что такое смирно по библии

Православная Жизнь

Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.

Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.

Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor.
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.

Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.

Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).

Это небольшое, около 4 метров, дерево с шипами и ярко-красными цветами. Произрастает в Аравии (Оман, Йомен), на прилегающих островах (например, Сокотра), в засушливых областях Северо-Восточной Африки (Джибути, Эфиопия, Сомали, Кения).

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.

Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.

Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.

И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.

В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» [1]. Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.

В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).

Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни

Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.

Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.

Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).

Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).

Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.

Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.

Дмитрий Марченко

1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.

Источник

Символ смерти и любви

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Что такое смирна?

Внешне смирна — вещь довольно невзрачная, просто комки засохшего сока деревьев рода коммифора (научное название рода Commiphora, устаревшее Balsamodendron, оно же «бальзамическое дерево» античных авторов). В древности основным потребителем смирны был Египет, где, наряду с другими растительными и минеральными веществами, в больших количествах она была необходима для мумификации. Другая часть поступающей в Египет смирны шла на ароматические курения (как и ладан), использовалась в медицинских целях как наружное и внутреннее лекарственное антисептическое и ранозаживляющее средство, а также для умащения тела. То же применение (исключая мумификацию) находила смирна и в культуре Междуречья. Раствор смирны в вине был известен как успокаи­вающее средство (Мк. 15, 23). В Палестине, Финикии и Сирии смирна использовалась при погребении, но в ветхозаветных книгах Библии такое её употребление не упоминается.

Производящие смирну лис­топадные деревья рода коммифора имеют плотные, кожистые и очень небольшие листья, обычно разделенные на три лопасти. Опадают они лишь в засушливые периоды года. Ветки коммифор толстые, стволы извилистые. Цветки мелкие, белые, насекомоопыляемые, однополые. В мужских по шесть тычинок (иногда восемь), в женских цветках развивается плод-костянка с одним семенем. Проводящие каналы во внешнем слое древесины сильно развиты и при поранении выделяют сложную смесь смол и эфирных масел, из которых при подсыхании и образуется смирна. Смирна плохо растворяется в воде, значительно лучше в маслах и спиртосодержащих растворах.

В течение долгих веков смирна была для Египта и Междуречья ценным и дорогим экспортным товаром. Коммифора произрастала очень далеко, за 2,5 тыс. километров, на территориях современных Сомали, Йемена и Омана. Там, на возвышенностях, существовали невысокие леса из коммифор и акаций (они до сих пор сохранились в Йемене), где добытчики и собирали смирну. Высшим сортом считалась смирна «самоточная» (Исх. 30, 23), появившаяся на коре дерева естественным путем. Более низкий сорт получали из сделанных сборщиком надрезов на стволах и ветках. Свежая смирна имеет светло-коричневый цвет, но со временем темнеет.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Вопросы экономики

Зачем платить за экспортный товар, если можно производить его на месте? Однако переселить коммифору из Йемена в Египет и на другие северные территории оказалось поначалу затруднительно. Дело в том, что юг Аравийского полуострова и северо-восточная Африка находятся под сильнейшим воздействием Индийского океана и имеют обусловленный муссонами климат с двумя сезонами дождей. Осадков, особенно в горах, выпадает довольно много, и значительная их часть поступает в виде тумана. В Египте же дождей мало, и укладываются они в один «зимний» сезон. Преодоление этих климатических отличий требовало особых агротехнических приемов и некоторого стихийно-искусственного отбора переселяемых саженцев.

Успех был достигнут. Первые достоверные сведения по египетскому окультуриванию коммифоры сохранились от эпохи женщины-фараона Хатшепсут (XV век до Р. Х.). Раздосадованная недостатком благовоний и ценной древесины, она послала флотилии грузовых кораблей на юг, чем восстановила морскую торговлю по Красному морю. Среди удач её экспедиций были живые деревья коммифоры, которые мало-помалу в Египте научились сохранять и выращивать (что не удалось сделать для другого ценнейшего благовонного растения — аравийского ладанного дерева).

Итак, посадки коммифоры прижились. Смирна заметно подешевела. Деловые контакты между Египтом и государствами Палестины были очень активны, и многие растения, освоенные в Египте, вторично переселялись и в Палестину (папирус, сикомора, лотос). Начался и процесс дальнейшего расселения «бальзамического дерева». В Палестине выращивать бальзамическое дерево удавалось только на псевдотропических оазисных участках с пресной водой, то есть глубоко в долине Иордана (Иерихон) или на побережье Мертвого моря (Ен-Гедди). Археологи достоверно зафиксировали производство смирны из собственного сырья в мастерской оазиса Ен-Гедди (не позднее VI века до Р. Х.). В начале нашей эры мирровые деревья как нечастый элемент культурной флоры Средиземноморья отмечены такими античными писателями, как Иосиф Флавий (для Иерихона), Диоскорид, Плиний Старший, Теофраст и Корнелий Тацит. В настоящее время культура коммифоры в Палестине не известна.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Священное и мирское

Ветхозаветные книги не содержат никаких упоминаний смирны как погребального благовония. Исключением может быть только мессианский 44-й псалом. В толковании на радостный текст «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия…» (Пс. 44, 7.8) святитель Василий Великий связывает текст псалма с умащением тела Иисуса Никодимом (Ин. 19, 39–40): «благоухание Христово благоухает, как смирна, по причине Его страданий». С другой стороны, ветхозаветная смирна самым ярким образом включена в храмовый культ: именно она являлась основным компонентом священного елея помазания (Исх. 30, 23). Эта смесь оливкового масла и благовоний была совершенно исключена из профанной жизни: ею пользовались только для помазания первосвященников, скинии (храма) и храмовой утвари (Исх. 30, 30–33). Вынос священного елея за пределы храма и помазание им мирских лиц каралось смертью, равно как и изготовление его для собственных нужд.

Однако чистая смирна допускалась как ароматизатор ковров и т. п. в жилых помещениях. Развратница, заманивая к себе юношу, прельстительно воркует: «спальню мою надушила смирною, алоем и корицею» (Прит. 7, 17). От персидской эпохи осталось библейское упоминание смирны как не просто благовонного, но и косметического средства. Подготовка наложниц для Артаксеркса занимала целый год, половину которого в их кожу втиралось смирновое масло: «шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, — тогда девица входила к царю» (Есф. 2, 12–13). В Песни Песней смирне уподобляются главный герой (1, 12; 5, 13), благоухание мирры сопровождает выход невесты (3, 6). Более того, в описании волшебной красоты сада упоминается «мирровая гора» (роща бальзамических деревьев). Интересно, что в том же стихе упомянуты ладанные деревья («пойду я… на холм фимиама»), что поднимает текст на поистине надмирные высоты, поскольку в земной Палестине аравийское ладанное дерево никто в глаза не видел.

