что такое сложные слова в русском языке 3 класс

Сложные слова

Сложные слова

Сложные слова — это слова, имеющие в своём составе два (и более) корня.Они образуются как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.

(Текст статьи по учебнику 1915 г. [1] )

Содержание

Понятие о собственном и несобственном сложении слов

Сложение слов бывает двух видов — собственное и несобственное.

Собственным сложением называется такое, которое производится при помощи гласной о или е; напр.: водовоз, землетрясение, Цареград.

Несобственным сложением называется непосредственное сложение слов, без помощи гласной о или е; Царьград, себялюбие, сумасшедший.

К несобственному сложению относятся и слова, сложенные с приставками, то есть 1) с предлогами (приходить); 2) с наречиями ни, не, наи (никто, некто, неудача, наидобрейший).

Правописание сложных слов

Собственное сложение

Гласными, служащими для образования слов собственным сложением, могут быть лишь о и е.

Несобственное сложение

У слов, образованных несобственным сложением и представляющих собой соединение либо имен с именами, либо имен с глаголами, первая половина бывает или 1) именительным падежом, или 2) косвенным падежом, или 3) какой-нибудь глагольной формой. Поэтому при правописании таких сложных слов надо обращать внимание на их состав и писать соответственно словообразованию. Напр.

Царьград………..царь — И. падеж;
пятьсот………..пять — И. пад.;
пятиэтажный…пяти — Р. пад. (из выражения пяти этажей);
сумасшедший….с ума — Р. пад. (из выраж. с ума сойти);
немогузнайка…..не могу — 1-е лицо (из выраж. не могу знать);
скопидом………..скопи — повелительное наклонение (из выражения скопить дом).

Дополнительно

Различать составные части слов (приставки, корни, суффиксы) было важно в дореволюционной орфографии. Это связано со сложными дореволюционными правилами переноса слов (на другую строку), по которым слово следовало делить по этимологическому составу (с некоторыми уступками в пользу слогового).

Но (отчасти) и в современной орфографии применяется такой метод переноса слов. Так, по правилам 1956 года, дробить приставку при переносе слов (на другую строку) — хотя и допустимо, но не желательно. [2] Можно перенести слово бе-зумный, но лучше без-умный; ра-зочарованный и раз-очарованный. [3]

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Сложные слова» в других словарях:

сложные слова — слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ («пароход», «углеродсодержащий»); см. Словосложение. * * * СЛОЖНЫЕ СЛОВА СЛОЖНЫЕ СЛОВА, слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ… … Энциклопедический словарь

Сложные слова — слова, имеющие в своём составе не менее двух полнозначных основ, образующих структурно семантическое единство. Образуются либо объединением двух и более полнозначных слов или их основ в цельнооформленный комплекс по определённому… … Большая советская энциклопедия

Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике

Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике

слова-близнецы — В лексической стилистике: сложные слова и фразеологические единицы, образованные посредством повтора, ассонанса или аллитерации. Авось да небось … Учебный словарь стилистических терминов

СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК — ’СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук’ (‘Les mots et les choses: une archéologie des sciences humaines’, 1966) книга Фуко. В своем исследовании Фуко стремился вычленить в истории человеческого общества структуры (по Фуко ‘эпистемы’),… … История Философии: Энциклопедия

Сложносокращённые слова — разновидность сложных слов (См. Сложные слова); слова, возникшие на основе составных наименований и терминов путём сокращения всех или части слов, их составляющих. Основные типы С. с.: 1) образованные из начальных звуков или названий… … Большая советская энциклопедия

Источник

Урок по теме «Сложные слова». 3-й класс

Класс: 3

Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных слова, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.

Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.

Ход урока

1) Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2) Активизация знаний.

– Давайте вспомним при помощи чего могут образовываться новые слова? Какие части слова в этом участвуют? Приведите примеры. ( Бег – забег – беговая – бегун – бегать.)

– Сегодня вы узнаете ещё один способ образования новых слов.

3) Знакомство с новой темой.

– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.

4) Беседа по прочитанному.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода).

5) Проблемная ситуация.

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? ( Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными.

6) Игровой момент.

– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.

*Жили – были слова НОС и РОГ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? (Носорог). На экране высвечивается картинка с этим животным.

– С помощью чего соединили эти слова? (С помощью гласной буквы о.)

– Запишите это слово в тетрадь, разберите его по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Что означает слово НОСОРОГ? (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)

– Почему это животное так назвали? (Выслушиваются ответы детей).

*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.

– Когда их соединили, что получилось? (ПТИЦЕФЕРМА.) На экране высвечивается картинка.)

Задание: запишите слово в тетрадь и разберите по составу. ( Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.

*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.

– Когда их соединили, какое слово получилось? ( ЛЕДОКОЛ).

– Запишите это слово и разберите его по составу. (Вызываю ученика к доске.)

– Объясните значение этого слова.

– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды.

– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?

-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.

7) Работа с деформированным предложением.

На экране записаны слова:

Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.

Задание: Прочитайте, составьте из данных слов предложение. (Ответы детей.)

– Мощный ледокол дробил льдины.

– Запишите это предложение в тетрадь, разберите его по членам предложения и частям речи. Дайте характеристику этому предложению. (Дети выполняют задание самостоятельно.)

– Проверим как вы справились с этим заданием. (Ответы детей.)

8) Физминутка. Проводится гимнастика для глаз.

– Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.

– Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова– отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.

9) Загадки.

1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).

На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.

3) Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает это слово с комментированием и разбирает его по составу.

4) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)

На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием и разбирает его по составу.

– Из скольких частей (корней) состоят слова? Как называются такие слова?

– На какую часть в слове падает ударение? (На вторую.)

– Значит, в первой части слова какая орфограмма может вызвать затруднение? (Безударная гласная-0).

– Как проверяем безударную гласную в корне слова? Назовите два способа проверки.

– В каком слове написание первого корня может вызвать затруднение? (Водолаз).

– Подберите к первой части (корню) этого слова проверочные слова.( Воды, водный.)

– Есть ли отличия в образовании этих сложных слов? Как образованы два последних слова?

– Есть ли в них соединительная гласная? ( Нет.)

– Эти слова образованы сложением двух основ.

– Какой вывод можем сделать? Как ещё могут образовываться сложные слова? (Сложением двух основ.)

10) Работа в парах.

Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.

Образец: рубить мясо – мясорубка.

1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..

Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.)

– Из каких частей состоит первая основа каждого слова?

– Из каких частей состоит вторая основа каждого слова?

11) Итог.

– С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?

– Как образуются сложные слова? – Для чего люди используют такие слова? (Для краткости речи, для замены словосочетаний одним словом.)

– Понравился ли вам урок? Что было интересным для вас на уроке?

– Кого можно отметить за активную работу на уроке?

Домашнее задание: с. 40, упр.90, учить правило.

Творческое задание: придумать свои сложные слова и записать их на листочек.

Источник

Сложные слова в русском языке

что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть картинку что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Картинка про что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс

В русском языке слова с двумя и более корнями называют сложными. Как правило, такие слова образованы лишь двумя главными морфемами:

самообразование, кофеварка, газонокосилка, шестисотый.

Реже встречаются слова с тремя корнями:

автомотоспорт, биополимер, самолетостроение.

А вот примеры слов, в которых более трех корней:

Сложные слова имеют два варианта написания — слитное и через дефис. В свою очередь, при слитном написании корни слов либо связываются неким соединительным элементом, либо вслед за первым сразу идет второй. В русском языке в качестве связующего элемента используют интерфикс, который помещается между двумя главными морфемами слова и не имеет никакого смыслового значения. Часто интерфикс называют соединительной гласной или суффиксом. Рассмотрим, когда же сложные слова пишутся слитно, а когда — через дефис.

Сложные слова пишутся как одно слово

Это происходит, если:

чернобровый, железнодорожный, кораблестроение, свежеприготовленный;

Встречаются слова, в которых первая главная морфема совпадает, но соединительные при них — разные:

Иногда в противоречие правилу в сложных словах после мягких согласных пишется «о»:

зверолов, плотоядный, честолюбие, кровоподтек;

трехведерный, пятигранный, двустволка, центрифуга, полутон, полугодичный;

автопробег, биодобавка, гидроэлектростанция, радиочастота, пятикратный, мультимиллионер.

Не нужно путать эти корни с приставками анти-, ультра-, экстра-, архи-, инфра-, супер-. Слова с такими морфемами к сложным не относятся;

полдень, полмира, полцарства;

спецагент, главбух, продмаг.

В сложных словах ставится дефис

Это происходит, если:

купля-продажа, киловатт-час, юго-западный, научно-популярный;

Слова блокгауз и блокпост являются исключениями;

пол-лимона, пол-улицы, пол-Москвы.

В качестве сложных слов в русском языке могут выступать разные части речи. В основном это имена существительные и образованные от них прилагательные. Реже встречаются числительные, наречия и глаголы. Например:

Источник

Слова с двумя корнями. Примеры

Приведем при­ме­ры слож­ных слов с дву­мя кор­ня­ми и соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» меж­ду ними и без соеди­ни­тель­ных глас­ных. Выясним, как опре­де­лить род слож­ных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, например:

что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть картинку что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Картинка про что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс

Соединительная глас­ная «о» пишет­ся после твер­дых соглас­ных пер­вой осно­вы слож­но­го сло­ва, а глас­ная «е» — после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц».

Примеры сложных слов

что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть картинку что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Картинка про что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс

что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть картинку что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Картинка про что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся правильным:

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но определяется:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части слова:

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неизменяемой:

Видеоурок «Сложные слова»

Источник

Сложные слова в русском языке

Русский язык — не просто один из самых богатых. По некоторым данным, он является еще одним из самых сложных. В нем существуют сложновыговариваемые слова. Бонусом идут те, которые очень трудны в написании, если не заучить их наизусть. Например, существует большое количество трудно произносимых слов. Произнести с первого раза без ошибок их вряд ли сможет не только иностранец, но и носитель.

Нет времени читать? Долистайте до конца страницы и прослушайте статью!

К числу таких слов можно отнести, например:

что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Смотреть картинку что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Картинка про что такое сложные слова в русском языке 3 класс. Фото что такое сложные слова в русском языке 3 класс

Итак, основной прием использования слов, трудных в произношении — разложение одного сложного на несколько.

А что со словами, трудными в написании?

Существуют ли какие-то универсальные правила, которые можно применить в большинству из них? Или предстоит выучить весь список для того, чтобы не делать в них ошибок?

К сожалению, одного или двух универсальных правил, которые полностью исключат ошибки в написании сложных слов, не существуют. Да, их придется выучить. Или хотя бы периодически “пробегать” глазами, тренируя визуальную память. Как образуются сложные слова в русском языки?

Принципов два

Часть из них приходит к нам из иностранных языков и адаптируется, игнорируя все правила. Вторая часть образуется из нескольких, тем самым образуя сложный термин, который может насчитывать несколько десятков букв.

В последнее время наиболее часто возникают сложности в написании слов, которые недавно пришли в лексикон.

Например, слово “трафик”. Правы будут те, кто скажет, что слово “traffic” на английском пишется с двумя буквами “ф”. Однако в процессе адаптации под русский, вторая буква теряется. То же самое произошло со словами “офлайн”, “блогер” и т.д. А вот список, который лучше выучить:

Конечно же, таких слов гораздо больше. За один присест выучить все невозможно. Тренируйте начитанность: читайте больше современной литературы и традиционной классики со сложными речевыми оборотами. Если сложные формулировки будут регулярно попадаться вам на глаза: вы гораздо быстрее их запомните.

Сложные ударения

Еще одна группа слов, которая вызывает вопросы не только у иностранцев. Можно составить список, но слов там будет более сотни. Мы постараемся разобрать наиболее часто встречающиеся.

Конечно, полный список сложных слов с правильным ударением представить сложно. Но что же делать, если есть сложности в произношении целого ряда слов? Сделайте словарь своей настольной книгой. И слушайте чаще выступления, лекции и аудиокниги. Это отлично тренирует слуховую память. Уже через пару месяцев подобной практике вы отметите, что не просто стали реже ошибаться в ударениях: ваша речь стала более богатой, разнообразной и интересной.

Развивайте словарный запас, делайте свою речь последовательной и разнообразной и тренируйте когнитивные функции вместе с тренажерами Викиум!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *