что такое снв в политике

СНВ: история договора о сокращении вооружений. Справка

Новый вице-президент США Джозеф Байден впервые выступил на конференции по безопасности в Мюнхене и сразу сделал ряд громких заявлений в отношении России.

Договор устанавливал равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Согласно Договору каждая из сторон не может иметь более чем:

— 1600 средств доставки ядерных боезарядов /развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет (БР), подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков/;

— 6000 боеголовок, из которых 4900 развернутых на МБР или БР подводных лодок, 1540 развернутых на 154 тяжелых МБР для СССР (США тяжелых МБР не имеют), 110 развернутых на мобильных МБР.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности:

— Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

— Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.

— Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ-1

Срок действия Договора составляет 15 лет (до 2009 года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

6 декабря 2001 г. официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

Источник

Договоры СНВ-1 и СНВ-2. История вопроса

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности:

‑ Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
‑ Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ.

‑ Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ‑1.

Таким образом? соглашение по СНВ-1 состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем ‑ более 500 страниц.

6 декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7 ‑ 2,2 тысяч единиц. Этих уровней они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению.

В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США, «Российская Федерация отмечает отсутствие каких-либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».

24 апреля 2009 года в Риме прошли первые консультации российских и американских экспертов по подготовке нового соглашения между США и Россией.

19‑20 мая в Москве прошел первый раунд, 1‑3 июня и 22‑24 июня в Женеве (Швейцария) состоялись второй и третий раунды российско-американских переговоров по выработке договора по проблемам сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Переговоры проходили в условиях строгой конфиденциальности и информация о ходе диалога не разглашалась.

В документе Россия и США заявили о намерении сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов ‑ до 1,5‑1,675 тысячи единиц и их носителей ‑ до 500‑1,1 тысячи единиц. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в Договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.

Срок действия нового Договора по СНВ будет определен в десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим Договором об СНВ.

Предполагается, что новый Договор об СНВ не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из сторон и третьим государством.

Четвертый раунд переговоров проходил с 22 по 24 июля 2009 года в Женеве. Встреча проходила в закрытом режиме. Участники дискуссии обсудили параметры будущего соглашения с особым упором на элементы, обозначенные в Совместном понимании президентов РФ и США по вопросам СНВ, подписанном 6 июля в ходе Московского саммита.

31 августа ‑ 2 сентября 2009 года в Женеве состоялся пятый раунд переговоров по СНВ. По сообщению российского МИД, «стороны приступили к отработке конкретных статей договора, а также договорились о переносе работы над ними в рабочие группы».

Россия и США планируют подготовить новое соглашением по СНВ к декабрю 2009 года.

Источник

Договоры СНВ-1 и СНВ-2

Договоры СНВ-1 и СНВ-2

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР и США (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок может продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Договор устанавливал для сторон равные лимиты на количество боезарядов и средств их доставки, а также лимиты на забрасываемый вес баллистических ракет.

Вне договора остались крылатые ракеты морского базирования с дальностью более 600 км. Однако были взяты обязательства не развертывать КРМБ в количестве, превышающем 880 единиц.

Дополнительно к Договору подписан ряд документов, в частности, Протокол о Совместной комиссии по соблюдению и инспекциям в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о проведении на раннем этапе показов стратегических наступательных вооружений в связи с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о заблаговременном обмене списками инспекторов, наблюдателей и членов летных экипажей, предлагаемых в связи с инспекциями и деятельностью по непрерывному наблюдению, проводимыми согласно Договору по СНВ, Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором СНВ-1.

Таким образом соглашение по СНВ-1 состоит из собственно документов Договора и ряда сопутствующих документов. Их общий объем более 500 страниц.

Шестого декабря 2001 года официальные представители России и США заявили, что их страны выполнили обязательства по договору СНВ-1.

На саммите в Москве 24 мая 2002 года президентами США и России был заключен дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), ограничивающий число оперативно развернутых ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1,7-2,2 тысячи единиц. Этих уровней, согласно договору, они должны достичь к декабрю 2012 года. При этом за сторонами остается право определять состав и структуру стратегических наступательных вооружений по собственному усмотрению. В 2005 году Россия предложила американской стороне заключить новое соглашение вместо договора по СНВ.

Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2) был подписан президентами России и США 3 января 1993 года в Москве.

Неотъемлемой частью Договора СНВ-2 является Меморандум о зачислении боезарядов и о данных по тяжелым бомбардировщикам; Протокол о процедурах, регламентирующих ликвидацию тяжелых МБР и переоборудования их ШПУ; Протокол о показах и инспекциях тяжелых бомбардировщиков.

Договор СНВ-2 должен был вступить в силу в день обмена ратификационными грамотами, но не ранее вступления в силу Договора о СНВ-1.

Министр иностранных дел России и государственный секретарь США подписали 26 сентября 1997 года в Нью-Йорке Протокол к Договору СНВ-2, который предусматривал отсрочку осуществления Договора на 5 лет с 31 декабря 2001 года до 31 декабря 2007 года. Отсрочка была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его статьей I должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ-1 (он вступил в силу 5 декабря 1994 года), то есть к 31 декабря 2001 года. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ-2, например в 1997-1998 годах, время на его выполнение сокращалось бы значительно на 3-4 года.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 года с условием сохранения договора по ПРО. США ратифицировали Договор в январе 1996 года, однако Договор в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 года на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным.

После выхода США из договора по ПРО 13 июня 2002 года, российская сторона заявила о прекращении обязательств по договору СНВ-2. 14 июня 2002 года было опубликовано Заявление МИД России, в котором говорилось, что в связи с действиями США, «Российская Федерация отмечает отсутствие каких либо предпосылок для вступления в силу Договора СНВ-2 и не считает себя более связанной предусмотренным международным правом обязательством воздерживаться от действий, которые могли бы лишить этот Договор объекта и цели».

Во время визита президента США в Москву в июле 2009 года было принято Cовместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений, зафиксировавшее основные параметры будущей договоренности. 26 марта 2010 года лидеры РФ и США заявили о завершении переговоров.

Подготовленное к подписанию соглашение представляет собой объемный (более 160 страниц) пакет документов, в который входят собственно Договор, конкретизирующий его статьи и прописывающий порядок его выполнения Протокол (является неотъемлемой частью Договора и имеет равную с ним юридическую силу), и Приложения к протоколу, дополнительно детализирующие положения соглашения. Некоторые приложения не входят в подписной «пакет», и поэтому они могут «доводиться» экспертами и после подписания.

Положения Договора предусматривают, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ. Данный уровень установлен по инициативе России с целью введения в юридическое поле Договора развернутых и неразвернутых ПУ, а также ТБ, что позволит ограничить «возвратный потенциал» и создаст стимул для ликвидации или переоборудования данных средств СНВ.

Стороны договорились сократить суммарное количество боезарядов на треть по сравнению с Московским договором («потолок» по ДСНП 2200 боезарядов) и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей («потолок» по ДСНВ 1600 носителей, а ДСНП носители не ограничивал).

Проект договора предполагает, что каждая из сторон в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если решит, что связанные с его содержанием исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы.

В целях обеспечения жизнеспособности и эффективности Договора и разрешения любых неясных моментов, связанных с его осуществлением, учреждается специальный орган Двусторонняя консультативная комиссия.

Источник

Международные обязательства в сфере ограничения ядерных вооружений

Полковник А.А. НОВИКОВ

Полковник С.А. МЕДВЕДКОВ

ПРИНЯТЫЕ в последние годы Соединенными Штатами Америки решения по выходу из Договора о РСМД и Договора по открытому небу существенно ослабили международную архитектуру контроля над вооружениями.

Продление в феврале 2021 года срока действия Договора СНВ-3 на 5-летний период позволило не допустить ее полного демонтажа, а также дало основания рассчитывать на предметное обсуждение перспектив российско-американских отношений в сфере ядерных вооружений в целях достижения новых договоренностей.

Анализ взаимодействия России (СССР) и США в сфере контроля над стратегическими наступательными вооружениями позволяет условно разделить его на три этапа (рис.): первый (1972—1991) — ограничение количества средств доставки ядерных боезарядов, второй (1991—2011) — сокращение носителей и ядерных боезарядов, третий (2011 год — настоящее время) — сокращение развернутых носителей и ядерных боезарядов.

что такое снв в политике. Смотреть фото что такое снв в политике. Смотреть картинку что такое снв в политике. Картинка про что такое снв в политике. Фото что такое снв в политике

* — Договор ОСВ-2 не был ратифицирован, однако стороны придерживались его

** — Договор СНВ-2 подписан в 1993 году, не вступил в силу, в 2002 году прекратил

*** — С учетом продления срока действия Договора СНВ-3 в 2021 году на 5 лет

Рис. Договоренности в области контроля над ядерными

вооружениями, этапы сокращений

Первый этап. Подготовка проектов первых соглашений по контролю над стратегическими вооружениями проходила на фоне активного участия СССР и США в урегулировании ряда региональных конфликтов на Ближнем Востоке, в Северо-Восточной Азии. При этом стороны испытывали существенные экономические издержки, в том числе в связи с высокими затратами на военную деятельность. Данные обстоятельства способствовали принятию согласованных решений по ограничению количества ядерных вооружений.

Однако переговоры осложнялись высоким уровнем недоверия между странами и отсутствием опыта взаимодействия в столь особо чувствительной сфере. Вместе с тем определяющей была нацеленность обеих стран сократить свои военные издержки путем прекращения гонки вооружений, а также повысить предсказуемость в сфере развития стратегических вооружений. На этом этапе достигнуты договоренности в рамках Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1 1972 года) и Договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-2 1979 года).

Обязательства предусматривали ограничение общего количества имевшихся стратегических наступательных вооружений. Договор ОСВ-1 «замораживал» суммарное число пусковых установок (ПУ) для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и для баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), а также количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания соглашения — 26 мая 1972 года.

В сферу охвата Договора ОСВ-2 в дополнение к пусковым установкам МБР и БРПЛ добавлены тяжелые бомбардировщики с ядерными вооружениями (ТБ), а из-под ограничений выведены, как излишние, ПЛАРБ (дублировали обязательства по ПУ БРПЛ). По этому договору предполагалось незначительное сокращение общего числа носителей с разрешенных 2400 единиц до 2250 единиц. Им, как и Договором ОСВ-1, не предусматривалось ограничение числа ядерных боезарядов. Из-за низкого уровня доверия соглашениями не предполагалось проведение инспекций на объектах стратегических наступательных вооружений. Для мониторинга выполнения обязательств партнером стороны могли использовать только свои национальные технические средства контроля (НТСК)1. Договор ОСВ-2 не вступил в силу из-за отказа американской стороны его ратифицировать, однако СССР и США в целом придерживались установленных им ограничений вплоть до 1986 года.

Вместе с Договором ОСВ-1 был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО 1972 года). Одновременное подписание данных соглашений не случайно, а стало следствием достижения взаимопонимания о неразрывной взаимосвязи в вопросах ограничения стратегических наступательных и оборонительных вооружений. При этом инициатива реализации данного подхода исходила от Соединенных Штатов. Фактор противоракетной обороны признан дестабилизирующим — отсутствие ограничений на развитие стратегических оборонительных систем не позволило бы приступить к сокращению наступательных вооружений. К сожалению, через 30 лет американцы отказались от выполнения своих обязательства по Договору по ПРО, выйдя в 2002 году из соглашения.

Еще одним значимым результатом двусторонних переговоров по контролю над вооружениями стало подписание Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД 1987 года). В отличие от ранее принимавшихся сторонами обязательств новым было то, что по данному соглашению СССР и США договорились полностью ликвидировать два класса наземных ракет — средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до 1000 км)2.

Несмотря на установленные Договором о РСМД четкие критерии по дальности полета наземных ракет (от 500 км), американская сторона настояла на ликвидации советских ракет «Ока» (ОТР-23), не подпадавших под его ограничения. Общее количество ликвидированных СССР ракет (1846 ед.) превышало более чем в два раза число уничтоженных США ракет (846 ед.).

По Договору о РСМД впервые был предусмотрен верификационный режим, включая развертывание пунктов непрерывного наблюдения при заводах, где ранее производились соответствующие ракеты. До этого практики проведения взаимных инспекций на «закрытых» объектах не существовало.

В 2019 году Договор о РСМД повторил судьбу Договора по ПРО, из которого Соединенные Штаты также вышли под надуманным предлогом. Американская сторона намеренно разрушила эти два уникальных соглашения, имевших бессрочный характер.

Второй этапдвустороннего диалога по контролю над вооружениями начался с работы над Договором СНВ-1. Переговоры проходили на фоне геополитических изменений и в новых военно-политических условиях. В 1990 году произошло объединение Германии. Политические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы привели к распаду Организации Варшавского Договора. В Советском Союзе происходили кардинальные реформы по обновлению всех сторон жизни страны, в том числе был выбран позитивный курс на совместный поиск со странами Запада способов решения общемировых проблем. Устные заверения США и других западных стран в готовности к конструктивному взаимодействию дали повод для завышенных ожиданий, но не были в последующем подкреплены практическими действиями.

В 1991 году был подписан Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1) и в 1993 году — о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). Соглашения предполагали почти четырехкратное сокращение арсеналов: по Договору СНВ-1 — до 6000 ядерных боезарядов, а по Договору СНВ-2 — до 3000—3500 единиц. Достижение данных уровней следовало произвести в установленные сроки с выполнением согласованных процедур ликвидации и с возможностью контроля за ними. Соблюдение обязательств также сопровождалось обменом информацией о происходящих изменениях в составе и состоянии стратегических ядерных сил (СЯС) и проведением инспекций на объектах СНВ. Кроме того, предусматривался обмен телеметрической информацией (ТМИ), связанной с пусками всех МБР и БРПЛ.

Засчет носителей и боезарядов осуществлялся по особым правилам. Пусковые установки рассматривались как содержащие баллистические ракеты вне зависимости от фактического их наличия. В соответствии с таким подходом за пусковыми установками МБР и БРПЛ засчитывались и ракеты, и максимальное количество боезарядов (с учетом результатов испытаний), которые могли бы быть размещены на носителях соответствующих типов. В отношении тяжелых бомбардировщиков был согласован условный засчет количества боезарядов.

Договором СНВ-1 устанавливались запреты на модернизацию и создание тяжелых МБР нового типа, на мобильные пусковые установки тяжелых МБР, тяжелые БРПЛ и средства скоростного перезаряжания, а также введены ограничения на суммарный забрасываемый вес развернутых МБР и БРПЛ для каждой стороны — 3600 тонн. Соглашением предусматривались механизмы контроля и обмена уведомлениями, интенсивная инспекционная деятельность и, как указано выше, обмен ТМИ и др. Существовало более 150 согласованных форм уведомлений и 9 типов инспекций (ежегодно каждая сторона проводила от 30 до 70 различных инспекций и показов).

Обязательства по Договору СНВ-2 развивали положения Договора СНВ-1. По сути, «вторая версия» соглашения должна была опираться на фундамент «первой» в отношении большей части процедурных положений и верификационного механизма. При этом в ней имелись отдельные уточнения, связанные с количественными ограничениями, порядком ликвидации и переоборудования тяжелых МБР, правилами засчета боезарядов за тяжелыми бомбардировщиками и др. Этим договором также предписывалось ликвидировать все тяжелые МБР, заменить имеющиеся в составе СЯС ракеты с РГЧ ИН на моноблочные головные части3.

Договор накладывал особые ограничения на отечественные стратегические ядерные вооружения. Реализация всех его требований существенно снизила бы потенциал РВСН по ядерному сдерживанию, что в условиях выхода США из Договора по ПРО было неприемлемо. Договор СНВ-2 в конечном итоге прекратил свое существование, так и не вступив в силу.

Учитывая, что семилетний этап сокращений по Договору СНВ-1 в 2001 году был полностью выполнен, Россией и США было подготовлено и подписано новое соглашение — Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП2002 года). На его подготовку повлияло отсутствие существенных противоречий у России и США. Однако российская сторона принимала во внимание решение США о выходе из Договора по ПРО, что требовало проведения переоценки возможного вклада России в процесс сокращения ядерных вооружений. Одновременно наличие действующего Договора СНВ-1 предоставляло возможность использовать его верификационный механизм для повышения предсказуемости в области стратегических наступательных вооружений. Поэтому ограничения по Договору о СНП устанавливались только для боезарядов, их уровень через десять лет не должен был превышать 1700—2200 единиц. В соглашении отсутствовали верификационный механизм и порядок выполнения обязательств, а предельные уровни должны были быть достигнуты в момент окончания срока его действия4.

Реализация обязательств по Договору СНВ-1 требовала привлечения значительных ресурсов для обеспечения информационного обмена, проведения инспекций, показов, выполнения процедур ликвидации. В среднем еженедельно помимо мест непрерывного наблюдения инспекционные группы посещали объекты стратегических наступательных вооружений, на которых вводились ограничения. В целом был накоплен положительный опыт взаимодействия по решению возникающих проблем, параметры установленных его положениями сокращений достигнуты всеми участниками. Белоруссия, Казахстан и Украина после распада СССР передали находившиеся на их территории ядерные боеприпасы России.

К семилетнему сроку, установленному для достижения предельных уровней и наступившему в 2001 году, стороны имели следующее количество вооружений: Россия — 1136 носителей и 5518 боезарядов, США — 1238 носителей и 5949 боезарядов5. На момент завершения действия соглашения в 2009 году эти показатели составили: у России — 809 носителей и 3897 боезарядов, у США — 1188 носителей и 5916 боезарядов6.

В 2009 году истекал 15-летний срок вступившего в силу в 1994 году Договора СНВ-1, а работа над Договором СНВ-3 еще не была завершена. В связи с этим президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки 4 декабря 2009 года приняли Совместное заявление, в котором выразили приверженность продолжению сотрудничества в духе Договора СНВ-1. В заявлении также подтверждались намерения обеспечить скорейшее вступление в силу нового договора, что и в последующем реализовано подписанием 8 апреля 2010 года Договора между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений(Договор СНВ-3) и оформлением национальных законов о порядке реализации принятых международных обязательств.

Российская сторона при выходе на переговоры по Договору СНВ-3 ставила цели по устранению дискриминационных ограничений на мобильные средства, сокращению издержек в ходе выполнения обязательств, сохранению увязки между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями и обеспечению гибкости при определении состава своей группировки ядерных сил. Цели и основные подходы на переговоры по Договору СНВ-3 удалось реализовать полностью.

При подписании Договора СНВ-3 участники признали полное выполнение Договора СНВ-1, включая количественные ограничения, и согласились, что данное соглашение заменяет Договор о СНП, который одновременно прекращает свое действие. Период достижения предельных суммарных уровней установлен, как и по Договору СНВ-1, в 7 лет после вступления соглашения в силу (к 5 февраля 2018 года), но общий срок действия был определен в 10 лет (на 5 лет меньше, чем по Договору СНВ-1). Одновременно предусмотрена возможность продления действия договоренности еще на 5 лет. Основные параметры международных соглашений в сфере ограничения ядерных вооружений приведены в таблице 1.

Основные параметры международных соглашений

в сфере ограничения ядерных вооружений

Наименование соглашения, год его подписания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *