Как бы ни был тщательно продуман сценарий, это еще не гарантия высокого качества будущего произведения. Фильм, даже самый небольшой,– сложная структура, состоящая из многих компонентов. Как здание строится из отдельных блоков или кирпичей, как музыкальное произведение состоит из звуков, обозначенных разными знаками и нотами, так фильм создается из отдельных кадров и эпизодов. И прежде чем приступить к его созданию, нужно тщательно продумать каждый шаг.
Определение последовательности этапов съемочного процесса и сведение их в единый документ называется составлением календарно-постановочного плана. На основании готового плана рассчитывается смета всего фильма.
Содержание плана сводится к простому графику очередности съемок на определенных объектах, если фильм не связан с долгосрочными поездками и привлечением целого ряда специалистов. К примеру, короткий публицистический сюжет строится на журналистском расследовании действий санитарно-эпидемиологической службы, инициированных многочисленными жалобами горожан на недоброкачественную воду.
При создании сложной по строению картины возникает необходимость в детальном графике работ. Это может быть связано с тем, что натуру приходится снимать в отдаленных местах. И тогда в каждом из пунктов нужно заранее позаботиться о гостинице, о бронировании железнодорожных и авиабилетов и т.д.
В первый раз при планировании бывает нелегко определить количество времени, необходимого для съемок эпизодов на определенном объекте. Например, приходится считаться с погодными условиями, если многие сцены должны быть сняты под открытым небом. При составлении графика помогает практический опыт и трезвый расчет. Очевидно, что производительность труда съемочной группы, бесперебойная работа всего творческого коллектива напрямую связаны как с точностью планирования, так и с соблюдением графика работы. Если производство фильма на разных этапах отстает от графика, то могут возникнуть проблемы с использованием всевозможных заранее заказанных услуг. В комплекс таких услуг входят, например, аренда съемочной аппаратуры и технического оборудования, бронирование мест в гостиницах, покупка проездных билетов, договоренности с заказчиком и людьми, которых надо снимать.
Случается, малоопытные составители графиков оказываются сверхоптимистичными и отводят на выполнение тех или иных этапов недостаточно времени. Вероятно, предположение, что следующий проект пройдет гладко, заложено в самой природе человека. Частенько люди забывают о предшествующем опыте, несмотря на то, что недавно завершенная работа шла со скрипом.
Опытные кинематографисты знают, что в процессе создания фильма ежедневно возникают неожиданные трудности и задержки. Профессиональный продюсер взыскательно рассмотрит предложенные сроки и, учитывая смелость составителей, дополнит план резервным временем на случай всевозможных задержек.
Попробуем составить примерный календарно-постановочный план видового десятиминутного фильма.
I. Подготовительный период.
1. Написание сценария – 10 дней.
2. Подбор материалов и подготовка режиссерского сценария – 20 дней.
3. Формирование съемочной группы.
4. Написание календарного плана и сметы – 10 дней.
5. Подготовка группы к работе
Остановимся подробней на работе в подготовительный период. К сожалению, некоторые начинающие группы совершенно игнорируют этот этап, сразу же приступая к съемкам своего фильма. Хотя многие профессионалы, особенно западные, считают подготовительный период основным. Один из режиссеров-классиков как-то сказал: «Фильм готов, осталось его только снять».
Чем занимаются в подготовительный период административная и операторская группы? На основании режиссерского постановочного сценария режиссер, оператор и администратор обсуждают будущие съемочные площадки, оговаривают время начала съемок. После внимательного осмотра объектов администратор составляет график и смету. Операторская группа в подготовительный период, кроме уточнения своих задач с режиссером и администратором, тщательно подбирает камеру, объективы и фильтры, штативы, тележки и краны, а также осветительную аппаратуру. В этот период проводятся все испытания техники и пленки.
II. Съемочный период, рассчитанный, например, на съемки шести объектов.
1. Переезды съемочной группы – 6 дней.
2. Освоение объектов – 6 дней.
3. Съемка объектов – 12 дней.
Каждый день съемок в календарно-постановочном плане должен быть подробно описан: количество участников группы, маршрут передвижения, количество машин, авиа- и/или железнодорожных билетов.
III. Монтажно-тонировочный период.
1. Монтаж чернового материала – 5 дней.
2. Внесение поправок (после просмотра заказчиком) – 2 дня.
3. Утверждение и запись дикторского текста, музыки и шумов – 2 дня.
4. Монтаж эталонной копии – 4 дня.
5. Сдача готового фильма заказчику – 2 дня.
Итак, на создание нашего условного десятиминутного фильма мы затратили 79 дней.
Таким образом, только после написания режиссерского сценария с запланированными сроками работы, уточнением количества участников съемочной группы, физических затрат на монтажно-тонировочный период можно смело приступить к составлению сметы.
Смета фильма может быть самой разной. Все зависит от средств, выделенных заказчиком. Лучше подготовить предельно детализированную смету, чтобы быть готовым к неожиданностям. Главное правило: перед написанием надо точно знать, сколько людей будет занято в работе над фильмом, внимательно прочитать режиссерский сценарий и календарно-постановочный план, скрупулезно изучить объекты съемки и утвердить их с режиссером и оператором.
Самые богатые люди в кинобизнесе — не режиссеры и не продюсеры, а владельцы кинотеатров. Почему так, на чём на самом деле зарабатывают киностудии и как сделать, чтобы фильм смотрела вся страна — в нашей статье.
От менеджера в компании до гран-при и озвучки в Амедиатеке
Интересоваться кино, озвучкой и организаторской работой я начал еще в студенческие годы — учился на факультете звукорежиссуры в Санкт-Петербурге, но бросил учебу, чтобы пойти работать.
Следующие несколько лет провел в компании-франчайзи 1C: начал на должности менеджера по проектам, а уходил директором филиала. Я получил опыт и понял, что мог бы управлять своей кинокомпанией. Нашел партнера — он учился в том же университете, только на другом факультете.
В 2015 году мы сделали первую серьезную работу: написали сценарий для полнометражного фильма и продали его известному режиссеру из Азербайджана.
Затем стали снимать короткометражки, коммерческие ролики, писать сценарии, заниматься озвучкой зарубежных фильмов и сериалов для «Амедиатеки», 2х2, «Кинопоиска». Например, мы озвучили сериалы «Бэтвумен» и «Предприятие Божий дар».
В 2017 году сняли фильм «Это наш дом», а годом позже получили за него гран-при на российско-китайском фестивале «Амурская осень».
Одни фильмы снимают для души, другие — ради денег
Бывает, что фильм неплохой, но нет денег на продвижение, нет связей и договоренностей с кинотеатрами. Такой фильм может лежать в столе очень долго или распространяться в узких кругах. Например, за 10 000—12 000 рублей можно снять кинотеатр на два часа, пригласить друзей и знакомых, показать фильм. Но стать известным это вряд ли поможет.
По опыту, режиссерам и продюсерам сложно находить компромисс между тем, что хочется снимать, и тем, что с большей вероятностью принесет коммерческий успех. Большинство делают так: часть работ снимают только с коммерческой целью, часть — для души.
Съемки фильма начинаются
Если киностудия берется за фильм, самое главное — рассчитать бюджет. Это делают в самом начале работы, сразу после подготовки сценария. Если говорить в общем, статьи расходов такие:
80% бюджета уходят на зарплаты членам съемочной группы и на техническое оборудование;
20% — на переезды по местам съемок, аренду этих мест, текущие расходы.
Снять кино можно и с нулевым бюджетом. Написать сценарий, снять на камеру телефона, попросить друзей стать актерами и помочь с местами съемок, а затем выложить в интернет.
Если это что-то более профессиональное, средний бюджет будет от 5 млн рублей до бесконечности. Снять короткометражный фильм будет стоить меньше: начинать можно с 300 000—500 000 рублей, хорошим считается бюджет от миллиона и выше.
Можно выбрать интересную острую тему, потратиться на продвижение, но в итоге фильм мало кого заинтересует.
В кинобизнесе невозможно предугадать, выстрелит фильм или нет. Главное, что нужно запомнить: успех фильма не зависит от его бюджета
Так было с «Тайной печати дракона» — потратили 50 млн долларов на производство и маркетинг, но фильм провалился. А «Неадекватных людей» сняли за 3 млн рублей, при этом сборы достигли 20 млн рублей.
Причин этого много: влияют актерский состав, общая обстановка в стране, политическая ситуация, информационный шум, даты премьеры. Самые выгодные, конечно, новогодние праздники.
Кинотеатры и дистрибьюторы забирают до 80% прибыли
Чтобы фильм не остался в тени, его нужно продвинуть в прокате — сделать так, чтобы его увидели как можно больше людей. Сначала фильм попадает на экраны кинотеатров, для этого нужно:
обращаться в кинотеатры еще на стадии производства, показывать отрывки будущего фильма и предлагать взять в прокат;
обращаться в компании, которые занимаются дистрибуцией. Они сами договорятся с кинотеатрами, еще организуют продвижение фильма: сделают афиши, договорятся о трансляции трейлеров перед другими фильмами, дадут рекламу.
Обращаться лучше и к кинотеатрам, и к дистрибьюторским компаниям одновременно. А дальше выбирать по условиям договора из тех, с кем удастся договориться.
Затем фильмы выходят в онлайн-прокат, здесь договариваются уже в владельцам сервисов вроде «Амедиатеки», «Кинопоиска», «Окко». А где-то через полгода-год со дня премьеры фильм появляется в сетке телевещания — для этого договариваются уже с телеканалами.
Выйти на нужных людей можно с помощью кинорынков — так называют встречи причастных людей, которые проходят обычно на кинофестивалях, например «Окне в Европу» или Каннском кинофестивале. Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию.
Ко встречам на кинорынке лучше готовиться: заранее позвонить нужному человеку и договориться о беседе. О том, что он будет в том или ином месте можно узнать на сайте фестиваля: список гостей и партнеров всегда публикуют. С собой на такую встречу можно взять ноутбук с фильмом и сразу показать отрывок.
Эти люди заинтересованы в вашем фильме также, как вы: их работа — находить фильмы, которые принесут деньги или новую аудиторию
Теперь о деньгах. Кажется, что попасть на экраны кинотеатра — мечта, но кинотеатр заберет себе 50% всей прибыли. Дистрибьюторские компании забирают еще 20—30% прибыли, получается в сумме 70—80%. Это деньги за то, что фильм увидят люди.
Остальную прибыль отдадут кинокомпании: обмануть не получится, так как существует специальный государственный сервис, который учитывает продажу каждого билета. Можно в любой момент посмотреть, сколько билетов продали.
Инвесторы вкладывают в известных режиссеров
Деньги и ресурсы на фильмы ищут по-разному. Это могут быть:
Киностудии часто пользуются бартером: различные организации бесплатно предоставляют места для съемок, питание, атрибутику. Для организаций это имиджевая история: они получают билеты на закрытые показы, упоминание в титрах, могут использовать это в рекламе.
Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной.
Еще компании делают скидки на собственные услуги: например, требуется в аренду яхта, оплата посуточно — чтобы не терять клиента-киностудию, фирма может дать бесплатно еще и катер.
Часто помогают знакомства с людьми из разных сфер: директор театра может разрешить снять сцены в зале, а владелец красивого особняка — в своей гостиной
С инвестициями сложнее: обычно вкладывают деньги в киностудии и режиссеров, которые уже известны своими работами. Поэтому чаще киностудии снимают фильмы на личные сбережения и займы, но для них это возможность заявить о себе перед профессиональным сообществом и зрителями.
А пока слава еще не пришла, можно зарабатывать на сопутствующих услугах: озвучивать иностранные фильмы, снимать видео и рекламу, писать сценарии, делать анимацию и вообще любой видеоконтент.
Фонд кино и Министерство культуры опубликовали рейтинг российских фильмов, которые получают государственную поддержку. Если раньше ведомства обозначали только общую сумму госфинансирования, то сейчас можно посмотреть, сколько денег получила та или иная студия на определенные фильмы.
Постановочным видео никто не верит
Киностудии снимают разные ролики, например мы занимаемся эйчар-визуализацией. Это видео, которые помогают формировать образ компании и привлекать молодых специалистов. Для таких видео нужно тесно работать с эйчарами и психологами: эйчары говорят, каких сотрудников ищут, а психологи — как этих людей зацепить.
Работа над роликом начинается со встречи и обсуждения бюджета, формата, задачи видео. После подписываем соглашение о конфиденциальности, и нам передают внутренние материалы: положения, инструкции и всё, что может помочь написать сценарий.
После формируем задание для творческой группы: обсуждаем, какой ролик нужен, как он должен воздействовать на зрителей, какой посыл передавать. В группу входят режиссер, звукорежиссер, оператор, продюсер, анимационные и графические дизайнеры, сценарист, актеры и другие участники команды.
Три-четыре сценариста пишут несколько синопсисов — кратких текстов в один-два абзаца. Клиент смотрит синопсисы и решает, что нравится, а что нет. По выбранному синопсису создают один-два сценария, затем выбирают один.
По утвержденному сценарию снимается ролик, он может быть с участием актеров и без них, сниматься в разных локациях, содержать анимацию.
Ролик показываем клиенту и обсуждаем доработки. Если замечания разумные и не связаны со вкусовщиной, вносим их. А если клиент просит сделать то, что в итоге испортит работу, мы аргументированно объясняем, почему так делать нельзя. Бывает, что клиент недоволен работой, — тогда мы сверяем видеоряд со сценарием. А еще для таких ситуаций всегда прикрепляем сценарий к договору как приложение.
Бывает, что клиент недоволен работой, тогда нужно сверить видеоряд со сценарием. А для таких ситуаций — всегда прикреплять сценарий к договору как приложение
Стоит производство такого видео от пятидесяти тысяч рублей до трех миллионов рублей. Всё зависит от того, где видео будут транслировать: ролики для показа в компаниях, на выставках и конференциях стоят дешевле, средняя цена у роликов для интернета, самые дорогие — для телевидения.
Развернутая смета на создание кино-видео продукции
Энциклопедия киношаблонов
Твой первый фильм
Перлы
Спасите котика!
Учебники по драматургии
Сценарии российских фильмов
Сценарии советских фильмов
Сценарии иностранных фильмов
киноведение
наши друзья
РАЗВЕРНУТАЯ СМЕТА НА СОЗДАНИЕ КИНО- И ВИДЕО- ПРОДУКЦИИ
Основной финансовый документ. В ней расшифровывается каждая позиция, подробным образом расписываются все расходы по проекту. Именно на основании развернутой сметы делается смета сводная.
В данном образце сметы, для примера, расписаны все затратные позиции, возникающие при создании сметы, особенности и правила расчета, а также замечания из собственного опыта, которые можно не воспринимать всерьез, но потом вспомните…
Здравствуйте, мои маленькие любители кино! Вы вступили в абсолютно новый для себя мир, который манит вас своей загадочностью и романтичностью… Как обычно бывает в мировой истории, 103 года назад два колдыря, от нечего делать придумали какую-то фигню, и подсадили на нее полмира. Звали их Братья Люмьер… теперь и вы можете с уверенностью называть себя профессионалами, т.к. в глазах обывателей мы, все-таки, находимся «по эту» сторону камеры… И не важно что снимать, важно как. А Вы умеете это делать хорошо. Я рад, что оказался в Вашем крепко спитом веселом коллективе, и этим бездарным опусом пытаюсь внести свой вклад в непростое дело развития видеостудии. Удачи нам!
1.1 Сценарий и музыкальная партитура
1.1.1 Сценарные расходы – при расчете учитывать следующие моменты:
— гонорар автора сценария. Обычно определяется путем переговоров исходя из сложности работы и приблизительного общего бюджета проекта. Гонорар автора сценария за сценарий рекламного ролика – 100-1000 долларов США, сценарий полнометражного художественного фильма – до 15.000 долларов США, но не более 15% от бюджета фильма;
— «Имя» сценариста. Если заказ на написание сценария получает известный, с «именем» сценарист, что иногда является условием заказчика, необходимо быть готовым к логичному, но не всегда приемлемому, завышению сумм гонорара.
При работе со сценаристом «с именем» быть готовым к сюрпризам – типа творческого кризиса, «что-то не идет…», и т.д. Пресекать жестко и сразу. Помнить, что это наемный, подчиненный нам персонал.
1.1.2 Музыкальная партитура – создается, как правило, для рекламного ролика, аудиоролика, или игрового фильма. Необходима для понимания общего музыкального сопровождения проекта и представляет собой «черновик» главной музыкальной темы, звукового логотипа, и т.д. Стоимость музыкальной партитуры – аванс композитора, привлеченного для работы над проектом. Гонорар композитора не может быть больше суммы гонорара автора сценария. В идеале он может равняться или быть меньше гонорара художника-постановщика.
1.1.3 Прочие расходы – на данном этапе могут возникнуть расходы, связанные с организацией работы группы авторов проекта (автор сценария, режиссер, оператор, композитор) – обеспечение помещения, питания, и т.д. Кроме того – канцелярские товары, оплата услуг типографий или копировальных центров (в случае большого «бумажного» объема), а также транспортные расходы. Кроме того, необходимо аккордом оплатить услуги раскадровщика.
2.1 Оплата труда актеров
2.1.1 Актеры – исполнители главных ролей – возможны два варианта оплаты (по договоренности). Первый – оплата труда актера за съемочный день. Подобную систему можно позволить себе на небольших проектах – клипы, реклама, либо в случае привлечения к проекту актеров-звезд, в чьем профессионализме сомневаться не приходится. В остальных случаях рекомендуется устанавливать аккордную систему оплаты – актер получает гонорар за весь объем необходимой работы по факту ее выполнения. Возможен аванс, но не более 50%.
Помнить, что с актерами-звездами иногда бывает масса проблем – требуют «своего» гримера или костюмера, особое питание, транспорт, и т.д. Пытаться выполнить большинство, всегда возможен разумный компромисс. Быть готовым к срыву двух-трех дней по вине актера-звезды – гарантированно. В то же время, когда нечто с 3-го курса актерского факультета требует «Evian» и апельсинов – подумайте, так ли уж эта роль необходима вообще? Режиссеры в этом смысле люди тоже вменяемые, им тоже проблемы с актерами не нужны.
2.1.3 Оплата массовки – непрофессиональные актеры (как правило), либо студенты первого-второго курсов творческих ВУЗов (если необходима костюмированная массовка, например при съемке исторических сложнокостюмированных проектов). Средняя оплата – от 50 до 500 рублей в день.
Быдло окопное. Гонять нещадно! При попытке неповиновения – интеллигентно бить лицо, или гнать сразу.
2.2 Творческий и технический персонал
2.2.1 Режиссер-постановщик – автор произведения, ключевой «игрок» любого визуального проекта. Только гонорарная система оплаты. В случае, если режиссер неизвестен, и мы работаем с ним впервые – оплата только по факту сдачи работы заказчику. В остальных случаях возможен аванс до начала работы, но не более 30%. Остальная часть гонорара – после сдачи работы заказчику. Гонорар режиссера на рекламном ролике, музыкальном клипе, как правило составляет сумму от 500 – до 2.500 долларов США. Гонорар режиссера на игровом полнометражном проекте – до 25-40.000 долларов США (возможно и больше). Общемировая практика работы с режиссерами на полнометражных игровых проектах – «гонорар + % от проката», в России практически «не работает» по причине отсутствия национального проката вообще.
Помнить, что режиссер – подотчетен Вам, и от него также, как и от любого члена съемочной группы необходимо жестко требовать соблюдения сроков и графиков производства. Если Вам сядут на шею – скинуть практически невозможно. Нельзя попадать в зависимость от режиссера. И всегда помнить, что режиссера можно заменить ДО начала съемок. В дальнейшем – только в ущерб качеству продукта. Никогда не начинайте съемки, если Вы не уверены в том, что сделает режиссер. Один из двух людей, которым можно курить в павильоне. Ему можно даже, страшно сказать, выпить. Если идет во благо…
2.2.3 Художник-постановщик – автор произведения, один из ключевых игроков любого проекта. Может быть «протеже» режиссера, может наниматься отдельно. Гонорар определяется в ходе переговоров, исходя из уровня предыдущих работ, сложности работы предстоящей и т.д. Для удобства – гонорар художника-постановщика, как правило, на 25-30% меньше гонорара оператора-постановщика. Возможен аванс до начала работ – не более 30-40 %, остальное – либо после отсмотра рабочего материала, либо после сдачи работы заказчику. Возможны варианты: после сдачи декорации выплачивается еще какая-то часть гонорара, и т.д.
Наиболее нестабильно работающий автор фильма. Важно жестко установить и неукоснительно отслеживать график работы по строительству декораций, т.к. все это время платится аренда. Попадание по срокам может быть весьма болезненным. В основном – без проблем. Помните, что строить декорацию, также как и писать музыку можно годами. Строительство декорации – это не действие, это состояние. Его нельзя закончить, его можно только прекратить! Помните также, что художник в кино и художник в рекламе – две абсолютно разных специальности. Если рекламного художника взять на полный метр – получите 1,5 часовой рекламный ролик.
2.2.4 Композитор – автор произведения. В идеале композитор подключается к работе, особенно при создании полнометражных фильмов, с первого дня работы группы авторов фильма. Создание музыкальной партитуры – основной музыкальной темы фильма, требуется от композитора уже на этом этапе. При работе над рекламными роликами –композитор выполняет работу по звуковому, музыкальному и шумовому оформлению ролика. Гонорар композитора на 10-15% ниже, чем у художника-постановщика (очень условно, бывает, что художник «молодой», а композитор – с именем, тогда его гонорар может существенно превышать гонорар художника, но не может быть больше гонорара оператора).
Главная засада – сроки. НЕ БЫВАЕТ, что работа композитора сдается в срок. Поэтому – всегда 3-7 дней временного люфта необходимо иметь. Композитор –наиболее яркий представитель творцов – так называемых «тварюг», поэтому логические рассказы о том, что у вас время жмет, заказчик волком воет и т.д., им не воспринимаются вообще. Будете бить рублем –останетесь без музыки. Будете орать ежедневно – уйдет в депрессию… Так что только ласка и нежность могут сделать композитора способным к дрессировке!
2.2.5 Второй режиссер – «начальник штаба» режиссера-постановщика. Появляется на очень организационно сложном рекламном ролике или музыкальном клипе, а также на полнометражных игровых проектах. Начинает и заканчивает работу практически одновременно с режиссером. От его работы зависит очень много, и в первую очередь – выполнение съемочного плана-графика. Второй режиссер составляет календарно-постановочный план съемок, контролирует работу всей творческой группы фильма. Находится в 100%-ном подчинении режиссера-постановщика. Гонорар, как правило зарплата в месяц (500-2.500 долларов США), на коротких проектах – гонорар, «аккорд».
2.2.6 Ассистент режиссера (помреж) – «правая рука» второго режиссера. Помимо «подай-принеси», осуществляет заполнение в процессе съемок монтажных листов, жизненно необходимых на игровых полнометражных фильмах при работе с пленкой. Человек с хлопушкой. Обеспечение всего необходимого режиссеру, начиная от канцелярии и личного стула, заканчивая чаем-кофе. Как правило – появляется либо в паре с режиссером, либо в паре с вторым режиссером. Оплата в месяц – 300-700 долларов США.
2.2.7 Второй оператор – как правило, приходит в паре с оператором-постановшиком. В обязанности входит работа со светом, отвечает за выбор правильного режима экспонирования пленки. Необходим на всех без исключения проектах, снимаемых на кинопленку, либо на сложнопостановочных видеопроектах. Подчиняется оператору-постановщику. Обычно, но не всегда, может выполнять также обязанности оператора второй камеры или ассистента на фокусе. На игровых полнометражных проектах устанавливается зарплата в месяц – 1.200 – 2.000 долларов США, на роликах и клипах – 200 – 350 долларов США в день. Переработки не платятся.
Второй – человек, от которого зависит правильность экспонирования пленки, поэтому общается на площадке с ним только оператор, и, как правило, на него никто никогда не кричит. В основном – вменяемые люди, будущие операторы-постановщики (хотя, далеко не всегда!), поэтому имейте их в виду, не теряйте контакта.
2.2.8 Cameraman, оператор второй камеры. На западе это нормальная схема работы, в России – бывает, но редко, когда оператор-постановщик не сидит сам за камерой, а наблюдает съемки через режиссерский монитор, осуществляя руководство процессом. Подобная схема работы особенно оправдана при съемках на HD, т.к. в монитор оператор имеет возможность наблюдать реальную «картинку». В подобных случаях нанимается так называемый cameraman (человек, непосредственно сидящий за камерой). Оплата – договорная, но не больше 2-го оператора. В случае проведения многокамерной съемки возможно привлечение оператора второй камеры в случае, если эту функцию не берет на себя второй оператор. Оплата оператора второй камеры – ставка в месяц, в случае если многокамерная съемка осуществляется в течении всего процесса, ставка в день – если вторая камера появляется только на несколько дней.
Cameraman придет на площадку вместе с оператором-постановщиком. Часто им становится второй оператор. Если вы не знаете, где взять оператора на вторую камеру – спросите оператора-постановщика, он позовет своего приятеля – у него их миллион, и так, с шутками и прибаутками, проблема будет решена…причем, за минимальные деньги.
Профессиональная шутка: «Фокус перевести – не фокус, фокус за это деньги получить!»
2.2.10 Ассистент оператора по пленке – как правило, привлекается только на большие полнометражные проекты, на рекламе и клипах его обязанности выполняет либо второй оператор, либо ассистент по фокусу. Подчиняется второму оператору. Обязанности – контроль за расходованием пленки, учет остатков, отслеживание наличия пленки на площадке, связь с лабораторией, зарядка и разрядка кассет. Оплата – ставка в месяц, до 600 долларов США.
Среди них попадаются уникальные люди, которые работали еще с вышеупомянутыми Братьями Люмьер, Герасимовым и Эйзенштейном! Много чего интересного могут порассказать…А попадаются абсолютно неуникальные студенты ВГИКа… рассказать ничего не могут…сделать, как правило, тоже…но за сигаретами бегают – The Best!
2.2.11 Оператор стедикам (stedicam). Стедикам – специальное приспособление, гасящее колебания при движении с камерой, позволяющее бегать, прыгать и т.д. Оператор стедикам – человек, работающий со стедикамом в случае, если оператор-постановщик самостоятельно со стедикамом не работает. Подчиняется оператору-постановщику. Оплата посменная, от 100 до 300 долларов в день, в зависимости от сложности проекта и опыта работы.
Как правило – физически очень здоровый мужик. Не ссорьтесь – влепит, мало не покажется! Хотя чаше всего – очень добрые и бесконфликтные люди. Втиснутый в стедикам похож на колорадского жука, наевшегося до отвала… Требует двойной порции обеда, т.к. бегать с 40-киллограмовой камерой – удовольствие нелегкое.
2.2.13 Осветитель – подчиняется бригадиру осветителей, выполняет указания его и второго оператора. Работает с осветительными приборами. Оплата как правило, ставка в смену – 45-60 долларов США, переработка – 10-15 долларов США в час. На крупных проектах возможна ставка в месяц, но сумма не более ставки бригадира осветителей. Следует помнить, что осветители «старой школы», являясь весьма опытными работниками, склонны к выпивке в рабочее время.
Проблемы те же, что и с бригадиром. За пьянку – гнать с площадки и бить рублем! Сразу и нещадно. При повторе –гнать с проекта!
2.2.14 Обслуживание GRIP, в разговоре – «грипы», то же, что осветители, только работающие с GRIP- оборудованием. Подчиняются второму оператору.
Как правило – молодые, энергичные. Проблемы возникают редко. Очень много едят!
2.2.15 Супертехники (операторский кран, dolly, и т.д.) – технический персонал, обслуживающий операторскую технику. В зависимости от количества и типа операторской техники определяется количество супертехников. С краном, как правило, работают три человека, с тележкой – двое, и т.д. Оплата – идентична осветителям.
Всегда уточняйте у оператора, с кем именно из супертехников он хотел бы работать,и, по возможности, реализовывайте эти пожелания. Особенно, если речь идет об обслуживании кран-стрелки. Катать тележку – тоже исскуство. Причем непростое. А управление краном – тем более.
2.2.16 Художник-декоратор – «правая рука» художника-постановщика, отвечающий за воплощение в материале идей художника-постановщика. Руководит работой постановщиков, маляров, бутафоров и прочего постоянного и разового персонала. Отвечает за сроки изготовления декорации. Оплата – ставка, размер ставки не должен превышать ставку второго оператора.
Молодые, как правило считающие себя гораздо круче художников-постановщиков люди. Без особых проблем.
2.2.17 Постановщики – разнорабочие-универсалы, умеющие все. Подчиняются художнику-декоратору. Непосредственно руками воплощают задуманное художником-постановщиком декорационно-техническое решение проекта. Оплата на крупных проектах – ставка в месяц, порядка 500-1.100 долларов, на клипах и рекламе – 50-60 долларов в день. Переработки – по договоренности.
Пьют и много едят. В случае возникновения проблем – пожалуйтесь художнику-постановщику. Угрозы не взять на следующую работу чаще всего бывает достаточно…
2.2.19 Ассистент гримера – привлекается по мере необходимости в случае большого объема работ. Оплата – ставка в день, 30-60 долларов США. Как правило, у каждого гримера есть свой ассистент.
2.2.20 Художник по костюмам – осуществляет всю подготовительную работу и роботу на площадке по пошиву, аренде и подбору костюмов всех работающих «в кадре» актеров. Оплата – ставка в месяц до 2.000 долларов США, либо, на роликах и рекламе – 50-150 долларов США в день, включая подготовительный период.
Часто ругается по делу (по поводу костюмов) с режиссером, и чаще всего оказывается прав.
2.2.21 Костюмер – осуществляет помощь в работе художника по костюмам, следит за сохранностью и состоянием костюмов и аксессуаров. Оплата – ставка в месяц, или ставка в день 50-100 долларов США. Переработки – по договоренности.
«Тусуется» вместе гримером, «мама-2»…
2.2.22 Реквизитор – осуществляет подбор, покупку или аренду необходимого игрового реквизита, в соответствии с режиссерским сценарием. Следит за своевременной доставкой реквизита на площадку. Отвечает за его состояние и сохранность. Оплата – ставка в месяц, или ставка в день 50-100 долларов США. Переработки – по договоренности.
Если сумеете объяснить ему, что «…эту булавку мы покупать не будем, а принесем из дома», и он не станет вашим врагом на всю жизнь – все в норме.
2.2.23 Бутафор – специалист по изготовлению бутафории. В основном, работает на подготовительном этапе, реже требуется его присутствие на съемках. Оплата – по договоренности.
Одна из самых загадочных профессий. Вы знаете, как из старой шубы, строительной пены, газет и двух пуговиц сделать натуральную бычью голову? Нет?! Я тоже… поэтому торгуйтесь, но не сильно. Работа бутафора – дорогое удовольствие, но результат….
2.2.24 Фотограф – выполняет на подготовительном этапе технические съемки, необходимые режиссеру, оператору и художнику, съемки актерского кастинга, съемки для дальнейшего изготовления PR-продуктов проекта, архивные съемки. Оплата по договоренности, чаще всего – гонорар.
Объясните фотографу, что снимать после команды «Мотор!» со вспышкой как-то нехорошо, можно типа от оператора схлопотать не по-детски… Естественно, это не относится к профессиональным «киношным» фотографам. Постарайтесь заполучить именно такого.
2.2.25 Пиротехники – обеспечивают необходимые для съемки пиротехнические эффекты, начиная от простейших – различные виды дыма, открытый огонь и т.д., заканчивая сложными пиротехническими эффектами – «закладки», имитирующие попадания от пуль, взрывы и т.д. Работают в тесном контакте с постановщиками трюков. Оплата – ставка в месяц, либо ставка в день. Как правило, ставка в день не выше 60-100 долларов США, переработка – 15%.
P.S. Пиротехники Ялтинской киностудии – умри все живое в любом случае…спасения нет.
2.2.26 Звукорежиссер – обеспечивает звуковое оформление продукта в строгом соответствии с режиссерской концепцией. Ответственен за все, связанное со звуком – первичную запись звука на площадке, шумовое оформление, дубляж, работу с библиотекой шумов, перезапись в необходимом формате звука и т.д. Оплата – гонорар, до 5.000 – 7.000 долларов США за полный метр. На рекламе и клипах, как правило, отсутствует.
Любой звукорежиссер, также как и звукооператор – вещь в себе. Абсолютно тихие и незаметные люди, делающие большую работу. Запись звука на площадке требует дисциплины всей съемочной группы – абсолютной тишины после команды «Мотор!», поэтому обеспечьте ему тишину – и все, он счастлив! Ест немного, практически никогда не пьет… и еще может дать ПОСЛУШАТЬ ТИШИНУ.
2.2.27 Звукооператор – человек, непосредственно занимающийся первичной записью «живого» звука на площадке. Оплачивается – ставка в месяц на полном метре – 50-70% ставки второго оператора. На клипах и рекламе нужен редко.
2.2.28 Ассистент звукооператора – помогает звукооператору работать с звукозаписывающей аппаратурой. Ставка в месяц – не более 400 долларов США, на клипах и рекламе не нужен.
2.3. Прочий технический и вспомогательный персонал
2.3.1 Водители – чем занимаются – понятно. Бывают водители на своих автомобилях, бывают нанятые на автомобили группы. Кроме того, машины спецтехники (Light-vagen, Camer-vagen) и т.д., также имеют водителей, которые помимо прямых функций, выполняют еще и функции людей, обслуживающих эту технику. Оплата – договорная. Если у Вас актеры-звезды, будьте готовы, что «звезде» нужна машина для доставки его звездной тушки на площадку, и отвоза ее домой. Кроме того, если помнить, кто тут главный – неплохо было бы отвозить и привозить режиссера, и, иногда – оператора.
2.3.2 Рабочие на «аккордные» работы – в основном необходимы на этапе начала строительства декораций для погрузки-разгрузки, переноски, подъема тяжестей и т.д. В командировке – нанимаются из местных. Оплата – договорная (от бутылки, до небольшой суммы денег).
Следить в шесть глаз. Чтоб не сперли, не напились, не уронили, еще раз чтоб не сперли, не напились и т.д. По возможности – свести до минимума их использование вообще! Категорически не использовать на разгрузке аппаратуры.
2.3.3. Прочий персонал (рабочие, уборщицы, и т.д.) – вроде, тут все понятно. Оплата договорная. Если позволяет бюджет – возьмите буфетчицу, которая будет наливать чай-кофе и делать бутерброды. Этим вы убережете себя от огромного количества пластиковых стаканчиков по всей площадке, и от ситуации, когда «кого-то нет, потому, что он убежал за водой»… в конце концов, это тоже вопрос уважения к съемочной группе.
3. СЪЕМОЧНАЯ И ОПЕРАТОРСКАЯ ТЕХНИКА, ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
3.1 Съемочная техника
3.1.1. Кинокамера (комплект) – аренда комплекта киносъемочной аппаратуры может стоить от 200 долларов в смену за Arriflex III, до 900 долларов в смену за Arriflex 535 BL.
Комплект кинокамеры состоит из:
— Кинокамера – Arriflex от III до 535 BL (Германия), реже – Panavision (США). Российские шедевры типа «Кинор», «Союз», и т.д. в настоящий момент практически не используются;
— Комплект оптики (как правило – 7-10 дискретных объективов, 1-3 объектива с переменным фокусным расстоянием, т.н. Zoom);
— Голова штативная – Cartoni, Sahtler;
— Ноги – большие, средние и малые («лягушка»);
— Компендиум – приспособление, крепящееся спереди на объектив, предназначенное для защиты передней линзы объектива от световых лучей-«паразитов», а также для крепления эффектных и корректирующих фильтров;
— Follow-focus (фолл-фокус) – приспособление для плавного и удобного управления фокусом.
— Электроприводы трансфокатора, фолл-фокуса.
— Рапидная приставка (для камер, не оснащенных функцией изменения скорости съемки), позволяющая «разгонять» камеру до необходимых скоростей.
— Блок питания – аккумуляторы и зарядное устройство.
— Видеоконтроль + playback – для контроля за съемками и параллельной записи снимаемого на VHS
— Экспонометрическое оборудование – Flash-meter и Spot-meter – инструменты второго оператора, предназначенные для замера освещенности и яркости соответственно. Желательно – Color-meter – прибор для измерения цветовой температуры и определения необходимых корректирующих фильтров.
Вообще комплект кинокамеры может быть гораздо больше – это основа, необходимый минимум. С камерой приезжает специально обученный человек, который несет за нее полную ответственность, обслуживает ее во время съемок, только он может переносить камеру, устанавливать, собирать и разбирать ее. Всем остальным, кроме оператора, второго и «фокусника», да и то, только во время съемки, к камере прикасаться запрещено. От механика в большой степени зависит стабильность и надежность работы кинокамеры. Практически каждая камера «закреплена» за конкретным механиком.
Механики – спокойные, молчаливые, иногда пьющие не на работе люди.
Для доставки камеры необходим транспорт, при съемках на натуре или в командировке – спецтранспорт – «камерваген», оборудованный специально для транспортировки и обслуживания камеры. Погрузку и разгрузку камеры, а это 5-7 тяжелых жестких кофров, осуществляет лично механик, никого к ней не подпуская.
3.1.2 Видеокамера (комплект ТЖК) – аренда профессионального комплекта видеосъемочной аппаратуры в настоящее время, как правило, обходится в пределах 100-150 долларов США в смену. Важно точно знать комплект и формат необходимого оборудования.
Комплект видеокамеры состоит из:
— Штатив и штативная головка – бывают совсем легкие (репортажные), и более тяжелые, более удобные для студийных и постановочных съемок;
— Монитор, как правило не более 9-11 дюймов, для контроля за материалом;
— Широкоугольная линза-насадка (конвертер);
— Звукоснимающее оборудование – микрофоны репортерские, петлички и т.д.
— Накамерный свет, питающийся от аккумуляторов камеры, либо от собственных выносных;
— Комплект аккумуляторов и зарядное устройство.
Комментировать особо нечего – все просто, и всем знакомо. Точно также приезжает человек, точно также за камеру отвечает… Важно очень точно уточнить у оператора-постановщика конфигурацию и требования к видеооборудованию для проведения съемок – все аккуратненько записать, не пытаясь разобраться, и слово в слово передать людям из арендной компании. Дальше – их забота.
Камеры High Definition (HD) – отдельная тема, как столкнемся – обсудим. Там тоже есть свои плюсы и минусы.
3.2 Операторская и вспомогательная техника
3.2.2. Операторский кран – можно грубо разделить на кран-стрелки и краны с посадкой оператора на площадку наверх стрелы.
Кран стрелки бывают самые разнообразные – от 1,5 до 30 метров. Общий принцип – управление движениями самой стрелы осуществляется вручную, управление камерой и камерной головкой – дистанционно, с пульта при помощи приводов. Камерные головки бывают двухпозиционные и трехпозиционные (по количеству «рабочих» плоскостей). С кран-стрелкой управляются три человека. Дело долгое, поэтому на погрузку-разгрузку, на установку-сборку требуется немалое время.
Операторские краны с посадкой оператора, как правило, базируются на базе операторских тележек («Super Espase», «Cine Gib»), либо, по старой советской традиции – на тяжелых грузовых автомобилях типа «Урал». Самый большой из доступных на сегодняшний день кранов – Минский «Суперкран», с вылетом стрелы около 30 метров. Попробуйте найти оператора, который добровольно ТУДА полезет…очень страшно… а ведь еще и снимать надо…
Стоимость аренды кранов и кран-стрелок – от 70 до 1.900 долларов в день, в зависимости от типа, размеров и поставленной задачи.
3.2.2. Стедикам – приспособление для осуществления съемки «с движения». Одевается непосредственно на оператора-постановщика, либо на специально подготовленного оператора, «стедикамщика». Необходимость применения стедикам определяется оператором-постановщиком и режиссером на этапе подготовительной работы над проектом. Стоимость аренды стедикам зависит от типа камер, на который он рассчитан. Аренда стедикама под Betacam обойдется в 75-110 долларов США, стедикам для кинокамеры – от 150 долларов США в смену. Важно помнить, что стедикам – дефицит, и заказывать его нужно заранее.
Помните, что любой прецедент использования стедикама должен быть оправдан. Помимо того, что искусством съемки с помощью стедикама владеют единицы, это все еще и достаточно долго. И дорого. И вообще, существует масса других способов съемки движения… но съемки с помощью стедикам все равно – супер.
3.2.3. Спецтехника – приспособления, специально заказываемые, или изготавливаемые для отдельных типов съемки. Стоимость аренды самая разнообразная – от 50 до 5000 долларов США в смену. Тут всё – от боксов, позволяющих снимать под водой и бросать кинокамеру с 30-ти метровой высоты (а вы что думали, это одноразовый оператор прыгает. ), до приспособлений для съемки с автомобиля, вертолета, самолета, космического корабля (лишь бы не «Columbia»), и т.д. Короче, всякие феньки, при виде которых у оператора начинается приступ безудержной эпилептичной радости, а вы, зная сколько всё это стоит, рыдаете в 33 струи…
3.3 Осветительное оборудование
3.3.1 Осветительное оборудование (свет). Основная универсальная классификация – по световой температуре различают «белый» и «желтый» свет. Самые распространенные фирмы, выпускающие осветительные приборы – «Desisti» (Италия) и «ARRI» (Германия). Советские «Юпитеры» киевского производства, и прочих динозавров, некогда обитавших в ареале СНГ, не рассматриваем по эстетическим причинам.
Одна из характеристик света – световая температура. Измеряется в Кельвинах. Измерить ее можно специальным прибором – колорметром. Это все, что вам необходимо знать. Хотя, и этого не надо… и вообще, зачем вы все это читаете. Спать! Немедленно спать.
Но белый свет необходим, без него иногда никак. Поэтому слушайте операторов, они все знают. С операторами вообще надо дружить… если вы ему нравитесь, он поможет сэкономить кучу денег.
Кроме того, свет бывает направленным («линзовые» приборы), и рассеянным. К маркировке приборов рассеянного света прибавляется буржуйское слово soft.
В приборе направленного света свет, прежде чем осветить чью либо гениальную физиономию, проходит через фокусировочную линзу, которая направляет световые лучи, делая их практически параллельными оси прибора и друг другу. Рассеянный свет лупит во всю ивановскую, во все стороны…
Свет – основа кино. Старайтесь не сильно экономить на свете, и это тут же будет видно на картинке. Свет может творить чудеса – из урода сделать красавца, и наоборот. Искусство оператора как раз и состоит в искусстве «писать» светом. Короче, ученье – свет, учитесь, и нафиг вам это осветительное оборудование надо. На практике разберетесь.
3.3.2 GRIP. Грип – происходит от буржуйского слова «крепёж, крепить». Соответственно, основной смысл – в названии. Кроме того, исторически сложилась, что люди-грипы также занимаются эффектными светофильтрами и прочими штуками для эффективной и удобной работы со светом. Комплект grip-оборудования состоит из:
· Крепежные штативы (систенды), а также прочий крепежный инвентарь и приспособления – начиная от тейпов (специальная термостойкая лента-скотч) и прищепок, заканчивая всякими хитрыми штуками, типа экстендеров, головок и т.д. – список огромен. Сюда же входят фростовые рамы.
· Приспособления для изменения площади или характера светового потока – флаги (негры), сетки и фросты («снимающие 1, 0,5 или 0,25 диафрагмы»), куки – такие фанерки с дырочками, и т.д.
Короче, если надо что-нибудь приколотить или поломать – это к постановщикам, а вот если надо прикрепить – то к грипам… Поворчат, но сделают.
Комплект грипа может стоить от 50 до 150 долларов за смену, в зависимости от количества заказанных наименований.
4. СВЕТОЧУСТВИТЕЛЬНЫЕ, РАСХОДНЫЕ И ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
4.1.1. Кинопленка. Основной светочувствительный материал, используемый в производстве кино, музыкальных и рекламных клипов. Характеризуется высоким качеством изображения. В настоящий момент конкурентов практически не имеет, хотя HD подбирается к «пленочному» качеству уже вплотную. Несмотря на бодрые вопли о скорой «смерти» пленки и начале эры цифры – это вряд ли, еще лет 10 минимум достойной пленке альтернативы не будет. Основные мировые лидеры в производстве кинопленки – компании «Кодак» (США, Франция, Великобритания), и «Фуджи» (Япония). Одно время очень симпатичную пленочку делала «Agfa» (Германия), но сейчас ее не производят.
Основные характеристики пленки, которые необходимо знать – тип, формат, светочувствительность, сбалансированность по свету.
— Светочувствительность – характеризует «восприимчивость» пленки к свету. Чем выше значение светочувствительности, тем более чувствительная к свету пленка, соответственно тем меньше света нужно для ее нормального экспонирования. Измеряется в единицах ISO – 100, 250, 500 ISO;
— Сбалансированность по свету – пленки могут быть сбалансированы по световой температуре 5500 К или 3200 К. Пленка, сбалансированная по «белому» свету, имеет маркировку «Т», и воспринимает свет с температурой 5500К как белый, а свет 3200К – как желтый. Пленка, сбалансированная по «желтому» свету воспринимает свет 3200К как белый, а свет 5500К – как синий.
В общем все достаточно заморочено, знать это в совершенстве должен оператор. Какую пленку он Вам скажет покупать – такую и купите. Разница между характеристиками очень незначительно влияет на стоимость самой пленки, стоимость обработки и т.д. При организации производства и расчете сметы важно знать именно это.
Все пленки 35 мм выпускаются в размотках по 305 и 122 метра, что позволяет запечатлеть на пленке соответственно 10 и 5 минут изображения при нормальной (24 кадра в секунду) скорости съемки. Пленки 16 мм выпускаются в размотках 122 метра, что соответствует 10 минутам изображения.
Ориентировочная стоимость 35 мм негативной кинопленки – около 600 долларов США за размотку 305 метров, 16 мм – около 140 долларов США за 122 метра.
Важно: пленка должна храниться в специальном помещении, с соблюдением температурного режима, определенной влажности и т.д., поэтому покупайте пленку только у официальных дилеров, в представительствах или в сертифицированных лабораториях. Неправильно хранящаяся пленка теряет свои характеристики, прежде всего падает светочувствительность, причем очень заметно.
Еще важно: при работе над большим проектом постарайтесь, чтобы купленная Вами пленка была «с одной оси», т.е. имела один и тот же номер эмульсии. Одни и те же типы пленок с разными эмульсиями имеют разные характеристики.
Не заморачивайтесь! Все это просто для информации, разбираться во всем этом Вам не надо! Это знает оператор, ассистент по пленке – они Вам пальчиком тыкнут, вы денег отвалите – и все довольны…! Главное – помнить, что пленка боится света, ее нельзя сильно нагревать, ронять, и т.д. И она ответит Вам взаимностью…
4.1.2 Видеокассеты профессионального формата (Betacam SP, SX, Digital, Digital S, DV, DV-Cam и т.д.)
Особо разворачивать тему смысла нет, т.к. уж видеокассеты видели все. Важно обращать внимание на соответствие выбранного формата видеосъемки поставленной задаче. К примеру, простенькую свадьбу друга вряд-ли есть смысл снимать на Digital Betacam, а рекламный ролик – на VHS. Стоимость видеокассет – от 10 до 50 долларов США, в зависимости от формата. Кассеты для записи звука – DAT, также продаются везде, стоят от 10 до 50 долларов в зависимости от фирмы и длительности.
Важно: новые видеокассеты перед использованием рекомендуется «проматывать», дабы избежать слипания. Это не редкость!
4.1.3 Фотопленка и расходные фотоматериалы (Фирма-производитель, тип) – речь идет о пленках профессиональных. То же, что и кинопленки в основном, есть свои особенности – это абсолютно не принципиально, расходы небольшие, все всё знают…
Итак, мои маленькие любители кино, мы закончили рассказ о первой части марлезонского балета – а именно об основных моментах, связанных с организацией кино-видеопроцесса. Скоро выйдет продолжение триллера – «Смета снова возвращается», где Вы узнаете о том, как, и за сколько можно отстроить декорацию, где это можно стелать, и т.д. Короче, разговор пойдет о декорационно-технической части и об специальных эффектах и приемах съемки.