что такое слова названия предметов
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений.
Цель: ознакомление с различными членами предложения, их ролью в нём.
Урок посвящен знакомству с разными членами предложения, их ролью в предложении. В ходе урока учащиеся научатся анализировать схему и составлять по ней сообщение, правильно классифицировать слова, называющие предметы, признаки, действия и ставить к ним вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? Также учащиеся приобретут опыт в различении слова, обозначающих предметы, признаки и действия по лексическому значению и вопросам.
Урок направлен на формирование у учащихся навыка классификации частей предложения.
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.
Открытые электронные ресурсы по теме:
Задания тренировочного модуля:
Учащимся нужно выбрать несколько правильных вариант ответа на предложенный вопрос.
Выберите слова, который отвечают на вопрос «Что делает?». Может быть несколько правильных вариантов ответа.
Правильные ответы: А, Г, Д
Неправильные ответы: Б, В
Для правильного решения этого задания ученикам сначала нужно вспомнить правило о том, к каким словам ставится вопрос «Что делает?» (один), а к каким «Что делают?» (много). А затем надо понять, сколько человек совершают действие – один или много. Только после этого они могут выбрать правильный ответ.
Подстановка элементов в пропуски в тексте.
Учащимся нужно дополнить таблицу необходимой информацией.
Восстановите таблицу. Допишите пропущенные вопросы.
Слова- названия предметов, признаков, действий, предметов и явлений.
Содержимое разработки
2 урок- Русский язык
Тема урока: Слова- названия предметов, признаков, действий, предметов и явлений.
-Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку?
Учебник, тетрадь, пенал.
-Приведите в порядок своё рабочее место.
ЩЕНОК, ВЕСЁЛЫЕ, РЕБЯТА, БЕГАЕТ, МАЛЕНЬКИЙ, ИГРАЮТ.
-Что общего у слов щенок, ребята?
—Правильно! Называют предметы.
-Что общего у слов весёлые, маленький?
-Правильно!Называют признаки предметов.
Правильно! Называют действия предметов.
-Прочитайте тему урока на стр 21 в учебнике.
-Рассмотрите схему. Что могут называть слова?
-На какие вопросы отвечают слова, называющие предметы и явления? Приведите примеры.
-На какие вопросы отвечают слова, называющие признаки предметов? Приведите примеры.
— На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов. Приведите примеры.
-Ребята, давайте откроем учебник на стр 22 и выполним первое упражнение 7
-Подумайте, по какому признаку распределены слова в три группы?
-Попробуйте определить, какие из этих слов называют предметы?
-Какие из этих слов – действия предметов?
-Какие из этих слов –признаки предметов?
Постарайтесь соотнести слова-названия с вопросами:
какие слова отвечают на вопрос кто? или что?
какие слова отвечают на вопрос что делает?
прочитай слова оставшейся группы, задавая к каждому слову вопрос?
-Готовимся к письму!
-Сядьте за стол правильно и красиво. Подвиньте ножку стула к ножке стол. Выпрямите спину. Проверьте кулачком расстояние между партой и животом. Тетрадь положите под наклоном. Возьмите ручку.
-Запишите на первой строчке число.
-Пропишем Минутку Чистописания. Что значит прописать красиво?
-Правильно! Правильно написать элементы буквы, наклон, расстояние.
-Запишите в тетради на следующей строчке упр 7.
-На стр 22 в учебнике составь предложения, используя данные слова. Напиши одно предложение.
-Выполним следующее упражнение 8 устно.
-Прочитай слова, которые отвечают на вопрос какая?
-Прочитай слова, которые отвечают на вопрос какое?
-Прочитай слова, которые отвечают на вопрос какой?
-Постарайтесь составить предложение с любым из этих слов.
-Выполни устно упражнение 9 на стр 23
-Выполни устно упражнение 10 на стр 23
-Прочитай задание упражнение 11 на стр 24
-Запиши красиво в тетради любую группу слов без лишнего слова.
Прочитай сведение о языке в жёлтой рамке стр 24.
Подведем итог. На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет?
Назовите лишнее слово: автобус, машинка, едет, трамвай.
На какие вопросы отвечают слова, называющие действие предмета?
Назовите лишнее слово: пашет, поет, рисует, зелёный.
На какие вопросы отвечает слова, называющие признак предмета?
Назовите лишнее слово: жёлтый, большая, ласковая, яблоко.
-МОЛОДЕЦ! Ты успешно справился с уроком!
— Теперь сфотографируй свою работу.
— Прикрепи (загрузи) файл (фото работы) в Дневник.Ру
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 61. Слова-предметы
Части речи – – классы, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.
Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных. Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных.
В предложении имя существительное может быть главным и второстепенным членом.
Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (именуют, называют) предмет, который существует в окружающем нас мире. Существительные могут обозначать одушевлённые и неодушевлённые предметы: людей, животных, растения, явления природы, города, события, чувства и качества людей.
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Имя существительное.
Прочитайте слова. Запишите только имена существительные.
небо, звери, яблоко, сильный, дождь, кактус, орёл, лес, дремучий, говорить
Подсказка: Вспомните определение имени существительного.
Правильный ответ: небо, звери, яблоко, дождь, кактус, орёл, лес
Задание. Однокоренные имена существительные.
В какой строчке перечислены только однокоренные имена существительные?
Подсказка: Вспомните определения однокоренных слов и имён существительных.
Слова – названия признаков предметов в русском языке
Слова названия признаков предметов, как ниточка за иголочкой, следуют за словами, обозначающими предметы, явления, события. Они дают характеристику словам-предметам и рассказывают о многом. Яблоки и виноград различаются по цвету. Какой фрукт цветом – красный, жёлтый, зелёный? Какой на вкус – сладкий, кислый? Какой по размеру – большой, маленький?
Стол – предмет мебели. Какая тайна скрыта в лексическом значении слова стол? Что есть общее и главное у всех столов? Большая доска и ножки. Вот эти общие и главные признаки и составляют лексическое значение слова «стол», оно обозначает предмет стол.
Но есть стол и в вашем доме, и в классе, и на кухне. Все ли столы одинаковые?
Нет. Они могут быть круглые и квадратные, большие и маленькие, новые и старые, деревянные и металлические, грязные и чистые, компьютерные и обеденные, журнальные и детские, цветные. Рассказать о том, чем столы отличаются друг от друга, помогают слова, которые называют признаки. Эти слова описывают предмет и отвечают на вопрос какой?
У каждого предмета, вещи, явления, даже настроения есть признаки. Слова, обозначающие эти признаки, помогают нам узнавать предметы, вещи, явления, настроение.
Слова, которые обозначают признаки, помогают нам лучше представить предметы или явления природы, как бы нарисовать мысленно картинку. Попробуем это проверить.
Чистое небо – небо, на котором нет ни облачка.
Грозовое небо – приближается дождь с грозой, небо тёмное-тёмное.
Звёздное небо – ночь и светят звёзды.
Серое небо – всё затянуто тучами.
А может быть, вы можете подобрать свои слова, которые расскажут о том, какое небо? Попробуйте это сделать.
Прочитайте слова и соедините их парами по смыслу: одно слово из левого столбика со словом из правого.
письмо (какое?) длинное
журнал (какой?) интересный
туча (какая?) грозовая
цветы (какие?) красивые
Что заметили? Вопросы ставили от слов-названий предметов, и они были разными: какое, какой, какая, какие. От чего это зависит? Это зависит от слова, обозначающего сам предмет.
Слова, которые обозначают признаки двух или больше предметов, отвечают на вопрос какие?
Подберите к словам подходящие вопросы и слова-признаки.
Солнышко, тучка, ветерок, деньки.
Солнышко (какое?) яркое, тёплое, летнее.
Тучка (какая?) большая, грозовая, низкая.
Ветерок (какой?) лёгкий, сухой, нежный.
Деньки (какие?) чудесные, радостные.
Запомните: вопрос к слову, которое обозначает признак, надо ставить от слова, обозначающего предмет или явление.
Слова-признаки ещё очень любят рассказывать о портретных характеристиках людей или животных, чувствах, настроении, картинах природы. Они помогают создавать образ, т. е. помогают нам представить, нарисовать словесную картину.
Давайте выясним, насколько важны в нашей речи слова-признаки предметов. Прочитайте предложения и попробуйте представить, о ком или о чём идёт речь.
У неё зубки, мордочка, ушки, хвост, шерсть. Она.
Можете назвать? Трудно. Можно догадаться, что речь идёт о каком-то животном. Прочитайте другие предложения.
У неё зубки хищные, мордочка острая, ушки чуткие, хвост длинный и пушистый, шерсть густая рыжая. Она хитрая и осторожная.
А теперь догадались? Это лиса.
Какие же слова помогли узнать зверя? Слова-названия признаков. Зачем они нужны в нашей речи? Описывать внешний облик, уточнять детали, показывать отличия. Без этих слов предложения будут непонятными или неточными.
С давних времён многим животным наши предки уже дали характеристику. С помощью только одного такого слова мы уже можем догадаться, о ком идёт речь. Особенно, если это животное – любимый сказочный персонаж. Попробуйте узнать:
1. Большой косолапый…
2. трусливый быстрый…
3. двугорбый неторопливый…
4. хозяйственная хлопотливая …
Проверьте себя: 1. медведь, 2. заяц, 3. верблюд, 4. белка, 5. волк.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Урок русского языка «Слова-названия предметов» 2 класс
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Слова- названия предметов, которые отвечают на вопросы КТО? И ЧТО? (Обобщение).
Цели и задачи: воспитывать интерес к родному языку; развивать устную речь учащихся;
обобщить знания учащихся о словах, называющих предметы; развивать
умение ставить вопросы кто? и что? к словам, называющим
одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Оборудование: мультимедиа, индивидуальные конверты с заданиями.
Долгожданный дан звонок,
— Что это за слово? (перевёртыш)
— Что оно обозначает? Каково его лексическое значение? ( Легкая постройка из жердей, кольев, покрытых ветками, соломой и т.п.)
— Посмотрите внимательно на соединение букв в этом слове. Есть ли в этом слове верхнее соединение? На соединение каких букв надо обратить внимание?
Запись слова в тетрадь.
— Можно ли подобрать слова, которые назвали бы эти предметы?
— На какие группы можно разделить эти слова?
+ Слова, отвечающие на вопрос КТО?; и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
Запись слов в тетрадь: Кто? Дедушка, девочка, мальчик.
Что? Малина, ведро, сани.
— Какие из этих слов являются словарными?
Поставьте в них ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.
Сообщение темы урока.
— Что за слова мы с вами сейчас записали?
+ Слова – названия предметов.
— Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке? Это новая тема?
— Сегодня на уроке мы будем говорить о словах – названиях предметов, вспомним всё, что мы о них знаем.
— Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос что?
+ Кто? – одушевлённые. Что? – неодушевлённые.
— Какие предметы можно назвать одушевлёнными? Неодушевлёнными?
+ Предметы живой природы; неживой природы.
— Все ли предметы живой природы можно назвать одушевлёнными словами?
+ Нет, только людей и животных.
— Только ли предметы неживой природы относятся к неодушевлённым?
+ Ещё предметы живой природы, растения.
— У нас получилась модель, по которой мы можем всё рассказать о словах – названиях предметов. У вас на столе у каждого лежит конверт. Откройте его. Что вы там видите? Точно такую же схему. Это памятка, которая останется у вас и поможет хорошо запомнить всё об этих словах.
— А теперь мы потренируемся в выполнение практических заданий по нашей теме.
1 задание. У вас в конвертах лежит картинка. Надо правильно задать вопрос по картинке своему соседу.
Кто это? Что это? (Устная работа)
2 задание. Даны две схемы. Мы должны дополнить их словами.
— На какие вопросы будут отвечать слова в первом предложении?
Варианты. Запись у доски.
— На какие вопросы будут отвечать слова во втором предложении?
Варианты. Запись у доски.
3 задание. Дополнить предложения словами – названиями предметов.
Запись вставленных слов в два столбика.
Самостоятельная работа. Проверка.
4 задание. Работа в группах.
Прочитав текст карточки, вы должны вспомнить произведение, героев, которым принадлежат эти слова, и составить словосочетание по образцу: герой и его первое желание.
Прежде, чем вы начнёте работать, мы должны вспомнить правила работы в группах.
1. Каждый имеет право высказаться.
2. Прислушиваться к мнению других.
4. Не шуми, говори тихо.
А) «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Б) «По щучьему велению, по моему хотенью – ступайте, вёдра, сами домой».
В) «- А это ты видел? – крикнул он в ухо Пьеро. И, вытащив из кармана ключик, повертел им перед носом Пьеро».
– Какую группу слов мы изучали? Что они называли? На какие вопросы отвечали?
— Трудно или легко сегодня было выполнять задания?
— Как вы думаете, в русском языке все слова отвечают на вопросы кто? или что?
— На следующем уроке мы проверим ваши предположения.
У вас в конвертах лежат разноцветные квадратики. Как вам кажется, как вы сегодня работали?
Обобщение, оценка учителя.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 51762033157
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.