что такое слог 1 класс как объяснить ребенку правильно
Слоги и буквы 1 класс
В этой статье освящается тема «Слоги 1 класс». Вы можете прочитать правила деления слов на слоги, а так же воспользоваться онлайн серивсом, который позволяет быстро, легко и качественно разделить слова на слоги.
Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыхательным толчком воздуха:
го-ра, ма-ши-на.
Правила деления слов на слоги в русском языке
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): оборона — о-бо-ро-на; строка — стро-ка; Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: и зжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уе зжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
Обучение буквам дошкольников (детей 4-6 лет) онлайн в игровой форме
Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.
Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова
Собери слово обучение детей чтению | Словарный запас увеличение скорости чтения | Понимание смысла слов знает ли ребенок слова? |
Беглое чтение для дошкольников
Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.
Уроки грамоты и обучение чтению
На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика – это самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат выполнения графических упражнений ребята учатся:
а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) представлять линии различных направлений безотрывным движением руки.
Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких волевых усилий.
В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш. Этот герой связан с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.
На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание интонационной живописности речи. Важно научить ребенка выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли и чувства.
Статья была посвящена теме «Слоги 1 класс».
Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников»
Памятка: как научить ребёнка читать
В обсуждении одно из постов меня попросили рассказать, как правильно научить ребёнка читать, чтобы потом не возникло проблем в школе. Обещала написать, и вот вспомнила, что у меня уже есть готовый текст из своего паблика, дополнила его подробностями и вот делюсь, буду рада если кому-то пригодится.
Начинайте обучение, с постепенным наращиванием объема прочитываемого материала. Нет смысла знать все буквы, но не читать их в словах. Мне нравится букварь Жуковой Н.С. и Букварь крупным шрифтом О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова в них представлена последовательность изучения букв по мере усложнения. И не зная всех букв, ребёнок уже начнет читать простые слова с пониманием прочитанного.
Не стоит перепрыгивать, и брать сразу несколько букв за один подход. Каждую букву стоит закрепить: аудиально, визуально, тактильно.
1 Аудиальное изучение буквы
помним о том, что с малышами мы изучаем только звук. Гласные буквы протягиваем, чтобы ребёнок запомнил её протяжное звучание: Аааааа, Ооооо, Уууууууу. Согласные — короткие звуки. Рот почти не открывается — Т, С, М, Б.
Есть сказка для детей о буквах — если коротко: во рту живет дракон, и он любит буквы которые можно петь, поэтому когда они хотят гулять, он открывает широко ворота, чтобы выпустить их (ворота, естественно, наш ротик, и наша задача показать, как он открывается на гласных буквах). А те буквы, которые петь нельзя, он выпускать не хочет и им приходится становится акробатами и просачиваться сквозь ворота (тут нужно понимать, что в воспроизведении согласных участвует язык. Если у ребёнка есть ярко выраженные логопедические проблемы — стоит обратиться к специалисту).
Так же очень важно научить ребёнка слышать эту букву в словах. На примере:
на уроке с малышами искали слова, в которых есть буква А. Так как мы только начали обучение, это задание для них очень сложное. Поэтому давала подсказки — оранжевое, круглое, сладкое, фрукт, можно делать сок из него. И в конце подсказывала и всё слово: ААААпельсин.
Когда объясняла папе одного из мальчиков это задание, он очень удивился — что, они и это не могут сделать? Да, пока не могут, т.к. не знают букв. Если они увидят апельсин — они его назовут и попросят. Но привязки слово-образ ещё нет, и тем более привязки — такое слово и там есть эта буква.
2. Визуальное изучение буквы
Буква изучается со всем сторон, и конечно, нам важно, чтобы ребёнок узнавал эту букву в любом виде. Можно подготовить таблички с буквой, напечатанные разными шрифтами. Большие буквы, маленькие, жирным шрифтом, курсив и т.д.
Некоторые буквы легко запоминать визуально с помощью образа. Например, Ж это Жук. Можно нарисовать букву Ж и пририсовать усики как у жука. У жука 6 лапок, и у буквы Ж тоже 6 черточек можно насчитать.
3. Тактильное изучение буквы
Обязательно сразу учить ребёнка писать изученную букву. Для этого сначала пальчиков обводим напечатанную букву в букваре, потом можно выкладывать букву из пуговиц, палочек, спичек. Слепить из пластелина. Взять карандаш и нарисовать несколько букв. Вы можете нарисовать несколько букв простым карандашом, и попросить сначала обвести, а потом самостоятельно написать эти буквы.
Мышечная и тактильная память дольше всего сохраняют информацию в мозге, поэтому нужно за один раз (при изучении одной буквы) разобрать букву со всех сторон.
Следующий шаг научить присоединять буквы к слогам.
Если вы прислушаетесь к совету, и будете учить ребенка читать по букварю Жуковой, то вы увидите, что сначала нам даются 5 букв — А, О, У, М, С.
А дальше на этих буквах даются упражнения на выработку навыка соединять эти буквы в слоге. И на этом этапе мы с учениками не торопимся, иногда требуется до 10 занятий, чтобы ребёнок на автомате научился соединять слоги, не путая буквы местами. Прорабатывайте шаг за шагом. Сначала соединяя только гласные: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ. Добились плавного ААААУУУУУ, переходите к слогам АМ, УМ, ОМ. Помним, что согласная должна закрыть слог коротким звуком. Не ААААМэ, а АААААМ.
Как только вы отработали слоги с этими 5 буквами, и для вашего ребёнка не составляет трудности быстро сориентироваться как прочитать любой слог с любой последовательностью этих букв — идём дальше.
И всё по схеме — изучили букву аудиально, визуально, тактильно. И добавили букву в слог. «Смотри, у нас было АААМ, а теперь попробуем с новой буквой Х. Будет АААААХ». Основная задача — донести до ребёнка, что механизм чтения будет тот же самый, просто нужно подставить нужные буквы.
Если вы всё делали правильно с самого начала, вы заметите, что с новой буквой объяснять соединение уже будет не нужно. Вы будете изучать её, а слоги ребёнок уже будет читать без подсказок или с минимальными подсказками с вашей стороны.
Например: СГА. Варианты как не правильно: С. ГА, СэГа, или другая глассная вместо буквы э.
И слова состоящие из одного слога так же учимся читать сразу. ГРОМ, СКАТ и т.п. Пока не дошли до последней буквы, не останавливаемся.
Всем удачи.
Урок русского языка в 1 классе «Деление на слоги»
Виноградова Татьяна
Урок русского языка в 1 классе «Деление на слоги»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» город Тамбов
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 1 КЛАССЕ
Тема урока.
Деление на слоги.
учитель начальных классов
ФИО (полностью) Виноградова Татьяна Васильевна
Место работы МАОУ «СОШ № 11»
Должность Учитель начальных классов
Предмет Русский язык
Класс 1
Базовый учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.
Тема урока Деление на слоги.
Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания)
Цель формирование умения делить слова на слоги.
Задачи 1. расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;
2. научить выделять слоги в словах;
3. активизировать и расширять словарный запас учащихся;
4. создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Осваиваемые УУД Регулятивные:
выполнять пробное учебное действие,
определять цель урока,
анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,
учитывать разные мнения.
извлекать необходимую информацию из предложения, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
И в нашем классе тишина.
Запишите в тетради сегодняшнее число.
II. Актуализация знаний.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Зачеркните лишнюю букву.
Запишите в тетради эти буквы. Записывают буквы. ГЛОС
Составьте слово из записанных букв. СЛОГ
Чем мы занимались на прошлом уроке? Определяли количество слогов в слове.
Сколько слогов в слове СЛОГ? Один
Объясните свой ответ, если запомнили стишок прочитайте его. Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Добавьте по одному слогу, чтобы образовались новые слова. О (са, голу (би, лод (ка, сус (лик)
Какое слово лишнее? Лодка, так как все другие слова обозначают живые предметы.
Или: все слова обозначают предметы живой природы, а лодка к природе не относится, т. к. сделана руками человека.
Спишите слова. Записывают слова в тетради.
Раздели слова на слоги вертикальной чертой. Делят на слоги.
III. Работа по теме урока. Постановка учебной цели.
1. Работа с учебником.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Как называется это стихотворение? Считалка.
Когда мы используем считалки? Когда играем.
Посчитайся с товарищем по парте. Произноси слова считалки по слогам. Работа в парах.
Соотнеси схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдёт? Индивидуальные ответы.
2. Работа с учебником.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Рассмотри рисунки. (Слайд № 1).
Какие предметы изображены?
Назови их. пенал, заяц, карандаш, воробей, стул
Раздели слова на слоги.
У каждого учащегося лист с напечатанными словами. Один учащийся выполняет задание на доске, а остальные на месте.
Напишите слова в таком порядке:
1. сначала слова, в которых один слог,
2. потом слова в которых два слога,
3. затем слова в которых три слога. (Слайд № 2) Взаимопроверка.
Составь предложение с любым словом. Устно составляют предложения.
3. Устная коллективная работа.
IV. Физкультминутка. (под музыку)
Неужели стала правой (рука вверх)
Моя левая рука? (рука вверх)
V. Словарная работа.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Отгадайте загадку. (Слайд № 3)
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара.Отгадывают загадку: лиса (лисица).
Что обозначает слово лисица?
(Слайд № 4) Объясняют значение слова и проверяют себя по толковому словарю Ожегова.
Слово лисица имеет и переносное значение: так говорят о хитром человеке.
Например, «Ну и, лисица, же ты!»
Произнесите слово лисица.
А теперь прочитайте слово так как оно написано.
Запишите слово лисица.
Какое опасное место в слове?
Подчеркните безударную гласную. Поделите слово на слоги. Работа в тетради.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Составьте предложение со словом лисица. В лесу живёт хитрая лисица.
1. Распредели слова по группам (по количеству слогов).
2. Работа с учебником.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.
Кто автор этой сказки? Репка. Это русская народная сказка.
Прочитайте первые два предложения. Найдите слово, которое нельзя разделить на слоги.
Обоснуйте свой ответ. Дед. В этом слове 1 слог.
Спишите первые два предложения.
Над каждым словом обозначьте количество слогов в нём. Самопроверка.
Оцените свою работу в тетради.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Кто уверен, что хорошо научился делить слова на слоги?
Оцените свою работу на уроке. Оценивают. Линеечки Цукермана.
VIII. Подведение итогов.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Чем мы занимались сегодня на уроке? Делили слова на слоги.
Как правильно разделить слова на слоги? По количеству гласных.
Сколько в слове гласных,
столько и слогов.
Вы работали, старались
Помогали мне во всём.
Но звенит уже звонок.
Всем спасибо за урок!
Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.
Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.
Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.
Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.
Урок по русскому языку на тему «Слог. Знакомство со слогом.»(1 класс)
Тема: «Слог. Знакомство со слогом»
-практиковаться в составлении модели слова на основе звукознакового анализа;
-дети должны различать высказывание по поводу обсуждаемого предмета и по поводу обсуждаемого слова.
-учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; своевременно и корректно сообщать учителю, что он не понимает вопроса, задание или объяснение; выполнять учебные действия в устной речи и в уме (регулятивные УУД);
— учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретает первоначальный опыт анализа слогового состава слов (познавательные УУД);
-учащийся приобретает опыт адекватно использовать речевые средства ля решения коммуникативных задач, возникающих на уроке: работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные УУД).
Не открывая учебника, учитель прикрепляет на доску буквы. Выставляя их, правильно называет: «эль»,эм», «эн», «эр» (можно предложить и детям выложить эти же буквы на индивидуальном наборном полотне, повторяя за учителем). Проверка.
На доске прикреплены буквы: Л, М,Н, Р.
Учитель: Что можно сказать о данной записи?
Это буквы согласных.
Это буквы согласных звуков.
Я заметила, что в записи всего четыре буквы.
Учитель: Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов.
(Дети работают самостоятельно. Детей, которые отвлекаются, учитель возвращает к работе, спрашивая, какое задание они будут выполнять. Проговорив задание еще раз, ребенок включается в работу. Группируют буквы, пытаются составить слово. У них ничего не получается.
Учитель: Итак, у вас есть какие-то варианты?
Дети: Ничего не получается. Не получается слово. Нельзя составить из этих букв слово.
( формирование интереса к учебному материалу (личностные УУД)
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: Букв мало. Добавьте нам еще несколько букв.
Я считаю, что все равно не получится. Так как нет букв гласных.
Учитель: Сколько букв добавить? Одну? Две?
Учитель добавляет еще две буквы
(учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; своевременно и корректно сообщать учителю, что он не понимает вопроса, задание или объяснение; выполнять учебные действия в устной речи и в уме (регулятивные УУД)
А через некоторое время в классе оживление.
Учитель: А теперь? Какие составили слова?
Дети называют слова, а учитель (или вызванный к доске ребенок) «печатает» их на доске.
( учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретает первоначальный опыт анализа слогового состава слов (познавательные УУД)
II. Открытие нового материала
Учитель: Слов в русском языке много. Давайте прочитаем слова, которые вы составили.
Учитель: На какие группы вы распределите слова.
Дети : Я предлагаю распределить так: короткие слова в первую группу, а длинные слова – во вторую группу.
Учитель: Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв
Дети: Не было гласных.
– Из одних согласных слово не составить.
Проводим дыхательную гимнастику, рекомендованную авторами учебника.
Дыхательная гимнастика поможет детям научиться правильно и быстро читать.
Произносим заданное количество звуков кратко, на одном дыхании протяжно, «поднимаемся», «опускаемся на лифте», произносим звуки с интонацией удивления, вопросительной интонацией.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Учитель: Откройте «Азбуку» на странице 38 (это две цифры 3 и 8 слева внизу). Во втором ряду даны буквы. Назовите их.
( учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретает первоначальный опыт анализа слогового состава слов (познавательные УУД)
Учитель: Что обозначает слово «луна»?
Дети: Догадались, обозначает предмет.
Учитель: А на какие две части можно разделить это слово?
Дети: Две буквы согласных звуков, две буквы гласных звуков.
Дети: Нет. Это не части слова.
– Я знаю! Это называется – по слогам!
Учитель прикрепляет на доску карточку с темой урока: СЛОГ. Уже с детского сада дети имеют представление о слоге.
Учитель: О чем сегодня поговорим на уроке?
Учитель: Произнесите слово еще раз. Определите, сколько в слове частей?
Дети: ____________4 части – л, у, н, а. Это буквы.
Учитель: Верно, из этих частей сложили слово. Поэтому каждую такую часть ученые назвали слог.
Учитель: Сравните слоги. Что в них общего?
Дети: Каждый слог состоит из гласного и согласного звуков.
– Каждый слог состоит из двух букв.
Учитель: В слове луна поставьте ударение. (Дети, показывая движениями, зовут: «Луна» (неразрывно, чтобы артикуляционно не разрушать слово.) Какой слог по счету ударный?
Если детям трудно, то вопрос можно задать так: «Какой слог ударный: 1_й или 2_й?».
У детей не возникает трудности в выполнении этого задания. Получилось слово «луна».
Учитель: Есть ли другие варианты?
Учитель: Слово луна сегодня уже нам встречалось. Откройте тетрадь для печатания. Напечатайте слово «Луна». Рядом составьте звуковую модель.
Дети работают самостоятельно. Произносят звуки, обозначают их цветом. В классе
стоит рабочий шум. Во время работы учитель подходит к ученикам, смотрит, оказывает направляющую помощь. Затем приглашает одного ученика к доске. Он показывает свою работу.
Проверяем. С заданием справились все.
(оценивает с учителем результат своих действий, вносит соответствующие коррективы (регулятивные УУД)
Учитель: Что вы можете рассказать о луне как о предмете?
Дети: Луна светит. Когда идешь по улице ночью, она освещает дорогу.
Дети: Хотела бы дополнить ответ. Луна не светит, она отражает свет Солнца. Мы говорили об этом на уроках окружающего мира.
Дети: Луна желтая, на ней нет жизни, воздуха.
Учитель: Хорошо. А что можете
Дети: В слове четыре буквы.
– Две буквы согласных звуков.
Две буквы гласных звуков.
Далее дети затрудняются ответить.
Учитель предлагает спросить слово. (Вместе.) «Что это?»
Учитель: От какого звука зависит – ударный слог или безударный?
Учитель: Значит, «хозяином» слога является гласный звук. Без него – нет
Учитель: А сколько в этом слове слогов?
Учитель: Сделайте вывод о том, как определить в слове количество
Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Да. Но еще надо произнести слово нараспев. Теперь, когда вы узнали, что такое слог, у вас будет здание: разделить слово на слоги.
Зачем? Об этом вы узнаете на следующем уроке.
IV. Подведение итогов
Учитель: Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?
Учитель: Как вы считаете, вы научились вежливо возражать тем, с кем не согласны?
(работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные УУД)
– А у меня это не всегда получается!
Учитель: Какое правило мы сегодня открыли на уроке?
Дети: Мы узнали, что слово состоит из слогов.
– Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Учитель: Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты?
Учитель: Действительно, это так. Но я надеюсь, что на следующем уроке мы с вами раскроем и эти секреты.