, несмотря на вариативность в толковании процесса социального развития авторами рассмотренных программ,в его содержании можно выделить общее:

— направленность на человека;

— первичность эмоционального восприятия социального мира;

— познание себя как осознание, нахождение своего места в мире людей;

— овладение ценностями нормами окружающего мира;

социализация как триединый процесс (адаптация, индивидуализация, интеграция)

— процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возрастаФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возрастаКонсультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возрастаРодительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возрастаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Источник

Социальное развитие ребенка-дошкольника в системе взаимодействия ДОУ и социума

что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Смотреть картинку что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Картинка про что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста. Фото что такое социальное развитие ребенка дошкольного возраста Алена Соловьева
Социальное развитие ребенка-дошкольника в системе взаимодействия ДОУ и социума

Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик).

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, необходимо управлять процессом социализации.

Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т. д., так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

С целью приобретения дошкольниками соответствующего социального опыта я разработала краткосрочный детский образовательный проект «Наш любимый детский сад».

В процессе реализации проекта были организованы такие образовательные ситуации с детьми,как : экскурсия по территории детского сада; беседа о профессиях детского сада; внутренняя экскурсия. Были подготовлены совместные развлечения детей и родителей.Дети рисовали на различные темы : «Кем ты хочешь быть», «Профессия моей мамы», «Профессии наших бабушек и дедушек».

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Детско-родительские отношения являются наиболее тесными и близкими, которые могут существовать в человеческом обществе. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем активно включаться во взаимоотношения с внешним миром.

Активность родителей в оформлении коллажа «Я и мой детский сад» говорит о том, что подобная форма работы является востребованной. Они видели, как ребенок, глядя на свои фотографии, становился более раскованным, коммуникабельным, ведь взоры детей устремлены только на него.

Досуговое направление в работе с родителями и детьми «Кем мне быть?», «Помогаем повару» оказалось не только самым привлекательным, но и полезным, так как позволило родителям увидеть некоторые проблемные моменты взаимоотношений своего ребенка со сверстниками и приобрести опыт взаимодействия в новых условиях со своими ребенком и родительской общественностью в целом.

Родительская семья остается важнейшим институтом социализации раннего детства. В ней формируются основы характера человека, его отношений к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Информационно – наглядное направление в работе с родителями и детьми (Стенд «Профессия моей мамы») предоставило каждому ребенку возможность научиться уважать взрослых, понимать своих родных, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, научиться ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, рассказывать о своей маме, о своей любви к ней, а родителю узнать что-то новое о себе.

Сценарии праздников и развлеченийготовили вместе с детьми: изготавливали пригласительные билеты, готовили отдельные номера и атрибуты, беседовали о культуре поведения.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Именно поэтому мной была оформлена фотовыставка «Профессии наших бабушек и дедушек». Проведенные фотовыставки и мероприятия были направлены на воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям; чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним, а также расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре»,поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т. п. Именно в детском саду учитываются возрастные особенности развития дошкольников, стимулируется социальное развитие детей, формируются навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывается у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

Особую ценность имеет проведение выездных экскурсий и выставок городской картинной галереи на базе детского сада. Мои воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

Экскурсии стимулируют развитиеигровой деятельности: дети выстраивают свое поведение, придерживаясь роли; сопровождают игровое взаимодействие речью; сочиняют оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывают их сверстникам; делятся с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, высказывают свою точку зрения.

В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Социальный компонент коммуникативной культуры дошкольников основывается на правильном гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся чувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей.

Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

В результате проведенной работы у детей сформированы представления о правилах и нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях.

Социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

План работы по взаимодействию с социумом Утверждаю Заведующий МАДОУ д/с комбинированного вида №20 ___(Лобах В. А.) План Работы по взаимодействию с общественными организациями.

Сценарий педсовета «Театрализованные игры и их значение в развитии социальных навыков дошкольников» Педсовет «Театрализованные игры и их значение в развитии социальных навыков дошкольников». Старший воспитателдь МБДОУ «Детский сад № 2.

Источник

«Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства».

Социальное развитие дошкольников:

этапы, факторы, средства.

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.

1 Что такое социальное развитие?

2 В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников 3 Этапы социального развития ребёнка

4 Социальные факторы

5 Социальное воспитание и его средства

6 Социальное развитие в детском саду

7 Развитие социальных навыков

8 Социальная адаптация детей

9 Социальная дезадаптация

Что такое социальное развитие?

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом. Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

Этапы социального развития ребёнка

1.Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

2.От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

3.Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

4.От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

5.От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Что влияет на социализацию малыша?

детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)

телевидение, детская пресса

Всё это составляет социальную среду ребёнка. Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:

Обсуждение поступков ребёнка.

Упражнения для развития кругозора.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

создана специальная социально-формирующая среда;

организовано общение с детьми и взрослыми

организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность;

реализуется гражданско-патриотическая направленность

организовано взаимодействие с семьёй

внедрены принципы социального партнерства.

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается.

В детском саду для этого созданы все условия:

игровое и учебное оборудование

дидактические и учебные пособия

наличие детского коллектива

общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик. Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.

Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.

Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.

Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.

Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.

Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.

Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.

Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.

Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.

Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника. Происходит она в трёх сферах: деятельность сознание общение. Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах. Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума. Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки. При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация индивидуализация. В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация. Социальная дезадаптация. Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя. Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество. Выводы Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *