что такое снег и лед
Детская познавательно-исследовательская работа «Снег и лед»
Екатерина Ресненко
Детская познавательно-исследовательская работа «Снег и лед»
Участники: Баранов Денис 6 лет, воспитатель Ресненко Е. В.
Цель: Выявить и сравнить свойства снега и льда через познавательно–исследовательскую деятельность.
— Изучить энциклопедическую литературу по теме.
-Провести ряд экспериментов со снегом и льдом по выявлению их свойств.
-Понаблюдать за природными явлениями и объектами неживой природы
-Расширить представления о свойствах снега и льда через познавательно
-Сделать выводы по исследованию.
Актуальность: Снег и лёд привычны для нас, но привычное – не значит хорошо изученное.Часто ли мы задумываемся: что такое снег и лёд? Чем они похожи и чем отличаются? Воспитаннику нашего ДОУ Баранову Денису захотелось узнать, что такое снег и лед и изучить их свойства.
Мы выдвинули гипотезу:
снег и лед образуются из воды и имеют одинаковые свойства.
Объекты исследования: снег и лед
-Беседы со взрослым
-Поиск информации в энциклопедиях
-Работа с плакатом «Круговорот воды в природе»
На первом этапе мы обозначили для себя несколько проблемных вопросов:
— Что такое снег?
— Как они образуются?
— Какие свойства имеет снег?
— Какие свойства имеет лед?
На втором этапе мы изучили энциклопедическую литературу, и выяснили,что:
Снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С.
Лёд – это вода в твердом состоянии.
Как и дождь, снег падает из туч. Однако образуется он иначе. Снег образуется из охлажденных водяных паров, а из воды получается лед.
Изучив энциклопедическую литературу Денис узнал, что вода замерзает при температуре 0°С и превращается в лёд.
Детская исследовательская работа Структурное подразделение детский сад «Золотой петушок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней.
Детская проектно-исследовательская деятельность «Мы — дети одной планеты» (подготовительная группа, 6–7 лет) Вид проекта: досугово-познавательный. Тип проекта: Долгосрочный Участники проекта: Дети, педагоги, родители воспитанников. Возраст детей,.
Исследовательская работа по теме «Астрагалы «Кажык» в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Сылдысчыгаш» комбинированного вида города Кызыла РТ План.
Коллективная работа «А снег кружится!» Аппликация в первой младшей группе. Коллективная работа «А снег кружится!» Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает,.
Детская стенгазета. Коллективная работа «Мои друзья» В рамках тематической недели «Братья наши меньшие» (животные наших лесов, домашние животные, птицы, деревенский двор, мы с ребятами сделали.
Детская исследовательская работа «Семейные традиции» в рамках конкурса «Я-исследователь» Тема: Семейные традиции Актуальность: Семья в жизни человека занимает важное место. В семье и растет, развивается, формируется его характер.
Опытно-исследовательская деятельность в старшей группе «Почему идет снег» Программное содержание: • Познакомить детей с физическими свойствами снега. • Дать детям представление о том, как вода превращается в снег,.
Опытно-исследовательская деятельность в старшей группе «Почему снег бывает разный» Программное содержание: • познакомить детей с особенностями снегопада, • учить устанавливать связь между температурой воздуха, силой ветра.
Детская исследовательская работа «Электрические цепи, или в мире электричества» Так была выбрана тема для моего первого настоящего исследования! У меня часто возникали вопросы: Как электричество заставляет гореть лапочки?.
Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
Снег и лёд стали предметами пристального внимания и научных исследований во многих детских садах. О подробностях этой опытно-экспериментальной деятельности подробно и разнообразно рассказывается в публикациях этого тематического раздела. Поинтересуйтесь, как Ваши коллеги организовали занятия по наблюдению за зимними природными явлениями, какие эксперименты со снегом и льдом придумали.
Посмотрите, какие пути превращения этих опытов в увлекательные и полезные для детей практические занятия можно найти. Кроме того, здесь Вы найдёте рецепты по изготовлению искусственного снега, массу позитивных идей для детского творчества на «снежную» тематику.
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» Цель прогулки:Продолжать знакомить детей с приметами поздней осени-снегом,знакомить природными явлениями;закреплять представление о последнем периоде осени. Ход прогулки: Обратить внимание детей.что сегодня на улице морозно и выпал первый снег.Предложить рассмотреть его.
Публикация «Фотоотчёт «Экспериментирование со. » Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную.
Прогулка «Наблюдение за первым снегом» в подготовительной группе Цель:Продолжить знакомство с природными явлениями; закреплять представления о характерных явлениях поздней осени; обратить внимание на красоту лежащего снега. Развивать любознательность, воспитывать любовь к природе. Природа иногда приносит нам свои сюрпризы. Хотя по календарю.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» Прогулка. «Наблюдение за снегом в старшей группе » Цели. Продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом. Задачи. 1. Формировать умение рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе. 2. Упражнять в образовании относительных.
Конспект прогулки «Наблюдение за первым снегом» для детей 5–7 лет Тема: «Наблюдение за первым снегом» Цели: продолжать знакомить с природными явлениями; закреплять представление о последнем периоде осени. Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, элементарный бытовой труд. Материалы: лопатки, совочки.
НОД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи «Знакомство со свойствам льда» Занятие по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи во второй группе раннего возраста. Тема: «Знакомство со свойствами льда». Программное содержание: 1. Через экспериментальную деятельность познакомить детей со свойствами льда, помочь понять изменение его свойств.
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 14. Откуда берется снег и лед?
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Откуда берется снег и лед?
2. Можно ли есть снег?
Лёд – замёрзшая и перешедшая в твёрдое состояние вода.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир учебник 1 кл: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций. — М.: Просвещение, 2017. – С. 68-69.
2. Месснер К. На снегу и под снегом. – М.: Карьера Пресс, 2016 г.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Снег образуется подобно дождю. Капельки, которые поднялись в воздух, в холодное время года при низкой температуре превращаются в снежинки и выпадают на землю в виде снега. Падая вниз, они сталкиваются с капельками водяного пара. Они растут и превращаются в красивые снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую. Форма снежинок зависит от погоды. В более теплый безветренный день снежинки бывают крупные и красивые. Они радуют и детей, и взрослых.
Необычайно красивы деревья в инее! Эту удивительную красоту на деревьях создаёт зима. В морозные дни на окнах образуются красивые узоры. Это ледяные узоры.
Рассмотрим, как образуется лёд. Лед – это замерзшая вода.
Объем воды при замерзании увеличивается. Это легко проверить. Налейте в стеклянную банку воды и вынесите на мороз или поставьте в морозилку. Когда вода замёрзнет, вы увидите, что банка либо лопнула, либо на поверхности образовался бугорок льда. Это говорит о том, что объем при замерзании увеличивается.
Когда Солнце нагревает лед на реке, он тает и начинает ломаться. В нашем сознании лёд неразрывно связан с зимой.
Но на планете Земля, есть места, где лёд и снег никогда не тают. Это ледники, которые находятся на вершинах высоких гор, и полярные области Земли – Арктика и Антарктида. Арктика располагается на севере Земли, а Антарктида – на юге. Огромные ледниковые шапки Антарктиды постоянно движутся к морю. У моря они подтаивают, раскалываются и образуют ледяные глыбы. Эти ледяные глыбы называются айсбергами. Они путешествуют по морям и океанам, пока не растают. В Арктике и Антарктиде можно увидеть разных птиц и зверей: пингвинов, моржей, тюленей, морских котиков морских львов, полярных сов, песцов, белых медведей и многих других. Эти животные живут в суровых условиях.
Арктика и Антарктида – это не единственные на нашей планете холодные места. Есть и другие, например, полюс холода – Оймякон, расположенный в Якутии.
Зима приносит много радости! Дети в зимнее, холодное время года любят играть на снегу, кататься на санях, ледянках с горки. Кувыркаться, веселится, подбрасывать снег. Бегать в зимнее время по глубокому снегу. Лепить из липкого снега снеговиков. Зимой нужно больше времени проводить на свежем зимнем воздухе.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Подпишите, из чего сделаны предметы на рисунках.
Варианты ответов: снег; лёд; вата; молоко.
Правильный вариант: 1 – снег; 2 – лёд.
2. Вставьте пропущенные слова в предложения:
Лёд может находиться на вершинах ____; образовывая скопления льда.
Когда Солнце нагревает ____ на реке, он тает и начинает ломаться.
Снег и лед
Номинация «Первые опыты»
Каждый год я с нетерпением жду прихода зимы. Радуюсь первым снежинкам, первому льду.
Снег и лёд привычны для нас. Но привычное – не значит хорошо изученное. Часто ли мы задумываемся: что такое снег и лёд? Чем они похожи и чем отличаются?
Наблюдения на основе жизненного опыта.
Я начал сравнение снега и льда с наблюдения за цветом. Выяснил, что снег белый, а лёд – бесцветный, снег непрозрачный, а лёд – прозрачный. Если снег взять в руки, то увидим: он рыхлый и сыпучий, а лёд – жесткий и плотный, снег мягкий, а лёд – твердый. В руках снег и лёд начинают таять и превращаются в воду. Каждой весной мы наблюдаем, как снег и лёд плывут по реке, видно, что снег и лёд находятся на поверхности воды, значит, они легче воды.
Я решил узнать из источников, что такое снег и лед. Оказывается: снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0 °С. Лёд – это вода в твердом состоянии.
Из чего образуются снег и лёд. Как и дождь, снег падает из туч. Однако образуется он иначе. Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, идущие из тех туч, что и дождь. Но, не так давно, была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Снег образуется из охлажденных водяных паров, а из воды получается лед. Со льдом все просто. Налил в формочку воды, поставил на мороз – получился лед. А как получить охлажденные водяные пары, которые превращаются в снег, не знал. Но, однажды гуляя, я увидел как пар, выходящий из подвала, превращался в снег и образовал на крыше подъезда причудливую снежную шапку. Этот процесс в литературе называется десублимация.
Но существует и обратный процесс, когда вещество из твердого состояния переходит в газообразное, минуя жидкое. Выпавший снег испаряется под воздействием солнца и ветра. Мокрая рубашка, вывешенная на мороз, заледенеет. Лёд испарится и превратится в пар – рубашка высохла. Это называется – сублимация.
Каждый из нас делал снежки, давил на снег, получал маленькие комочки. А можно ли сдавить лёд и что с ним произойдет? Я заморозил две ледышки, в одной из них были заморожены иголки – вертикально, острием вверх. Поставил ледышки друг на друга и сверху придавил грузом. Эту конструкцию выставил на мороз. Через некоторое время обнаружил, верхняя ледышка опустилась до нижней. Иглы прошли сквозь лед. Таким образом, лёд и снег можно расплавить, растопить без нагревания, на морозе давя на него.
Чего я только не придумывал, сравнивая снег и лед. Вспомнил, что у меня есть электронный конструктор «Знаток». Собрал электрическую цепь и проверил, что произойдет, если вместо проводника использовать в электрической цепи снег и лед. Снег не проводит электричество, а лёд проводит, так как лампочка в собранной цепи загорелась.
Из литературы я узнал, что вода замерзает при температуре 0 °С и превращается в лёд. При этом замерзшая вода увеличивается в объеме. Вот, почему в холода, лёд, образовавшийся в водопроводных трубах, буквально разрывает их. Проверил: налил воду в стеклянную и пластиковую бутылки. На морозе стеклянная бутылка лопнула, пластиковая – нет, у неё только выгнулось дно. Вывод: в процессе перехода воды в лёд, её объем увеличивается.
Таким образом, сравнивая свойства снега и льда, я узнал:
Снег и лёд различаются: цветом, прозрачностью, свойствами, образованием, электропроводностью.
Похожи: влиянием температуры. Снег и лёд легче воды
Значит моя гипотеза что, если снег – это лед, и они имеют одинаковые свойства, подтвердилась только частично. В моей работе представлены не все опыты со снегом и льдом, которые я проделал. Потому, что пытаясь объяснить их, в литературе я находил множество формул, определений, которые мне ещё не понятны. Думаю, что к этой теме можно вернуться в старших классах, когда я буду изучать физику и химию.
IV. Библиография
Приложение 1: Презентация.
Автор: Войнов Алексей, 7 лет, ученик 1 класса, МБОУ СОШ № 112, г. Трехгорный, Челябинсой области. Педагоги: Чванова Ольга Петровна, учитель начальных классов, стаж 29 лет, Алейников Николай Николаевич, учитель физики высшей категории, стаж 29 лет. МБОУ СОШ № 112, г. Трехгорный, Челябинской области.
«Снег и лед — это тоже вода»
Елена Золотухина
«Снег и лед — это тоже вода»
• Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
• Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
•Активация словаря: опыт, гололёд, снегопад, оттепель.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом, картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой, картинки с изображением зимних забав.
Ход занятия: Ребята,о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Когда это бывает? (Зимой)
А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Всё это можно делать только зимой. Почему? (Потому, что зимой есть и снег, и лёд). О каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?
А в избе – водой. (Снег)
Зима. Мороз мосты кует,
А мы коньками режем. (Лёд)
Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло. (Лёд)
Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)
Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.Я приготовила для вас два стакана: в один из них я положила снег, а в другой – лёд.
Опыт №1. «Определение цвета».
— Какого цвета снег? (белый)
— Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Опыт №3. (Проводится на улице).
Физ.минутка: Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Д авайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, а что общего между снегом и льдом? (Ответы).Как из воды получить лёд? (Ответы). Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь). Показать картинки. В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Зимние забавы» Программное содержание: 1. Закрепить представление о характерных признаках зимы. 2. Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами.
Тематический план исследовательской деятельности в младшей группе (зима) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию планирование исследовательской деятельности с малышами в зимний период. Декабрь Игры-эксперименты.