что такое слики на мотоцикле
Мат.часть Слики и полуслики
Самое первое – это резина для сухого покрытия. Точнее слики и нарезные слики (полуслики).
Главное отличие от гражданской резины заключается в том, что резина подвержена быстрому износу и на ограниченное количество циклов нагрева и охлаждения. Так как сликов обычно хватает на одну гонку и может квалификацию, то ограниченное количество циклов нагрева не критично для данного типа резины, её все равно хватает на день 🙂
Резина рассчитана на сухой асфальт, отличается между собой твёрдостью. Есть насколько разновидностей сликов: мягкие – для более прохладного асфальта, средние (и так понятно) и жёсткие. Также по жесткости можно отбирать резину в зависимости от стиля управления. Если агрессивная манера езды, то смело ставится компаунд жестче и наоборот.
Также иногда принято на передние колеса ставить на одну единицу жесткости мягче. Заднее колесо, например среднее, значит переднее должно быть мягкое.
Теперь отличие слика от полуслика. Полуслик имеет точно такие же характеристики, как и слик, но имеет нарезку в основном по центру резины. По бокам – тот же слик. В процессе эксплуатации нарезка показывает пилоту, где предел, то есть резина начинает плыть, в отличии от слика, который держит до последнего, а потом резко срывается. Поэтому часто по регламенту запрещено использовать полный слик в классах любителей.
Гладкая шина, или слик. Что это?
Слики (от англ. slick — гладкий) — разновидность спортивных шин, отличительная черта которых — полностью гладкий протектор (без рисунка). Первые слики были разработаны компанией M&H Tires еще в начале 1950-х годов и использовались на драг-рейсинге.
В основном применяются на профессиональных гоночных сериях (Formula, DTM), чемпионатах с высоким уровнем подготовки, таких как Unlim, Super-Race и др.
Такие шины используются только на сухом покрытии и обеспечивают максимально возможное сцепление с асфальтовым полотном за счёт отсутствия желобков протектора и специальной двухслойной технологии изготовления боковых стенок, позволяющей им сминаться при старте. Это значительно увеличивает пятно контакта: увеличивается трение с трассой — увеличивается качество сцепления разогретой резины с дорогой.
На влажной трассе классические слики не рекомендуются к использованию, так как попросту проскальзывают — нечем зацепиться за асфальт и появляется эффект аквапланирования. По этой же причине они не разрешены к использованию на дорогах общего пользования в отличие от полусликов, имеющих небольшой рисунок протектора. У нас на сайте, Вы можете воспользоваться сервисом подбора полусликов для своего авто по размерам, производителю и типу протектора.
Но производители гоночных шин в отдельную категорию выделили дождевые гоночные покрышки. У Michelin дождевые шины имеют обозначение “P” в своем названии.
Также из-за отсутствия рисунка на протекторе слики меньше деформируются под нагрузкой, что позволяет использовать в шинах более мягкую резину, а значит она меньше деформируется и перегревается и не вздувается. У сликов уровень износа можно определить по небольшим специальным отверстиям в протекторе, а у полусликов, как и у гражданских шин — по глубине немногочисленных канавок.
Есть несколько разновидностей сликов: мягкие – для более прохладного и гладкого асфальта, средние и жёсткие. Также по жесткости можно отбирать резину в зависимости от стиля управления. Если агрессивная манера езды, то смело ставится компаунд жестче и наоборот.
Обозначения размеров и характеристик гоночных шин могут отличаться от обозначения гражданских.
Например, компаний Michelin использует такое обозначение: 27/65-18 S9L RFID
27 — ширина протектора в см (не общая ширина!)
65 — полный внешний диаметр покрышки в см
18 — внутренний диаметр в дюймах
S — тип “слик” (Р — дождевая шина)
9 — жесткость (SOFT — 7; MEDIUM — 8; HARD — 9)
L, M — поколение
RFID — наличие чипа в боковине шины, который позволяет проверять состояние шин в режиме реального времени на старте (на скорости до 60 км/ч).
У Pirelli используется другая система обозначений, а также цветовое обозначение:
Тип протектора:
D — dry (для эксплуатации только на сухих дорожных покрытиях)
W — wet (для эксплуатации на мокром покрытии)
Обозначение состава резиновой смеси:
H — HARD — твердый
M — MEDIUM — средний
S — SOFT — мягкий
SS — SUPERSOFT — сверхмягкий
Какие слики лучше. ТОП-7 трековых мотошин
Ведущий немецкий журнал о мотоциклах «PS Sport Motorrad Magazin» опубликовал в июньском номере результаты своего сравнительного теста среди семи комплектов мотошин-сликов. Такая трековая резина используется в основном на чемпионатах и в профессиональных гонках, где пилоты сосредоточены на времени прохождения круга.
Но так как гонщиков-любителей трека тоже предостаточно, то эксперты испытаний решили оценить каждый комплект шин по множеству параметров. Кроме времени круга, оценивалась также и управляемость, устойчивость по курсу и в поворотах, уровень сцепления и торможения, поведение резины на пределе и ее ответная реакция при маневрах.
Тест-команда «PS» в сотрудничестве с бывшим гонщиком Кубка мира и одним из самых опытных тест-пилотов Арне Тоде использовала байк Honda Fireblade SP для испытаний подопытных сликов, которые проводились на трассе MotoGP в испанской Каталонии.
Были испытаны пары (передняя и задняя шины) пяти брендов: Bridgestone, Dunlop, Metzeler, Michelin и Pirelli. Производители Dunlop и Michelin предоставили для теста по два комплекта резины, немного отличающиеся между собой. Кроме того, специалистам пришлось повторно тестировать шины Bridgestone Battlax V02, так как первый комплект к всеобщему удивлению продемонстрировал неадекватное поведение в поворотах и очень низкий уровень сцепления. Поэтому в результаты теста включены оценки второго идентичного комплекта, а первую пару шин эксперты журнала вместе с производителем Bridgestone обещали изучить, чтобы понять причину странного поведения.
1️⃣ Победителем испытаний стал Dunlop – пара Dunlop KR106/KR108 (120/70 R17 и 195/65 R17) показала лучшие результаты. Пилот проехал круг на этих сликах за 1 минуту и 49,47 секунды, что оказалось на 0,29 сек. быстрее второго места и на целых 3 секунды лучше, чем у шин на последнем месте в тесте. Эксперты отметили и такие выдающиеся свойства, как невероятно высокое сцепление, великолепная устойчивость и отличная управляемость.
Данная пара оказалась просто сенсационна, особенно после того, как в 2014 году бренду пришлось закрыть производство гоночных шин в Великобритании, и Данлоп слегка утих, по крайней мере, в популярном спорте. Теперь для производителя все может измениться.
2️⃣ Вторую позицию занял Bridgestone. Хотя тест-команде потребовалось испытать второй комплект шин Bridgestone Battlax Slick V02 (120/60 R17 и 200/65 R17), но все же пришлось и смириться с великолепными показателями японской резины: лучшая управляемость в тесте, высочайшая точность реакции и уверенное вхождение в повороты. Но чуть медленное время круга, чем у победителя теста, и немного меньший уровень сцепления на заднем колесе в конечном итоге имеют значение. Для пилотов-любителей, которые выиграют от поведения шин в поворотах, слики Bridgestone могут обеспечить высокую степень удовольствия.
Конечно, стоит еще дождаться решения по первому комплекту тестовых шин, который не смог убедить.
3️⃣ На третьем месте вполне заслуженно оказались шины Pirelli Diablo Superbike (120/70 R17 и 200/60 R17). По оценкам экспертной команды, чувствуется высокий потенциал резины: отличное сцепление передней шины при торможении и в наклонном положении, очень точное поведение при поворотах, высокая устойчивость и отличная обратная связь. За исключением минимального коробления задней шины при резком ускорении, что стало чуть ли ни единственным заметным минусом шины.
Но Pirelli уже много лет оснащает чемпионат мира по супербайку, и недаром это одна из самых популярных мотошин для гоночной серии.
Четвертое место – за второй парой сликов Dunlop KR109/KR108 чуть в бóльших размерах. За ними расположились Michelin Power Performance с мягким компаундом резиновой смеси. Шестую строчку заняли мотошины Metzeler Racetec RR slick, а последнее место осталось за вторым комплектом Michelin Power Performance, но уже с компаундом 24 на заднем колесе.
Следует отметить, что время круга и прочие показатели испытуемых сликовых мотошин могут отличаться на других треках, или при различных погодных условиях, или даже на другом тестовом мотоцикле. Тем не менее, данные сравнительные испытания демонстрируют тенденции и дают объективный обзор характеристик отдельно взятых моделей. А вот почему в тесте не участвовали шины бренда Continental, неизвестно. Возможно, тогда общая картина могла бы быть куда интереснее 😉
А для всех неравнодушных к мотоциклам, мы составили на этот летний сезон чертову дюжину самых лучших мотошин различных областей применения!
Слики? что это? как подобрать спортивную резину.
Всем здравствуйте, с поиском колес к сезону понял что в интернете нет статей о подборах и рекомендациям по выбору и поиску сликов, поэтому решил написать статью о сликах.
Слики: если в общем, то это резина с мягким составом резины, цель которой хорошее сцепление с дорогой, основное использование драг рэйсинг.
Не претендую на эксперное мнение, рекоменации ниже будет из личного опыта и опыта людей с кем знаком. Думаю статья будет полезна прежде всего для начинающих.
Начну с того что определюсь, в чем приемущество сликов? все статьи что я прочитал пишет: для реализации мощности, конечно это правильно можно собрать мотор на 1000-1500 сил и потом проехать на квоторе время как едет машина 600-700 сил просто с хорошей реализацией, но давайте вернемся к реалиям… слики дают СТАБИЛЬНОСТЬ!
приведу пример: существует мнение что граждынская резина (псевдослики) имеет хороший зацеп. Да на гражданской резине можно проехать хорошее время, есть серьезная резина типа toyo 888 или advan048, ну или бюджет вариант westlake sport rs, я много экспериментировал с резиной, многое пробовал… кое какие показывали хорошие времена, НО они не имели той стабильности которые нужны для соревнования… т.е вы можете при удачном старте и удачно выбронном бусте на старте, показать очень хорошее время, но это будет один старт из 10-ти, а все знают что в драге важна стабильность. Поэтому если вы не ограничиваетесь фотографиями с г-техов и рэйслоджиков, а любите реальные гонки с серьезными апонентами, то вам нужны слики.
Существует 4 брэнда которые завоевали драг индустрию Hoosier, Mickey Tompson, M&H и goodear (у последней размеры в основном под корчи и болиды…) Каких то однозначных приемуществ те или другие не имеют, схожие размеры, схожие линейки резины, состав конечно индивидуальный при чем составов резины у каждой фирмы порядка 10-ти.
Линейка сликов:
если сократить знакомство до минимума, то каждая из фирм имеет городские, полудраговые и драговые… есть там много вариаций, вплоть до мотоциклетных сликов, сликов по бетону, передние (Front) и т.д…в общес ассортимент обширный, думаю начинающим не стоит забивать голову.
выбор естественно за каждым свой, но подбирать в основном стоит исходя из мощности, покрытия и условий эксплуатаций…
Городские слики схожи с нашими повседневными, размерность указана таже, самые широкие что я встречал и использовал это 335 ширины, на них практически те же ощущения что и на городских, но колеса имеют очень мягкий состав их можно спустить до давления 1.0 и даже ниже и все будет ехать в разы лучше гражданки. на них можно спокойно добраться до какого то нелегала с гаража по дороге общего пользования, естественно использовать на треке, но т.к. не имеют водоотведения на них по дождю будет очень страшно, несколько раз добирался по дождю по городу, скажу вам что это очень опасно. Я бы эту резину посоветовал для нелегалов где использование других сликов опасно. Не гонитесь за шириной так как будет работать тот же эффект что и с широкой резиной зимой.
Сразу перепрыгну к драг линейке. Эта резина имеет однозначно уже другой состав нежели стрит, не имеет бокового корда и используют их все на давлении около 1 кг(+/- 0.5), естественно на драг сликах очень опасно ездить на не подготовленной трассе. ощущения для понимания — спустите колеса R15\16 до давления 0.8 и попробуйте проехать квотер, ощущения такие же… машину переставит с полосы на полосу и вы даже ни как это не исправите, на них надо тренироваться, а вообще к этой линейке лучше придти плавно и однозначно только на треке, так как не каждый старт заканчивается финишем.
размерность у таких колес указывается в дюймах 26/10 15 ну или 28/13.5 16, первая цифра высота в дюймах, 26 это примерно обычный размер колес, 28 на многие машины уже с трудом влезут в арку (в маркообразных приходится снимать обвесы, пороги и четко подбирать диски по выносу), 27 очень редкий размер. 29 высоту, 31,33 даже не рассматривайте, без вырезания крыльев они уже не залезут. Ширина тоже в дюймах, но тут есть ньюанс, он не всегда четко сопадает по цифрам, поэтому по каталогу стоит уточнить. У разных производителей один и тот же размер может иметь разброс ширины до 1 см. (сравнивал 26/10 15). Последняя цифра радиус, чем выше профиль резины(высота), тем сложнее будет управление, поэтому оптимально подбирать 16/17 радиус, но к сожалению производители почти всё загнали в 15-ый размер.
Есть промежуточная линейка у хузер quick time pro у МТ street, она имеет боковой корд, но из за мягкого состава резины эксплуатировать на дорогах тоже опасно, это скорее оптимальный вариант что бы потренироваться перед эксплуатацией драг слик. Они имеют размерность 17,16 (то есть с высотой профиля ниже) и потому использовать их проще и безопаснее на треке. Состав резины у них чуть проще, поэтому сцепление будет чуть хуже чем у драг линейки, но на них тоже можно показывать серьезные результаты.
Для начинающих советую использовать резину на высоком давлении 1.5-1.7, а далее по своим ощущениям спускать, исходя из своих страхов, зацепа, меняющейся температуры на улице ну и настроек авто (если что то меняете в процессе гонок). Учитывйте что каждая резина требует прогрева до белого дыма и давление в резине растет. перегрев сликов тоже опасен в плане управления, так как резина может «поплыть», поэтому лучше успользуйте помощника на прогревах иначе когда увидите этот дым вы, будет уже поздновато. Если резину жалко, ну или у вас резина держит и без прогрева, то можно использовать на холодную. Есть специальные термокожухи, прогревочные ролики, можете изучить этот вопрос более подробно.
не гонитесь за шириной с запасом и высотой… должны понимать что с зацепом мы боремся первые 100 м, а остальные 302 машине еще приходится их потом тащить и сами понимаете что резина спущенная, высокая, широкая имеет потом серьезные потери… У хузиер есть таблица по мощности, советую ее хотя бы изучить до выбора.
Желательно подбирать ширину дисков по каталожным рекомендациям, они как правило (от и до) указаны к каждой резине.
Надеюсь информация кому то будет полезна, постарался коротко и в общих чертах описать что такое слики, что бы люди не боялись их использовать прежде всего из за отсутствия информации и страшилок.
в среднем цена одного колеса 300-350$. Не являюсь поставщиком, поэтому это не реклама и обращаться с покупкой лично ко мне не стоит. Спасибо.
Мотоциклетные шины. Держак – наше все
Мотоциклетные шины.
Шины. По сути, это расходный материал для байка, точно такой же, как бензин, воздушный фильтр или масло. Однако в данном случае, качество «расходника» напрямую определяет, вцепится ли мотоцикл в асфальт или улетит в ближайший кювет, сможет ли райдер сполна использовать потенциал тормозной системы и замедлиться безопасно и эффективно, или же шины завизжат слишком рано, сдавшись на милость поджидающему лоусайду. Одним словом, «обувка» для дисков вашего байка играет значительную роль в общей безопасности и управляемости машины.
Каждая готовая шина – это труд, материал и сложные технологии, уровень которых отражен в ее цене. Из всего многообразия транспорта, колесящего по дорогам планеты, мотоцикл предъявляет самые высокие требования к шинам. Помимо того, что шина должна работать безукоризненно, если нужно избежать ДТП, она должна справляться с этими обязанностями в гораздо более серьезных условиях, чем те, которые характерны для автомобилей и грузовиков. Ведь пятно контакта мотоциклетной шины в десятки раз меньше, чем автомобильной.
Чтобы понять, как такой маленький кусочек резины сложного состава удерживает байк в контакте с полотном, давайте, для начала, разберемся с общим устройством шины.
Конструкция
Основой шины являются слои, которые составляют ее каркас. Эти слои состоят из прорезиненных синтетических волокон корда, уложенных один на другой и связанных между собой в готовой шине. Слои, в свою очередь, покрыты слоем мягкой резины, на который наносится протектор. Внутренние кромки шины (борта) выполнены в виде тщательно сформированной и усиленной области, которая удерживает шину на краю обода и не дает ей соскочить. Если шина бескамерная, то борт дополнительно усиливается, а внутренняя поверхность шины покрывается воздухонепроницаемым слоем резины. Теперь разберемся с каждым элементом подробнее.
Слои каркаса обеспечивают прочность шины и сохраняют ее форму, даже на высоких скоростях, когда увеличенные центробежные силы стремятся ее деформировать. Слои должны быть жесткими для предотвращения деформации шины и вибрации протектора при резком ускорении или торможении. Однако при этом слои должны еще и позволять шине изгибаться в месте, где она находится в контакте с дорогой. Многие мотошины содержат четыре слоя, но если требуется еще большая жесткость, шина может содержать и шесть слоев. Слои изготавливаются из корда, сделанного из искусственного шелка, кевлара, полиэстера или нейлона, связанного резиной. Слои оборачиваются вокруг проволочного основания борта на краю шины.
Вы наверняка знаете, что шины бывают диагональные и радиальные. Эти термины как раз и обозначают тип слоя каркаса, по виду расположения нитей.
Много лет использовалась схема с диагональным расположением нитей корда. Название связано с методом укладки чередующихся слове в виде буквы “X” для обеспечения жесткости боковины. Шины такого типа при высоких скоростях растягиваются под воздействием центробежной силы, при этом они удлиняются и становятся более узкими, что приводит к перегреву и ухудшению управляемости.
Конструкция диагональной шины (возможно дополнительное укрепление несколькими слоями брекера)
Не мирясь с недостатками диагональных шин, производители разработали другую схему – с радиальным расположением нитей корда. В такой шине слои каркаса наносятся от одного борта к другому, кроме того, присутствуют один или два слоя брекера, расположенные снаружи каркаса. Недостаток такой конструкции в том, что боковина покрышки слабее, чем в диагональных шинах. Из-за этого радиальные шины не использовались на байках долгое время, пока производители шин, колес и мотоциклов не собрались вместе и не сконструировали мотоциклы с увеличенной шириной колес, которые допускали установку низкопрофильных шин без каких-либо потерь площади контакта, но обладающих преимуществом усиленной боковины.
Конструкция радиальной шины (также может быть укреплена брекером)
Радиальные шины легче диагональных, они обладают лучшей износостойкостью и характеристиками. Можно применять более мягкий резиновый компаунд (термин, которым обозначают состав шины), не опасаясь при этом чрезмерного увеличения износа. Современные радиальные шины изготавливают на основе технологии монолитной конструкции слоев. В такой шине предварительно сформированные ленты заменены одним элементом-материалом, который наносится на шину подобно тому, как нитка наматывается на катушку. Эта технология позволила еще больше облегчить шины и увеличить прямолинейную устойчивость на высоких скоростях.
С каркасом разобрались, теперь уясним для себя, что собой представляет борт шины. Внутренним кромкам шины придается форма усиленного борта, который удерживает шину на ободе. Борт состоит из непрерывного пучка стальной проволоки, обладающей высокой прочностью на растяжение и покрытого резиной. Для использования камерных шин борт делается достаточно гибким, чтобы его можно было перетянуть через край обода при установке. У бескамерных шин борта гораздо жестче, и они плотнее устанавливаются на обод. Это необходимо для обеспечения герметичности между бортом и ободом. Дополнительным «бонусом» бескамерных шин идет трудность установки в гаражных условиях, если нет специализированного оборудования. Поэтому, если не уверены в том, что можете установить «бескамерку» сами, лучше оставьте это дело шиномонтажу – сэкономите время и нервы, плюс не будете волноваться о том, что можете повредить шину или даже обод.
Наконец, давайте поговорим о видимой части шины, о протекторе. Протектор изготовлен из резинового компаунда, который выбирается, исходя из заданных характеристик износа и сцепления с дорогой. Мягкий компаунд обеспечивает наилучшее сцепление, но быстро изнашивается. Более твердый компаунд «держит» хуже, но служит дольше. Как видим, это еще один компромисс, который в данном случае разрешается в зависимости от назначения шины и стиля вождения райдера.
Некоторые компании производят двухкомпаундные шины, которые состоят из твердого компаунда в центре и мягкого по краям. Это решение обеспечивает хороший «держак» в поворотах при более низком общем уровне износа, и, что еще важнее – предотвращает проминание центральной части, влияющее на форму шины, а следовательно, на ее характеристики.
Рисунок протектора оказывает значительное влияние на сцепные свойства шины. При идеальных условиях движения шина с абсолютно гладким протектором обеспечила бы максимальную площадь контакта резины с поверхностью дороги. Именно поэтому слики (slick) используются на гонках всегда, когда условия это позволяют. Особенно отчаянные райдеры, адреналина ради, пытаются ездить на гоночных сликах и по городу, однако это скорее «дешевые понты», чем действительно полезное решение. Главная причина – слики разрабатываются для гонок, не для города. Из этого вытекает множество последствий: их нужно прогревать до рабочей температуры, которую трудно обеспечить в городском «старт-стоп» режиме движения, да еще и на законных скоростях. Кроме того, предельные сцепные свойства слика означают, что долговечность резины – явно не ориентир для гоночного продукта. Что хорошо для трека, далеко не всегда идет на пользу в городе.
Pirelli Diablo Superbike. Слики детям не игрушка!
Для дорожного мотоцикла важно, чтобы резина могла работать при всевозможных дорожных и погодных условиях. Если бы слики использовались на влажной трассе, то между протектором и поверхностью дороги образовывалась пленка воды, и шина начинала бы скользить. Сеть «канавок», имеющихся в протекторе, позволяет воде стекать с поверхности на боковины шины, а небольшой изгиб протектора используется для отвода водяной пленки. Чем больше износ шины, тем менее эффективно «канавки» отводят воду, поэтому большинство производителей рекомендует заменять шины при износе протектора приблизительно до 2 мм.
Вы наверняка замечали, что на многих дорожных байках рисунок протектора переднего и заднего колеса направлен в разные стороны. Это легко объяснить, если задуматься о том, какие функции выполняет каждое из колес. Тяга передается на заднее колесо, его задача – сообщать движение байку, «толкать» дорогу. Протектор шины заднего колеса смотрит «острием» рисунка вперед. Переднему колесу сообщается вращение, поэтому «острие» рисунка направлено в обратную сторону – так протектор полностью отрабатывает свое расположение. Также нельзя забывать о тормозных усилиях, которые у мотоциклов сосредоточены в основном на переднем колесе. Обратный протектор в таком случае добавляет стабильности и цепкости при экстренном торможении. Если бы серийно выпускались, скажем, полноприводные спортбайки, то для их передних шин пришлось бы разрабатывать другой тип рисунка, который бы удовлетворял новым свойствам переднего колеса.
На внедорожной технике, вроде кроссовых и эндуро-байков, различный рисунок протектора используется, чтобы справиться с грязными или пыльными поверхностями. Развитый рисунок протектора шин для мотокросса разработан для обеспечения зацепления с рыхлым грунтом, который за секунду забил бы дорожную шину. Выступам протектора придана такая форма, чтобы отбрасывать любую грязь, попадающую между ними. Попытка покататься по асфальту на кроссовой резине окончится плачевно – асфальт превратит «шипы» протектора в месиво, на такой резине уже нормально не поездишь нигде.
Шина для кроссовых байков Bridgestone M204
Шины для триальных байков и мотоциклов двойного назначения представляет собой компромисс между протектором шин кроссовых и дорожных байков; высота выступов меньше, и они так же, как и дорожные шины, могут использоваться на дорогах с твердым покрытием.
Триальная шина Bridgestone Trail Wing TW24
Это точно немцы! Только они так любят перекачивать шины. (с) к/ф «Такси»
Пятно контакта при различном давлении в шине
Многие райдеры находятся в плену сладостных иллюзий о том, что установка более широкой, чем стандартная, шины, приведет к улучшению управляемости. Да и смотрится круто! Вот только когда ставят более широкую шину на стандартный обод, она слегка деформируется, чтобы расположиться на нем. Угадайте, как это влияет на управляемость.
Как вариант, можно поставить шину с меньшим профилем – это увеличит ширину без увеличения общего диаметра. Но производители мотоциклов тратят огромное количество средств и времени на испытания шин и колес своих машин, поэтому можно быть абсолютно уверенным, что именно эта ширина и рисунок протектора наилучшим образом подходят для вашего джиксера или TDM.