Смерть, где твое жало?

Вечером Иосиф из Аримафеи и Никодим подготовили тело Иисуса к погребению. Евангелист Марк приводит рецептуру и количество погребальных благовоний: «состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19, 39). Греческое слово λίτρα (литра) означает римский фунт (329 граммов). Сто фунтов — это 33 килограмма благовоний. Для иудейских погребальных практик это невероятно много. Можно предположить, что часть смирны была в виде порошка, половину которого высыпали на каменное ложе гроба. Другой частью порошка смирны засыпали помещенное на ложе тело. Жидкую фракцию — смирну, алой и (возможно) масло — использовали как обычно, для помазания тела перед обертыванием его в плащаницу. Такое необычное погребение — в денежном отношении чрезвычайно дорогое — подчеркивает величайшую любовь и уважение к умершему. Возможно и иное понимание слова «литра» (только у евангелиста Иоанна) — как 1/12 фунта, то есть унция. В этом случае количество благовоний составляет всего 2,7 кг, что вполне укладывается в обычные иудейские погребальные нормы.

Источник

Смирна

Полезное

Смотреть что такое «Смирна» в других словарях:

СМИРНА — (греч. smyrna, myrrha росной ладон, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СМИРНА греч. smyrna, myrrha, благовоние. Душистая смола.… … Словарь иностранных слов русского языка

СМИРНА — СМИРНА, Myrrha, смолка, пахучая древесная смола, для курева. Смирняной запах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Смирна — (Smyrna, Σμυ̉ρνα). Цветущий город в Малой Азии на берегу Лидии, один из ионических городов. Смирна считалась местом рождения Гомера. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

СМИРНА — греческое название г. Измир в современной Турции … Большой Энциклопедический словарь

Смирна — (от греч. миро, т.е. благовонное масло ), город на зап. побережье Малой Азии, располож. в глубокой бухте, прим. в 55 км сев. Эфеса. С. была основана как эолийская колония и впоследствии заново перестроена Лисимахом (361 281 гг. до Р.Х.) в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

СМИРНА — СМИРНА, смирны, мн. нет, жен. (греч. smyrna) (ист.). Благовонная смола, употр. для курений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

смирна — сущ., кол во синонимов: 2 • мирра (6) • смола (126) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Смирна — Измир Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Смирна — Развалины Смирнской агоры. У этого термина существуют и другие значения, см. Смирна (значения). Смирна (греч … Википедия

Смирна — знаменитый торговый город в Ионии, на западном берегу Малой Азии при впадении реки Меле в Эгейское море, расположенный на расстоянии около 8 км к северо западу от Ефеса. Смирна была разрушена лидийцами около 600 г. до Р.Хр. и затем находилась в… … Словарь библейских имен

Источник

СМИРНА

Смотреть что такое СМИРНА в других словарях:

СМИРНА

(Smyrna, тур. Ismir) — главный город турецкого вилайета Аидин, самый важный торговый пункт Леванта, на западном берегу Малой Азии, в глубине вдавшегося. смотреть

СМИРНА

(Smyrne) древнегреческое название г. Измир в Турции.

СМИРНА

смирна ж. Ароматическая смола, употребляющаяся для курений; мирра.

СМИРНА

СМИРНА

СМИРНА (Smyrne), древнегреческое название г. Измир в Турции.

СМИРНА

СМИРНА

СМИРНА

СМИРНА

• Smyrna, Σμύρνα, 1. в Лидии, в крайнем углу залива, названного впоследствии по этому городу смирнским, при речке Мелесе, один из самы. смотреть

СМИРНА

СМИРНА

Смирна (от греч. миро, т.е. «благовонное масло»), город на зап. побережье Малой Азии, располож. в глубокой бухте, прим. в 55 км сев. Эфеса. С. была осн. смотреть

СМИРНА

СМИРНА

СМИРНА

СМИ́РНА, и, ж.Ароматична смола, яку використовують для обкурювання, приготування запашних мас і т. ін.Дід знай правився коло свого улика, то окурював й. смотреть

СМИРНА

Смирна Измир Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ.Поспелов Е.М.2001. Синонимы: смола

СМИРНА

см’ирна (Исх.30:23 ; Пс.44:9 ; Прит.7:17 ; Мат.2:11 ; Мар.15:23 ; Иоан.19:39 ) — сильно благоухающая смола миррового дерева, растущего в Аравии и Эфиоп. смотреть

СМИРНА

Смирна(Smyrna, Σμυ̉ρνα). Цветущий город в Малой Азии на берегу Лидии, один из ионических городов. Смирна считалась местом рождения Гомера.(Источник: «К. смотреть

СМИРНА

имя собств., сущ. жен. родаСмірнаот слова: смирный прилаг.Краткая форма: смирен сравн. ст.: смирнеесмирний

СМИРНА

(ныне Измир), эолийский, позже ионийский торговый тород на зап. побережье М. Азии при впадении р. Герма в Эгейское м. Ок. 575 до н. э. захвачен. смотреть

СМИРНА

золийский, позже ионийский торг. город (ныне Измир) на зап. побережье М. Азии при впадении р. Герма в Эгейское м. Ок. 575 до н.э. захвачен и р. смотреть

СМИРНА

СМИРНА

См’ирна (Отк.1:11 ; Отк.2:8 ) — город на западном побережье Малой Азии севернее Ефеса, важный в древности порт и торговый центр (нынешнее название — Из. смотреть

СМИРНА

-ы, ж. устар. Благовонная смола, употреблявшаяся для курений.В комнате слышался слегка запах росного ладана и смирны. Лесков, Смех и горе.[греч. σμύρ. смотреть

СМИРНА

сущ. (греч. σμύρνα) смирна, мирра, благовонная и драгоценная смола, имеющая силу предохранять тела от тления.     . смотреть

СМИРНА

золийский, позже ионийский торг. город (ныне Измир) на зап. побережье М. Азии при впадении р. Герма в Эгейское м. Ок. 575 до н.э. захвачен и разрушен лидийским царем Алиаттом. В эллинистич. период восстанов. Антигоном I и Лисимахом в 4 км южнее старого города. Стал одним из значительнейших городов М. Азии. смотреть

СМИРНА

смирна «мирра», церк., чаще др.-русск., ст.-слав. змѵрьна. Из греч. σμύρνα «благовонное масло из аравийской мирты» (Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 234; Гр.-сл. э. смотреть

СМИРНА

імен. жін. роду.. смирнаявід слова: смирнийприкм., має ступ. порівн.смирный

СМИРНА

СМИРНА

«мирра», церк., чаще др.-русск., ст.-слав. змрьна. Из греч. «благовонное масло из аравийской мирты» (Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 234; Гр.-сл. эт. 187; Мi. ЕW311). Произношение см- является книжным, а зм- отражает народн. ср.-греч. произношение. См. змирна. смотреть

СМИРНА

СМИРНА

-и, ж. Ароматична смола, яку використовують для обкурювання, приготування запашних масел тощо.

СМИРНА

Риман Рин Рим Риа Расин Рамс Рис Сан Сани Сари Сарм Рами Рам Раис Мис Сма Сми Мина Марс Марин Манс Смирна Иран Арсин Арин Анри Анис Аним Амин Аир Срам Ирма Иса Маис Ман Манси Мир Син Сим. смотреть

СМИРНА

Ударение в слове: см`ирнаУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: см`ирна

СМИРНА

сми’рна, сми’рны, сми’рны, сми’рн, сми’рне, сми’рнам, сми’рну, сми’рны, сми’рной, сми’рною, сми’рнами, сми’рне, сми’рнах

СМИРНА

СМИРНА

-и, ж. Ароматична смола, яку використовують для обкурювання, приготування запашних масел тощо.

СМИРНА

СМИРНА смирны, мн. нет, ж. (греч. smyrna) (истор.). Благовонная смола, употр. для курений.

СМИРНА

Источник

Ладан и мирра — антибиотик и галлюциноген

Православная Жизнь

Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.

Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor. Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.

Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).

Это небольшое, около 4 метров, дерево с шипами и ярко-красными цветами. Произрастает в Аравии (Оман, Йомен), на прилегающих островах (например, Сокотра), в засушливых областях Северо-Восточной Африки (Джибути, Эфиопия, Сомали, Кения).

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.

Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» [1]. Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.

В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни

Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.

Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.

Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).

Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.

Дмитрий Марченко

1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.

Смотрите также: Библейские ароматы. Ладан

Произведение: Ладан: между золотом и смирной

Что же такое ладан? Что вкладывается в традицию каждения благовонными смолами? Об истории и смысле каждения, о том, как применять ладан у себя дома, какие виды и сорта ладана бывают, и даже о некоторых секретах его изготовления расскажет председатель Издательского совета Санкт-Петербургской епархии, писатель и публицист игумен Силуан (Туманов).

Расшифровка лекции, аудио и видео коей можно найти по адресу — https://predanie.ru/siluan-tumanov-igumen/ladan-mezhdu-zolotom-i-smirnoy/

С глубокой древности люди, живущие на разных континентах, подметили, что при сгорании некоторые травы, деревья, смолы и цветы выделяют благовонный дым. Этот дым был приятен для обоняния, бодрил, поднимал настроение, даже оказывал целебное действие. Неудивительно, что эти растения и смолы издревле стали использоваться как в медицине своего времени, так и для выражения особых отношений между Богом и человеком, именуемых жертвоприношением, и состоящим из трех этапов:

Бог даёт человеку всё, необходимое для жизни и здоровья,Человек в благодарность предлагает Богу (не имеющему ни в чём нужды) невещественный символ этих благ – дым от их сожжения,И сам этот дым воспринимается как ответная благодать и защита Богом человека от злых сил – духовных и телесных.

Итак, воскурение ладана, иначе называемого фимиамом — это древнейшая форма жертвы Богу. Еще задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу в попытке снискать Его милосердие.

Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу. Отсюда и второе название ладана – фимиам. Слово фимиам (греч. θυμίαμα) происходит от греческого глагола θυμιάω, что значит «жгу, курю», и, соответственно, переводится дословно как «воскурение».

Говорить об использовании ладана в древнем мире пришлось бы довольно долго: в одном только Египте, например, существовали десятки видов составного ладана-кифи из разных смол и трав, а в Южной Америке для воскурений использовали щепки Святого дерева Palo Santo. т.е. Bulnesia sarmientoi — дерево, произрастающее в части области Гран-Чако в Южной Америке в районе стыка аргентинской, боливийской и парагвайской границ (Пример Palo Santo). Греки и римляне использовали во время обрядовых действий ароматические вещества местного произрастания — шишки пиний, листья лавра, смолу кипариса и миндальное масло.

Сосредоточимся на истории Откровения, как более близкой нам – христианам.

В Ветхом завете использование фимиама предписано Самим Богом. Согласно Священному Писанию, Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу преподносить ароматы для благовонного курения (Исх. 25:6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх. 25:29) и особый жертвенник для каждения (Исх. 30:1). Указывается и состав фимиама, который был получен пророком Моисеем от Господа на горе Синай: «Возьми благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе» (Исх. 30:34–36).

Что это за вещества?

Стакти (греч. στακτή) дословно переводится как «капающий», т.е. подразумевается некий сок или смола. Большинство толкователей библейских текстов (в том числе, например, и свт. Василий Великий) придерживаются мнения, что в данном случае речь идет о мирре – смоле деревьев рода коммифора, о которой мы также рассказывали, причем имеется в виду особо очищенная мирра, которую можно сравнить с современным мирровым маслом. Впрочем, талмудическая традиция толкования библейских текстов предполагает, что стакти (евр. נטף – натаф) – это стираксовый бальзам (Пример Мирра).

Оних (греч. ονυχ – «имеющий отношение к ногтям»), так называемый оперкулум – плоская выпуклая крышечка, закрывающая устье раковины моллюска и защищающая его тело от высыхания, она иногда и в самом деле напоминает ноготь или коготь. Оперкулум определенных моллюсков обладает специфическим запахом, порошок из такого оперкулума с глубокой древности использовался в благовониях. Так, в ветхозаветную эпоху для ароматических составов употреблялись, например, оперкулумы моллюска Strombus tricornis, обитающего в Красном море.

Халван, это гальбанум – камедесмола цветковых растений рода Ферула (Ferula galbaniflua и Ferula rubricaulis) семейства зонтичных, растущих на территории Ирана. Это пахучее вещество используется в парфюмерии и по сей день.

Этимология слова «ладан» восходит к древнегреческому λάδανον, в свою очередь заимствованного из арабского lādan – «пахучая смола». Впрочем, в Священном Писании также употребляется слово «ливан» (от древнееврейского lǝḇōnā), восходящее к южноаравийскому libān, которое, видимо, образовано от общесемитского корня lbn, что значит «быть белым», и указывает на цвет смолы. Из древнееврейского слово lǝḇōnā перешло в греческий: λίβανον и латынь: olibanum.

Это смола, добываемая из нескольких деревьев рода босвеллия из семейства бурзеровых (лат. Burseraceae). Босвеллия – вечнозеленое тропическое дерево, сравнительно небольшого размера – от полутора до 8 метров высотой. Арабские сорта имеют небольшие желто-белые цветы, а их африканские собратья – бледно-красные.

Ладан из босвеллии добывают два раза в год – весной (с марта по май) и осенью (с сентября по октябрь). Сам процесс длится около двух недель. Для сбора смолы на коре делаются специальные надрезы, из которых начинает сочиться смола, имеющая в самом начале белый цвет (вспомним упомянутую выше этимологию одного из библейских терминов, обозначающих ладан – «быть белым»). (Пример молодая смола) Вытекшая смола под действием кислорода кристаллизуется и затвердевает.

Требуется около недели, чтобы смола достаточно затвердела и ее можно было срезать. Самым чистым и качественным ладаном считается смола, добытая из босвеллии священной, само название которой напоминает о священнодействиях, связанных с ладаном.

Собранный ладан делится на два сорта: отборный ладан (лат. оlibanum electum) – это круглые или продолговатые каплевидные небольшие куски светло-жёлтого цвета, с восковым блеском и обыкновенный ладан (лат. оlibanum in sortis) – менее чистые, более крупные и тёмные куски.

Интересно, что уже в торговых законах 1200 г. до Рождества Христова Рамсес III постановил, что цвет смолы может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного, как лунный свет, а все остальные не имеют никакой ценности.

Ладан обладает характерным бальзамическим, древесным, теплым ароматом. При нагревании размягчается, становится более прозрачным, при дальнейшем нагревании возгорается и горит сильно коптящим пламенем. В состав ладана входят входит камедь (около 30 %), смолы (56 %), эфирные масла (около 8 %) и другие вещества.

Хотя в эпоху Второго храма фимиам состоял уже не из четырех, а из одиннадцати или тринадцати веществ, именно в таком составе (ливан, стакти, оних, халван) фимиам предназначался исключительно для богослужения: «Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего» (Исх. 30:37–38). Т. е. человек, который в эпоху Ветхого Завета решился бы использовать фимиам для ароматизации собственного дома, был бы подвержен смертной казни.

Однако по отдельности эти вещества широко использовались для домашнего благовония, как антисептическое средство, как антидепрессант, а для лечения болезней зубов и желудка кусочки ладан жуются на Востоке по сей день. С древности олибанум используется не только для каждения, но и добавляется в мази, бальзамы и другие медицинские препараты. Египтяне часто смешивали ладан с маслом коричника и втирали эту смесь, чтобы облегчить боли в конечностях, а также включали ладан в состав омолаживающих масок, а китайцы считали его эффективным средством от золотухи и лепры. Сейчас ладан также используется при производстве духов как фиксирующее вещество.

Ладан упоминается в Библии как обычная принадлежность Древнего храма, как метафора для самой молитвы, как символ богопочитания и предмет широкой торговли. Интересно, что пророки Исаия, обличающий иудеев в идолопоклонстве, называет сожжение фимиама перед идолами оскорблением Бога.

Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14). Каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).

Св. Иоанн Богослов в Откровении видел в Небесном Храме золотые фиалы в руках старцев, восседавших перед Богом, содержащих фимиам – молитвы святых (Откр. 5:8); видел затем ангела, принявшего золотую кадильницу, которому дано много фимиама (Откр. 8:3). Так что благовонное каждение фимиамом имеет небесное происхождение, благословляется издревле Богом для служения Ему.

По толкованию святого патриарха Константинопольского Германа (VIII в.), кадильница означает благоуханнейшее веселие. Духовная радость, веселие, утешение — всё это согласно с евангельским учением о Господе, как об Утешителе, Сокровище благих и жизни Подателю. Каждение очищает молящихся от суетных помыслов, направляет к достойному слушанию и созерцанию богослужения. Дым фимиама возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с христианскими молитвами.

Каждение и кадило имеют таинственный смысл и значение. Преподобный Паисий Святогорец так объяснял смысл каждения: «Бог имеет нужду в масле и ладане? Нет, но Он приходит в умиление, потому что это приношение, через которое выражается благодарность и любовь человека к Нему. Мы возжигаем его для славословия Богу. Его мы славословим и благодарим за Его великие благодеяния во всем мире. Ладан — это тоже приношение. И после того, как мы, покадив иконы в храме, приносим его Богу и святым, мы кадим и людей — живые иконы Бога» Ибо «мы Христово благоухание Богу», как говорил апостол Павел (2 Кор., 2:15).

Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский, о кадиле. “Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь, как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, как то: хлеб и вино, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе, и прочее. Огонь, как вещество сожигающее, освещающее и согревающее одушевленных, изображает также Божество… Кадило и огонь служат еще для принесения фимиама, который приносится нами в честь Богу и как дар благословенный в честь Его упокоения, и ради нашего освящения. Ибо как, погружаясь в крещении, мы очищаемся всем телом… будучи помазываемы миром, освещаемся и возвеселяемся, и благовонием возгреваем и освящаем обоняние и сердце: так фимиамом очищаем наше обоняние и дыхание точно так же, как Божественным хлебом и чашею питаем и укрепляем душу, и видением и красотою святых, и светом божественных светов свято просветляем и просвещаем зрение. Посему и предано Церкви делать это как во славу Создателя (ибо все от Него), для прославления Виновника, так и для нашего просвещения и освящения. Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание: потому что сообщает благоухание, от одного какого-либо вещества разливая благовоние на все при помощи огня. Посему он также изображает Святаго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем разделяет дары, и все чрез Него получают благодать”

Поэтому, как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Это символ сладости Рая и символ ответа Бога на наши немощные молитвы.

«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа» — так, в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой священник читает перед каждым каждением в храме.

Равноценность нашей жертвы каждения с жертвами всех ветхозаветных праведников и ответное ниспосылание благодати и защиты от нападок диавола особо подчеркивается в древних молитвах, например литургии апостола и евангелиста Марка:

Согласно древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)». Здесь заметно значение каждения, как символа оживотворяющей и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.

Впрочем, надо отметить, что не во всех христианских церквах, особенно за Западе, каждение прижилось сразу: были еще слишком памятны смерти мучеников, отказывавшихся кинуть кусочки смолы на угли перед статуей обожествлявших себя императоров. Однако на Востоке издревле кадили много и часто.

Изначально христианами использовалась чистая смола, максимум – смешанная с миррой или смирной (стираксом). (Пример – Oro nero). Разнообразие ароматов языческих воскурений было еще слишком памятно, особенно в Египте, поэтому до конца Средних веков под ладаном обычно понимается чистая смола, изредка с добавлением благовонных местных трав и цветов.

С развитием парфюмерии (XV – XVI вв) усложняется и состав ладана. К смоле стали примешивать ароматические масла. Эта эстетика барокко сильно до сих пор и каждение чистой смолой радует далеко не всех.

Известный священник, ученый и искусствовед Павел Флоренский, называл богослужение «синтезом искусств». Этим подчеркивается важного храмового богослужения для православного христианина. Подчеркивается стремление человека, движимого божественной любовью, принести в дар Богу всё самое лучшее, что окружает человека в жизни.

Поэтому для нас – христиан 21 века – дороги те символы и действия, которые напоминают нам о постоянном и незримом присутствии Бога в нашей жизни. Для нас дороги аллюзии на Священную историю спасения человечества от рабства своим ошибкам и порокам, от рабства диаволу. Для нас нет в храме ничего несущественного. Только самое важное и необходимое для преображения души вносится в православный храм, совершается и произносится в нём. Поэтому для христианина естественно использовать для богослужения самое лучшее из того, что выработало человечество. В том числе лучшие виды архитектуры, музыки, тканей, металлов, благовоний. Если лучшее только в наших домах, а не в наших храмах, то это свидетельство слабости нашей веры.

Естественно, что и для древнего обряда каждения, то есть возжжения благовонной смолы в знак жертвы и поклонения Богу, используются по возможности лучшие материалы.

Но как определить, какие сорта ладана «лучшие»?

Конечно, во многом «худшее — лучшее» — это дело вкуса человека. Кому-то нравится цветочный запах, кому-то тягучий, суровый, бальзамный, кто-то предпочитает естественный аромат благовонных смол.

Главное здесь в другом. Действительно ли мы готовы найти самое лучшее (и, как правило, довольно дорогое) вещество для каждения, или просто довольствуется дешевым и доступным? Ведь подобно тому, как бывают подделки в живописи и музыке, так бывает и недобросовестно сделанные сорта ладана.

Хотя и это еще не самое страшное. Один мой знакомый епископ рассказывал о первых годах своего священнослужения и среди прочего поведал о том, как на первом его приходе в начале девяностых годов, предшествующий ему священник, экономя на ладане церковные деньги, «кадил»… мелко нарезанными огарками парафиновых софринских свечек. Надо ли говорить, что от такого зловония даже в том большом сельском храме люди задыхались, а молодежь в церковь даже и заглянуть боялась. Впрочем, такой вопиющий случай пренебрежения жадного священника своими пастырскими обязанностями не остался без явного наказания Божия — спустя несколько лет этот недобросовестный настоятель, довольно еще молодой человек, скончался от сложной формы рака и так и не смог «насладиться» «сэкономленными» деньгами…

Может, подобные сорта ладана и «каждение» тем, что не должно идти в жертву Богу, и препятствует людям спокойно молиться, вызывают у них головокружение и тошноту, вместе с гарью от дешевых свечек и плохого лампадного масла «выгоняет» их из храма?

Чем же кадили наши предки?

До революции в России ладан варить умели, сказывался многовековой опыт. На некоторых приходах сохранились еще в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения. Красивые, крупные слитки от темно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого, они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости Рая… (9 пример — Монастырский)

К сожалению, Русская Церковь, пройдя через лихолетье революционных потрясений и годы безбожной власти, утеряла многие уникальные технологии, и рецепты изготовления качественного ладана из натуральных русских компонентов также ушли в небытие. И даже если и сохранились где-то на Руси умельцы-ладановары, то о них почти ничего неизвестно и достать их ладан практически невозможно.

До 70-х годов в патриарших мастерских еще изготовляли вполне приличный русский ладан, но впоследствии и он сильно изменился в худшую сторону. Рецептура софринскими мастерами часто меняется, даже стали делать довольно неплохое подобие греческого ладана из малазийских благовоний и смол (сорта «Патриарший», «Архиерейский»), но ни старинного, ни афонского (см. ниже) качества пока им достигнуть не удается.

Попытки сварить хороший ладан, однако, предпринимаются и по сей день умельцами в монастырях на Урале и в некоторых других местах. Неплохой ладан разных сортов делается бывшим настоятелем московского храма св. вмч. Ирины протоиерей Андрей Григорьев.

Очень хороший ладан афонского типа делает в мордовском Санаксарском монастыре келейник известного почившего старца схиигумена Иеронима иеродиакон Амвросий, братия Рязанского скита Данилова монастыря г. Москвы.

Мне самому доводилось в середине 80-х годов приобрести замечательный ярко-желтый ладан с приятным травянисто-розовым ароматом в киевском Покровском женском монастыре, но сейчас его там нет.

Прекрасный ладан, темно-коричневый с нежным благоуханием и легким, шелковистым дымом, варила тайная монахиня, алтарница одного из подмосковных храмов. Но уже много лет назад она почила в Бозе, и рецепт был безвозвратно утерян.

Вот и получается, что желание найти хороший ладан для своего храма «гонит» нас из леса и сада в церковный магазин.

Церковные магазины — явление довольно позднее. Издревле сами прихожане доставляли в храм всё необходимое для ежедневного совершения богослужений кроме книг, церковной утвари и облачений, за которыми и приходилось ехать в областные центры, в столицы.

Но в России не рос виноград и оливки, просфоры пеклись уже специальными «просвирнями» при храмах, а ладан по причине сложности использования смолы в чистом виде, варили из хвойной или кипарисовой смолы и особых благовонных трав. Поэтому о существовании особых церковных лавок на Руси мы узнаем довольно рано. Специальные торговцы занимались производством и продажей не только церковной утвари, но и всего необходимого для богослужения. Но купцы торговали не только русским ладаном, но и привозили «заморский».

В больших количествах ввозили так называемый «росный ладан» (бензойную смолу, не употребляемую в чистом виде) и «ливан», привозимый купцами из южных стран и дорого ценившийся. Это затвердевшая смола уже упоминавшейся босвелии (лат. boswellia), которое у нас часто называют ливанским кедром, что совсем неправильно, потому что смолы ливанского кедра достать, тем более в больших количествах, практически невозможно.

«Ливан» (олибанум) до сих пор в больших количествах ввозится в Россию и, пожалуй, является лучшим натуральным ладаном на Земле. Разного размера желтые полупрозрачные капли при сгорании дают приятный естественный сладкий аромат с четким лимонным призвуком.

Кстати сказать, то, что тогда называлось «росным ладаном» представляет собой твёрдые непрозрачные желто-бурые куски редкой бензойной смолы, с приятным ванильным ароматом, при каждении очень быстро сгорающие и моментально вызывающие… лёгкий спазм дыхательных путей. Поэтому в чистом виде росный ладан не используется, а добавляется для улучшения сложносоставных ароматов.

Известна и смола более низкого качества — индонезийская «даммара» (agathis dammara), индийская «сандарака». Они очень легкие по структуре, напоминают прозрачные осколки стекла. Но при сгорании в кадиле приятный, кисловато-ванильный запах этой смолы быстро сменяется запахом гари, поэтому она не пользуется большим спросом, и тоже часто используется в ладанных смесях.

Практически неизвестны в России тёмные смолы южноамериканских деревьев, не застывающие до конца, с пряным коричным ароматом. Только некоторые виды их смесей — темно-коричневый толуанский или перуанский бальзам — можно найти в Москве. Однако в чистом виде кадить им, как и росным ладаном, трудно — он не терпит сильного жара кадильных углей, быстро сгорает, выделяя сильно концентрированный, почти удушающий ванильно-коричный аромат, который доставляет приятные ощущения, лишь достаточно распространившись по храму.

Ароматы средиземноморских, аравийских и египетских цветов, специй и трав, их изысканный, естественный и сильный аромат с древности наводил людей на мысль принести Богу в дар и благоухание этих растений, добавляя его к смоле.

Как мы уже говорили, это требует известного мастерства, в котором по общему признанию, больше всех преуспели монахи-отшельники труднодоступных скитов и келий Святой Горы Афон, на протяжении столетий отточившие искусство изготовления ароматных, пахнущих лесом и садами, сортов ладана, совмещая ручной труд с молитвой.

Ароматизированный греческий ладан на основе ливанской смолы называется по-гречески «мосхофимиам», от слов «мосхос» — луг, и «фимиам» — ладан.

Опыт старцев оказался настолько удачным, что в подавляющем большинстве случаев изготовители ладана идут по афонскому пути и таким образом готовят ладан не только во многих монастырях Греции, но и по всему миру.

К сожалению, сегодня и в Греции и в России часто встречаются подделки под афонский ладан, чьи разноцветные комочки в ярких упаковках, изготовлением которого заняты заводики с курящими отнюдь не ладан, сквернословящими и неверующими сотрудниками, имеют довольно мало общего с подлинником.

Итак, как же готовят ладан?

Процесс изготовления мосхофимиама довольно прост технически. Олибанум измельчается в мелкий порошок, в него добавляется немного воды и благовонного масла. Полученное «тесто» тщательно перемешивается, раскатывается на «колбаски», которые потом нарезаются на одинаковые кусочки. Эти кусочки обсыпаются белым порошком типа магнезии, чтобы они не прилипали друг к другу, и сушатся. Всё, ладан можно использовать.

Но у этого вида ладана при очевидных преимуществах есть два недостатка. Первый — для изготовления надо использовать только высококачественное масло, а не парфюмерную «химическую» композицию, которая при сгорании может выделять опасные для человека соединения.

Однако такое масло стоит очень дорого, а ладана надо много. И если раньше афониты делали сложные, держащиеся в строгом секрете, смеси из дорогих ароматических натуральных масел и специй, куда входило до 50-ти компонентов (!), то сегодня недобросовестные изготовители используют за редчайшими исключениями более дешевые парфюмерные заменители естественных ароматов из Франции и Швейцарии. Чем чревато для здоровья человека вдыхание дыма этих химических соединений — Одному Богу известно! Поэтому опыт в этом вопросе достигается путем многих проб и ошибок.

К тому же ароматизированный химическими маслами ладан быстрее теряет свой запах, выдыхается. Коробки с ним надо заворачивать в полиэтилен.

Вторая проблема — по мере того, как благовония при сгорании испаряются, остается зловонная гарь, которая тем хуже, чем хуже смолы и масла используются при изготовлении мосхофимиама.

Как разобраться в России в огромном выборе афонского ладана, если на самой Святой Горе не так легко найти достойные его виды? И от имени монастырей, и от отдельных отшельников предлагается широчайший выбор благовоний. Все утверждают высокое качество и натуральность своей продукции, на прилавках много всего позолоченного или покрашенного в разные яркие цвета, что с точки зрения греков — дикость и безвкусица. Но на практике всё гораздо сложнее.

Уходят в прошлое сказания об удивительных сортах мосхофимиама, сделанного по старинным рецептам, приятный запах которых держался несколько дней в храме и келье после каждения.

Практически случайно в 1997 году мне удалось приобрести в Карьес, столице Афона, в одной старинной лавке у старого греческого ворчливого монаха удивительный аккуратно сделанный вручную розоватый ладан с богатым запахом, где чувствовалась и сирень, и роза, и малина, и ваниль одновременно. Мне потом говорили, что такой сорт делается специально для Константинопольского Патриарха. Прогорая, этот мосхофимиам давал вполне благовонную (!) гарь. Но сейчас на этом месте ни той лавки, ни того фимиама, ни того старца уже нет.

Очень хороший ладан делает братия бывшего русского, а ныне греческого скита Буезера (русские ласково зовут его Белозерка), который находится неподалеку от Карьес. Этот небольшой, но очень красивый скит славится своим гостеприимством, иконописцами и фантастической чистотой и благоустройством территории. Но, судя по всему, за пределами скита местный ладан не продается.

Выбивающийся из традиций мосхофимиам, очень яркий, с четким призвуком кокосового масла во всех многочисленных сортах, изготавливается в афонском монастыре Ватопед. Но встречается очень много подделок.

Традиционный афонский ладан хорошего качества с использованием Швейцарских благовоний делается также в скитах «Святая Анна» и «Неа скити». Но на продажу (как в магазинах на Афоне, так и в Салониках, и в Москве), идут уже довольно выдохшиеся сорта.

Приходилось по случаю приобретать анонимные коробки с прекрасным ладаном, сделанным неизвестными отшельниками, в Карее, монастырях Дохиар, Хиландар, Зограф и др. Но год на год не приходится, и попытки приобрести его снова в том же месте, как правило, не удаются.

И в Западной Европе, и в Америке многие монастыри и храмы изготавливают свой вид ладана, имеющий те или иные недостатки и преимущества.

Помимо греческих монастырей, делается хороший ладан в православных монастырях Македонии (Острог) и Франции (Леснинский), в парижской русской семинарии.

Очень интересный и очень удачный ладан афонского типа более 30 разновидностей со свежим запахом фруктов и цветов изготавливают в католическом монастыре восточного обряда Шеветонь в Бельгии.

Много ладана высокого качества производится в Соединенных Штатах Америки.

В православном англо-греческом монастыре Преображения Господня (Бруклин, Массачусетс), например, изготавливают более 30-ти уникальных сортов ладана. Братия утверждает, что при этом используются только натуральные компоненты.

Единственный недостаток ладана этого монастыря помимо цены — кисловато-горький запах гари, появляющийся в конце горения на раскаленном угле. Правда, его можно избежать, кладя ладан не на уголь, а рядом с ним, как и рекомендуют на сайте монастыря. В таком случае значительно снижается и количество дыма, что немаловажно для небольших храмов или церквей с дорогими фресками.

Хороший ладан делают и в джорданвилльском ските Креста Господня Русской Зарубежной Церкви («Холи Кросс Эрмитэдж»). Этот ладан не боится жара угля и прогорает до конца без особого зловония.

Отличительная особенность ладана этих двух монастырей — их сугубая церковность, потому что наиболее эффектно их аромат проявляется в помещении храма, равномерно распространяясь в воздухе, а не в келье, при возжжении на лампадном «паучке». Также привлекает и целомудренная осторожность изготовителей при подборе ароматов. Они достаточно сильные, но не назойливые. Их приятный аромат не вызывает светских ассоциаций и не мешает церковной молитве.

Неплохой ладан приблизительно десяти сортов изготавливали и в американском подворье горы Синай. Там же можно приобрести уникальный черный ладан, который не стоит путать с афонским «мавроливаном», т. е. обычным ладаном, присыпанным не белой магнезией, а чёрным угольным порошком.

Около 80 сортов ладана изготавливаем мы под брендом «Русский ладан».

Совершенно уникальный ладан, напоминающий русский дореволюционный росный ладан, со слегка назойливым, долго не выветривающимся ароматом 13 сортов, делают в одном униатском монастыре Америки под маркой «Монастэри инсэнс» (т.е. Монастырский ладан). (Пример)

Есть и экзотические смеси американских и западноевропейских монастырей, в основу которых входят не смолы, а опилки сандалового и других ароматных деревьев, слегка смоченные благовонными маслами, например розовым, и специи, наподобие корицы и пр. При сгорании на угле они дают приятный аромат благовоний с лёгким оттенком дыма костра.

Но обычный для католических храмов ладан — это смеси смол и ароматов, названные именами святых и апостолов, представляющие собой мелкие разноцветные гранулы с неярким запахом. Однако при каждении доминирует запах основы — ливанской смолы. (Пример – Рафаэль)

Есть у католиков и ароматизированный цветочными эссенциями ладан. Мелкие кусочки олибанума в таком случае покрываются слоем ароматного масла. Однако по своим ароматическим качествам этот ладан настолько уступает православным образцам, что в крупных католических магазинах наравне с западными часто предлагается широкий выбор восточного, православного ладана.

Исключение составляет, пожалуй, так называемый «архиерейский» ладан (иначе называется «понтификальный», «оро нэро», т.е. в переводе с итальянского «золотой и черный», «дары волхвов»). (Пример) В этом случае к позолоченным гранулам ливанской смолы добавляется черная смирна и мелкие кусочки пропитанного ароматом смирны дерева. При каждении храм наполняется древним и суровым, пряным ароматом…

Особая тема – это современный ладан арабского Востока. Для приветствия гостей и окуривания помещений используется уникальный состав дорогих масел, древесины и смол – бахур.

Основа его – самое дорогое дерево на Земле — агар (Aquilária), которое произрастает в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Средняя продолжительность жизни вечнозеленой аквиларии — 70-100 лет, растет во влажных тропических регионах. (Пример)

В книге Исход Господь показал Моисею дерево, которое тот бросил в горькие воды Мерры, от чего они сделались сладкими. (Исход 15, 25) Есть предположение, что это и есть аквилария, которую издревле арабы использовали для исправления вкуса воды, о чем писал еще Авиценна (10-11 вв). Бахур делится на муаттары – цельные щепки, пропитанные маслами, и маамули (духуны) – порошок со смолами и маслами, скатанный в шарики. (Пример) (Пример)

Ладан часто приобретают для воскурения дома во время молитвы. Как мы видим – это древняя традиция, вполне здравая. Особенно она была развита у наших предков в староверии – ни одно моление не обходилось без домашнего каждения специальной кадильницей на ручке – кацеей.

В ответ на каждение в храме надо поклониться. А вот вертеться вокруг своей оси, поворачиваясь лицом к кадящему и спиной к алтарю, необязательно.

Дорогой и не очень, пахнущий цветами и древними библейскими специями, разноцветный, сделанный из разных ингредиентов и собранный с дерева ладан бывает самым разным. Даже простое перечисление всех известных разновидностей и сортов займёт довольно много места.

Вкладывая благовонные кусочки в горящее кадило, будем помнить, что главная задача в жизни христианина — принести в жертву Богу благоухание нашей жизни и жар нашей молитвы и любви.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

Как используются ладан и мирра?

Ладан: В Кении и соседних странах ладан жуют. Его можно также растереть в порошок и потом им кадить. Ладан также используется в парфюмерии и производстве эфирного масла, в косметике и как пищевой ароматизатор.

Мирра: В древнем Египте применялась при бальзамировании мумий. В Библии говорится, что мирра, смешанная с вином, предлагалась римскими солдатами распятому Иисусу. В египетских медресе мирру используют вместо чернил. Кроме того, ею можно кадить для отпугивания змей и насекомых. Местные жители применяют ее и как лекарство. Мирра — также один из ингредиентов в парфюмерии, и даже в производстве зубной пасты.

При мне на плантацию прибыли четверо сборщиков смолы, вооруженные топорами и пластиковыми коробками. Они ходят от дерева к дереву, ища, где можно собрать мирровую смолу.

Они надрезают кору дерева, чтобы вызвать ее выделение.

Харет Хасан тесно сотрудничает с Амбией Осман из кенийского управления по делам леса.

Image caption Амбия Осман следит за экологичностью производства мирры и ладана

«Эти деревья растут повсюду, и очень важно их сохранить», — говорит Амбия Осман и добавляет, что учит сборщиков не забирать слишком много смолы — чтобы не повредить дерево.

«Но они не так уж много зарабатывают, потому что продают лишь сырую смолу», — добавляет она.

Мы возвращаемся в Ваджир. Это небольшой город, но коммерция здесь процветает.

Амбия Осман показывает мне сразу несколько магазинов, где продаются мирра, ладан и другие подобные дары природы.

Хозяин одного из магазинов показывает нам мешок, набитый коричневыми комками мирры. Больше всего они похожи на сухофрукты.

Image caption Мирра и ладан продаются во многих магазинах Ваджира

«Килограмм мирры стоит восемь долларов», — говорит хозяин магазина. Иногда цена падает и до четырех.

«Они зарабатывали бы гораздо больше, если бы в Ваджире была фабрика для переработки этой смолы», — говорит Амбия Осман.

Значение слова «смирна»

Смирна

История. Древнегреческий портовый и торговый город С. лежал первоначально на северном берегу залива. Он был основан эолийцами около Х стол. до Р. Х.; раньше 688 г. присоединился к ионийскому союзу; в 580 г. (или 630?) был разрушен лидийским царем Алиаттом. Около 300 лет местность эта представляла из себя пустынные развалины. Еще и теперь на месте древней С. видны остатки старинного укрепления (по всей вероятности древнего акрополя) и так наз. «могила Тантала» — большая намогильная насыпь из камней (Tumulus), поднимающаяся конусообразно на фундаменте в форме круга, в 33 метра по диаметру у основания; внутри — четырехугольный могильный склеп. Только по смерти Александра Македонского Антигон основал новую С., в 20 стадиях на ЮЗ от старого города; постройку города закончил Лизимах, значительно украсивший и укрепивший его. Скоро С., благодаря хорошей гавани, сделалась средоточием малоазиатской торговли и в римское время была одним из богатейших и роскошнейших городов Малой Азии, славившимся, между прочим, и своими риторами. Пострадавший сильно при взятия Долабеллой, город в 178—180 гг. подвергся разрушительным землетрясениям, но Марк Аврелий снова отстроил его, и С. вскоре опять достигла цветущего состояния. Христианство в С. нашло прочную точку опоры, хотя еп. Поликарп и принял здесь мученическую кончину. В 1092 г. С. захватил турецкий морской разбойник Цахас, но византийцы возвратили ее себе в 1097 г. С 1344 г. С. надолго подпадает под власть родосцев (иоаннитов) и в ведение папского наместника. В декабре 1402 г. Тамерлан взял и разрушил С., после 14-дневной осады; но и на этот раз она восстала из развалин. Небольшие землетрясения (последнее в 1880 г.), пожары (1840, 1845 гг.) и чума не могли повредить городу на более или менее продолжительное время. В древности С. была одним из городов, считавших себя родиной Гомера.

Ср. Rougon, «Le commerce francais en Orient» (Пар., 1892); его же, «Smyrne, situation é conomique et commerciale» (там же, 1889); Georgiades, «Smyrne et l’Asie Mineure au point de vue é conomique etc.» (там же, 1885); Scherzer, «Smyrna» (Вена, 1873; 2 изд. на французском языке, Лпц., 1880); Mylonas, «De Smyrnaeorum rebus gestis» (1866); Lane, «Smyrnaeorum res gestae et antiquitates» (1851).

Резня в Смирне

До начала XX в. Смирна была многонациональным, но преимущественно христианским городом, в котором жили 107 тыс. греков, 12 тыс. армян, 23 тыс. евреев, 52 тыс. мусульман и подданные различных европейских государств. Территория делилась на верхний город, где жили христиане, и нижний — мусульманский. Центром его считалась набережная, застроенная богатыми домами в европейском архитектурном стиле.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и заключения мирного договора в 1920 г. было решено, что Смирна — это греческий город. Однако Турция отказалась признать такой факт, в результате чего 9 сентября 1922 г. турецкие войска под руководством Мустафы Кемаля вошли в город и устроили грабежи и убийства христианского населения, которое в те времена состояло в основном из греков и армян. Погибло около 200 тыс. жителей.

13 сентября был устроен огромный пожар, разрушивший ту часть города, где проживали христиане. Выжившие после погромов люди (около 400 тыс. беженцев) были вывезены американскими и японскими кораблями и получили помощь Красного Креста.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

После всех событий Турция провозгласила создание республики, а Смирна была переименована в город Измир, который стал почти полностью мусульманским.

Древний город

Город с таким названием считался венцом Ионии и яркой драгоценностью Азии. Сохранились древние предания, что Смирна — это поселение в устье реки Мелес на берегу Малой Азии, в котором процветают богатство и изящные искусства. Хотя точная дата неизвестна, но историки считают, что зародилось это поселение более 3000 лет назад в один из ранних периодов Древней Греции.

По легенде, его основателем считается Тантал, сын Зевса и Смирны, прекрасной королевы амазонок. В ее честь и было дано первое название поселению. Жили в нем эолийцы, затем ионийцы, а бурный расцвет город пережил во времена правления древних римлян.

При Александре Македонском здесь был построен порт для торговли в Средиземном море, а при римском правлении Марка Аврелия Смирна была восстановлена из руин после очередного сильного землетрясения.

что такое смирно по библии. Смотреть фото что такое смирно по библии. Смотреть картинку что такое смирно по библии. Картинка про что такое смирно по библии. Фото что такое смирно по библии

За весь период существования Смирна была частично разрушена 6 землетрясениями, однако каждый раз город возрождался, подобно прекрасной птице Феникс. Также он считается родиной древнего мыслителя, философа и поэта Гомера, создавшего знаменитые произведения «Илиада» и «Одиссея».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *