что такое слоуберн в фанфиках
Что такое слоуберн в фанфиках
Если я правильно поняла суть, то в классической литературе это, пожалуй:
Гаскелл «Север и Юг», «Жены и дочери»
Остин «Доводы рассудка»
Это первое, что в голову приходит.
А что для вас «достаточно длительное»? Я тут поспоминала, несколько вспомнила, вдруг что подойдет.
Есть тетралогия Алены Кручко «Менталисты и Тайная Канцелярия», там кажется до объяснения между героями свыше полугода практические ежедневного прошло и еще месяца три до свадьбы (третья и четвертая книга соответственно), когда собственно отношения перешли на новый уровень, ибо до они старательно держали дистанцию ради репутации невесты, не то время и не то общество, где добрачная связь не испортила бы ее репутацию. Но там лиричная линия вообще не главная в сюжете и до обоих героев весьма долго доходило, что их чувства друг к другу именно романтические, хотя привязанность была и сильная.
Кира Измайлова «Старое платье королевы», там тоже весьма длительное развитие отношений, кроме того приличная разница в возрасте между героями, и до последнего не было ясно, как же герой относится к героини, он настолько держал дистанцию, что она была уверена, что чувство исключительно одностороннее. Здесь тоже романтика настолько на периферии, что ее считай нет.
Трилогия «Генетический кот» Варвары Мадоши, развитие отношений порядка 2х лет, причем более или менее герои определились к концу второго года, когда героиня выяснила-таки, что у них может быть будущее, а то у нее там куча вполне обоснованных тараканов из разряда «ему важна семья и дети, ну воспитание такое, я не могу рожать, ибо мои дети будут дефектные и с геном подчинения, поэтому нам не быть вместе», причем мнения молодого человека она спросить забыла, готов ли он пожертвовать мечтой ради нее.
На медленном огне: слоубёрнеры — какие хорроры так называют и зачем
В прокате — «Гретель и Гензель» Оза Перкинса — одного из фронтменов поджанра «слоубёрнер» (slow burner). Дмитрий Соколов объясняет, что это за подвид хоррора, почему с его помощью можно описать не только новые, но и классические уже фильмы ужасов, а также приводит примеры лучших слоубёрнеров нашего времени.
В последние несколько лет хоррор-кинематограф переживает взлет популярности особой категории фильмов, обозначаемых как slow burner. Обычно такие картины сосредоточены на плавном погружении зрителя в атмосферу напряжения и беспокойства, акцентируются на тщательной проработке персонажей и поддерживают саспенс за счет постепенного стирания границ между нормой и девиацией, реальностью и фантазией, привычным и пугающим.
Как правило, для такого рода картин также характерны отказ от систематического применения традиционных приемов вроде скримеров или настойчивого подчеркивания физиологического аспекта смерти, равно как и стремление отойти от клишированных сюжетных схем, — вместо этого они полагаются на психологию и развитие персонажей.
При этом может сложиться впечатление, что «слоубёрнер» представляет собой не более чем новое название для того вида фильмов ужасов, которые неоднократно встречались в истории жанра и составляют весьма обширную его часть. Действительно, все (или многие) перечисленные элементы «медленного хоррора» можно найти в таких классических лентах, как «Сияние», «Психо» или «Ребенок Розмари». И тогда возникает вопрос, оправданно ли вообще широкое применение этого термина в современном хорроре, наконец, с чем связано распространение концепта slow burner именно в 2010-е годы. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории возникновения термина, поместив ее в контекст развития жанра за последние десятилетия.
Происхождение термина
Сам по себе термин slow burner изначально возник в музыкальной сфере и обозначал песню, которая не производит немедленного впечатления, однако начинает нравиться все больше и больше с каждым прослушиванием. Этот аспект понемногу нарастающего, но устойчивого интереса — ключевой для понимания данного концепта, и здесь можно легко заметить параллели с кинематографом. Но, если применять этот термин к фильмам, речь будет идти не о повторном просмотре, а скорее о плавном соскальзывании зрителя в происходящее на экране, когда сюжет движется медленно, и значимых событий с героями при этом может быть немного.
К середине 2010-х словосочетание «слоубёрнер» закрепилось в среде кинокритиков, пишущих о хорроре, и начало все более активно использоваться при описании различных фильмов, как правило — малобюджетных и независимых, то есть не связанных с крупными студиями. Для таких картин характерны не только акцентирование медленной эскалации напряжения и зрительского беспокойства, но и достаточно заметный драматический компонент, связанный с личными отношениями героев, в противовес более традиционным хоррорам, работающим с клишированными типажами персонажей, динамичным сюжетом и привычными техниками вроде jumpscares Прием из хорроров, когда зрителя пугают резким звуком или внезапным появлением чего-то неприятного в кадре — прим. ред.. Это характерное для слоубёрнеров внимание к психологическим аспектам часто дает возможность для более или менее развернутого социального комментария, выводя тем самым «медленный хоррор» за рамки чисто развлекательного кино. Таким образом, слоубёрнер — это понятие, связанное в большей степени с характерным нарративным стилем, чем с набором сюжетов. Но такое определение задает очень широкий спектр, в пределах которого едва ли не каждый второй известный хоррор можно считать за слоубёрнер, причем не только среди выходивших в последние пять или десять лет. Так что сам термин может показаться избыточным для более глубокого понимания хоррора как жанра.
Чтобы понять, действительно ли это так и с чем связано повсеместное распространение концепта «медленно горящего» фильма ужасов, необходимо определить исторический момент его возникновения — и понять, что происходило с хоррором в то время.
Особенности слоубёрнеров
В начале 2010-х одним из важнейших авторов в хорроре стал Джеймс Ван, создавший еще одну (после «Пилы» в 2000-х) успешную франшизу — «Заклятие», в которой к концу декады было уже около десятка фильмов. Третьей, хотя и менее масштабной, стала франшиза «Астрал», включающая в себя четыре части. Ван окончательно превратился в законодателя мод, и, конечно же, его приемы начали интенсивно копировать другие режиссеры — как в рамках созданной им франшизы, так и в аналогичных по теме фильмах, призванных вписаться в заданный Ваном тренд. Ко второй половине декады в жанровой среде начала ощущаться усталость от засилья клише, эксплуатации однообразных приемов, сюжетных схемов и образов персонажей — дошло до того, что само использование классического инструмента jumpscare стало считаться дурным тоном.
На этом фоне появление в середине 2010-х таких фильмов, как «Ведьма» (2015), «Глаза звезды» (2014) или «Приглашение» (2015), ощущалось глотком свежего воздуха. Все эти картины объединяет прежде всего то, что они — сознательно или нет — подрывали сложившиеся жанровые конвенции, предлагая зрителям иной тип хоррора: с многослойным сюжетом, избегающий прямого шокового воздействия, оставляющий больше работы для воображения. В таком контексте слоубёрнер представляется термином, помогающим разграничить фильм, опирающийся на узнаваемые всеми штампы, и фильм, сосредоточенный на создании атмосферы, в котором привычные для хоррора механизмы играют сугубо подчиненную (если не декоративную) роль.
Здесь отдельно стоит отметить и еще один важный элемент, характерный для слоубёрнеров, — фильмы такого типа редко используют обилие убийств или физиологических подробностей для достижения шоковых эффектов, что резко отличает их от господствовавших в 2000-е слэшеров и многих малобюджетных хорроров вообще. Нельзя сказать, что в слоубёрнерах не используются такого рода приемы — скорее они применяются точечно, и нередко с целью создать ощущение долговременного дискомфорта, а не для одной-двух шоковых сцен. Такие картины появлялись и раньше, но описывающий их термин появился лишь сейчас, в период засилья франшиз и ремейков, когда обращение к технике медленного нарастания напряжения и создание атмосферы обволакивающей тревожности выглядит не столько возвратом к основам хоррора, сколько смелой альтернативой жанровым конвенциям.
Примеры
Большая часть слоубёрнеров принадлежит к категории инди-хоррора, то есть создается усилиями маленьких студий, не ориентированных на максимально широкий прокат, зато хорошо представленных на всевозможных жанровых фестивалях. С распространением стриминговых сервисов и систем video-on-demand аудитория подобного рода проектов серьезно расширилась, что не могло не сказаться на популярности «медленного хоррора», о котором заговорило все большее число критиков — как жанровых, так и более мейнстримных. Тогда же наметилась тенденция ретроспективно записывать в слоубёрнеры многие классические хорроры, вдохновившие современных авторов.
Но предтечей нынешних «медленных хорроров» можно считать «Ведьму из Блэр», которая, будучи снята в формате «найденных пленок», по своей динамике и темпам приближается к слоубёрнерам: хотя на протяжении большей части сюжета вокруг героев почти ничего не происходит, в определенный момент они оказываются далеко за пределами привычного мира, в непонятной и пугающей ситуации. Хотя сиквел («Ведьма из Блэр 2: Книга теней», 2000), снятый на волне оглушительного успеха первой части, был оформлен как более стандартный мистический хоррор, в третьем фильме («Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016), вновь использован формат «найденных пленок», возвращающий серию к своим истокам.
Примечательно, что последний фильм о ведьме из Блэр вышел в середине 2010-х, как раз в период резкого роста интереса к слоубёрнерам, и в фильме Адама Вингарда органично сочетаются несколько популярных трендов — ставка на медленную эскалацию напряжения и стилистика «найденных пленок», ставшая (наряду с псевдодокументалистикой) одним из самых заметных явлений в хорроре последних десятилетий. Кстати, старт волне такого рода фильмов был дан успехом «Паранормального явления» (2009) Орена Пели, которое иногда также относят к слоубёрнерам. В том же 2009-м выходят «Носители» — атмосферный психологический хоррор, помещенный в оболочку роуд-муви, также в какой-то мере предвосхитивший недавний всплеск популярности тягучих, неспешных фильмов.
Из более недавних работ, определяемых в категорию «медленного хоррора», можно отметить «Солнцестояние» (2019) режиссера и сценариста Ари Астера, первый фильм которого («Реинкарнация») можно по многим параметрам считать образцовым примером слоубёрнера. В новом проекте Астер сохраняет все ключевые особенности слоубёрнеров, включая нарочито медленный темп развития событий, практически полное отсутствие скримеров и ненавязчивый, но вполне отчетливый авторский комментарий, посвященный на этот раз теме социальной изоляции. Схожие темы, хотя и в ином контексте, развивал в своем фильме «Оно приходит ночью» (2017) Трей Эдвард Шульц, использовав постапокалиптический сюжет о пандемии как фон для демонстрации распада социальных связей на примере отдельно взятой семьи. А в ремейке классического хоррора «Суспирия» (2018) Лука Гуаданьино вплетет в сюжет о женской танцевальной школе в Западном Берлине 1970-х обширный комментарий о феминности, искусстве и бремени исторической памяти Европы.
В последние годы предлагалось несколько различных терминов, описывающих подобные фильмы, таких как, например, упомянутый в The Guardian «постхоррор» (post-horror) — этот концепт, в частности, вызвал определенные дискуссии о перспективах развития жанра. Но ключевая проблема с постхоррором как понятием состоит в том, что оно определяет хоррор как исчезающий жанр, указывая на его исчерпанность, признаком которой видится появление фильмов ужасов нового типа. На самом же деле, поскольку динамика развития жанрового кинематографа принципиально исторична, такое определение в значительной степени лишено содержания — именно из-за того, что медленные, нацеленные на плавное погружение в ужас фильмы всегда были неотъемлемой частью жанра, менялась лишь степень их популярности и место в мейнстриме. Так что как понятие slow burner представляется не только более легитимным — оно представляет собой новое, точное и яркое обозначение тенденции, всегда жившей в рамках хоррора. Подобно медленно горящему костру, рано или поздно сжигающему все брошенные в него бревна, slow burner обещают задержаться в жанре надолго.
