что такое слухи и сплетни
Смысл
Сплетни – это слухи о ком-то или о чем-то, как правило, без достаточных на то оснований, без точных сведений, а чаще всего и заведомо выдуманных.
Конечно, все люди знают, как плохо говорить за спиной человека, например шефа, но разве можно отказать себе в удовольствии обсудить того, кто тебя каждодневно истязает? Нет, ни в коем случае такой возможности упускать нельзя! Правда, есть люди, которые категорически не приемлют толков о другом, отсутствующем человеке. Но таких товарищей относительно мало.
Между прочим, сплетни содержат и определенный терапевтический момент. К примеру, подчиненный не может сказать начальнику, что он о нем думает, но зато с коллегами он во всех подробностях может обсудить детали характера шефа, его сильные и слабые стороны и тем самым успокоиться, а значит, продолжать работать и на следующий день. Сплетни – это, конечно, полезно, но в меру и не с каждым, а то можно испортить себе репутацию.
Синонимы
Бесстрашно продвигаемся дальше. На очереди слова-замены. Чтобы у читателя было не только определение рассматриваемого слова, но и возможные аналоги. Итак, вот они:
Этого достаточно, наверное, для того чтобы понимать, о чем речь. Некоторые синонимы могут быть неверно истолкованы, если их не объяснить. Например, слово «разговоры» нужно произносить с особой интонацией, чтобы оно превратилось в замену слова «сплетни». Так, читатель наверняка много раз слышал фразу: «Да, это все только разговоры, ничего не случится, все будет хорошо».
И еще одно важное дополнение относительно синонимов слова «сплетни». Значение слова «неправда» не совсем подходит для синонима. Потому что иногда слухи подтверждаются, но это не превращает их в достоверную, проверенную информацию. Об этом нюансе стоит всегда помнить.
Историческое значение: словарь Даля
Теперь пора обратиться к источнику, о котором многие слышали, но мало кто открывал. Нас все еще интересуют «сплетни». Значение слова по Далю на очереди.
Не скроем, мы его искали довольно долго, но нашли в разделе о глаголе «сплетать». В. И. Даль предлагает следующее определение: «пересказы и наговоры, смутки, перенос вестей из дому в дом, с пересудами, толками, прибавками». Как видите, мало что изменилось. Хотелось бы отметить очаровательное слово «смутки», которое уже, конечно, можно найти только в словаре Владимира Ивановича, в живой разговорной речи оно не встречается, к сожалению.
Различие между слухом и сплетней
Следует разделить терминологически понятия «слухи» и «сплетни», чтобы не было путаницы и читатель не заблудился в определениях. Воспользуемся списком:
О механизме появления слухов и сплетен
Люди считают обычно, что информация просто так не возникает. Вот мы и рассмотрим, как рождаются те или иные толки. Для того чтобы стали ходить в народе и слухи, и сплетни, значение имеют некоторые факторы, для удобства дадим их списком:
Например, люди, которым исполнилось пятьдесят, как правило, хотят узнать, продлят ли пенсионный возраст или нет. А значит, любая информация, касающаяся этой темы, с жадностью проглатывается аудиторией граждан предпенсионного возраста. Причем уровень достоверности зависит не от качества материала, а от эмоциональных моментов: хочется ли людям на пенсию или нет, скучно ли им или, напротив, есть необходимость стравить накопившееся напряжение. Потому что, как мы отмечали раньше, проговаривание слухов обладает терапевтическим эффектом.
Как читатель догадался, это был слух. А сплетни (значение слова мы уже разобрали) можно прочитать в газетах и журналах, которые специализируются на личной жизни звезд кино и телевидения, спорта.
Слухи: откуда они берутся, зачем нужны и как они влияют на людей
Слухи — это заменитель новостей; или новости, которым не нашлось места в официальных средствах информации. Диссонанс между информацией, которая необходима для понимания ситуации, и тем, что сообщается в СМИ, создают основу для появления и циркуляции слухов.
1. Определение и классификация слухов
Н. Смелзер связывал слухи с коллективным поведением — чаще всего стихийным и неорганизованным — в толпе (относительно большой группе людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом). При этом слухи представляются самым распространенным средством коммуникации, поскольку в какой-то мере объясняют значение ситуации, которую люди не понимают, и помогают им подготовиться к действиям.
Следует отметить и определение, данное Г. Олпортом и Л. Постманом: слухи — это специфическое или злободневное высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку обычно посредством устной речи, без предоставления надежных стандартов достоверности.
Слухи бывают разными, и соответственно существует множество оснований, по которым можно их классифицировать. Так, слухи различают по их содержанию (политические, экономические, экологические и т. п.); временной ориентации (касающиеся прошлого, предсказывающие); типу происхождения (спонтанные, преднамеренные) и по отношению к реальности (рациональные, фантастические).
Возможна классификация слухов и на основании эмоциональных потребностей людей, которые они удовлетворяют.
Согласно этому критерию выделяют три вида слухов: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель. Слух-мечта отражает надежды и стремления тех людей, среди которых он циркулирует. Слух-пугало выражает распространенные в обществе страхи и тревоги. Такие слухи часто возникают в периоды социального напряжения или острого конфликта. Слух-разделитель основывается на распространенных в обществе негативных предрассудках относительно других социальных групп, что влечет за собой резко негативное отношение (вплоть до агрессии) к этим группам.
2. Факторы возникновения и распространения слухов
Слухи, таким образом, являются одним из способов коллективного взаимодействия, ориентированного на решение проблемы. Особенно вероятно возникновение слухов в ситуациях катастроф и социальных волнений. Слухи — это заменитель новостей, или, точнее, — это новости, которым не нашлось места в официальных средствах информации.
Неудовлетворенное требование новостей, диссонанс между информацией, которая необходима для понимания ситуации в условиях существенного изменения окружающего мира, и тем, что сообщается в СМИ, создают основу для появления и циркуляции слухов.
Следует отметить цикличность возникновения слухов, их зависимость от общего духа времени, системы мнений, сложившихся в обществе. К таким циклично возникающим слухам относятся слухи о ритуальных убийствах, служащих иллюстрацией так называемых фантастических слухов (К. Г. Юнг). Например, с XII по XX столетие в разных странах отмечались слухи, в которых подобные убийства приписывались евреям. Их появлению в значительной мере способствовали постоянные страхи, предрассудки, враждебность и непонимание по отношению к данной национальности.
Несмотря на значимость макросоциальных источников слухов, немаловажную роль играют и особенности личности коммуникантов. Важнейшим фактором, способствующим интересу к слухам, является информационная неопределенность, т. е. наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Другая детерминанта возникновения слухов — значимость темы для человека, ее релевантность системе интересов и ценностей личности.
Два указанных фактора (неопределенность и значимость) входят в формулу основного закона слухов, предложенного Г. Олпортом и Л. Постманом. В соответствии с этим законом интенсивность слухов зависит от важности темы для аудитории и степени информационной неопределенности ее (аудитории) относительно данной темы.
Однако результаты исследований, проведенных впоследствии, не всегда подтверждают предлагаемую зависимость. Например, значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны распространять слухи, значимые не для них самих, а для других.
Еще одной переменной, влияющей на интерес к слухам, является уровень тревожности индивида (аффективное состояние, вызванное предчувствиями будущих неприятных событий). Более тревожные люди чаще обсуждают и передают слухи. Вера в истинность слуха также способствует его распространению.
Передаваясь от одного человека к другому, слух подвергается разного рода трансформациям. Можно говорить о трех типах этого процесса: сглаживание, заострение, уподобление. При сглаживании фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. При заострении происходит увеличение значимости тех деталей, которые представляются ей существенными.
Оценка существенности или несущественности субъективна и зависит от потребностей и интересов человека, передающего слух. При уподоблении обычно наблюдается приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории. Возможно, однако, и усложнение структуры слуха. Указанные механизмы искажения обычно действуют совместно и нередко приводят к значительному отклонению содержания и «длины» слуха от его первоначального состояния.
На распространение слухов активно влияют средства массовой информации. Прежде всего отсутствие или недостаток информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике, — они-то и заполняют информационный вакуум, достраивая картину события. СМИ также могут быть непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Кроме того, телевидение и пресса порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, предоставляя подробную и ясную информацию по их тематике.
Каждый слух имеет свой «жизненный цикл». Некоторые слухи «умирают» естественной смертью. Они затухают, поскольку люди «устают» от данной темы и новые события начинают вызывать больший интерес. Прекращаются слухи и в том случае, когда исчезают обусловливающие их страхи и напряжение. Причиной «гибели» слуха может быть также успешное проведение мероприятий по их опровержению.
3. Результаты воздействия слухов
Нередко слухи оказывают серьезное влияние и непосредственно на поведение людей. По данным Национальной консультативной комиссии по гражданским беспорядкам США, слухи значимо усиливали напряженность и массовые волнения в американском обществе в конце 60-х гг.
Воздействие слухов на групповом уровне проявляется в виде поддержания групповых или классовых границ: члены определенной социальной группы при помощи слухов подчеркивают различия между собой и «чужими», что способствует формированию групповой идентичности. «Присоединение» к слуху со стороны конкретного человека означает его интегрированность в коллектив.
Разделяя информацию, которая содержится в слухе, циркулирующем в его группе, человек консолидируется с этой группой, у него возникает и усиливается «Мы-чувство». Слухи выполняют функцию «социального барометра», выступая индикатором социального климата группы. Они как бы выражают мнение группы по определенному вопросу, напоминая членам группы, какую позицию им следует занимать по данному вопросу.
На общесоциальном уровне слухи служат различным целям. Они применяются в качестве «пробного шара»: запуская соответствующий слух, выясняется, кто и как будет реагировать на его содержание. Зная, какую реакцию он вызывает, можно соответствующим образом спланировать будущие действия. Используются слухи и для дискредитации политических или иных оппонентов в глазах большинства населения.
Особенно часто такие слухи возникают в период проведения предвыборных кампаний. Слухи употребляются и для компрометации союзников по политическому движению или партии. Делать это посредством СМИ не совсем удобно: на публике необходимо демонстрировать единство в рядах движения. А вот слухи как раз подойдут: ведь их автор неизвестен.
4. Профилактика и дезавуирование слухов
Трудности в решении проблемы слухов силовыми методами заставили обратить серьезное внимание на их профилактику, уничтожение «питательной среды», в которой они возникают. Такие меры должны быть направлены на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности; на поддержание информационной открытости и правдивости, а также на формирование у людей убежденности в деструктивной природе самих слухов.
В большинстве случаев со слухами начинают бороться лишь после того, как они широко распространились. Для борьбы с ними нередко применяют выступление официального лица с опровержением. Однако эффективность опровержения очень сильно зависит от степени доверия как к источнику сообщения, так и к лицу, опровергающему его.
Снижение негативных последствий слухов достигалось и при помощи следующего приема (особенно часто его использовали в ситуациях войн и разного рода кризисов): объявлялось о существовании некоего врага, который как раз и распространяет слухи с целью нанесения ущерба. Применялся и такой, довольно «жесткий» способ борьбы, как судебное преследование источника слухов.
Усилия по контролю над слухами принимают различные организационные формы. К ним относятся опровержение слухов пользующимися доверием лицами, введение цензуры, колонки слухов в газетах, создание специальных правительственных учреждений, таких, как центры по контролю за слухами, основной функцией которых является прекращение слухов посредством их изучения, а также сбора и распространения достоверной информации.
5. Слухи — опыт эмпирического исследования
Исследования указывают на тенденцию расширения ареала, области распространения носителей недостоверной информации. Слухи овладевают массовым сознанием, рекрутируя в ряды носителей и трансляторов недостоверной информации все большее число россиян (с ними сталкиваются порядка 70—75% населения). Доминирующими факторами включенности респондентов в атмосферу непроверенной информации являются образование и уровень доходов, причем зависимость между ними такова: чем выше уровень образованности и выше материальный достаток, тем больше предрасположенность к слухам. То есть мы имеем дело с неким социальным парадоксом.
В качестве основного источника слухов на первый план выдвинулись средства массовой информации. Кроме того, сохранили свою роль в качестве питательной среды распространения недостоверной информации: место работы, улица, транспорт, квартира, телефон. Несколько повысилась значимость канала общения с соседями.
Существенным фактором выступает и социальное положение респондентов. Так, рабочие основными проводниками слухов называют средства массовой информации, завод, улицу и транспорт; крестьяне — работу, соседей, прессу; ИТР — работу, газеты, радио и телевидение, улицу и транспорт. Аналогично распределение этих проводников слухов у служащих, интеллигенции, не занятой на производстве, предпринимателей. Студенты указывают на СМИ, улицу и транспорт, учебные аудитории; пенсионеры — на соседей, СМИ.
Каковы же точки зрения представителей социальных наук относительно места слухов в российской политической жизни? Была предпринята попытка сравнить представления о слухах у так называемых наивных участников исследования (студенты) и тех, кто более компетентен в политической сфере (ученые-социологи и политологи). Участникам исследования задавались вопросы, касающиеся причин появления слухов, роли слухов в современном политическом процессе, влияния слухов на общественное мнение, их достоверности.
В качестве причин появления политических слухов эксперты называли отсутствие достоверной информации об объекте слухов, недоверие населения к средствам массовой информации и официальным сообщениям, некоторые черты психологии человека, такие, например, как «предрасположенность к сенсационному восприятию и оценке ситуации», интерес к политике, а также нестабильность общественных отношении.
Структура ответов «наивных» участников исследования на вопрос о причинах слухов была несколько иной по сравнению с экспертами. Прежде всего обращает на себя внимание большее количество названных причин и меньшее единодушие в оценке их значимости. Все ответы были сгруппированы в семь более общих категорий (эксперты выделили четыре категории). Самыми распространенными причинами слухов были указаны преднамеренные действия политиков и недостаток точной информации. Реже в качестве причин назывались деятельность СМИ, активность людей по интерпретации событии, недоверие к политикам, напряженная обстановка в стране, неудовлетворенность жизнью.
Что касается ответа на вопрос о роли слухов в современном политическом процессе, то большинство экспертов солидарны в оценке их высокой роли. В качестве конкретных примеров отмечался факт влияния слухов на отношение к официальной политике и даже к ее формированию (в определенной мере), отмечалась значимость слухов для дополнительного информирования, выражения позиций и мнении различных групп.
«Наивные» участники оказались не столь солидарными в признании высокой роли слухов: более половины из них согласны с подобной позицией, остальные оценивают роль слухов как незначительную или слабую. Более серьезное отношение к слухам у экспертов связано, по-видимому, с более глубоким пониманием механизмов и источников слухов, а также с большей информированностью о роли слухов в принятии реальных политических решении.
Сравнение данных опроса экспертов и «наивных» участников свидетельствует о том, что эксперты не просто могут привести больше примеров слухов, но качественно по-иному оценивают российский феномен слухов. Большинство экспертов солидарны в оценке высокой роли слухов в современной России. «Наивные» же участники хотя и признают роль слухов, но все-таки оценивают ее ниже. Значительно разделились мнения экспертов по вопросу о спонтанности/преднамеренности появления слухов.
Половина из них уверена в значительном влиянии на зарождение слухов преднамеренных действии людей, другая половина, напротив, отмечает преобладание в слухах элемента стихийности, спонтанности. «Наивные», как правило, единодушны в том, что источником зарождения политических слухов можно считать преднамеренные действия людей.
Вместе с тем отмечается и общее в представлениях экспертов и «наивных» участников признание связи нестабильности в стране с количеством циркулируемых слухов, а также признание игнорирования, отрицания их наиболее характерными реакциями политиков на слухи.
Если кратко описать отношение экспертов к слухам, то для них характерно глубокое понимание механизмов и серьезное отношение к роли слухов в обществе; у «наивных» же участников отмечается некоторая поверхностность понимания и недооценка общественной роли слухов.
Широкое распространение слухов в современной России — это в значительной мере отражение радикальных социально-экономических трансформации, свидетельство существенных изменении в массовом сознании. В условиях значительного изменения объема и структуры информационного вещания слухи помогают людям ориентироваться в новых, изменяющихся условиях.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
HR-СТАТЬИ
Сплетни и слухи: бороться или использовать?
Сплетни и слухи — вездесущи. Они пытаются проникнуть в самые потаенные уголки наших мыслей, чувств и извлечь информацию, тщательно оберегаемую от посторонних ушей и глаз. Они не считаются ни со статусом человека, ни с его личными заслугами. Они неуловимы и бестелесны. Именно поэтому слухи и сплетни создают зону, потенциально опасную для психологического равновесия личности. Можно ли овладеть этой информационной стихией, чтобы уберечь себя от ее влияния? Специалисты утверждают, что ею можно даже управлять…
Считается, что хоть иногда желание посудачить посещает каждого человека. Кто-то таким образом собирает недостающую информацию, кто-то ищет потенциальных союзников, кто-то самоутверждается, кто-то развлекается. По мнению психологов, к распространению сплетен и слухов более склонны люди тревожные, беспокойные, не очень уверенные в себе. Если же говорить о рабочей среде, то любителями поучаствовать в различных пересудах чаще всего становятся новички — для них это своеобразный способ адаптации к незнакомой обстановке. Обмен слухами позволяет получить информацию о новом коллективе и одновременно приобщиться к его неформальной жизни, почувствовать себя своими.
Самая распространенная причина возникновения сплетен и слухов — непродуманная система занятости персонала. Если людям скучно, неинтересно или просто нечего делать, активизируется желание обменяться мнениями, а параллельно «перемыть косточки» коллегам.
Благодатной почвой для возникновения разного рода слухов и кривотолков является недостаточность информации по тем или иным внутриорганизационным вопросам. Например, о возможных изменениях в структуре компании или эффективности работы предприятия.
Вывод, который напрашивается сам собой, — человеческую страсть к пересудам искоренить невозможно, а значит, необходимо не только научиться сосуществовать с подобным явлением, но и использовать его себе во благо.
Главное — понимание сути
Прежде чем говорить о практическом использовании того или иного феномена, необходимо разобраться в его сути. Что же представляют собой слухи и сплетни? Слух — это информация, которая чаще всего передается по «сарафанному радио» для восполнения недостающих сведений, касающихся различных сфер жизни. Отличительная особенность слуха — отсутствие четкого источника информации и низкая доказательность (или вообще бездоказательность). Слухи в принципе полезны для человека — они позволяют ориентироваться в определенных ситуациях. Ведь основной психологической подоплекой возникновения слухов является врожденная тревожность человека. Все, что непонятно, необъяснимо, непрогнозируемо, человек скорее воспримет как потенциальную опасность. И избавиться от тревожности можно только одним способом — получить хоть какую-то информацию по интересующему вопросу. Слухи как бы заполняют этот информационный вакуум.
Сплетни же чаще касаются персональных характеристик, частной жизни, личностных предпочтений людей или внутренних проблем организации. Недостаток информации об этих аспектах жизни не обязательно таит в себе опасность. Наоборот, носителем опасности являются сами сплетни: как правило, они имеют негативный или осуждающий характер.
Как защититься от сплетен
Теперь, когда мы знаем, что сплетни и слухи — не одно и то же, давайте подумаем, как можно предотвратить разрушительное действие первых и умело управлять вторыми.
Оскар Уайлд считал, что хуже сплетен о вас может быть только их отсутствие. Как правило, объектами злословия сослуживцев становятся самые красивые женщины и самые успешные мужчины. Вы причисляете себя к таковым? Тогда будьте готовы, что вас не минует чаша сия. Привести себя в боевую готовность помогут следующие рекомендации.
Демонстрируйте окружающим ту роль (игру, психологическую маску), которая им понятна. Особо рьяно за вас возьмутся в двух случаях: если вы окружаете себя ореолом совершенства или ореолом загадочности. Демонстрируемое совершенство воспринимается как вызов; слишком оберегаемая недоступность и загадочность — как потенциальная опасность. Лучше уж играть роль, заготовленную вами лично (а таких заготовок может быть несколько), чем постоянно «снимать» навешанные на вас ярлыки и приклеенные маски.
Собственноручно заготавливайте и подбрасывайте сослуживцам темы для пересудов. В некоторых компаниях существует практика: перед посещением контролирующих органов (пожарники, экологи, санитарно-эпидемиологическая служба) сотрудники стараются не скрывать мелких нарушений, чтобы отвлечь внимание от более глубокого анализа, при котором могут обнаружиться действительно серьезные просчеты. Подобную тактику можно использовать и в деле управления сплетнями. Лучше уж подбросить кумушкам одну-другую тему для пересудов — глупость мнимого любовника или коварство позапрошлогоднего начальника, — чем узнавать подробности о себе, касающиеся сфер, действительно значимых для вас.
Интересуйтесь, что же о вас говорят, — вы можете узнать много полезного. Порой самой существенной и действенной оказывается именно негативная информация. Возможно, пришло время что-то пересмотреть в себе, своих поступках. И если искренне попросить коллегу посвятить вас в подробности «всем известной тайны» о вас же, то можно получить сразу несколько преимуществ. Во-первых, вы войдете в среду общения. Во-вторых, получите нужную информацию. И в-третьих — обезоружите желающих посудачить. Когда объект сплетни обсуждает ее наравне с остальными — сплетня теряет свою пикантность и, как правило, перестает кого-либо интересовать.
Учитесь относиться к любой, даже к самой неправдоподобной и обидной сплетне со здоровым чувством юмора. Простите себе собственные несовершенства и посмейтесь над ними вместе с другими. Даже если у окружающих останется желание посудачить, вас это перестанет волновать.
Определите собственную позицию по отношению к распространению сплетен. Только вы сами можете найти оптимальное решение, как вести себя в том случае, если вас пытаются затянуть в паутину пересудов. Но все-таки к сплетням лучше относиться только как к сплетням.
Научитесь разграничивать официальную и неофициальную информацию. Это поможет вам удержать позицию человека, не скатывающегося до роли дезинформатора и сплетника. В рабочей ситуации в первую очередь следует руководствоваться проверенной информацией из надежных источников.
Если вы все же очень стремитесь оказаться вне сплетен и пересудов — специальная рекомендация для вас.
Слейтесь с «народом», станьте как все. Судачат о тех, кто выделяется из общей массы. Если вы станете «серой мышкой», носителем распространенных норм, установок и правил — с вами не интересно будет не только общаться, но даже сплетничать о вас будет скучно.
Алгоритмы распространения слухов
Как уже упоминалось, спонтанно слухи возникают в обстановке информационного вакуума. Туманная или непоследовательная политика руководства; ожидание перестроек, катаклизмов, перемен; непонимание действующих в организации принципов мотивации персонала — все это является весьма благодатной почвой для рождения личных догадок и персональных теорий. И затормозить этот процесс сможет прозрачная информационная политика, принятая руководством организации.
Однако нельзя списывать со счетов некоторые положительные стороны владения неофициальной информацией.
Коллекционируя слухи, можно получить весьма полезные сведения о положении дел в отрасли, расстановке сил на рынке, о работе конкурентов и т. д., а также составить довольно точную картину собственных слабых мест (это может касаться как организации в целом, так и конкретной личности).
Слухи могут не только рождаться спонтанно, но и создаваться специально. При помощи слухов можно производить своеобразные социологические исследования. Например, распространив информацию о каких-либо значимых изменениях в жизни компании, проанализировать отношение сотрудников к планируемым новшествам. Это даст возможность вовремя подкорректировать планы «перестройки» и подготовить почву для более лояльного восприятия перемен сотрудниками организации.
С помощью слухов порой создаются мифы о компании: ее заботливом отношении к работникам, прогрессивной позиции, уникальности сотрудников, деловых качествах руководителей. Различные истории и небылицы постепенно становятся частью организационной культуры, своеобразной корпоративной легендой.
Как видите, при взвешенном подходе, не лишенном здорового скептицизма и развитого чувства юмора, слухи из опасного врага могут превратиться в вашего помощника и союзника.
Стратегия целенаправленного влияния
Для того чтобы слух распространялся, необходимо, чтобы кто-то кому-то его передавал. Если увиденное и услышанное передается спонтанно, мы обычно не задумываемся ни об особом представлении информации, ни о произведенном эффекте. Иное дело — целенаправленное влияние. В этом случае для достижения желаемой цели хорошо бы все делать «по науке». А наука в лице американских психологов Эллиота Аронсона и Энтони Пратканиса предлагает следующие шаги.
Шаг первый. Необходимо взять ситуацию под свой контроль и обеспечить благоприятный климат для распространения запланированного слуха. Для этого лучше всего упомянуть, что о сообщаемом факте, якобы, всем известно.
Шаг второй. Отправителю (создателю) слуха необходимо вызвать доверие собеседника к «источнику информации», то есть к себе. Чуть ниже мы раскроем секреты создания образа, внушающего доверие.
Шаг третий. Самый ответственный момент — непосредственная передача необходимой информации. Передавать ее необходимо так, чтобы сфокусировать внимание слушателя именно на тех подробностях, которые нужны «первоисточнику».
Шаг четвертый. Не менее ответственный момент — контроль над эмоциональным состоянием собеседника. Вызвав определенную эмоцию собеседника — удивление, возмущение, раздражение — надо незаметно направить ее в выгодное для «отправителя послания» русло.
На самом деле эта стратегия стара как мир — в свое время ее описывал еще Аристотель…
Кому мы склонны доверять?
Существуют разные технологии создания образа, вызывающего доверие. Здесь учитывается все — манера одеваться, говорить, двигаться и даже дышать. Этот вопрос вполне может послужить темой отдельной публикации. Сейчас же коснемся только нескольких аспектов распространения слухов.
Если убедить собеседника, что передача какой-либо неофициальной информации не несет ее распространителю никакой прямой выгоды и, более того, может нанести ему определенный ущерб — доверие к такому источнику резко возрастает. Поэтому прежде чем предпринимать какие-либо действия, спровоцированные слухами, подумайте, а кому подобные сведения могут быть на руку. И особенно внимательно отнеситесь к непосредственному распространителю слухов.
Наибольшего доверия может заслужить «источник», которому удалось создать иллюзию, что он не пытается влиять на адресата информации. Именно на этой особенности человеческой психики сыграть проще всего: несложно поверить случайно услышанному разговору, доносящемуся из-за неплотно закрытых дверей. А то, что эти двери предварительно заботливо приоткрыли, да и говорить стараются громче, чтобы случайно слушающий ничего не упустил, — об этом редко кто задумывается. Рекомендация проста: обдумайте и проанализируйте и информацию, и обстоятельства ее получения.
Человек с удовольствием поверит в то, во что он хочет верить.
Нейтрализация нежелательных слухов
Специалисты в области массовой информации и пропаганды владеют различными технологиями нейтрализации нежелательных слухов и превращения их в слухи желательные. Дадим общее представление о некоторых из них.
Кража грома. Если вы предполагаете, что распространение определенной информации о вас (о вашей компании) может нанести ущерб, а вероятность утечки этой информации весьма велика — лучше самостоятельно обнародовать компрометирующие факты в удобное для вас время и в наиболее подходящей интерпретации. Признание, прозвучавшее из ваших уст, не так губительно, как разоблачение, исходящее от вашего противника. Вам могут простить ошибку, но никогда не простят то, что вы пытались ее скрыть.
Прививка. Для сохранения репутации в случае угрозы распространения нежелательных слухов можно также запустить небольшой «слушок» в нужном вам направлении, чтобы появилась возможность продемонстрировать несостоятельность и откровенную глупость компрометирующей информации. Появление слухов, распространяемых недоброжелателями, после такой «прививки» будет встречено с определенной долей скептицизма: и что же этим недоброжелателям неймется?!
Проверка компетентности. Очень часто нам пытаются подсунуть недостоверную информацию, ссылаясь на авторитет специалиста (эксперта). Несколько несложных вопросов, заданных себе самому или поставщику информации, помогут снизить риск обмана.
Привычка задавать «неудобные» вопросы сослужит вам добрую службу.
Краткие итоги сказанного:
Мерзлякова Елена, Петухов Владимир