что такое собачья вахта
Собачья вахта
После смены, на следующий день, я пошел в их подразделение навестить Жанобаева и расспросить, как он оказался внутри поста, в собачьей зоне. Просто из любопытства. Он сидел на кровати, жалкий и затравленный, меня не узнал. Выяснилось, что пришел в себя только к обеду и первые сведения от него поступили на казахском языке, русский он забыл начисто!
Когда мороз прижал до крайности, решил затеять состязание с собакой, бегая вдоль забора и поддразнивая пса. Тот носился за ним, в надежде на удачу, но в какой то момент отстал. Жанобаев вернулся и обнаружил, что он зацепился на противоположном конце от конуры за узел проволоки и не может сорваться. Даже попытки подразнить его не помогали. Зверь уже не рычал, а выл от ярости.
Мороз не давал солдату насладиться бедой сослуживца. Особенно донимал ветер, проникающий сквозь толщу мехов, поддувая в стыки одежды. Минут через десять, проверив еще раз надежность ловушки, в которую угодила собака, Жанобаев понял, что ему улыбнулась удача, и решил не упускать случая. Он вошел за проволоку, собака безуспешно рвалась к нему, откуда то из двухсотметровой дали. От конуры до калитки пять метров, даже если собака сорвется, то он успеет добежать. Встал за конуру, надеясь спрятаться от ветра. Но конура была метр на метр, ветер порывами то с одной, то с другой стороны, легко ее обходил, спасения не было. Жанобаев обошел конуру со всех сторон, уже привыкнув к безопасности. Где находится хозяин конуры не было видно, звуки заглушали метель и собака с соседней стороны забора, прибежавшая на помощь собрату и рвущаяся с цепи на нарушителя спокойствия в пяти метрах.
Освоившийся защитник Родины, подумал, что негоже добру пропадать и решил воспользоваться укрытием. Он полез в конуру. Отверстие рассчитано на собаку без тулупа и автомата, поэтому пролез с трудом. Развернуться в конуре не смог и завозился, пытаясь высвободить автомат и обеспечить себе обзор. Не успел, собака, обладающая слухом, намного превосходящим человеческий, поняла, что враг завладел главной ее святыней – жилищем. С удесятеренной яростью силой, она разогнула конец проволочного узла и ринулась к конуре. Свист проволоки предупредил захватчика о приближающемся возмездии, но предотвратить его он уже не успел.
Почувствовав, несмотря на слои шкур, боль от зубов зверя, маленький несчастный казах мысленно уже расстался с жизнью, напрочь забыв про автомат и присягу.
Собачья вахта
Вахта (ср. нем. Wächter : вахтёр, сторож) — морской термин, многозначное понятие, которое может обозначать:
Также термин вахта может применяться по отношению к дежурству на различных объектах, требующих круглосуточного наблюдения или выполнения каких-либо работ. Например, можно применить термин к дежурству на котельной центрального отопления.
Содержание
Вахта в Российском императорском флоте
Для несения вахты офицеры расписывались на три и не более чем на пять вахт, а команда на четыре отделения. Обыкновенное распределение вахт в сутках: с 24:00 до 4:00, с 4:00 до 8:00, с 8:00 до полудня, с полудня до 18:00 и с 18:00 до полуночи; часы смен были наиболее удобны для жизни экипажа, и так как вахту несли посменно четыре отделения, то каждые сутки для одних и тех же людей часы вахт менялись. При пяти офицерах промежуток времени от полудня до полуночи разбивался на три вахты, поэтому ежедневно офицер стоял на вахте разные часы. Стоящий на вахте (правящий вахту) офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время хода корабля — с мостика. Вахтенный начальник должен был посылать вниз (в подпалубные помещения) подчинённого ему вахтенного офицера или же начальника вахтенного отделения. На корабле не могло происходить ничего существенного без разрешения или ведома вахтенного начальника, который подчинён только командиру и старшему офицеру; распоряжаясь лично, он докладывал о происходящем на корабле и вне корабля своим начальникам. В русском флоте вахтенными начальниками назначались лейтенанты, а вахтенными офицерами обычно мичманы. Быть отставленным от вахты для офицера являлось тяжёлым наказанием.
Вахтенное отделение команды разводилось для несения службы по всему кораблю и находилось в распоряжении офицеров, стоящих на вахте. Отделение команды, отстоявшее предыдущую вахту, называется «подвахтенным» и в случае нужды его вызывали в помощь вахтенному. Машинная команда разводилась на вахту отдельно от строевой: она находилось в подчинении вахтенного механика. Все приказания вахтенного начальника передавались вахтенным унтер-офицером, сопровождаясь особым свистком (дудкой), значащим, что приказание идёт с вахты; на обязанности вахтенных лежала проверка исполнения переданных приказаний.
В другом значении слова вахта означало в русском флоте половину команды, то есть первая вахта есть первое и третье отделения, вторая же — второе и четвёртое. Соответственно этому разделению нечётные отделения размещались на правой стороне корабля, а чётные на левой; все судовые расписания команды составлялись, придерживаясь того же деления. В крайних случаях, обусловленных работой или опасностью, вахта неслась командой повахтенно, то есть наверху находилась половина всех начальников. При авральных работах, когда вызывается наверх вся команда, вахтенный начальник сменялся старшим офицером. Термин «боевая вахта» относился к машинной команде, находящейся в машине и кочегарных отделениях во время боя; она комплектовалась лучшими людьми по своим специальностям; остальная же машинная команда шла согласно боевому расписанию на пополнение строевых нижних чинов у opyдий, торпедных (минных) аппаратов и подачу боеприпасов.
Собачья вахта
Не следует путать этот термин с английским dog watch — вахтой с 16:00 до 20:00. В русском флоте были переняты традиции голландского, где «собачьей» зовётся именно первая послеполуночная вахта. В английском флоте «собачья вахта» — полувахта с 16 до 18 часов и с 18 до 20 (полувахты были введены для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время).
Распорядок дня на кораблях, начиная с петровских времен, был такой: подъём в 6:00, с 12:00 до 13:00 — обед и адмиральский час. [11] Отбой в 23:00. После «собаки» выспаться вахтенным в течение суток не получалось, так как выполнять все корабельные работы и присутствовать на молебнах подвахтенные должны были наравне со всем экипажем, то есть с 6:00 до 23:00 — напряжённые работы с часовым перерывом. Поэтому борьба со сном была не только с 00:00 до 04:00, а в течение всех суток. Однако это только при стоянке корабля в порту. В море распорядок дня был несколько иной и вахте всё-таки предоставлялось время для сна, но присутствие на молебнах не отменялось.
Из истории судовых вахт
С давних времен для обеспечения безопасности плавания моряки делили сутки на вахты. До конца XVII века на кораблях использовали восьмичасовые вахты. Первым, кто, по мнению историков, изменил этот порядок, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил корабельную команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты.
В наши дни судовая вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или на рабочем месте судовых специалистов и командиров: штурманов, механиков, радиооператоров, а также лиц рядового состава: матросов, мотористов, машинистов, электриков и т.д. Судовая вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность. Ответственность за организацию вахт в целом возложена на капитана корабля, а по отдельным судовым службам – на начальников служб. За надлежащее несение членами судового экипажа вахты отвечают вахтенные помощники капитана.
Уставами службы на разнообразных по своему назначению судах предусмотрено несение ходовых и стояночных вахт. Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменном дежурстве, как правило, не превышает четырех часов, а при двухсменной вахте – шести часов. Стояночная вахта для командного состава не должна продолжаться больше суток.
Во время несения своей вахты вахтенный помощник является представителем капитана судна. Он несет личную ответственность за безопасность судна, его экипажа, груза и другого имущества, производственную деятельность, так как является руководителем для всей вахтенной службы судна и подчиняется непосредственно капитану. Распоряжения вахтенного помощника в пределах его полномочий обязательны для исполнения не только для судового экипажа, но и для всех лиц, находящихся в данный момент на борту. В свою очередь вахтенный механик является начальником для всей судомеханической вахты, отвечает за надежную работу судовых технических средств, обеспечивает нормальную техническую эксплуатацию судна. Он подчиняется вахтенному помощнику капитана, а в части эксплуатации судовых технических средств – старшему механику. В его непосредственном подчинении находятся вахтенные электромеханик, рефмеханик, другие специалисты машинной команды судна. Вахтенный радиооператор подчиняется непосредственно капитану судна, а в части специальных вопросов – начальнику судовой радиотехнической службы.
В прошлом по судовому расписанию “первая вахта” имела нечетные номера и работала во время аврала на правой стороне судна, а “вторая вахта” – на левой. Эти вахты английские моряки в шутку называли “правая сторона булиня”. В то время существовали команды: “Первая – на вахту!”, “Обе на вахту!”. Суточное же время делилось следующим образом: четыре часа на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: “первая” с 20 до 24 часов, “средняя” с полуночи до 4 часов утра и “утренняя” с 4 до 8 часов.
При таком несении вахт получалось, что одна часть команды работала на палубе восемь часов, а вторая – только четыре. Однако и днем после дежурства члены экипажа “первой вахты” не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми, что было весьма тяжело. Поэтому, чтобы дать им возможность отдохнуть, сутки стали делить не на шесть частей (т.е. по четыре часа), а на семь. Для этого вахту с 16 до 20 часов разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь вахты сдвигались, и члены судового экипажа находились на палубе одинаковое время. В то далекое время вахту с 16 до 20 часов называли “собачьей вахтой”, а двухчасовые полувахты – “вахтой с обрезанным хвостом” или просто “обрезанной вахтой”. Такое неблагозвучное название эта вахта получила неслучайно, так как в 16 часов обычно заканчивались дневные работы, и свободная смена шла отдыхать. Судовой вахтой в это время обычно начинал командовать капитан, а уж он-то не давал спуску своим подчиненным. Скользящий график судовых вахт был принят только у военных моряков. Историки предполагают, что на военно-морском флоте такая вахта стала называться “адмиральской”.
Со временем на флотах вводился английский порядок несения судовых дежурств. Но в ряде стран продолжительность и время несения вахт имели свои особенности. Например, у российских моряков дневная вахта длилась с 12 до 18 часов, за ней шла вахта с 18 до 20 часов и далее по четыре часа. В настоящее время на военно-морском флоте в связи с требованиями повышенной бдительности и неотлучного пребывания на различных постах вахта ведется в три смены. Еще в Морском уставе Петра I от 1720 года в обязанности командиров кораблей вменялось “главнейшим делом” расписать “всю команду на три равные части по вахтам, а вахты – по парусам, орудиям и т.д.”.
За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы придумывали свои названия. Так, судовые вахты в две смены (будь они по два или по четыре часа), когда промежутки для отдыха были небольшими, английские моряки прозвали вахтами “с носков на пятки, с пяток на носки”. А первые российские мореходы и поморы сами вахты называли “переменами”, а подвахты – “подпеременами”.
При делении суток на трехсменные вахты первая их них стояла днем с 8 до 12 часов и ночью с 20 до 24 часов. Поскольку эта вахта приходилась на время бодрствования, ее считали легкой и доверяли молодым и малоопытным морякам. Русские моряки называли ее “детской” вахтой или “сама стоит”, а также “пионерской” и даже “пенсионерской”. Вечернюю половину вахты именовали “прощай, молодость” – она занимала самое драгоценное для молодежи вечернее время. В эти часы судовую вахтенную службу возглавляет, как правило, третий помощник капитана.
Самой тяжелой считалась вторая вахта, которая продолжалась днем с 12 до 16 часов и ночью с полуночи до 4 утра. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Это время английские моряки с иронией называли “послеобеденное стоячее лежание”. В русском флоте ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишались “адмиральского часа” – так назывался узаконенный еще Петром I обеденный перерыв, начинавшийся с раздачи водки (звучала команда “Свистать к вину и на обед”) и заканчивавшийся послеобеденным часовым сном. Со временем водку и вино перестали выдавать, но “адмиральский час” соблюдается и в наши дни.
Ночная вахта с полуночи до 4 утра была наиболее скучной, потому что вахтенные не имели права спать. Несение вахты в это время англичане именовали “вахтой склеивающихся глаз”, а также “длинной” (она кажется продолжительнее других вахт) или “кладбищенской” (тишина). Немецкие, голландские и шведские моряки называли ее “плоскостной” (не присядешь – иначе заснешь). Во многих странах мира и сегодня эту вахту называют “собачьей вахтой”. Как правило, ее возглавляет второй помощник капитана.
Судовая вахта с 4 до 8 часов утра и с 16 до 20 часов вечера называлась куда красивее – “Диана”. Такое прозвище дали ей итальянские моряки в честь утренней звезды Дианы, а приземленные голландцы называют эту вахту просто – “дневной”. Именно ее вторая половина с 16 до 20 часов когда-то называлась “английской собакой”, но с введением трехсменной вахты стала самой любимой и удобной у моряков, и ее стали называть “королевской” или “хорошей вахтой”. В эти часы вахтенную службу обычно возглавляет старший помощник капитана. На судах, где имеется более трех помощников, старший помощник несет лишь одну ходовую вахту с 4 до 8 часов и контролирует несение ходовой вахты четвертым помощником с 16 до 20 часов. В сложных условиях старший помощник несет ходовую вахту по указанию капитана корабля.
Помимо перечисленных видов судовых вахт имеются и другие вахты. Например, при плавании судна в тумане для усиления бдительности, выставляют “туманную вахту”. Самой хлопотной вахтой моряки всех флотов считают вахту, когда судно приходит в порт или покидает его. Ее даже называют “козлиной”. Таким образом, названия и прозвища судовых вахт тесно связаны с условиями работы и быта моряков. Со временем часть из них уходит в прошлое, но многие используются и по сей день.
Собачья вахта
Смотреть что такое «Собачья вахта» в других словарях:
«СОБАЧЬЯ ВАХТА» — (The dog watch) см. Собака. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Собачья вахта — Жарг. арм. Ночной караул. Кор., 266 … Большой словарь русских поговорок
ВАХТА — бережливости. Публ. Патет. Кампания за экономию энергии, топлива, сырья. БМС 1998, 68. Собачья вахта. Жарг. арм. Ночной караул. Кор., 266. Трудовая вахта. Публ. Патет. Интенсивная непрерывная работа какого л. коллектива в честь какого л. события … Большой словарь русских поговорок
Вахта — У этого термина существуют и другие значения, см. Вахта. Вахта (вахтенная служба) основной вид дежурства на судах, обеспечивающий безопасность плавания и поддержание боеготовности. Делится на общекорабельную и специальную. Вахта в Российском … Википедия
ВАХТА СОБАЧЬЯ — собака (Dogwatch) так в старом флоте называлась В. с полуночи до четырех часов. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
растение — автохор, пересадок, рассада, растеньице, семенник Словарь русских синонимов. растение сущ., кол во синонимов: 4422 • аа (3) • абака … Словарь синонимов
Список растений — Список растений, иллюстрации к которым размещены в справочнике «Köhler s Medizinal Pflanzen» Приложение к статье Köhler s Medizinal Pflanzen Иллюстрации из атласа лекарственных растений «Köhler’s Medizinal Pflanzen»… … Википедия
Список растений, иллюстрации к которым размещены в справочнике «Köhler’s Medizinal-Pflanzen» — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Köhler s Medizinal Pflanzen … Википедия
Список программ телеканала НТМ — Перечень программ, выходивших или выходящих на ярославском телеканале НТМ с 2006 по 2010 год. Содержание 1 Архивные программы собственного производства 2 Программы … Википедия
Вахта
Вахта (вахтенная служба) — основной вид дежурства на судах, обеспечивающий безопасность плавания и поддержание боеготовности. Делится на общекорабельную и специальную.
Вахта в Российском императорском флоте
Для несения вахты офицеры расписывались на 3 и не более чем на 5 вахт, a команда на 4 отделения. Обыкновенное распределение вахт в сутках: с 24.00 до 4.00., с 4.00 до 8.00, с 8.00 до полудня, с полудня до 18.00 ч. в. и с 18.00 до полуночи; часы смен были наиболее удобны для жизни команды, и так как вахту несли посменно 4 отделения, то каждые сутки для одних и тех же людей часы вахт менялись. При 5 офицерах промежуток времени от полудня до полуночи разбивался на 3 вахты, поэтому ежедневно офицер стоял на вахте разные часы. Стоящий на вахте (правящий вахту) офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время хода корабля — с мостика. Вахтенный начальник должен был посылать вниз (в подпалубные помещения) подчинённого ему вахтенного офицера или же начальника вахтенного отделения. На корабле ничто существенное не могло происходить без разрешения или ведома вахтенного начальника, который подчинён только командиру и старшему офицеру; распоряжаясь лично, он докладывал о происходящем на корабле и вне корабля своим начальникам. В русском флоте вахтенными начальниками назначались лейтенанты, a вахтенными офицерами обычно мичманы. Быть отставленным от вахты для офицера являлось тяжёлым наказанием.
Вахтенное отделение команды разводилось для несения службы по всему кораблю и находилось в распоряжении офицеров, стоящих на вахте. Отделение команды, отстоявшее предыдущую вахту, называется «подвахтенным» и в случае нужды его вызывали в помощь вахтенному. Машинная команда разводилась на вахту отдельно от строевой: она находилось в подчинении вахтенного механика. Все приказания вахтенного начальника передавались вахтенным унтер-офицером, сопровождаясь особым свистком (дудкой), значащим, что приказание идёт с вахты; на обязанности вахтенных лежала проверка исполнения переданных приказаний.
В другом значении слова вахта означало в русском флоте половину команды, то есть 1-я вахта есть 1-е и 3-е отделения, 2-я же — 2-е и 4-е. Соответственно этому разделению нечётные отделения размещались на правой стороне корабля, a чётные на левой; все судовые расписания команды составлялись, придерживаясь того же деления. В крайних случаях, обусловленных работой или опасностью, вахта неслась командой повахтенно, то есть наверху находилась половина всех начальников. При авральных работах, когда вызывается наверх вся команда, вахтенный начальник сменялся старшим офицером. Термин «боевая вахта» относился к машинной команде, находящейся в машине и кочегарных отделениях во время боя; она комплектовалась лучшими людьми по своим специальностям; остальная же машинная команда шла согласно боевому расписанию на пополнение строевых нижних чинов y opyдий, торпедных (минных) аппаратов и подачу боеприпасов.
Собачья вахта
Собачья вахта или просто «собака» — вахта, длящаяся с 00:00 до 04:00. Обычно её стоит второй штурман. Считается самой тяжелой из-за того, что вахтенному приходится бороться со сном в это время суток.
Не следует путать этот термин с английским dog watch — вахтой с 16:00 до 20:00. В русском флоте были переняты традиции голландского, где «собачьей» также зовётся первая послеполуночная вахта. В английском флоте «собачья вахта» — полувахта с 16 до 18 часов и с 18 до 20. Полувахты были введены для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время.