что такое согласие на уведомление об элн

С 1 января 2022 г. ЛН будут оформляться только в электронном виде! Подключение к СЭДО

Листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронной форме, между работодателями (страхователями) и Фондом предусмотрен обязательный электронный документооборот. Сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, страхователи должны будут направлять в Фонд в течение 3 рабочих дней.

Обращаем внимание, что в случае непредставления или нарушения сроков направления в Фонд сведений работодатель будет привлекаться к административной ответственности. Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, Фонд разработал и запустил систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и страхователями-работодателями. Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО. В настоящее время в СЭДО реализована функция по обмену оперативной информацией в рамках реализации механизма «прямых выплат» пособий.

Как подключиться к СЭДО? СЭДО – бесплатный электронный сервис.

Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр.

Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе:

У спецоператоров Контур-Экстерн и СБИС, у которых реализовано взаимодействие с ФСС.

Напрямую в программном обеспечении семейства 1С

Для работы с СЭДО через 1С напрямую обязательно требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), выданной на организацию (при работе через спецоператоров она у вас уже есть).

Со спецификацией Фонда по использованию электронного сервиса Фонда в рамках СЭДО можно ознакомиться на сайте Фонда, где размещены ссылки на сервис и спецификации СЭДО.

Адрес:
680021, г. Хабаровск, улица Ленинградская, 44
Схема проезда

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элнчто такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

Приемная филиала №7 (г.Хабаровск)

тел. (4212)912-670

Источник

Как дать согласие на оформление электронного больничного

Согласие на электронный больничный лист — это документ, подтверждающий разрешение пациента на оформление ему листка нетрудоспособности не на привычном бумажном голубом бланке, как было прежде, а в виртуальном формате.

Кому дадут электронный больничный

В 2017 году на головы россиян свалилось счастье в виде виртуальных больничных. Медики влюбились в возможность их выдачи без бумажной волокиты и с радостью применяют в работе. Получить его вправе любое застрахованное лицо. Но, к сожалению, врачи не всегда предупреждают пациентов, что нужно для электронного больничного листа, работнику и в голову не приходит, что для его получения есть ряд условий.

Типовая форма информированного добровольного согласия на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа и обработку персональных данных

(наименование и адрес)

(Ф.И.О. гражданина, законного представителя)

«______» __________________ ________ года рождения, зарегистрированный по адресу:_____________________

(адрес места жительства гражданина, паспортные данные: серия, номер, дата выдачи, выдавший его орган)

(адрес места жительства законного представителя, паспортные данные: серия, номер, дата выдачи, выдавший его орган, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия законного представителя)

в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в целях осуществления обязательного социального страхования подтверждаю свое согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа, а также на обработку моих ______, лица, законным представителем которого являюсь ______, персональных данных, необходимых для оформления листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе СНИЛС, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение, использование, передачу, распространение, предоставление, доступ, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.

Медицинская организация вправе обрабатывать и передавать для обработки другим участникам информационного взаимодействия — страхователю, Фонду социального страхования Российской Федерации, учреждению медико-социальной экспертизы и другим медицинским организациям мои _____, лица, законным представителем которого являюсь _______, персональные данные, необходимые для оформления листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе СНИЛС, посредством внесения их в электронную базу данных с использованием машинных носителей информации, по каналам связи с соблюдением мер, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа, без специального уведомления меня об этом.

Срок хранения персональных данных соответствует сроку хранения первичных медицинских документов (медицинской карты) и составляет двадцать пять лет.

Настоящее согласие дано мной «____» ______________ _____ года и действует бессрочно.

Я оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес медицинской организации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю медицинской организации.

В случае получения письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных медицинская организация обязана:

а) прекратить их обработку;

б) по истечении указанного выше срока хранения моих персональных данных (двадцать пять лет) уничтожить (стереть) все мои персональные данные из баз данных автоматизированной информационной системы медицинской организации, включая все копии на машинных носителях информации, без уведомления меня об этом.

(подпись гражданина, его законного представителя)

(контактный телефон (телефоны))

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с электронными больничными. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как заполнить согласие на ЭЛН

Приняв решение получить ЭЛН, сообщите об этом врачу. Вам выдадут пустой бланк, который следует заполнить, и подскажут, что работнику необходимо указать в заявлении о выдаче электронного листка нетрудоспособности:

Как передать ЭЛН работодателю

Электронный лист нетрудоспособности нематериален, соответственно, его нельзя передать в бухгалтерию обычным способом. Это виртуальный документ. Но он имеет двенадцатизначный уникальный номер, указанный на талоне, который врач выдаст пациенту при выписке. Вот его и сообщают работодателю для расчета пособия. Ехать на работу не нужно. Закон обязывает только сообщить номер по месту работы, а вариантов, чтобы это быстро сделать, в XXI веке предостаточно. Это очень удобно и для работника, и для бухгалтера.

Что делает бухгалтер с е-больничным

Страхователь является участником информационного взаимодействия по больничным в онлайн-формате. Следовательно, подготовился и прекрасно знает, что делать с электронным больничным листом работодателю:

2021 год готовит сюрпризы. Обязанность по выплате больничных ФСС возьмет на себя. При прямых выплатах работнику придется предоставить в бухгалтерию пакет документов:

Сведения будут переданы в фонд, который произведет расчеты и выплаты получателю. На его сайте размещен образец согласия на обработку персональных данных в ФСС, но в рассматриваемом случае законодатель не требует согласия работника на обработку его данных.

Уже сейчас обеспокоенные сотрудники интересуются, зачем нужно заявление в ФСС к электронному больничному, поскольку их убеждали, что реформы жизнь упростят, а на самом деле все только усложнилось. Принесут ли эти нововведения россиянам новое счастье — время покажет.

Источник

Социальный документооборот ФСС: что это такое, как подключиться в 1С

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

Что такое социальный электронный документооборот (СЭДО)

Медицинские учреждения оформляют листки нетрудоспособности как в бумажном, так и в электронном виде. Правила взаимодействия медучреждений, ФСС и работодателя утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 и вступили в силу 18.12.2017. Обмен электронными листками нетрудоспособности (ЭЛН) с ФСС и работодателем заключается в следующем:

В соответствии с указанной схемой работодатель узнает о том, что сотрудник оформил больничный лист только в момент, когда работник сообщает ему номер. Информация не всегда поступает к работодателю вовремя (номер может быть неверно записан, потерян, неверно введен в учетную систему работодателя и т. д.).

Далее у работодателя возникают вопросы, связанные с проверкой достоверности номера и выяснения, закрыт ли уже листок нетрудоспособности.

Работодателю было бы значительно удобнее получать информацию о листках нетрудоспособности не от работника, а непосредственно от ФСС, ведь именно в информационной системе ФСС аккумулирована вся информация о временной нетрудоспособности работников. Получать сообщения от ФСС работодателю было бы удобно сразу, в момент открытия, закрытия или оплаты листка нетрудоспособности. С учетом этих обстоятельств ФСС разработал систему социального электронного документооборота (СЭДО) в части оперативного информирования работодателей (рис. 1).

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

По замыслу Фонда, в тот момент, когда медицинская организация открывает ЭЛН, программа страхователя автоматически регистрирует листок нетрудоспособности, рассчитывает его и отправляет все сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия в Фонд.

А в момент, когда медицинская организация закрывает ЭЛН, в программе можно по одному клику создать, загрузить больничный, рассчитать его и сформировать для отправки в ФСС все требуемые заявления и реестры.

Получать сообщения из СЭДО можно напрямую из программ 1С, используя механизмы сервиса 1С-Отчетность.

Подключение к СЭДО в 1С

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

Рис. 2. Настройка подключения к СЭДО

Обратите внимание, что для работы c СЭДО необходимо заключить соответствующее соглашение о взаимодействии с ФСС. На текущий момент порядок заключения соглашения не утвержден. Следите за новостями на сайте.

Согласие работника на получение уведомлений от ФСС

ФСС гарантирует, что ИС ФСС РФ обеспечивает все необходимые условия защиты информации и сохранения ее конфиденциальности в соответствии с требованиями законодательства в сфере информационных технологий. Сведения о диагнозе пациента медицинской организации, сформировавшей ему электронный листок нетрудоспособности, работодателю не предоставляются, предоставляется только код. Сторонние лица не получают доступа к электронному листку нетрудоспособности.

Работодатель, не применяющий СЭДО, обычно получает информацию о состоянии здоровья сотрудника от него самого: по желанию сотрудника предоставить информацию о временной нетрудоспособности и наличии больничного листка. В условиях СЭДО работодатель получает информацию об изменении состояний ЭЛН автоматически, после оформления подписки на получение оповещений, поэтому в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» работодателю потребуется согласие сотрудника.

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

Рис. 3. Согласие работника на уведомление об ЭЛН

Состояния Согласия на уведомления об ЭЛН отображаются в списке сотрудников (рис. 4).

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

Рис. 4. Состояния согласий сотрудников на уведомления об ЭЛН и подписок на получение информации от ФСС

Можно сформировать и зарегистрировать заявления-согласия работников на обработку персональных данных о состоянии здоровья списком.

Если от работника получено согласие, то по одноименной кнопке следует Включить подписку на получение информации от ФСС об изменении статуса ЭЛН (см. рис. 4). Если сотрудник отзовет свое согласие или будет уволен, по одноименной кнопке следует Отключить подписку. Программа отслеживает состояние заявления сотрудника и своевременно напоминает о необходимости включить или отключить подписку.

Получение сообщений о статусе ЭЛН

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

Рис. 5. Получение сообщений из СЭДО ФСС РФ

В результате загрузки сообщений от ФСС работодатель получает информацию о номере и статусе ЭЛН. Программа предоставляет возможность сразу обработать полученное сообщение. К требующим обработки сообщениям относятся:

Новые сообщения требуется Получить из ФСС и на их основании зарегистрировать в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 неявки.

Полученные сообщения о закрытых ЭЛН требуют создания, загрузки и проведения документов Больничный лист.

Получение сообщений об аннулированных ЭЛН влечет за собой обработку ранее проведенных документов Больничный лист. Обработка производится в списке сообщений в колонке Больничный. Для удобства работы со списком сообщений предусмотрены кнопки отбора для показа сообщений:

По кнопке отбора Последние в списке доступны сообщения с последним статусом для всех электронных листков нетрудоспособности.

Автоматическая настройка сертификатов с помощью «1С-Отчетности»

1С:ИТС

От редакции. Подробнее о социальном документообороте с ФСС см. видеозапись спецвыпуска 1С:Лектория от 21.05.2020. О поддержке электронных листков нетрудоспособности, прямых выплат, СЭДО в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» (ред. 3) см. видеозапись лекции от 18.06.2020.

Источник

Социальный документооборот ФСС: что это такое, как подключиться в 1С

Фонд социального страхования разработал механизм социального электронного документооборота (СЭДО), с помощью которого осуществляется взаимодействие между медицинскими учреждениями, ФСС, работодателями и иными организациями. Он необходим для обмена юридически значимыми электронными документами и информацией между участниками системы.

Хозяйствующий субъект может получать информацию из СЭДО напрямую из программы 1С: ЗУП 8 ред. 3 через сервис 1С-Отчетность.

Суть социального электронного документооборота ФСС

Механизм взаимодействия медицинских учреждений, ФСС и работодателей регламентирован Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 г. № 1567. Согласно данным правилам медицинские организации вправе оформлять листок нетрудоспособности не только в бумажном, но и в электронном виде.

Обмен электронными больничными между Фондом социального страхования и работодателями производится следующим образом:

Внимание! Если в регионе действуют «Прямые выплаты» ФСС, больничный лист оплачивается сотруднику напрямую из фонда.

При таком механизме взаимодействия работодатель узнает о том, что сотруднику выписан больничный лист, только когда он сам сообщит номер документа. При этом информация не всегда поступает в организацию вовремя, к примеру, номер утерян, неправильно записан, неверно внесен в учетную систему и др. В этом случае бухгалтеру необходимо выяснить достоверность номера больничного листа, а также действительно ли он закрыт.

Чтобы у работодателя не возникало необходимости проводить дополнительную работу по установлению достоверности номера листка нетрудоспособности, ему удобнее получать сведения напрямую из ФСС, а не через работника. Дело в том, что вся информация о временной нетрудоспособности сотрудника собирается именно в информационной базе фонда. В связи с этим ФСС сформировал систему социального электронного документооборота (СЭДО) именно для своевременного информирования работодателей.

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

На основании данной схемы становится понятно, что когда медучреждение открывает электронный листок нетрудоспособности, программа работодателя в автоматическом режиме его регистрирует, а также производит все расчеты и направляет информацию в ФСС для назначения и выплаты пособия.

Когда медучреждение закрывает электронный листок нетрудоспособности, работодатель может сразу же создать или загрузить его в своей программе, затем рассчитать и направить в ФСС необходимую информацию, а также документы (заявления, реестры и др.).

Для того чтобы можно было применять такую схему, работодатель должен использовать сервис 1С-Отчетность.

Как подключить СЭДО в 1С: ЗУП 8 ред. 3

Для подключения СЭДО в 1С: ЗУП 8 ред. 3 необходимо:

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

Внимание! Для подключения к СЭДО работодатель должен заключить соглашение с ФСС об электронном взаимодействии.

Для работы с СЭДО в программе 1С нужно указать сертификаты страхователя и ФСС. При подключении сервиса 1С-Отчетность действие по настройке требуемых сертификатов проводится автоматически.

Согласие сотрудника на получение сообщений от ФСС

Фонд социального страхования гарантирует, что СЭДО обеспечивает все требуемые условия защиты информации и сохраняет ее конфиденциальность согласно требованиям законодательства РФ в сфере информационных технологий. Работодатель получает только код заболевания, а медицинский диагноз сотрудника ему не сообщается. Кроме того, третьи лица не имеют доступ к электронному больничному листку.

Важно! Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ работодатель должен получить согласие от сотрудника на обработку персональных данных.

В программе 1С: ЗУП 8 ред. 3 имеется возможность сформировать заявление работников о согласии на получение от ФСС сообщений о состоянии электронных листков нетрудоспособности, а также на контроль за получением этих согласий. Для этого нужно зайти в меню «Кадры» → «Пособия» → «Согласия на уведомление об ЭЛН», где содержится персонифицированный бланк заявления. Его можно распечатать и передать на подпись работнику.

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

В случае, когда работник согласен, используется кнопка «Включить подписку», и это означает, что информация будет получаться из ФСС об изменении статуса электронного листка нетрудоспособности. В случае, когда работник отзывает свое согласие или увольняется, используется кнопка «Отключить подписку».

1С: ЗУП автоматически отслеживает состояние заявлений работников и своевременно напоминает о необходимости включения или отключения подписки.

Получение сообщений о статусе электронного больничного

Если подписка подключена, работодатель может загружать в 1С: ЗУП сообщения по сотрудникам о состоянии этих документов, если работники подтвердили свое согласие на обработку уведомлений об электронных больничных. Для этого нужно зайти в меню «Кадры» → «Пособия» → «Сообщения ФСС об изменении ЭЛН» и нажать кнопку «Получить из ФСС».

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

После загрузки сведений пользователь получает информацию о номере больничного листка и его статусе. Полученное сообщение можно сразу же обработать, если у него статус:

Если сообщение новое, его необходимо «Получить из ФСС», а в 1С: ЗУП на его основании зарегистрировать неявки. Если листок нетрудоспособности закрыт, пользователю нужно создать, загрузить и провести новый документ «Больничный лист». В случае, когда листок нетрудоспособности аннулирован, необходимо обработать ранее сформированный в программе «Больничный лист».

Настроим загрузки ЭЛН, обучим работе с б/л по причине нетрудоспособности (03) Карантин по коронавирусу. Звоните!

Источник

Электронный больничный лист в 2021 году

что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть фото что такое согласие на уведомление об элн. Смотреть картинку что такое согласие на уведомление об элн. Картинка про что такое согласие на уведомление об элн. Фото что такое согласие на уведомление об элн

В 2021 году электронные больничные стали использоваться гораздо чаще, чем в предыдущие годы. Этому, в частности, способствовало введение « коронавирусных » ограничений и перевод многих работников на «удаленку ». О том, как получить и оплатить электронный больничный лист, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.

Вводная информация

Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).

После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. А в 2020-м году Минздрав утвердил порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ от 01.09.20 № 925н; далее — Порядок № 925н).

Что такое электронный листок нетрудоспособности

Как известно, больничное пособие начисляется на основании листка временной нетрудоспособности, который выдается заболевшему работнику медицинской организацией. Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2017 года), медучреждение может формировать больничный лист как в виде бумажного документа, так и в электронной форме без дублирования на бумаге.

Справка

С января 2022 года для выплат пособий по болезни и по уходу за больным членом семьи, а также по беременности и родам останется только ЭЛН. Такой бюллетень будет размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врачей выписку из указанного документа (п. 6 ст.13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона от 30.04.21 № 126-ФЗ). Подробнее см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям».

ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что и традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах»». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.

Важно

Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.

Условия перехода на ЭЛН

На основании действующей редакции статьи 13 Закона № 255-ФЗ больничный лист в электронном виде выдается заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Более того, если работник дал такое согласие, а позже выяснилось, что его работодатель с ЭЛН еще не работает, право на пособие сохранится. Как разъяснили специалисты ФСС России, в этом случае медицинская организация по заявлению сотрудника должна аннулировать ЭЛН и выдать ему больничный лист на бумажном носителе (письмо от 11.08.17 № 02-09-11/22-05-13462).

Для работодателей переход на ЭЛН в настоящее время также является добровольным. Не установлено никакой ответственности для тех, кто не получит доступ к ЕИИС «Соцстрах» и не сможет работать с новым форматом больничных листов. Равно как и не предусмотрено никаких «бонусов» (освобождение от проверок, ускорение возмещения расходов и т.п.) для тех, кто подключится к системе электронных больничных.

Чтобы начать работать с новой системой, нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567 и п. 74 Порядка № 925н).

Внимание

Из пункта 74 Порядка № 925н следует, что электронная подпись понадобится и директору, и главбуху (или другому сотруднику, уполномоченному вести бухгалтерский учет). Однако на практике ФСС принимает электронные больничные, подписанные одной УКЭП: либо руководителя, либо главбуха. Подробнее см. «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».

Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.

Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которых есть возможность работы с электронными больничными. Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности « Контур.Экстерн ».

Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация перешла на работу с ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что теперь они могут требовать от медучреждения оформления больничного листа в электронной форме, что, несомненно, сэкономит им время.

В завершение процедуры возможно заключение соглашения об информационном взаимодействии с региональным отделением ФСС (соответствующие формы обычно размещены на сайтах отделений).

Как получить ЭЛН

Рассмотрим, какие шаги должен предпринять заболевший сотрудник для того, чтобы получить электронный больничный лист. Как уже упоминалось, такой бюллетень оформляется только по письменному заявлению работника. А значит, нужно сообщить о желании получить ЭЛН лечащему врачу, и получить от него соответствующую форму заявления. Также работник должен проинформировать медучреждение о своем СНИЛС.

После того, как врач «закроет» больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть (п. 3 и подп. «б» п. 10 Правил № 1567). Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.

Внимание

Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать «движение» средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.

Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя

Как только от сотрудника поступили сведения о номере электронного больничного листа, работодатель должен приступить к выполнению действий, необходимых для его оплаты. Сначала с помощью выбранного ПО нужно найти этот больничный лист в базе данных ЕИИС «Соцстрах». Поиск проводится по тому номеру, который сообщил работник, и по его СНИЛС (п. 72 Порядка № 925н).

После того, как электронный больничный лист найден, его надо запросить из базы данных ФСС. В полученном ЭЛН нужно заполнить все графы раздела «Заполняется работодателем» (подп. «в» п. 11 Правил № 1567). По своему содержанию эти графы ничем не отличаются от граф аналогичного раздела бумажного варианта листка нетрудоспособности (п. 73 Порядка № 925н). Некоторые особенности заполнения ЭЛН см. в статье «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».

Заполненный документ необходимо сохранить и заверить электронными подписями руководителя и главного бухгалтера (или иного лица, уполномоченного вести бухучет) (п. 74 Порядка № 925н). После этого данные автоматически уйдут в ФСС.

Важно

Чтобы каждый раз не отвлекать руководителя и главбуха, можно передать уполномоченному лицу право оформлять ЭЛН. Для этого нужно издать приказ (распоряжение) или выдать доверенность. В таком случае подписывать ЭЛН нужно будет УКЭП уполномоченного лица (п. 74 Порядка № 925н).

Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то изменения нужно сделать также в электронном виде. Необходимо направить в ФСС исправленные сведения с указанием причины внесения изменений (п. 72 Порядка № 925н).

Из сообщения на сайте ФСС следует, что ни распечатывать ЭЛН, ни создавать его копию на компьютере работника или сервере организации не требуется. А вот расчет пособия по электронному больничному нужно хранить. Делать это можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, заверенного УКЭП (п. 75 Порядка № 925н).

Оплата электронного больничного ничем не отличается от оплаты традиционного бумажного листка нетрудоспособности. Это значит, что часть пособия, которая платится за счет работодателя, нужно перечислить вместе с ближайшей зарплатой (п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). ФСС выплатит свою часть пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя документов (сведений) либо реестра сведений. Также см. «ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий».

Важно

Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.

Плюсы и минусы электронного больничного

Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:

Есть удобства и для работников, которые оформляют электронные больничные. Они могут быстрее получить соответствующую выплату, так как для назначения пособия не нужно писать заявление и передавать работодателю оригинал бюллетеня, а достаточно лишь сообщить его номер. Кроме того, электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать «движение» выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.

Практические выводы

Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя (снимаются риски получения поддельного больничного, а также утраты документов при хранении), и для работников (они могут быстрее получить пособие). Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).

В любом случае вопрос о переходе на ЭЛН сегодня каждый работодатель вправе решать самостоятельно. Действующее законодательство не обязывает страхователей обеспечить работу с электронными больничными листами, и не устанавливает никакой ответственность для тех, кто не подключился к ЕИИС «Соцстрах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ТелефоныРежим работы