что такое социальная осведомленность

Способы развития своего социального интеллекта

что такое социальная осведомленность. Смотреть фото что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку что такое социальная осведомленность. Картинка про что такое социальная осведомленность. Фото что такое социальная осведомленность

Только если вы не выберите жизнь отшельника, вам придется каждый день находиться в обществе других людей — знакомых и не очень. От умения находить общий язык с ними зависит очень многое. Например, вы можете не обладать выдающимися профессиональными способностями, однако умение общаться и находить подход к людям может помочь зарабатывать солидные деньги. Таким образом, тот, чей социальный интеллект высок, достигает большего, когда речь идет о взаимодействии с обществом.

Социальный интеллект — это способность успешно выстраивать взаимоотношения с окружающими и ориентироваться в социальной среде. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, свое собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.

Всемирно известный психолог Дениэл Гоулман утверждает, что социальный интеллект можно повысить при помощи некоторых приемов.

Прото-диалог

Когда мы ведем беседу, наш мозг схватывает микровыражения лиц, голосовые интонации, жесты и феромоны. Люди, обладающие большим социальным интеллектом, более осведомлены о таких вещах, чем другие.

Гоулман определяет два аспекта:

Социальная осведомленность: то, как вы реагируете на окружающих.

Социальный фонд: знать, как вести себя плавно и эффективно.

Социальные триггеры

Давайте начнем с социальной осведомленности. Люди и ситуации запускают определенные эмоции, что влияет на нашу способность вести коммуникацию. Вспомните, когда последний раз вы были довольны и заряжены позитивной энергией от взаимодействия с другим человеком. А теперь вспомните случай, когда после общения с человеком вы были морально истощены и обесточены. Гоулман представляет свою теорию о том, как наш мозг обрабатывает социальные взаимодействия:

Оба пути одинаково нужны. Например, если к вам на день рождения не пришли друзья, то вы можете почувствовать что что-то не так, несмотря на то, что каждый из них обосновал это и извинился. Внутри вас просто растет какое-то смутное чувство обмана. То же происходит при общении с манипулятором.

Верный путь помогает взвешивать все «за и против», имея на руках факты, что очень полезно.

Надежное место

Интроверт вы или экстраверт, каждому нужно место для того, чтобы перезарядить батарейку. Гоулман называет его надежным местом. Оно может быть не только физическим местом, но и ритуалом или деятельностью, которые помогают обработать эмоции и произошедшее.

Возможные надежные места:

Возможные вопросы, которые стоит себе задать в надежном месте:

Положительная инфекция

Когда кто-то улыбается нам, тяжело сдержать ответную улыбку. Это так же верно в отношении остальных лицевых выражений. Когда наш друг расстроен и грустит, мы тоже грустим. Почему? В действии наши зеркальные нейроны — часть реакции нашего «Окольного пути».

Можно сделать два вывода:

Адаптация для принятия

Наш «Окольный путь» автоматически зеркалит людей вокруг нас. Так и работает эмпатия. Мозг копирует людей, находящихся рядом с нами, поэтому мы чувствуем себя так же, как и они. Это помогает нам лучше их понять: что они думают, какие действия предпримут.

Остерегайтесь «Черной триады»

Черная триада — это группа, включающая в себя три личностные черты:

Гоулман обобщает девиз «Черной триады» как:

«Все существуют для того, чтобы обожать меня»

Он призывает избегать таких людей во что бы то ни стало: они высасывают ваш социальный интеллект.

Слепой мозг

Можно ли угадать, что хочет сказать другой человек? Хороши ли вы в угадывании поведения собеседника? Считаете ли вы себя интуитивной личностью?

Если все три ответа положительные, то у вас высокий уровень социального интеллекта. Если на все три вопроса вы ответили «нет», тогда у вас, скорее всего, «слепой мозг».

Слепой мозг — это неспособность человека понять, что на уме у его собеседника. Гоулман советует развивать осознанность: таким образом вы начнете подмечать то, что не замечали обычно.

Источник

Определение социальной осведомленности

что такое социальная осведомленность. Смотреть фото что такое социальная осведомленность. Смотреть картинку что такое социальная осведомленность. Картинка про что такое социальная осведомленность. Фото что такое социальная осведомленность

Термин «социальная осведомленность» относится к способности отдельных лиц, групп или общественных организаций воспринимать те окружающие реальности, которые требуют внимания, размышлять о них и, в некоторых случаях, действовать для их трансформации. Идея общественного сознания сегодня широко распространена в результате значительного увеличения групп населения в низших условиях (неполноценность, которая представлена ​​на экономическом, идеологическом, этническом и сексуальном уровнях) и все более насущной необходимости действовать позитивно в модификация этих альтернативных социальных реалий для себя.

Быть осведомленным о чем-то значит иметь достаточно знаний. Другими словами, когда наш разум позволяет нам познать реальность, мы говорим, что мы сознательны.

С точки зрения психологии сознание индивида выражает его рациональную предрасположенность к пониманию окружающего его мира.

Социальная осведомленность

Как личности, мы осознаем, что происходит вокруг нас, и эта степень сознания является именно сущностью нашего общественного сознания как личности. С другой стороны, само общество образует автономную единицу, и в этом смысле сообщество также обладает определенной социальной совестью. Таким образом, когда определенные проблемы, которые каким-то образом затрагивают каждого, признаются в обществе, создается коллективное общественное сознание.

Социальная осведомленность, тесно связанная с идеями солидарности и приверженности, является первым шагом на пути к изменению структур добровольной и недобровольной дискриминации, осуществляемой в отношении определенных социальных групп в сообществе.

Следовательно, социальная осведомленность связана с возможностью осознания проблем, присущих обществу, которые требуют решения. Хотя идея общественного сознания обычно используется для обозначения необходимости действовать на благо тех, кто живет в условиях бедности, маргинализации и отчуждения, ее также можно использовать для обозначения важности изменения структур или моделей поведение, которое затрагивает все общество, например, забота об окружающей среде, соблюдение правил дорожного движения и т. д.

Общественное сознание в марксизме

В марксистской философии концепция общественного сознания является ключевой. Таким образом, каждая социальная группа имеет определенный уровень сознания. Рабочие должны или должны быть сознательными, чтобы признать себя коллективом. Если они не признают себя классом, им невозможно изменить свою реальность.

Для Маркса эксплуатация рабочих является фундаментальным элементом для пробуждения их коллективного сознания. Это не теоретическое размышление, а первый шаг к изменению реальности и социальной модели.

Социальная осведомленность и участие

Человек может иметь много информации о проблемах, которые влияют на общество (безработица, бедность, эксплуатация и т. Д.). Однако знание реальности недостаточно, чтобы изменить ее. По этой причине некоторые люди принимают активное участие в проекте. Существует несколько способов реализации трансформирующего общественного сознания, но все они предполагают активное участие. Среди множества примеров участия мы могли бы выделить следующие: финансовые пожертвования, солидарное сотрудничество, волонтерские проекты с НПО и т. Д.

Враги общественного сознания

Большинство людей утверждают, что они социально осведомлены о несправедливости вокруг них или в других частях мира. Тем не менее, эти виды утверждений, скорее всего, являются формой самообмана или простым заявлением о добрых намерениях.

Общественное сознание в своем индивидуальном или коллективном измерении имеет ряд «могущественных врагов»: абсолютная конкурентоспособность, индивидуализм, культурное превосходство, глобализация, не ответственное потребление энергии и т. Д.

Есть много способов, которыми общественное сознание может появиться в человеке или социальной группе.

В то время как теоретики утверждают, что наиболее целесообразно обеспечить наличие общественного сознания с детства (чтобы оно всегда присутствовало в человеке, для которого неформальные и формальные системы образования имеют важное значение), сознание социальное может также пробуждаться в людях и приобретаться и / или расширяться с течением времени в зависимости от текущих потребностей каждой социальной группы. Таким образом, хотя люди определенного возраста не были обучены приобретению социальной осведомленности по различным темам, рекламные кампании различного рода могут служить для создания пространства для размышлений о его важности в определенные моменты существования. сообщество.

Источник

Социокультурная компетентность и осведомлённость личности в контексте парадигмы транзитивности и повседневности

Психологические науки

Похожие материалы

С точки зрения психологии, транзитивность современного мира — это его изменчивость, вариативность, неопределённость. Это не просто множественность как одновременное существование нескольких вариантов социального мира в одном времени и пространстве, но и постоянное изменение этих вариантов в непредсказуемом направлении и с неопределённым содержанием. Для транзитивного общества характерны следующие феномены (Марцинковская Т.Д.):

Психология транзитивности современного общества неизбежно сказывается на трансформации его социокультурных норм и ценностей. Взаимодействие людей, имеющих разную ментальность и разные ценности, приводит если не к ценностному дриблингу, то к ценностному релятивизму, затрудняющему процессы социализации и идентификации личности в обществе.

Каждый аспект транзитивности связан с определенными человеческими трудностями: неопределенность и изменчивость связана с нарушением целостности идентичности. Множественность затрудняет индивидуальный и коллективный выбор идентификации и направления социализации.

Одним из факторов, определяющих успешность социализации индивида в условиях транзитивного общества, выступает его инкультурация — процесс принятия и присвоения культуры. В монографии «Психология культуры» Л.Анолли пишет о том, что концепт культуры — это то, без чего человечество не смогло бы существовать: «культура несёт огромную ответственность в жизни людей, представляя в их распоряжение системы убеждений и значений, созвездия ценностей и совокупность практик, которые придают их существованию форму и смысл». Культура это самый важный результат человеческой деятельности, она возникла в процессе эволюции человечества как вида и развивается в индивидуальной истории жизни каждого человека в процессе взросления. В ходе развития каждое общество приобрело свой уникальный, конкретный самостоятельный культурный мир, со своими традициями, ценностями, нормами. Любое общество транслирует свою культуру через содержание повседневной жизни. Повседневность представляет собой не только жизненный мир человека, его субъективное бытие, но и отражает текущую социокультурную реальность. Обустраивая свой повседневный жизненный мир, люди создают своеобразную стабильную среду, которая противостоит транзитивности. Именно культура, выступая как единое целое, как часть социальной, этнической и личностной ценности, является «точкой опоры», которая даёт устойчивость в изменяющейся действительности и восстанавливает целостность восприятия мира и себя.

В связи с этим, особую актуальность в обществе транзитивности и повседневности обретает проблема социокультурной компетенции личности.

Нет единой трактовки понятия «социокультурная компетентность». Так, М.В. Болина определяет социокультурную компетентность как способность мобилизовать ключевые компетенции, необходимые для поиска, обработки и применения социокультурной информации, в конкретной ситуации для решения конкретных проблем межкультурного общения.

Е.А. Жежера понимает под социокультурной компетентностью интегративно интеллектуально и личностно обусловленную характеристику, включающую совокупность приобретения знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в социально-профессиональную среду.

Н.В. Хорошилова видит понимание социокультурной компетентности как интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную жизнедеятельность.

В.А. Янчук связывает культурную компетентность с понятием фрейма.

В современно понимании фрейм является концептом, разработанным для схватывания интерпретативной и конструктивной природы того, что происходит в социальной жизни. Культурные фреймы выполняют три основные функции:

Большинство фреймов культурно вотканы (Д. Таннен), они не конструируются или вырабатываются индивидом от ситуации к ситуации, а существуют как элементы окружающей индивида культуры и содержат соответствующие ситуации значения. Фрейм обусловлен принятыми в конкретной культуре языком, ценностями, нормами, схемами, значениями, понятиями, физическими артефактами, культурными активностями и психологическими феноменами.

Именно исходя из культурной фреймированности сознания, В.А.Янчук дает оригинальное определение культурной компетентности: «культурная компетентность» представляет собой овладение через процесс научения взаимодействующими между собой понятиями, категориями, образами, обобщениями, представлениями, ценностями, нормами и другими символическими элементами, наборами когнитивной и поведенческой активности, широко разделяемыми и применяемыми членами донного сообщества или социальной группы, функционирующей как ориентационная и нормативная структура поведения и как коммуникативная матрица ( посредством которой поведение интерпретируется, интегрируется, координируется и санкционируется), и как репертуар активностей, позволяющих эффективно реализовывать на практике актуальные поведенческие задачи. При этом автор акцентирует внимание на аспекте владения содержанием собственной культуры, тогда как само понятие преимущественно используется для описания владения содержанием другой культуры.

Социокультурная компетентность, как и любая компетентность, основывается на знаниях. Знаниевым компонентом социокультурной компетенции является культурная осведомлённость. Культурная осведомлённость предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к схожим различным характеристикам других культур. Социокультурная осведомлённость включает в себя: межкультурные знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей, продуктов, культуру языка и язык культур. Кроме того, социокультурная осведомлённость включает в себя и ценностный концепт. Социо-культурные ценности лежат в основе культуры в целом. То, какие ценности составляют ценностную систему общества, и то, как само общество влияет на формирование и развитие базовых ценностных ориентаций своих сограждан, во многом определяет здоровье и развитие общества. Знание и понимание социокультурного кода задает культурную осведомлённость и формирует культурную компетентность в освоении родной и другой культуры.

Такой подход к изучению проблемы социокультурной компетенции оперирует понятием межкультурной компетенции и разрабатывается в парадигме культурного интеллекта. Исследователи определяют культурный интеллект как понимание индивидом влияния его культурной принадлежности на выбираемые модели поведения, что определяет степень эффективности его функционирования в новой культурной среде и позволяет измерить степень его адаптивности к тому или иному социальному окружению. Культурный интеллект рассматривается как продолжение социального интеллекта, и включает в себя более узкое понятие эмоционального интеллекта, определяемого регулятивно как «способность понимать чувства, мысли и поведение людей, в том числе и самого себя, в ситуациях межличностного общения и, основываясь на этом понимании, вести себя соответственно». При этом, эмоциональный интеллект не рассматривается вне конкретного культурного контекста.

Таким образом, для успешного функционирования и развития личности в современном обществе как культурной среде, индивиду необходимо знать, понимать и чувствовать эту среду, выстраивать свое поведение, исходя из социально-культурного контекста и когнитивных требований культурного фрейма. Культурная осведомленность и компетентность личности становятся ключевыми компетенциями воспитания и образования в транзитивном обществе, с ориентацией в культуре повседневности на историческую ценность культур, а не их потребление или истребление.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Понятие «социальный интеллект» в психологии

Понятие «социальный интеллект» в психологии

В современной психологии большой интерес приобретает вопрос изучения социального интеллекта . Стремительно изменяющийся мир предъявляет личности высокие требования к активному освоению новых социальных знаний и умений. Приобретаемые навыки должны способствовать пониманию и интерпретации происходящих социальных изменений, осознания поведения и поступков других людей.

Личности сегодня приходится быстро развиваться и самосовершенствоваться. Человеку необходимо актуализировать свои возможности, чтобы быть востребованным в социуме. Социальный интеллект выступает ведущим компонентом успешности адаптации человека в социуме. Несмотря на результаты многочисленных теоретических и эмпирических исследований социального интеллекта, остаются вопросы, требующие своего разрешения.

Термин «социальный интеллект» был введен в науку в 1920 г. Э.Торндайком. Автор определил три вида интеллекта: механический, абстрактный и социальный. Абстрактный интеллект или абстрактно-научный подразумевает понимание мыслей, идей и управление ими. Механический интеллект или механик визуально-пространственный находит свое применение к конкретным объектам. Социальный интеллект или практический относится к практическому взаимодействию с людьми. 1

С точки зрения Э.Торндайка, объектом социального интеллекта выступает система социальных отношений. Социальным интеллектомявляется способность к пониманию и управлению мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, способность действовать правильно в человеческих отношениях.

Социальный интеллект — это комплекс способностей и возможностей «общего» интеллекта личности, направленный на анализ социальной ситуации. Э.Торндайк определил социальный интеллект как способность к пониманию и управлению людьми.

Дальнейшая разработка вопроса изучения социального интеллекта распространилась среди таких зарубежных психологов как: Г.Айзенк, X.Гарднер, Дж. Гилфорд, Дж. Кильстром, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, Р. Селман, Р.Стернберг. Изучением данной темы в России занимались такие психологи как: Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов, Е.И. Ишутина, М.Л.Кубышкина, Н.А. Кудрявцева, В.Н.Куницына, Е.С. Михайлова, А.Л.Южанинова.

Психологи рассматривают интеллект как индивидуальное, личностное свойство человека. При этом они отмечают, что в содержании функций данного феномена отражается двойная обусловленность социального интеллекта. Т.е. он определяется внутренним и внешним миром личности.

Выдвижение концепции социального интеллекта в психологии порождает интерес ученых. Ученые в своих исследованиях стремятся понять и объяснить специфику данного феномена. При этом они предлагают различные пути изучения социального интеллекта, выделяли различные его формы.

Принято выделять несколько этапов изучения социального интеллекта.

На 2 этапе в 1925-1938 гг. начинается психометрическое изучение социального интеллекта. Определение социального интеллекта были разработаны в соответствии с психометрическим подходом переведены в стандартные измерения индивидуальных различий.

На 3 этапе в конец 30-х 1965 гг. социальный интеллект исчезает из предметного поля психологии. Дальнейшую работу в этой области признали бесперспективной, исследования прекращаются.

На настоящий момент в современной психологии выделяют некоторые общие научные подходы к изучению феномена интеллекта.

1. Структурно-генетический подход, базирующийся на идеях Ж.Пиаже и рассматривающий интеллект, как высший универсальный способ уравновешивания субъекта с окружающей средой.

2. Когнитивный подход основывается на понимании интеллекта, как когнитивной структуры. Специфика интеллектуальных структур определяется опытом индивида. Основателями данного подхода являются Дж.Брунер, О.К.Тихомиров.

Р.Кэттелу принадлежит одна из распространенных концепций, рассматривающая иерархические модели интеллекта. При этом интеллектуальные качества выстраиваются в иерархию по уровню обобщенности.

Разнообразие подходов к определению социальный интеллект определяет неоднозначность структуры данного феномена.

Психологи считают, что эта способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социализации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы личности. Они напрямую связаны с отображением человека как партнера по общению и деятельности.

Психологи также предполагают, что интеллект может проявляться как в результативности решения тестовых задач, так и в том, как личность понимает и оценивает поведение окружающих его людей, а также самого себя.

Г. Айзенк разграничил понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект», «психометрический интеллект». Д.Векслер определяет социальный интеллекта как степень приспособленности человека к жизни в данном ему социуме. 3 В шкалах интеллекта Д.Векслера показатели субтестов «Понятливость» и «Последовательные картинки» определяются как связанные с развитием «социального интеллекта». Отмечается способность понимать причины поступков, обычаев, традиций, способность улавливать логику и последовательность событий.

Д. Гоулман выделяет в структуре социального интеллекта две основные категории: социальные осведомленность и социальные объекты. Он определил общественное сознание как то, что мы чувствуем других. Социальный объект выступает как то, что мы тогда делать со своим осознанием.

С точки зрения межличностных отношений, К. Альбрехт классифицирует поведение по отношению к другим людям по принципу «Токсичный» эффект и «Питательный» эффект. Токсичные поведение приводит к тому, что личность начинает испытывать гнев, разочарование, чувство вины и подавленности. Питательный поведение приводит к тому, что люди испытывают чувство уважения, нужности и удовлетворённости от жизни. Затянувшийся эффект токсического поведения указывает на низкий уровень социального интеллекта. Личность не имеет возможности общаться с людьми и эффективно влиять на их поведение. Длительный эффект питательного поведения, как правило, делает человека гораздо более эффективным в общение с другими людьми. Такие навыки общения определяют высокие показатели социального интеллекта.

Возможности измерения социального интеллекта включают в себя определение ключевых навыков взаимодействия личности. Также определяется возможность оценить их поведенческим способом. Все взаимодействие личности происходит с некоторым контекстом. Эффективность предполагает освоение контекстов, в которых один призван взаимодействовать с другим контекстом. Следуя данной логике, социальный интеллект означает понимание контекста. Зная, как перемещаться внутри и между различными контекстами, и зная, как вести себя в различных контекстах, с тем, личность будет способна к достижению своих целей по эффективному взаимодействию.

Социальный интеллект понимается, как сочетание навыков, которые выражаются через усвоенного поведения. Личность проводит оценку влияния своего поведения на других. Степень, в которой один успех в отношениях с другими, дает возможность экспериментировать с новыми поведения и испытывать новые стратегии взаимодействия. Таким образом, социальный интеллект определяется как способность «ладить с людьми». Это происходит в процессе взросления и общения, когда человек получает опыт в общении с другими людьми.

В зрелом возрасте многие люди не продолжают учиться и развиваться, поскольку они стареют. Они не стараются приобрести понимание и навыки, необходимые для достижения успеха в социальной, деловой или профессиональных ситуациях. При этом взрослые, которые испытывают недостаток в понимание и компетентность в общении с другими могут внести значительные улучшения в их состоянии социального интеллекта в результате понимания основных понятий и оценки себя от комплексной модели межличностной эффективности.

Тогда критерием интеллектуальной зрелости становится готовность субъекта принимать любое событие таким, каковым оно является в своей объективной действительности, а также его готовность изменять исходные мотивы, превращать цели в средства с учетом объективных требований деятельности. Низкий уровень интеллектуальной зрелости инициирует те или иные варианты защитного поведения на фоне бурной, хотя и весьма своеобразной интеллектуальной активности. 4

Рассмотрим модель социального интеллекта, представленную в концепции А.И. Савенкова. Автор выделяет три группы компонентов, составляющих социальный интеллект:

В.Н.Куницына рассматривает социальный интеллект как сложную и многомерную психологическую структуру. Автор данной концепции выделяет следующие его компоненты.

1. Коммуникативно-личностный потенциал. Он представляет собой комплекс психических свойств, облегчающих или затрудняющих общение детей. На данной основе формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Это, на взгляд автора главный стержень социального интеллекта.

3. Социальная перцепция определяется как способность детей к пониманию и моделированию социальных явлений. Главным здесь выступает понимание людей и движущих ими мотивов. Умение прогнозировать развитие межличностных ситуаций также является основой их эффективности.

Выбор данных компонентов В.Н.Куницына объясняет тем, что они, по ее мнению, являются основными направлениями социального развития детей в период старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Концепция Д.В. Ушакова, все многообразие подходов к определению, объяснению и диагностике социального интеллекта сводится к трем основным параметрам:

Феномен социального интеллекта напрямую связан с успешностью в профессиональной деятельности. Авторы отмечают, что прежде всего в деятельности, где немаловажное значение имеет взаимодействие с людьми, социальный интеллект определяется одним из компонентов творчества, как способность к выдвижению идеи.

Д.В. Ушаков выделяет ряд характерных структурных особенностей социального интеллекта:

1. Континуальный характер.

2. Использование невербальной репрезентации.

3.Потерю точности социального оценивания при вербализации.

4. Формирование в процессе имплицитного обучения.

5. Использование «внутреннего опыта».

Данное предположение позволяет Д.В. Ушакову выдвигать несколько гипотез, которые могут быть проверены в рамках эмпирических исследований. Если потенциал формирования одинаков, на взгляд автора, то связь социального интеллекта и других видов интеллекта может как существовать, так и отсутствовать. Это будет зависеть от степени равномерности распределения потенциала в выборке испытуемых. Степень равномерности данного распределения будет зависеть, например, от того, в какой сфере деятельности находятся интересы испытуемых: в предметной или коммуникативной сфере. 6

Феномен социального интеллекта необходимо рассматривать со связью с вопросом интеллекта в целом. В данном случае с социальным интеллектом речь идет о способности этого конструктора объяснять специфику социального познания индивида. С самого начала, когда внимание психологов привлекла проблема социального взаимодействия и роли интеллекта в нем разработка социального интеллекта происходила главным образом в рамках общих теорий интеллекта. Поэтому данный вопрос представляется не только интересным, но и продуктивным, рассмотреть хотя бы в общих чертах динамику взглядов на данный феномен в исторической перспективе и аналитически осмыслить эти подходы с целью определения нового взгляда в трактовке и в применении данной категории в рамках психологических исследований.

Феномен социального интеллекта, несмотря на достаточно длительную историю изучения на сегодняшний день представляется как новое понятие. Это связано в первую очередь с методологическими трудностями психологии интеллекта. Разные подходы в рассмотрении социального интеллекта в общей и социальной психологии и с другими проблемами. Обоснование социального интеллекта как категории социальной психологии связано с тем, что до сих пор отсутствуют достаточно четкие критерии данного понятия. Возникает необходимость указать, какие понятия могут быть признаны общими и фундаментальными определениями, охватывающими проблемы современной психологии личности, наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений. 7

Н.В. Богданович отмечает, что для современной психологии, переживающей критический период рассмотрения и оценки своих методологических основ, велика роль категориального анализа. Категориальный аппарат призван выделить и обозначить систему понятий, наиболее перспективных для разработки в современной психологической теории. Зачастую происходит, что современные исследователи не формулируют четких определений. Отмечается тенденция ограничиваться перечислением характеристик социального интеллекта в рамках конкретных научных направлений или собственными выводами.

Социальный интеллект определяется как способность человека реагировать на социальные ситуации повседневной жизни. Социальный интеллект не будет включать чувства или эмоции, вызванными в нас другими людьми. Он включают способность личности понимать других и реагировать, таким образом, чтобы была достигнута эффективная коммуникация.

В данной работе за основу используется определения Э. Торндайка. Социальный интеллект это способность личности понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях. Уметь распознавать чувства, намерения и эмоции по их вербальным и невербальным характеристикам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *