что такое сом в артеке
Что такое сом в артеке
Школа ФГБОУ «МДЦ «Артек» предлагает новый взгляд на организацию образовательного процесса в условиях детского лагеря. Наш подход позволяет интегрировать основное и дополнительное образование и различные средства и формы познавательной деятельности, максимально обогатить образовательную среду, выйти за пределы «стандартного» школьного содержания, обеспечивая современные образовательные результаты, в том числе метапредметные и личностные.
Методические материалы. СОМ
«Сетевой образовательный модуль» (СОМ) – это инновационная технология организации образовательного процесса, которая формирует образовательное пространство, где происходит «всеобщая мобилизация» ресурсов для развития у детей интереса к свободному познавательному поиску. Технология СОМ способствует «мотивационному пробуждению» к изучению предметов в интеграции различных образовательных сегментов в единое образовательное пространство. Сетевой образовательный модуль (СОМ) реализуется с целью повышения качества образования и создания оптимальных условий для достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программ общего образования.
Методические материалы. Экспериментариум
Прикоснуться к миру науки и исследований и осознать, что химия и физика – не на страницах книг и учебников, а здесь, в каждом из окружающих предметов и явлений – вот основная задача участников занятий в формате «экспериментариум».
Как проходят сетевые образовательные модули в Артеке и с чем их едят?
Сетевые образовательные модули в МДЦ «Артек» отличаются оригинальностью подачи знаний. И один из них — СОМ по истории для 8-9 классов прошел в Ливадийском дворце.
Но формат обучения был незауряден. Разделившись по группам, ребята должны были прорекламировать экскурсионные бюро, придуманное ими лично. Например, одно из названий — «Ялтинские ласточки».
В самом же музее артековцам предоставилась уникальная возможность вживую увидеть макеты Рузвельта, Сталина и Черчилля, а также узнать о семье Николая II и их насыщенной жизни во дворце. А вы знали, что царская семья ни секунды не могла просидеть на месте? Теннис, плавание, бег, конная езда — их интересовали абсолютно все виды активной деятельности.
В Ливадийском дворце представлены две крупнейшие экспозиции: одна из них посвящена работе Ялтинской конференции, вторая — пребыванию в Ливадии трёх поколений семьи Романовых. Глядя на старые картины, стены, ковры, пропахнувшие старостью, невольно проникаешься атмосферой того времени.
Именно в Ялтинском дворце проходила встреча трёх представителей сильнейших держав, предопределившая дальнейшую судьбу всего мира.
Но и это ещё не всё. Ливадийский дворец — место с интереснейшей историей: раньше здесь размещался санаторий для крестьян, крупнейшая лечебница Крыма.
Учебно-игровой формат заключался в самостоятельном проведении экскурсии. Это больше всего запомнилось артековцам. Интересно, когда удается совмещать журналистские специальности с чем-то ещё. Экскурсовод-репортер — звучит интригующе!
Так в чём же секрет? Почему такой формат подачи учебного материала привлекает учеников школы «Артека»? Ответ довольно прост: представленная наглядно информация усваивается лучше, и поэтому СОМы — это возможность с другой стороны изучить школьные науки.
СОМы в школе: что вы о них знаете и чем они хороши
Мы часто говорим о ФГОС и метапредметности, о том, что надо развивать кругозор у детей. С этим хорошо справляются СОМы — сетевые образовательные модули. Наш блогер, магистр педагогики и мама Екатерина Скородумова, рассказывает, как их использовать в школах, чтобы дети были в восторге от школьной программы.
В нашей стране есть школы, в которых удаётся и давать ученикам знания, и формировать целостную картину мира. Одна из таких школ — школа при МДЦ «Артек». В этой школе учатся все дети, приехавшие в лагерь во время учебного года. Вернувшись домой, они рассказывают об артековской школе как о школе мечты.
Моя дочка только что вернулась из детского лагеря — море впечатлений, рассказов и воспоминаний, которых хватит на всю жизнь! В лагере была школа, про которую дочь сказала, что это школа её мечты, а я могу сказать, что это самые передовые мировые технологии работы в школьном образовании.
Расскажу про форму уроков — СОМы (сетевые образовательные модули)
СОМ разрабатывается учителями с привлечением подходящих и доступных для сотрудничества организаций. На базе музея, например, можно изучать не только историю, но и литературу и обществознание. Ботанический сад и его ресурсы могут пригодиться для биологии, географии, истории и не только.
Привлекая сотрудников банка, можно повысить финансовую грамотность, а заодно вспомнить историю (устои в разных сословиях). Можно попробовать разобраться во многих человеческих качествах: зависть, жадность, бережливость, рассудительность, прагматичность и предусмотрительность.
Таким образом, урок получается очень объёмным, знания сплетаются с жизненными ситуациями. На СОМах дети не сидят за партами. Они путешествуют, погружаются в разные условия, тут же выполняют задания, помогающие переосмыслить пройденное.
На СОМах проходят не все предметы
Русский и математика изучаются в традиционной форме, в классе. Физику и химию проходят в формате экспериментариума. Программа этих двух предметов во многом работает с общими понятиями, но, изучая молекулу отдельно на физике, отдельно на химии детям бывает трудно объединить знания о молекуле в систему. Экспериментариум предлагает интегрировать общее из химии и физики в одном занятии, потом проверить знания на опытах.
Предметы могут быть включены в СОМы иногда самым неожиданным образом. Например, дети расписывают ложки под хохлому. Какой это урок? Рисование, подумала я. Если приложить усилия и пофантазировать, история или география, мелькнула вторая мысль. Но это был СОМ по английскому языку. Хм! Хохлома, рисование, как сюда английский приплести?
9 школьных предметов, которые можно смело выкинуть из расписания
Оказывается, дети не просто так расписывали ложки. Они это делали для иностранцев в качестве сувениров, которые надо было презентовать на английском. Такое хитрое образование, многоуровневое, не плоское.
Уроки в технологии СОМ не хранят в секрете только для избранных детей. Разработки всех СОМов оформлены в сборники и выложены в интернет для свободного скачивания. Их можно найти по запросу «школа Артек методические материалы сом».
Каждая школа может взять себе на вооружение готовую идею урока, адаптировать её под свою реальность и использовать. Сетевое взаимодействие — огромный ресурс для образования, который требует от педагогов и администраций дополнительных договорённостей, этим он сложен. При этом технология СОМ вписывается во все современные требования и стандарты. Школу мечты, где часть уроков проходит в интеграции друг с другом и с привлечением партнёров, можно сделать в любой школе. Было бы желание. Опыт, который можно перенимать, уже накоплен и открыт для каждого.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Сетевой образовательный модуль СОМ в Артеке
Сетевой образовательный модуль СОМ — новая форма образовательных программ, разработанная в МДЦ Артек. Создание СОМ состоялось в соответствии с положениями Программы развития лагеря, утвержденной Правительством РФ, о создании, апробации и внедрении инновационных форм общего и дополнительного образования, а также оздоровления и отдыха.
СОМ впервые реализован в рамках тематической смены «Он сказал: «Поехали!» в апреле 2016 года.
Сетевой образовательный модуль СОМ в Артеке — уникальность
Сетевой образовательный модуль СОМ предлагает отличный от традиционного и более качественный подход к образовательной практике. Уникальность проекта в том, что он призван заменить для артековца «учебу» на «познание». Определяют мотивацию интерес и радость, что многократно увеличивает прикладной ресурс полученных знаний, умений и навыков.
В рамках СОМ со-партнерами учителя становятся:
При этом образовательными площадками становятся, например, историко-археологический комплекс и ботанический сад.
Что дает такой подход?
Сетевые образовательные модули ставят перед собой масштабную задачу формирования в лагере целостного образовательного пространства, в котором воспитание потребности в познании не ограничивается школьными стенами, а выносится за их пределы — сначала в жизнь отряда и лагеря, а затем в дальнейшую «большую» жизнь.
Организация сетевой формы реализации образовательных программ в формате сетевых образовательных модулей СОМ рекомендована Правительством РФ для внедрения в субъектах Российской Федерации.
Статья подготовлена по материалам Пресс-центра «Артек»
Сетевой образовательный модуль в начальной школе
Сетевой образовательный модуль
СОМ – новая форма образовательных программ, разработанная в МДЦ Артек. Создание СОМ состоялось в соответствии с положениями Программы развития лагеря, утвержденной Правительством РФ, о создании, апробации и внедрении инновационных форм общего и дополнительного образования, а также оздоровления и отдыха.
СОМ впервые реализован в рамках тематической смены “Он сказал: “Поехали!” в апреле 2016 года.
Уникальность сетевого образовательного модуля заключается в то, что образовательным пространством для учащихся становится не только школа и класс, а весь окружающий их мир.
Передо мной стояла задача адаптировать технологию СОМ для применения в школе. Что же такое СОМ в школе?
Работа с технологией СОМ начинается с проектирования и разработки модуля.
Можно выделить 3 этапа:
1. Анализ содержания предметных линий. На этом этапе выделяются общие пересекающие темы в разных предметных областях.
2. Объединение предметных линий в один модуль. Подбор интересных и познавательных тем
3. Выявление приемов реализации предметного модуля через практическую деятельность. Определяется форма проведения. Часто использую игру, проект, экскурсию, квест.
Результатом становится продукт деятельности учащихся, который они презентуют родителям или ученикам других классов.
Сетевой образовательный модуль занимает весь учебный день. В этот день нет границ урок. Одна предметная область плавно перетекает в другую.
У учащихся повышается мотивация к обучению. Возрастает интерес и радость от проведенных занятий. А главное, что тема, выбранная для модуля рассматривается ребятами с разных углов, благодаря чему, формируются целостные представления о мире. А это влечет за собой не только качественные изменения сознания и личности в целом, но и означает, что человек способен более полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем «должное» место.