что такое социально педагогические услуги
Что такое социально педагогические услуги
Статья 20. Виды социальных услуг
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
Виды социальных услуг. Социально-педагогические услуги
Сегодня в рубрике «Копилка социального работника» продолжаем разговор о видах социальных услуг, расскажем о социально –педагогических услугах оказываемых КГБУ СО Центр семьи «Березовский»
Социально-педагогические услуги:
направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга, спорта, здорового образа жизни), организацию их досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия), оказание помощи семье в воспитании детей.
Социально-педагогические | обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными, имеющими ограничения жизнедеятельности получателями социальных услуг, в том числе детьми-инвалидами | полустационар, стационар |
Социально-педагогические | организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и самоконтроля, направленным на развитие личности | полустационар, стационар |
Социально-педагогические | социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование | полустационар, стационар |
Социально-педагогические | формирование позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, спорта, здорового образа жизни | полустационар, стационар |
Социально-педагогические | организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия) | полустационар, стационар |
Социально-педагогические | социально-педагогическое консультирование по различным вопросам отношений родителей с детьми, методике семейного воспитания | полустационар, стационар |
Ольга Сергеевна Обухова, специалист по социальной работе
отделения социального патронажа семьи и детей
Что такое социально педагогические услуги
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Социальные услуги детям
Social services of the population. Social services to children
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1182-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы:
— федеральных законов Российской Федерации:
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг детям следующих групп, находящимся в трудной жизненной ситуации:
— детям-сиротам, безнадзорным, беспризорным;
— детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления или опеки;
— детям, подвергшимся физическому или психическому насилию;
— детям с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— детям с отклонениями в поведении;
— детям, проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
— самостоятельно проживающим выпускникам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов;
— детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;
— детям, проживающим в северных регионах;
— детям, подвергшимся воздействию радиации в результате радиационных аварий;
— детям, оказавшимся в экстремальных условиях:
— детям, проживающим в неполных, многодетных и малоимущих семьях или в семьях, находящихся в социально опасном положении;
— детям, заблудившимся или подкинутым;
— детям, отказывающимся жить в семье или в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учреждения социального обслуживания детей в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг детям должны выполнять требования настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52498 Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495.
4 Общие положения
Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями законов Российской Федерации (см. пункт 4 предисловия), ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495 и ГОСТ Р 52498.
4.1 Настоящий стандарт устанавливает следующие виды социальных услуг, предоставляемых детям:
— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности детей в быту в условиях нахождения в учреждениях социального обслуживания и на подготовку детей к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений;
— социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение в должном порядке здоровья детей;
— социально-психологические, предусматривающие коррекцию психического состояния детей для их социальной адаптации в обществе;
— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении детей, аномалий их личного развития, формирование у них позитивных интересов;
— социально-экономические, направленные на поддержание и/или улучшение жизненного уровня детей;
— социально-правовые, направленные на оказание детям юридической (правовой) помощи, защиту их законных прав и интересов.
4.2 Первостепенное внимание в стандарте уделено социальным услугам, направленным на обеспечение социальной безопасности детей, заключающейся в осуществлении необходимых превентивных мер по их защите от нежелательных жизненных факторов, определяемых как трудная жизненная ситуация, характеризуемая возможными бедностью, бездомностью, безработицей, опасностью вовлечения в криминальные структуры и другими подобными факторами. Предоставление этих услуг обеспечивает социальную безопасность детей по всем аспектам (социально-бытовому, социально-педагогическому, социально-психологическому, социально-реабилитационному, социально-юридическому) во время пребывания детей в учреждениях социального обслуживания, а также направлено на предварительную подготовку детей к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений с целью обеспечения их бытовой, экономической и юридической независимости, создания для них условий жизнедеятельности, необходимых для их дальнейшего самоутверждения в обществе в условиях новой жизни.
4.3 В настоящем стандарте установлен следующий порядок изложения социальных услуг: услуги, направленные, в первую очередь, на обеспечение социальной безопасности детей, изложены в начале каждого подраздела, определяющего соответствующий вид услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), затем следует изложение прочих социальных услуг, предоставляемых детям.
Исключением является изложение порядка предоставления социально-правовых услуг (см. 5.6), где все услуги самым непосредственным образом направлены на обеспечение социальной безопасности детей
5 Состав, объемы и формы социальных услуг
5.1 Социально-бытовые услуги
Социально-бытовые услуги детям предоставляют в следующих объемах и формах:
5.1.1 Услуги, направленные на обеспечение социальной безопасности детей:
— выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
— обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением им полного государственного обеспечения в том числе, бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
— разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей, обеспечивающих:
— выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их беспризорности и безнадзорности;
— восстановление утраченных контактов и связей внутри семьи;
— содействие детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации, получении специальности и в решении (при содействии органов опеки и попечительства) вопросов жизненного устройства детей;
— подготовку к самостоятельной семейной жизни;
— решение вопросов возвращения в семью или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, самовольно ушедших из них;
— социальный патронаж детей;
— оказание помощи в организации (с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) размещения детей прибывших без родителей из зон военных и межрегиональных конфликтов, в семьях, способных их принять (приемных семьях);
— участие в организации поиска родителей, родных и близких детей, прибывших без родителей.
5.1.2 Прочие социально-бытовые услуги:
— содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
— формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
— обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности;
— предоставление транспорта для перевозки детей в лечебные учреждения, на обучение и для участия в культурных мероприятиях;
— содействие в осуществлении по отношению к детям семей беженцев и вынужденных переселенцев мер социальной поддержки в социально-бытовом обеспечении, предусмотренных законодательством Российской Федерации; организация приема, размещения, отдыха и питания этих детей;
— социально-бытовые услуги детям, проживающим в северных регионах (предоставление усиленного питания, обеспечение специальной одеждой для защиты от гнуса и клещей, теплой одеждой и обувью, организация летнего отдыха детей с выездом в районы с благоприятными климатическими условиями);
Социально-педагогические услуги
Наименование социально-педагогической услуги
Объем предоставления услуги
Периодичность предоставления услуги
включая диагностику и консультирование
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности: использование методик и тестов, позволяющих дать на основе всестороннего изучения личности объективную оценку ее состояния для оказания эффективной помощи при попадании в кризисную или конфликтную ситуацию, а также для установления степени социальной дезадаптации граждан.
Социально-педагогическое консультирование: оказание своевременной
помощи в правильном понимании и решении социально-педагогических проблем (межличностные отношения и т.д.).
Педагогическая коррекция: оказание квалифицированной
педагогической помощи в форме бесед, разъяснений,
рекомендаций в исправлении конфликтных ситуаций.
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие
занятия по развитию речевой и интеллектуальной деятельности
По обращению получателя соц.услуг
По обращению получателя соц.услуг
Согласно графика занятий
Формирование позитивных интересов
(в том числе в сфере досуга)
Приобщение к различным сферам деятельности,
в том числе творческой (декоративно-прикладное искусство,
народной и музыкальное творчество и т.д.),
обеспечение информацией о различных
сферах деятельности (трудовой, профессиональной и др.)
Организация досуга (праздники,
экскурсии и другие культурные мероприятия
Привлечение к участию в досуговых и культурно-массовых мероприятиях,
в том числе кружковой работе, организация поздравлений с днем рождения,
участии в творческих выставках и др.
В соответствии с ежемесячным
утверждаемым планом мероприятий
Основной акцент в педагогической реабилитации детей школьного возраста ставится на учебную деятельность.
Для каждого ребенка проживающего в учреждении созданы условия для удовлетворения образовательных потребностей,
получения среднего образования на качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями.
Воспитанники получают образование в МКОУ «Зябинская СОШ».
Для осуществления социально-педагогической коррекции, целью которой является возвращение воспитанников в школьный социум в качестве равного ученика, подбираются формы и методы работы для привития детям положительного отношения к школе.
Воспитанникам оказывается помощь в ликвидации пробелов в знаниях, в овладении текущим учебным материалом, в выполнении домашних заданий.
Большое внимание уделяется первоклассникам, в течение учебного года с ними ежедневно проводятся дополнительные занятия и учащимися 9 класса, с которыми проводятся дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ.
За успеваемостью и посещением школы ведется строгий контроль.
Социальные педагоги тесно взаимодействуют с классными руководителями, учителями, обмениваясь информацией в отношении успеваемости, поведения детей, посещения ими учебных занятий, это позволяет своевременно определить проблему в обучении ребенка, изменить положение к лучшему.
Еженедельно на планерном собрании социальные педагоги отчитываются об успеваемости воспитанников и о мерах направленных на ее повышение.
В конце каждой четверти на общем собрании воспитанников подводятся итоги успеваемости:
проводится награждение детей обучающихся на хорошо и отлично, обязательно отмечается каждый успех ребенка в учебе.
Коррекционно-профилактическая работа направлена на формирование у воспитанников положительных качеств личности, навыков конструктивного общения, адаптивного поведения, развитие личностных ресурсов, а также профилактику различных форм асоциального, деструктивного поведения.
Коррекционная работа в учреждении ведется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации воспитанников, разработанными на социально-медико-психолого-педагогическом конссилиуме (СМППК).
Проводимая работа отражается в карте социальной реабилитации воспитанников в разделе социально-педагогические услуги.
Для эффективного использования и совершенствования культуры проведения свободного времени воспитанниками, в учреждении работают 7 кружков:
«Подготовка к ОГЭ», «Капельки», «Логоболтушка», «Акварелька», «Хозяюшка», «Спортивная секция».
Воспитанники также посещают факультативы, студии и спецкурсы в МКОУ «Зябинская СОШ».
При выборе кружка учитываются как интересы воспитанников, так и рекомендации СМППК.
На кружковых занятиях создаются благоприятные условия для развития таланта и способностей, социального опыта,
для изменения позиции в коллективе и в целом для развития творческой личности.
На занятиях воспитанники овладевают целым рядом знаний, умений и навыков, учатся преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Правильно подобранный вид занятий позволяет создать в деятельности детей ситуацию успеха, дает возможность реализовать потребность в самоутверждении.
У детей появляется стремление к положительному результату, развивается интерес к творчеству.
Творческая деятельность воспитанников находит свое отражение в региональных конкурсах «Мы тоже многое умеем», «Байкальской звезде».
В плане социокультурного развития воспитанников в учреждении действуют три программы:
-«Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни» носят практический характер и направлены на развитие у воспитанников необходимых жизненноважных навыков практического и материального порядка.
Работа по программе способствует: выработке навыков бесконфликтного взаимодействия и общения с социумом;
развитию навыков работы с информацией и принятия и исполнения решений; формированию умения противостоять асоциальным явлениям;
воспитанию умения управлять своими эмоциями, навыков коллективизма, сотрудничества и сотворчества.
-«Здоровье» с целью повышения уровня мотивации воспитанников к ведению здорового образа жизни, выработке способности противостоять вредным привычкам, расширять знания детей о правилах здорового образа жизни, об основах безопасности жизнедеятельности, формирования у воспитанников потребности проявлять заботу о своем здоровье,
навыков принятия социально правильных решений.
Активное участие в проводимых открытых мероприятиях вновь поступивших детей и детей «группы риска», способствует благоприятной адаптации воспитанников в условиях социального учреждения и их социализации.
Действующая в учреждении программа «Профилактика зависимостей, антиобщественного поведения и самовольных уходов» помогает формированию у детей положительного отношения к жизни в центре, и способствует профилактике правонарушений и антиобщественного поведения.
Социально – педагогические услуги
Социально-педагогические услуги – направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга. Включают в себя следующие направления работы:
– Социально-педагогическое консультирование клиента;
– Социально-педагогическая диагностика и обследование личности;
– Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией;
– Организации обучения детей и подростков по программам обучения глубоко умственно отсталых детей.
Воспитательная работа в Учреждении осуществляется по планам в соответствии с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению умственно отсталых детей по базисным программам обучения, разработанным НИИ дефектологии АПН СССР и утвержденным Министерством социального обеспечения РСФСР в 1983 г. (программа обучения детей школьного возраста), в 1993 г. (обучение детей дошкольного возраста) и предусматривает обучение воспитанников элементарной грамоте, счету, рисованию, пению, физкультуре, хозяйственно-бытовому труду, навыкам самообслуживания и социально-бытовой ориентировки, участие детей в мероприятиях трудовой терапии (уборка и благоустройство закрепленной за группой территории), участие воспитанников в организации и проведении культурно-массовых, спортивных мероприятий.
Воспитательные мероприятия носят комплексный характер и включают как организацию адаптации воспитанников в условиях детского коллектива, так и организацию реабилитационных мероприятий направленных на обучение воспитанников по соответствующей программе, организацию и проведение мероприятий социокультурной реабилитации, организацию досуга, индивидуальную работу. В рамках воспитательной работы проводятся и культурно-досуговые, развлекательные мероприятия. Воспитательную работу эффективно дополняют мероприятия по физическому воспитанию, трудовому обучению (занятия проводятся в швейной мастерской, столярной мастерской, кабинете ручного труда).
Следует добавить, что для обеспечения системного подхода к предоставлению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении специальных образовательных программ, в учреждении реализуется комплексная программа реабилитации и социальной адаптации воспитанников.
Наряду с традиционными методами коррекционной работы в учреждении с 2009 года используются инновационные информационные технологии. В рамках Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развитии РФ и МСЗН МО учреждение в 2009-2010гг. было включено в проекте дистанционной поддержки образования детей-инвалидов, проводимого Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Центром информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы
Помимо этого, в рамках работы по обеспечению доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае – детей, неспособных к самостоятельному передвижению (инвалидов-колясочников), с 2010 года компьютерного класс оборудован и действует на первом этаже. Нужно отметить, что при этом воспитанники учреждения имеют возможность пользоваться услугами сети “Интернет”.