что такое скульптура малых форм

Что такое скульптура малых форм

Малая пластика— вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству.
Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой.
Пример — керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы — сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров.
Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений.
Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность.
Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.
В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских.
Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления.
Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи.
Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств.
Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы.
Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм.
Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства.
Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство.
Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный.
Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым.
Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы.
В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства.
Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.
Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия «скульптура малых форм». Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно.
Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.
В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов.
Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка.

Новости

1. требуется резчик по дереву.

Источник

Малая пластика: что это такое?

что такое скульптура малых форм. Смотреть фото что такое скульптура малых форм. Смотреть картинку что такое скульптура малых форм. Картинка про что такое скульптура малых форм. Фото что такое скульптура малых форм

Малая пластика взяла свое начало в древности. А если быть точнее, то в доисторической культуре венер и, конечно же, тотемных фигур.

Малая пластика, что это такое?

Она включает в себя огромное количество техник создания произведений и применение всевозможных материалов. При этом особых критерий к данному виду искусства не предъявляется. Узаконенными остаются только основные параметры, согласно которым длина и высота готовой скульптуры не должна превышать 80 сантиметров.

Стоит отметить, что малая пластика несет в себе такую отличительную черту, как обобщение и психоанализ. При этом скульптура малых форм тесно связана с декоративно-прикладным искусством. Самое удивительное, что произведение, созданные в этом направлении могут выпускаться большими тиражами, что не является характерным для станковой скульптуры, но присуще образцам прикладного искусства.

Достойным примером данного направления служат гжельские изделия из керамики: различные кумганы и квасники, которые несут в себе различные скульптурные группы. Это и пирующие кавалеры и дамы, это сражающиеся воины, это и бомбардиры у пушек.

Нередко скульптуры малых форм в сочетании с изделиями декоративно-прикладного искусства составляют целостный ансамбль.

Немного истории

Если рассматривать историю того, как формировался данный стиль искусства, начиная с 1920 года, то в послевоенный годы, на малую пластику обратили внимание, как на одно из направлений декоративно-прикладного искусства. При этом оно считалось второстепенным или же ремесленным.

Именно в это время малую пластику стали приковывать к станку, стремясь повторить сюжетность, тематику и форму «большого» искусства. То, что было важным: изобилие, сила, олицетворение многих обобщенных понятий и патетика – в малой пластике превратилось в эскиз, макет.

что такое скульптура малых форм. Смотреть фото что такое скульптура малых форм. Смотреть картинку что такое скульптура малых форм. Картинка про что такое скульптура малых форм. Фото что такое скульптура малых форм

В то время никто не занимался искусством малых форм всерьез. Это направление нельзя было отыскать в книгах. До определенного времени малая пластика и вовсе считалась инородной отраслью. Круг же авторов постепенно складывался из художников, которые работали в области производства изделий из фарфора.

К малой пластике стали относиться всерьез только в 70-х, когда пришло понимание, что малая пластика уже не помещается в рамках старого определения.

Именно в произведениях малой пластики мы видим, что все обращено к духовному, внутреннему миру человека. Ведь искусство малых форм сейчас представляет собой направление, благодаря которому можно внести разнообразие и крупицу оригинальности в интерьер особняка, офиса и квартиры.

Источник

Скульптура малых форм

Рассмотрение понятия скульптуры малых форм. Искусство скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур. Оно включает в себя — огромное разнообразие направлений, материалов и техник.

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления07.12.2010
Размер файла11,0 K

что такое скульптура малых форм. Смотреть фото что такое скульптура малых форм. Смотреть картинку что такое скульптура малых форм. Картинка про что такое скульптура малых форм. Фото что такое скульптура малых форм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Скульптура малых форм

Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.

В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских. Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления.

Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств.

Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы.

В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства. Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.

Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия «скульптура малых форм». Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно. Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.

В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, воплощением ее духовной значимости, ее ценности.

Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Модель увлекает художников своей психологией, присущими исключительно ей одной чертами характера. Это вовсе не означает, что портрет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Его герои связаны со своим временем, со своей эпохой. В основе портрета лежат метафора, иносказание. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. Но иносказание может быть и льстящим человеку, и несущим иронию, и даже, карикатурным.

Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоевших портретов-голов. В портрет все энергичнее привносятся атрибутика, аксессуары, он становиться сюжетно богаче, разнообразнее.

Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни.

Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, крестьян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают понятии красоты, добра, правды.

Общественный или личный интерьер, административные учреждения, гостиницы, клубы и частные особняки обретают индивидуальность путем украшения эксклюзивной декоративной скульптурой. Это может быть круглая скульптура или рельеф. Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм. Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу. Они могут входить в произведение как фон, на котором развертывается действие, выступать в роли смыслового акцента, позволяющей полнее раскрыть настроение художника которое он хотел сообщить своём произведении. Так же пейзаж и натюрморт существуют самостоятельно, как предмет искусства, пластическим языком открывающее эмоциональное воздействие природы и окружающей среды.

Эмоциональное воздействие произведения скульптуры во многом зависит от того, сохранена ли творческая манера художника, его лепки, прикосновение его руки к глине при формовке и отливе вещи. В связи с этим огромную важность приобретают в профессии скульптора личная ответственность художника за авторскую проработку вещи, надзор за осуществлением перевода ее в материал.

В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Работа в камне развивается в двух основных направлениях, по пути обобщения формы, подчеркивания монолитности блока и увеличения объема. Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. И, наоборот, существует склонность к акцентированию подробностей и уменьшению размера произведения. Иллюстрацией этого может служить пластика редкостно управляющих камнем кызылских скульпторов. Их сарлыки, арзланы, композиции, связанные с жизнью и бытом пастухов и скотоводов, выполненные с необычайной дотошностью и со счастливой способностью не впадать в натуралистичность, не превышают 10-12 сантиметров и узнаются сразу. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные виды скульптуры. Мелкая пластика, скульптура малых форм, монументально-декоративная скульптура. Развитие портретного жанра. Анималистический и исторический жанры. Выразительные средства скульптуры. Материалы для изготовления моделей скульптур.

презентация [3,3 M], добавлен 25.03.2016

Предпосылки развития, процесс становления, расцвета и упадка древнегреческой скульптуры: от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй.

реферат [79,8 K], добавлен 19.04.2011

контрольная работа [66,8 K], добавлен 22.02.2011

Сущность скульптуры как вида изобразительного искусства, произведения которого имеют трехмерный объем. Виды и жанры скульптуры, используемые материалы и способы ее выполнения. Творчество скульпторов: М. Буонарроти, М. Козловского, И. Шадра, П. Клодта.

презентация [2,2 M], добавлен 25.02.2014

Представление об античной скульптуре, ее характерные черты, особенности. Периодизация древнегреческого искусства. Общее культурное наследство греческой скульптуры, ее представители. Влияние античной скульптуры на развитие культуры последующих цивилизаций.

контрольная работа [31,3 K], добавлен 27.06.2013

Зарождение древнегреческой скульптуры. Эпоха архаики как ранний этап развития античного греческого общества. Два типа скульптурных фигур, присущих эпохе. Особенности классической греческой скульптуры. Эллинистический этап, культурное движение в Риме.

реферат [54,0 K], добавлен 13.02.2012

Переход от средневековых религиозных форм духовной жизни к светской культуре и науке в конце XVII вначале XVIII в. в русской культуре. Расцвет русского зодчества. Тематика живописи и скульптуры исследуемого периода, обзор основных авторов и произведений.

реферат [3,1 M], добавлен 12.03.2014

Источник

Что такое скульптура малых форм

Малая пластика— вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству.
Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой.
Пример — керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы — сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров.
Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений.
Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность.
Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.
В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских.
Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления.
Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи.
Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств.
Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы.
Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм.
Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства.
Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство.
Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный.
Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым.
Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы.
В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства.
Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.
Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия «скульптура малых форм». Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно.
Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.
В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов.
Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка.

Для самих художников, малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента.
Взаимоотношений масс и фактур. Пластические решения, когда внимание, с одной стороны, свободно обтекает внешние контуры работы, с другой — цепляется за ловушки пустот и просветов между объемами, порождает сложную «игру» притягивая и гипнотизируя зрителя.

Жанры и направления малой скульптуры, чрезвычайно многоплановы и затрагивают практически все области жизни человека. Это — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна, и кинетическая скульптура.
В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, воплощением ее духовной значимости, ее ценности.
Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Модель увлекает художников своей психологией, присущими исключительно ей одной чертами характера. Это вовсе не означает, что портрет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Его герои связаны со своим временем, со своей эпохой. В основе портрета лежат метафора, иносказание. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. Но иносказание может быть и льстящим человеку, и несущим иронию, и даже, карикатурным.
Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоевших портретов-голов. В портрет все энергичнее привносятся атрибутика, аксессуары, он становиться сюжетно богаче, разнообразнее.

Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни.
Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, крестьян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают понятии красоты, добра, правды.
Вряд ли найдется художник, который не обращается к истоку всякого искусства — народному творчеству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Но если художники раньше часто прибегали к внешним приемам, иногда прямому подражанию языку примитива, то теперь акцент переместился на изложение традиций своими собственными средствами, на переосмысление их, на передачу своеобразия национального характера, народных обычаев, взглядов, нравов.

Материалы традиционно используемые в малой пластике фарфор, кость, терракоту, типичны для прикладного искусства и нетипичны в большой скульптуре. Следует отметить еще популярную в скульптуре малых форм глину — шамот. Также в современных произведениях широко используется эпоксидная смола и другие синтетические пластики, позволяющие стилизовать скульптуру практически под любой традиционный материал.
Скульптура малых форм использует бронзу чаще других материалов, с одинаковой легкостью она может предать грубую фактуру и быть отполирована до состояния зеркала. Прекрасно поддающееся тонировке бронза может в полной мере раскрыть замысел скульптора. (Художественная обработка металла)
Реже она обращается к не менее податливому и интересному материалу — чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне. Тиражировались они на замечательном, славящемся на весь мир заводе художественного литья в Касли.
В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Работа в камне развивается в двух основных направлениях, по пути обобщения формы, подчеркивания монолитности блока и увеличения объема. Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. И, наоборот, существует склонность к акцентированию подробностей и уменьшению размера произведения. Иллюстрацией этого может служить пластика редкостно управляющих камнем кызылских скульпторов. Их сарлыки, арзланы, композиции, связанные с жизнью и бытом пастухов и скотоводов, выполненные с необычайной дотошностью и со счастливой способностью не впадать в натуралистичность, не превышают 10-12 сантиметров и узнаются сразу. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей.
Работой в дереве увлекаются многие мастера. Явной становится манера работы с деревом в форме монолога — подчинения бруска исключительно творческой воле автора. Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала — причудливость, прихотливость его абриса, зовущие до фантазировать созданное природой. Большинство современных художников работают с деревом в мелкой пластике, не вступая с ним в диалог, не воспринимая его как своеобразного соавтора. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства.
Большинство современной пластики созданной скульпторами — эксклюзивна, сейчас мы не берём в расчёт «галереи» «скульптур» отштампованных массово и выставляемых на обочинах дорог. Авторские работы в основном уникальны и на свет появляется уникальное произведение. Эта неповторимость, присущая, авторской скульптуре особенно притягательна сейчас.

«Русская скульптура малых форм» И. А. Крюковой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *