что такое служебный этикет жд
В Поездку
Все для локомотивной бригады
4. Этикет делового общения
4.1 Специфика должностной субординации
Принцип ранжирования и статусного взаимодействия (субординации) сотрудников определяет правила поведения, которые регламентируют деловое общение таким образом, чтобы взаимодействие сотрудников отражало их статусное положение и обеспечивало уважение каждому участнику общения.
Все сотрудники ОАО «РЖД», от руководителей высшего и среднего звена до рядовых сотрудников, должны следовать единым нормам и стандартам корпоративной культуры и делового этикета ОАО «РЖД», регламентированным в настоящем методическом пособии.
4.2 Речевой этикет в деловом общении
Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств (приветствие, обращение, благодарность, прощание и т.д.) и правила их использования. Сотрудники ОАО «РЖД» должны уметь правильно, грамотно говорить не только в рабочее время, но и в повседневной жизни.
К определяющим факторам при выборе этикетных форм общения следует отнести обстановку общения (официальная/неофициальная) и особенности личности (должность, социальный статус, заслуги, возраст, пол, степень знакомства). Так, в качестве официального приветствия руководителя подчиненными и его ответа на приветствие может использоваться следующая речевая форма:
В дружеском общении среди равных по должности сотрудников форма приветствия может меняться:
Обращение к сотруднику-женщине может выглядеть примерно так:
Приветствуя руководителей высшего звена, в рамках мероприятий совещательного и строго официального характера, сотрудники ОАО «РЖД» сопровождают свое приветствие вставанием.
В деловом общении принято использовать универсальные формы приветствия: «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер», «Доброе утро». Кроме перечисленных выше приветствий в торжественной обстановке допускаются несколько более свободные формы: «Приветствую Вас!», «Рад Вас видеть!», «Позвольте поприветствовать Вас!», «Разрешите Вас приветствовать!» и т.д.
Словесные формы служат выражением отношения друг к другу при встрече, знакомстве, расставании или в случаях, когда необходимо поблагодарить кого-то или извиниться перед кем-то.
Просьба, приглашение, сформулированные в форме вопроса, используются для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику следующим образом:
4.2.1. Этикетные формы «Ты-общения» и «Вы-общения» в формате делового общения
Деловое общение предполагает взаимное уважение деловых партнеров и коллег. Поэтому принятое в деловой обстановке обращение на «Вы» — свидетельство культуры и знания делового этикета. Обращение на «Вы» не зависит от статуса делового партнера или сотрудника компании. Оно распространяется на всех — руководителя и подчиненного, человека старшего и человека младшего возраста, женщину и мужчину, клиента и сотрудника.
Обстановка официальности предъявляет требования повышенной вежливости, уважительности к собеседнику, какое бы положение он ни занимал. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения, поэтому независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника обращаться к нему необходимо «на Вы». Официальная обстановка всегда требует двустороннего «Вы-общения».
Грубым нарушением норм делового этикета является одностороннее обращение на «ты», в том числе сочетаемое с обращением по имени-отчеству. Например: «Иван Петрович, ты не сдал работу!»
Тональность разговора при деловом общении имеет немаловажное значение. Общий тон в зависимости от обстановки общения может быть обозначен как официальный, нейтральный или дружеский. В деловом этикете тон сказанного приобретает особое значение, так как зачастую он способен изменить смысл сказанного, придав ему обратное значение. Например, слово «да» может прозвучать как «нет». А «нет», наоборот, как «да».
В современных официально-деловых коммуникациях не рекомендуется применять административно-командный стиль общения как форму межличностного взаимодействия. Основным тоном при строго официальных отношениях должен быть спокойный, ровный, сдержанный тон общения, при менее официальных отношениях — спокойный, приветливый.
Несоблюдение нужной тональности не только мешает общению, но и зачастую создает ложное представление о личности собеседника. Так, у зарубежных партнеров нередко складывается впечатление о русских (прежде всего о деловых людях) как об агрессивных и фамильярных натурах. Причиной этому служит то, что в официально-деловых беседах зачастую не выдерживается соответствующая деловому разговору тональность: преобладает безапелляционный, напористый, повышенный тон.
При деловом взаимодействии сотрудникам ОАО «РЖД» рекомендуется соблюдать правила вежливости и избегать категоричности в высказываниях. Например, рекомендуется использовать такие фразы, как: «Мне кажется это не вполне убедительным», «К сожалению, не могу согласиться с Вами» и т.п.
Обращения к особо важным персонам, к числу которых относятся лица, занимающие высокое служебное или общественное положение или отмеченные за выдающиеся заслуги перед Отечеством, приобретают специальные этикетные формы.
Общение с коллегами, деловыми партнерами, как правило, проходит в более свободной форме. Во время обсуждения речевая инициатива попеременно переходит от одного участника диалога к другому.
Возраст собеседника также имеет значение при выборе формы общения и этикетных фраз. «Ты-общение» по отношению к старшему по возрасту человеку рассматривается как нарушение правил речевого этикета.
Правила использования этикетных форм «Вы-общения» необходимо строго соблюдать:
«Вы-общение» и подчеркнутая вежливость необходимы:
При деловом взаимодействии запрещены обращения, связанные с гендерными признаками («Мужчина!», «Женщина!»). Обращение «Коллеги!» или «Уважаемые коллеги/», напротив, вполне допустимо среди сотрудников компании. При затруднении в выборе обращения рекомендуется использовать описательные, непрямые обращения. Например, «Простите, не затруднит ли Вас….», «Извините…», «Будьте любезны..» и др.
В речевом этикете ОАО «РЖД» вне зависимости от ситуации и должностного статуса запрещено:
В рабочее время сотрудники ОАО «РЖД» не должны обсуждать следующие темы:
4.2.2. Деловой этикет невербального поведения сотрудников компании
Невербальное поведение — это способ общения и поведения, позволяющий без использования слов, только с помощью мимики и жестов, выражать свои мысли и чувства. К деловому этикету невербального поведения относятся правила использования:
Также правила делового этикета, затрагивающие область невербального поведения, регламентируют процесс курения.
Правила, принятые в ОАО «РЖД», требуют от всех сотрудников компании предварительно стучать в дверь кабинета перед тем, как в него войти.
Культура делового общения требует от сотрудников ОАО «РЖД» и других ограничений. Например, зевать в обществе неприлично. Если невозможно удержаться, необходимо сделать это незаметно для окружающих. Кашлять, чихать, сморкаться следует максимально сдержанно, не привлекая внимания, держа при этом у рта и носа носовой платок.
Жесты и телодвижения. Сотруднику компании ОАО «РЖД» необходимо всегда контролировать свои телодвижения и жестикуляцию. Не стоит жестикулировать без необходимости.
Каждый сотрудник должен быть внимателен не только к своим словам и высказываниям, но и манере поведения:
Во время переговоров не рекомендуется опускать надолго глаза или слишком пристально смотреть на собеседника. Необходимо держать осанку прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Не следует сидеть в расслабленной позе, так как в рабочее время подтянутость — неотъемлемая черта делового человека. Сидя на стуле, не следует раскачиваться, усаживаться на край, облокачиваться или прятать руки под столом. Присаживаться и подниматься необходимо бесшумно. Стул не принято двигать по полу, нужно переставлять его, взяв за спинку.
Во время делового общения не следует подпирать голову рукой, так как это может означать скуку, незаинтересованность или усталость. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, однако данный жест воспринимается собеседником как форма «закрытости», недовольство или нежелание продолжать разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность, производят впечатление замкнутости. Для расположения собеседника правильнее демонстрировать телом движения немного вперед, подчеркивая свою готовность слушать.
Дистанция при общении. При деловом взаимодействии дистанция между собеседниками зависит от характера их взаимоотношений. Чем официальней отношения, тем дальше должны находиться люди друг от друга.
В российском этикете официальная дистанция общения равна длине двух вытянутых для рукопожатия рук (90-110 см), дружеская — расстоянию двух согнутых в локте рук (50 см). Переход из одной дистанции в другую (например, уменьшение расстояния между участниками делового разговора) воспринимается как желание сменить официальный тон общения на более дружеский. Такой прием зачастую используют руководители для того, чтобы расположить подчиненного или партнера к себе.
Инициатива сокращения дистанции между собеседниками в деловом общении исходит от того, кто занимает более высокое служебное положение. Например, от руководителя по отношению к подчиненному. Поэтому сотрудники ОАО «РЖД», находясь в кабинете руководителя, не должны стремиться к тому, чтобы максимально приблизиться к нему.
Например:
подходить вплотную, усаживаться рядом, облокачиваться на стол руководителя или обходить его так, чтобы оказаться в непосредственной близости от руководителя и т.д.
Следует отметить, что рукопожатие весьма популярно в России в мужской среде. Однако, по правилам этикета, если приветствие в деловой обстановке сопровождается рукопожатием, то пожать руку необходимо всем присутствующим — как мужчинам, так и женщинам.
Рукопожатие с использованием обеих рук, как неформальный способ общения, применимо только по отношению к близким друзьям и хорошо знакомым людям в дружеском общении. Пользоваться этим жестом по отношению к клиентам и партнерам не следует.
Курение. Курение является весьма распространенной вредной привычкой. Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих сотрудников, а также устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня курящие сотрудники компании должны заботиться об окружающих и бороться с запахом табака, сопровождающим каждого курильщика.
Международные правила делового этикета. Во многих странах курение в любых общественных местах, включая иные помещения, полностью запрещено. Не допускается даже оборудование специальных комнат внутри офисных помещений. Это относится к таким странам, как Румыния, Индия, Перу, Уругвай, Мексика, Великобритания, Ирландия, Франция и др., а также к большинству штатов США. Кроме того, важнейшие спортивные и культурные мероприятия становятся свободными от курения (например, Олимпийские и Паралимпийские игры, Чемпионат мира по футболу и т.д.). Такие жесткие меры вводят не только из-за желания гарантированно защитить работников от пассивного курения, но и по причинам, связанным с экономической рациональностью рабочего процесса.
Сотруднику ОАО «РЖД» запрещается курение:
Правила вежливости требуют спрашивать разрешение на курение у присутствующих даже в тех случаях, когда в помещении разрешено курить.
Среди причин, по которым в ОАО «РЖД» рекомендуют устраивать перекуры в специально отведенных для этого местах, — снижение риска пожаров, забота об имидже организации и комфортных условиях для партнеров, клиентов и некурящих сотрудников.
4.3 Этикет приветствия в обстановке делового общения
Приветствие — один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливаются контакты и выражаются отношения между коллегами, деловыми партнерами и клиентами.
Здороваться необходимо всегда и со всеми. Охранник, вахтер, курьер или руководитель компании — любой сотрудник, независимо от своего служебного положения, приветствует или обменивается приветствиями в качестве общепринятого знака внимания и вежливости.
В обстановке делового общения очередность приветствий напрямую связана с должностной иерархией каждого из участников. Первым произносит приветствие тот, кто занимает более низкое служебное положение.
Сотрудники-женщины в повседневном деловом общении не должны акцентировать внимание на гендерном отличии, требовать по отношению к себе дополнительного внимания со стороны коллег-мужчин.
Каждому сотруднику ОАО «РЖД» рекомендуется при приветствии говорить четко и внятно, неторопливо. Психологически грамотное приветствие, как правило, сопровождается улыбкой.
Приветствия обычно сопровождаются жестами: наклоном головы, поклоном или полупоклоном, взмахом руки, рукопожатием и т.д.
По тому, как сотрудники любой компании, в том числе ОАО «РЖД», здороваются, приветствуют друг друга, знакомятся или обращаются друг к другу, складывается первое впечатление о них и о компании в целом.
4.4 Этикет знакомства, представления, обращения в деловой обстановке
По правилам делового этикета, в случае, если знакомство происходит через третье лицо, порядок представления будет следующим:
Борис Петрович подает руку для рукопожатия со словами: «Добрый день!»
Дмитрий Михайлович пожимает руку со словами: «Рад с Вами познакомиться!»
Если представление касается сразу нескольких лиц, то необходимо учесть следующие правила:
При любом представлении важно держать «зрительный контакт», не отвлекаться и не отводить в сторону взгляд.
Имя и фамилия того, кого представляют, должны прозвучать четко и однозначно, чтобы не возникала необходимость переспрашивать или уточнять.
По правилам делового этикета при официальном представлении принято называть полное имя с отчеством и фамилией. Если кто-либо из участников представления имеет ученую степень, обладает титулом или званием, то оно должно быть озвучено.
Например:
«Почетный железнодорожник Николай Николаевич Петров».
Если после представления возникли сомнения в точности произношения имени или фамилии, необходимо в частном порядке переспросить или уточнить информацию у присутствующих.
Если в собственном представлении и последующем обращении обнаруживается ошибка, следует исправить ее, не акцентируя внимания на ситуации.
Если при представлении необходимо подчеркнуть особое уважение к кому-либо, то рекомендуется добавить к формуле вежливости имя данного человека. В особенности если речь идет о заслуженном сотруднике преклонного возраста.
Правила делового этикета позволяют в случае необходимости представиться самому. Указанный способ знакомства и представления допустим на массовых мероприятиях: конференциях, семинарах, школах передового опыта, съездах или банкетах. Общение традиционно начинается с приветствия или извинения, после чего следует представление. Например: «Добрый вечер! Позвольте представиться…» или «Извините, позвольте представиться…».
От первой встречи, от того, как представлен сотрудник, в значительной степени зависят дальнейшие деловые отношения.
4.5 Этикет оформления и использования визитных карточек
Визитная карточка — необходимый и обязательный атрибут руководителя и специалиста ОАО «РЖД». Основное назначение визитной карточки — представление.
Визитные карточки для сотрудников всех департаментов, структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» выполняются в едином стиле и по единым правилам расположения информации согласно Руководству по применению фирменного стиля ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» N 2724р от 15 декабря 2011 г.). Любая визуальная коммуникация бренда «РЖД», в том числе и визитная карточка сотрудников, должна следовать фирменному стилю ОАО «РЖД», который отражает платформу бренда: его видение, миссию и ценности.
Использование визитной карточки. Визитная карточка используется при визитах, знакомствах, представлениях, переговорах и любых других видах деловых контактов. Также визитная карточка применяется при заочном представлении коллеги, сотрудника или делового партнера, при поздравлении с повышением по службе, праздником, днем рождения, при выражении благодарности.
Во время ведения переговоров визитные карточки выкладываются на столе переговоров либо по порядку рассадки, либо перед каждым участником (например, если на переговорах присутствуют двое). Запрещается присутствовать на официальных встречах и переговорах без визитной карточки. У сотрудника ОАО «РЖД» всегда должно присутствовать необходимое количество визитных карточек.
На случай непредвиденных обстоятельств рекомендуется разложить визитные карточки по сумкам, портфелям, пиджакам и т.д.
Визитная карточка зачастую сопровождает деловые подарки, цветочные букеты и приглашения на торжественные мероприятия. Для данных целей рекомендуется использовать специальные конверты, соответствующие размерам визитных карточек. В зависимости от ситуации визитные карточки могут быть отправлены по почте или с курьером лично, как отдельно, так и в одном конверте сразу нескольким лицам, являющимся сотрудниками одной компании.
Внешний вид визитной карточки. Наличие визитной карточки с фирменным стилем и грамотно составленным текстом свидетельствует о серьезных намерениях и подчеркивает деловой имидж сотрудника ОАО «РЖД».
Распространенное в практике деловых отношений в России использование двусторонних визитных карточек является нарушением. При взаимодействии с зарубежными партнерами рекомендуется заказывать два комплекта карточек, один из которых печатается на языке сотрудничества или на английском языке. Оборотная сторона карточки предназначена для разного рода личных записей. Например, на ней возможно указать, где и когда состоялось знакомство, дату рождения делового партнера и т.д.
Содержание текста. Заказывая визитные карточки, необходимо учитывать, что информация, указанная на них, ограничивается определенным набором сведений о владельце карточки. Последовательность информации и распределение текста по полю карточки могут меняться.
На деловой визитной карточке необходимо отобразить следующие сведения:
Если информация о владельце визитной карточки изменилась и необходимо поставить об этом в известность деловых партнеров, рекомендуется отправить им новую визитную карточку вместе с той, которая использовалась ранее. При смене номера телефона, в качестве временной меры, допускается зачеркнуть старый номер и аккуратно вписать новый. Или обозначить трехзначный код для междугородних звонков (или внутренний корпоративный номер для внешних партнеров). При смене должности или отдела вносить поправки не рекомендуется, такая визитная карточка признается непригодной к использованию.
Вручение визитной карточки. Визитными карточками принято обмениваться после представления. Сотрудники крупных компаний, насчитывающих сотни тысяч сотрудников, к числу которых относится ОАО «РЖД», при служебном знакомстве и представлении могут обмениваться между собой визитными карточками.
Визитная карточка всегда вручается лицевой стороной к партнеру таким образом, чтобы ее текст можно было бы прочесть сразу. Если карточка предназначена зарубежному партнеру, то, чтобы помочь в произношении, рекомендуется самому произнести свои имя и фамилию.
При обмене визитными карточками рекомендуется вручать и принимать их обеими руками или только правой рукой. Не рекомендуется принимать визитную карточку левой рукой.
Данный момент особенно важен для деловых партнеров из стран Юго-Восточной Азии, где указанное правило считается обязательным.
После обмена визитными карточками сотрудникам следует сделать легкий символический полупоклон, выражающий благодарность за знакомство.
Получив визитную карточку, необходимо уделить ей некоторое внимание, рассмотреть, прочесть имя владельца, оценить его статус, в случае необходимости уточнить отдельные сведения, указанные в ней, т.е. проявить уважение и интерес к своему партнеру. Немедленно класть полученную визитную карточку в карман (особенно задний), вертеть ею, мять, обмахиваться, делать пометки на глазах владельца и т.д. запрещено.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 06.05.2015 N 1143р «О Кодексе деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (вместе с «Кодексом. «, утв. решением совета директоров ОАО «РЖД» от 30.03.2015, протокол N 3)
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 6 мая 2015 г. N 1143р
О КОДЕКСЕ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
2. Первым вице-президентам, старшим вице-президентам, вице-президентам, начальникам департаментов, управлений, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» обеспечить изучение и неукоснительное соблюдение работниками ОАО «РЖД» норм и правил служебного поведения, установленных Кодексом.
3. Начальнику Департамента управления персоналом Награльяну А.А. обеспечить актуализацию программ обучения и повышения квалификации работников ОАО «РЖД» в соответствии с положениями Кодекса.
4. Начальнику Департамента корпоративных коммуникаций Луневу М.М.:
а) обеспечить размещение Кодекса на корпоративном веб-портале ОАО «РЖД»;
б) обеспечить издание Кодекса для подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» в III квартале 2015 г. тиражом 3000 экземпляров и для филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» в соответствии с бюджетными параметрами, утвержденными для филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» на 2015 год;
в) обеспечить широкое освещение положений Кодекса в корпоративных средствах массовой информации.
5. Заместителю начальника Центра внутренней политики и развития корпоративной культуры Мирзакаримовой Н.А.:
а) обеспечить проведение среди работников ОАО «РЖД» системной информационно-разъяснительной работы по изучению основных положений Кодекса;
б) организовать в III квартале 2015 г. рассылку Кодекса подразделениям аппарата управления ОАО «РЖД».
6. Начальнику Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Давыдову А.Ю. проинформировать дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» об утверждении Кодекса с целью учета его положений при разработке и актуализации ими собственных кодексов деловой этики.
8. Признать утратившим силу распоряжение ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. N 2789р «О Кодексе деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
решением совета директоров ОАО «РЖД»
от 30 марта 2015 г., протокол N 3
ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ ОАО «РЖД»
1. Настоящий Кодекс устанавливает корпоративные нормы и правила служебного поведения, обязательные для членов совета директоров и всех работников ОАО «РЖД», а также определяет отношения ОАО «РЖД» с акционером, органами государственной власти, юридическими и физическими лицами и др.
3. Настоящий Кодекс разработан на основе законодательства Российской Федерации, принципов международного права, норм деловой этики, а также многолетних традиций железнодорожной отрасли.
4. ОАО «РЖД» позиционируется на российском и международном транспортных рынках как универсальный публичный перевозчик всех видов грузов и всех категорий пассажиров, а также как компания, обеспечивающая надлежащее содержание железнодорожной инфраструктуры, ее эффективное использование и предоставление услуг независимым перевозчикам.
Клиентами ОАО «РЖД» являются практически все виды организаций и все категории населения не только России, но и других стран. Этим объясняются высокие требования к этике поведения не только в самом ОАО «РЖД», но и во взаимоотношениях с внешними аудиториями.
5. ОАО «РЖД» привержено современным мировым стандартам корпоративного управления, а также этическим нормам, принятым в современном российском и мировом деловом сообществе.
6. Настоящий Кодекс служит основой деловой этики холдинга «РЖД», содержит базовые корпоративные ценности, нормы и правила. Советы директоров дочерних обществ ОАО «РЖД» могут принимать свои кодексы деловой этики, учитывающие специфику их деятельности и не противоречащие нормам настоящего Кодекса.
II. Этические принципы
7. Этические принципы ОАО «РЖД» представляют собой свод норм, следуя которым работники ОАО «РЖД» реализуют на практике требования корпоративных компетенций.
Этические принципы являются основой для определения линии поведения работников ОАО «РЖД» в ситуациях, не отраженных в настоящем Кодексе.
8. Основными этическими принципами в ОАО «РЖД» являются:
работать на совесть. Это значит точно и старательно выполнять свои служебные обязанности, соблюдать принятые на себя деловые обязательства, выполнять принятые планы, нетерпимо относиться к коррупции во всех ее формах, оправдывать высокую честь быть работником ОАО «РЖД»;
опираться на мастерство. Перенимать накопленный поколениями опыт, творчески использовать его в работе для достижения результата, развивать профессионализм, мастерство, передавать опыт молодым работникам;
ориентироваться на результат. Следуя этому принципу, мы помним, что результаты нашей работы всегда конкретны и проявляются в увеличении прибыли ОАО «РЖД», в реализации новых проектов, удовлетворенности клиентов, доверии людей;
принимать взвешенные решения. Понимая, что наши решения могут коснуться интересов многих граждан и организаций, мы принимаем только взвешенные решения. Все решения мы принимаем, руководствуясь принципом приоритета безопасности и минимизации рисков, а также экономической целесообразности и соблюдения коммерческих интересов ОАО «РЖД»;
соблюдать коммерческие интересы ОАО «РЖД». Мы развиваем культуру непрерывных улучшений, зарабатываем и экономим деньги там, где это не противоречит законам и этике, не наносит ущерба качеству и безопасности;
быть лидером. ОАО «РЖД» является лидером российского бизнеса, и, поддерживая его репутацию, работники должны поступать по-лидерски: мы ведем за собой, не боимся перемен, служим примером коллегам и тем, кто не является работником ОАО «РЖД»;
III. Ценности бренда «РЖД»
10. ОАО «РЖД» приветствует следование своих работников ценностям бренда «РЖД». Безусловное уважение работниками ценностей бренда «РЖД» является проявлением уважения к ОАО «РЖД» как работодателю, способствует повышению эффективности производственной деятельности, укреплению сплоченности коллектива, повышению престижа ОАО «РЖД» и работы в нем.
11. Ценности бренда «РЖД» находят свое практическое воплощение в корпоративных компетенциях.
IV. Взаимная ответственность ОАО «РЖД» и работников
12. ОАО «РЖД» строит отношения с работниками на основе взаимного уважения и исполнения взаимных обязательств. Как ОАО «РЖД», так и его работники разделяют общие ценности, осознанно и добросовестно выполняют свои обязательства по отношению друг к другу.
13. ОАО «РЖД» несет ответственность перед работниками в:
а) соблюдении требований законодательства Российской Федерации, в том числе трудового законодательства и законодательства о противодействии коррупции, Коллективного договора ОАО «РЖД» на соответствующий период, трудовых договоров с работниками, нормативных документов ОАО «РЖД» и принятых им целевых программ;
б) обеспечении стабильной и достойной заработной платы, условий охраны труда, сохранении здоровья и производственной безопасности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД»;
в) предоставлении социального обеспечения, медицинской помощи и других элементов корпоративной социальной защиты в рамках программ, реализуемых ОАО «РЖД», оказании материальной и социальной поддержки при увольнении работников и по созданию эффективной пенсионной программы для работников компании;
г) развитии и совершенствовании системы обучения, мотивации и оценки потенциала работников ОАО «РЖД»;
д) поддержании инициатив и стремлений работников к саморазвитию, повышению и развитию корпоративных компетенций, выполнению сложных задач;
е) обеспечении равных прав и возможностей всем лицам при приеме на работу и при построении карьеры, независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных и политических убеждений. ОАО «РЖД» проявляет терпимое отношение к идеологическим, личностным и физиологическим различиям работников;
ж) соблюдении конфиденциальности и обеспечении защиты персональных данных работников, уважении их личной свободы, личного времени и права человека, недопущении какого-либо вмешательства в частную жизнь работников;
з) обеспечении надлежащего качества корпоративной информации, распространяемой как внутри ОАО «РЖД», так и вне его (ясность, точность, актуальность и др.).
14. Ответственность работников перед ОАО «РЖД» заключается в:
а) соблюдении требований законодательства Российской Федерации, в том числе трудового законодательства и законодательства о противодействии коррупции, нормативных документов ОАО «РЖД», в том числе настоящего Кодекса, Устава и правил внутреннего трудового распорядка;
б) добросовестном выполнении своих должностных обязанностей, совершенствовании своих профессиональных знаний и умений, проявлении ответственности и инициативы, стремлении к поиску решений, повышающих производительность труда и снижающих затраты ОАО «РЖД»;
в) исполнении решений органов управления и контроля ОАО «РЖД», приказов и распоряжений ОАО «РЖД», поручений руководства;
г) заботе о соблюдении общих интересов ОАО «РЖД» и холдинга «РЖД» в целом;
д) стремлении к всемерному укреплению деловой репутации ОАО «РЖД», в том числе в отказе от участия в сомнительных сделках, участие в которых может нанести даже в отдаленной перспективе материальный либо репутационный ущерб компании;
е) корректном поведении как с клиентами, так и с коллегами по работе, в недопущении отклонений от норм делового и межличностного общения, предусмотренных настоящим Кодексом;
ж) своевременном, корректном и полном отображении информации о финансово-хозяйственных операциях компании в учете, а также хранении и, при необходимости, предоставлении соответствующих подтверждающих документов;
з) своевременном информировании руководителей о возникновении новых/реализации существующих рисков компании, в том числе рисков коррупции;
и) соблюдении требований антикоррупционной политики ОАО «РЖД».
V. Общие принципы поведения работников
16. Взаимодействие между работниками в ОАО «РЖД» выстраивается на основе уважения личности и нацеленности на результат, с тем чтобы успешно решать профессиональные задачи, обеспечивать условия для профессионального и личностного развития и поддерживать конструктивные отношения в коллективе.
17. Общими принципами поведения работников ОАО «РЖД» являются:
честность, порядочность, вежливость и корректность в отношениях между коллегами по работе, создание атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества;
пунктуальность, четкое и своевременное выполнение взятых на себя обязательств, самодисциплина, организованность;
обмен опытом и информацией, оказание помощи друг другу в достижении лучшего результата, работа в команде;
рациональное использование своего рабочего времени и времени коллег по работе;
приверженность культуре неприятия коррупции.
При этом своевременное сообщение о допущенной ошибке не только позволит устранить ее последствия с минимальными потерями, но также послужит смягчающим фактором при определении дисциплинарных мер воздействия к работнику, ее допустившему.
19. ОАО «РЖД» поощряет конструктивные инициативы сотрудников и обеспечивает возможности их реализации.
20. В ОАО «РЖД» не допускается дискриминация по национальным, половым, возрастным, культурным или иным признакам.
21. Работники не допускают в адрес клиентов, акционера и своих коллег по работе действий и высказываний, которые могут нанести ущерб ОАО «РЖД» и его деловой репутации.
22. Религиозные и политические предпочтения и общественная деятельность являются личным делом каждого работника и не должны препятствовать исполнению им должностных обязанностей и отражаться на его профессиональной деятельности.
23. Работники, принимающие участие в политической, религиозной и общественной деятельности, могут выступать в указанных сферах деятельности только от своего имени, а не в качестве представителей ОАО «РЖД».
24. Работники не вправе осуществлять политическую, религиозную или общественную деятельность в рабочее время и на объектах ОАО «РЖД» или с использованием его имущества без заключения с ОАО «РЖД» соответствующего договора.
25. ОАО «РЖД» не финансирует и не поддерживает любым другим способом политические партии и некоммерческие организации, осуществляющие политическую деятельность. ОАО «РЖД» также не финансирует и не поддерживает любым другим образом политическую деятельность любых физических лиц, в том числе работников ОАО «РЖД».
VI. Общие принципы поведения руководителей
26. Ответственными за соблюдение, разъяснение и внедрение норм настоящего Кодекса являются руководители всех уровней управления. Каждый руководитель должен быть образцом этичного поведения и личным примером поддерживать высокий уровень корпоративной культуры ОАО «РЖД».
27. Руководители должны:
исходить из интересов ОАО «РЖД», работать добросовестно, с полной отдачей, постоянно повышать профессионализм и компетентность;
проявлять лидерские качества, являться образцом поведения, соблюдения деловой этики и общепринятых норм и правил;
уважительно относиться к работникам, соблюдать их права, не допускать в своей управленческой практике использования методов, наносящих ущерб личному достоинству работников, принятия необоснованных или незаконных решений;
в своей профессиональной деятельности следовать самым высоким стандартам делового общения и поддерживать деловую репутацию и имидж ОАО «РЖД» в деловых кругах, при взаимодействии с клиентами и контрагентами;
действовать в соответствии со стратегическими и тактическими планами, а также решениями, принимаемыми органами управления ОАО «РЖД»;
не допускать участия компании в сомнительных сделках, участие в которых может нанести даже в отдаленной перспективе материальный либо репутационный ущерб компании;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации (в том числе законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции), а также нормативных документов ОАО «РЖД»;
поддерживать среди работников культуру неприятия коррупции, а также внедрять в практику работы своих подразделений процедуры по противодействию коррупции и организовывать обучение работников основам противодействия вовлечению в коррупционную деятельность;
предотвращать и урегулировать возникающие конфликты интересов работников ОАО «РЖД»;
взаимодействовать в установленном законодательством порядке с правоохранительными органами, в том числе в сфере противодействия коррупционной деятельности.
28. Запрещаются любые формы дискриминации работников руководителями. Подбор и назначение работников должны осуществляться с учетом профессиональных (производительность труда, квалификация, стаж работы по специальности и т.д.) и личных качеств, уровня развития корпоративных компетенций. При этом должно обеспечиваться беспристрастное и справедливое отношение к работнику.
В ОАО «РЖД» неприемлемы любые виды протекционизма, а также привилегий и льгот отдельным работникам, кроме как на основании принятой в ОАО «РЖД» единой системы корпоративных требований к персоналу.
29. При взаимодействии с подчиненными руководители обязаны:
проявлять объективность, доброжелательность, внимательность и беспристрастность, поддерживать в коллективе устойчивый благоприятный социально-психологический климат, способствующий выстраиванию открытого диалога и справедливой оценке труда подчиненных;
обеспечивать безопасность и необходимый комфорт на рабочих местах и в помещениях, в которых трудятся работники;
поддерживать у своих подчиненных и других работников дух командной работы и партнерства, чувство ответственности, стремление к профессиональному совершенствованию и новаторству;
обеспечивать открытый доступ к информации, необходимой работникам для выполнения своих должностных обязанностей, возможность осуществления обратной связи;
рационально делегировать полномочия должностным лицам нижестоящего уровня, продуктивно использовать рабочее время работников, ставить перед ними реалистичные задачи, подкрепленные необходимыми ресурсами и соответствующие уровню их профессиональной квалификации;
обеспечивать подбор и управление развитием карьеры работников, способствующие достижению стратегических целей ОАО «РЖД» и реализации потенциала работников;
создавать условия для обучения, самообразования работников и повышения ими профессиональной квалификации, содействовать формированию кадрового резерва ОАО «РЖД».
VII. Информация конфиденциального характера
30. Соблюдение принципов работы с информацией конфиденциального характера является одним из необходимых условий поддержания стабильности ОАО «РЖД». Разглашение конфиденциальной информации может нанести ущерб ОАО «РЖД».
31. Работники не вправе разглашать информацию конфиденциального характера или использовать такую информацию в личных целях либо в интересах третьих сторон, а также использовать инсайдерскую информацию для совершения сделок с ценными бумагами ОАО «РЖД» или ценными бумагами его дочерних и зависимых обществ.
32. Для сохранения информации конфиденциального характера необходимо соблюдать следующие требования:
использовать информацию конфиденциального характера только в рамках выполнения служебных обязанностей. Передача подобной информации любым другим лицам, в том числе коллегам, чья работа не связана с ее использованием, возможна только с разрешения непосредственного руководителя, если это не противоречит нормативным документам ОАО «РЖД»;
раскрывать информацию конфиденциального характера по различным направлениям деятельности ОАО «РЖД» для инвесторов и государственных органов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, уставом и нормативными документами ОАО «РЖД»;
бережно относиться к сведениям, предоставленным в распоряжение ОАО «РЖД» третьей стороной, неукоснительно соблюдать российское и международное законодательство в области охраны интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав;
сохранять информацию конфиденциального характера о работниках, включая информацию об их персональных данных и доходах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
ограничивать круг лиц, имеющих право общаться от имени ОАО «РЖД» со средствами массовой информации. Информацию и комментарии относительно деятельности ОАО «РЖД» вправе обнародовать только уполномоченные на это работники компании;
возлагать на работников персональную ответственность за содержание размещаемой ими в общедоступных ресурсах сети Интернет информации об ОАО «РЖД», его деятельности и планах.
33. ОАО «РЖД» оставляет за собой право в случае умышленного или неосторожного разглашения его работником информации конфиденциального характера, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей, применять к нему меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
VIII. Соблюдение коммерческих интересов
35. Работники в своей профессиональной деятельности должны осознавать себя частью ОАО «РЖД», руководствоваться его коммерческими интересами и стремиться к обеспечению общей прибыльности как путем увеличения доходов, так и путем снижения издержек.
36. Ценовая политика ОАО «РЖД» в отношении оказываемых транспортных и сопутствующих им услуг строится на коммерческой основе с неукоснительным соблюдением тарифов и ограничений, устанавливаемых государственными органами и ОАО «РЖД».
IX. Предотвращение конфликта интересов
ОАО «РЖД» и работников
37. ОАО «РЖД» стремится исключить любую возможность возникновения конфликта интересов между ОАО «РЖД» и работниками. Работники во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами других организаций обязаны воздерживаться от действий, рискованных с точки зрения возникновения конфликта интересов.
38. Работники обязаны руководствоваться исключительно интересами ОАО «РЖД» и избегать действий, препятствующих эффективной работе, при этом их личные, семейные и другие обстоятельства, а также финансовые интересы не должны влиять на принятие решений.
39. Работники должны избегать финансовых и иных деловых связей, а также участия в совместной работе с организациями, бизнес которых может стать причиной возникновения конфликта интересов и мешать эффективной деятельности ОАО «РЖД».
40. О возникновении конфликта интересов, угрозы финансовым или иным интересам ОАО «РЖД», возникновении сторонних личных деловых интересов, получении предложения и/или принятии решения о переходе на работу в другую организацию, с которой ОАО «РЖД» совместно ведет бизнес или имеет деловые связи, работники незамедлительно ставят в известность непосредственного руководителя.
41. Работники должны ориентировать близких родственников на недопустимость создания конфликта интересов с ОАО «РЖД» вследствие семейных обстоятельств.
42. Руководители ОАО «РЖД» должны принимать меры по урегулированию конфликта интересов ОАО «РЖД» и работников в рамках своих подразделений.
X. Получение, дарение деловых подарков и иная выгода
43. Получение или дарение деловых подарков, а также организация или участие в представительских мероприятиях допускается, только если это соответствует принятой деловой практике и не нарушает законодательство Российской Федерации, принципы деловой этики и требования нормативных документов ОАО «РЖД».
44. Получение делового подарка, участие в представительском мероприятии не должно подразумевать возникновение каких-либо обязательств перед дарителем или организатором мероприятия и рассматриваться как подкуп в интересах дарителя или организатора мероприятия.
45. Недопустимо получение подарков, вознаграждения и иных выгод для себя лично и других лиц в обмен на оказание ОАО «РЖД» каких-либо услуг, осуществление либо неосуществление определенных должностных действий, передачу информации, составляющей коммерческую тайну или имеющей инсайдерский характер.
46. Деловые подарки, которые дарят работники третьим лицам, должны соответствовать нормам деловой этики ОАО «РЖД».
47. Стоимость делового подарка должна соответствовать поводу и особенностям деловых отношений получателя подарка или его дарителя с ОАО «РЖД». Подарки и сувениры могут быть вручены или приняты по случаю общенародных праздников, памятных дат, юбилеев и дней рождения, а также в других случаях, предусмотренных деловым этикетом или являющихся общепринятой практикой.
48. В отношениях с конкурентами или контрагентами не допускается дарение или получение любых подарков в форме денежных выплат или в иной форме, которая может рассматриваться как эквивалент денежной выплаты.
49. В случае, если деловой подарок является объектом налогообложения, работники, получившие такой подарок, обязаны своевременно уплатить подоходный налог в соответствии с законодательством Российской Федерации.
50. Члены совета директоров и связанные с ними лица не должны принимать подарки от сторон, заинтересованных в принятии решений, равно как и пользоваться какими-либо иными прямыми или косвенными выгодами, предоставленными такими лицами (за исключением символических знаков внимания в соответствии с общепринятыми правилами вежливости или сувениров при проведении официальных мероприятий).
51. Работники не могут использовать служебное положение для получения услуг, в том числе кредитов от аффилированных лиц, за исключением кредитных учреждений или лиц, предлагающих в рамках своей деятельности аналогичные услуги или кредиты на сопоставимых условиях третьим лицам.
52. Представляя интересы ОАО «РЖД», работники должны:
избегать ситуаций, когда получение либо передача подарков или оказание услуг может вступать в конфликт или создавать впечатление конфликта личных интересов работника с интересами ОАО «РЖД»;
соблюдать при работе с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями требования законодательства Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД», определяющих основания и порядок дарения подарков или осуществления иных видов вознаграждения;
иметь в виду, что подарки и церемония их вручения не должны противоречить местным, национальным и религиозным традициям региона присутствия ОАО «РЖД»;
дарить или принимать дорогостоящие деловые подарки, а также участвовать в дорогостоящих представительских мероприятиях, в соответствии с установленным порядком в ОАО «РЖД»;
своевременно сообщать своему непосредственному руководителю о возникновении ситуации двусмысленности между дарителем и получателем подарка или услуги.
XI. Противодействие коррупции
53. Любые формы коррупции опасны для общества, государства и бизнеса. В транспортной отрасли они абсолютно недопустимы, поскольку угрожают фундаментальным основам безопасности. Работники ОАО «РЖД» должны сообщать ставшую им известной информацию о нарушении правовых и этических норм в этой области своему непосредственному руководителю. В случае, если непосредственный руководитель не предпринимает соответствующих мер, работник обязан сообщать известную ему информацию вышестоящему руководителю вне зависимости от своего должностного статуса. ОАО «РЖД» не приемлет коррупцию во всех ее формах и проявлениях при осуществлении любых видов деятельности. Работники не вправе непосредственно либо через третьих лиц участвовать в коррупционной деятельности, в том числе недопустимо:
— предлагать, обещать или давать взятки;
— осуществлять коммерческий подкуп.
54. ОАО «РЖД» регулярно обновляет и пересматривает процедуры, направленные на противодействие коррупции.
55. Понимая, что нарушение антикоррупционного законодательства может нанести ущерб деловой репутации и имиджу ОАО «РЖД», работники должны соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции.
56. ОАО «РЖД» гарантирует, что никакие меры воздействия не будут применяться по отношению к работникам ОАО «РЖД» либо контрагентам за отказ в даче взятки, осуществлении или участии в коммерческом подкупе, отказ в посредничестве во взяточничестве, в том числе в тех случаях, когда в результате отказа ОАО «РЖД» были причинены убытки либо не были получены коммерческие и/или конкурентные преимущества.
XII. Защита имущества
57. Имущество ОАО «РЖД» может использоваться только в целях обеспечения уставной деятельности и не может быть использовано в целях, противоречащих законодательству Российской Федерации.
58. Работники должны бережно относиться к имуществу, технике, коммерческой и технической информации, представляющей интеллектуальную собственность ОАО «РЖД», эффективно их использовать и защищать от утраты, кражи, использования не по назначению, а также не допускать их незаконного использования.
59. Жизнь и здоровье работников, а также охрана их труда имеют для ОАО «РЖД» приоритетное значение. ОАО «РЖД» прилагает максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность и исключить несчастные случаи и аварийные ситуации.
При этом сохранение жизни и здоровья являются собственным осознанным выбором каждого человека, основанным на личной ответственности каждого работника, осмотрительности, осторожности и соблюдении правил техники безопасности.
61. Работники обязаны помнить о том, что железнодорожная инфраструктура при нарушении правил ее эксплуатации представляет источник повышенной опасности для граждан. Это возлагает на работников ответственность как за предупреждение травматизма и несчастных случаев на железнодорожной инфраструктуре, так и за проведение профилактической разъяснительной работы среди населения.
62. Лица, выполняющие работу на объектах ОАО «РЖД», должны:
знать о рисках, сопровождающих их деятельность и влияющих на безопасность их жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих;
осознавать личную ответственность за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье окружающих;
поддерживать корпоративную культуру безопасности труда;
побуждать к безопасному поведению своих коллег;
знать и соблюдать необходимые нормы безопасности, применимые к его деятельности, и понимать возможные негативные последствия несоблюдения установленных организационно-технических процедур.
XIV. Защита окружающей среды
63. Понимая необходимость сохранения окружающей среды, ОАО «РЖД» проводит активную работу по ее защите в соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации и международными договорами.
64. ОАО «РЖД» стремится к охране окружающей среды путем разумного и эффективного использования природных ресурсов, разработки и применения ресурсосберегающих и безотходных технологий, внедрения современных систем экологического менеджмента и контроля, постоянного развития и улучшения своих природоохранных программ и средств контроля обеспечения безопасности движения.
XV. Отношения с юридическими и физическими лицами
65. Во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами интересы ОАО «РЖД» представляют его работники.
66. ОАО «РЖД» уважает законные интересы всех заинтересованных юридических и физических лиц и, руководствуясь своими корпоративными ценностями, прилагает максимальные усилия для установления продуктивного сотрудничества, основанного на честности, открытости, взаимном доверии и уважении.
XVI. Отношения с акционером
68. В отношениях с акционером ОАО «РЖД»:
придерживается прозрачности своей деятельности и соблюдения государственных интересов, обеспечивает высокий уровень корпоративного управления для достижения целей, поставленных акционером;
соблюдает требования законодательства Российской Федерации, в том числе получает все разрешения и лицензии, требующиеся для ведения своей деятельности, своевременно осуществляет уплату налогов, сборов и других обязательных платежей;
обеспечивает рентабельность хозяйственной деятельности в рамках поставленных перед ОАО «РЖД» задач и с учетом ограничений, устанавливаемых акционером и законодательством Российской Федерации, прилагает усилия для увеличения в интересах акционера собственной стоимости и стоимости своих дочерних обществ;
не допускает каких-либо попыток незаконным способом повлиять на решения государственных органов или их представителей.
69. ОАО «РЖД» осознает свою ответственность перед государством, является системообразующей организацией, как с социально-экономической точки зрения, так и с точки зрения обеспечения государственных интересов, включая вопросы национальной безопасности и оказания содействия в устранении последствий чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
70. ОАО «РЖД» стремится строить свою деятельность таким образом, чтобы в полном объеме удовлетворять потребности населения Российской Федерации в безопасных и доступных пассажирских перевозках и потребности клиентов в перевозках грузов.
XVII. Отношения с дочерними обществами
71. ОАО «РЖД» выполняет требования законодательства Российской Федерации, учитывает интересы Российской Федерации как акционера и, выступая как акционер дочерних обществ, учитывает интересы других акционеров дочерних обществ, их инвесторов и работников.
72. Взаимодействие ОАО «РЖД» и его дочерних обществ строится на основе законности, открытости, доверия, взаимной поддержки и уважения к профессионализму друг друга. Успешность совместной деятельности ОАО «РЖД» и дочерних обществ определяет эффективность работы холдинга «РЖД» в целом.
оказывает дочерним обществам организационную, управленческую и иную поддержку с целью повышения эффективности их работы, рентабельности и рыночной привлекательности;
способствует повышению конкурентоспособности и поддерживает репутацию дочерних обществ, в том числе за счет предоставления преимущественных и льготных прав на использование бренда «РЖД»;
поддерживает научный и технологический потенциал дочерних обществ путем организации их доступа к научным и технологическим разработкам холдинга «РЖД»;
содействует привлечению высокопрофессиональных кадров, созданию условий для их успешной работы и формированию единого кадрового резерва холдинга «РЖД».
74. Дочерние общества:
— осуществляют меры по поддержанию и повышению эффективности своей деятельности, деятельности ОАО «РЖД» и холдинга «РЖД» в целом в рамках своих полномочий и возложенной на них ответственности;
— обеспечивают высокое качество корпоративного управления, соответствующее стандартам, принятым в холдинге «РЖД»;
— соблюдают требования законодательства Российской Федерации (в том числе законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции) при осуществлении деятельности;
— способствуют реализации стратегии холдинга «РЖД», последовательно реализуют все аспекты его политики;
— поддерживают репутацию ОАО «РЖД» и способствуют укреплению бренда «РЖД» как ключевого нематериального актива холдинга «РЖД», участвуют в организации и проведении общехолдинговых коммуникационных кампаний;
— предоставляют ОАО «РЖД» необходимую достоверную и документально подтвержденную оперативную информацию и отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими нормативными документами;
— разрабатывают, внедряют и регулярно обновляют процедуры по противодействию коррупции;
— поддерживают среди работников культуру неприятия коррупции.
XVIII. Отношения с клиентами
75. ОАО «РЖД» считает своей приоритетной задачей удовлетворенность клиентов предоставляемыми ОАО «РЖД» услугами и стремится к обеспечению качественного обслуживания, прежде всего, безопасности и комфорта перевозок.
Работники ОАО «РЖД» должны стремиться к максимально полному удовлетворению запросов клиентов, предоставлению им полной и достоверной информации и обеспечивать вежливое и корректное обращение с ними.
ОАО «РЖД» инвестирует значительные средства в поддержание высокого уровня безопасности и повышение комфорта перевозок и постоянно внедряет новейшие технологии в данной области.
77. ОАО «РЖД» нацелено на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество со своими клиентами.
ОАО «РЖД» стремится обеспечивать удовлетворенность клиентов, предоставляя им услуги по конкурентоспособным ценам и конкурентоспособного качества.
78. ОАО «РЖД» гарантирует добросовестность рекламы, достоверность информации и стремится всегда точно выполнять взятые на себя обязательства. В случае, когда по причинам, зависящим или не зависящим от ОАО «РЖД», его работников, обязательства не выполнены или выполнены частично, стремится компенсировать клиентам нанесенный ущерб.
79. ОАО «РЖД» своевременно и внимательно рассматривает возникающие конфликты и затруднения, справедливо и в рамках законодательства Российской Федерации разрешает претензии и жалобы клиентов, постоянно улучшая качество предоставляемых услуг.
XIX. Отношения с контрагентами
80. ОАО «РЖД» взаимодействует с контрагентами на основе долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, уважения, доверия, честности и справедливости.
81. ОАО «РЖД» сотрудничает только с надежными контрагентами, репутация которых не может нанести ущерб репутации ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» придерживается принципа должной осмотрительности при взаимодействии с контрагентами, в том числе осуществляет предварительные проверки контрагентов перед началом сотрудничества в порядке, установленном нормативными документами ОАО «РЖД».
82. ОАО «РЖД» добросовестно выполняет свои контрактные обязательства перед контрагентами и требует того же от них, разрешает возникающие в процессе деятельности споры, как правило, путем переговоров, стремясь найти взаимоприемлемые решения (компромиссы).
83. ОАО «РЖД» соблюдает нормы, требования и положения международного права, законодательство Российской Федерации, местные, религиозные и национальные традиции стран, с гражданами которых или на территории которых ведутся деловые операции.
XX. Отношения с инвесторами
84. ОАО «РЖД» с равным уважением относится ко всем инвесторам независимо от размера их инвестиций в деятельность ОАО «РЖД» и обеспечивает равное отношение к российским и иностранным инвесторам.
85. ОАО «РЖД» обеспечивает инвесторам возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.
ОАО «РЖД» стремится минимизировать риски инвесторов, приобретающих выпускаемые ОАО «РЖД» ценные бумаги или осуществляющих инвестиции в ОАО «РЖД» в иной форме, создавая систему корпоративного управления, отвечающую российским и международным стандартам.
86. ОАО «РЖД» обеспечивает в интересах инвесторов своевременное раскрытие достоверной информации о своем состоянии и деятельности в объеме, установленном законодательством Российской Федерации.
XXI. Отношения с конкурентами
87. ОАО «РЖД» строит свои отношения с конкурентами на основе взаимного уважения, всегда приветствует и поддерживает взаимовыгодное сотрудничество.
88. ОАО «РЖД» стремится к развитию здоровой конкуренции в сфере железнодорожного транспорта.
89. В своей деятельности ОАО «РЖД» не допускает никаких проявлений недобросовестной конкуренции.
ОАО «РЖД» неукоснительно соблюдает антимонопольное законодательство Российской Федерации и стран, в которых ведет свою деятельность;
работники ОАО «РЖД» избегают необоснованных резких заявлений в адрес конкурентов и публичной критики их продукции и услуг и в случае затруднительных ситуаций в отношениях с конкурентами консультируются со своими непосредственными руководителями;
ОАО «РЖД» не допускает неэтичных или несправедливых способов воздействия на своих конкурентов. В случае возникновения разногласий и споров в конкурентной борьбе приоритет отдается переговорам и поиску компромисса.
XXII. Взаимодействие с представителями государства,
представителями иностранного государства, представителями
публичных международных организаций и представителями
90. Взаимодействие с представителями государства, представителями иностранного государства, представителями публичных международных организаций и представителями некоммерческих организаций (формирований) должно осуществляться согласно требованиям законодательства Российской Федерации, а также нормативных документов ОАО «РЖД».
91. Работникам ОАО «РЖД» запрещается обещать, давать или предлагать представителям государства, представителям иностранного государства, представителям публичных международных организаций, представителям некоммерческих организаций, а также их близким родственникам денежные средства, ценности, иное имущество или услуги имущественного характера с прямой или косвенной целью получения незаконной выгоды.
XXIII. Социальная ответственность
92. ОАО «РЖД» является неотъемлемым элементом общественной среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Корпоративная социальная ответственность является важной частью взаимодействия государства, бизнеса и общества.
93. ОАО «РЖД» придерживается политики высокой социальной ответственности не только перед своими работниками и их близкими родственниками, но и перед населением всех регионов, в которых оно ведет свою деятельность, и рассматривает инвестирование в социальную сферу как важнейший элемент устойчивого развития регионов.
94. ОАО «РЖД», являясь одним из крупнейших работодателей в Российской Федерации, осознает свою ответственность за обеспечение безопасности труда работников, создание и сохранение рабочих мест.
95. ОАО «РЖД» осуществляет в регионах своего присутствия социально-экономическое сотрудничество в сфере строительства и эксплуатации образовательных, медицинских и спортивных учреждений, объектов отдыха и оздоровления, культурных центров, развития инфраструктуры, благоустройства населенных пунктов.
96. ОАО «РЖД» ведет постоянный диалог с местными сообществами, что является обязательным элементом его социальной деятельности, уважает местные, национальные и политические традиции регионов своего присутствия как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
97. ОАО «РЖД» осуществляет благотворительную и спонсорскую деятельность (помощь) в различных формах, уделяя особое внимание профилактике и охране здоровья граждан, пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта, образования, науки, культуры, искусства, просвещения, улучшению морально-психологического состояния граждан.
98. ОАО «РЖД» не допускает осуществление благотворительной деятельности (помощи) с прямой или косвенной целью оказать воздействие на принятие получателем помощи решений или осуществление действий/бездействия в интересах ОАО «РЖД» или если данная помощь может быть истолкована подобным образом.
99. ОАО «РЖД» не допускает осуществление спонсорской деятельности (помощи) с прямой или косвенной целью получения незаконной выгоды за оказание подобной помощи либо в случае, если данная помощь может быть истолкована подобным образом.
100. Любые расходы, связанные с благотворительной и спонсорской деятельностью (помощью), должны быть предварительно согласованы в порядке, установленном нормативными документами ОАО «РЖД».
101. Информация обо всех расходах ОАО «РЖД», связанных с благотворительной и спонсорской деятельностью (помощью), подлежит публикации в Интернете на сайте компании.
102. ОАО «РЖД» использует возможности корпоративных средств массовой информации для пропаганды социально значимых ценностей, взглядов и убеждений.
Корпоративные средства массовой информации, являясь проводниками корпоративных ценностей ОАО «РЖД», действуют в рамках ценностей бренда «РЖД» и служат интересам ОАО «РЖД» и его дочерних обществ.
XXIV. Соблюдение норм настоящего Кодекса
103. Соблюдение норм настоящего Кодекса обеспечивается президентом ОАО «РЖД».
Президент ОАО «РЖД» определяет действия руководителей по обеспечению соблюдения в ОАО «РЖД» установленных Кодексом норм деловой этики.
Президент ОАО «РЖД» информирует совет директоров ОАО «РЖД» о практике соблюдения настоящего Кодекса.
104. Решение вопросов, связанных с организацией ознакомления работников ОАО «РЖД» с настоящим Кодексом, с соблюдением его норм, осуществляется уполномоченным по вопросам деловой этики (адрес электронной почты: ethics@rzd.ru).
Уполномоченный по вопросам деловой этики назначается президентом ОАО «РЖД».
Уполномоченный по вопросам деловой этики осуществляет мониторинг нарушений норм и правил, установленных Кодексом, рассматривает обращения и предложения работников ОАО «РЖД» по вопросам деловой этики, осуществляет контроль исполнения решений Комиссии по вопросам деловой этики.
105. Комиссия по вопросам деловой этики является коллегиальным органом и действует на основании Положения, утверждаемого президентом ОАО «РЖД».
Комиссия по вопросам деловой этики содействует в разрешении конфликтных ситуаций, связанных с нарушением норм и правил, установленных Кодексом, разрабатывает рекомендации и предложения для работников ОАО «РЖД» по вопросам деловой этики.
106. Каждый работник ОАО «РЖД» обязан неукоснительно соблюдать требования настоящего Кодекса и нести ответственность за свое этическое поведение.
107. Нарушение норм Кодекса наносит ущерб деловой репутации ОАО «РЖД» и имиджу «РЖД», приводит к наложению на ОАО «РЖД» административных мер воздействия, снижению эффективности его деятельности и возникновению убытков, что прямо отражается на благополучии всех работников ОАО «РЖД».
108. ОАО «РЖД» гарантирует, что для добросовестного работника, сообщившего о нарушении настоящего Кодекса или пресекшего таковое нарушение, не наступят негативные последствия.
109. Нарушение работником норм настоящего Кодекса, норм и правил деловой этики, содержащихся в иных нормативных документах ОАО «РЖД» или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения к нему мер стимулирующего характера, рассмотрения информации о нарушении указанных норм в трудовом коллективе, а также принятия иных мер к нарушителю.
Если выявленный факт связан с нарушением законодательства Российской Федерации, то руководитель, в подчинении которого находится указанный работник, обязан передать информацию в соответствующее подразделение ОАО «РЖД».
При получении достоверных сведений о совершении действий (бездействия), имеющих признаки уголовного или административного правонарушения, информация передается в соответствующие государственные органы.
110. Для каждого работника ОАО «РЖД» независимо от положения и занимаемой должности соблюдение норм настоящего Кодекса является одним из критериев оценки в рамках единой системы корпоративных требований к персоналу.
111. Меры ответственности в ОАО «РЖД» применяются только на основе результатов объективного рассмотрения обстоятельств совершенного нарушения, с учетом его тяжести и действий лица по устранению его последствий.
112. Работники должны быть ознакомлены с настоящим Кодексом. Изучение Кодекса обеспечивается также в рамках программ адаптации новых работников, программ повышения квалификации и программ Корпоративного университета ОАО «РЖД».
113. Работники ОАО «РЖД» должны всемерно содействовать расследованию спорных этических ситуаций, предоставлять материалы и документы, необходимые для проверки обстоятельств этического нарушения.
114. Если у работника возникают вопросы по применению норм настоящего Кодекса, он может обратиться за консультацией к своему непосредственному руководителю или уполномоченному по вопросам деловой этики, а также отправить ему свой вопрос по электронной почте.
115. Если у работника имеются основания считать, что какой-либо работник своими действиями нарушает нормы настоящего Кодекса, а также положения законодательства Российской Федерации, устава, внутренних документов ОАО «РЖД», совершает иные действия, которые могут негативно отразиться на имидже и деловой репутации ОАО «РЖД», то работник обязан поставить об этом в известность своего непосредственного руководителя или направить информацию уполномоченному по вопросам деловой этики.
Сообщение должно содержать информацию, достаточную для проведения необходимых мероприятий по расследованию нарушений и предотвращению возможных негативных последствий для ОАО «РЖД», в том числе и сведения о заявителе. В случае подтверждения достоверности заявления каждому заявителю гарантирована конфиденциальность о факте его заявления и исключение какого бы то ни было преследования. Анонимные обращения о нарушении Кодекса не рассматриваются.
Если обращение было сделано с целью распространения ложных сведений либо будет установлен факт совершения правонарушения самим заявителем, он может быть привлечен к ответственности в установленном порядке.
116. В случае, если несоблюдение норм настоящего Кодекса наносит ущерб деловой репутации ОАО «РЖД» и бренду «РЖД», то рассмотрение такого вопроса и принятие решения по нему могут быть возложены на Комитет по управлению брендом ОАО «РЖД».
117. Любое из заинтересованных лиц, не являющееся работником ОАО «РЖД», может сообщить уполномоченному по вопросам деловой этики или другому руководителю о ставших ему известными действиях, способных причинить вред имиджу и деловой репутации ОАО «РЖД». Такое сообщение может быть также направлено уполномоченному по вопросам деловой этики.
118. Сообщения о нарушениях могут быть переданы по телефону Единого информационно-справочного ресурса «Горячая линия» для работников ОАО «РЖД» 8-800-100-1520, по корпоративной (etics@center.rzd) или внешней (etics@rzd.ru) электронной почте.
XXV. Заключительные положения
119. Настоящий Кодекс утверждается советом директоров ОАО «РЖД».
120. Изменения в настоящий Кодекс вносятся по решению совета директоров ОАО «РЖД».
Предложения по внесению изменений в настоящий Кодекс направляются работниками ответственным по вопросам деловой этики своих подразделений или уполномоченному по вопросам деловой этики ОАО «РЖД». Предложения представляются на рассмотрение в комиссию по вопросам деловой этики ОАО «РЖД», на их основе комиссия готовит рекомендации о внесении изменений в настоящий Кодекс в установленном ОАО «РЖД» порядке.
121. Нормы Кодекса должны пересматриваться не реже одного раза в три года.
122. Настоящий Кодекс размещается на сайте ОАО «РЖД» в сети Интернет (www.rzd.ru) и должен находиться в виде печатного издания во всех его подразделениях. Работники ОАО «РЖД» должны быть ознакомлены с настоящим Кодексом под подпись.
123. Информация о практике соблюдения настоящего Кодекса отражается в годовом отчете ОАО «РЖД», а также освещается в корпоративных средствах массовой информации.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