что такое социально бытовые навыки у ребенка
Формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС в условиях семьи
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача и для родителей, и для школы. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с РАС.
Для повышения качества жизни ребенка с РАС первостепенное значение приобретают жизненные навыки.
К жизненным навыкам относятся:
• -навыки личной безопасности
Формирование социально-бытовых навыков у ребёнка с РАС очень важно, иногда более важно, чем учить ребёнка писать и считать, и зачастую становится основной целью обучения, особенно у детей с низким уровнем функционирования, но даже дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться,ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться. Потому перед педагогом и родителями стоит нелёгкая задача длительного каждодневного труда научить ребёнка зачастую элементарным навыкам самообслуживания.
Самообслуживание включает в себя: навык приема пищи, одевания и раздевания, туалетные навыки, гигиенические навыки (чистить зубы, умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, навыки заботы о здоровье (сообщает о том, что плохо себя чувствует, адекватно реагирует на медицинские процедуры).
Бытовые навыки: домашние дела (пролив цветов, выносить мусор, вытирать пыль и т. д., мыть посуду, накрывать на стол, ждать своей очереди, звонить по телефону идентифицировать грязную посуду, грязное белье, адекватным образом обращаться с продуктами, готовить простую еду, определять различные отделы в магазине
Сложность состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.
Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.
Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.
Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.
Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.
Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков с детьми с умственной отсталостью через практическую деятельность
Сила мотивов связана с эмоциями, возникшими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношением к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению, как к важной в его жизни личностно значимой для него (следовательно, необходимой для исполнения). Лишь когда у ребенка сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении и в его соответствующих действиях.
Четко представляя модель выпускника ДДИ,цель занятий: научить детей самостоятельной практической жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формировать у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Исходя из поставленной цели,определили задачи:
• Формирование уверенности в себе, способности познавать;
• Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;
• Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде и адекватное познание;
• Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирования включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
• Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю с учетом возможности ребенка, одни справляются сами с другими индивидуально.
Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия (например: «Путешествие в страну Грязнулию», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в «Заколдованный замок»; занятия-практикумы.
Занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда: это
(уход за одеждой, обувью, помещением, приготовление простейших блюд); даю занимательные названия занятиям (например: «Шустрая иголочка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки прачки».
На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке,использую следующие методы и приемы обучения: демонстрация,наблюдение,обьяснение,экскурсия,беседа,моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения,, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях,чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов. Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.
На занятиях используются различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные планы (карты).
Успешность социальной адаптации у детей с умственной отсталостью определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций. Например была такая ситуация, при проведении занятия «К нам пришли гости», при сервировке стола поставили вазу с конфетами, разрешила девочкам угоститься и девочки взяли столько, сколько уместилось у них в ладошке. Откуда им знать сколько надо и почему другим не хватило, объясняю, чтобы хватило всем надо брать по одной, предложить гостям.
Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме.Очень любим занятии с куклами: делаем хвостики, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, наливаем из чайничка в кружечки чай, кормим, убираем, моем посуду ; одеваем на прогулку, и не просто одеть куклу на прогулку, а сортировать одежду по сезону т. е. выбрать из предложенных вещей (платье, шапка, шарф, кофта) ту, которая подходит по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.
Список используемой литературы
1. В. В. Воронкова, С. А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (пособие для учителя).
2. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.
3. Девяткова Т. А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.
«Технология модульного планирования внеучебной нагрузки на неделю». Успех внеучебной деятельности, в ходе которой обеспечиваются формирование практических умений, социальная адаптация, становление коммуникативных.
Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.
Развитие и формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Алгоритмы формирования навыков опрятной еды
Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.
Рекомендации родителям
по развитию и формированию социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания
Главной целью обучения детей с ТМНР является их социальная адаптация и интеграция в обществе. Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя. Дети с ТМНР наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество. Задача педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребенка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения. Детей с ТМНР необходимо учить самым простейшим, но таким необходимым социально-бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и др. Самообслуживание включает в себя следующее:
Формирование навыка самообслуживания и культурно-гигиенических навыков осуществляется в процессе упражнений по отработке действий, постепенно повышающих уровень самостоятельности детей при их выполнении. Вначале действия выполняются совместно с взрослым, затем по подражанию действиям педагога, с комментариями каждого действия. Каждый этап показа сменяется практическими действиями. В дальнейшем упражнения детей осуществляются по словесной инструкции педагога, чередующейся с вопросами к детям.
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития:
Вариант программы по формированию навыка питья из чашки:
Обучение проводится в два этапа.
Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.
Второй этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т.е. в обратном порядке.
При организации процесса обучения бытовым навыкам необходимы правильная организация пространства, рабочего места, наборы бытовых и специальных предметов:
Комбинированное занятие «Социально-бытовые навыки: ориентиры 21 века»
Цель занятия: приобретение воспитанниками теоретических знаний о видах декоративно-прикладного творчества и постижение практических приемов работы с материалом.
• знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ;
• развитие зрительной памяти и воображения;
• накопление практических навыков и развитие творческого отношения к работе;
• закрепление навыков художественного оформления работ.
• воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного творчества.
• формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.
Оборудование для воспитателя :
презентация, материалы для мастер-класса
Оборудование для воспитанников: шишки, краски, тесьма, кисти.
Ход занятия:
1. Теоретический материал.
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечают занятия декоративно-прикладным творчеством.
Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей.Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.
Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для вас, подростков, это важно в период самоопределения, становления личности.
Кроме того, овладев дополнительными способностями, вы получаете опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Это может способствовать участию в фестивалях, конкурсах, выставках не только своего города, но и регионов России.
— Почему важен ручной труд?
В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд. Кроме того, занятие прикладным видом творчества может повлиять на ваше самоопределение в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.
Выпускники часто сталкиваются с недостатком денежных средств, а какое-либо умение, приобретенное в стенах интерната, может стать неплохим подспорьем, если не в денежном эквиваленте, то в обустройстве быта, создании каких-либо деталей гардероба.
Различных техник рукоделия на сегодняшний день великое множество.
Рукоделие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов.
Для нас рукоделие, или точнее сказать декоративно-прикладное искусство, прочно ассоциируется с вязанием, вышиванием, шитьем мягких игрушек. Это знакомо, это привычно. Но все меняется, меняется и мода на различные виды рукоделия.
В наши дни декоративно-прикладное творчество переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности для реализации своих творческих способностей. Одним словом, старинная техника и современное ее воплощение.
Сейчас все больше и больше появляется необычных видов рукоделия, которые получают популярность среди мастериц.
О некоторых из них вы сейчас узнаете.
Вяза ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды или предметов интерьера) из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов, вручную (вязальные крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Вышива ние (вы шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как,например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр.Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Декупа ж (фр. d coupage — «резка») — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
Бисероплетение — создание при помощи бисера и металлической проволоки художественных двумерных и трёхмерных композиций
Цветы из гофрированной бумаги
Сутажные украшения – это изделия, в основе которых лежит сутажный шнур, инкрустированный различного рода материалами, такими как бисер, стразы, камни, бусины
Топиарий это — миниатюрное декоративное деревце, которое изобрели в Европе. Изначально они были видом садового искусства — фигурной стрижки деревьев и кустарников. А в наше время это искусство вернулось в новом варианте — в виде небольших декоративных деревьев, которые используются для декора интерьера.
-Маша расскажет о технике выполнения топиария.
Каркасные детские куклы из капроновых колготок– это вершина чулочного мастерства. Эти игрушки приятно держать в руках, они достаточно пластичные и похожи на настоящих кукол.
Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо», также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Фриволите (от фр. Frivole — пустой, легкомысленный) — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом. Кружево фриволите применяется для отделки различных предметов одежды, для создания салфеток, украшения скатертей, покрывал и т. д.Также в технике фриволите можно изготовить различную бижутерию: серьги, браслеты, колье, броши, перчатки.
Рождественские и новогодние украшения из шишек.
-Диана расскажет о технике выполнения новогодней елочки.
2. Практическая часть (мастер-класс)
Воспитатель: Приближаются новогодние праздники.
Представьте, что вы выпустились из школы- интерната, стипендии катастрофически не хватает, а нужно сделать много подарков, украсить новогоднюю елку. Давайте решим эту проблему при помощи обычных сосновых шишек, благо, покупать их не надо. Как сделать из шишки елочное украшение вы научитесь на моем мастер-классе.
— Катя, расскажи, как подготовить шишку для работы с ней.
Украшение елки готовыми игрушками.
— Какой техникой рукоделия вам хотелось бы овладеть в третьей четверти?
— Как вы считаете, чем в будущем вам может помочь занятие рукоделием?
Уборка рабочего места.
«Снежинка» Мастер-класс. Комбинированное оригами Дорогие друзья вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению нарядной снежинки для украшения помещений детского сада к новогодним.
Фотоотчёт «Форум «Ориентиры детства 2.0». Часть 1 Уважаемые педагоги, хочу предложить вам посетить всероссийский форум работников дошкольного образования, который состоялся в Москве 26.
Фотоотчёт. Форум «Ориентиры детства 2.0». Часть 2 Состоявшийся в Москве 26 августа форум помогает педагогам выстроить индивидуальную траекторию развития собственных компетенций, обрести.
Комбинированное занятие с использованием аппликации и пластилинографии в младшей группе «Ах, эти наливные яблочки» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательно развитие» Цель: Способствовать проявлению творчества детей.
Конспект занятия НОД в старшей группе «Бытовые электроприборы» Тема :Бытовые электроприборы. Цель:Закрепить представление о бытовых приборах и о технике безопасности с ними. Продолжать развивать наглядное.
Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.
Занятие по социально-эмоциональному развитию детей во второй младшей группе «Что такое дружба?» Цель: 1. дать понятие, что такое дружба; учить детей общаться друг с другом; учить передавать чувства через ласковые, добрые слова; 2. развивать.
Занятие-развлечение для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пусть миром правит лишь любовь» Занятие-развлечение «Пусть миром правит лишь любовь» 14 февраля христиане отмечают праздник День Святого Валентина – день покровителя.
Занятие по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Дружба — это здорово!» Цель: развитие дружеских взаимоотношений в группе сверстников. Задачи: Развивающие: Формировать интерес к сверстнику, как к самоценной личности,.
Из опыта работы «Развитие навыков социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ»
Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.
Современный педагог О. А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».
Каждый из нас знает,что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Школа-интернат для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность наших воспитанников проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в школе, интернате, общественных местах, а также в умении применить социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания.
По наблюдениям и по результатам диагностики «Уровня сформированности социально-бытовых навыков»я сделала вывод что:
1. Социально-бытовые навыки в группе девочек 1-8 классов формируются у Лизы С., Маши Г., Карины К. Дети нуждаются в значительной помощи взрослого, реализация навыка сопровождается пошаговой инструкцией. Этим детям я стараюсь уделять особое внимание, чтобы сформировать у них простейшие навыки самообслуживания: научить их самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, причесываться, заправлять постель, ухаживать за своим телом. Для отработкитого или иного умения провожу короткие занятия: «Чистые ладошки», «Носики-курносики», «Сама оденусь на прогулку».
2. Социально-бытовые навыки частично сформированы у Марины Б., Кати Х., Ангелины К., Аделины Б., Нигины К., Маши С., Наташи А., Оли С. Девочки выполняют действия самостоятельно, но нуждаются в напоминании и подсказке со стороны взрослых при выполнении отдельных операций.
3. Есть дети, у которых социально-бытовые навыки находятся в стадии формирования, реализация навыка происходит при незначительной помощи взрослого. Это у Саши Т., Веры М., Ксюши А., Альбины А., Вики Ш.
Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему воспитательного процесса в нашей группе. На воспитательских занятиях даю детям определенную систему знаний, и начинаются формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе воспитательного процесса.
Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.
При формировании социально-бытовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей,которая организуется мною в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.
Более сохранные ребята дежурят микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Моя задача – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.
Для детей с множественными нарушениями психофизического развития использую наиболее простую форму организации трудовой деятельности – поручения («Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т. д.).
Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта.
Дежурные выполняют различные работы – подметание пола в группе, расстановка книг и игрушек, вытирание пыли с полок мебели, подоконников и т. д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ребенок периодически выполняет хозяйственные обязанности.
Для привлечения интереса детей к трудовой деятельности даю интересные, занимательные названия нашим занятиям («Умелые руки», «Волшебные пузыри», «Долой пятна» и др., а занятиям – практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за одеждой, обувью, помещением, даю такие названия, как «Шустрая иголочка», «В гостях у Мойдодыра» и др.).
Во время показа трудового процесса я сопровождаю показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения.Показ осуществляю несколько раз: первый раз – в обычном рабочем темпе, остальные показы – в замедленном темпе. Например, мы с ребятами учимся завязывать узелок на конце нити при подготовке ее к работе – я во время демонстрации этого приема объясняю о необходимости его выполнения, предложив детям попытку шитья при отсутствии узелка на нити.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания: как правильно пользоваться иголкой, ножницами; как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки; как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу, вешалку.
На практических занятиях учимся правильно стирать мелкие вещи, гладить школьную форму, аккуратно вешать ее на плечики.Систематически провожу в группе такие практические занятия: «Сложи личные вещи», «Я сама мою пол», «Наведем порядок в тумбочке», «Самая красивая постель».
Я активно использую метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется мною при изучении многих тем,например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности,как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком.В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи, третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.
Таким образом, система воспитательной работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.
Опыт работы «Квест-игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных навыков – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных.
Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников» Цель познавательной деятельности – формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру. Речь – ключ к познанию окружающей.
Обобщение опыта «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством интерактивных методов» ]Работая последние годы с детьми младшего дошкольного возраста, отмечается следующая закономерность: все большее количество малышей поступают.
Организация условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Изменение привычного течения жизни и отрыв от матери достаточно травматичны для ребенка, и от нас как от воспитателей во многом зависит,.
Презентация по обобщению педагогического опыта «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Педагогический опыт по теме «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста» Здравствуйте! Уважаемые коллеги я хочу поделиться опытом.
Роль сюжетно-ролевых игр в развитии навыков социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Роль сюжетно- ролевых игр в развитии навыков социально- бытовой ориентировки у дошкольников с нарушением зрения Социальное созревание ребенка,.
Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.
Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Проблема.
Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Составитель: Брагина Л. Н., воспитатель Март, 2019.