что такое социально психологический тренинг

Социально-психологический тренинг

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

Социально-психологический тренинг (СПТ) — вид групповой практической психологии, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Автор термина — М. Форверг. В литературе, кроме этого, существует ряд других названий (группы открытого общения, активное социаль­ное общение, группы интенсивного общения и т.д.). Но СПТ на сегодня является наиболее часто употребимым и наиболее устоявшимся термином. Нужно подчеркнуть, что это понятие является чрезвычайно широким, соответственно, им обозначают большое количество самых разнообразных методов.

Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позво4 ляющим решать широкий круг задач в области компетентнос­ти в общении.

Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением Щ поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным прин­ципам социально-психологического тренинга относят 120 :

качественные изменения процессов общения в группе; активную позицию участника тренинга; ограничение обсуждения событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);

персонификацию высказываний; намеренную межличностную обратную связь; высокую степень включенности эмоциональной сферы частников.

Общей целью СПТ является повышение компетентности в сфере общения. К основным задачам СПТ относят следующие.

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков
бщения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащение тех­ники и тактики общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — «шшшуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчи-кк-ть — соглашательство, т.е. выработка собственных страте­гий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образова­ний, решение личностных экзистенциальных проблем.

И зависимости от специфики задачи социально-психологический тренинг может приобретать различные формы:

1. Ориентироваться на приобретение и развитие специаль­ных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.

2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например
риимитие способности адекватно воспринимать себя и других, мобилизировать ситуации группового взаимодействия.

Основные характеристики тренинга 121

1. Высокая степень неопределенности. В самом общем виде тренинг можно определить как некоторую ситуацию, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.

2. Искусственность. Тренинг — это общение по особым правилам. Лишь благодаря этим правилам в группе возникает ин­тенсивный контакт между участниками.

3. Специальная атмосфера. Ввиду того, что тренинг «сжат»
во времени, тренеру необходимо как можно быстрее создать рабочую обстановку в группе. Решающим фактором здесь является возникновение особого психологического климата, в котором начинают «раскрываться» участники.

4. Познание через переживание. Отличительной чертой атмосфера на тренинге является ее эмоциональная насыщенность. Тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг — это познание через переживание.

5. Встречная активность участников. Активность участников и их добровольность являются необходимым условием проведения тренинга. Если участники действительно активны, та из самой обычной ситуации они могут извлечь много полезной
информации («психологических открытий»).

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

6. «Колесо» тренинга. Тренинг, как и любое взаимодействие между людьми, состоит из трех элементов: тренер, участники и программа. В каждой ситуации есть желания тренера, реакции участников и программа тренинга. Все эти элементы должны быть
сбалансированны и соответствовать данной конкретной группе. Ни один из элементов не должен доминировать над другими.

Выделяют 5 основных этапов развития группы СПТ 122 :

1) вступление; цель — создание установок на участие, активность, необычность, доверие к психологу;

2) игровое общение; цель — создание атмосферы психологической безопасности, общего «Мы»;

3) конфронтация; цель — помощь во внутренней перестройке участников и выражении негативных состояний;

4) личностное общение; цель — помощь в создании «откры­того» общения участников тренинга;

5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель — закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.

Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа 123 :

1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).

2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.

3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.

4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия
и’мхологической напряженности и подведение итогов занятия.

Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие этапы:

—определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;

—круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор инфоормации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;

—упорядочение информации и ее обсуждение;

—обоснование альтернатив и совместная их оценка;

—подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;

— сопоставление целей занятия с полученным результатом;

— снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

Источник

Социально-психологический тренинг: виды, принципы, технология

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Что такое психологический тренинг

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

Проведение тренинга

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.

Упражнения

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

Среди упражнений используется несколько типов:

Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.

Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.

Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.

Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.

Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

Результаты

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

Человек, прошедший социально-психологический тренинг:

Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Компетентность в общении и социальном взаимодействии – одна из самых важных. Потому социально-психологические тренинги используют при подготовке врачей, педагогов, психологов, руководителей, менеджеров и других специалистов, чья профессия связана с ежедневными социальными контактами. Тренинги помогают формировать «социальный иммунитет».

Источник

Что такое социально психологический тренинг

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренингЭто не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть Социально-психологический – значит, направленный на выработку умений личности взаимодействовать с окружающими людьми. Очевидно, что такие умения невозможно развить путём индивидуальной работы, нужно организовать именно взаимодействие в группе (чего не требуется, например, при проведении аутотренига и что может быть необязательным для тренингов развития познавательных процессов). Поэтому при проведении социально-психологического тренинга используются групповые упражнения (Л.А. Петровская, Л.Ф. Анн).

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренингОднозначно определить социально-психологический тренинг трудно, поскольку такие тренинги очень разнообразны, они находят применение в сфере образования и бизнеса, используются в психокоррекции и воспитательной работе. Однако мнения большинства исследователей сходятся в том, что социально-психологический тренинг – разновидность обучения, главная особенность которой состоит в непосредственном «проживании» специально смоделированной ситуации, в осмыслении опыта межличностного взаимодействия, а также своего отношения, своей позиции.

В организации группового психологического тренинга задача ведущего (тренера) состоит создании условий, способствующих такому «проживанию», он организует действия и обсуждение, но само «проживание» каждый участник тренинга осуществляет самостоятельно. Иначе говоря, каждый участник тренинга – это участник изучаемой реальности, с которой он столкнулся в конкретной ситуации, смоделированной ведущим. Этим тренинг существенно отличается от обычного обучения, психологического консультирования и психотерапии, в которых педагог или психолог выступают в роли транслятора знаний, мудрого советчика, тактичного доктора.

А.Г. Грецов даёт следующее определение: социально-психологический тренингэто активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Именно это определение и взято за основу в разделе «ПсиТренинг» при подборе групповых психологических упражнений.

Источник

Социально-психологический тренинг. Цикл Колба

Понятие социально-психологического тренинга

Социально-психологический тренинг — это область психологической практики, направленной на развитие компетентности в общении методами активного социально-психологического обучения. При этом компетентность в общении понимается как совокупность устойчивых индивидуально-психологических характеристик, знаний и умений, обеспечивающая эффективное взаимодействие человека с другими людьми в системе межличностных отношений.

Развитие компетентности человека в общении осуществляется, прежде всего, за счет:

Таким образом, социально-психологический тренинг — это разновидность тренинга, ориентированного на развитие компетентности в общении. Этим он существенно отличается от других тренингов, которые направлены на развитие умений и личностных качеств, не имеющих непосредственного отношения к эффективности человека в общении (например, тренингов саморегуляции или управления временем).

Адресатами и потребителями социально-психологического тренинга являются чаще всего две категории лиц. Во-первых, это люди, чья профессия связана с постоянным общением: умение эффективно общаться необходимо им для того, чтобы быть успешными профессионалами. Данной категории потребителей адресованы, например, коммуникативные бизнес-тренинги, профессиональные тренинги общения для психологов, педагогов и социальных работников, Во-вторых, это люди, испытывающие затруднения в тех или иных ситуациях общения или при взаимодействии с определенным кругом партнеров. Для них предназначены, например, тренинги детско-родительского взаимодействия, тренинги супружеских коммуникаций, тренинги уверенного поведения.

Важно отметить, что группа социально-психологического тренинга существенным образом отличается от психотерапевтической группы. В первую очередь это различие связано с тем, что тренинг предполагает тренировку, обучение эффективным моделям поведения, развитие компетенций, имеющих непосредственное отношение к успешности в общении и взаимодействии с другими людьми. В отличие от тренинга, терапевтическая группа предполагает в большинстве случаев работу с глубинными психологическими установками и потребностями участников, при этом они не обязательно имеют прямое отношение к общению и взаимодействию с другими людьми. Таким образом, объект воздействия, если можно так выразиться, существенно различается в тренинговых и психотерапевтических группах. Это различие не касается, однако, единственного типа психотерапевтических групп, а именно групп бихевиорального типа, построенных на основе принципов психологии поведения. Более того: многие методические принципы ведения тренинговых групп заимствованы из бихевиоральных.

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

Есть и еще одна точка пересечения групп социально-психологического тренинга и психотерапевтических. И психотерапевтическая группа, и отдельные группы социально-психологического тренинга исследуют психологические установки участников, имеющие самое непосредственное отношение к общению. Это так называемые тренинги четвертого типа.

Группы социально-психологического тренинга по сравнению с психотерапевтическими, как правило, носят более краткосрочный характер. Тренинг может длиться один-три дня или даже несколько часов, хотя бывают и регулярные занятия в рамках длительного тренингового курса. Психотерапевтическая группа, ориентированная на более глубокое психологическое воздействие, работает регулярно в течение достаточно длительного времени.

Социально-психологический тренинг как средство развития компетентности в общении иногда трактуется как область психологической практики, направленная в первую очередь на обучение. Эта точка зрения верна лишь отчасти. Действительно, тренинг оперирует методами активного социально-психологического обучения. Однако развитие компетентности в общении возможно не только за счет обучения новым моделям поведения, но и за счет развития, осознания, пересмотра и преодоления личностных установок, препятствующих эффективному взаимодействию с миром и людьми. Социально-психологический тренинг имеет дело не только с обучением конкретным поведенческим паттернам, он способствует также изменению личностных установок участников, имеющих отношение к общению.

Однако, раз уж речь зашла об обучении, нельзя не сопоставить тренинг с традиционными формами обучения, в частности лекционно-семинарской.

Очевидно, что тренинг предусматривает гораздо большую степень активности обучаемых, их вовлеченности в процесс. Тренинг позволяет участникам непосредственно соприкоснуться с исследуемой реальностью на своем личном опыте, быть включенными в коммуникативные ситуации, с высокой степенью точности соответствующие тем, с которыми ему приходится сталкиваться в личной или профессиональной жизни. Тренинг оперирует более или менее верной моделью реальности, позволяя участникам погружаться в эту реальность, исследовать ее и решать в ней определенные задачи. Всего этого нет в традиционной лекционно-семинарской форме обучения. Кроме того, коммуникативные потоки в тренинге организованы иначе, они ретиальные (сетевые): потенциально каждый член группы может вести диалог с каждым членом группы. Конечно, взаимодействие и общение в группе в той или иной степени всегда управляется тренером, однако построение коммуникации принципиально отличается от того, к чему привыкают участники на лекциях и семинарах, где коммуникативные потоки преимущественно аксиальные.

Со всеми чертами тренинговой формы обучения, перечисленными выше, связана еще одна, исключительно важная. Тренинговое обучение по сравнению с лекционно-семинарским испытывает на себе гораздо более серьезное влияние со стороны групповых динамических процессов.

Групповая динамика — совокупность социально-психологических процессов и явлений в малой группе на разных этапах ее развития, начиная от возникновения и заканчивая распадом. Сюда относятся процессы нормообразования, группового давления, лидерство и распределение статусов, формирование социально-психологической структуры группы, сплочение, конфликты и др. Поскольку вся группа активно вовлечена в процесс тренинга, поскольку тренинг допускает наличие ретиальной коммуникации, поскольку группе нередко приходится осуществлять совместную деятельность в масштабе мини-групп или всей группы в целом, групповая динамика неминуемо начинает проявляться и сказываться на всем ходе тренинга. Ее нельзя отменить или изъять, вырезать из происходящего. Умелый тренер планирует тренинг с учетом групповой динамики таким образом, чтобы она не только не служила помехой, но и увеличивала его эффективность. Неумелый тренер с групповой динамикой нередко борется и в этой борьбе обречен на поражение.

Группы социально-психологического тренинга отличаются неоднородностью решаемых задач, несмотря на то что все они направлены на развитие коммуникативной компетентности участников. Тем не менее принципы построения тренинга достаточно универсальны и хорошо поддаются описанию.

Ниже перечислены базовые (основные) принципы построения социально-психологического тренинга.

Базовые (основные) принципы построения социально-психологического тренинга

1. Принцип активности. Социально-психологический тренинг подразумевает активное вовлечение участников в процесс. Формы работы на тренинге таковы, что, если участники пассивны, нарушается сама ткань тренинга, он распадается. Этим он принципиально отличается от лекции и семинара. Если, например, в ролевой игре участник ведет себя пассивно, разрушается процесс игры. Разбор ролевой игры не может состояться без активности наблюдателей. То же самое правило касается практически каждой формы работы группы на тренинге.

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

2. Принцип обратной связи. Обучение и развитие в рамках социально-психологического тренинга неотделимо от обратной связи. Экспериментирование с применением новых умений в области общения, выполнение упражнений, решение кейсов — практически все формы активности группы, направленные на освоение ею нового опыта, обеспечиваются обратной связью. При этом в качестве источника обратной связи выступает тренер, а также члены тренинговой группы. Возможно также использование видеообратной связи. Обратная связь дает возможность увидеть себя «со стороны», глазами других людей, внести коррективы в свое поведение, дает мощный импульс, подталкивающий к изменениям.

3. Принцип полилога. Одним из базовых принципов социально-психологического тренинга является принцип субъект-субъектного, полилогического, партнерского общения. Данный принцип предусматривает открытость и ясность, «прозрачность», конгруэнтность коммуникации в группе, ориентированность на восприятие всех присутствующих как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией, на диалог.

Принцип полилога предполагает также отказ тренера от принуждения членов группы к участию в тренинге и конкретных формах работы, ориентацию тренинга на потребности группы, отказ тренера от манипулятивных моделей общения.

К сожалению, на практике принцип полилога реализуется далеко не всегда. Нередко он остается лишь формально прописанным в книге правилом. Более того, автору этих строк приходилось общаться с тренерами, уверенными в том, что полилог в тренинге является фикцией — просто потому, что из ткани тренинга совершенно невозможно изъять манипуляции группой со стороны тренера. Ведь даже программа тренинга часто создается с тем расчетом, чтобы конкретные формы работы провоцировали в группе определенные состояния, которые затем будут использоваться тренером.

4. Принцип психологической безопасности участников. Обучение и извлечение опыта, как показывают психологические исследования, наиболее эффективны при наличии у субъекта некоего оптимума мотивации. Мотивация участников на тренинге, ее выраженность определяются самыми разными обстоятельствами, одно из которых — степень психологической безопасности члена группы.

Исключительно важно создать на тренинге обстановку, в которой участники чувствовали бы себя достаточно комфортно и безопасно для того, чтобы экспериментировать с новыми формами поведения. В противном случае душевные силы обучающихся будут уходить на обеспечение защит.

Психологическая безопасность задается в первую очередь стилем поведения тренера, его отношением к ошибкам, а также правилами, регулирующими происходящее в учебной группе. Вносит свой вклад в ее обеспечение и оптимальный уровень сложности выполняемых группой заданий, подобранных в точном соответствии с ее зоной ближайшего развития.

Присутствие на тренинге лиц из числа руководства (на корпоративных тренингах), осуществление в процессе обучения оценки присутствующих, о которой знает или догадывается группа, резко снижают психологическую безопасность тренинга и ставят под сомнение его эффективность.

Степень психологической безопасности, оптимальная для успешного обучения, для разных людей разная. Как говорится, «некоторые любят погорячее». Тем не менее при планировании и проведении тренинга ведущему важно заботиться о создании необходимого базового уровня комфорта и безопасности для себя и группы.

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг

5. Принцип экспериментирования. Тренинг дает участникам возможность экспериментировать с новыми моделями поведения и взаимодействия с миром, причем экспериментировать в безопасной среде, безнаказанно совершать ошибки и извлекать из них опыт с минимальными потерями. Тренеру важно создавать в процессе занятий активную, творческую среду в группе и побуждать участников к экспериментированию. Здесь очень многое зависит от ведущего, так как именно он гласно и негласно задает и регулирует нормы в группе. Готовность участников к эксперименту определяется многими факторами, один из немаловажных — степень психологической безопасности.

6. Принцип «от простого к сложному». Данный принцип описывает освоение группой сложных коммуникативных умений. Ведь подавляющее большинство коммуникативных умений, попадающих в фокус внимания на тренинге, — умения сложные, обеспечивающиеся более простыми, «элементарными». Сложные коммуникативные умения не могут быть освоены в один присест, за один прием. Их развитие осуществляется за счет развития сначала простых умений, а затем их соединения, композиции в сложное. В тренинге процедуры, направленные на развитие сложного умения, предваряются освоением простых, «элементарных», входящих в его состав.

7. Принцип модульного построения тренинга. Данный принцип означает, что тренинг состоит из отдельных модулей. При этом под модулем понимается замкнутый (завершенный) в смысловом отношении фрагмент тренинга, посвященный определенной теме. В отличие от модуля, тренинговый блок — часть тренинга между двумя перерывами, например между обедом и вечерним перерывом на кофе. Если, например, в тренинге за день делается три перерыва — один на обед и две кофе-паузы до и после обеда, — то тренинговый день вмещает в себя четыре блока. Причем в этот же самый день группа может пройти только два или даже один модуль. Таким образом, понятие модуля относится к содержательной стороне тренинга, блока — к организационной.

Какие именно модули будут входить в тренинг, почему это будут именно эти, а не другие модули — на эти вопросы тренер отвечает при создании программы тренинга, с опорой на информацию, полученную в ходе предтренинговой диагностики, на информацию о потребностях группы и зоне се ближайшего развития. Темы модулей, их содержательное наполнение напрямую соответствуют целям и задачам тренинга, сформулированным на начальных этапах создания его программы.

Цикл Колба

Как я упомянула выше, модуль характеризуется определенной замкнутостью, завершенностью в смысловом отношении. Логика подачи материала (определенной темы) в рамках тренингового модуля описывается закономерностью, известной в тренинговой литературе как цикл Колба (назван по фамилии автора, предложившего и описавшего эту закономерность).
Итак, в соответствии с циклом Колба, логика подачи материала в рамках тренингового модуля выглядит так:

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг
Рис. 1. Классический цикл обучения по О. Колбу

Представленный здесь рисунок, иллюстрирующий классический цикл Колба, можно снабдить следующими пояснениями:

Цикл Колба широко используется в настоящее время специалистами в области активного социально-психологического обучения. Ссылки на него можно увидеть в самых разных источниках. Некоторые авторы используют цикл Колба в модифицированном виде. В частности, Вячеслав Летуновский активно применяет модификацию цикла Колба, имеющую следующий вид: Актуализация опыта — Теория — Отработка умения — Обсуждение.

Эта модификация позволяет легко построить структуру тренингового модуля и подобрать нужные формы активности группы, а также задать логику их чередования.

Лично я в своей работе использую модификацию цикла Колба, которая кажется мне универсально подходящей для создания социально-психологических тренингов любого типа (не только тренингов, направленных на развитие и отработку умений). Вот она.

что такое социально психологический тренинг. Смотреть фото что такое социально психологический тренинг. Смотреть картинку что такое социально психологический тренинг. Картинка про что такое социально психологический тренинг. Фото что такое социально психологический тренинг
Рис. 2. Модифицированный цикл О. Колба

Пояснения к рисунку.

1. Актуализация/создание опыта, его осмысление.

Для того чтобы группа могла учиться, ей нужен определенный исходный материал, являющийся предметом рассмотрения и активно включающий ее в работу. В ходе социально-психологическою тренинга форма получения группой нового материала может быть разной. Иногда этот материал создается самой группой в процессе тренинга, за счет ее собственной активности, и тогда ей нужен опыт, на основании рассмотрения которого она будет делать обобщения. Это может быть опыт, полученный в ролевой игре, при выполнении упражнения, анализе кейса, в ходе включения в реальную деятельность и т. д.

В некоторых случаях новый материал не создается на тренинге группой, а преподносится тренером. Однако и в этом случае начинать тренинговый модуль с подачи нового материала, с мини-лекции — ход невыигрышный. Группа не включена в работу, и новый материал с высокой степенью вероятности будет отторгаться. Для того чтобы разогреть группу, включить ее в работу, настроить на восприятие нового материала, используются процедуры, актуализирующие уже имеющийся к настоящему моменту жизненный и профессиональный опыт группы, — дискуссионные методы, упражнения, ролевые игры, тесты и т. п.

В любом случае, созданный или актуализированный группой опыт нуждается в осознании, осмыслении и отреагировании, для чего используются специальные процедуры разбора, обмена обратной связью, шеринг. Существует общее правило: проведение в группе любых процедур, создающих новый опыт (упражнений, ролевых игр, деловых игр и др.), при недостаточном осмыслении этого опыта чреваты быстрым ростом психологического напряжения в группе (не говоря уже о том, что страдает учебный эффект в целом).

2. Обобщение опыта, получение теории.

В рамках социально-психологического тренинга, как уже упоминалось, возможны самые разные способы получения группой теории. Создание некоей теоретической, а точнее сказать, обобщающей опыт модели возможно за счет самостоятельных усилий группы. Теория может быть передана группе тренером в готовом виде. Обобщающая модель может быть построена также совместными усилиями тренера и группы.

Ни один из этих вариантов не имеет абсолютного преимущества перед другими, все зависит от особенностей тренинга. Замечательно, когда группа сама в состоянии обобщить имеющийся у нее опыт и создать теоретическую модель — можно гарантировать, что эта модель прочно осядет в головах участников и будет, скорее всего, использоваться, так как они сами ее создавали, за счет своих личных усилий. Вместе с тем это не всегда возможно — в бизнес-тренингах, ориентированных на обучение новичков, например, обучение часто осуществляется с ориентацией на некую идеальную модель профессиональной деятельности, эта модель нормативно задана, а не создается участниками. Здесь коллективное творчество нередко просто нецелесообразно.

Если теория передается группе тренером в готовом виде, то это осуществляется, как правило, посредством мини-лекции, реже — других способов передачи готового материала (ознакомление с видео- и аудиоматериалами, наглядными пособиями и др.). Если обобщающая опыт модель создается группой, то при этом обычно используются методы дискуссионного типа.

3. Экспериментирование.

Если бы тренинг был не тренингом, а лекцией, может быть, этап экспериментирования был бы и не нужен. Однако если задача состоит в том, чтобы не просто передать участникам некую полезную для них информацию, а достичь определенных изменений в способе их взаимодействия с миром, в их поведении, необходим этап, на котором участники могли бы экспериментировать с приложением нового знания к решению практических задач.

Этап экспериментирования может иметь свою специфику в тренингах различного типа. Так, в тренингах, посвященных развитию коммуникативных умений, экспериментирование предстает как практическое овладение конкретным умением (умениями), их «отработка»; при этом в качестве основных процедур, обеспечивающих экспериментирование, выступают упражнение и ролевая игра. Тренинги, имеющие иные цели, могут предусматривать иные способы экспериментирования и иные процедуры, его обеспечивающие.

4. Обсуждение.

Обязательный этап, следующий за экспериментированием.
Тренинговый модуль включает в себя чаще всего только один четырехшаговый цикл Колба. В силу временных ограничений тренинг, тренинговое обучение не может продолжаться как угодно долго. Поэтому в рамках тренингового модуля цикл Колба превращается скорее в последовательность этапов, завершающий из которых — обсуждение.

Во время экспериментирования группа получает ценнейший практический опыт. Исключительно важно, чтобы этот опыт был качественно ассимилирован, «усвоен и переварен» группой, в противном случае он не будет интегрирован во весь предшествующий опыт, не будет использоваться на практике. Поэтому осуществление группой практической работы, направленной на экспериментирование с новым знанием, с новыми умениями, обязательно должно сменяться качественным разбором увиденного, услышанного и пережитого. Разбор осуществляется на уровне осознания (все аспекты опыта должны быть осознаны), эмоционального отреагирования, когнитивной и смысловой переработки. Очень часто, независимо от типа и характера тренинга, для реализации этой процедуры разбора требуется непосредственное участие тренера.

Формы работы группы на тренинге, столь хорошо и подробно описанные в специальной литературе — ролевая и деловая игра, упражнение, групповая дискуссия, мини-лекция и т. д., — легко могут быть распределены с точки зрения нахождения им «места» в цикле Колба. Так, ролевая игра может быть использована на этапе актуализации/создания опыта или на этапе экспериментирования, мини-лекция — на этапе обобщения опыта и получения теории и т. д. Цикл Колба позволяет достаточно легко спланировать логику построения тренингового модуля, а также подобрать соответствующие формы работы группы. Составление подробных инструкций и вводных к играм, упражнениям оправдано только после того, как тренер определяется с целями и задачами тренинга, с количеством и тематикой тренинговых модулей. Структура модуля планируется в соответствии с циклом Колба, затем для каждого этапа цикла подбирается форма работы, наиболее приемлемая для данной группы, тренинга и ситуации в целом. И лишь после этого можно переходить к составлению конкретных инструкций. Вам может показаться, читатель, что я заостряю ваше внимание на банальностях. Однако, поверьте, очень часто начинающий тренер простраивает свою программу тренинга в обратном порядке — начиная с написания инструкций игрокам.

Существует еще одно правило, исключительно важное, с моей точки зрения. Оно помогает тренеру простроить содержание тренингового модуля. Это правило я сформулировала сама и назвала его правилом рыбьего скелета.

Приходилось ли вам, читатель, когда-нибудь видеть, как вялится просоленная рыба? Она нанизывается на бечевку и развешивается где-нибудь в тени. Когда она подсыхает, становится хорошо заметно, что все без исключения косточки, все ткани крепятся в конечном счете к позвоночнику. Позвоночник — один, это как будто основная ось, к которой прикрепляются кости и мягкие ткани. Нечто похожее происходит и в тренинге. Содержание всех форм активности группы в рамках тренингового модуля должно четко соответствовать его цели. Именно так и формулируется правило рыбьего скелета.

Тренер, приступая к созданию тренингового модуля, формулирует и записывает для себя его цель. После этого он декомпозирует цель, разбивая ее на подцели, и для достижения каждой из подцелей планирует формы активности группы в течение прохождения модуля, каждый раз задавая себе вопрос: «Как именно данная форма активности будет работать па достижение цели модуля? Для чего я ее использую?» Цель, поставленная перед группой, например, в ролевой игре, должна четко соответствовать цели модуля в целом. Задача, предложенная группе в рамках тренингового кейса, должна соответствовать цели, поставленной в рамках модуля. То же самое касается любой(. ) формы работы с группой, которую планирует тренер.

Приведу пример. Тренинг продаж для сотрудников салона электроники, отдел бытовой электроники. Тема тренингового модуля — работа с возражениями. Цель модуля — научить сотрудников салона эффективно реагировать на возражения клиентов. Этап актуализации опыта. В качестве средства актуализации опыта группы тренер предлагает ей немного подумать и ответить на простой вопрос: какие именно покупатели чаще всего выдвигают возражения при покупке бытовой техники? (Эта форма работы называется фасилитацией, кратко ее процедура описана в четвертой главе этой книги.) Группа добросовестно задумывается, затем начинает отвечать. «Люди пожилого возраста, старушки», «наглые самоуверенные люди, которые считают, что они все знают лучше, чем продавец», «покупатели, которые сами не знают, чего они хотят» и т. д. Какова ценность этой фасилитации? Нулевая — потому что она по теме не соответствует цели тренингового модуля, не работает на ее достижение. Для того чтобы научиться преодолевать возражения покупателя, не надо знать типажей, которые наиболее часто возражают, потому что потенциально возражения могут быть при совершении любой покупки и любым покупателем. Логичнее было бы спросить, что именно вызывает у покупателей дискомфорт, чему именно они возражают — их не устраивает цена, оформление или дизайн, вызывает сомнение материал, из которого выполнено изделие, или производитель. Это соответствовало бы теме и цели тренингового модуля гораздо больше. В приведенном примере тренер при построении тренингового модуля нарушил правило рыбьего скелета, в результате около 15 минут времени и усилия группы ушли «в песок».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *