что такое социальная ориентированность
ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА
Социальная ориентация — это способность человека чувствовать, как устроены общества людей, каким они подчинены законам, и как в этих иерархиях занимать желаемые места. Каждое общество, от маленьких — семья, компания, до целого государственного аппарата, построены по каким-то законам, подчинены определенным идеям, имеют установленную систему ценностей, свою мораль, структуру управления, религию и т.д. Человек с врожденной социальной ориентацией инстинктивно чувствует эти вещи и обычно стремится занять то положение в любой иерархии, которое ему выгодно, если только увлеченность развитием в себе других уровней отражения не перебивает ему этот интерес. Вспомните свой первый класс в школе. Дети, у которых была врожденная социальная ориентация, сразу фиксировали свое внимание на том, что нравится и что нет учительнице. Они стремились получать хорошие оценки ради того, чтобы войти в группу учеников, которая ставилась в пример другим по успеваемости. Если способностей хорошо учиться кому-то из них не хватало, то они активно принимали участие в общественной работе, исправно посещали линейки, классные часы, всегда приходили в парадной форме, когда это требовалось. Как только начала складываться иерархия, они старались занять посты управления: командир звездочки, звеньевой, командир отряда, староста класса и т.д. Такой человек получает удовольствие, энергию, чувствует себя сильным и уверенным, если командует кем-то, имеет власть, несет ответственность, управляет ситуацией. Он чувствует себя на этих постах на своем месте, в своей тарелке — здесь есть применение его способностям и наклонностям. Для человека соц. ориентации характерно четкое чувствование, какая принята идеология в данном обществе, какие законы требуют выполнять те силы, от которых он зависит: учителя, директор. Они легко подчиняются кому-то, кто сильнее и склонны требовать подчинения от тех, кто слабее в чем-то. Интересно то, что внутри у них есть свое личное представление том, справедлива данная власть или нет, умные установлены порядки или нелепые, но все это они обычно скрывают, делятся редко и только с теми, кто их понимает, обычно вне стен школы. Главное, чем они живут — карьера. Устанавливать свои личные порядки они начинают только тогда, когда уже высоко залезают по иерархической лестнице и прочно закрепляются на своем месте, а до этого момента строго следуют общепринятой идеологии. Людей социальной ориентации в нашем современном социуме интересует: кто от кого зависит, почему и кого на что можно купить, кто чего боится, у кого какие слабости, привычки, привязанности, и как на этом можно сыграть. Такой человек не станет делать действий, которые могут показаться людям смешными, слабыми, нелепыми. Он стремится держать марку солидности, уверенности», престижности. В наше время таких людей очень много — встретить их можно в аппарате управления практически везде и еще в торговле, в бизнесе.
Основные черты социально ориентированного человека.
1. Уважение иерархий и законов, ими управляющих.
2. Умеют управлять массами людей и отдельными людьми.
3. Умеют влезать в новые для них общества, подстраиваться под новых людей, им ранее неизвестных, как бы менять под них окраску.
1. Карьеризм — узость взгляда на мир.
2. Иногда способны идти по головам, т.е. могут подставить кого-то, даже друзей, жертвуют многими ценностями жизни ради карьеры.
ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ОРИЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ» в других словарях:
Ориентация социальная — осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле – выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Новейший философский словарь
Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления… … Психология общения. Энциклопедический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука о взаимовлиянии индивидуального поведения и социального контекста. В подобном духе основной вопрос С.П. был сформулирован О. Контом : каким образом индивид может быть одновременно и причиной, и следствием социальных явлений? Индивидуальное… … Социология: Энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… … Российская педагогическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Социология: Энциклопедия
Социальная мобильность — Движение отдельных социальных групп «вверх», в более высокие или, напротив, «вниз», в более низкие социальные слои, отражающееся в их речевой практике, в предпочтении тех или иных языковых норм, на которые ориентируются «движущиеся» и социально … Словарь социолингвистических терминов
ОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — процесс осознания индивидом существующих в об ве конкретных видов трудовой деятельности профессий (см.), собственных склонностей и способностей к одному (или нескольким) из них, путей или средств овладения знаниями и навыками, необходимыми для… … Российская социологическая энциклопедия
Социальная компетентность: структура и методы изучения — Структура социальной компетентности (С. к.) включает коммуникативную и вербальную компетентность, социально психол. компетентность и межличностную ориентацию, эго компетентность и собств. С. к. (оперативную компетентность). Предложена след.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Как социально ориентированный бизнес делает мир лучше и зарабатывает на этом
Социально ориентированный бизнес — понятие для России довольно новое, чаще всего оно ассоциируется с небольшой прибылью и акцентом на полублаготворительный статус. Но опыт показывает, что при грамотном подходе такой бизнес может быть и крупным, и успешным.
Социальный бизнес создается в общественно значимых сферах: здравоохранение, образование, транспорт, обслуживание социально незащищенных граждан. Кроме того, он может обеспечивать работой тех, кому сложно найти ее в другом месте: инвалидов, многодетных матерей и так далее. Ниш для развития достаточно много. Причем не всегда очевидных. Федеральная налоговая служба приводит статистику распределения зарегистрированных социальных предприятий по секторам: услуги дополнительного образования — 16%, дневной уход за детьми — 13%, спорт и оздоровление — 10%, здравоохранение — 7%, творчество и искусство — 5%, отдых и развлечения — 4%, дошкольное образование — 3%. В этих сферах заняты чуть больше половины (58%) всех зарегистрированных социальных предприятий. Что же делают остальные 42%?
Как монетизировать социальные проекты
Многие проекты социального предпринимательства создают инфраструктуры, которые помогают связывать между собой компании, социальные предприятия и аудиторию, отличающуюся от типичной аудитории крупных производителей. В число таких инфраструктур входят площадки, в том числе в интернете, где производители социальных товаров и услуг могут разместить свои предложения. При этом социальное предприятие становится посредником между целевой аудиторией и производителями, беря на себя все организационные и маркетинговые расходы на продвижение.
Например, в 2013 году открылась ArtZoco — онлайн-ярмарка арт-изделий художников из развивающихся стран, которые не имеют возможности выставлять их сами. Организаторы площадки получают комиссию за каждую проданную вещь. Примерно по той же схеме работает виртуальный поисковик товаров ручной работы eBatuta, который помогает покупать сувениры непосредственно у производителей: мобильное приложение проекта на основании данных геолокации предложит сразу несколько точек продаж. Это особенно актуально для стран Латинской Америки, где туризм — одна из главных статей доходов местного населения, значительная часть которого оседает в карманах перекупщиков. Размещение объявления о производителе и его товаре на eBatuta платное.
Еще одно важное направление социального предпринимательства — обучение и трудоустройство. С 2010 года IT-компания CloudFactory предоставляет услуги по решению бизнес-задач на основе облачных технологий (модель BPaaS). В числе основных работников этой компании — те, кто еще некоторое время не знал, что такое компьютер. CloudFactory обучила около миллиона людей из таких стран, как Непал, Кения, Гонконг и даже США, создав «облачный конвейер». Каждый сотрудник умеет производить одну операцию, например, писать функцию на определенном языке программирования или переводить код для API. Работая совместно, но каждый на своем участке, они решают задачи клиента. Поскольку каждый работник имеет микроспециализацию, команда работает как виртуальная «фабрика», справляется с задачами быстрее, чем это делали бы штатные сотрудники или аутсорсеры, обладающие более обширными знаниями, и обходится дешевле. Сотрудники же этого виртуального «сборочного цеха» получают более высокую зарплату, чем их коллеги на обычном заводе.
Подобные модели могут быть реализованы и в России, бизнес-ниш для этого достаточно. Уровень проникновения интернета в нашей стране уже настолько высок, что социальное предприятие можно создавать как в реальном, так и в виртуальном пространстве. И, пожалуй, самое главное, что социально ориентированное предпринимательство может встраиваться практически в любую сферу, где работают люди, а значит, существуют человеческие потребности. Ведь, в отличие от технологий, они никогда не устаревают. И предприниматели, ориентируясь на решение социальных проблем, имеют все шансы построить крупную, финансово успешную компанию.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Общество». Присоединяйтесь
Социальные ориентации
Современная психология исходит из того, что человек социален по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собственно «социальные» потребности. К ним относятся, прежде всего, потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в «самосознании», т. е. ощущении своей «самости» и отдельности от других).
В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации.
2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять потребность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и. готовность к сотворчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет своими творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими «поклонники».
3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок приучается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятельности, безусловно приносящей общественное благо. На протяжении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутверждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвованию человек.
8. «Отшельническая» социальная ориентация.
Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вырос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
Ценностные ориентации Различают ценностные ориентации пяти уровней: 1. Ценности сугубо «витального» (непосредственно жизненного) уровня (вкусно поесть, всласть поплавать, попариться в бане и т. п.).
2. Ценности «межличностного» уровня (пообщаться с близкими, поговорить по душам, завязать приятное знакомство, суметь как следует проучить обидчика и т. п.).
3. Ценности «ментального» (умственного, духовного) уровня (решить интересную задачу, выиграть хитроумную- игру, самостоятельно создать стихотворение, скульптуру, техническое устройство и т. п.) 4. Ценности «социального» уровня (успех, видноеположение, известность).
5. Ценности «духовного» уровня (стремиться к тому, чтобы понимать мысли великих философов и творения великих художников, следовать в жизни нравственным принципам, бороться за идеалы, завещанные лучшими сынами человечества, углубляться в то или иное творчество, изобретательство, искательство, совершенствование труда и быта людей).
Необходимо отметить, что культура и традиции семьи, воспитывающей ребенка среды определяют, на какие ценности он в дальнейшем станет ориентироваться.
Навыки Различают четыре разновидности устойчивых навыков: 1. Навыки личной гигиены.
3. Этические навыки.
4. Гражданские навыки.
5. Коммуникативные навыки.
Определенная «завязь» устойчивых навыков личности идет от семьи и среды.
Для отработки навыка живой беседы с косвенным подтекстом применяются различные формы тренировочного диалога.
1. «Диалог-стычка». Многократно выполняя это упражнение, можно «натаскаться» не робеть и не теряться в конфликтах. Вы научитесь понимать, как участники диалога явным и скрытым образом влияют друг на друга. Провоцируют друг друга на колкости. Исследуется, так сказать, анатомия ссоры. Изучаются разнообразные проявления характера. Участники игры учатся стоять на своем.
По окончании каждого этюда зрители, наблюдавшие «поединок», присуждают «победу» собеседнику, выигравшему в этой «психологической схлестке».
Или ответил быстро, но не отобразил в своем высказывании предшествовавшие слова партнера.
Зачем это нужно? На первый взгляд, вырабатываются навыки пустой болтовни. Это, кстати, тоже весьма полезно для застенчивых суггесторов. Они страдают от неумения поддержать разговор просто так, разговор ради разговора. Но дело, конечно, не в одной болтовне. Так мы привыкаем активнее, внимательнее вести беседу. Чувствовать себя более мобилизованными в контактах.
3. «Захват инициативы». Как и в предыдущем случае, кто-то начинает с реплики. Партнер быстро подхватывает разговор, но должен навязать собеседнику свою тему. Сделать это надо ловко, исподволь. Тот, кто действует напрямик, упрямо твердя свое, получает штрафные очки. Опять-таки «раунд» длится три минуты, и «судьи» определяют победителя.
Здесь же, опять, как в боксе, обязательно кто-то выходит в полуфинал, в финал. Играют часто на вылет.
Участники игры разбиваются на пары «говорящий-слушающий». Семь минут говорящий рассказывает что-либо— «желательно личного характера», а затем сообщает зрителям, какого типа отклики он получал со стороны слушающего. После этого партнеры меняются ролями, и упражнение длится еще семь минут.
Если партнер оценивает ваши реакций как отклики по типу «А», «Б» и «Г», то это свидетельство того, что вы не умеете слушать. «Наиболее человечны» реакции «В» и «Д», зондирующая и понимающая.
В ходе работы над тренировочными- диалогами особое внимание следует уделить разбору и анализу трансакций (явные или скрытые, взаимодополняющие или без взаимодополнения).
Тренировка в «экспериментальных диалогах» не только снимает неуверенность в общении, но к тому же обогащает способностью понимать себя и других, даром незаметного (косвенного) влияния на собеседника в ходе разговора, умением владеть ситуацией в контактах с людьми, развивает аппетит к общению.
В заключение темы хочется заметить, что злоупотреблять ни косвенной суггестией, ни тем более плацебо нельзя. Нужна разумная тактика применения этих методов.
Гипносуггестивные методы В результате гипносуггестивного воздействия достигается особое состояние суггеренда, в котором последний наиболее успешно осуществляет восприятие поступающей извне информации.
Что такое социальное предпринимательство и как стать социальным предпринимателем
Цель большинства бизнесов — извлечь прибыль. Но бывает бизнес, который помогает пенсионерам, инвалидам, детям. Это и есть социальное предпринимательство.
Разберемся, что именно делают социальные предприниматели, какие привилегии у них есть и что нужно бизнесу, чтобы тоже получать помощь от государства.
Содержание статьи
Что такое социальное предпринимательство
Социальное предпринимательство — особая форма бизнеса, которую законодательно утвердили только в 2019 году. Тогда вступил в силу ФЗ №245 — он закрепил понятие социального предпринимательства. Согласно закону, это деятельность, направленная на достижение общественно важных целей и способствующая решению социальных проблем.
При этом бизнес обязательно окупается, а в идеале — приносит прибыль. В этом его главное отличие от некоммерческих организаций — они могут ничего не производить и не продавать, а существовать на пожертвования. В социальном предпринимательстве бизнес работает и создает какой-то продукт: товар или услугу. Большая часть прибыли идет не акционерам или владельцам, а на расширение и масштабирование деятельности.
Давайте на примерах. Если вы просто производите влажные салфетки, это обычный бизнес. А если на производстве работают бывшие заключенные, пенсионеры или матери-одиночки, либо вы делаете салфетки специально для домов малютки, это уже социальное предпринимательство.
О своем деле нам рассказала Наталья Глазова, основатель патронажного центра «Время заботы»:
«В 2016 году я пришла работать в небольшой частный пансионат для пожилых. А после ухода из него решила основать свой патронажный центр. Сейчас у меня сервис, который помогает находить сиделок для пожилых.
Не все близкие могут ухаживать за бабушками и дедушками — у кого-то работа, а кто-то просто не умеет обеспечить должный уровень ухода. Им помогаем мы — тщательно отбираем кадры, прививаем специалистам милосердие, эмпатию и чуткость. Мы уверены в каждом, кого отправляем на заказ. Прибыль от бизнеса пока небольшая, но она есть»
Социальное предпринимательство — это когда бизнес работает на достижение какой-то благородной цели, но он автономен и может обеспечивать себя сам.
Кто может стать социальным предпринимателем
Просто приклеить на дверь магазина вывеску «для пенсионеров» и получить статус социального предпринимателя не получится. Закон четко определяет, кто действительно решает проблемы общества, а кто нет.
Форма ведения бизнеса — индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо — не важна. Главное, чтобы бизнес соответствовал одному или нескольким критериям социального предпринимательства. Вот они:
Формулировки в законе достаточно расплывчатые, и конкретного перечня занятий социального предпринимательства нет, поэтому решение будет приниматься в каждом отдельном случае.
При этом далеко не все, кто фактически занимается социальным предпринимательством, хотят получать соответствующий статус. Такой позиции придерживается Роман Егоров, основатель мастерской протезирования Instep. Вот что он рассказал:
«Я занимаюсь производством протезов для людей с ампутацией рук и ног уже 10 лет. Раньше работал по найму, 9 месяцев назад открыл свою компанию. То, чем я занимаюсь, подходит под статус социального предпринимательства: мы помогаем людям с ограниченными возможностями.
