что такое случайность в философии
СЛУЧАЙНОСТЬ
Полезное
Смотреть что такое «СЛУЧАЙНОСТЬ» в других словарях:
случайность — Случайность … Словарь синонимов русского языка
СЛУЧАЙНОСТЬ — СЛУЧАЙНОСТЬ, случайности, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к случайный (книжн.). Случайность встречи. 2. Случайное обстоятельство. «Гибель частной промышленности нельзя считать случайностью.» Сталин. Пустая случайность помешала мне уехать в срок.… … Толковый словарь Ушакова
СЛУЧАЙНОСТЬ — Я верю в безупречно точную случайность. Станислав Ежи Лец В каждом большом деле всегда приходится какую то часть оставить на долю случая. Наполеон I Победители не верят в случайность. Фридрих Ницше Умный человек создает больше возможностей, чем… … Сводная энциклопедия афоризмов
случайность — См … Словарь синонимов
Случайность — Случайность ♦ Contingencence Обычно случайность определяют как противо положность необходимости. Случайно все то, поясняет Лейбниц, что допускает возможность противоположного. Иначе говоря, все то, чего могло бы не быть. Сослагательное… … Философский словарь Спонвиля
СЛУЧАЙНОСТЬ — СЛУЧАЙНОСТЬ, смотри Необходимость и случайность … Современная энциклопедия
случайность — СЛУЧАЙНОСТЬ, случай, устар. нечаянность, разг. лотерея СЛУЧАЙНО, устар. фуксом, разг. случаем СЛУЧАЙНО, невзначай, разг. сниж. ненароком, разг. случаем, разг. часом … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
СЛУЧАЙНОСТЬ — СЛУЧАЙНОСТЬ, и, жен. 1. см. случайный. 2. Случайное обстоятельство. Помешала с. По счастливой случайности. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СЛУЧАЙНОСТЬ — англ. accident/ hazard; нем. Zufalligkeit. Тип связи, определяемый внешними для данного явления причинами. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
случайность — СЛУЧАЙНОСТЬ понятие, противопоставляемое понятию необходимости. Выступает в трех смыслах: общеметодологическом, эпистемологическом, математическом. С. в общеметодологическом смысле определяется как следствие, имеющее внешнюю причинную… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
СЛУЧАЙНОСТЬ
СЛУЧАЙНОСТЬ – философская категория, выражающая один из предельных видов (классов) взаимосвязей и взаимоотношений в мире, характеризующийся отсутствием прямых закономерных связей в поведении и функционировании объектов и систем. В основе случайности лежат представления о независимости, что ведет к непредсказуемости соответствующих явлений и процессов. Другим предельным видом взаимосвязей в мире выступает необходимость.
Представления о случае зародились в древности, при самых первых попытках осознания человеком своего бытия. Они относились к характеристике поведения человека, его судеб. И сразу же выяснилось, что случай сопоставлен с необходимостью. Поэтический язык древних воплотил соответствующие представления в образах богинь человеческих судеб: Ананке – неумолимая необходимость, Тихе – слепой случай. Вне случая невозможно понять жизнь человека во времени. Более того, случайность характеризовалась как «регулятор» жизненных процессов.
В дальнейшей истории культуры представления о случае также преимущественно соотносились с раскрытием основ поведения человека, его деятельности. Наиболее концентрированным образом они высвечивались при раскрытии представлений о свободе воли человека. Свобода воли прерывает те жесткие неумолимые связи и воздействия, в которые вплетен человек, и тем самым позволяет ему стать творцом нового и осознать свою силу и самостоятельность.
Становление естествознания означало и становление новых подходов к анализу случайного: природа случайности стала рассматриваться через призму ее вхождения в структуру научных методов исследования. Однако, первоначально естествознание отторгало случай. В структуре классической механики как первой относительно целостной и замкнутой научной теории не было места для случая. Конструктивную роль в познании играла лишь необходимость. «Ничего в природе, – писал П.Гольбах, – не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами. Говорить о случайном сцеплении атомов либо приписывать некоторые следствия случайности – значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются либо разъединяются» (Избр. антирелигиозные произв. М., 1934, т. 1, с. 34–35). Другими словами, представления о случае есть выражение того, чем можно пренебречь в конкретных исследованиях.
Более углубленные подходы к анализу случайности стали возможны в процессе разработки теоретико-вероятностных методов исследования, становления статистических закономерностей в науке. В структуру научных теорий вошла случайность. Однако, фундаментальный характер случайности в развитии познания долгое время не признавался. Статистические теории рассматривались как неполные, т.е. как основывающиеся на неполноте знаний о соответствующих явлениях и процессах. Такой подход к анализу случайности был обусловлен господствовавшей в период становления классической статистической физики концепцией жесткой детерминации с отрицанием объективной природы случайного.
По мере осознания фундаментального характера теоретико-вероятностных методов исследования и статистических закономерностей вырабатывалось и конструктивное понимание случайности. Исходными, наиболее типичными материальными системами, исследование которых породило статистическую физику, являются газы, газообразное состояние вещества. Через представления о случайности характеризуются взаимоотношения между молекулами газа, поведение которых взаимонезависимо. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых или квазинезависимых сущностей. Состояния и поведение элементов в таких системах не зависят одно от другого, не коррелированы друг с другом. Подобная структура систем наиболее емко характеризуется словом «хаос». Наиболее хаотическим состоянием газа является состояние с максимальной энтропией, состояние термодинамического равновесия. Соответственно, структура газа в состоянии термодинамического равновесия и есть идеальное воплощение действия случая.
Дальнейшее существенное развитие представления о случайности получили в ходе разработки квантовой теории. В классической физике вероятность соотносилась с массовыми процессами. Согласно квантовой механике отдельные элементарные физические процессы являются принципиально вероятностными, т.е. неоднозначными в своих проявлениях. Подобное, случайностное поведение квантовых объектов свидетельствует о тайнах их внутреннего строения: следует исходить из признания богатства внутренних свойств и наличия внутренней динамики в квантовых объектах, что и обусловливает случайностный характер их поведения на квантовом уровне.
Наиболее полное раскрытие природы случайности возможно, когда анализируется ее «вписанность» в эволюционные процессы. Здесь прежде всего надо иметь в виду теорию эволюции Дарвина. В его учении сформулированы лишь исходные понятия феноменологического порядка – «изменчивость», «наследственность» и «естественный отбор». Структура взаимоотношений между этими понятиями включает в себя идею случайности. Последняя прежде всего относится к характеристике индивидуальной изменчивости организмов. В дальнейшем, в ходе разработки генной теории эта идея получила развитие и привела к представлениям о мутациях, их случайностной природе. Мутации обусловливают разнообразие генетического материала, что служит предпосылкой эволюционного процесса.
Для современного уровня развития эволюционного учения важнейшее значение имеет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации, становление синергетики. В анализ эволюционного процесса стали включаться такие понятия и представления как «неравновесность», «неустойчивость», «бифуркации», «нелинейность», «информация» и ряд других. Новые подходы обогащают как само понимание случайности, так и представления о механизмах ее действия. Случайность стала характеризовать точки бифуркации – точки ветвления путей эволюции открытых нелинейных систем. Тем самым, случайность «порождает» разнообразие возможностей в эволюционных процессах, а осуществившаяся возможность делает процесс эволюции необратимым.
Общий взгляд на развитие идеи случайности показывает, что она все сильнее проявляет себя при переходе исследований к анализу внутреннего мира сложных систем. В классической физике случайность «раскрывает» особенности внутренней структуры систем подобных газовым. В квантовой теории случайность соотносится со структурой «мира возможностей», порожденных внутренними свойствами микрообъектов. В биологии случайность характеризует внутренние процессы развития живых систем и их сообществ. Идея самоорганизации также направлена на анализ внутренней динамики соответствующих систем: самоорганизующимися являются системы, которые перестают быть игрушками в действиях внешних сил. Наконец, в социальных науках «наследницей» случайности широко рассматривают идею свободы.
Т.о., случайность является составной частью структуры мира, играет важную роль в его эволюции и познании. Это начало ответственно за наличие пластичности, гибкости, изменчивости, порождения в процессах эволюции истинно нового. Тем самым случайность символизирует собою открытость мира, открытость будущего, встречи с ранее неизвестным.
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней. Обычно необходимость играет главную, а случайность – второстепенную роль.
От необходимости как конкретного объекта отличают необходимость как мировой принцип. Он был осознан уже в религиозных мифах – учениях о карме, дао, судьбе и т.д. С возникновением науки необходимость по существу слилась с ее предметом: наука – это познание необходимости.
«Необходимость» и «случайность» – относительные понятия. Они имеют смысл, если указана область их определения – фрагмент действительности, по отношению к которому исследуемый объект идентифицируется как необходимые или случайные. В повседневном и научном мышлении такой фрагмент обычно конечен и в пространстве, и во времени. Это порождает трудность, зафиксированную И.Кантом: однозначная детерминация сама по себе не делает явление необходимым: породившее его явление само может оказался случайным и т.д. Есть два способа преодолеть эту трудность. Первый – постулировать в начале причинного ряда безусловно необходимую первопричину. Второй – осуществить предельный переход, т.е. расширить область определения необходимости и случайности до бесконечного в пространстве и времени мира в целом. Все события в таком мире мыслятся как однозначно детерминированные (разрывы в каузальных цепях исключаются). Лаплас описывал такой мир на базе механицизма, но в принципе он представим и на любой другой основе. Т.Липпс, напр., защищал его в рамках идеализма. Отождествление области определения необходимости и случайности с миром в целом ведет к радикальному изменению этих понятий. Трактовка случайности как привходящего здесь теряет смысл, ибо ему неоткуда привходить. Поскольку любое явление в лапласовском мире однозначно предопределено всей его бесконечной предшествующей историей, оно не может быть иным и, значит, необходимо. Всеобщность при этом перестает быть признаком необходимости: однозначно детерминировано и, следовательно, неустранимо любое явление, в том числе и уникальное. Исчезает и третий атрибут необходимости – предсказуемость, если в роли предсказателя рассматривать человека: учесть все бесконечное количество факторов, делающих любое явление необходимым, он не в состоянии. И поскольку необходимость – это прежде всего предсказуемость, а случайность – непредсказуемость, практически различить их становится невозможно.
Но предсказуемость восстанавливается вновь, если в роли предсказателя выступает всеведущее существо (его называют демоном Лапласа). Для него необходимо, т.е. однозначно детерминировано, неустранимо и предсказуемо, любое явление. Демон Лапласа – не голая фикция, а идеализация, аналогичная идеализации движения без трения. Чем шире область определения необходимого и случайного, тем больше детерминирующих факторов учитывается и тем больше объектов идентифицируется как необходимые и меньше – как случайные.
Дискуссионным остается вопрос, действуют ли динамические законы и, следовательно, существует ли необходимость в лапласовском смысле на квантово-механическом уровне. Напр., А.Эйнштейн утверждает, что «Бог не играет в кости», т.е. что первичны динамические, а не статистические законы. Из принципов лапласовского детерминизма следует, что случайность – это понятие, отражающее не объективное положение вещей, а неполноту нашего знания о нем. Опровергнуть такой взгляд можно лишь одним способом: постулировав разрывы в каузальных цепях, т.е. перейдя от последовательного детерминизма к индетерминизму. Так возникает представление о спонтанном, ничем не детерминированном начале причинного ряда, причине, не являющейся ничьим следствием. Кант называл такие причины свободными. Не каждая из них случайна – Бога считают свободной, но не случайной причиной. Но только среди свободных причин можно найти не субъективную, а объективную случайность, непредсказуемую не в силу исторической ограниченности наших знаний, а по своей природе.
Новые надежды на обнаружение объективной случайности породила синергетика. Она придала принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке перехода объекта в новое качество (в точке бифуркации) чаще всего существует не одна, а множество возможностей. Для превращения одной из них в действительность необходимо внешнее воздействие, подчас ничтожное по сравнению с событием, которое оно порождает (лавину в горах может вызвать даже громкий звук). Случайность выполняет при этом две функции; во-первых, «выбирает» одну из имеющихся возможностей и, во-вторых, запускает процесс ее превращения в действительность. Несопоставимость масштабов «пусковой» причины с масштабами следствия порождает надежду, что именно здесь, в точке бифуркации, сцепление причин и следствий разрывается и возникает объективная, подлинная случайность. Но ничто не дает нам оснований утверждать это, за исключением того факта, что мы не можем предсказать бифуркацию. Синергетика лишь конкретизирует задачу опровержения лапласовского детерминизма, но не решает ее.
Необходимыми в научном и обиходном познании называют не только объекты, однозначно детерминированные фиксированными условиями, но и сами эти условия. Необходимость – это то, что является предпосылкой для получения искомого результата, то, без чего этот результат невозможен. Такое понимание необходимости имеет строгий смысл в логике и математике, где выступает в паре с достаточностью. См. Случайность [СЛУЧАЙНОСТЬ].
Случайность: философия, жизнь и обыденность судьбы
Случайность. Есть такие слова, понятия, которые являются очень важными для мировоззрения, философии и даже иногда гносеологии, и одновременно они же часто бывают и обыденными, бытовыми в нашей жизни. Все их употребляют и все понимают. А тайна слов остаётся. А что же за такими словами кроется? В чем настоящая тайна таких слов?
«Случайность» – как раз из таких слов, все знают и понимают, что это такое, и кажется, что ничего особенного за этим словом быть не может. Или именно эта «особенность» и будет случайностью?
Вот посмотрел я первую попавшуюся (случайно) философскую энциклопедию, чтобы взглянуть на устоявшееся направление трактовки случайности в философии. Мне здесь не точность определения важна, да и сам я буду не к точности в результате стремиться, а только границы рассмотрения. Как, почему и что они видят:
Случайность — филос. категория для обозначения таких связей между явлениями реального мира, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других — нет. В противоположность этому, когда такая связь осуществляется неизбежно и всегда, то ее определяют как необходимую (см. НЕОБХОДИМОСТЬ ). Отсюда следует, что С. и логически, и исторически нельзя рассматривать в отрыве от необходимости, а тем более противопоставлять ей. Такое противопоставление всегда приводило к одностороннему, а следовательно, ошибочному взгляду на мир [1].
А если эти связи могут осуществиться, а могут и нет, но получают ещё при этом другую характеристику – они повторяющиеся? Повторяющиеся связи при отсутствии известной нам необходимости и причины повторяться являются случайными?
Количественная характеристика влияет или нет на качество «случайности»?
Количественным анализом случайных событий занимается математическая теория вероятностей, которая оценивает степень возможности появления таких событий. Практика показывает, что чем чаще появляется событие при данных условиях наблюдения, тем выше степень его вероятности. На этом исходном положении основывается статистическая интерпретация вероятности, которая рассматривает не отдельные случайные события, а случайные события массового, повторяющегося характера. Именно такие события исследуют современное естествознание и общественные науки [2].
Вероятностные события могут рассматриваться и в истории, но они лишены личностной характеристики, они рассматривают людей и социальные явления количественно, абстрактно.
А как быть с сопряжением личности и случайности? Или там случайность становится «царицей»? У нас вот сейчас появилась микроистория, история повседневной жизни и ментальности «маленького человека», рассматривающая, если так можно сказать, как случайности живется в закономерности.
Как выглядит случайность в нашей жизни и в судьбе, может быть приведено каждым множество историй. Вот и у меня есть такая история. Учились мы с товарищем на одном курсе и даже в одной группе на истфаке университета. Потом работали на одной кафедре, а потом поступили в аспирантуру в Москве. И вот спустя годы нашего знакомства и общей судьбы мы начинаем потихоньку узнавать прошлое наших семей. И тут нас ждет открытие, даже лучше сказать – шок. Ведь оказывается, наши семьи «случайно» знакомы друг с другом на протяжении 200 лет и так же случайно наши истории и судьбы пересекаются. Оказалось, что как минимум пару столетий наши истории пересекаются, и не просто пересекаются.
Так вышло, что за два века история наших семей пересекалась трижды. А в это «трижды» входило по месту жизни, по профессии (которые тоже менялись) и по времени. А главное, оказывалось, что наши предки знали друг друга, работали вместе. И это не просто совпадение жизни на улицах, домах или дворах, ну, может быть, районах. Нет! Наши предки жили вместе в Польше, на юге России, в Смоленске, Костроме. А наши жизни с моим товарищем встретились в Куйбышеве (Самаре) на одном факультете, в одной группе.
И наши семейные истории не просто пересекались. Наши предки служили офицерами одновременно в одном полку, где их всего было тогда пару десятков. А ещё бывали и крёстными в семьях друг друга. В общем, наши предки хорошо знали друг друга, как и мы с Владимиром.
Проблема была только в том, что эти пару веков чего только не приходилось на нашу совместную историю – и взятие Измаила, и Парижа, и оборона Севастополя, и русско-турецкие войны, и Польша, и Первая мировая война, и революция, и Вторая мировая война. Да и просто «застой», когда было время и возможность просто учиться.
Оказывается, мало необходимости, неизбежности, частой повторяемости до появления вероятности, или неожиданности, – всё это действительно важно и действует, когда взаимодействуют тела, будь они физические или абстрактные (математические). Карл Юнг ведь не случайно ввел над физической причинностью другой вид взаимосвязи – синхронистичность. Вот и спрашиваю, достаточно математической «случайности» для описания совместной жизни семей, периодически живущих на протяжении двух веков в истории вместе? И не знающих об этой своей взаимосвязи.
Впервые наши предки встретились при штурме Измаила. Но это мы об этом знаем. А сколько наши предки жили в истории вместе и до этого? А если это не 200 лет, а 400, а если тысячу лет? А если мы с неолита гуляем по истории вместе? Интересно, что здесь нашу связь может определять совсем не математическая зависимость, вероятность.
Необходимости не было нашим семьям «творить» историю вместе, причин (известных) нам тоже не было, вероятность этого, наверное, тоже очень низкая, а вот повторяемость судьбы была. Тогда, когда появляется кроме количества, последовательности, количественной возможности (вероятности) ещё и наше сознание (душа), – что-то добавляется дополнительно для существующих взаимодействий, для судьбы как направления и последовательности действий и событий человеческой жизнедеятельности. Что-то теряется здесь от пустоты и повторяемости случайных абстракций, необходимости и вероятности, и добавляется теплота человеческого, личности, души и любви.
Вот тебе, батенька, и случайность…
Судьба, в том числе и судьба семей, – это способ реализации человеком своей жизни. А в жизни самое важное именно то, что приводит нас к выбору, к реализации.
Есть притча про два состава, которые отправились в одно и тоже время навстречу друг другу из пунктов А и Б по одному пути. Прошло время, они проехали мимо друг друга и не встретились.
Это притча. А я рассказываю про истории семей, которые на протяжении больше чем 200 лет, не зная друг друга, забывая друг друга, разъезжались по земному шару, а новые их поколения снова встречались, снова знакомились и снова знали друг друга. И снова узнавали о нашем знании друг друга и со-действии уже и раньше в истории. Жирковичи и Вороновы… Тайна со-жительства на Земле.
Это не притча, это жизнь, которая важна для историка, и хотя она не оставляет документов, но оставляет то, с чего все началось и чем все продолжается – Слово.
[1] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1107/СЛУЧАЙНОСТЬ (дата обращения: 20.05.2020)
[2] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1107/СЛУЧАЙНОСТЬ (дата обращения: 20.05.2020)
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Случайность как категория философии
К дискуссиям о случайности 1
Мнимые случайности 4
Шанс и риск 12
Категориально-логическая характеристика случайности 13
Виды реальной случайности 16
Случай щедр, но ненадежен
Демокрит
И случай, бог–изобретатель
А.С. Пушкин
К ДИСКУССИЯМ О СЛУЧАЙНОСТИ
Многие философы прошлого недооценивали категорию случайности. Некоторые вообще отрицали ее объективно-реальный статус. Спиноза, например, утверждал, что случайное «есть недостаток нашего восприятия, а не что-либо реальное» (Спиноза Б. Избран. произведения. Т. 1, М.,1957. С. 277).
Гегель, несмотря на признание объективного характера случайности, всячески ее третировал, давал ей уничижительные характеристики. Что стоит, например, такое высказывание немецкого философа: «От случайности мы должны отказаться при вступлении в область философии. Подобно тому как необходимо развитие понятия в философии, точно так же необходима и ее истина; движущимся началом является внутренняя диалектика форм» (Гегель. Лекции по истории философии. — Соч. Т. IХ, М., 1932. С. 438). Это высказывание весьма характерно для Гегеля. В его философии внутреннее и необходимое всегда на первом плане, а внешнее и случайное — нечто негативное, что едва можно терпеть и от чего лучше избавиться.
Случайность недооценивали К. Маркс, Ф. Энгельс, их последователи и интерпретаторы. У Ф. Энгельса имеются высказывания, которые напоминают гегелевскую трактовку случайности и необходимости. Вот что он пишет, например, в «Людвиге Фейербахе»: «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы» (Маркс К., Ф.Энгельс. Соч. Т.21. С. З06-307. См. также: Маркс К., Ф.Энгельс. Соч. Т. 39. С. 175). Точно как у Гегеля!
Далее, Энгельс несколько раз повторяет известный (спинозовско-гегелевский) тезис о свободе как познании необходимости или основанной на познании необходимости. Возникает законный вопрос: почему только необходимости. А как же быть с познанием случайности? Разве последнее ничего не дает для осуществления свободы.
Недооценка случайности проявлялась в марксизме также в том, что ее роль в историческом процессе сводилась по существу к роли ускорителя или замедлителя исторического процесса. А необходимость в таком случае выступает как ведущая тенденция этого процесса.
Случайность в истории, как и в природе, «действует» наравне с необходимостью. Сводить ее роль только к роли ускорителя или замедлителя исторического процесса — это значит фактически признавать ее менее важной категорией по сравнению с необходимостью. Случайность «действует» и на изломах истории, когда речь идет не об ускорении или замедлении исторического процесса, а о его начале, прекращении или коренном преобразовании. Например, вторжение европейцев на американский континент было случайным для существовавших в то время американских цивилизаций. И мы знаем, к чему привело это вторжение. Исторический процесс развития исконных американских цивилизаций не просто замедлился, а прекратился. Они перестали существовать. Такая случайность как вторжение европейцев оказалась губительной для них. Или другой пример. Сейчас никто не станет отрицать, что человечество может погибнуть в результате термоядерной катастрофы. Исторический процесс на Земле вообще может прекратиться. Разве эта возможность является необходимой? Нет, конечно.
Итак, отношение случайности и необходимости взаимно, они — полюсы взаимозависимости. Из этого вытекает, что данные категории следует рассматривать как равноправные; ни одна из них не находится в одностороннем подчинении у другой. «Тиха, — сказал Н. Винер, — столь же неумолимая владычица, как Ананка» (Винер Н. Кибернетика. М., 1983. С. 92. Примечание редактора: Тиха (или Тюхе) по-гречески — Случай, Ананка — Рок, образы античной мифологии).
Когда мы рассматриваем какой-либо факт, то не так-то просто отнести его к тому или иному виду возможности (или к промежуточному виду — вероятности). Здесь одинаково неприемлемы обе крайности: когда факт однозначно истолковывают как выражение случайности, а он на самом деле свидетельствует о необходимости, или когда факт истолковывают как выражение необходимости в то время как он является случайным по происхождению. В эти крайности чаще всего «ударяются» те, кто абсолютизирует ту или иную категорию, т. е. фаталисты (абсолютизирующие необходимость) или индетерминисты (абсолютизирующие случайность). Ведь реальность в общем и целом дает примерно равное число примеров «действия» необходимости и случайности.
Если кто-нибудь занимает одностороннюю позицию (например, абсолютизирует необходимость), то он заведомо ошибается примерно в половине случаев, истолковывая случайные события как выражение необходимости. Занимающий же диалектическую позицию (т. е. признающий случайность и необходимость равноправными видами возможности) будет делать гораздо меньше ошибок. Установка диалектически мыслящего человека такова, что он волей-неволей будет истолковывать случайные события именно как случайные, а необходимые именно как необходимые и лишь в тех случаях, когда сведений о событии очень мало, он может делать ошибки, т. е. принимать случайность за необходимость, а необходимость за случайность.
Возьмем, например, совпадения, которые порой встречаются на жизненном пути. Эти совпадения бывают случайными, а бывают и неслучайными. Если совпадение неслучайное, то могут быть два отношения к нему. Одни считают его все же случайным и не пытаются осмыслить, установить закономерность, скрывающуюся за ним. Другие считают совпадение неслучайным и оказываются правы. В истории науки немало было сделано открытий благодаря такому подходу к совпадениям, кажущимся случайными.
Не менее часто бывают совпадения случайные. Люди обычно не придают им значения, так и считают их случайными. Однако имеется определенная категория людей, которая склонна принимать случайные совпадения за неслучайные. Это различного рода фаталисты, верящие в судьбу, суеверные и просто чрезмерно мнительные люди. В 1185 году в районе Путивля воины князя Игоря, выступавшие в поход против половцев, и провожающие их наблюдали солнечное затмение. Это случайное совпадение затмения Солнца и начала похода многие приняли тогда за грозное предзнаменование. Кто знает, не сыграло ли тревожное умонастроение воинов, вызванное таким отношением к событию, роковую роль в поражении русского войска?!
Рассмотрим подробнее вопрос о мнимых случайностях, т. е. такого рода случайностях, которые на самом деле не являются случайностями. Они относятся уже не к объективному миру, а к особенностям человеческого мышления, познания, практики, художественной деятельности. Их можно назвать мыслительными, познавательными, практическими, художественными феноменами, т. е. феноменами, так или иначе связанными с деятельностью человеческого сознания, мышления, воли.
Прежде всего о случайностях как познавательных, гносеологических феноменах. Их называют еще кажущимися случайностями. Ученые и мыслители, отрицавшие объективный характер случайности, чаще всего имели в виду эти случайности. Они говорили, что случайность — это то, причину чего мы не знаем. Отсюда следует, что как только мы узнаем причину, случайность исчезает. Действительно, такого рода случайности не существуют объективно, на самом деле, а существуют лишь в представлении людей. Вероятно, первым обратил внимание на эти случайности Демокрит. Он говорил: «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность» (перевод А.О. Маковельского, повторяющий немецкий перевод Г. Дильса) или: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия», или: «Люди создали /из случая/ идол судьбы в оправдание собственного неразумия» (перевод В.П. Горана) (См.: Горан В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984. С.29).
В.П. Горан, написавший специальное исследование «Необходимость и случайность в философии Демокрита» утверждает, что Демокрит скорее всего имел в виду в этом фрагменте мифологему судьбы, а не объективную случайность, которую он признавал. Судьба — это мифологический, полумифологический или просто суеверный образ будущего, возможности, в котором слиты наивные представления об объективном характере случайности и необходимости. В одних случаях люди подчеркивают аспект необходимости, неизбежности, говоря: «От судьбы не уйдешь», «чему быть — того не миновать», «что на роду написано, так тому и быть». В других случаях они выделяют аспект случайности, причем в двух вариантах: благоприятном (подарок судьбы) и неблагоприятном (удары судьбы).
В новое время многие философы и ученые писали о случайности как феномене незнания. Гоббс отмечал: «Все, что происходит, не исключая случайного, происходит по необходимым причинам. Дождь, который, завтра пойдет, обусловлен необходимыми причинами. Но мы его рассматриваем как нечто случайное, ибо не знаем его причин, которые уже теперь существуют». «Случайным или возможным, называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть» (Гоббс Т. Избр. соч., М.-Л., 1926. С. 91).
3начительная доля пафоса Спинозы, направленного против случайности, обусловлена его неприятием всевозможных фантазий, религиозных выдумок, разговоров о чудесах, порожденных невежеством, незнанием и желанием во что бы то ни стало объяснить происходящее. Ведь что такое чудо, как не нарушение естественного порядка, закона, как что-то не необходимое, т. е. случайное?! (В ХIХ веке по этому поводу родились два «симметричных» афоризма: «Чудо есть религиозный псевдоним случая» и «Случай есть атеистический псевдоним чуда») (См.: Габинский Г.А. В поисках чуда. М., 1979).
То, что Спиноза связывал случайность с понятием чуда, видно из следующего фрагмента его письма: «Чудеса и невежество я взял как равнозначащие понятия потому, что те, которые пытаются обосновать существование бога и религию на чудесах, хотят доказать одну темную вещь посредством другой, которая еще более темна и которую они меньше всего знают, — и таким образом они вводят новый род доказательства — а именно приведение не к невозможному (как говорится), а к незнанию».
П. Гольбах, борясь против теологического учения о сотворении мира, также связывал случайность с незнанием. Даже Гельвеций, признававший объективный характер случайности и порой абсолютизировавший ее, дал трактовку этой категории как феномена незнания: «Я предупреждаю читателя, что под словом случай я понимаю неизвестное нам сцепление причин, способных вызвать то или иное действие».
Итак, достаточно. Вряд ли можно объяснить столь распространенный взгляд на случайность лишь абсолютизацией необходимости или путаницей понятий, в частности отождествлением случайности с беспричинностью. У этого взгляда имеется основание, заключающееся в том, что случайность, действительно, существует и в форме кажущейся, мнимой случайности, являющейся следствием нашего незнания, невежества.
Рассмотрим несколько примеров. История науки знает немало случаев, когда обнаруженные факты истолковывались как случайное совпадение, как курьез, а затем, порой после долгих и мучительных исканий, выяснялось, что за этими фактами стоит необходимость, закономерность. Выше мы уже приводили пример с открытием конечной скорости распространения света. Ведь кроме Ремера никто поначалу не воспринял всерьез совпадение между запаздыванием затмений Ио, спутника Юпитера, и наибольшей удаленностью Юпитера от Земли. За этим совпадением не увидели закономерности, того, что свет распространяется всегда с постоянной конечной скоростью.
А вот пример другого сорта. В далеком прошлом люди относили затмение Солнца как чрезвычайно редкое, необычное явление к разряду случайных и даже чудесных. Служители культа, пользуясь темнотой народа, нещадно «эксплуатировали» это явление в целях запугивания и устрашения. А на поверку чудесность затмения Солнца оказалась мыльным пузырем.
Интересна история открытия периодической системы химических элементов. В первой половине ХIХ века как из рога изобилия хлынули открытия неизвестных ранее химических элементов. У химиков стало возникать ощущение хаоса, случайности химических элементов. Не что иное, как отрывочность, фрагментарность знаний о химических элементах породила это явление кажущейся случайности. Вот как сам Д.И. Менделеев описывает ситуацию «до и после»: «До периодического закона простые тела представляли лишь отрывочные, случайные явления природы; не было поводов ждать каких-либо новых, а вновь находимые в своих свойствах были полной неожиданной новинкой. Периодическая законность первая дала возможность видеть неоткрытые еще элементы в такой дали, до которой невооруженное этой законностью химическое зрение до тех пор не постигло». Здесь мы видим, как на смену кажущейся случайности химических элементов пришло представление об их строгой упорядоченности, необходимости.
До сих пор речь шла о мнимой случайности как феномене незнания, невежества. Но субъективная cлучайность может быть и результатом нашей умственной лени, нежелания думать, «шевелить мозгами». В результате, скажем, непродуманных действий человек наделал массу ошибок, «наломал дров», а потом объясняет себе и другим, что неприятные последствия были вызваны случайными обстоятельствами. На самом деле случайность такого рода обусловлена не объективными причинами, а особенностями мыслительного процесса, уровнем и качеством мышления. Примером мыслительной случайности является логическая ошибка.
В целом о мышлении можно сказать, что это самый настоящий генератор случайности наподобие электронного генератора случайных чисел. «Отделом» мышления, заведующим случайностью, является интуиция. Если логическая ошибка, как правило, — неприятная, досадная случайность мыслительного процесса («сбой», «шум» правильного логического мышления), то интуиция, являясь источником, генератором случайных мыслей, играет важную роль в мышлении (в чем-то положительную и в чем-то отрицательную).
К разряду субъективной случайности относится и практическая случайность. Эта случайность является феноменом нашей практической деятельности. Ее нельзя изображать как следствие незнания, недомыслия. Она производна от наших практических качеств (слабости воли, нравственной расхлябанности, отсутствия навыков, недостатка умений, организованности и т. д.).
Очень хорошо сказал о такого рода случайности ученый-кораблестроитель А.Н. Крылов: «. часто истинная причина аварии лежала не в действии неотвратимых и непреодолимых сил природы, не в «неизбежных случайностях на море», а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую корабль ставится, в небрежности, неосторожности, отсутствии предусмотрительности и тому подобных отрицательных качествах личного состава» (Крылов А.Н. Авария броненосца «Орел». В: Крылов А.Н. Мои воспоминания. Л., 1979. С. 372).
А.Н. Крылов называет среди прочих причин мнимой случайности такие, как несоблюдение правил службы и самых простых мер предосторожности, небрежность, неосторожность. Действительно, как часто спихиваем мы на случайность свои огрехи, промахи, свою собственную нераспорядительность, неорганизованность, небрежность, халатное отношение к делу и т. д. и т. п. Бедная случайность! Козел отпущения! Приключилась с нами болезнь. Опять же относим это на счет случая.
В самом нашем характере, как и в мышлении, «сидит» генератор случайности в виде своеволия, каприза, прихоти, наплевизма, безалаберности, надежды на авось.
Почти во всех делах человека есть элемент риска. На риск идут все те, кого жизненная практика заставляет действовать в сложной, случайной, порой неожиданной обстановке. По смыслу своему риск сопряжен с объективной случайностью, т. е. человек рискует всякий раз, когда он действует перед лицом объективной случайности. Однако риск порой бывает связан не с объективной случайностью, а с субъективной — так называемой случайностью хотения. Человек в таком случае руководствуется формулой «я так хочу» и ни о чем другом слышать не хочет. Это пример неоправданного риска. Чаще всего он создается искусственно. Из-за случайности хотения у человека возникает иллюзия, что он действует в условиях объективной случайности.
В.А. Абчук приводит такой абстрактный пример: «Возможность столкновения судов, идущих в узкости с высокой скоростью в малую видимость, — событие, безусловно случайное. Между тем, если расчет показывает, что вероятность такого случайного события близка к единице, — можно считать столкновение неизбежным, а риск — неоправданным» (Абчук В.А. Теория риска в морской практике. Л. «Судостроение», 1983 С. 142). Как видим, объективной случайности в данной ситуации практически нет, т. е. столкновение почти неизбежно, а капитан все же может пойти на такой неоправданный риск. В.А. Абчук, так ж как и А.Н. Крылов, указывает, что причиной аварий и катастроф на море может быть несоблюдение правил, требований, инструкций.
Риском пытаются также оправдать свои ошибки, промахи, неумение. Здесь практическая случайность служит целям маскировки, дезинформации.
Можно говорить еще о мнимой случайности как художественном феномене. Деятели искусств часто используют в своей работе и в своих произведениях эффект мнимой случайности для создания иллюзии достоверности, подлинности изображаемого. Актер, например, может затратить массу усилий на отработку какого-нибудь жеста, действия и все для того, чтобы зритель воспринял потом этот жест, действие как абсолютно случайное, непреднамеренное. Искусство не терпит искусственности. Художественная случайность — это мнимая случайность, но как она похожа на подлинную случайность!
Итак, беглый анализ проблемы мнимой случайности показал, что эта случайность весьма многолика и очень важно не путать ее с объективной случайностью.
Шанс и риск — противоположные возможности осуществления чего-либо в результате деятельности человека (и шире: живого существа). И в шансе, и в риске существенную роль играет случайность (может быть так, а может быть иначе вплоть до наоборот).
Шанс, согласно словарю иностранных слов, означает «вероятность, возможность успеха, удачи». (Шанс — франц. chance, первоначально — род игры в кости. — Словарь иностранных слов. М., 1982. С. 561).
Шансы на успех. Иметь шанс. Упустить шанс. Последний шанс. (Кстати, в Словаре русского языка С.И.Ожегова \1991 г.\ дается слишком широкое определение шанса — «вероятная возможность осуществления чего-н.». Шанс — возможность успеха, удачи, а не вообще «чего-н.»).
Риск, согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, означает «возможность опасности, неудачи».
(В том же Словаре опасность определяется как «возможность, угроза чего-н. очень плохого, какого-н. несчастья». Получается, риск — возможность возможности чего-н. плохого. Здесь налицо категориально-логическая неряшливость, некорректность. Риск — не возможность опасности, а сама опасность. Риск — частный случай опасности. В риске акцент падает на опасности, которая ожидается в результате тех или иных действий, деятельности человека [это особенно дает о себе знать в слове “рисковать” и в поговорке “кто не рискует, тот не пьет шампанское”], а опасность — более широкое понятие, включающее в себя любое ожидание плохого-худшего и вообще любую возможность плохого-худшего.)
Эмоциональные эквиваленты шанса и риска: надежда и страх.
Надежда — чувство ожидания хорошего, лучшего, переживание возможности удачи, успеха, осуществления хорошего, лучшего.
Страх — чувство ожидания плохого, худшего, переживание опасности чего-либо, угрозы.
КАТЕГОРИАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЧАЙНОСТИ
Напомним основные моменты характеристики случайности.
Случайность есть вид возможности, противоположный необходимости (см. выше диаграмму категории возможности).
Случайность есть единичная возможность, одна из многих возможностей. Случайности образуют многообразие возможностей. Их можно также рассматривать как некоторое неопределенное поле, «пространство» возможностей.
Случайность — это неопределенность возможности, неопределенность наступления того или иного события.
Случайность — может быть так, а может быть и совсем по-другому вплоть до наоборот. Отсюда ясно, что случайность — это различие и противоположность, воплощенные в возможности, «существующие» как возможность.
Случайность есть внешняя возможность; ей соответствует внешнее противоречие. Внешний характер случайности обусловлен тем, что она не вытекает из внутренних условий существования объекта как целостности. Случайность там, где нецелостность, где целостные объекты вступают во внешние отношения друг с другом, т. е. сталкиваются как независимые объекты (образуется новая целостность или разрушается старая). Именно во внешних отношениях, взаимодействиях независимых объектов появляется множество разнообразных возможностей и каждая из этих возможностей носит случайный характер, т. к. она одна из многих.
Случайности соответствуют в других категориальных семействах следующие категории: явление, противоположность, столкновение, специфическое, конечное, дискретное, нецелое (части), асимметрия, необратимость, изменение, перемещение, беспорядок.
Если оценивать случайность с точки зрения вероятности, то ее можно интерпретировать как вероятность, приближающуюся или близкую к нулю. Это связано с тем, что случайность, по определению, — единичная, одна из многих возможностей. Естественно, что вероятность наступления события, реализующего эту возможность очень мала.
Большая путаница проистекает из того, что специалисты по теории вероятностей всякое вероятное событие называют случайным, в том числе и такое, которое близко к единице (См.: Хургин Я.А. Как объять необъятное. М.,1985. С. 14; Чубарев А.М. Холодный В.С. Невероятная вероятность. М., 1976. С. 13; Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984. С. 14 и т. д.).
(К чести специалистов не все из них поступают так. Вентцель Е.С., например, избегает определения вероятного события как случайного. Она говорит просто о событии (Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М., 1962)).
Истоки термина «случайное событие» по всей видимости восходят к Блезу Паскалю. Вот как излагает суть дела от имени Паскаля венгерский математик А. Реньи: «Замечу сразу же, что степень возможности (уверенности) события я назвал вероятностью. Я много размышлял над выбором слова и в конце концов именно это счел наиболее выразительным. По-моему, выбранное название находится в полном соответствии с обычным словоупотреблением. В будничной речи обычно говорят о некотором случайном событии, что оно очень вероятно или невероятно или же что одно событие вероятнее другого. В своей теории я исхожу из моего основного предположения, что каждому событию, наступление которого зависит от случая, можно поставить в соответствие определенное число, заключенное между нулем и единицей, в качестве его вероятности. Вероятности событий, которые в разговорной речи называют вероятными, близки к единице, т. е. к вероятности достоверного события; точно так же вероятности событий, которые в обыденной, речи называют невероятными, близкими к нулю, т. е. к вероятности невозможного события» (Реньи А. Письма о вероятности. М., 1970. С. 28).
Поскольку достоверных событий сравнительно немного, а спектр возможностей в основном заполнен «случайными событиями», то естественен вывод, что в мире господствует случайность. Как мы знаем, этого вывода придерживаются некоторые ученые и философы (Винер Н. в книге «Кибернетика и общество» неосторожно замечает, что случайность «выступает теперь во всей наготе как цельная основа физики». Здесь же он говорит о том, что случай есть основной элемент в строении самой вселенной. См.: Винер Н. Кибернетика и общество, М., 1958. С. 2б, 27.).
Формально, т. е. с точки зрения исторически сложившейся, устоявшейся терминологии, они правы, а по существу — ложь.
Итак, мы видим, что за кажущейся безобидностью употребления термина «случайное событие» вместо более точного термина «вероятное событие» может стоять целая философия, абсолютизирующая случайность, неупорядоченность, необратимость и т.д. и т.п. То же можно сказать о выражении «математика случайного», которое нередко употребляют по отношению к теории вероятностей и вообще к вероятностно-статистическим методам.
(См., например, предисловие Б.В. Гнеденко к книге А. Реньи «Письма о вероятности» (с. 5). Опять же Б. Паскаль дал повод называть теорию вероятностей математикой случайного. «Это учение, — пишет он, — объединяющее точность математических доказательств с неопределенностью случая и примиряющее эти, казалось бы противоречивые элементы, с полным правом может претендовать на титул — математика случайного» (цит. по: Тарасов Л.В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984. С. 14)).
Здесь та же ложь. Нельзя именовать теорию вероятностей математикой случайного. Как следует из определения теории вероятностей, данного самим Паскалем, она соединяет «неопределенность случая» с «точностью математических доказательств». Здесь налицо и случайность, и необходимость. Паскаль сознает, что теория вероятностей объединяет эти противоречивые элементы. И тем не менее он неудачно называет ее математикой случайного (вместо того, чтобы называть математикой вероятного). И опять, дело не только в словах, не только в неудачности выражений, а в том, что они пусть немного, но ориентируют все же исследователей в направлении абсолютизации случайности или. отрицания ее объективного значения. В первом случае мы имеем концепции индетерминистов, иррационалистов и соответствующим образом ориентированных ученых. Во втором случае — концепцию П. Лапласа.
ВИДЫ РЕАЛЬНОЙ СЛУЧАЙНОСТИ
Реальную случайность можно разделить на три вида:
1) случайность как таковую (чистую случайность или случайную случайность, исключительную случайность);
2) вероятную или статистическую случайность;
3) случайность как момент свободы, т. е. случайность, опосредованную необходимостью или опосредующую ее, находящуюся в органическом единстве с необходимостью.
К разряду чистых случайностей можно отнести случайность исключительных (уникальных) событий. Например, максимальный выигрыш данным человеком в лотерее. В жизни этого человека подобный выигрыш носит чисто случайный характер. Или приведенный выше случай с гробом американского актера, «волею судеб» оказавшимся у берегов острова, где родился актер. Чистые случайности, хотя и бывают весьма редки, могут оказывать серьезное влияние на ход событий. Пример тому — случайные мутации в живой природе, ведущие к созданию новых видов. В отличие от мутаций, так сказать, внутривидового порядка эти мутации чрезвычайно редки. Они в подлинном смысле случайны, а не более или менее вероятны. Именно о такого рода случайных мутациях ученые говорят как о фундаментальном факторе эволюции.
Чистые случайности носят нестатистический характер; они не являются случайностями массовых явлений и не поддаются изучению методами теории вероятностей.
В приведенных цитатах ясно очерчивается проблема разграничения вероятных, статистических случайностей и нестатистических случайностей. Судя по тому, что авторы сами изобретают термины, обозначающие нестатистические случайности («неопределенное событие», «плохая» неопределенность), эта проблема возникла и осознана сравнительно недавно. В самом деле многие философы думали и продолжают думать сейчас, что проблема случайности целиком схватывается вероятностно-статистическими представлениями. Так же думают и некоторые ученые. Биолог Э. Майр, правильно отмечая, что «случайность создает беспорядок», пишет, например: «Случайность часто разрушительна, отбор часто созидателен. Тем не менее, как случайность, так и отбор представляют собой статистические явления» (Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.С. 145).
Если говорить о роли чистой случайности в жизни человека, то можно сказать, что человек сравнительно редко надеется, полагается на нее или боится, избегает ее. Например, многие люди не любят участвовать в различного рода лотереях, а если и участвуют, то в очень малой степени рассчитывают на крупный выигрыш. Надежда на такой выигрыш не имеет для человека жизненно важного значения, в противном случае неосуществление этой надежды было бы для него катастрофой. Человек надеется, полагается прежде всего на самого себя, на свою осмотрительность и деятельность, а не на случай. Классический пример: чтобы быть сытым человек работает, трудится, как-то действует, а не надеется на «манну небесную». Кстати, выражение «манна небесная» хорошо передает смысл чистой случайности. В конкретном представлении о манне небесной выражена отчаянная надежда людей на чудесное спасение от голода, нужды, гнета. Еще говорят: «везение», «фортуна», «подарок судьбы», «счастливый случай».
Так же мало человек боится чистой случайности. Например, человек не утруждает, не мучает себя боязнью выйти на улицу вследствие опасения попасть в дорожно-транспортное происшествие и пострадать. Еще меньше человек боится жить или находиться в каком-нибудь здании вследствие опасения, что это здание рухнет.
И все же чистые случайности, хотя человек старается не думать о них, могут внести серьезные коррективы в его жизнь. Именно в таких случаях говорят о подарке судьбы (если коррективы благоприятные) или об ударах судьбы, роковом стечении обстоятельств (если коррективы неблагоприятные). Важно выработать к ним «философское» отношение. Счастливый случай не должен вскружить голову (человек может зазнаться, утратить осторожность и т. п.), а «удар судьбы» не должен вызывать состояние безысходности, отчаяния, когда человек «теряет голову».
В прошлом люди, не зная истинной природы чистой случайности (что это именно случайность), нередко гипертрофированно воспринимали ее, т. е. либо покорялись своей участи, становились пассивными, «опускали руки», либо преждевременно торжествовали, становились излишне самонадеянными.
Если человек попал в беду, он не должен терять присутствие духа. Замечательным примером мужественного отношения к роковой случайности является поведение гениального композитора Бетховена, потерявшего слух. История сохранила его гордые слова: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся» (из письма Вегелеру, 19 ноября 1801 г.). Хорошо сказал Демокрит; «Мужество делает ничтожными удары судьбы». И еще: «Удары судьбы ломают слабых людей и закаляют сильных».
Именно чистую случайность имел в виду Аристотель, когда писал: «Привходящим, или случайным, называется /1/ то, что чему-то присуще и о чем может быть правильно сказано, но присуще не по необходимости и не большей частью, как, например, если кто, копая яму для растения, нашел клад. Это нахождение клада, конечно, случайно для того, кто копал яму: ведь не с необходимостью следует одно из другого или после другого и не в большинстве случаев находят клад, сажая растения. И точно так же может какой-нибудь образованный человек быть бледным; но так как это бывает не по необходимости и не в большинстве случаев, то мы называем это привходящим. Так как, стало быть, то, что присуще, есть что-то и принадлежит чему-то, а что-то из присущего присуще лишь где-то и когда-то, то привходящим будет то, что, правда, какой-то вещи присуще, но присуще не потому, что это была именно вот эта вещь, или именно вот в это время, или именно вот в этом месте. Итак, для случайного нет никакой определенной причины, а есть какая попадется, т. е. неопределенная.
Например, кому-нибудь случилось прибыть на Эгину, если он прибыл туда не потому, что хотел попасть туда, а потому, что его занесла буря или похитили морские разбойники. Таким образом, случайное произошло или есть, но не поскольку оно само есть, а поскольку есть другое, ибо буря была причиной того, что человек попал не туда, куда плыл, а это оказалась Эгина» (Аристотель. Соч. Т. 1. С.178-179 (Метафизика, 1025а 14-30).
Статистическая или вероятная случайность — это уже полуслучайность. Еще ее можно назвать случайностью массовых явлений, статистических ансамблей. Вероятная случайность плавно переходит в вероятную необходимость. Вместе они составляют противоположные моменты вероятности, которая их объединяет. Подробнее о статистической случайности смотрите п. 3521.3. «Вероятность» в моей книге: «Мир глазами философа».
О случайности как моменте свободы см. п. 3521.5 «Свобода» в книге: Л.Е.Балашов. Мир глазами философа». Примерами такой случайности являются желание, склонность.
Интересно рассмотреть вопрос о случайности как стечении обстоятельств. Выше, при рассмотрении вопроса о благоприятном и неблагоприятном действии чистой случайности (счастливом случае, подарке судьбы и несчастном случае, роковом стечении обстоятельств), мы уже частично касались этого вопроса. Однако стечение обстоятельств может быть не только в таком усиленном варианте. Почти каждый день человек сталкивается с тем или иным стечением обстоятельств, благоприятным или неблагоприятным — без роковой подкладки. Почти каждый день меняются обстоятельства, условия, обстановка, складываются одни обстоятельства и рушатся другие. В этой перемене обстоятельств случайное стечение обстоятельств играет не последнюю роль.
Стечение обстоятельств — это объективная случайность, вторгающаяся в жизнь человека, оказывающая влияние на его поведение и на жизнь в целом. Как уже говорилось, стечение обстоятельств может быть благоприятным или неблагоприятным. Это — его качественная характеристика. Степень благоприятности или неблагоприятности характеризует стечение обстоятельств с количественной стороны. С этой точки зрения роковое стечение обстоятельств можно определить как крайне неблагоприятное стечение обстоятельств, имеющее непоправимый характер, резко и необратимо ухудшающее жизнь человека (смерть единственного ребенка в результате несчастного случая, потеря руки или ноги и т. п.).
Кстати, прошу обратить внимание на слова «непоправимость», «необратимость». Чем ярче выражена неблагоприятная случайность, тем она непоправимее, необратимее. (Выше мы говорили о соответственности категорий случайности и необратимости.)
О стечении обстоятельств как случайности писал еще Аристотель:
«То, что возникает естественным путем или благодаря замыслу, возникает ради чего-то. А стечение обстоятельств бывает, когда что-то из этого произошло случайно. Ведь так же, как одно сущее существует само по себе, другое — случайно, точно так же обстоит дело и с причиной. А стечение обстоятельств — это случайная причина в том, что происходит по собственному выбору ради чего-то. Поэтому стечение обстоятельств и замысел имеют отношение к одной и той же области; ведь выбор не осуществляется без замысла. А причины, по которым могло произойти то, что произошло по стечению обстоятельств, неопределенны. Поэтому стечение обстоятельств люди не могут заранее принимать в соображение, и оно причина случайная, а собственно говоря, оно не причина ни для чего. Счастливое же или несчастливое стечение обстоятельств бывает тогда, когда исход дела хороший или плохой; а успех или неуспех — когда удача и неудача велика» (Аристотель. Соч. Т. 1. С. 288 (Метафизика, 1065а25-1065b5).