Что такое фанфики и почему дети читают и пишут их
POV: ребёнок пишет фанфики. Что делать и как разобраться
Что такое фанфик
Слово фанфик произошло от кальки с английского fan fiction — «фанатская проза». По сути это выдуманная история про героев уже известного произведения: аниме, фильма, книги, сериала, игры. В основе некоторых фанфиков лежат оригинальные, нигде ранее не упоминавшиеся персонажи. Такие истории получили название «ориджинал»
Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях. В сети можно встретить выдуманные истории про Леди Гагу, древнегреческих философов и даже Александра Пушкина.
Какие виды фанфиков существуют
Фанфики также делят по объёму: мини, миди, макси, драббл — короткий отрывок, описание сцены.
Любовные линии в фанфиках: как что называется
Многие фанатские истории фокусируются на любви между персонажами. Это называется пейринг — обозначение героев, которые участвуют в романтических отношениях, например Гарри и Гермиона. У некоторых классических пейрингов в рамках фандома появляются названия. Пару Драко Малфоя и Гарри Поттера традиционно называют Драрри.
Существуют истории, в которых романтика практически отсутствует, любовная линия не привлекает к себе слишком много внимания. Такие фанфики называются джен (general audience).
Ещё есть разделение на гет-фанфики — они фокусируются на любви персонажей разного пола, и слеш- и фемслеш-фанфики — они описывают однополые отношения.
Возрастные ограничения фанфиков
Фанфики и оригинал
Некоторые авторы фанфиков придерживаются канона — принципов оригинального произведения. Они дублируют характеры персонажей в своей истории, помещают героев в максимально вероятные для их вселенной события. Такие истории называются не-AU (не alternative universe, альтернативная вселенная).
Другие авторы вносят значительные изменения во внешность и поведение оригинальных персонажей. Они получили название AU (alternative universe) и OOC (out of character).
Где можно почитать фанфики
В России есть несколько крупных платформ для фанатских историй. Например, «Книга Фанфиков» (Ficbook) и Wattpad. Некоторые авторы создают для выдуманных историй собственные паблики или аккаунты в соцсетях.
Что делать, если ребёнок увлекается чем-то непонятным для родителя
Родителям свойственно беспокоиться за безопасность своих детей, это естественный природный механизм. Для начала узнайте больше о хобби ребёнка и оцените, насколько оно может объективно угрожать его жизни и здоровью.
Принятие увлечений ребёнка — это один из аспектов принятия его в целом.
Всё, к чему человек испытывает влечение, закрывает его определённую внутреннюю потребность. Писательство, например, можно считать одним из видов художественной психотерапии. Человек выплёскивает на бумагу множество своих чувств и переживаний. Так у него появляется больше шансов в них разобраться.
Подросткам особенно важна свобода самовыражения и личное пространство, поэтому лучшая тактика — дать пространство и возможность ребёнку выражать себя творческим способом.
Если у вас возникает мысль, что это хобби не принесёт пользы в будущем, и есть желание оградить ребёнка от этого, стоит задуматься: а всем ли вашим знакомым кажутся бесспорно привлекательными ваши собственные хобби? Будь то бильярд или разгадывание кроссвордов.
Что делать, если ребёнок пишет или читает фанфики и как с ним поговорить об этом
Искренность и уважение к увлечению ребёнка — лучший фон для подобного разговора. Можно начать беседу с вопросов вроде «В какой вселенной происходит действие? Кто главные герои, какие между ними отношения, чем они отличаются от канона?» И конечно же — «Почему тебе нравится писать об этом, какую идею ты хочешь донести?»
Спросите прямо, нужна ли помощь с публикациями. Например, материальная помощь для размещения материала в крупных пабликах, поиск информации, вычитка текста, обдумывание логичности сюжета. Делитесь с ребёнком своими эмоциями, если его работы вам искренне нравятся или вы видите прогресс в его писательских способностях.
Изображение на обложке: Lucas Sales / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Медленный хоррор: Топ-7 фильмов в жанре Slow burner
Cлоубёрнер или медленные ужасы — поджанр хоррора, сосредоточенный на плавном погружении зрителя в атмосферу напряжения, а также на стремлении отойти от клишированных сюжетных схем. Саспенс в таких фильмах достигается при помощи выразительных средств, а не примитивных «скримеров», редко демонстрируются физиологические подробности жестокости. Нельзя сказать, что в слоубернерах не используются такого рода приемы — скорее они применяются точечно, с целью создать ощущение дискомфорта. На первом месте здесь психологизм, атмосфера и оригинальность идеи, а привычные для хоррора механизмы играют подчиненную роль.
Ищущий, 2020
Еще один частый компонент слоубернеров – кризис в отношениях между людьми. Почти физически ощущаешь напряжение и неловкость. В противовес обычным хоррорам, работающим с клишированными типажами персонажей, герои здесь раскрываются, что заставляет сопереживать им в разы сильнее.
Маяк, 2019
Философия таких фильмов достаточно пессимистична: главные герои часто оказываются в ловушке, по чужому желанию или же по своей вине. Они страдают от недопониманий, пытаются разобраться, что к чему, пытаются выбраться, зачастую безуспешно. Это те фильмы, про которые говорят, что они «давят на нервы».
Топ составлен субъективно, от седьмого места к первому. Подводя итог вышесказанному, перед прочтением предупреждаю, что такие фильмы, как правило, имеют рейтинг R и оставляют впечатления, далеко не для каждого приятные.
Приглашение
The Invitation, 2017
Главного героя вместе с подругой приглашают на вечеринку, которую устраивает его бывшая жена. По началу все идет хорошо, но вскоре он замечает странности в поведении экс-супруги и ее мужа. Постепенно создается впечатление, что пара замыслила что-то нехорошее…
Тягучая атмосфера, постоянные сомнения, напряженное музыкальное сопровождение, тревожная концовка, — вот из чего состоит фильм. Очередное доказательство того, что даже при малом бюджете можно снять неплохой триллер.
Убийство священного оленя
Йоргос Лантимос, 2017
The Killing of a Sacred Deer, 2017
Успешный кардиохирург живёт обычной размеренной семейной жизнью с женой и двумя детьми. Но вскоре спокойствие нарушается призраком из прошлого, и у одного из его детей без видимой причины отказывают ноги. Герой оказывается перед сложнейшим выбором.
С первых же секунд самые солнечные локации и повседневные диалоги сопровождаются музыкой, мимикой персонажей, ракурсами съемки, создающими атмосферу необъяснимого беспокойства. Словно нечто жуткое таится где-то в глубине и готово выскочить в любой момент. Философию фильма понимаешь не сразу, а лишь задумавшись над древнегреческим мифом, к которому отсылает название.
Пустой человек
The Empty Man, 2020
1995 год. Четверо американских туристов путешествуют по горам Бутана. Неожиданно один из них проваливается в странную пещеру, после чего впадает в оцепенение, словно узнал нечто необъятное и необъяснимое.
Dark ambient от мира кино. Операторская работа, звуковое и музыкальное сопровождения создают неповторимую спокойно-тревожную атмосферу.
Сторожка
Северин Фиала, Вероника Франц, 2019
The Lodge, 2019
Двое детей остаются в домике, окруженном снегом и тишиной, наедине со своей мачехой. Отец оставил их вместе, надеясь сдружить. Однако незадолго до этого дети узнают, что девушка в прошлом являлась членом религиозной секты и была единственной выжившей в ходе страшного ритуала.
Эта пара режиссеров сняла такой фильм, как «Спокойной ночи, мамочка» (2014). Опираясь на этот факт, не стоит надеяться увидеть в их новом фильме что-то жизнеутверждающее. Фильм действительно мрачный, а минимализм визуального ряда ввергает в состояние тревоги и ожидания неизбежного.
Солнцестояние
Midsommar, 2019
В жизни молодой девушки случается ужасная трагедия. Причем происходит несчастье в то время, когда ее отношения с бойфрендом переживают тяжелый период. Они вынуждены оставаться вместе — хотя на самом деле им следовало бы расстаться — и по приглашению друга едут в путешествие в шведскую деревню, где как раз проходит праздник середины лета.
В фильмах ужасов действие зачастую происходит в замкнутых пространствах и в полумраке, мрачная атмосфера создается такой же мрачной цветовой гаммой. Здесь все основное действие происходит на открытой местности и при свете летнего солнца. Но в данном случае это не просто деконструкция жанра, но в первую очередь один из примеров языка кино, которых в фильме очень много. Так же полно различных символов, многие вещи подмечаешь, спустя не один просмотр.
1992
1992, 2017
Главный герой – фермер средних лет. Его акры и сын – его все. Однако жена, требующая развода, собирается продать ферму, хозяйство, дом и землю, хочет лишить его всего, ради чего он живет. Само собой, мужчина категорически против такой смены обстановки. Уговорить женщину не удалось, а то, что он собрался сделать, не так просто осуществить в одиночку.
Одна из лучших экранизаций Стивена Кинга, наряду с «Зеленой милей» (1999), «Мглой» (2007) и «1408» (2007). История соответствует по своему настроению фильмам-нуарам 40х годов, таким, как «Двойная страховка»(1944). Здесь и флешбэк длинной в большую часть фильма, и монолог на фоне, и, прежде всего, неоднозначный протагонист. В какой-то степени, это самый оптимистичный фильм в топе. Самыми страшными чудовищами могут оказаться простые люди, расплата же за грехи неизбежна, — как и большинство произведений Стивена Кинга, он преподносит зрителям вполне здравую мораль.
В отличие от следующего фильма, при вдумчивом просмотре погружающего в атмосферу безнадежности…
Реинкарнация
Hereditary, 2018
После смерти бабушки в ранее спокойном доме начинает твориться нечто странное. Мать семейства начинает ощущать, будто ее мама до сих пор где-то рядом. При жизни та была замкнутой и нелюдимой, и, похоже, передала дочери по наследству что-то зловещее.
Фильм не для слабонервных, некоторые сцены могут шокировать и взрослых людей, картина постоянно держит в напряжении. Все это верно и для всех фильмов, перечисленных выше, но этот оставляет наиболее яркие впечатления от просмотра. Актёрская игра действительно правдоподобна, спецэффекты ненавязчивы, при этом будоражат нервы, операторская работа выше всяких похвал.
Жуткий, трагичный, ужасно атмосферный своей концовкой фильм. Опять же, помимо мистики, здесь показаны тяжелые семейные отношения. И из-за этого особенно сопереживаешь персонажам, ведь они так похожи на самых обычных людей. Но страшнее всего то, что герои в этой истории обречены. Игрушечный домик на постере и в начале фильма является этому главной метафорой. С самых первых кадров не покидает ощущение, будто жизнь героев невыносимо хрупка. Они кажутся беспомощными, словно игрушки.
Hereditary, 2018
Еще несколько фильмов:
Таинственный лес, 2004
Другие, 2001
Идеальная грусть, 1997
Мы, 2019
Нельзя назвать такие произведения развлекательными. Более того, я думаю, слоубернер можно смело назвать одним из самых тревожных, депрессивных и жутких жанров кино. И тем не менее некоторые из перечисленных здесь фильмов могут быть в какой-то мере поучительными, какими бы страшными они ни были: одни показывают последствия в корне неверного выбора, другие, наоборот, дают облегчение от мысли о невозможности правильного выбора лишь на экране. Они учат важнейшей вещи: относиться к близким с желанием понять и помочь, ведь, в отличие от мира кино, мы всегда способны принять верное решение.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.