Зарабатываем на производстве протезов и получаем прибыль, а еще стараемся показать обществу, что инвалиды — такие же люди. В прошлом году я организовал бесплатные прыжки с парашютом для 15 людей, в этом году люди из нашего сообщества занимаются вейкбордингом — тоже бесплатно.
Статус социального предпринимателя можно получить, но пока я не хочу этим заниматься из-за бюрократии. Непонятно, какую именно помощь я смогу получить. А то время, которое я потрачу на оформление документов, лучше пустить на развитие бизнеса»
Как стать социальным предпринимателем
Для начала — запустить бизнес, подходящий к требованиям законодательства. Или подумать, не подходите ли вы под них сейчас: например, кружки или дополнительные секции для детей вполне могут претендовать на статус и привилегии социального предпринимательства.
Дальше нужно зарегистрировать ИП или юридическое лицо, если бизнеса еще нет, и действовать по Приказу Минэкономразвития России №773. Согласно ему, чтобы получить официальный статус социального предпринимателя, нужно обратиться в местный орган исполнительной власти, который может взаимодействовать с Министерством экономического развития Российской Федерации с пакетом документов. Как раз сейчас начался прием документов, он продлится до 1 мая.
Когда предоставите документы и напишете заявление, их проверят, а потом сформируют заседание экспертной комиссии. И если ваш бизнес соответствует условиям, вы получите соответствующий документ и сможете претендовать на субсидии, гранты и другие меры поддержки. А в реестре МСП сделают пометку о том, что вы являетесь социальным предпринимателем.
Повторять процедуру нужно раз в год. Если не подтверждать статус социального предпринимателя, пометку снимут.
В процессе нет ничего сложного. Наталья Глазова, основатель патронажного центра «Время заботы», рассказала о своем опыте:
«Ничего сложного в регистрации нет. Я сама не стала заполнять документы, а поехала в центр «Мой бизнес», где с консультантом мы прекрасно все заполнили вместе. В первый раз мне было отказано в статусе социального предпринимателя. Мы внесли правки в документы, и во второй раз не возникло никаких проблем. Сейчас надо повторять процедуру. Сдать документы надо до 1 мая»
Какие привилегии есть у социальных предпринимателей
В 2021 году государство ввело много изменений для бизнеса. Так, социальным предпринимателям (единственным из всех видов бизнеса) будут доступны прямые гранты размером от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Их можно получить через национальный проект «Мой бизнес», если вы будете готовы софинансировать 100% от размера выдаваемого гранта. Деньги можно будет потратить на:
То есть грант можно потратить на то, чтобы обустроить офис или арендовать новое помещение для производства. Все условия можно посмотреть на сайте проекта «Мой бизнес».
Мы поговорили с Еленой Смольской, руководителем брянского ЦИСС. Вот что она рассказала:
«Нормативные акты, регулирующие получение бюджетных грантов социальными предприятиями, пока на обсуждении. Поэтому процесс получения гранта субъектами МСП, реализующими социальные проекты, еще не запущен. Плановые сроки — с середины июля текущего года. Но уже известно, что целевая финансовая поддержка предназначена для предпринимателей, имеющих статус «социальное предприятие», готовых пройти обучение основам социального бизнеса и вложить в свой проект собственные средства, равные сумме гранта.
Сейчас социальному бизнесу очень важно использовать образовавшийся запас времени и успеть получить официальный статус социального предпринимателя — для этого нужно до 1 мая 2021 года подать заявление в уполномоченный орган своего региона. А еще – важная информация! – претендовать на получение статуса могут только те, кто уже вел в прошлом году социально направленную деятельность, соответствующую условиям статьи 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и на момент подачи заявки является субъектом МСП»
То есть бежать подавать документы на грант уже сейчас не надо, их не примут. Главное — успеть получить статус социального предпринимателя, а уже после фиксации отметки о предпринимательстве в реестре можно будет получать финансовую помощь.
Есть и другие меры поддержки — государство периодически создает новые проекты для помощи, а регионы могут устанавливать свои меры поддержки. Например, можно получить:
Форм помощи очень много, и если вам нужна конкретная поддержка — например, материальная — узнайте в местных органах управления, какие субсидии или гранты можете получить.