что такое составные задачи

Что такое составные задачи

Автор: Смирнова Татьяна Сергеевна

Организация: МБОУ «Гимназия №6»

Населенный пункт: Московская область, город Ивантеевка

В процессе обучения решению составной задачи в начальной школе я использую методические приёмы: методический приём сравнения; методический приём выбора;

Методический приём сравнения :

Формирование умения пользоваться этим приёмом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания.

Задание 1.

«Девочки вырезали 15 снежинок, а мальчики на 5 снежинок меньше.

«Девочки вырезали 15 снежинок, а мальчики на 5 снежинок больше.

Сравниваем тексты задач.

Чем они похожи? Чем различаются?

Сравнивая тексты задач, ученик устанавливает, что в них сюжет один и тот же, числовые данные одни и те же и вопрос сформулирован одинаковый. Различаются тексты условием:

в первом случае мальчики на 5 снежинок меньше, а во втором – на 5 больше.

Методический приём выбора используется для формирования у учащихся умения обосновывать свои суждения, используя для этого математическое содержание задания.

Этот приём позволяет осознать сущность формируемых понятий, общих способов действий и содержательную зависимость между ними. Процесс выполнения любого задания должен всегда представлять цепочку суждений, для обоснования истинности которых учащиеся используют различные способы.

Выбор ответа к данной задаче;

«Арбуз вес 8 кг, а тыквы на 2 кг больше. Сколько весят арбуз и тыква вместе?»

Решив задачу, ученик подчёркивает верный ответ.

1) 18 кг 2) 14 кг 3) 15 кг

Использование данного приёма стимулирует учащихся к анализу текста, к установлению зависимости между данными и искомым.

Подобные задачи помогают готовиться к итоговому тестированию.

Методический приём преобразования Действия учеников в ходе выполнения соответствующих заданий направляются в основном указанием: «измени …», «представь …», «замени …» и др.

Приведу примеры заданий.

Приём преобразования вопроса.

«В одной коробке 20 карандашей, а в другой на 3 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью.

Подумай, что можно изменить в тексте задачи, чтобы выражение 15 –7 было её решением.

В процессе анализа учащиеся приходят к выводу, что задача решается в два действия. Им необходимо изменить условие и вопрос таким образом, чтобы задача решалась в одно действие. Для этого следует внести изменения в условие задачи и сформулировать вопрос.

Дети учатся доказывать свою точку зрения, мыслить и рассуждать при анализе условия задачи.

Составить задания нетрудно, ориентируясь на задачи учебника.

У Светы 6 значков, а у Стаса на 2 значка больше. Сколько значков у Стаса?» неплохо предложить в таком виде: «У Светы 6 значков, у Стаса на 2 значка меньше, а у Коли 3 значка. Сколько значков у Светы и у Коли вместе?

Уместно дать и такую задачу:

На дереве сидело 10 птичек. Сначала улетело 2 птички, а потом еще 3. Сколько птичек улетело? Работа с такой задачей может быть дополнена заданием: «Придумайте еще вопрос, на который можно ответить в этой задаче». (Сколько птичек осталось на дереве?)

Например, учитель предлагает детям решить самостоятельно две простые задачи (их текст записан на доске или на плакате)

В первой коробке 8 карандашей, а во второй на 2 карандаша больше. Сколько карандашей во второй коробке?

В первой коробке 4 карандаша, а во второй 6. Сколько карандашей в двух коробках?

При знакомстве с составной задачей полезно использовать различные методические приемы.

Можно, например, сразу приступить к решению задачи, разъяснив учащимся, что такое условие, вопрос, данные. В этом случае, используя метод беседы, учитель выясняет, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи нужно знать, сколько карандашей в первой коробке и сколько карандашей во второй).

Используя иллюстрацию, данную в учебнике, учитель выясняет, каким действием можно узнать, сколько карандашей впервой коробке, что говорится про вторую коробку. Записывается первое действие. Затем учитель показывает, как записать второе действие и вопрос задачи. Здесь можно показать запись решения задачи выражением.

Аналогично разбирается вторая задача. Для записи ее решения учитель может вызвать к доске ученика, а остальные учащиеся выполнят запись решения задачи в тетрадях. Данный прием следует использовать в том случае, если учащиеся на предшествующих уроках испытывали затруднения при выполнении заданий, связанных с подготовкой к решению составных задач:

Если же подготовительная рабе та к решению составных задач была организована и была результативной, то знакомство учащихся с составной задачей можно провести по-другому.

После решения задач внимание детей обращается на связь, существующую между этими задачами.

Для этого проводится беседа по вопросам: прочитайте еще раз внимательно задачи. Обратили ли вы внимание на то. что они связаны между собой? (И в той и в другой задаче речь идет о двух коробках, в которых лежат карандаши.) Кто сможет из двух задач составить одну с двумя вопросами?

В зависимости от ответа на поставленный вопрос строится дальнейшая работа. Если учащиеся дают предполагаемый ответ, то учитель стирает (закрывает) второй вопрос и спрашивает: «Можно ли сразу ответить на этот вопрос задачи?» (Нет, сначала нужно узнать, сколько карандашей во второй коробке.) А затем говорит, что задача, в которой нельзя ответить на вопрос одним действием, называется составной. Учитель показывает запись решения составной задачи (по действиям или выражением).

На последующих уроках следует разъяснить взаимосвязь этих двух форм записи решения задачи.

Учитель сначала организует работу класса по решению простых задач. Затем он предлагает текст составной задачи. Для того, чтобы обратить внимание учащихся на взаимосвязь данной составной задачи с простыми, полезно выделить составную задачу в тексте простых (подчеркнуть или обвести на доске). Данный прием поможет увидеть в составной задаче простые. Умение выделять в составной задаче простые будет полезным в дальнейшем при решении некоторых составных задач.

В уроки следует включать не только решение простых и составных задач, но и сравнение их, а также творческое использование различных заданий, направленных на формирование умения решать составные задачи.

Выполнению данного задания должна предшествовать работа по анализу и сравнению текстов задач, в процессе которой учащиеся отметят, что условия задач одинаковые, различие только в вопросах.

Уделяя особое внимание решению простых задач и организуя самостоятельное решение их учащимися, необходимо продуманно сочетать эту работу с формированием умения решать составные задачи.

Так, например, предложив для самостоятельного решения задачу: «Девочка купила булку за 8 р. Сколько сдачи она получила с 20 р.?», не следует ограничиваться только ее фронтальной проверкой или использовать для этой цели решение задачи на индивидуальной доске. Полезно после самостоятельного решения задачи привлечь учеников, не справившихся с заданием, к «проигрыванию» задачи. Покупатель держит в руке 20 р. (демонстрационная модель), а продавец имеет набор монет. Он должен дать покупателю сдачу. Как это можно сделать? Учащиеся предлагают различные варианты набора монет, которые в сумме составляют 12 р.

После этого на столе учителя появляется еще один предмет, например тетрадь за 3 р.

Учитель обращается к классу: «А если девочка купит еще сок за 7 р., она получит сдачи больше или меньше, чем 12 р.? Как узнать, сколько рублей сдачи получит девочка в этом случае?»

После того как «проиграна» составная задача, учитель дополняет условие: «Девочка купила булку за 8 рублей, а сок за 7 рублей. Сколько получит сдачи с 12 рублей? и спрашивается : «Чем отличается эта задача от той, которая дана в учебнике?»

Таким образом, планируя на уроке решение простых и составных задач, следует творчески использовать в работе различные методические приемы.

Источник

Простые и составные задачи

Выбранный для просмотра документ Простые и составные задачи.ppt

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУРАВИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА к.п.н., доцент, зав. редакцией математики и информатики

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Решать текстовые задачи. Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Примерные программы по учебным предметам. Математика Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи в виде таблицы, схемы, диаграммы и других моделей.

Виды задач Задачи, при решении которых используется смысл арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в». Задачи, решаемые разными способами.

Характеристика видов деятельности Выполнять краткую запись разными способами (геометрические фигуры, отрезки и другие). Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Выбирать способ оформления решения: по вопросам; по действиям с комментированием; составлением выражения. Контролировать ошибки логического и арифметического характера.

Способы решения задач предметный или иллюстративный; графическое моделирование; схематическое моделирование; арифметический; алгебраический.

Структура задачи Задача на нахождение суммы Задача на нахождение остатка

Разные приемы работы с задачами №11. 1) Решение. 3 + 4 = 7 (л) Ответ: 7 л. 2) Решение. 7 – 3 = 4 (л) Ответ: 4 л.

Обратные задачи №2. 1) Решение. 7 + 4 = 11 (к.). Ответ: 11 карандашей. 2) 11 – 4 = 7 (к.) Ответ: 7 карандашей. 3) 11 – 7 = 4 (к.) Ответ: 4 карандаша. №3. Решение. 7 – 3 = 4 (ш.). Ответ: 4 шарика.

Формы записи и способы решения Рыбак поймал 10 рыб, из них: 2 леща, 3 карася, остальные – щуки. Сколько щук поймал рыбак? По действиям с вопросами. 1) Сколько карасей и щук поймал рыбак? 10 – 2 = 8 (р.) 2) Сколько щук поймал рыбак? 8 – 3 = 5 (р.) Ответ: 5 щук. По действиям с пояснениями. Способ 1. 1) 10 – 2 = 8 (р.) – карасей и щук. 2) 8 – 3 = 5 (р.) – щук. Способ 2. 1) 10 – 3 = 7 (р.) – лещей и щук. 2) 7 – 2 = 5 (р.) – щук. Способ 3. 1) 2 + 3 = 5 (р.) – лещей и карасей. 2) 10 – 5 = 5 (р.) – щук. Ответ: 5 щук. Выражением. Способ 1. 10 – 2 – 3 = 5 (р.) Способ 2. 10 – (2 + 3) = 5 (р.). Способ 3. 10 – 3 – 2 = 5 (р.) Ответ: 5 щук. Схематическое моделирование Графический способ Практический способ

Алгебраический способ решения задач Рыбак поймал 10 рыб, из них: 2 леща, 3 карася, остальные – щуки. Сколько щук поймал рыбак? Уравнения 1) 2 + 3 + х = 10 2) х = 10 – 2 – 3 3) х = 10 – (2 + 3) 4) 10 – х = 2 + 3 5) 10 – 2 = х + 3 6) 10 – 3 = х + 2 7) 10 – х – 3 = 2 8) 10 – х – 2 = 3 Решение. 2 + 3 + х = 10 5 + х = 10 х = 10 – 5 х = 5 (р.) Ответ: 5 щук.

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц Решение. 8 + 5 = 13 (тр.) Ответ: 13 треугольников. Решение. 11 – 7 = 4 (уч.) – девочек. 11 + 4 = 15 (уч.) – в классе Ответ: 4 девочки, 15 учени- ков. – Какое число нужно найти большее или меньшее? – Нужно найти большее число, поэтому 8 и 5 сложим.

Задачи на разностное сравнение У Вани 3 ручки и 8 карандашей. На сколько карандашей больше, чем ручек? На сколько ручек меньше, чем карандашей? Рассуждения ученика. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно от большего числа вычесть меньшее. Решение. 8 – 3 = 5 (шт.) Ответ: на 5 карандашей больше.

Косвенные задачи В зоопарке 7 медведей. Это на 2 меньше, чем слонов. Сколько слонов в зоопарке? Поиск решения. – Кого больше: медведей или слонов? [Слонов.] – На сколько слонов больше, чем медведей? [На 2 зверя.] – Чтобы найти число слонов, число 7 надо увеличить или уменьшить? [Увеличить.] Решение. 7 + 2 = 9 (зв.). Ответ: 9 слонов. На полке 8 книг. Это на 4 книги больше, чем на столе. Сколько книг на столе? Поиск решения. – Где книг больше: на полке или на столе? [На полке.] – На сколько книг больше на полке, чем на столе? [На 4 книги.] – Находим большее или меньшее число? [Меньшее.] – Как найти меньшее число? [Нужно из большего числа вычесть разность.] Решение. 8 – 4 = 4 (кн.). Ответ: 4 книги.

Познавательно и занимательно 1) У Вити в конструкторе было столько же деталей, сколько и у Саши. При сборке модели Витя использовал 8 деталей, а Саша 12. В чьём конструкторе осталось меньше деталей и насколько? Решение. 12 – 8 = 4 (д.) Ответ: на 4 деталей больше осталось у Вити. Поиск решения. Было 14 яблок, после того, как переложили 2 яблока с одной тарелки на другую, яблок стало поровну, т.е. по 7. Решение. 7 + 2 = 9 (ябл.) – на одной тарелке. 7 – 2 = 5 (ябл.) – на другой тарелке. Ответ: 9 яблок, 5 яблок. 2) На двух тарелках лежало 14 яблок. Когда с одной тарелки переложили на другую 2 яблока, на обеих тарелках их стало поровну. Сколько яблок было на каждой тарелке сначала?

Задачи на умножение и деление Решение. 12 : 3 = 4 (д.) – получили кукол. Ответ: 4 девочки. 2) Решение. 15 : 5 = 3 (м.) – получил мальчик. Ответ: 3 модели. №11. Решение. 3 кг + 3 кг + 3 кг + 3 кг + 3 кг = 15 кг 3 • 5 = 15 (кг) – картошки. Ответ: 15 кг.

Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз

Косвенные задачи Задачи на кратное сравнение Решение. 54 – 45 = 9 (л) – в ведре. 54 : 9 = 6 (р.) – больше в бочке. Ответ: в 6 раз. Решение. 9 : 3 = 3 (р.) – красных. Ответ: 3 красных розы. Решение. 9 : 3 = 3 (цв.) – василька. Ответ: 3 василька.

Составные задачи №10. Решение. (18 + 12) : 5 = 30 : 5 = 6 (б.) Ответ: 6 банок. 2) Решение. (76 – 29  2) : 3 = (76 – 58) : 3 = 6 (б.) Ответ: 6 банок.

Познавательно и занимательно Решение. 1) 3 – 1 = 2 (ч.) – на столько частей в чайнике меньше воды, чем в кувшине. 2) 12 : 2 = 6 (ст.) – столько стаканов в одной части, т.е. в чайнике. 3) 6 + 12 = 18 или 6  3 = 18 (ст.) – в кувшине. Ответ: 18 стаканов.

Познавательно и занимательно №1. Решение. 1) 21 – 14 = 7 (ч) – столько часов окно открыто. 2) 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 (к.) – влетало в окно каждый час. 3) 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 = = (3 + 15) + (5 + 13) + (7 + 11) + 9 = 18  3 + 9 = 54 + 9 = 63 (к.) Ответ: 63 комара.

http://muravin2007.narod.ru РЕДАКЦИЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Тел.: (495) 795-05-41 127018, г. Москва, Сущевский вал, д.49, стр.1, комн. 15

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Номер материала: ДБ-037227

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике

Время чтения: 3 минуты

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок математики составные задачи

Урок математики 2 класс

Тема: «Знакомство с составными задачами».

познакомить с понятием «составная задача»; научить отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи;

развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению;

воспитывать интерес к урокам математики.

Технология: исследовательские методы обучения

Оборудование: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел.

I. Самоопределение к деятельности

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

(На доске записана пословица: «Век живи – век учись».)

Учитель: Как вы понимаете эти слова?
(Варианты ответов детей.)
Учитель: Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
Дети: Да.
Учитель: Хорошо, приступаем к работе.
(Дети записывают в тетрадях число.)

II. Актуализация опорных зна­ний и мотивация

Учитель: Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений.

45 + 20 = а 30 + 47 = з
83 – 60 = и 34 – 3 = ч
50 – 8 = а 43 + 7 = д

(ответы записаны на перевёрнутых листочках, с обратной стороны которых написаны буквы)

Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значение.
Учитель: Проверьте друг у друга правильность вычислений.
(Взаимопроверка выполнения задания.)
Учитель: Назовите числа, которые вы получили.
(Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются листочки с ответами.)
Учитель: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов «смайликом» на полях.
(Дети выполняют самооценивание.)
Учитель: А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую.
Учитель: О чём мы будем сегодня говорить?
Дети: О задачах.
(На доске открывается часть темы.)

б) повторение изученного о задачах

Учитель: А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
Дети: Это задача на нахождение суммы.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько всего? или Сколько вместе?
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а – в.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на увеличение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: А теперь прочитайте выделенные задачи в учебнике на стр.54. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано «на 5 флажков меньше».
Учитель: Какая схема условия и схема-модель подходит ко второй задаче? Почему?
Дети: На увеличение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано «на 5 флажков больше».

III. Постановка учебной задачи

(На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
(Дети в замешательстве.)
Учитель: Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие?
Дети: В этой задаче два вопроса. Первый – сколько единиц во второй части, второй – сколько всего.
Учитель: Из каких двух задач составили эту задачу?
(Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
Учитель: Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи?
(Дети догадываются: составные задачи.)
Учитель: Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
(На доске появляются вспомогательные слова:

Учитель: Узнаем, что такое составная задача, научимся отличать составные задачи от простых; будем учиться записывать условие составной задачи; решать составные задачи.

IV. «Открытие» нового знания

а) анализ и краткая запись условия задачи

Уч.стр.55 №140
Учитель: Прочитаем текст первого абзаца. Нужно ли выполнять арифметическое действие, чтобы ответить на поставленный вопрос? Почему?
Дети: Нет. Мы можем ответить без выполнения арифметических действий: если у Миши на 8 марок меньше, то у Коли на 8 марок больше.
Учитель: Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.
Дети: Сколько марок у Миши? Сколько марок у обоих мальчиков?
Учитель: Посмотрите как записала решение Маша и скажите, какой вопрос она поставила к условию?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Почему вы так считаете?
Дети: У Миши на 8 меньше, значит могло быть столько же, но без 8.
Учитель: А какой вопрос задал Миша?
(Дети находятся в замешательстве.)
Учитель: Очевидно, Миша поставил такой вопрос, на который не ответишь, выполнив только одно действие. Поэтому в его записи показано, что он выполнил сначала одно действие – 1), а потом второе – 2).
На доске записано:

1) 38 – 8 = 30(м.)
2) 38 + 30 = 68 (м.)

Учитель: Что Миша узнал, выполнив первое действие?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц.
(На доске вывешивается схема-модель задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
Учитель: Что Миша находит вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у Коли и у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На нахождение суммы.
Учитель: Какой же главный вопрос задавал Миша к условию задачи?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Какой ответ в этой задаче?
Дети: Всего 68 марок.
Учитель: Какую задачу получил Миша?
Дети: Миша получил составную задачу.

V. Первичное закрепление

Учитель: Запишем условие и решение следующей задачи. Прочитайте текст задачи.
Чем эта задача отличается от предыдущей?
Дети: Количеством марок у мальчиков. У Миши теперь марок больше.
Записывает на доске один из обучающихся.

а) краткая запись условия задачи

Учитель: О чём задача?
Дети: О марках.
Учитель: Какие главные слова выделим для записи условия?
Дети: «У Коли» и «У Миши».
Учитель: Знаем ли сколько марок у Коли?
Дети: Да, 3 марки.
Учитель: Запишем. Знаем ли сколько марок у Миши? Как это покажем?
Дети: Нет. Поставим знак вопроса.
Учитель: Что нам известно о количестве Мишиных марок? Как это покажем?
Дети: Их на 2 больше. Запишем после вопроса эту подсказку.
Учитель: Прочитайте вопрос задачи.
Дети: Сколько марок у Коли и у Миши вместе?
Учитель: Как покажем это в условии?
Дети: Фигурной скобкой со знаком вопроса.

б) составление схемы-модели

Учитель: Построим схему-модель. Как покажем Колины и Мишины марки?
Дети: Двумя отрезками.
Учитель: Какой отрезок будет больше? Почему?
Дети: Второй. Потому, что у Миши марок больше на 2
Учитель: Обозначьте отрезки данными.
(Дети обозначают.)
Учитель: Как покажем главный вопрос задачи?
Дети: Фигурной скобкой.

Учитель: Сколько вопросов в задаче?
Дети: Два.
Учитель: Какой вопрос главный?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Как найти сколько всего?
Дети: Надо к Колиным маркам прибавить Мишины марки?
Учитель: Можем ли сразу выполнить это действие? Почему?
Дети: Нет. Мы не знаем сколько марок у Миши.
Учитель: Как найти сколько марок у Миши? Почему?
Дети: К 3 прибавить 2. Потому, что у Миши на 2 марки больше, а у Коли 3 марки.
Учитель: Сколько действий в решении задачи?
Дети: Два.
Учитель: Что найдём первым действием?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Запишем первое действие. Что найдём вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у мальчиков.
Учитель: Запишем второе действие.

1) 3 + 2 = 5 (м.) – у Миши.
2) 3 + 5 = 8 (м.)

Учитель: Как запишем ответ задачи?
Дети: Ответ: всего 8 марок.
Учитель: Запишем ответ.

VI. Включение в систему знаний

(Вывешивается схема-модель составной задачи на увеличения числа на несколько единиц и нахождение суммы)

что такое составные задачи. Смотреть фото что такое составные задачи. Смотреть картинку что такое составные задачи. Картинка про что такое составные задачи. Фото что такое составные задачи

Учитель: Давайте попробуем составить буквенное выражение к этой задаче по схеме-модели. Каков главный вопрос задачи?
Дети: Сколько всего.
Учитель: Как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: К первой части прибавить вторую.
(На доске учитель пишет: «I + II»)
Учитель: Первая часть известна?
Дети: Да – а.
(На доске: «I + II»)
а
Учитель: Вторая часть известна?
Дети: Нет.
Учитель: Что сказано о второй части?
Дети: Она на в меньше.
Учитель: Каким буквенным выражением можем это показать?
Дети: а + в.
(На доске: « I + II »)
а а + в.
Учитель: Какое выражение мы получили?
Дети: а + (а + в).

VII. Итог урока, рефлексия

Учитель: С каким понятием мы сегодня познакомились?
Дети: Составные задачи.
Учитель: Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей?
Дети: Да.
Учитель: Что на уроке у вас получилось особенно хорошо? Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале.
(Дети оценивают свою работу.)
Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с составными задачами и узнаем об особой записи хода рассуждений при решении задач, которая называется «дерево-рассуждений».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *