что такое словесное рисование
Прием словесного рисования
Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.
Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.
При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста, а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную.
Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев.
Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей (в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), т.е. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста, станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.
Обучение приему протекает в несколько этапов.
1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает авторский замысел, что помогает художнику создать настроение, выразить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети знакомятся с понятием «композиция картины», со значением цветов, колорита, линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.
2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.
3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.
4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.
5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.
6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.
7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.
8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопросами помогает детям создать описание.
10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее — в разных.
11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими.
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» И т.п.
Примеры организации устного словесного рисования на уроках:
Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»
Этап перечитывания текста и его анализа
— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как действовал солдат. Составим план его действий.
Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; помешивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помешивал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла добавить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к варке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим просит соли, крупы и масла; ест кашу.
Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.
— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?
Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).
— На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)
— Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?
Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в разные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими вопросами.
Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).
— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?
Приём сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему
Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту литературного произведения. При такой сложной аналитической деятельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются собственное видение эпизода с видением художника. Это столкновение является толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.
Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих приемов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием важен и как самостоятельный, и как подготовительный к более сложным видам работы.
Назначение иллюстраций:
— вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;
— вызвать эмоциональный отклик у зрителя;
— привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;
— передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.
Требования к иллюстрации:
1. Иллюстрация должна отвечать эстетическому принципу, т.е. быть полноценным произведением изобразительного искусства. Далеко не все иллюстрации в хрестоматиях по литературе для начальной школы отвечают этому принципу, поэтому, пока дети не научатся отличать хорошие работы от плохих, не стоит останавливать их внимание на этих «шедеврах», даже если они помещены в хрестоматии. Учитель может сам подобрать репродукцию или принести книгу, в которой есть необходимый для урока изобразительный ряд, или воспользоваться современными информационными технологиями и работать с произведениями изобразительного искусства с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целенаправленности анализа, т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конфликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.
3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуации, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при подборе иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.
4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рассмотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда должна находиться перед учеником.
Алгоритм анализа иллюстрации:
1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя конкретный вопрос:
— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?
— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.
— Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?
— Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению, которое он вызывает? Почему вы так считаете?
— Что удалось передать художнику, а что у него не получилось? Почему вы так считаете?
2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя.
3. Учитель выслушивает ответы, все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.
4. Опрос переходит в беседу, в процессе которой:
а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональная атмосфера эпизода и иллюстрации;
б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тексте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания;
в) сравнивается композиция картины с расстановкой персонажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в создании эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в передаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом помогают и какую роль играют выбранные им изобразительные приемы.)
г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литературного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?
Прием сопоставления эпизода и иллюстрации направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способствует развитию читательского воображения и формированию следующих умений:
— видеть изобразительно-выразительные средства языка и осознавать их роль в тексте;
— анализировать композицию эпизода, образы персонажей;
— видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его;
— сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого читателя (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;
— понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.
Виды деятельности: на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из многочисленных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наибо лее удачной, с точки зрения ребенка, иллюстрации; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформления книги с текстом данного литературного произведения.
Список литературы:
4. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101
Прием словесного рисования
Анализ художественного произведения в школе основывается на художественных и научных правилах. То есть, идет речь про творческое претворение литературного текста в остальные виды творческой деятельности. Прием претворения дает возможность показать точку зрения читателя, сформировать и развить умение конкретизировать образы и делать образный синтез. Именно из-за этого этот прием стал таким популярным в начальной школе.
Устное и письменное (словесное) изображение является описанием картины или образа, что возникают в сознании ребенка при чтении художественной литературы. Словесное изображение еще может называться словесной зарисовкой.
Данный прием используется для того, чтобы развить умение по конкретизации словесного образа (воображения). Помимо этого, этот литературный прием помогает в развитии речи у детей и логического мышления. Во время словесной иллюстрации читатель, основываясь на устных и письменных образах, что были созданы автором, должен детализировать свое мнение в визуальный образ, который он представляет в устном или письменном виде.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Но в это время могут возникнуть две проблемы:
Для того, чтобы применить словесное описание, нужно выполнить такие действия:
Помимо этого, во время словесного изображения читатель занимается описанием сложных взаимоотношений главных героев.
С помощью подобного художественного приема можно направить детское внимание непосредственно на произведение: дети перечитывают фрагменты произведения, ведь изобразительные и смысловые элементы смогут помочь в прояснении словесных изображений. Помимо этого, конкретизировав полученные образы, читатель детально представляет себе то, что описывает писатель в своем произведении. Ребенок постепенно проникает в мир литературной работы, начинает видеть этот мир так, как представлял себе его писатель, или со стороны одного из героев произведения (это зависит от того, кто ведет рассказ в данной литературной работе). То есть читатель включается в действие, затем он сможет в картину писателя внести дополнительные личные детали. В результате использования такого художественного приема (что основывается на анализе литературной работы) получится не пересказ, и не описание, которое может не передавать всей картины, а творческое изображение, что точнее соответствует смыслу текста, но при этом оно выражается более детально и эмоционально.
Изучение приема словесного изображения проходит в несколько стадий:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Итак, научиться такому литературному приему, как словесное рисование можно только после того, как вы научитесь проводить анализ рисунков, что относятся к художественному произведению. Но перед началом работы над таким умением, учитель уже может начинать задавать такие наводящие вопросы, как: «Каким вы представляете главный персонаж этого рассказа?», «Как описана обстановка действия?», «Что вы представляете в голове, когда читаете этот фрагмент текста?» и так далее.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Отзывы студентов о нашей работе
«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами
Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:
Принимаем к оплате
Прием словесного рисования на уроках литературного чтения
Министерство образования и науки Астраханской области
ОАОУ СПО «Астраханский социально – педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
Прием словесного рисования на уроках литературного чтения
студентка группы 3 А
___________ Соломахина И.В.
преподаватель русского языка с методикой преподавания
_____________ Шалдаева В.В.
Одной из приоритетных задач школьного образования разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта называют формирование коммуникативных учебных действий. В контексте предлагаемой концепции УУД они рассматривают коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. И действительно, формирование коммуникативных действий является важнейшей задачей для полноценного психического развития и становления личности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, во многих школах недооценивается важность развития у учащихся коммуникативных действий, являющихся своеобразным фундаментом, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Важно начать их формирование именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.
Уроки литературного чтения открывают для развития коммуникативных умений учащихся большие возможности. Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников.
Под творческой работой мы понимаем особую форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познавательную личность и формирует ее. На уроках литературного чтения я использую следующие виды творческих работ:
— выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения;
— словесное рисование картин;
Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.
На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка.
На следующем этапе можно использовать такие приемы:
Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации.
Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами»).
На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.
1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования
2) «Рисуется» место, где происходит событие.
3) Изображаются действующие лица
4) Добавляются необходимые детали
5) «Раскрашивается» контурный рисунок.
Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: « Каким ты представляешь себе героя ?», « Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст? » и т.п.