что такое собирательный образ
Словари
1. Предназначенный, служащий для собирания чего-либо.
2. Объединяющий в себе характерные признаки ряда однородных лиц, предметов, явлений; обобщенный.
3. Общий, единый для ряда лиц, предметов, явлений.
Обозначающий совокупность лиц, предметов, явлений как одно целое (в лингвистике).
СОБИРА́ТЕЛЬНЫЙ, собирательная, собирательное.
1. Обозначающий совокупность однородных предметов, составляющих или понимаемых как одно целое (грам.). Собирательные имена существительные (напр. тряпье, купечество, лом во 2 знач.). Собирательное значение.
2. Собранный, состоящий из отдельных соединенных частей (спец.). Собирательные кольца (тех.).
Собирательные существительные в грамматике: имена существительные, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение при помощи специальных суффиксов (напр. вороньё, беднота, учительство, бюрократия и др. ).
1. только полн. Служащий для собирания чего-л. С-ые линзы. С. аппарат пчелы. С-ые волоски насекомых.
2. Относящийся ко многим, обобщённый. С. образ. Говорить о чём-л. в собирательном смысле.
3. только полн. Грамм. Обозначающий совокупность предметов, лиц и т.п. как единое целое. С-ые числительные. С-ые имена существительные.
Служащий для собирания чего-л.
Собирательные линзы. Собирательный аппарат пчелы.
2. Объединяющий в себе, в своем составе ряд явлений, сторон, частей.
3. Обобщающий характерные признаки ряда однородных предметов, явлений и т. п., общий для ряда лиц, предметов, явлений.
Распространяясь далее к востоку, голландцы встретились с кафрами, известными под общим, собирательным именем «амакоза». И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
Обозначающий совокупность предметов, лиц и т. п., понимаемых как единое целое.
Собирательные числительные. Собирательные имена существительные.
собира́тельный, собира́тельная, собира́тельное, собира́тельные, собира́тельного, собира́тельной, собира́тельных, собира́тельному, собира́тельным, собира́тельную, собира́тельною, собира́тельными, собира́тельном, собира́телен, собира́тельна, собира́тельно, собира́тельны, собира́тельнее, пособира́тельнее, собира́тельней, пособира́тельней
прил., кол-во синонимов: 9
типизированный, синтетический, составленный, синтетичный, маслособирательный, обобщенный, снаряжательный
СОБИРАТЕЛЬНЫЙ (книжн.). 1. Обобщённый, относящийся ко многим. 2. только полн. ф. Предназначенный, служащий для собирания чего-либо.
ое лицо, имя, название; 2)
• «Что за прелесть эта Наташа!» — сказала она опять про себя словами какого-то третьего, собирательного мужского лица. Л.Толстой. Война и мир.
• Работая над статьями о пословицах и исследуя их происхождение, отражение в них русской истории и права, Снегирёв одновременно вёл большую собирательную работу и отдельно издал три сборника. А.Жигулёв. Из истории изучения и собирания пословиц и поговорок.
• Волоски ног или нижней стороны брюшка у большинства [пчёл] образуют собирательные аппараты, служащие для собирания пыльцы. Н.Холодковский. Учебник зоологии.
Фразеологизмы: Собирательное имя существительное (в грамматике: имя существительное, формально обозначающее совокупность однородных предметов, например: народ, листва).
СОБИРАТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к собирателю, принадлежащий, свойственный ему.
ая деятельность, коллекция, лупа, картотека;
ие способности, достижения.
• И если его собирательская деятельность встречала полное сочувствие и одобрение современников, то его пуристические попытки осуждались неоднократно и вполне справедливо. А.Бабкин. Толковый словарь В. И. Даля.
Собирательный образ
Когда московские власти собрались застраивать Ходынское поле, окрестные жители были очень недовольны, они устраивали митинги и пикеты — как водится, без результата. О возникшем конфликте даже рассказывали по телевизору.
И вот одна журналистка с большим пафосом заявила: «В конце концов, это просто неуважение к памяти людей, погибших во время Кровавого воскресенья на Ходынском поле!»
Разумеется, нет нужды напоминать, что Кровавое воскресенье не имеет никакого отношения к Ходынскому полю — журналистка просто смешала в одну кучу два устойчивых сочетания и два совершенно разных события. В 1896 году на Ходынском поле под Москвой (теперь оно уже находится на территории Москвы) при праздновании коронации императора Николая II произошла давка и паника, во время которой погибло несколько тысяч человек. Тогда и возникло выражение устроить ходынку — в смысле устроить давку, сутолоку. А в 1905 году в Санкт-Петербурге, утром 9 января 140-тысячная толпа мужчин, женщин, стариков и детей, возглавляемая знаменитым попом Гапоном (не все, кстати, знают, что Гапон — это не имя, а фамилия), с хоругвями, иконами и портретами царя двинулась к Зимнему дворцу. Демонстранты хотели подать царю петицию о своих нуждах. Но на Дворцовой площади им перекрыла путь заградительная цепь солдат, которая открыла по толпе огонь. Это событие, расстрел мирной демонстрации, и вошло в историю под названием Кровавое воскресенье. Оно стало началом первой русской революции 1905–1907 годов.
Итак, разные города: Ходынка в Москве, а Кровавое воскресенье в Петербурге. Разрыв во времени почти в десятилетие, не только разные годы, но разные века. Да и события разные — в одном случае давка, в другом — расстрел мирной демонстрации.
Наконец, разные причины: в одном случае плохая организация торжеств, в другом, ну, о причинах революции можно рассуждать долго. И все же не случайно журналистка спутала эти два события.
Видимо, когда человек плохо знает историю, в голове у него остаются от ее изучения в школе, с одной стороны, отдельные слова и выражения, а с другой — смутные образы каких-то событий. Причем одно с другим не всегда связано. И вот Ходынка и Кровавое воскресенье объединяются в некий собирательный образ. Это гиперсобытие можно описать примерно так: в столичном городе России по вине властей произошла массовая гибель граждан, которые с мирными намерениями пришли к последнему русскому царю, царствование которого было бездарным и привело к революциям и крушению России. Для довершения сходства двух эпизодов можно упомянуть, что в обоих случаях во дворце был назначен бал, который власти не посчитали нужным ввиду печальных событий отменить.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Творимый образ
Творимый образ Центральный принцип творчества А. М. Ремизова — интерсубъективность — не следует воспринимать как солипсизм — замкнутое и самодостаточное существование «Я» в собственных пределах. Еще в 1904 году Ремизов определился в разрешении дилеммы
Глава V. ОБРАЗ
Глава V. ОБРАЗ Можно ли жить на сцене лично „от себя» Уже много раз было сказано о том, как при верном сценическом самочувствии свое личное «я» странным образом изменяется и делается неким сложным «я», соединяющим в себе личность актера-творца и воплощаемый им образ.Здесь
Излюбленный образ
Излюбленный образ Обстоятельства перестраивают: под влиянием их мы испытываем то радость, то горе, то раздражение, то гнев, то скуку. Но показать свои подлинные настроения не всегда можно. И человек закрывает свое истинное чувство, напускает на себя спокойствие — когда
Образ внешний и образ внутренний
Образ внешний и образ внутренний Одного актера такой резко характерный текст толкнет на то, что он, почувствовав себя Ваней-мясником, очень мало изменится внешне: у него не появится ничего от деревенского парня старого времени; он изменится, главным образом, внутренне —
Образ
Образ В данном случае имеется в виду не то общее значение понятия, которое применяется как общая характеристика имагологической деятельности (образ России, образ Франции и т. п.), но образ в конкретном поэтологическом значении – образы, которые создаются литературой,
Образ Будды
Образ Будды По словам Т. Буркхардта, происхождение буддийского искусства от индуистского искусства – это своего рода алхимический процесс: буддийское искусство «растворило» космическую мифологию Индии и трансформировало ее в образы душевных состояний»[68]. Вместе с
Что такое собирательный образ
Особенности художественного образа в литературе
Понятие и определение художественного образа
По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.
Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.
Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:
Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.
Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.
Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.
Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:
Особенности художественного образа в произведениях
Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.
Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.
Система образов в стихотворениях
При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).
Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.
Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.
Значение слова «собирательный»
1. Спец. Служащий для собирания чего-л. Собирательные линзы. Собирательный аппарат пчелы.
2. Объединяющий в себе, в своем составе ряд явлений, сторон, частей. Сценическое искусство — собирательное. Оно соединяет в гармоническое целое творчество литераторов, артистов, музыкантов, художников. Станиславский, Доклад о цензуре.
3. Обобщающий характерные признаки ряда однородных предметов, явлений и т. п., общий для ряда лиц, предметов, явлений. Чувствовалось, что его [Садовского] Мелузов — собирательный образ интеллигента конца 70-х годов. Юрьев, Записки. Распространяясь далее к востоку, голландцы встретились с кафрами, известными под общим, собирательным именем «амакоза». И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
4. Грамм. Обозначающий совокупность предметов, лиц и т. п., понимаемых как единое целое. Собирательные числительные. Собирательные имена существительные.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СОБИРА’ТЕЛЬНЫЙ, ая, ое. 1. Обозначающий совокупность однородных предметов, составляющих или понимаемых как одно целое (грам.). Собирательные имена существительные (напр. тряпье, купечество, лом во
2 знач.). Собирательное значение.
2. Собранный, состоящий из отдельных соединенных частей (спец.). Собирательные кольца (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
собира́тельный
1. относящийся к собиранию, сбору чего-либо ◆ Собирательный процесс.
2. обобщённый, относящийся к множеству объектов ◆ Собирательный образ в пьесе.
3. лингв. применительно к существительным называющий совокупность однородных объектов. ◆ Собирательные имена.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: государев — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Можно догадаться, что все главные и второстепенные герои литературных произведений не придуманы автором, а списаны с реальных людей. Если бы все герои авторов оказались чистым вымыслом, то вряд ли сами произведения были бы интересны читателю. Вымышленный герой идеален, а это неинтересно.
Понятие прототипа
У каждого персонажа литературного произведения есть двойник в реальной жизни. Это может быть писатель, создавший шедевр, знакомые или родственники, и даже интересная историческая личность. Этих людей и можно назвать прототипами литературных персонажей.
Что такое прототип в литературе? Это первоначальный образ, знакомый писателю в жизни или по историческим книгам, у которого заимствуются черты характера и внешности для создания литературного героя. В то же время писатель вправе домыслить персонаж, доработать, дополнить его качества личности. Часто писатель создает настолько литературный образ, выбирая прототип, что такое совпадение с реальным человеком бывает не совсем точным.
Прототип в реалистической литературе
Нередко по задумке писателя появляется прототип, который от начала и до конца повторяет жизненный путь и поступки самого автора. Такие произведения являются наиболее реалистичными, потому что сполна вбирают в себя жизненный уклад и взгляды героев именно той эпохи. Обращаться к такому прототипу писателю приходится в автобиографических произведениях.
Несколько прототипов – собирательный образ
Существуют и так называемые собирательные образы. Это когда прототип героя не один, а их несколько. Создавая литературный образ, автор берет различные особенности сразу у нескольких людей. Ярким примером может служить произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где Грушницкий – это собирательный образ.
Детская литература
Для детей так выбирается прототип, что такое произведение становится читающему ребенку близким и понятным, потому что главный герой – ребенок. Юному читателю вполне понятны его поступки. А откуда же берутся персонажи-дети? Чаще всего прототипами становятся родные дети писателей. Так появилась Алиса Селезнева в «Тайне третьей планеты», девочка Мурочка в произведениях К.Чуковского.
Дочь Льюиса Кэролла Алиса стала прототипом главной героини в произведении «Алиса в Стране Чудес». Часто рассказанная история кажется невероятной и очень интересной, а имена персонажей совпадают с именами оригинала и его друзей. Иногда читатели могут рассмотреть прототип. Что такое понятие может дать при анализе произведений? Читая литературное произведение, хочется знать, с какого человека автор списал героев, кого они напоминают. Это помогает прочувствовать идею и тему текста.
Но прототип (что такое значит этот термин, мы разобрали выше), вполне возможно, не хочет огласки своего имени. Поэтому иногда читателям лишь остается догадываться и строить теории о прототипе того или иного героя.